Учебная работа. Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. структура ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

. проблемы И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

. характеристика ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ деятель ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Заключение

список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Топливно-энергетический комплекс является важнейшей структурной составляющей народного хозяйства Республики Беларусь в обеспечении функционирования экономики и повышения уровня жизни населения. Отрасли топливно-энергетического комплекса занимают значительное место в народном хозяйстве Республики Беларусь. Топливно-энергический комплекс включает системы добычи, транспорта, хранения производства и распределения всех видов энергоносителей: газа, нефти и продуктов нефтепереработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии.

Республика Беларусь относится к странам, не обладающим запасами собственных энергетических ресурсов. Основные энергоресурсы — природный газ, нефть и уголь — импортируются и поэтому в процессе импорта и потребления возникают проблемы по регулированию его деятель.

Исходя из всего вышесказанного, можно говорить, что данная тема курсовой работы имеет актуальность.

Объектом исследования данной курсовой работы является топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь.

Предметом исследования являются проблемы регулирования деятельности топливно-энергетического комплекса в Республике Беларусь.

Цель курсовой работы — характеристика топливно-энергетического комплекса как структуры и анализ проблем, возникающих в ходе регулирования его деятель.

Основные задачи курсовой работы следующие:

характеристика структурных элементов топливно-энергетического комплекса;

описание проблем и перспектив развития топливной промышленности в Республике Беларусь;

характеристика электроэнергетики Республики Беларусь;

выявление проблем регулирования деятель топливно-энергетического комплекса.

Источниками базы проводимого исследования служат научная и методическая литература по исследуемой проблеме, нормативные акты.

1.Структура топливно-энергетического комплекса и его роль в экономике Республики Беларусь

Структуру отраслей в любой стране определяют следующие факторы:

способы производства, предопределенные общественными историческими условиями;

экономическая политика;

наличие естественных природных ресурсов;

изменение структуры потребностей;

научно-технический прогресс и уровень образования;

развитие специализации, кооперации, концентрации, комбинирования;

темпы развития и роль в расширенном воспроизводстве;

место страны в мировом общественном разделении труда;

необходимость поддержания уровня внутренней и внешней безопасности страны [12, с. 38].

Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь включает:

систему снабжения природным газом;

энергосистему, производящую электроэнергию и тепловую энергию;

нефтедобычу и нефтепереработку с системой нефте- продуктопроводов;

добычу торфа и производства торфобрикета;

другие отрасли.

Управление отраслями ТЭК РБ осуществляют Минэкономики, концерны «Белэнерго», «Белтопгаз», «Белнефтехим», «Белтрансгаз» [7, с. 7-8].

Топливно-энергетический комплекс тесно связан с другими межотраслевыми комплексами. Он использует продукцию машиностроения, производит значительную часть сырья для химико-лесного комплекса, перевозку его грузов обеспечивает транспортный комплекс, а строительный — модернизацию и создание новых производственных фондов.

В ТЭК Беларуси выделяют:

) топливную промышленность (нефтяную, газовую, торфяную);

) электроэнергетическую промышленность. ТЭК имеет развитую производственную инфраструктуру, включая сеть нефтепроводов и газопроводов, в том числе магистральных, а также высоковольтные линии электропередач.

Управление развитием топливно-энергетического комплекса осуществляют Министерство энергетики Республики Беларусь, концерны «Белэнерго», «Белтопгаз», ОАО «Белтрансгаз», Комитет по энергоэффективности при Совете Министров, Концерн «Белнефтехим».

На рубеже XXI в. в топливно-энергетическом комплексе страны происходят существенные структурные сдвиги, отражая не только степень использования тех или иных энергоносителей, но и научно-технические, социальные, организационные и производственные сдвиги в национальной экономике. Индустриальное развитие Беларуси прежде всего сказалось на повышении удельного веса отраслей, обеспечивающих преобразование отдельных видов топлива и энергии, что соответственно ведет к уменьшению доли прямого сжигания топлива. Углубление электрификации во всех сферах экономики, рационализация энергетического хозяйства определили повышение удельного веса электроэнергетической промышленности в валовой продукции ТЭК в 1990-1995 гг. Сказались также такие процессы, как рост тарифов на электрическую и тепловую энергию, резкое сокращение (почти в 3 раза) объемов переработки нефти. Доминирующими отраслями ТЭК в перспективе по-прежнему останутся электроэнергетика и нефтеперерабатывающая промышленность.

На всех этапах индустриального развития Беларуси одной из важнейших проблем является укрепление топливно-энергетической базы. первоначально она решалась в значительной степени за счет использования местных видов топлива, особенно торфа. Еще в 60-е гг. XX в. доля торфа в структуре топливно-энергетического баланса республики составляла около 40 % . расширение объемов производства, рост энергоемкости продукции вызвали необходимость увеличения поставок в Беларусь более экономичных и эффективных видов топлива. Нефть и природный газ в 80-90 гг. XX в. стали на две трети формировать топливно-энергетический баланс республики, в отдельные годы значительное место занимал уголь, а роль торфа постепенно снизилась до 3 %. Одновременно усиливается зависимость экономики Беларуси от внешних поставок энергоносителей.

