Учебная работа. Ремонт электродвигателей переменного тока (АД с КЗР)

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Ремонт электродвигателей переменного тока (АД с КЗР)

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшими задачами развития ремонтно-обслуживающих предприятий и цехов являются: внедрение высокоэффективного оборудования, новых прогрессивных технологических процессов, резкое улучшение использования производственных площадей и основных фондов, разработка новых прогрессивных систем организации ремонта машин и оборудования, обеспечивающих высокую рентабельность предприятия, увеличение межремонтного периода и снижение себестоимости ремонтных работ. Эти задачи должны лежать в основе проектирования и реконструкции существующих ремонтных предприятий и цехов. несмотря на то, что значительная часть ремонта и технического обслуживания, особенно их сложных видов, выполняется для хозяйств ремонтно-обслуживающими предприятиями, большой ремонтный объем (75% и более) приходится на ремонтные службы самих хозяйств. Все это является существенным обстоятельством для развития собственной ремонтной базы хозяйства.

В зависимости от особенностей, степени повреждений и износа электродвигателей, его деталей и составных частей, а также трудоемкости ремонтных работ, устанавливаются следующие виды ремонта двигателей: текущий и капитальный (ГОСТ 2.602).

Объемы и периодичность, а также необходимость проведения того или иного вида ремонта, устанавливаются в соответствии с требованиями планово-предупредительных ремонтов (ППР) с учетом условий эксплуатации конкретного электрооборудования и инструкции предприятий-изготовителей электрооборудования.

Необходимость и сроки капитального ремонта определяются службой главного энергетика предприятия, эксплуатирующего электрооборудование, на основе анализа их технического состояния, по рекомендации специализированной организации, проводившей регламентную проверку состояния электрооборудования на эксплуатационную надежность и остаточный ресурс в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), Правилами эксплуатации электроустановок потребителей (ПЭЭП), ГОСТ и руководящими документами (РД).

Взрывозащищенное электрооборудование может эксплуатироваться в течение срока службы, установленного документацией завода-изготовителя.

Испытательная организация, аккредитованная в российской Федерации на проведение испытаний взрывозащищенного электрооборудования должна подтвердить соответствие требованиям безопасности электрооборудования, отремонтированного после истечения срока службы.

Электрооборудование, изготовленное по ПИВРЭ и ПИВЭ и находящееся в эксплуатации, в обязательном порядке должно пройти испытания в аккредитованном испытательном центре российской Федерации для подтверждения его безопасности по взрывозащите.

Аварийный ремонт электрооборудования должен проводиться с соблюдением требований настоящего РД и конструкторской ремонтной документации.

Для электрооборудования ответственных механизмов, работающих в тяжелых условиях эксплуатации, капитальный ремонт производить не реже одного раза в два года.

При установлении нормативов периодичности ремонтов электротехнического оборудования учитывается необходимость максимально возможного сближения периодичности ремонта электрооборудования и ремонта технологических комплексов, с которыми взаимодействует или конструктивно объединено это электрооборудование.

Текущий ремонт взрывозащищенных электрических машин рекомендуется проводить не реже 1 раза в год для двигателей с частотой вращения 1500 об/мин и не реже 1 раза в 6 месяцев для двигателей с частотой вращения 3000 об/мин.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА

Цех Аммиак — 3 был основан в 1933 г. и на тот момент выпускал 1360т/сутки продукции. После его модернизации к 1981 г. удалось добиться производительности 1740т/сутки.

Параметры цеха: длина — 120 м, ширина — 100 м.

По взрыво- и пожароопасности помещения цеха делятся на:

а) особо опасные,

б) малоопасные.

Производство цеха является вредным и оказывает губительное воздействие на человека, а в частности на дыхательные органы (аммиак).

Среда цеха влажная, т.к. для производства аммиака требуется много воды.

Здания и несущие конструкции здания цеха состоят из железобетонных блоков и кирпича, а сооружения и конструкции — металлического исполнения (рельсы, сетки, трубы, уголки и др.)

. ВЕДОМОСТЬ объема РЕМОНТНЫХ РАБОТ

Таблица 2.1-Ведомость ремонтных работ

Наименование работЕдиницы измеренияКоличество на объектПримечание1234Разборка двигателяшт1Трехфазный асинхронный двигатель ВАСВ 100 кВт 250 об/минОчистка и мойка узловшт1Дефектация и осмотршт1Определение дефектов электродвигателяшт1Удаление старой обмотки из статорашт1Перешихтовка сердечника статорашт1Ремонт роторашт3Ремонт подшипниковых щитовшт1Ремонт подшипниковшт1Ремонт наружных поверхностей и резьбовых соединенийшт2Заготовка пазовой изоляциишт1Укладка обмоток статорашт1Пропитка и сушка обмоток статорашт1изготовление выводных проводовшт1Балансировка роторашт1Сборка электродвигателяшт1испытания электродвигателяшт1Покраска электродвигателяшт1

