Учебная работа. Выбор и расчет электрических аппаратов управления и защиты электропривода автомобильного крана АБКС-5

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Выбор и расчет электрических аппаратов управления и защиты электропривода автомобильного крана АБКС-5

Реферат

по дисциплине «электрические и электронные аппараты»

Тема: «Выбор и расчет электрических аппаратов управления и защиты электропривода автомобильного крана АБКС-5»

Содержание

Введение

. Технологическое назначение промышленной установки (механизма), краткое описание ее конструкции, кинематической схемы и режима работы

. Требования, предъявляемые к электроприводу, схеме управления и защиты

. Проектирование принципиальной электрической схемы электропривода установки

. Расчет электрических аппаратов, защиты электропривода и проверка ее по категории применения

. Выбор электрических аппаратов управления и защиты электропривода

Заключение

Литература

приложение

Введение

Во всех отраслях промышленности, на транспорте и в строительстве для подъема и перемещения грузов используются грузоподъемные краны, мощность электропривода которых находится в интервале от сотен ватт до тысяч киловатт.

Рабочие механизмы грузоподъемных кранов обеспечивают перемещение грузов в трех взаимно перпендикулярных направлениях. Подъем груза осуществляется механизмом подъема. На кранах может быть установлено до трех механизмов подъема различной грузоподъемности. Перемещение груза по горизонтали на мостовых и козловых кранах осуществляется с помощью грузовой тележки и самого крана, а на стреловых кранах — с помощью механизмов поворота, изменения стрелы или грузовой тележки стрелы. Всеми механизмами кранов управляет из одного места — кабины или поста управления.

Одним из основных параметров грузоподъемных кранов является номинальная грузоподъемность Q, т. е. небольшая масса поднимаемого или перемещаемого груза, а также скорость вертикального или горизонтального перемещения груза. Грузоподъемность непосредственно не характеризует параметры электропривода, поскольку даже при очень большой грузоподъемности мощность электропривода может быть невысокой, однако увеличение грузоподъемности кранов связано с повышением надежности тормозных устройств и общей надежности электропривода.

По назначению разнообразные грузоподъемные машины можно объединить в три группы:

1.универсальные грузоподъемные машины — краны, лебедки, тали, служащие для подъема и перемещения различных грузов при помощи крюкового подвеса на грузовом тросе;

2.Грузоподъемные машины для выполнения определенных технологических операций в промышленности, на транспорте и в строительстве;

.Краны для выполнения строительных, монтажных и ремонтных работ, связанных с перемещением машинного оборудования.

Башенным краном называют кран со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни. Вследствие Г-образной компоновки башенный кран полностью охватывает строящиеся здание, обеспечивая подачу материалов в любую точку возводимого здания. Поэтому башенные краны получили широкое распространение практически во всем мире.

Необходимость возведения разных по параметрам и конфигурации зданий и сооружений привело к созданию различных по конструкции кранов.

По типу применения стрел краны разделяются на три основные группы: с подъемной; с балочной; и с шарнирно-сочлененной стрелой.

С классификацией кранов по типу стрелы тесно увязано деление кранов по способу изменения стрелы: без изменения вылета; с установочным изменением вылета, т. е. с изменением вылета без груза на крюке; с маневровым изменением вылета с грузом на крюке.

По конструкции башен краны разделяют, на краны с неповоротной и краны с поворотной башней.

С конструкцией башни тесно увязаны системы уравновешивания, по которым все краны разделены на краны: без противовеса (неповоротные), с неподвижно установленным (верхним или нижним) противовесом, с подвижным противовесом.

По способу установки на строительной площадке башенные краны разделяют на стационарные, самоподъемные и передвижные. Стационарные прикрепляемые к возводимому зданию, называют приставными.

Передвижные краны, работающие на одном месте и лишь перемещающие груз с одной стоянки на другую, следствие отсутствия собственного ходового устройства или невозможности передвижения в рабочем положении, называют переставными.

По типу ходового устройства передвижные башенные краны разделены на рельсовые, автомобильные, пневмоколесные, гусеничные и шагающие. наиболее распространены рельсовые башенные краны, так как установка кранов на рельсовых путях упрощает конструкцию и эксплуатацию кранов и повышает безопасность его работы. Наличие у кранов автомобильного, пневмоколесного и гусеничного хода позволяет обойтись без рельсовых путей, что, снижает общую стоимость строительно-монтажных работ и повышает мобильность кранов, но приводит к усложнению конструкции и увеличению их массы. Башенные шагающие краны сочетают в себе элементы рельсового и шагающего хода. [4]

1. Технологическое назначение промышленной установки (механизма), краткое описание ее конструкции, кинематической схемы и режима работы

Автомобильные краны — наиболее распространённые стреловые самоходные краны. Они применяётся для строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.