Природный газ и нефтетопливо (мазут) занимают доминирующее положение, их доля в топливном балансе составила 88,7 % , особенно велик удельный вес природного газа. Политика искусственного сдерживания цен на газ, в отличие от цен на уголь, нефть и мазут, привела к тому, что в конце 90-х гг. XX в. газ стал дешевле угля в среднем в 1,5-2 раза и мазута — в 3,5-4 раза. В итоге рост потребления газа как наиболее дешевого вида топлива был экономически оправданным, и в топливном балансе страны его доля составила около 75 %.

Нефтяная промышленность занимает ведущее место по значению и объему выпускаемой продукции в составе ТЭК. Беларусь — одна из немногих стран Европы, в экономике которых сочетаются нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая подотрасли (доминирует нефтепереработка).

Нефтедобывающая промышленность специализирована на добыче нефти и первичной подготовке ее для транспортировки и переработки. В 1965 г. на Речицком месторождении была получена первая белорусская нефть. В 1966-1970 гг. введены в эксплуатацию Осташковичское, Вишанское и Давыдовское месторождения, всего было разведано 18 месторождений. объем добываемой нефти возрастал и в 1975 г. достиг своего максимума — 8 млн т. В настоящее время разведано 65 месторождений нефти, 39 из них разрабатываются. Нефть в них залегает в средних и малых месторождениях площадью от 50 до 1-2 км2. Дебит скважин небольшой, основной способ добычи — насосный. Более крупные месторождения выработаны, и годовой объем добычи упал до 1,8 млн т.

Эффективность белорусских нефтепромыслов обусловлена качеством нефти (высокое содержание светлых нефтепродуктов, низкое содержание серы и тяжелых металлов), достаточной хозяйственной освоенностью территории. Из всех месторождений нефть по нефтепроводам идет к Речицкому и Осташковичскому, где проходит промышленную подготовку (обезвоживание, обессоливание, сепарацию), затем подается в нефтепровод «Дружба» и на нефтеперерабатывающие заводы. Происходит прогнозируемое снижение объемов добычи, так как разведанные крупные месторождения находятся в заключительной стадии разработки, а вновь осваиваемые характеризуются малыми размерами и небольшими запасами. Эти запасы относятся к трудноизвлекаемым, поэтому для замедления темпов падения добычи нефти и ее стабилизации предусматривается применение высокопроизводительного нефтедобывающего оборудования, новых технологий воздействия на нефтяные пласты, увеличение объемов разведочного и эксплуатационного бурения.

Нефтеперерабатывающая промышленность обеспечивает потребности страны в моторном и котельно-печном топливе, маслах, продуктах для нефтехимического производства. Суммарная мощность двух нефтеперерабатывающих предприятий составляет около 40 млн. т в год в пересчете на сырую нефть. крупнейшим в Европе является Новополоцкий НПЗ (ПО «Нафтан»), установленная мощность которого достигает 25 млн т в год, завод выпускает более 75 наименований продукции. Снижение объемов добычи, сокращение поставок нефти, вызванные падением платежеспособного спроса на внутреннем рынке, послужили причиной низкой (менее 30 %) загрузки мощностей по первичной переработке.

В Беларуси газовая отрасль ведет добычу попутного газа, транспортировку, переработку природного и попутного газа, его использование. В настоящее время значительно увеличилось потребление газа как промышленного сырья на технологические нужды в промышленности, в коммунально-бытовом хозяйстве. Велика роль газа в качестве химического сырья — для производства пластмасс, минеральных удобрений и другой продукции.

Перспективы развития газовой промышленности Беларуси определяются прежде всего строительством новой системы магистральных газопроводов Ямал — Европа. Это позволит увеличить транзит природного газа в страны Европы в 1,9 раза, а следовательно, и бюджетные поступления. Одновременно повышается надежность поставок природного газа в Беларусь.

Торфяная отрасль производит добычу торфа на топливо, для сельского хозяйства, химической переработки, занимается производством торфобрикетов.

В настоящее время торфяная промышленность представлена 37 предприятиями, на которых ведется добыча и переработка торфа, он используется прежде всего в коммунально-бытовом секторе. основными видами продукции являются: торфяные брикеты, торф кусковой и сфагновый. Эксплуатационные запасы торфа на сырьевых базах предприятий составляют 142,5 млн. т., в том числе торфа, пригодного для брикетирования — 100 млн. т [13].

Сырьевые ресурсы позволяют поддерживать достигнутый уровень производства торфяных брикетов, торфяная промышленность и далее будет играть значительную роль в обеспечении населения твердыми видами топлива. Повышение эффективности использования исходного сырья в торфяной промышленности будет достигаться посредством применения новых технологий с улучшенными экологическими характеристиками. Намечается освоение производства торфолигниновых брикетов за счет полной утилизации лигнина — отхода производства Речицкого и Бобруйского гидролизных заводов. увеличение выпуска торфяных брикетов требует обновления основных фондов действующих предприятий, строительства новых торфобрикетных цехов взамен закрываемых в результате выработки месторождений. Основным источником валютных поступлений предполагается экспорт сфагнового торфа, объемы ежегодной добычи которого планируется в ближайшее десятилетие увеличить более чем в 2 раза.