3. ЛИНЕЙНЫЙ ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РЕМОНТНЫХ РАБОТ

Таблица 3.1-Линейный график производства ремонтных работ

№Наименование работОбъем работТрудозатратыДни выполнения работЕд. измКол-воЧел/ дниКол-во рабочих в бригадеПродолжительность работ, дни1234123456781Приемка электродвигателяшт 124122Разборка двигателяшт124123очистка и мойка узловшт124124Дефектация и осмотршт124125Удаление старой обмотки статорашт124126Перешихтовка сердечника статорашт124127Ремонт посадок на валу роторашт124128Удаление коррозии на пакетах роторашт124129Восстановление шпоночной канавкишт1241210Ремонт подшипниковых щитовшт1141111Ремонт подшипниковшт1141112Ремонт наружных поверхностей и резь-бовых соединенийшт2141113Заготовка пазовой изоляциишт1141114Укладка обмоток статорашт1241215Пропитка и сушка обмоток статорашт2242116Балансировка роторашт1341317изготовление выводных проводовшт1141118Сборка электродвигателяшт1141119испытания электродвигателяшт1141120Покраска электродвигателяшт11411

. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ карта

Таблица 4.1-Технологическая карта на ремонт двигателя переменного тока

Вид работ и операцийОписание технологического процесса Механизмы, инструмент, приспособления1231 Нормативные документы1.1 Технические условия на ремонт электрооборудования или руководство по ремонту; 1.2 Ремонтная конструкторская документация; 1.3 Технологический процесс ремонта или инструкция; 1.4 Акт на сдачу электродвигателя2 Входной контроль качества2.1 Наружный осмотр электродвигателя, его дефектация и определение объема ремонтных работ3 Технология выполнения работ по операциям3.1 Приемка электродвигателя и проверка комплектности всех сборочных единиц и деталей3.2 Разборка двигателя: 3.2.1 съем кожуха вентилятора; 3.2.2 съем вентилятора, предварительно ослабив его винт (вручную или с помощью съемника); 3.2.3 отвернуть болты, крепящие подшипниковые щиты к корпусу; 3.2.4 перед съемом заднего подшипникового щита необходимо подвесить ротор за конец вала при помощи тали и заложить в нижнюю часть расточки подкладку из электрокартона, поскольку после съема щита положение ротора по отношению к статору изменится: ротор примет наклонное положение (образуется перекос); 3.2.5 съем заднего подшипникового щита с легкими ударами по нему молотком из мягкого материала(дерево, пластмасса, медь);отвертки А 150×0,5; комплекты торцовых ключей и рожковых ключей; винтовой съемник; таль электрическая; зубило слесарное; молоток; электрокартон; стальные тросы;3.2.6 выемка ротора из статора, при этом ротор легкими толчками сдвигается в сторону переднего подшипникового щита и щит выводится из замка; ротор поддерживается стальными тросами электротали во избежание повреждения лобовых частей обмотки статора и крыльчатки ротора; 3.2.7 съем переднего подшипникового щитаплоскогубцы3.3 Очистка и мойка узлов двигателя: 3.3.1 загрузить в корзину с 3 % раствором кальцинированной соды на 15…30 мин следующие узлы: -передний и задний подшипниковые щиты -прокладки внутренние и внешние -крышки подшипника задняя и передняя -вентилятор -шпонка под вентилятор -кожух вентилятора -гайки, болты 3.3.2 промывка узлов электродвигателя в течении 10…15 мин горячей водой для нейтрализации соды; 3.3.3 промывка подшипников качения бензином с добавлением 6 — 8% по объему веретенного или трансформаторного масла 3.3.4 обдувка узлов электродвигателя сжатым воздухомкорзина для мойки узлов; ванна промывочная; промышленный термометр; кальцинированная сода; воздушный компрессор; трансформаторное масло3.4 Дефектация и осмотр электродвигателя: 3.4.1 осмотр состояния пакета активной стали ротора и статора; 3.4.2 осмотр на отсутствие трещин, отколов и задиров корпуса и центрирующих заточек, а также проверка исправности резьбы; 3.4.3 проверка исправности и комплектации коммутационной коробки, неисправности резьб, гаек и шайб, исправности изолирующих элементов и соединений, наличие борновой крышки;измерительный инструмент: стальные линейки — 500 мм и 150 мм; штангенциркуль 150 мм; микрометр 0…25 мм;3.4.4 проверка подшипниковых щитов и крышек на отсутствие трещин, отколов; 3.4.5 проверка подшипников на легкость хода, состояние дорожек, элементов качения, внутреннего и наружного колец; 3.4.6 проверка целостности посадочных поверхностей вала и шпоночной канавки; 3.4.7 проверка посадки вентилятора на вал электродвигателя, целостность вентилятора: состояние лопаток, корпуса и втулки.испытательный стенд для проверки биения с индикатором часового типа; стойка индикаторная3.5 после осмотра выявлены следующие неисправности: 3.5.1 выгорание участков активной стали статора; 3.5.2 выход из строя наружной и внутренней резьбы вследствие износа и изгиба витков; 3.5.3 две отломанные лапы у станины; 3.5.4 трещина 10 мм у переднего подшипникового щита и 15 мм у заднего щита; 3.5.5 повышенный износ дорожек и тел качения подшипников; 3.5.6 выработка посадочных размеров на валу ротора; 3.5.7 выработка шпоночной канавки; 3.5.9 выгорание обмотки; 3.5.10 коррозия на пакетах активной стали ротора3.6 Удаление старой обмотки статора: 3.6.1 установка ремонтируемого статора на токарный станок; 3.6.2 обрезание лобовых частей обмотки статора со стороны соединения катушек; 3.6.3 разогрев обмотки статора тупиковой электропечи при температуре 250…300 °С в течение 30…40 мин; 3.6.4 остывание обмотки статора (до температуры 80…90°С)приспособление для выемки обмотки; тупиковая электропечь; резец специальный с оправкой; слесарный инструмент: зубило слесарное, 3.6.5 удаление по частям обмотки из пазов с помощью приспособления для выемки обмоток при зафиксированной держателями активной сталиширина рабочей части 