Краны различают с одномоторным приводом, где все механизмы приводятся в действие от основного двигателя внутреннего сгорания — двигателя шасси, и с многомоторным приводом, в котором каждый механизм приводится в действие своим индивидуальным двигателем.

По типу стрелового оборудования краны могут быть с телескопической стрелой и жестким подвесом, с решетчатой стрелой и гибким подвесом и в башенно-стреловом исполнении, а так же со стрелами с гусками.

автомобильные краны имеют механический, гидравлический и электрический приводы.

Механический привод включает силовую установку базового шасси, коробку отбора мощности, коробку скоростей, распределительную коробку, силовые канатные барабаны. электрический привод состоит из силовой установки базового шасси, коробки отбора мощности, генератора, питающего электрическим током электродвигатели механизмов крана.

Для увеличения устойчивости кранов неповоротная часть кранов снабжается рамой, имеющей выносные опоры, увеличивающие опорный контур, а также специальные устройства — стабилизаторы, выключающие рессоры заднего моста при работе без выносных опор.

Кинематические схемы кранов с механическим приводом, системы управления кранов с электрическим и гидравлическим приводом позволяют совмещать рабочие движения изменения вылета и вращения с подъёмом (опусканием) крюка.

В отдельных случаях допускается передвижение кранов с грузом на крюке ограниченной массы. При этом стрела должна быть расположена в секторе задних колёс и направлена по продольной оси шасси с высотой подъёма не более 0,5 м.

Грузовые характеристики кранов для каждой длины стрелы и каждого положения существенно различны. При работе на выносных опорах грузоподъёмность на 80% выше, чем без выносных опор.

Управление кранами осуществляется при передвижении — из кабины автомобиля, при работе — из кабины крановщика, расположенной на вращающейся части крана.

Кран АБКС — 5 смонтирован на шасси автомобиля МАЗ — 500 и имеет максимальную грузоподъёмность 10 т. используется со стрелами длиной 10 и 16 м. Кран также оснащен устройством для подтягивания грузов в рабочую зону. Может работать только на выносных опорах. С грузом перемещение не предусмотрено. Возможны любые совмещённые движения.

Привод крана электрический от генератора мощностью 25 кВт. Вращение ротора генератора производится от силовой дизельной установки шасси. каждый механизм крана приводится в движение от индивидуального электродвигателя. Кран может быть подключен к стационарной электросети.

Конструктивные особенности крана: механизм подъёма стрелы оснащён двумя тормозами, шариковый опорно-поворотный круг, коническо-цилиндрический редуктор механизма вращения поворотной платформы, лебёдка подтягивания грузов в зону работы крана, выносные опоры с ручными винтовыми домкратами.

Механизм подъёма груза снабжен тормозом с гидротолкателем, обеспечивающим плавную посадку грузов при их опускании.

2. Требования, предъявляемые к электроприводу, схеме управления и защиты

Грузоподъемные машины могут быть установлены не только в помещениях, но и на открытом воздухе. При работе в помещениях многие краны находятся непосредственно над линиями технологических механизмов в среде с повышенной температурой, высокой концентрацией пыли, при наличии в воздухе паров слабых кислот и щелочей. Некоторые краны в процессе эксплуатации передвигаются из отапливаемых помещений на открытый воздух и обратно. При этом на изолирующих поверхностях возможна конденсация влаги, которая вместе с производственной пылью значительно снижает электрическую прочность изоляции электрических машин и аппаратов.

поэтому в общем виде условия работы кранового оборудования следующие:

1.Перепад температуры окружающей среды от -40 до +40 0С;

2.Относительная влажность воздуха — 90% при температуре окружающей среды +25 0С;

.Суточное осаждение пыли (в том числе токопроводящей) из воздуха 5 г/м2;

.Суточное осаждение паров слабых кислот из воздуха 500 мг/м2;

.При вибрации в диапазоне частот 1 — 50 Гц с максимальным ускорением 0,5 g и одиночно повторяющимся ударами с максимальным ускорением до 3 g. [1]

Электрооборудование, устанавливается на кранах, с учетом специфики его эксплуатации должно иметь повышенную механическую прочность, быть устойчивым к различным перегрузкам и в тоже время быть предельно простым при обслуживании и ремонте.