Для Республики Беларусь топливно-энергетический комплекс (ТЭК) имеет особое значение. Во-первых, потому, что создает необходимые условия для обеспечения жизнедеятельности во всех антропологических сферах. Во-вторых, ТЭК составляет значительную часть богатства страны: удельный вес

производственных фондов ТЭК РБ оценивается в 25% основных фондов промышленности.

Это вызвано, в том числе, и тем, что на энергообеспечение своей деятельности и сам комплекс, и вся республика в целом расходует недопустимо большую долю зарабатываемых средств вообще и валютных, прежде всего. Эти затраты принято оценивать в долях от стоимости всего произведенного в стране, получившего название валового внутреннего продукта (ВВП). Ежегодные затраты на энергообеспечение РБ превышают 30% ВВП.

Основной задачей топливно-энергетического комплекса является надежное и бесперебойное обеспечение потребителей республики топливом и энергией. ТЭК является частью единой народно-хозяйственной системы, связан со всеми отраслями народного хозяйства структурно, функционально и экономически [14].

Всемерное развитие местных видов топлива и нетрадиционных источников энергии, а также повсеместное внедрение энергосберегающих технологий является одним из важнейших направлений деятельности ТЭК. Система энергосбережения предполагает рациональное энергоиспользование во всей цепи — от добычи, транспорта, до конечного потребления подведенной энергии. Поэтому чрезвычайно важно то, как организовано управление ТЭК. Цель управления заключается в обеспечении бесперебойного и эффективного удовлетворения растущих потребностей общества во всех видах энергии и топлива при минимальном отрицательном влиянии на окружающую среду. Условие достижения этой цели — согласованное развитие и функционирование всех подсистем топливно-энергетического комплекса и системы энергосбережения [14].

Таким образом, развитие топливно-энергетического комплекса на перспективный период направлено на удовлетворение потребностей национальной экономики в топливно-энергетических ресурсах, обеспечение рациональной структуры топливно-энергетического баланса страны, в том числе за счет увеличения объемов использования местных видов топлива, дальнейшего стимулирования энергосбережения.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития топливно-энергетического комплекса Республики Беларуси являются:

формирование и расширение на территории республики надежных, экономически эффективных и достаточных по мощности и охвату транспортных газовых сетей;

Модернизация инфраструктуры топливной и электроэнергетической сетей;

наращивание объемов транзита природного газа и поставок его потребителям республики, оказание услуг по хранению газа на территории Беларуси;

развитие интеграции белорусской и российской газовых сетей с перспективой включения в единое европейское энергетическое пространство на принципах конкурентности, взаимодополняемости и взаимной выгоды;

строительство и реконструкция линий электропередач для передачи электроэнергии собственного и российского производств в страны Западной Европы;

расширение с учетом мирового опыта использования нетрадиционных источников энергии, возобновляемых видов топлива; сокращение на этой основе зависимости от поставок энергоносителей из-за пределов страны;

максимальное использование возможностей нефтепроводного транспорта для увеличения поставок нефти на внутренний рынок и обеспечение привлекательности транзита нефти для зарубежных нефтедобывающих компаний.

топливный энергетический комплекс

анализ ситуации топливной промышленности Беларуси показывает, что основное промышленное Производство в недостаточной мере ориентировано на удовлетворение потребностей человека и перенасыщено энергозатратными отраслями и технологиями.

При этом энергетика республики базируется на импорте энергоносителей: импортируется 90 % нефти, 95 % угля, 25 % электроэнергии (рис 1).

Местные энергоресурсы (торф, дрова) занимают незначительную часть, а некоторые (горючие сланцы) вообще не используются.

Рисунок 1 — Структура потребления ТЭР различными отраслями народного хозяйства РБ

Примечание: [, с. 9].

Потенциал энергосбережения оценивается на уровне 50% от суммарного энергопотребления страны. Наибольшие возможности для снижения потребления первичных энергоресурсов сегодня находятся в коммунально-бытовом секторе, что объясняется наиболее сильными экстенсивным и интенсивным факторами, имеющими здесь место.

Проблема торфяной промышленности Республики Беларусь выходит далеко за пределы использования торфа на топливо. Плановая система хозяйствования с определенными трудностями регулировала добычу торфа. Рыночная система экономики может в этой сфере нанести большой вред как Беларуси, так и всему Европейскому континенту.

Запасы торфа оцениваются в 4,4 млрд. т. находятся они в 6500 торфяных месторождениях, в том числе 1600 промышленных. основные месторождения залегают на землях, используемых в сельском хозяйстве.

использование торфа на топливо нецелесообразно. На наш взгляд, торфяная промышленность, торфяные месторождения должны оставаться под полным контролем государства [13].