10…15 мм; молоток; специальные скребки для чистки пазов стальные3.7 Перешихтовка сердечника статора: 3.7.1 подготовка необходимого ремонтного оборудования, изготовление приспособлений и специального инструмента; 3.7.2 расшихтовка сердечника; 3.7.3 переизолировка листов активной стали: -обтирка листов тряпкой; -съем обнаруженных заусенцев шлифовальным кругом или напильником; -отрихтовка погнутых листов текстолитовым или деревянным молотком (киянкой); -съем лаковой изоляции механическим способом(стальными щетками, кардолентой, пескоструйным аппаратом) или химическим-погружением в ванну с 10%-ным раствором едкого натра или 15%-ным раствором тринатрийфосфата, подогретого до 50 °С; -промывка в проточной воде(70-80°С) —очистка листов стали от бумажной изоляции в ванне с горячей водой; -лакировка листов; -сушка(при температуре 450-550 °С); 3.7.4 шихтовка и прессовка сердечника; 3.7.5 испытание сердечникаопорное кольцо; прессующее кольцо; прессующие технологические шпильки с гайками и подкладочные втулки; сборочные калибры; рихтовочные и контрольные калибры; киянка; шлифовальный круг или напильник; стальная щетка; кардолента; пескоструйный аппарат; электроизоляционный лак; печь сушильная3.8 Ремонт посадок на валу ротора: 3.8.1 наварка вала ротора в местах прослабления посадок; 3.8.2 проточка ротора на токарном станке в электродуговая сварка; токарный станок3.9 Удаление коррозии на пакетах ротора: 3.9.1 чистка пакетов мягкой волосяной щеткой; 3.9.2 удаление коррозии и антикоррозийного покрытия; 3.9.3 продувка пакетов сжатым воздухом; 3.9.4 покрытие пакетов антикоррозийным лакомантикоррозийный лак; кисть; воздушный компрессор; шлифовальный круг3.10 Восстановление шпоночной канавки: 3.10.1 наварка металла на боковые поверхности шпоночного паза; 3.10.2 механическая обработка канавкиэлектродуговая сварка; токарный станок3.11 Ремонт подшипниковых щитов: 3.11.1 скашивание кромки трещины по всей длине ручным зубилом под углом 45 — 60°; 3.11.2 разогрев детали в печи до 700 — 800 °С; 3.11.3 заварка трещины ацетиленокислородным пламенем; 3.11.4 остывание щита 1-3 сутокручное зубило; молоток; печь; газовая сварка3.12 Ремонт подшипников: 3.12.1 поверхности и детали подшипника имеют сильный рабочий Износ, поэтому они заменяются новыми того же номера; 3.12.2 набивка подшипника густой смазкой с заполнением 2/3 объема камеры (во избежание ее выдавливания внутрь двигателя)подшипники: 8336(передний) 8230(задний); смазка УТВ 3.13 Ремонт наружных поверхностей и резь-бовых соединений: 3.13.1 приваривание отломанных лап к станине; 3.13.2 ремонт наружной резьбы: -протачивание резьбы до ближайшего меньшего стандартного диаметра и после-дующее нарезание резьбы меньшего размера; -при невозможности из условий прочности уменьшения размера резьбы ее восстанавливают наплавкой, металлизациейэлектродуговая сварка; набор метчиков и плашек; переходные втулки; тиски слесарныеи другими способами; 3.13.3 ремонт внутренней резьбы: -рассверливание отверстия до ближайшего большего стандартного диаметра и последующее нарезание резьбы большего размера; -рассверливание отверстия для установки в него на резьбе или клее переходной втулки с внутренним диаметром резьбы нужного размера3.14 Заготовка пазовой изоляции: 3.14.1 чистка пазов статора; 3.14.2 опиливание острых граней зубцов на торцах сердечника; 3.14.3 выправка смещенных, выступающих в пазы зубцов; 3.14.4 продувка статора сжатым воздухом; 3.14.5 изолировка пазов: —установка пазовых коробок в пазы; -установка прокладок из электрокартона на нажимные шайбы; -насадка фибровой гребенки на вылеты пазовых коробокнапильник; стальная оправка; молоток; воздушный компрессор; электрокартон3.15 Укладка обмоток статора: 3.15.1 укладка проводников в пазы(укладка производится по часовой стрелке); 3.15.2 крепление секций пазовой крышкой; 3.15.3 вбивание клиньев в пазы; 3.15.4 бандажировка лобовой части обмотки хлопчато-бумажным шнур-чулком с обеих сторон; 3.15.5 опрессовка лобовых частей; 3.15.6 перетяжка бандажей; 3.15.7 оправка лобовых частей обмотки; 3.15.8 контроль обмотки на контрольном стендеплоскогубцы; молоток; ножницы портняжные; пресс гидравлический ПГ-1; игла специальная для бандажировки; приспособление-шаблон для правки лобовых частей; аппарат ЕЛ-1; пинцет приспособление- шаблон дляправки лобовых частей; аппарат ЕЛ-1; пинцет3.16 Пропитка и сушка обмоток статора: 3.16.1 статор помещается в автоклав, где создается вакуум; 3.16.2 подача в автоклав эпоксидного кампаунда(175-185°C); 3.16.3 пропитка обмотки при атмосферном давлении в течение 1 часа; 3.16.4 пропитка при большом вакууме (остаточное давление не более 15 — 20 мм рт. ст.) в течение 15 минут; далее в течение 15 мин при давлении 6 — 7 атм; 3.16.5 чередование процесса вакуум-давление 4 раза; 3.16.5 извлечение статора из автоклава; 3.16.6 сушка изоляции в сушильной печи при температуре 90-100°C в течение 72 часов; 3.16.7 измерение сопротивления изоляции мегаомметром 500-1000 В(сопротивление изоляции должно быть не менее 1 Мом)эпоксидный кампаунд; автоклав; печь сушильная; мегаомметр 500-1000 В3.17 изготовление выводных проводов: 3.17.1 разрезание провода на куски необходимой длины; 3.17.2 зачистка концов проводов от изоляции(длина зачистки 10-20 мм); 3.17.3 скрутка концов многожильных проводов; 3.17.4 сворачивание колец для крепления на клеммнике; 3.17.5 горячее лужение зачищенных и скрученных проводов; 3.17.6 присоединение выводных концов обмоток к клеммникуПровод ПВ-3; припой ПОС-40; круглогубцы специальные; паяльник; ванна для пайки; линейка масштабная; штангенциркуль ножницы для резки провода; щипцы или клещи для снятия изоляции; защитныеочки; резиновые