На основе многолетней практики эксплуатации кранового электрооборудования выработаны следующие общие требования к нему:

1.Расстояние между находящимися под напряжением частями с разными потенциалами, а также между частями, находящимися под напряжением, и заземленными металлическими частями выбирается в соответствии с табл. 2.1

Таблица 2.1 Изоляционные расстояния в крановом электрооборудовании

Наименование электрооборудованияРасстояние, мм, в зависимости от направленияПо воздухуПо поверхностиДо 60 В61 — 500 ВДо 60 В61 — 500 ВЭлектрические машины, распределительные и комплектные устройства614820Электрические аппараты и тиристорные устройства614818Установочная арматура38410Блоки электроники, имеющие защиту от пыли3648

2.Весь стационарный внутренний монтаж электрического оборудования должен выполняться медным многожильным проводом сечением не менее 1,5 мм2.

3.При монтаже контакторов, размыкающих цепи постоянного тока, они должны возвышаться над пластмассовыми деталями (отстоять от них) не менее чем на 6 мм.

.Сопротивление изоляции электрооборудования между фазами (полюсами) и относительно заземленных частей должно быть не ниже указанных в табл. 2.2

Таблица 2.2 Сопротивление изоляции

Наименование электрооборудованияМинимальное сопротивление изоляции при tокр. = 20 0С и относительной влажности не выше 85%, мОмПри монтажеПри эксплуатацииВ холодном состоянииВ нагретом состоянииПеред началом работыЭлектрические машины5,02,01,0Трансформаторы 5,02,02,0Грузоподъемные магниты10,01,00,3Отдельные аппарат10,03,01,0Комплектное устройство2,01,00,5

5.электрическая прочность изоляции электрических машин должна быть не ниже 1800 В, а трансформаторов и аппаратуры не ниже 1500 В.

6.Для обеспечения достаточной надежности контакта электрических цепей все контактные соединения должны иметь устройства, предохраняющие от самоотвинчивания, а также относительно высокие контактные нажатия; нажатия на медные контакты главных цепей 0,2 — 0,3 Н на 1 А номинального тока; нажатие на серебренные контакты 0,1 — 0,15 Н на 1 А номинального тока, но не менее 1,5 Н на контакт.

.Контрольные лампы, измерительные устройства, катушки напряжения аппаратов должны иметь защиту от коротких замыканий или устройства, ограничивающего ток короткого замыкания. Эти приборы могут не иметь своих устройств защиты, если защита предыдущей ступени питания рассчитана на ток не более 25 А.

.Комплектные устройства, установленные на подвижных частях кранов, должны крепиться не менее чем в двух точках в нижней части и двух точках в верхней части с тем, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на рамы при ускорениях и замедлениях.

.Оболочки аппаратов и комплектных устройств должны иметь такую конструкцию, которая позволяет при открытых крышках (дверях) обеспечить доступ ко всем токопереходам с одной (лицевой) стороны. Открытие крышек (дверей) должно осуществляться без инструмента или, в крайнем случае, с помощью отвертки.

.Максимальная высота комплектных устройств, установленных на кранах, должна быть не более 1800 мм.

.Нажатие, обеспечивающее контактное соединение в аппаратах, не должно передаваться через изоляцию, в том числе изоляционные монтажные доски. Исключение составляют: фарфор, стеатит, кордиерит. Конструкции катушек и токоподвода к ним должны быть такими, чтобы усилие от соединительных проводов не передавалось на витки катушки.

.установка аппаратов в комплектных устройствах, предназначенных для эксплуатации в условиях повышенной запыленности, рекомендуется осуществлять на изоляционных досках с тем, чтобы снизить вероятность перекрытия между аппаратами в эксплуатации. Материал изоляционных досок не должен поддерживать горение. [1]

Для приведения в действие рабочих механизмов грузоподъемных кранов применяют трехфазные асинхронные двигатели переменного тока последовательного или параллельного возбуждения. Исполнительные двигатели устанавливают непосредственно на рабочие механизмы. двигатели должны иметь закрытый корпус, охлаждение их может быть либо обдувом, либо продувом, но по замкнутому циклу. Сложные и специфические условия эксплуатации грузоподъемных машин предопределяют ряд требований к конструкциям установленных на них электрических машин. [7]

Одним из основных требований к электроприводу механизмов подъема крана является обеспечение определенного диапазона изменения моментов двигателя (как при подъеме, так и спуске грузов), зависящего главным образом от возможного диапазона изменения статических моментов сопротивления механизма.