В 2015 году программой деятельности топливно-энергетического комплекса за счет увеличения объемов использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива составит не менее 28 процентов, а в 2020 — не менее 32 процентов [2].

Обеспечение высокого роста доли местных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в общем их потреблении на Производство энергии требует развития сырьевой базы по каждому энергоносителю. В настоящее время и в прогнозируемый период наиболее значимым в общем балансе местных ТЭР является древесное топливо (около 32 процентов). Добыча нефти и попутного газа из-за истощения имеющихся запасов снижается. Для обеспечения необходимого баланса следует в основном ориентироваться на увеличение добычи местных минерально-сырьевых ресурсов и использование возобновляемых источников энергии.

Важным направлением развития топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь также является реализация стратегии максимального использования белорусского сырья и создание новых производств.

3. характеристика энергетики Республики Беларусь

Энергетика и, в частности, промышленная теплоэнергетика играет решающую роль в развитии материального производства.

Энергосистема Республики Беларусь является основным производителем электроэнергии и тепловой энергии. Установленная суммарная мощность энергосистемы составляет 7,8 ГВт, в том числе: две конденсационные тепловые электростанции (КЭС).

Суммарная электрическая мощность ТЭЦ — 3,96 ГВт; 11 гидроэлектростанции, суммарной мощностью 8,0 МВт; 12 промышленные электростанции, общей мощностью — 99,5 МВт. Установленная мощность достаточна для самообеспечения страны электроэнергией. Установленная мощность наиболее крупных источников энергии Республики Беларусь показана в таблице 1.

Таблица 1 — наиболее крупные энергоисточники Республики Беларусь

ЭнергоисточникТип источникаУстановленная мощностьЛукомльскаяГРЭС2,4 ГВтМинскаяТЭЦ-41,03 ГВтБерезовскаяГРЭС0,93 ГВтГомельскаяТЭЦ-20,54 ГВтНовополоцкаяТЭЦ0,5 ГВтПримечание: Источник: [14].

Электроэнергетика осуществляет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. На ее долю приходится 7,3 % валовой продукции промышленности, 15,9 % основных промышленно-производственных фондов. первые электростанции на территории Беларуси были построены в конце XIX в. (Добруш, Минск, Витебск). В 1913 г. работало 11 электростанций общей мощностью 5,3 тыс. кВт, в 1926 г. — 114 небольших электрических станций общей мощностью 9,7 тыс. кВт. значительным событием в развитии энергетики явилось строительство Белорусской государственной районной электростанции (БелГРЭС) проектной мощностью 32 тыс. кВт в г.п. Ореховск Оршанского района, в 1930 г. станция дала промышленный ток. В довоенные годы построены электрические станции в Минске, Гомеле, Полоцке, Мозыре, Могилеве, Кричеве, Борисове и других городах. Все станции Беларуси вырабатывали в 1940 г. 508,4 млн кВт ч электрической энергии. Во время Великой Отечественной войны электроэнергетике был нанесен большой ущерб, в результате мощность электрических станций в 1944 г. составляла лишь 4,7 % довоенного уровня.

Развитие нефтеперерабатывающей промышленности обусловило строительство крупной Лукомльской ГРЭС (1969-1974 гг., проектная мощность 2,4 млн кВт). значительно увеличилась мощность ТЭЦ в Минске, Могилеве, Бобруйске, Мозыре, Гродно. основным топливом для большинства электростанций стал топочный мазут. В 1976-1980 гг. осуществлялся постепенный перевод электрических станций на природный газ.

Современная электроэнергетика Беларуси представляет собой постоянно развивающийся высокоавтоматизированный комплекс, объединенный общим режимом работы и единым централизованным диспетчерским управлением. Производственный потенциал Белорусской энергосистемы представлен 22 крупными электростанциями, 25 районными котельными, включает почти 7 тыс. км системообразующих и около 250 тыс. км распределительных линий электропередачи высокого напряжения и более 2 тыс. км тепловых сетей. Установленная мощность электростанций составила 7,2 млн кВт (и возросла по сравнению с 1991 г. на 0,5 млн кВт). В период после 1991 г. развитие отрасли замедлилось, что обусловлено общим экономическим спадом и снижением электропотребления. Так, в 1995 г. электропотребление находилось на самом низком уровне — 32 млрд кВт-ч, или на 34,5 % ниже, чем в 1990 г.

основу электроэнергетики Беларуси составляют тепловые электростанции, они вырабатывают 99,9 % всей электроэнергии. среди тепловых электростанций различают конденсационные (ГРЭС) и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). Их доля в общей установленной мощности составляет соответственно 43,7 % и 56,3 %.

Самая крупная электростанция Беларуси — Лукомльская ГРЭС, мощностью 2560 МВт вырабатывает более 40 % всей электроэнергии, используя природный газ и топочный мазут. К числу крупнейших электрических станций следует отнести Березовскую ГРЭС (установленная мощность — 930 МВт). В начале 90-х гг. XX в. из-за низкой экономичности работы производимая на станции электроэнергия стала неконкурентоспособной, что вызвало резкое снижение ее выработки.