перчатки; песочные часы; стеклянная ванна; вытяжной шкаф3.18 Балансировка ротора: 3.18.1 установка ротора на опоры машины динамической балансировки; 3.18.2 вращение ротора — под влиянием несбалансированной массы детали рама начнет колебаться; 3.18.3 уравновешивание ротора при помощи корректирующего груза, определение легкой и тяжелой стороны; 3.18.4 приварка груза с легкой стороны в выбранной плоскости исправлениямашина для динамической балансировки; вертикально-сверлильный станок; электродуговая сварка3.19 Сборка электродвигателя: 3.19.1 установка ротора в статор, проверка зазора между ними; 3.19.2 монтаж подшипников; 31.9.3 установка заднего подшипникового щита; 3.19.4 установка переднего подшипникового щита; 3.19.5 не затягивая болты щитов до отказа, провернуть ротор от руки; при правильной сборке ротор легко вращается; 3.19.6 затянуть болты подшипниковых щитов; 3.19.7 насадить вентилятор на вал, затянуть его винт; 3.19.8 одеть кожух вентилятораотвертки А 150×0,5; комплекты торцовых ключей и рожковых ключей; винтовые съемники; приспособление для вывода ротора; приспособления для съема вентилятора и подшипниковых щитов; зубило слесарное; молоток; плоскогубцы3.20 испытания электродвигателя: 3.20.1 внешний осмотр двигателя и замеры воздушных зазоров между сердечниками; 3.20.2 измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и между фазами обмоток; 3.20.3 измерение омического сопротивления обмотки в холодном состоянии; 3.20.4 испытание машины на холостом ходу; 3.20.5 измерение токов холостого хода по фазам; 3.20.6 измерение пусковых токов и определение кратности пускового тока; 3.20.7 испытание электрической прочности витковой изоляции; 3.20.8 испытание электрической прочности изоляции относительно корпуса и между фазами; 3.20.9 проведение опыта короткого замыкания; 3.20.10 испытание на нагрев при работе двигателя под нагрузкоймегаомметр 500-1000 В; амперметр; вольтметр; измерительный инструмент; выпрямитель3.21 Покраска электродвигателякраскопульт; краска4 Состав нормокомплекта4.1 Набор инструментов и приспособлений для ремонта электродвигателя; 4.2 Набор защитных средств; 4.3 Мегаомметр 500-1000 В; 4.4 Амперметр и вольтметр; 4.5 Выпрямитель5 техника безопасности5.1 При выполнении слесарных работ: 5.1.1 пользоваться только исправным инструментом; 5.1.2 при сверлении хрупких металлов и заточке инструмента пользоваться защитными очками; 5.1.3 мелкие детали сверлить только в тисках; слесарные тиски должны быть в полной исправности, надежно укреплены на верстаке;5.1.4 периодически зачищать заусенцы на молотках и других ударных инструментах; 5.1.5 пыль и стружку с рабочего места сметать щеткой; запрещается сдувать стружку сжатым воздухом или убирать ее голыми руками; 5.1.6 запрещается работать зубилами с косыми и обитыми затылками и с выкрошенной режущей кромкой; 5.1.7 запрещается работать неисправными отвертками, напильниками, острогубцами, плоскогубцами, гаечными ключами и другим слесарным инструментом5.2 При выполнении сварочных работ: 5.2.1 пользоваться спецодеждой: -рукавицами из искростойких материалов; -обувью из кожи и войлока; -спецовкой из рекомендованных материалов, при необходимости — каской 5.2.2 работать в исправной сухой спецодежде и рукавицах; 5.2.3 регулярно проверять исправность изоляции кабелей, электродержателей и надежность всех контактов до начала работ; 5.2.4 отключать сварочное оборудование во время простоя, перемещения, обеденного перерыва и т.д.; 5.2.5 все замеченные неисправности устранять строго после полного обесточивания аппарата; 5.3 При пропитке и сушке обмоток электродвигателей: 5.3.1 пропиточно — сушильные отделения, в которых используются лаки с горючими растворителями, относятся к категории взрыво- и пожароопасных; все силовое и осветительное электрооборудование, находящееся в помещении отделения, должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении;5.3.2 ванны, в которых производится пропитка методом погружения, должны закрываться крышками после загрузки в них изделий, а так же иметь бортовой отсос; 5.3.3 при загрузке изделий в ванну и закрывании ее крышкой необходимо избегать ударов стальных деталей друг о друга; 5.3.4 лаки и растворители и пропиточные составы хранить в отдельных помещениях, в ванны пропиточного отделения подавать их по трубопроводам; 5.3.5 во избежание появления искры контакты электронагревателей должны быть вынесены из помещения пропиточного отделения 5.3.6 запрещается курить в помещениях сушильно — пропиточных отделений, стирать одежду в бензине и растворителях5.4 При испытании электродвигателя: 5.4.1 работать в исправных средствах индивидуальной защиты; 5.4.2 после измерения мегаомметром соответствующую цепь обмотки заземлить не менее чем на 1 мин; 5.4.3 испытания электрической прочности изоляции обмоток должны проводиться на специально огороженном участке, снабженном сигнальными лампами и блокировками; 5.4.4 при испытании междувитковой изоляции удалиться из зоны расположения машины; 5.4.5 при испытаниях активной стали статора огородить место испытания, вывесить предупредительные плакаты; 5.4.6 заземление обмоток с целью отведения зарядов производить с помощью специальной изолирующей штанги6 Оценка качества выполнения работ6.1 Сопротивление изоляции обмоток: Сопротивление изоляции должно быть не менее 1 МОм при температуре 10 — 30 °С и 0,5 Мом при 60 °С6.2 Нагрузочная способность7 Технико-экономические показатели7.1 Состав звена: электрослесарь 4-го разряда — 2чел.; электрослесарь 3-го разряда — 2 чел.; 7.2 Норма трудовых затрат и расценок: трудозатраты -0,5 чел/дня, зарплата: электрослесарь 4-го разряда — 60 руб/час электрослесарь 3-го разряда — 48 руб/час