таким образом, многие краны, наряду с номинальной, требуют и пониженных скоростей для осуществления точной остановки транспортируемых грузов либо для ограничения ударов при их посадке.

Выбор величины пониженной скорости имеет чрезвычайно важное значение при проектировании системы электропривода, так как от нее в значительной мере зависит требуемый диапазон регулирования скорости.

В настоящее время промышленность выпускает двигатели следующих серий: трехфазного переменного тока — серии MTF и MTH с фазным ротором и их короткозамкнутые модификации MTKF и МТКН. [1]

Система управления электроприводом — это комплекс, состоящий из преобразователя электрической энергии, аппаратуры управления для коммутации тока в цепи электродвигателя, органов ручного управления или автоматического контроля, скоростного или иного контроля, а также элементов защиты электрооборудования и механизма, действующих в конечном счете на устройства отключения электропривода. Система управления крановыми механизмами относится к категории устройств, находящихся под непрерывным контролем оператора, т. е. в этих системах момент начала операции, скоростные параметры и момент окончания операции выбираются лицом, управляющим механизмом. Система управления в свою очередь должна обеспечивать необходимые перегрузки и обеспечить необходимую защиту.

Все многообразие различных систем управления может быть разделено по способу управления и по условиям регулирования.

По способу управления системы могут быть:

1.Управляемыми непосредственно силовыми кулачковыми контроллерами, т. е. весь процесс управления, включая выбор необходимых ускорений, может осуществляться исключительно оперативно;

2.Управление с кнопочных постов, где возможности управления ограничены конструктивными особенностями поста;

.Управляемыми сложным комплектным устройством (магнитным контроллером с использованием преобразователя энергии или без него); в этом случае оператор выбирает только необходимые скорости, а процессы разгона, торможения и необходимые промежуточные переключения осуществляются автоматически.

По условиям регулирования системы бывают:

1.С регулированием скорости ниже номинальной;

2.С регулированием скорости выше и ниже номинальной;

.С регулированием ускорения и замедления. [1]

На ряду с обязательными требованиями, вытекающими из правил Госгортехнадзора и ПУЭ, на основе опыта эксплуатации и перспектив развития систем управления, к ним предъявляются следующие требования.

1.При включенном электроприводе подъема (на нулевом положении) должен существовать контур динамического торможения, обеспечивающий в случае выхода из строя механического тормоза медленное опускание груза.

2.На первых положениях подъема двигатель должен развивать такой пусковой момент, чтобы исключить возможность спуска номинального груза при напряжении питающей сети 90% номинального и в тоже время желательная минимальная скорость составляла при наименьшей нагрузке не более 30% номинального значения.

.При перемещении рукоятки командоконтроллера в направлении снижения скорости последняя не должна повышаться даже кратковременно. Это в первую очередь относится к переключению с первого положения в нулевое, когда запаздывания механического торможения не должно приводить к повышению малой скорости спуска.

.Система электрического торможения должна иметь необходимый запас, обеспечивающий надежное замедления груза, равное 125% номинального, при напряжении питающей сети 90% номинального.

.движение груза должно происходить только в направлении, установленном командоаппаратом, даже при неисправностях в схеме. В последнем случае груз может оставаться неподвижным.

.Скорость перемещения грузов для электроприводов переменного тока рекомендуется иметь на 30% выше, чем для электропривода постоянного тока при одинаковых условиях использования механизмов.

.Положение малой и посадочной скоростей должны соответствовать скорости, мало изменяющейся от нагрузки с тем, чтобы оператор мог, не наблюдая за грузом, обеспечить его безопасную (точную) посадку и подъем.

.Для механизмов горизонтального перемещения наряду с регулированием интенсивности разгона и торможения (регулирование вращающего момента) желательно иметь не менее чем по одному положению минимальной скорости, мало изменяющейся в зависимости от нагрузки, для обеспечения точной остановки или «доводки» механизма, а также успокоения раскачки грузов.

.Управление механизмом желательно иметь с помощью только одного рычага управления с тем, чтобы крановщик не отвлекался на поиски различных дополнительных рукояток (или кнопок). Управление горизонтальным передвижением желательно сосредоточить в одной рукоятке, объединяющей управлением передвижения моста и тележки или поворота и стрелы.