Среди теплоэлектроцентралей установленной мощностью по выработке электрической энергии выделяются: Минские ТЭЦ-4 (1030 МВт), ТЭЦ-3 (420 МВт), ТЭЦ-5 (330 МВт), Гомельская ТЭЦ-2 (540 МВт), Могилевская ТЭЦ-2 (345 МВт), Новополоцкая ТЭЦ (505 МВт), Светлогорская ТЭЦ (260 МВт), Мозырская ТЭЦ (195 МВт), Бобруйская ТЭЦ-2 (180 МВт). Теплоэлектроцентрали и районные котельные вырабатывают около 60 % тепловой энергии. Действуют также несколько тысяч малых энергоустановок, которые имеют низкие технико-экономические характеристики, негативно воздействуют на окружающую среду, забирают значительное количество трудовых ресурсов.

В различные периоды на территории Беларуси было построено более 20 гидроэлектростанций небольшой мощности. Сейчас работают 11 станций, наиболее крупные — Осиповичская (2,2 тыс. кВт) на р. Свислочь и Чигиринская (1,5 тыс. кВт) на р. Друть.

Белорусская электроэнергетическая система включает все электростанции общего пользования, соединенные электросетями между собой и потребителями электроэнергии. Объединение электростанций дает возможность полнее использовать энергетические ресурсы, обеспечивать наиболее экономичные режимы работы станций, повышать надежность и бесперебойность электроснабжения. Управление всеми составными частями Белорусской электроэнергетической системы (электростанциями, электроподстанциями, распределительным оборудованием, энергосетями разного напряжения) осуществляет концерн «Белэнерго».

Для транспортировки электроэнергии от производителей к потребителям предназначены электросети, которые состоят из линий электропередач напряжением 0,4-750 кВ протяженностью 260 тыс. км и трансформационных подстанций 35-750 кВ. линии электропередачи этого класса относятся к системообразующим, обеспечивают межсистемные связи с энергосистемами россии, Украины, Литвы и Польши; их протяженность около 6,8 тыс. км.

Производство электроэнергии в 2003 г. составило 26,6 млрд кВт ч, потребление 33 млрд кВт ч, импорт — 10 млрд кВт ч. Рентабельность реализованной продукции (электрической и тепловой энергии) ниже, чем по промышленности в целом — 8,9 %. Основными потребителями электрической энергии являются: промышленность и строительство — около 47 %, сельское хозяйство — почти 10 %, электрический транспорт — 6-7 % , население — около 20 % , потери в электросетях общего пользования — 10-11 %.

Главным потребителем тепловой энергии стал жилищно-коммунальный сектор, который использует более 50 % всей теплоэнергии. Объем потребления жилищным сектором характеризуется значительными колебаниями по сезонам года. Так, в межотопительный период он составляет только 20 % расчетного количества тепловой энергии (централизованно в год отпускается почти 40 млн Гкал).

Перспективное развитие электроэнергетики Беларуси должно быть направлено на обеспечение возрастающего спроса на электрическую и тепловую энергию. По прогнозам, составленным на 2020 г., потребности страны в электроэнергии возрастут до 41 млрд. кВт ч. В то же время уже сейчас за счет использования внутренних возможностей, снижения энергоемкости производства и внедрения эффективной системы энергосбережения белорусская энергосистема в состоянии обеспечить выработку около 45 млрд. кВт ч. Согласно же существующим стандартам гармонично развитого, экономически стабильного общества, страна должна иметь на 1 млн жителей минимум 1 млн кВт собственной тепловой энергии, т.е. необходимо иметь 10-11 млн кВт установленной мощности.

Для устойчивого и надежного обеспечения страны электрической и тепловой энергией осуществляется ввод в действие новых генерирующих мощностей и техническое перевооружение действующих. В связи с этим проводится модернизация Березовской и Лукомльской ГРЭС, Полоцкой, Бобруйской, Пинской ТЭЦ, Минской ТЭЦ-3 (на обновленной ТЭЦ при выработке электроэнергии КПД возрастет с 33-35 до 53-58 %), намечается значительно расширить мощности Минской ТЭЦ-5, построить новую ТЭЦ в Бресте.

Дальнейшее повышение эффективности использования органического топлива связано с внедрением парогазовых и турбинных технологий, увеличением выработки электрической энергии по теплофикационному циклу, преобразованием котельных в мини-ТЭЦ. Комбинированная выработка электрической и тепловой энергии на мини-ТЭЦ позволяет вдвое эффективнее использовать топливо, чем в котельных. особое внимание уделяется реализации соглашения между российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании объединенной электроэнергетической системы, что позволит укрепить технический и технологический потенциалы белорусской энергосистемы, повысить энергобезопасность страны, а в дальнейшем расширить экспорт электроэнергии в соседние государства.

Уменьшение зависимости от импортных энергоносителей требует развития гидроэнергетики, ветроэнергетических установок, строительства мини-ТЭЦ на древесных отходах с использованием современных технологий и оборудования, а также солнечных, биоэнергетических агрегатов и установок по переработке твердых бытовых отходов.