рисунок 4.1 — Винтовой съемник: 1 и 2 — рукоятки; 3 — гайка;4 — лапы съемника; 5 — шкив

Рис.4.2 — Снятие кожуха вентилятора

Рис4.3 — Снятие вентилятора

Рис 4.4 — Снятие крышек подшипников и подшипниковых щитов

рисунок 4.5 — Снятие подшипников с использованием вставок (а) и хомута (б): 1 — внутренняя крышка подшипника; 2 — прокладки; 3 — хомут

Рис4.6 — Извлечение ротора из статора

Рис 4.7 — Станок для динамической балансировки роторов:

— стойка; 2 — балансируемый ротор; 3 — индикатор стрелочный; 4 — муфта; 5 — привод

ремонт двигатель переменный ток

5. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ безопасности И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Таблица 5.1-Указания по технике безопасности и пожарной безопасности

Виды работМеста и операции с повышенной опасностьюУказания по технике безопасности1231 При работе с грузоподъемными механизмами1.1 поддержка ротора при съеме заднего подшипникового щита; 1.2 выемка ротора из статора; 1.3 транспортировка ротора и статора между участками1.1 масса груза, подлежащего подъему, должна быть определена до начала его подъема; нагрузка на грузоподъемные механизмы и съемные грузозахватные приспособления не должна превышать их грузоподъемности; 1.2 подъем груза, на который не разработана схема строповки, производится в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами; 1.3 грузы, подвешиваемые к крюку грузоподъемного механизма, должны быть надежно обвязаны так, чтобы обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении; 1.4 канаты или цепи должны накладываться на поднимаемый груз равномерно, без узлов и перекруток; а острые грани поднимаемого груза под канат или цепь устанавливаются подкладки, предохраняющие стропы от повреждений; 1.5 забракованныесъемные грузозахватные приспособления, а также не имеющую бирки (клейма), немаркированную и поврежденную тару оставлять в местах производства работ не допускается; 1.6 из зоны работ по подъему и перемещению грузов должны быть удалены лица, не имеющие прямого отношения к проводимым работам; 1.7 в зоне перемещения грузов все проемы должны быть закрыты или ограждены и вывешены предупреждающие знаки безопасности; 1.8 опускать грузы разрешается на предварительно подготовленное место с исключением их падения, опрокидывания или сползания; для удобства извлечения стропов из-под груза на месте его установки необходимо уложить прочные подкладки; 1.9 в случае неисправности механизма, когда нельзя опустить груз, место под подвешенным грузом ограждается и вывешиваются плакаты «опасная зона», «Проход закрыт»;2 При работе со слесарным инструментом2.1 удаление старой обмотки статора; 2.2 разборка двигателя; 2.3 перешихтовка сердечника статора; 2.4 ремонт посадок на валу ротора; 2.5 восстановление шпоночной канавки; 2.6 ремонт подшипниковых щитов; 2.7 ремонт наружных поверхностей и резьбовых соединений; 2.8 заготовка пазовой изоляции; 2.9 укладка обмоток статора; 2.10 изготовление выводных проводов; 2.11 балансировка ротора; 2.12 сборка электродвигателя2.1 пользоваться только исправными инструментами и приспособлениями, рабочее место содержать в надлежащем порядке: заготовки, инструменты, изделия складывать на отдельные для них места; не допускать загромождения проходов; 2.2 отходы производства складывать в специальную тару; 2.3 все работы с листовым материалом (переноску, укладку, резку на ножницах, гибку и др.) производить в рукавицах; 2.4 при работе с зубилом, крейцмейселем , выколоткой и другими инструментами ударного действия, а также резке металла ручными ножницами, пользоваться защитными очками; 2.5 очистку поверхностей и промывку деталей, подлежащих доработке, а также уборку стружки производить щеткой сметкой или ветошью; 2.6 при работе с плоскогубцами, кусачками, ножницами по металлу следить, чтобы режущие кромки были острыми и не имели сбоку выщербим;2.7 обрабатываемые детали надежно закрепить в тисках, инструментах; 2.8 инструмент, имеющий отточенное лезвие или острие, следует передавать другому человеку вперед рукояткой или тупым концом; 2.9 при обнаружении неисправности инструмента или оборудования немедленно прекратить работы и доложить об этом мастеру; 2.10 при получении травмы сообщать мастеру и обращаться в мед. пункт3 При сварочных работах3.1 ремонт посадок на валу ротора; 3.2 восстановление шпоночной канавки; 3.3 ремонт подшипниковых щитов; 3.4 балансировка ротора3.1 Газосварочные работы: 3.1.1 запрещается производить работы в непосредственной близости от легковоспламеняющихся, горючих материалов, таких как бензин, керосин, стружка и др.; 3.1.2 при резке металлов больших толщин следует применять резаки с удлиненными трубками для уменьшения влияния высокой температуры на рабочего; 3.1.3 выполнение газопламенных работ и применение открытого огня допускается на расстоянии не менее 10м от перепускных рам и передвижных ацетиленовых генераторов и 5м от отдельно стоящих баллонов с горючими газами; 3.1.4 при сварке можно применять только редукторы с исправными