Аппараты ручного управления в кабинах кранов должны быть размещены так, чтобы машинист крана мог работать сидя. Направление движения рукоятки и маховиков аппаратов должно по возможности соответствовать направлению вызываемых им движений.

Панели управления, расположенные в кабине должны иметь сплошные или сетчатые ограждения. Установка в кабине управления резисторов для электродвигателей не допускается.

Электроотопительные приборы, устанавливаемые в кабине управления крана, должны быть безопасными в пожарном отношении, а их токоведущие части должны быть ограждены. Эти приборы следует присоединить к электрической сети после вводного устройства. Корпус отопительных приборов должен быть заземлен.

3. Проектирование принципиальной электрической схемы электропривода установки

автомобильный кран электропривод пускатель

Электропривод крана АБКС-5

основным назначением данного крана является производство строительно-монтажных работ в условиях сельского строительства, а также при погрузочно-разгрузочных работах.

Электрооборудование крана.

электрическая схема крана АБКС-5 обеспечивает работу и управление механизмами подъема груза, поворота крана и передвижение грузовой тележки, а также монтаж крана с помощью монтажной и грузовой лебедок.

В качестве источника электроэнергии для питания электродвигателей автокрана применен синхронный генератор ЕСС-5-81-6М-101 мощностью 25 кВт с приводом от двигателя базового автомобиля МАЗ-500.Кроме того, предусмотрена возможность питания от постороннего источника трехфазного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц с глухозаземленной нейтралью при помощи кабеля длиной 50 м, входящего в состав принадлежностей автокрана.

Привод рабочих механизмов крана- индивидуальный; возможны раздельная работа механизмов и совмещение некоторых рабочих операций. Для работы в темное время суток кран оборудован рабочим освещением.

Электроосветительная и сигнальная аппаратура питается от бортовой сети автомобиля постоянным током напряжением 12 В. Кроме того, при питании электрооборудования крана от постороннего источника электроосветительные приборы питаются переменным током от понижающего трансформатора. Схема обеспечивает использование генератора крана в качестве источника внешней нагрузки мощностью не более 7 кВт.

Электрооборудование крана состоит из следующих основных узлов: генератор с приводом и управлением, панель электроприводов, пульт управления, электродвигатели и тормоза, приборы освещения и сигнализации, приборы безопасности.

Генератор с приводом и управлением предназначен для питания электрооборудования крановой установки или внешней нагрузки мощностью до 7кВт. Он установлен с правой (по ходу автомобиля) стороны опорной рамы и приводится во вращение от коробки отбора мощности автомобиля с помощью карданного вала и клиноременной передачи. Привод генератора включается из кабины автомобиля рычагом, имеющим два фиксированных положения. При перемещении рычага вперед (по ходу автомобиля при выжатом сцеплении и на нейтрали) происходит включение коробки отбора мощности, а после опускания сцепления генератор получает вращение.

Панель электроприводов. В нее входят стабилизирующее устройство генератора TS, автоматический выключатель QF1 защиты генератора или внешнего источника тока от перегрузок, пакетный переключатель SA1 для переключения источника питания электродвигателей крановой установки, зажимы для подключения внешней нагрузки к генератору.

Пульт управления установлен в кабине машиниста и включает в себя внешнюю панель с расположенными на ней органами управления, сигнализации и контроля, панель автоматических выключателей и панель магнитных пускателей. В передней панели магнитных пускателей установлены зажимы, к которым подключаются кабели. Выход кабелей из кабины сделан в виде патрубков, объединенных на одном фланце, прикрепленном снаружи к обшивке кабины.

Правым крестовым переключателем производят следующие операции: при повороте рычага на себя включаются кнопка SA 8/1 и пускатель KM2 и происходит подъем груза; при повороте рычага от себя включаются кнопка SA8.2 и пускатель КМ3 и происходит опускание груза с номинальной скоростью.

Для замедления скорости опускания нажимается кнопка на рукоятке рычага. При этом включается реле КА3, а его контакт КА3 прекращает подачу тока в катушку YB2 тормоза планетарной муфты грузовой лебедки. Тормоз замыкается, включается в работу планетарный механизм, и спуск груза производится на замедленной скорости. При отклонении рычага влево включаются кнопка SA8.4 и пускатель КМ5 и происходит опускание монтажного подкоса. При отклонении рычага вправо включаются кнопка SA8.3 и пускатель КМ4 и происходит подъем монтажного подкоса.