За счет собственных электрогенерирующих мощностей покрывается около 70% потребности в электроэнергии. На выработку одного кВт-ч электроэнергии в среднем по энергосистеме республики затрачивается около 270 грамм условного топлива, что соответствует КПД равному 45 %. Технологический расход на транспорт электроэнергии (так называемые потери) равен 11,9%. Столь высокие показатели выработки одного кВт-ч электроэнергии объясняются двумя причинами: большим удельным весом ТЭЦ в структуре электрогенерирующих мощностей, равным 54%; возможностью импортировать электроэнергию в количествах, позволяющих отключать устаревшие генерирующие установки, характеризующиеся повышенным расходом топлива на выработку единицы электроэнергии [7, с. 8].

Стратегической целью деятель в области энергосбережения в период до 2015 г. должно стать снижение энергоемкости ВВП в сравнении с 1999 г. на 40 — 45% и в результате этого — снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может быть достигнуто за счет:

структурной перестройки отраслей экономики и промышленности, повышения коэффициента полезного использования энергоносителей в результате внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилизации вторичных энергоресурсов;

увеличения в топливном балансе республики удельного веса местных видов топлива и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Организационно-экономической основой политики энергосбережения в топливно-энергетическом комплексе Республики Беларусь в перспективе должно стать развитие необходимых нормативных правовых актов и нормативно-технической базы, в состав которой войдут ГОСТы, СНиПы, отраслевые нормы технологического проектирования и ряд других документов нормативного характера, определяющих требования в области энергосбережения.

Основные организационно-экономические направления деятель в области энергосбережения должны стать:

осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений с целью их оценки на соответствие действующим нормативам и стандартам в области энергосбережения и определения достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению;

переход к проведению регулярных аудитов хозяйствующих субъектов, а также сертификации продукции;

пересмотр тарифной политики на тепловую, электрическую энергию и топливо с целью поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования, а также включение в тариф затрат на производство и транспортировку соответствующих видов энергоресурсов в пределах утвержденных норм расходов ТЭР для этих целей;

разработка новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности производства продукции и оказания услуг и определяющих меры ответственности за нерациональное потребление ТЭР как для хозяйствующих субъектов в целом, так и для конкретных руководителей и должностных лиц;

разработка и реализация республиканской, региональных и отраслевых программ энергосбережения на пятилетний период с периодическим их пересмотром с целью уточнения приоритетов в деятель по энергосбережению.

Таким образом, к основным техническим приоритетам деятельности в области энергосбережения должны стать:

повышение эффективности работы и изменение структуры генерирующих источников за счет внедрения парогазовых и газотурбинных технологий, увеличения выработки электрической энергии на тепловом потреблении, преобразования котельных в мини-ТЭЦ, строительство ГЭС;

снижение расхода энергоресурсов на их транспорт путем технического перевооружения систем транспорта энергоносителей, оптимизации режимов работы энергоисточников, тепловых и электрических сетей, магистральных и распределительных газо-, нефте- и продуктопроводов;

применение более современных систем теплоснабжения с переходом на качественно-количественное регулирование;

внедрение котельного оборудования, работающего на горючих отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки, бытовых отходах;

разработка и внедрение биогазовых установок для производства горючего газа из отходов животноводческих комплексов, отходов растениеводства, специально выращиваемой биомассы;

максимально целесообразная утилизация высоко- и среднетемпературных тепловых вторичных энергоресурсов с использованием их в схемах теплоснабжения городов, использование избыточного давления природного газа на ГРС;

внедрение в системы теплоснабжения теплонасосных установок и других способов утилизации вторичных энергоресурсов;

организация разработки и производства необходимых видов энергосберегающего оборудования, приборов и материалов;

экономически целесообразное внедрение ветро- и гелиоэнергетики и других нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения эффективных систем освещения, отопления, вентиляции и горячего водоснабжения с использованием гелиоподогревателей, рекуперации тепла уходящего воздуха, утилизации тепла сточных вод, использования энергоэффективных строительных материалов и конструкций и т.д.

Внедрение мероприятий по повышению эффективности использования ТЭР в промышленности потребует определенных финансовых затрат, которые оцениваются в 1,5 — 1,8 млрд.долл. США на период до 2015 г., или ежегодно по 100 — 120 млн.долл. США. Финансирование внедрения энергосберегающих мероприятий должно осуществляться в основном за счет собственных средств предприятий, частных инвесторов, иностранного капитала. Государственная поддержка крупномасштабным проектам по экономии энергии будет оказываться и в перспективе в виде долевого участия в финансировании из государственного и местных бюджетов, средств инновационных фондов и республиканского фонда «Энергосбережение».