манометрами; 3.1.5 кислородные редукторы следует предохранять от попадания на них смазочных материалов; 3.1.6 при пуске газа в редуктор нельзя стоять перед редуктором; 3.1.7 все соединения редуктора должны быть герметичны; 3.1.8 запрещается использование переходников, тройников для одновременного питания нескольких горелок; 3.2 Электросварочные работы: 3.2.1 надежная изоляция всех токоподводящих проводов от источника тока и сварочной дуги; 3.2.2 надежное заземление корпусов от источников питания и сварочной дуги; 3.2.3 применение автоматических систем прерывания подачи высокого напряжения при холостом ходе;3.2.4 надежная изоляция электрододержателя для предотвращения случайного контакта с токоведущими частями электрододержателя; 3.2.5 не допускается контакт рабочего с клеммами и зажимами цепи высокого напряжения; 3.2.6 каждый сварочный пост должен быть огорожен негорючими материалами по бокам, а вход — асбестовой или другой негорючей тканью во избежание случайных повреждений других рабочих4 При пропитке и сушке изоляции4.1 пропитка и сушка изоляци4.1 пропиточно — сушильные отделения, в которых используются лаки с горючими растворителями, относятся к категории взрыво- и пожароопасных; все силовое и осветительное электрооборудование, находящееся в помещении отделения, должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении; 4.2 запрещается курить в помещениях сушильно — пропиточных отделений, стирать одежду в бензине и растворителях; 4.3 ванны, в которыхпроизводится пропитка методом погружения, должны закрываться крышками после загрузки в них изделий, а так же иметь бортовой отсос; 4.4 при загрузке изделий в ванну и закрывании ее крышкой необходимо избегать ударов стальных деталей друг о друга; 4.5 лаки и растворители и пропиточные составы хранить в отдельных помещениях, в ванны пропиточного отделения подавать их по трубопроводам; 4.6 во избежание появления искры контакты электронагревателей должны быть вынесены из помещения пропиточного отделения5 При испытании электродвигателя5.1 испытания электродвигателя5.1 работать в исправных средствах индивидуальной защиты; 5.2 после измерения мегаомметром соответствующую цепь обмотки заземлить не менее чем на 1 мин; 5.3 испытания электрической прочности изоляции обмоток должны проводиться на специально огороженном участке, снабженном сигнальными лампами и блокировками; 5.4 при испытаниимеждувитковой изоляции удалиться из зоны расположения машины; 5.5 при испытаниях активной стали статора огородить место испытания, вывесить предупредительные плакаты; 5.6 заземление обмоток с целью отведения зарядов производить с помощью специальной изолирующей штанги6 При покраске электродвигателя6.1 покраска электродвигателя6.1 малярные работы связаны с приготовлением и нанесением окрасочных составов, содержащих токсичные (вредные для здоровья) и пожароопасные вещества; 6.2 до начала работы следует надеть спецодежду, получить инструктаж о безопасных условиях выполнения производственного задания; 6.3 на рабочем месте следует проверить наличие и исправность инвентаря, ручного инструмента, средств механизации и другой необходимой оснастки; 6.4 окрасочные составы приготовлять в помещениях, имеющих приточно-вытяжную вентиляцию; для защиты глаз от брызг известкового,купоросного состава и других раздражающих жидкостей следует надевать защитные очки; 6.5 при работе токсичными материалами, кожу рук необходимо защищать резиновыми перчатками; 6.6 в помещениях, где ведутся малярные работы, нельзя курить, пользоваться паяльными лампами, выполнять электросварочные и другие работы, вызывающие образование искр; 6.7 окраску краскораспылителем выполнять в защитных очках и респираторе; 6.8 при неисправности окрасочного агрегата в процессе работы (протечка краски, отказ клапана распылителя) следует немедленно сбросить давление или обесточить машину; 6.9 по окончании работы ручные инструменты, краскораспылители промыть, продуть сжатым воздухом и просушить; затем привести в порядок рабочее место и снять спецодежду7 При работе на токарном станке7.1 восстановление шпоночной канавки;7.1 инструмент и обрабатываемую деталь закреплять в станке 7.2 ремонт посадок на валу роторатолько перед пуском; 7.2 установку на станке тяжелых деталей и снятие их производить грузоподъемными механизмами; при переноске больших тяжестей пользоваться тележкой; 7.3 при обработке изделий образующуюся мелкую стружку удалять со станка щеткой, а не рукой, сливную стружку в виде ленты отводить от резца специальным крепком; 7.4 при обработке валов, находящихся вне шпинделя, ограждать их специальной трубкой, трубку укреплять неподвижно на станке; 7.5 при зачистке вращающего изделия напильником, шабром и шкуркой быть особо осторожным во избежание захвата рукавов одежды кулачком патрона или хомутика; 7.6 пользоваться защитными средствами: от горячей стружки-стружколомателями, стружкозабивателями и защитными экранами или пользоваться очками, если при работе возможно повреждение глаз отделяющейся стружкой

. НОРМОКОМПЛЕКТЫ механизмов, ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ИНСТРУМЕНТОВ

Таблица 6.1-Состав нормокомплектов механизмов, приспособлений и инструментов

№Наименование нормокомплектаТипЕдиницы измеренияКоличествоПримечание1234561ОтверткиА 150×0,5шт4Разборка двигателя2Набор торцовых ключей-комплект1Откручивание/ закручивание болтов при разборке/сборке3Набор рожковых ключей-комплект1Откручивание/закручивание болтов при разборке/сборке4Зубило слесарное 240 мм-шт4Скашивание кромки трещин, снятие шпонки с вала5Молоток слесарный 69620 0,4 кг-шт4Удаление обмотки статора, заготовка пазовой изоляции6Плоскогубцы-шт4Укладка обмотки статора7напильник 01675020000-шт4Заготовка пазовой изоляции8Набор метчиков и плашек-комплект1Нарезание внутренней и внешней резьбы9Тиски слесарныеТСС-80шт1Слесарная обработка деталей10Таль электрическаяВМТшт4Поддержка ротора при сборке/разборке, транспортировка двигателя11Съемник винтовойСМВ-36шт1Съем подшипников, полумуфты12Пресс гидравлическийПГ-1шт1Опрессовка лобовой части обмотки статора13Токарный станокSA-45шт1Обработка посадочной поверхности ротора и шпоночной канавки14Сварочный трансфоматорTR-300шт1Металлизация посадочной поверхности ротора, приваривание лап станины15Газосварочный аппаратЛигашт1Сварка трещин подшипниковых щитов16Воздушный компрессорLT 2-20шт1Продувка обмоток и сердечника статора17Автоклав4472/80шт1Пропитка обмоток статора18Печь сушильная-шт1Сушка обмоток статора19Эпоксидный кампаундКП-34—Пропитка обмоток статора20ЭлектрокартонЭВ—защита обмотки и активной стали статора от повреждений при разборке21Смазка для подшипниковУТВ—Для заполнения подшипников смазкой22Мегаомметр500-1000 Вшт1Измерение сопротивления изоляции

. ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ВЫПУСКАЕМЫЕ ЗАВОДОМ НПО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖ»

Таблица 7.1 — Изделия для ремонта двигателя

Наименование, типТехнические данныеОбласть применения 12 3Отвертки А 150×0,5-Разборка/сборка двигателяНабор торцовых ключей-Откручивание/ закручивание болтов при разборке/сборкеНабор рожковых ключей-Откручивание/ закручивание болтов при разборке/сборкеЗубило слесарное 240 мм-Скашивание кромки трещин, снятие шпонки с валаМолоток слесарный 69620 0,4 кг-Удаление обмотки статора, заготовка пазовой изоляцииНабор метчиков и плашек-Нарезание внутренней и внешней резьбыНапильники 01675020000-Заготовка пазовой изоляцииСъемник винтовой СМВ-36-Съем подшипников, крышек подшипников, полумуфты,Сварочный трансфоматор TR-300250А, 220-280ВМеталлизация посадочной поверхности ротора, приваривание лап станиныОчки 034 PROGRESS-защита глаз при покраске электродвигателяТиски слесарные ТСС-80-Слесарная обработка деталейРеспиратор «Бриз-1101»-защита органов дыхания при покраске двигателяПодшипники качения 8336,8230-ЭлектродвигательСмазка УТВ-Смазка подшипников8. ФОРМЫ ПРИЕМО-СДАТОЧНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Таблица 8.1 — Формы приемо-сдаточной документации

Наименование документаНомер формыПримечания 12 3Содержание комплекта технической документации по сдаче-приемке электрооборудованияФорма 1Акт приемки оборудованияФорма 2Акт подписывается рабочей комиссиейТехнические условия на ремонт электрооборудования или руководство по ремонту———Ремонтная конструкторская документация———Технологический процесс ремонта или инструкция———Ведомость отремонтированного электродвигателя, переданного в эксплуатациюФорма 4—-Акт на сдачу электродвигателяФорма 2—-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение высокоэффективного оборудования, новых прогрессивных технологических процессов, резкое улучшение использования производственных площадей и основных фондов, обеспечивающих высокую рентабельность предприятия повышает производительность труда, которая требует безотказной и бесперебойной работы, как отдельных цехов, так и предприятия в целом.

лучшим способом обеспечения производительной безаварийной работы электродвигателей является организация системы планово-предупредительного ремонта(ППР) машин, включающая ряд мероприятий, проводимых по заранее составленному графику. К числу этих мероприятий относятся: осмотры, текущие и капитальные ремонты.

В данном проекте на конкретном примере рассмотрены неисправности асинхронного электродвигателя ВАСВ =100кВт, двигателя вентилятора цеха Аммиак-3 ОАО НАК «Азот», такие как:

выход из строя наружной и внутренней резьбы вследствие износа и изгиба витков;

отломанные лапы у станины;

трещины у подшипниковых щитов;

повышенный износ дорожек и тел качения подшипников;

выработка посадочных размеров на валу ротора;

выработка шпоночной канавки;

-выгорание обмотки;

коррозия на пакетах активной стали ротора.

А также технологический процесс ремонта электродвигателя и техники безопасности при выполнении всех видов работ.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1 Коварский Е.М. «Ремонт электрических машин»: изд. 4-е пересмотренное и дополненное/Е.М. Коварский-М-Л «Государственное энергетическое издательство»,1960.

Виноградов Н.В. «Электрослесарь по ремонту электрических машин»: Учебное пособие для индивидуально-бригадного обучения рабочих на производстве/Н.В. Виноградов-М., «Профтехиздат» 1963

Слоним Н.М. «испытания асинхронных двигателей при ремонте»: изд. 2-е переработанное и дополненное/Н.М. Слоним-М., «Энергия» 1980

#»justify»>#»justify»>#»justify»>#»justify»>#»justify»>#»justify»>#»justify»>#»justify»>#»justify»>#»justify»>#»justify»>#»justify»>#»justify»>#»justify»>#»justify»>#»justify»>HTTP://bibliofond.ru/view.aspx?id=38750

Учебная работа. Ремонт электродвигателей переменного тока (АД с КЗР)