Левым крестовым переключателем производят следующие операции: при повороте рычага на себя включаются кнопка SA9.4 и пускательКМ9 и происходит перемещение грузовой тележки в сторону уменьшения вылета (к себе); при повороте рычага от себя включаются кнопка SA9.2 и пускатель КМ7 и происходит перемещение грузовой тележки в сторону увеличения вылета (от себя); при отклонении рычага вправо включаются кнопка SA9.3 и магнитный пускатель КМ8 и происходит вращение крана вправо; при отклонении рычага влево включаются кнопка SA9.1 и магнитный пускатель КМ6 и происходит вращение крановой установки влево.

Конструкция крестового переключателя не позволяет производить совмещение двух операций, поэтому в работе невозможно совместить поворот крана с передвижением грузовой тележки. Однако допустимо совмещение двух любых других рабочих движений: подъем груза и поворот крана, подъем груза и перемещение грузовой тележки.

Электродвигатели и тормоза. На кране применены асинхронные короткозамкнутые электродвигатели повышенного скольжения единой серии АОСА. Скорость рабочих движений, кроме спуска груза, ввиду их относительно невысоких значений не регулируется. Для плавного разгона механизма поворота на быстроходном валу редуктора заодно с соединительной муфтой установлен маховик.

Все тормоза на механизмах крана колодочные типа ТКТ с электромагнитными переменного тока МО-100Б и МО-200Б.

Силовая цепь. Питание крановой установки при работе от генератора происходит через фазы Н1, Н2, Н3, при этом пакетный переключатель SA1 в силовом шкафу устанавливается в положение «генератор». Автоматический выключатель QF1 служит для защиты генератора от перегрузки и токов короткого замыкания. В таком положении переключателя возможна отдача электроэнергии на сторону при мощности потребления до 7 кВт (при неработающем кране). В случае питания крановой установки от внешнего источника электроэнергии напряжением 380 В пакетный переключатель устанавливается в положение «внешний источник электроэнергии». Линейный контактор КМ10 служит для аварийного отключения силовой цепи.

пуск электродвигателей и их реверсирование осуществляются реверсивными магнитными пускателями КМ10-КМ2, КМ3-КМ4, КМ5-КМ6, КМ8-КМ9. защита электродвигателей М2, М3 и М4 производится автоматическими выключателями QF2, QF3 и QF4. Защита электродвигателя М1 осуществляется автоматическим выключателем QF1 в связи с тем, что ток электродвигателя М1 определяет суммарный ток генератора.

Катушки тормозов на напряжение 220 В подключены к фазе и нулевой точке статора соответствующих электродвигателей. В цепи катушки YB2 установлен размыкающий контакт реле КА3.

Питание цепей управления переменного тока напряжением 220 В осуществляется от фазы Л3 и нулевого провода. защита цепей управления производится автоматическим выключателем QF5.

Цепь нулевой защиты состоит из восьми последовательно соединенных размыкающих контактов SA8.1-SA8.4 и SA9.1-SA9.2, кнопок крестовых переключателей, аварийного выключателя SB7, катушки линейного контактора КМ10 и замыкающего вспомогательного контакта КМ10.

Реверсивные магнитные пускатели сблокированы своими размыкающими вспомогательными контактами, защищающими от короткого замыкания в магнитных пускателях в случае залипания одного из них. Цепи управления электродвигателем монтажной лебедки имеют переключатель SA4, предохраняющий от случайного включения лебедки при работе крана. этим же выключателем блокируются во время монтажа конечный выключатель SQ1 ограничителя ОГП-1 и конечный выключатель SQ4 ограничителя крайнего переднего положения грузовой тележки.

К цепи управления подключены также звуковой сигнал крана, нагревательная печь и понижающий трансформатор.

Цепи освещения на кране выполнены на напряжение 12 В постоянного или переменного тока. Род тока зависит от источника питания крановой установки. При питании крана от собственного генератора используется постоянный ток от бортовой сети автомобиля, при питании от внешнего источника — переменный ток от понижающего трансформатора TV. Цепи освещения переключаются переключателем SA6. Они состоят из цепей двух автомобильных фар, установленных на стреле крана, и плафона в кабине машиниста.

Ограничитель грузоподъемности ОГП-1 служит для предотвращения перегрузки и состоит из датчика усилия, датчика угла, релейного блока и панели сигнализации. Питание ограничителя осуществляется постоянным током напряжением 12 И от аккумуляторной батареи автомобиля МАЗ-500. Датчик усилий установлен на поворотной платформе, он связан с монтажной тягой грузового каната, и его потенциометр изменяет свое сопротивление в зависимости от напряжения грузового каната. Этот же выключатель ограничивает движения грузового каната. Датчик угла связан с кулачковым валом конического выключателя ВУ-250А, приводной вал которого получает вращение с помощью цепной передачи от барабана лебедки передвижения грузовой тележки. Таким образом потенциометр датчика угла изменяет сопротивление в зависимости от положения грузовой тележки на стреле. Релейный блок и панель сигнализации установлена в кабине машиниста. Кран имеет так же ограничитель высоты подъема крюка (конечный выключатель SQ1 в цепях пускателей подъема груза КМ2 и передвижения грузовой лебедки на себя КМ9). Ограничитель срабатывает при касании крюковой обоймой груза выключателя и ослаблении натяжения вспомогательного троса, связанного рычагом конечного выключателя SQ1.

Вращение поворотной части крана в пределах трех оборотов ограничивает ограничитель поворота (конечные выключатели SQ2 и SQ3 в цепях катушек магнитных пускателей КМ6 и КМ7). Он представляет собой шпиндельный конечный выключатель ВУ-250А, приводной вал которого связан через зубчатую передачу с неподвижным зубчатым венцом опорно-поворотного круга. крайние положения грузовой тележки на стреле ограничиваются конечными выключателями SQ4 и SQ5. Ограничитель представляет собой конечный выключатель ВУ-250А с валом получающим вращение от барабана лебедки передвижения грузовой лебедки.

. Расчет электрических аппаратов, защиты электропривода и проверка ее по категории применения

Для выбора электрических аппаратов управления и защиты находим номинальный ток электродвигателей.

Расчет номинального тока двигателя производится по формуле

Где Pном — номинальная мощность двигателя;

Uном — номинальное напряжение;

η — К.П.Д.;- коэффициент мощности;

Определяем номинальный ток электродвигателя привода грузовой лебедки MTКF 211-6, Рн = 7,5 кВт, cosf = 0,77, η н = 0,755

Определяем номинальный ток электродвигателя механизма поворота крана МТKF 012-6, Рн = 2.2кВт, cosf = 0.69, η н = 0,67

Определяем номинальный ток электродвигателя механизма привода монтажной лебедки МТKF 012-6, Рн = 2.2кВт, cosf = 0.69, η н = 0,67

Определяем номинальный ток электродвигателя электрогидравлического толкателя тормоза стреловой лебедки MTKF 011-6, Рн = 1,4 кВт, cosf = 0.66, hн = 0,61

Расчет электромагнитных пускателей

Электромагнитные пускатели служат для дистанционного управления асинхронными двигателями (включения, отключения, реверса), трехфазными асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором мощностью до 110кВт и напряжением до 660 В, также пускатели автоматически отключают двигатели при снижении напряжения на 50-60% номинального и при перегрузках (если имеется тепловое реле).

Наиболее широкое применение получили электромагнитные пускатели серии ПМА и ПМЛ с Iн от 10 до 200А.

структура условных обозначений пускателя состоит из буквенного обозначения серии (ПМА, ПМЛ) и ряда цифр после дефиса, обозначающих:

В серии ПМА первая цифра — величина пускателя (от 3 до 6), вторая — наличие реверса, теплового реле или позисторной защиты (от 0 до 9), третья цифра определяет степень защиты, наличие или отсутствие кнопки и светосигнальных арматур (при отсутствии кнопок ставятся цифры 0, 1 или 2, а при наличии — 3 или 4, при наличии арматур — цифры 5 или 6). На четвертом месте при сейсмостойком исполнении (только при износостойкости А) ставится буква С.

Число контактов вспомогательной цепи в зависимости от величины пускателя может быть 1з и 0р, или 2з и 2р, или 4з и 2р, или 2з и 0р.

Пускатели имеют общеклиматическое исполнение 0 (шестое место обозначения). Категория размещения в зависимости от степени защиты устанавливается последней цифрой; 4 — степень защиты 1р09, 3 — степень защиты 1р40; 2 — защита 1р54 (для пускателей с электромагнитом постоянного тока стоит цифра 3 при степени защиты 1р00).

В серии ПМЛ-000000 первая цифра-величина (1,2,3,4,5,6,7); вторая-возможность реверса, наличие тепловых реле и блокировок (1-нереверсивеый без реле, 2-нереверсивный с реле, 5-реверсивный без реле с механической и электрической блокировкой, 6- то же, но с реле, 7-для переключения «звезда-треугольник»); третья-исполнение по степени защиты и наличию кнопок (0-IP00, 1- IP54 с кнопкой Реле, 2-1Р54 с кнопками Пуск и Стоп и сигнальной лампой) четвертая-исполнение по числу и исполнению контактов вспомогательной цепи; пятая — климатическое исполнение и категория размещения.

Защита от перегрузок осуществляется при помощи встроенных тепловых реле: трехфазных типа РТЛ в пускателях типа ПМЛ и РТТ для пускателей серии ПМА. диапазон регулирования тока установки реле РТЛ и РТТ от 0,75 до 1,25 Iн.

Электромагнитные пускатели выбирают в зависимости от условий окружающей среды и схемы управления:

по номинальному напряжению (Uн.п. Uн.у.);

номинальному току (Iн.п. Iрасч.);

по току нагревательного элемента теплового реле (Iн.р. Iн.дв.);

по напряжению втягивающей катушки.

Технические данные пускателей приведены в таблице 4.1, а также в справочниках [9;11].

Таблица 4.1 — Технические данные электромагнитных пускателей и тепловых реле

Тип пускателяВеличина пускателяНаибольшая мощность управляемого двигателя, кВт при напряжении 380ВДанные встроенных тепловых релетипНоминальный ток реле, АНоминальный ток тепловых элементов, АПМЛ ПМЛ ПМЛ ПМЛ ПМЛ ПМЛ ПМЛ1 2 3 4 5 6 74,0 10,0 18,5 30,0 45,0 55,0 110,0РТЛ-1 РТЛ-2 РТЛ-3 РТЛ-4 РТЛ-5 РТЛ-6 РТЛ-710 25 40 63 80 125 2001,6…10 10…25 30; 40 40…63 63; 80 100; 125 125; 160; 200

. Выбор электрических аппаратов управления и защиты электропривода

В соответствии с принятой схемой управления выбираются основные аппараты в силовой цепи и аппараты в цепи управления и защиты.

Выбор производится по следующим показателям:

) по величине и роду тока силовой цепи.

) по величине напряжения силовой цепи и цепи управления.

) по коммутационной способности аппарата управления.

) по исполнению и соответствию условиям эксплуатации режиму работы, износостойкости аппаратов.- выключатель автоматический серии ВА-5125-341110, расцепитель на 22А- выключатель автоматический серии ВА-5125-341110, расцепитель на 9А- выключатель автоматический серии ВА-5125-341110, расцепитель на 9А- выключатель автоматический серии ВА-5125-341110, расцепитель на 6А- промежуточное реле ЭП-41/60Б, SQ4- выключатели конечные ВПК-2110, SQ3 — выключатели конечные ВУ-250А-YB4 — тормозные электромагниты МО-200Б катушка на 220В- переключатель пакетный ПВП14-27100301,SA3,SA4 — переключатель МП1107.1 — SA8.4, SA9.1 — SA9.4 — переключатели крестовые КП-4-2-SB4 — кнопки управления КУ- переключательМП1107- трансформатор понижающий ОСО-0,25 220/12- трансформатор тока ТК-20

ЕН1 — электропечь ПТ-102 на 220 В, 1000 Вт- выпрямитель селеновый СВ-12-3- предохранитель, плавкая вставка ВТФ6 на 6 А- предохранитель, плавкая вставка ВТФ10 на 10 АР1, — штепсельный разъём- штепсельная розетка на 12 В

Заключение

Работа выполнена в соответствии с заданием и методическими указаниями кафедры, с использованием необходимой учебной и справочной литературы.

В результате выполнения работы я расширил свой технический кругозор и приобрёл навыки расчёта и выбора аппаратов защиты и управления электроприводов.

Литература

1.Электрооборудование кранов — А.П. Богословский

2.Схемы электрооборудования грузоподъемных кранов — А.М. Поляков

3.Электрооборудование кранов — А.А. Рабинович

4.Крановое электрооборудование. Справочник — Ю.В. Алексеев

приложение

Учебная работа. Выбор и расчет электрических аппаратов управления и защиты электропривода автомобильного крана АБКС-5