4. проблемы регулирования деятельности топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь

Развитие рыночных отношений и новых принципов управления топливно-энергетическим комплексом в Республике Беларусь определяет целесообразность перехода от методов с жесткой централизацией функций управления к экономическим методам управления и наделением подведомственных предприятий экономической (финансовой) самостоятельностью. В связи с этим предлагается изменение структуры управления электроэнергетикой и топливной промышленностью с выделением трех крупных блоков: генерации, передачи и распределения с четким разграничением тарифов на энергию (на генерацию, передачу этой энергии и на ее распределение). Вместе с тем в ходе акционирования отдельных объектов необходимо сохранить белорусскую энергосистему как единую с централизованной системой управления и контрольным пакетом акций у государства.

На государственном уровне проблемы энергосбережения регулируются восьмью постановлениями Совета министров РБ, законом об энергосбережении и директивой Президента РБ об энергетической безопасности.

Законом «Об энергосбережении» утверждается, что энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь, а также этим Законом регулируются отношения, возникающие в процессе деятель юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и устанавливаются правовые основы этих отношений.

Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых и потребляемых топливно-энергетических ресурсов подлежит обязательному учету. Порядок и условия оснащения пользователей и производителей топливно-энергетических ресурсов приборами учета их расхода, а также порядок разработки и утверждения правил пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Нормирование расхода топлива и энергии обязано обеспечить установление технически и экономически прогрессивных норм расхода топлива и энергии. Система прогрессивных норм расхода топлива и энергии включает соответствующие текущие и перспективные нормы для технологических процессов, установок, оборудования, продукции, электробытовых приборов, некоторых видов работ и услуг.

Энергетическое обследование предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Республики Беларусь, проводится в целях оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и обеспечения их экономии. обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия, учреждения, организации, если годовое потребление ими топливно-энергетических ресурсов составляет более 1,5 тысячи тонн условного топлива.

При достаточно высокой оснащенности приборами учета энергии систем энергоснабжения и энергопотребления существует ряд проблем.

К ним можно отнести недостаточность технологического учета и низкий уровень оснащенности существующих систем учета. недостаточность технологического учета приводит к искажению значений коммерческих потерь, балансов электроэнергии и отсутствию контроля за рациональным ее использованием. В настоящее время эффективным методом учета, контроля и оптимизации использования энергоресурсов у крупных потребителей является внедрение автоматизированных систем контроля и учета энергоносителей (АСКУЭ).

Внедрение современных АСКУЭ, имеющих более высокий класс точности, в системах энергоснабжения позволит снизить заявленную мощность в часы пик до 30%, потребление электрической энергии до 20%. Целесообразность применения таких автоматизированных систем контроля и учета энергоносителей очевидна, при массовом применении в масштабах страны использование АСКУЭ позволит снизить: потребление электроэнергии

и электрической мощности; себестоимость (повысив конкурентоспособность); загрузку оборудования и сетей (высвободив необходимые резервы для возможности их использования).

Современные АСКУЭ необходимо использовать на всех энерговырабатывающих и транспортирующих предприятиях страны (заменять АСКУЭ имеющиеся устаревшие узлы учета), а также возможно их применение и в коммунальной инфраструктуре, что позволит повысить точность взаиморасчетов и упростит учет и контроль энергоресурсов.

В некоторых крупных городах оснащенность узлами учета систем теплоснабжения и теплопотребления доходит до 90%. Узлами учета тепловой энергии и теплоносителя оснащаются крупные и средние источники теплоснабжения, тепловые пункты, многоквартирные жилые дома, здания и сооружения коммунальной инфраструктуры, промышленные предприятия [11, с. 39-40].

Для реформирования энергетической отрасли Беларуси в дальнейшем планируется разработать три законопроекта: «об электроэнергетике», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О теплоснабжении». об этом говорится в Стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь, которая утверждена постановлением Совета Министров №1180 и рассчитана на период до конца 2020 года.

В Законе «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» также есть отдельные недостатки в разработке тарифов на электроэнергию для разных групп населения.

В Стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь описывается необходимость особого правового регулирования деятельности топливно-энергетического комплекса исходит из объективной невозможности регулировать общеправовыми актами специфику отношений производственно-хозяйственных субъектов энергетики с потребителями топливно-энергетических ресурсов. Потребность в создании системы правового регулирования энергетики возрастает с учетом процессов акционирования в отраслях ТЭК, многообразия форм собственности и организационно-правовых видов предпринимательской деятельности, обеспечения социальной защиты населения и некоторых других факторов.

В области энергообеспечения будут урегулированы правовые, экономические и социальные основы функционирования и развития отраслей ТЭК, определена степень участия государства в управлении отраслями ТЭК и регулирования цен и тарифов на энергоносители, регламентированы основные принципы формирования и функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности), а также рынка других видов энергоносителей. Также в законопроектах предполагается установить законодательные гарантии инвесторам, разграничить функции республиканского и местных органов власти и управления в области обеспечения ТЭР, создать стабильную правовую среду для внешнеэкономической деятель предприятий ТЭК, благоприятную для отечественных и зарубежных инвесторов и приемлемую для республики.

В стратегии отмечается важность оперативной разработки и утверждения правовых и технических нормативных актов, определяющих основные условия и требования к безопасному развитию энергетики в Беларуси, обращению с радиоактивными отходами и физической защите ядерно-опасных объектов. В их числе акты, регламентирующие требования к проектированию АЭС, к проведению физического и энергетического пуска ядерного объекта, определяющие условия хранения и перевозки ядерных материалов и радиоактивных веществ.-

причины, вызывающие необходимость проведения политики энергосбережения в Республике Беларусь:

недостаточная обеспеченность собственными топливно-энергетическими ресурсами (10-15%);

-энергоемкость промышленных предприятий;

-старение основного оборудования предприятий энергетики.

Для снижения энергозависимости от других государств планируется, в частности, использовать возможности и перспективы развития нетрадиционной энергетики в Беларуси. Одним из перспективных направлений является использование биомассы (древесное топливо, отходы растениеводства и отходы переработки древесины, бытовые органические отходы, рапс), так как это постоянно возобновляемые источники энергии [7, с. 28].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

после написания данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь является важнейшей структурной составляющей национальной экономики, которая обеспечивает функционирование всех ее звеньев и повышение уровня жизни населения. Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения основных видов энергоносителей: природного газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии. Роль комплекса в экономике страны определяется следующими параметрами: он производит 24 % промышленной продукции страны, осваивает четвертую часть всех инвестиций в основной капитал промышленности, в нем сосредоточено 22,8 % промышленно-производственных основных фондов, занято 5,3 % промышленно-производственного персонала.

Топливно-энергетические ресурсы нерационально используются в промышленности Беларуси в основном по причине эксплуатации морально и физически устаревшего технологического оборудования, низкоэффективных ведомственных котельных с протяженными тепловыми сетями, неэкономичных систем электроосвещения, а также из-за наличия большого числа электродвигателей для технологических установок, эксплуатируемых с минимальной загрузкой, и значительных затрат тепловой и электрической энергии на поддержание в производственных помещениях необходимого микроклимата.

Республика Беларусь относится к числу государств, которые недостаточно обеспечены собственными энергетическими ресурсами. Это создает особые условия функционирования экономики государства, делает ее уязвимой и зависимой от внешних поставщиков. В то же время показатель энергоемкости валового внутреннего продукта республики в 3-4 раза выше, чем в странах европейского союза.

В этих условиях правительством Республики Беларусь должна проводится эффективная энергетическая политика, направленная на модернизацию и трансформацию топливно-энергетического комплекса, снижение энергоемкости всех видов продукции, разработку и внедрение в народном хозяйстве ресурсо- и энергосберегающих технологий. Цель этой политики была определена Президентом Республики Беларусь на республиканском совещании по вопросам стратегии развития промышленного комплекса: снижение к 2015 г. энергозависимости республики от внешних поставщиков как минимум наполовину. Но в процессе осуществления данной стратегии возникают некоторые проблемы и для преодоления их необходимо осуществлять активные мероприятия с участием новых инновационных технологий по эффективному энергосбережению и переходу на альтернативные источники энергии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. об одобрении Основных направлений энергетической политики Республики Беларусь на 2001 — 2005 годы и на период до 2015 года: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.10.2000 N 1667[электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2000. — Режим доступа: <#"justify">5.Болдак, А.К. национальная экономика Беларуси: учебно — методический комплекс. / А.К. Болдак, О.Н. Сухоцкая. — Гродно: ГГАУ, 2011. — 87 с.

.Возобновляемые источники энергии / С.П. Кундас, С.С. Позняк, Л.В. Шенец. — Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2009. — 315 с.

.Государственное регулирование экономики в условиях Белорусской модели развития. — Брест: БрГТУ, 2010. — 59 с.

8. Для реформирования энергетической отрасли Беларуси планируется разработать три законопроекта [Электронный ресурс]. — Минск 2013. -Режим доступа: <#"justify">10. Мансуров, В.А. основы энергосбережения, учебно-метод. пособие / В.А. Мансуров. — Минск: БГМУ, 2010. — 68 с.

. основы энергосбережения: Учебное пособие. — Минск: БГЭУ, 2011. — 44 с.

. Поздняков, В.Я. Экономика отрасли: Учеб. пособие / В.Я. Поздняков, С.В. Казаков. — Москва: ИНФРА-М, 2010. — 309 с.

13. Топливная промышленность [Электронный ресурс]. — Минск, 2013. — Режим доступа: <HTTP://www.bredosaita.ru/ekonbel/topprom.htm>. — Дата доступа: 17.09.2013.

. Топливно-энергетический комплекс [электронный ресурс]. — Минск, 2013. — Режим доступа: <HTTP://www.newtemper.com/spravki/transport/toplivno-energeticheskiy_kompleks_respubliki_belarus_1684>. — Дата доступа: 16.09.2013.

. Устойчивое развитие и социально-экологические параметры качества жизни / А. И. Зеленков [и др.]; под науч. ред. А. И. Зеленкова. — Минск: БГУ, 2011. — 292 с.

. Экономика: учебник / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. — М.: ИД «форум», ИНФРА-М, 2011. — 672 с.

Учебная работа. Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь