Учебная работа. Релейная защита блока 'генератор-трансформатор&#039

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Релейная защита блока ‘генератор-трансформатор’

Курсовая работа

Тема: использование логоритмики в устранении нарушения просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Кемерово

Содержание

Введение

. Теоретические основы просодической стороны речи детей дошкольного возраста

.1 понятие логопедическая ритмика

.2 Особенности и возможности логоритмики

.3 использование логоритмики в устранении просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

. Развитие просодической стороны речи посредством логоритмики детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

.1 методика использования логоритмики в устранении нарушения просодической стороны речи старших дошкольников со стертой формой дизартрии

.2 Комплекс использованных логоритмических упражнений по устранению нарушений просодической стороны речи старших дошкольников со стертой формой дизартрии, проведение и последовательность

Заключение

список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Введение

Актуальность проблемы заключается в том, что дошкольное детство — самый благоприятный период для развития речи — от ее содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду.

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития. Эта проблема требует поиска путей оптимизации развивающей среды с учетом типологических и индивидуальных особенностей их онтогенеза. У детей, имеющих диагноз «дизартрия», наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи.

Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация).

Просодическая сторона речи изучалась Е.С. Кубряковой, Г.Н. Ивановой Лукьяновой, Н.Д. Светозаровой, Н.В. Черемисиной — Ениколоповой, Л.А. Вербицкой, М.В. Гординой, Л.В. Бондаренко и др.

программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка через постоянное общение со взрослыми и сверстниками. Но именно воспитатели должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью, воспитывать звуковую культуру речи. полноценная речь — необходимое условие успешного обучения в школе.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи. очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

У большинства детей звукопроизношение к четырем-пяти годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта. Музыкальное развитие детей с речевой патологией специфично.

В современной общей и специальной педагогике, этим вопросом занимались многие деятели науки, такие как Г.В. Волкова, А.З. Андронова Арутюнян, Г.Н. Иванова-Лукьянова, Н.В. Черемисина, Н.Н. Трауготт, С.Н. Цейтлин и другие.

Предметом работы является исследование влияния логоритмики на устранение нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Объектом работы является использование логоритмики в устранении нарушений просодической стороны речи детей со стертой формой дизартрии старшей группы детского сада №232 заводского р-на(пос. Южный).

Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения.

В связи с этим, цель работы: определить условия, при которых логопедическая ритмика становится эффективным средством коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

между речевой функцией — ее двигательным, исполнительным компонентом и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. В настоящее время среди детей, посещающих детский сад около 40% имеют логопедические выраженное в принятой медицинской терминологии»>диагнозы. Поэтому логоритмика может стать ведущим средством музыкального развития детей с нарушением просодической стороны речи, если:

включать элементы логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи;

создать специальные условия в повседневной жизни детей, включающих игры со словом и музыкой;

проводить индивидуальные занятия по логопедической ритмике.

Задачи работы:

. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую специальную литературу по данной проблеме;

. Определить влияние логоритмических занятий на развитие просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией;

. Показать методы и приемы обучения и развития речи детей с нарушением просодической стороны речи средствами логопедической ритмики.

Глава I. Теоретические основы просодической стороны речи детей дошкольного возраста

.1 понятие логопедическая ритмика

Устная речь характеризуется многими физическими параметрами.

Наряду с ее содержательной стороной, большое значение для восприятия ее слушателем имеетпросодическая сторона речи.

Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является наивысшим уровнем развития языка.[18]

основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она представляет собой одну из важнейших сторон устной речи.

Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.

Акустическими показателями интонационных характеристик являются изменения интенсивности и частоты основного тона голоса, а также длительности отдельных фонетических элементов. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа.

Дополнительной артикуляционно-акустической окраской голоса является тембр («цвет голоса»). Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр голоса является таким же индивидуальным, как отпечатки пальцев.

Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо-ритмической организацией речевого потока.

Темпречи принято определять как скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.

В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. стабильный темп речи может реализовываться только на коротких отрезках сообщения.

Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин- как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи — ритма. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

Различают ряд компонентов ритма. основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его «скелет», что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.[10,c.18]

Темпо-ритмическая организация устной речиявляется темстержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. В настоящее время можно говорить о таких понятиях, как темпо-ритмо-интонационное членение речи, которое возникает не в результате звуковой аранжировки, готовой лексико-синтаксической структуры высказывания, а в процессе текущего формирования мысли и ее вербализации.

Темпо-ритмо-интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, начиная от намерения говорящего (интенция) и включая лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание).

В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма, т.е. отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она имеет физиологическую целостность и отграниченность и выступает как ритмический период устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией. В прозе синтагма в среднем включает 2-4 слова, а в стихе — 2-3 слова. Она произносится на одном речевом выдохе и представляет единый артикуляционный комплекс.

Синтагму, произносимую на одном речевом выдохе, без пауз в процессе беспрерывной артикуляции, можно связывать с понятием плавности речи. другими словами,плавная речь характеризуется единым артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе.

В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

Паузупринято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. При этом акустическим показателем паузы является падение интенсивности голоса до нуля, а физиологическим — перерыв в работе артикуляционных органов. Самые короткие паузы связаны с особенностями произношения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед «взрывом». В среднем они длятся около 0,1 сек.

В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых «дыхательных пауз». Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм.

Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек.[10c.23]

Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека.

В современной медицине понятие «просодический» рассматривается в на ряду с понятием «динамический» и изучается с точки зрения диспросодии как одно из клинических проявлений нарушения работы подкорковых водителей ритма, а также расстройства управления голосом.

Логопедическая ритмика — это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Основная цель логоритмики — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями (музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Достигнутые успехи в развитии двигательной сферы помогают организовать речь.

В основе жизни человека лежит движение, являющеесяодним из основных механизмов уравновешивания в системе «организм — среда». В процессе жизни организм человека совершенствуется структурно и функционально.

В основе движения лежат двигательное умение и двигательный навык.[14,c.12]

Двигательное умение — это владение, в той или иной степени, техникой действия, которое требует повышенной концентрации внимания на составных частях движений и способах решения двигательной задачи.

Двигательный навык — это высокая степень владения техникой действия, при которой управление движением происходит автоматизированно и отличается высокой надежностью.

Каждое движение осуществляется в определенном ритме. Понятие «ритм» имеет широкое употребление: можно говорить оритме дыхания, ритме работы сердца, стихотворном ритме, ритме прозаической речи, ритме времен года, суток, ритме работы.Понятие «ритм» характеризуется основным признаком — наличием временного или пространственного порядка правильного чередования явлений, предметов, процессов.

В педагогическом аспекте ритмика- это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Такие упражнения развивают чувство ритма — способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения: постукивания ногой, качания головой, размахивания рукой и т. п. Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный, который имеет и моторную, и эмоциональную природу.

Музыкально — ритмическое воспитание — это развитие музыкально — ритмического чувства, способности активно переживать и отражать в движении временной ход музыкального произведения.

Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Э. Жак-Далькроз (1913). Рассматривая ощущение, которое возникает при восприятии ритма, как особое проявление человеческой психики, он предложил развивать на его основе чувство музыкального ритма, ритма стиха, ритма движений.[15,c.18]

основные положения. этой теории легли в основу музыкально ритмического воспитания детей в нашей стране. В дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств — на занятиях по физической культуре.

В ходе музыкальных занятий осуществляется систематическое, целенаправленное воспитание музыкальных способностей каждого ребенка. Занятия включают различные виды деятель: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические упражнения,игру на детских музыкальных инструментах. основные задачи музыкальных занятий — воспитание интереса к музыке, к музыкальным произведениям разного жанра; развитие мелодическогои звуко — высотного слуха; совершенствование навыков в пении и вдвижении под музыку.

Музыкально -ритмические движения тесно связаны с развитием общих движений, что осуществляется на занятиях по физической культуре. Задача этих занятий — развитие основных качествобщей моторики: мышечного тонуса, координации движений,переключаемости движений, двигательной памяти. Умение владеть своим телом формируется с помощью ходьбы, бега, прыжков, перестроений, спортивных игр.

Развитие физических умений и ритмических способностей идет на протяжении всего дошкольного возраста — с 3 до 7 лет, что готовит детей к возрастаюшим нагрузкам в школе.

У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и В группе для дошкольников с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи обучаются дети с дислалией и со стертой дизартрией.

У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. В большей мере у них страдает мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизартрией мышечный тонус повышен, нарушена статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений,темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы, т. е. как для общей моторики, так и для моторики мимической, мелкой и артикуляционной.[14,c.22]

Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.

.2 Особенности и возможности логоритмики

Логопедическая ритмика исходит из общих методологических основ логопедии и дефектологии и является одним из ее разделов. Она, изучает закономерности развития, воспитания, а также нарушения психомоторных функций в синдроме речевой патологии. важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей, как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.

Во всех формах организации логоритмических занятий внимание воспитателя, логопеда и музыкального руководителя направляется на всестороннее развитие ребенка, на перевоспитание и устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие или восстановление речи, на способность проявлять в своей деятельности стремление к творчеству.

Логопедическая ритмика развивается и обогащается все новыми знаниями, получаемыми путем исследования различных функциональных систем детей с речевой патологией, их развития при наличии того или иного нарушения. следовательно, логопедическая ритмика, познавая закономерности развития и нарушения двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями речеслуховой и речедвигательной систем, содействует совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и восстановительной работы с детьми, имеющими дефекты речи.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс.

Логоритмическое воспитание детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания, с развитием морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, формирует у детей богатство эстетического чувства.

В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена. Первое -развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией, а именно: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, координации движений, чувств темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности, характера. Второе — развитие речи и коррекцию речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и коррекцию речевых нарушений в зависимости механизмов, симптоматики расстройства и методики его устранения.

В содержание первого звена логоритмического воспитания входит развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти, которое начинается от различения отдельных звуков музыкальных детских инструментов, музыкальных игрушек к последующему целостному осознанному восприятию музыкальных произведений, к дифференцированному восприятию высоты звука, ритма, динамики музыки. Для выяснения и развития интонационно-слухового опыта ребенка необходимо определить общее настроение музыкального произведения, его жанр. С этой целью можно исполнить, например, пьесы П.И.Чайковского из детского альбома «новая кукла» и др. Для выяснения и развития звуковысотного слуха у детей, им предлагается узнать знакомую мелодию, а затем спеть любимую песню, сначала в сопровождении фортепиано, а потом без аккомпанемента.[21,c.28]

среди детей младшего дошкольного возраста мало детей с высоким уровнем развития комплекса музыкальности, ведь ведущими компонентами музыкальности являются: музыкальный слух (ритмический, гармонический, мелодический), творческое воображение, эмоциональность, чувство целого.

Как свидетельствуют исследования, воспринимающий ритмический слух практически развит хорошо у всех детей, а вот воспроизводящий — довольно слабо. Творческое воображение развито у 80% детей. Его характеризуют свобода, смелость выбора темы, желание создавать, практически отсутствуют образы подражания. Виды творческой деятель детей очень разнообразны: рисование, сочинение сказок, песен, игры и т.д. следовательно, у детей преобладает образный тип восприятия и творческий вид воображения.

Приведенные данные необходимо учитывать в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, с тем, чтобы не проводить жесткой зависимости между имеющимся речевым расстройством и недостаточностью развития музыкальности.

Занятия по логопедической ритмике предоставляют широкие возможности для развития оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего. В двигательно-музыкальных упражнениях организующим фактором протекания движения во времени является музыка, которая определяет и пространственные рамки выполнения движения. Двигательно-пространственные упражнения являются конечным результатом творческого проявления детей. Основными элементами в двигательно-пространственных упражнениях является речь с ее естественным ритмом, танцевальные движения и жесты. особое внимание в них уделяется ритму речи, акценту, выражению мелодии.

Самой простой двигательно-пространственной схемой является одночастная музыкальная схема, являющаяся замкнутым целым: строфа стихотворения, поговорка и т.д.

Логопедическая ритмика способствует развитию координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица. Развитие координации движений предполагает овладение ребенком двигательными умениями и двигательными навыками. Они совершенствуются при использовании музыки, которая оказывает влияние на качество исполнения, улучшается выразительность движения, ритмичность, четкость, плавность, слитность. эмоциональная окрашенность движений вследствие восприятия музыки придает им энергию или мягкость, больший размах или сдержанность, а создание с помощью музыки и движений определенных образов способствует развитию мимики и пантомимики.

Еще одним аспектом воздействия логопедической ритмики в звене неречевых процессов является воспитание чувства ритма в движении. У человека имеется врожденная, естественная склонность к осуществлению ритма. Уже маленький ребенок умеет двигаться согласно ритму музыки. По мнению Карла Орфа, при восприятии музыкального ритма у детей возникают такие движения, как щелчки пальцами, топанье и т.д. Ребенок, организуя с помощью ритма эти естественные движения, совершенствует их двигательную координацию. Акустические эффекты движения можно условно записать в нотах, чтобы потом воспроизвести. Чувство ритма имеет три основных компонента:

чувство темпа — способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;

чувство метра — способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;

чувство ритмического рисунка — способность к восприятию и воспроизведениюотношений длительности звуков и пауз.

Логоритмические занятия способствуют воспитанию личностных качеств детей с речевыми расстройствами (подражательность, инициатива, самостоятельность, коллективизм), воспитанию волевых качеств (смелость, настойчивость, решительность, выдержка). Эти качества формируются под влиянием, как примера педагогов, так и через целенаправленный подбор музыкальных и речевых упражнений. Под специально подобранную музыку, на основе своих собственных представлений дети могут создавать фантастические рассказы, песенки с танцевальными, двигательными композициями, с плясками и т.д. Г.А.Волкова и Н.А.Власова считали, что подобные детские фантазии являются проявлением внутренней потребности выражения психического состояния. Правильно развивающиеся дети в наибольшей степени проявляют творческие способности. С возрастом желание фантазировать, импровизировать у детей связывается с определенным видом деятель. Если в развитии ребенка есть известные нарушения, то возникает ограничение творческих способностей.[25,c.14]

Второе звено логоритмического воздействия составляют развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта система логоритмического воспитания реализуется через организацию направленных занятий с детьми в зависимости от их речевого нарушения и предлагает:

воспитание и развитие темпа и ритма дыхания. Темп и ритм воспитываются в процессе двигательных упражнений сначала без речи, затем с речью;

способствует развитию фонематического восприятия у детей с разными речевыми нарушениями. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создает основу для совершенствования фонематических процессов. Произношение под музыку текстов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем;

воспитание темпа и ритма с помощью логоритмики необходимо выделить в специальный раздел коррекционной работы. Музыкальный руководитель создает своеобразную музыкально-двигательно-речевую основу, которую логопед и воспитатель совершенствуют на своих занятиях в чисто речевом плане. Например, ритмизированное произношение имен и под хлопки, и в пении. вместо имен можно подобрать названия цветов, деревьев, животных и т.д. в соответствующем ритме;

коррекция речевых нарушений осуществляется как с учетом двигательных возможностей детей с речевой патологией, так и при целенаправленном подборе речевого материала для логоритмических или музыкально-ритмических занятий.

.3 Использование логоритмики в устранении просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

У детей со стертой дизартрией общая моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушены статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы — общей моторики,мимической, мелкой и артикуляционной.[Шашкина]

В речи детей с дизартрией, отмечаются нарушение темпа речи, а также трудность использования динамического, ритмического и мелодического ударений.

многие исследователи структуры дефекта при стертой дизартрии указывают на стабильные нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации.

восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры, предполагающее в данном случае слухопризносительную дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации, вызывают значительные трудности у детей. При этом более нарушенным оказывается процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации. Общим для детей является нарушение просодической стороны речи, что является диагностическим критерием при дифференциации стертой дизартрии и дислалии.

Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. страдает голос: он либо тихий, либо чрезмерно громкий; не удаются модуляции по высоте, силе голоса (ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, имитируя голос животных). Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. У части детей на фоне грудного регистра появляется фальцет, вдох с придыханием, с поднятием плеч; в основном отмечается верхнегрудное (верхнеключичное) дыхание; ослаблен речевой выдох. У некоторых детей речевой выдох укорочен и они говорят на вдохе — в этом случае речь становится захлебывающейся. Речь детей невыразительная, дикция нечеткая. При рассказывании стихотворная речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает.

Наблюдаются нарушения формирования интонационной структуры предложения, при этом более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс самостоятельной реализации.[31,c.15]

Специально проведенное исследование различных просодических компонентов показывает, что в первую очередь нарушается восприятие и слуховые дифференцировки интонационных структур. У многих детей со стертой дизартрией есть трудности при восприятии ритма изолированных ударов, акцентированных ударов. воспроизведение ритмов также вызывает трудности. Задания на восприятие и воспроизведение интонаций большинству детей со стертой дизартрией недоступно, требуется активная помощь взрослого. Дети, допускающие ошибки, при восприятии и воспроизведении интонаций, своих ошибок не замечают. Не удаются задания на изменение интонаций (радости, грусти) на материале одной и той же фразы. В ряде случаев недоступны задания при обследовании логического ударения. дети со стертой дизартрией не могут акцентированно произносить определенное слово в предложении.

При восприятии на слух фразы с утрированным логическим ударением дети часто не выделяют акцентированного слова. При обследовании модуляций голоса по высоте и силе, также отмечаются некоторые трудности. Не удается интонировать мелодии (на материале гласных) снизу вверх и сверху вниз. В ряде случаев не удается изменить силу голоса. В целом диапазон голоса у детей со стертой дизартрией сужен (в пределах 3-4 тонов). Причина нарушения голоса при стертой дизартрии кроется в патологии эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Из-за паретичности, некоторой ограниченности произвольных движений голосовых складок мышц диафрагмы возникают нарушения, которые относятся к эфферентному звену. Афферентная патология проявляется в недостаточности кинестетического анализа, в нарушении проприоцептивнойимпульсации от органов голосообразования и дыхания.

Во многих исследованиях просодической стороны речи детей со стертой дизартрией оценивается как эмоционально невыразительная монотонная. Внятность речи заметно снижается при увеличении речевой нагрузки. Голос детей оценивается следующими характеристиками: слабый, немелодичный, глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый, напряженный, прерывистый, назализованный, слабомодулированный. Эти патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности»>симптомы могут быть представлены при стертой дизартриив разных комбинациях и разной степени выраженности. Достаточно редко встречающимся симптомом при стертой дизартрии является назализация (в чистом виде), то есть не связанная с аденоидами. Исследования ученых выявили зависимость между степенью сформированности просодического оформления речевого высказывания и степенью сформированности операций слухового самоконтроля.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.второе направление логоритмической работы — развитие речи детей -логопатов и корректирование их речевых нарушений.Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмическойосновой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.[32,c.28]

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

второе направление логоритмической работы — развитие речи детей -логопатов и корректирование их речевых нарушений.

Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Развитие неречевых процессов

Ходьба и маршировка(вводные и заключительные упражнения).

Ходьба — естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног.

Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. часто при ходьбе они шаркают ногами. поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.

Регуляция мышечного тонуса.

У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети — речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.

Развитие внимания и памяти.

У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточная сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмике обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость. Но и переключаемость внимания — способность переходить от одного действия к другому. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.

Развитие чувства музыкального размера (метра).

Метр — ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные(равные или неравные) промежутки времени. На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как об ударном моменте в звучании, т. е. силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал.

сначала учат выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке.

Когда дети овладеют этим умением, можно приступать к работе над самым сложным — переходным акцентом.[32,c.35]

Развитие чувства музыкального темпа

Темп — скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может быть медленный, умеренный и быстрый.

У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они немузыкальны, как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы.

У таких дошкольников возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов.

Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или переставляет местами его слоги, звуки. Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические единицы — это длительности отдельных звуков и пауз.

Игра на музыкальных инструментах.

На занятиях часто используются детские музыкальные инструменты.

Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание, музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, развивается дыхание (при игре на духовых инструментах). Музицирование способствует развитию творческих способностей.

Пальчиковые игры.

Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка.

Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию. Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.

Подвижные игры.

Основная форма деятель детей — игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения — ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный материал — песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной цели — закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.

Слушание музыки

Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Музыкальными средствами на логоритмических занятиях постепенно развивают художественное восприятие детей. Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Из инструментальной музыки ближе всего музыка, написанная на какой-либо определенный сюжет, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда и т.д.

Развитие речи и коррекция речевых нарушений

Развитие дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей — логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Цель дыхательных упражнений — способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое — является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.

Развитие голоса

Посредствам голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека.

Высота голоса — это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот). Сила голоса — произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо.Тембр голоса — это его качественная окраска. Голос может быть звонкий, глухой, дрожащий, тусклый, крикливый и т.д. Задачей педагога является следующее: во — первых, развивать у детей основные качества голоса — силу и высоту, во — вторых, приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.

Темп речи.

Под темпом речи понимается скорость ее протекания во времени.

Если темп речи ускорен, то от этого ухудшается внятность, четкость речи, артикуляция звуков.

Интонационная выразительность речи

Интонация — это сложный комплекс всех выразительных средств, звучащей речи, включающих общие с музыкой элементы такие, как мелодику, темп, ритм, паузацию и логическое ударение (в музыке это акцент).

Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, вплоть до изменения смысла на противоположный.

Пение.

При пении происходит взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Кроме того пение поднимает настроение, развивает художественный вкус< и творческие способности.

Речь с движением.

Позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Мимика.

Это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.

Артикуляция.

К подвижным органам артикуляции (речевым органам) относятся язык, губы и челюсти. Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет.

Фонематическое восприятие

Это четкое различение на слух всех звуковых единиц родного языка, включая и близкие в акустическом отношении звуки такие, как твердые и мягкие, глухие и звонкие. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания на материале неречевых (шумовых и музыкальных) звуков.

коррекция нарушений звукопроизношения.

На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на четкое его проговаривание.

Очень полезно связывать звуки с какими — либо музыкальными образами.

Грамматика.

На логоритмических занятиях возможно закрепление знаний по грамматике, полученных на логопедических занятиях. В форме подвижной игры или игры — вокализации грамматические задания вызывают живой интерес, и, следовательно, лучше усваиваются детьми дошкольного возраста.

Лексика.

В рамках логоритмического воспитания необходимо осуществлять одну очень важную задачу — расширять словарный запас детей.

логоритмический дошкольный дизартрия

Глава 2. Развитие просодической стороны речи посредством логоритмики детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

.1 методика использования логоритмики в устранении нарушения просодической стороны речи старших дошкольников со стертой формой дизартрии

известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.[32,c.102]

Логоритмика основана на связи слова, музыки и движения, поэтому выделяются следующие направления:

. Связь речи с движением и музыкальным ритмом:

) развитие дыхания, голоса, артикуляции;

координация движений со словом;

выразительность движений и речи;

воспитание координации пения с ходьбой.

развитие воображения и творческих способностей.

. Развитие у детей основных движений:

) контроль за осанкой;

) ходьба разных видов;

умение ориентироваться в пространстве, правильно выполнять перестроение;

навыки выразительного движения;

развитие мелкой моторики;

. Развитие у детей музыкально-ритмического чувства:

активизация внимания;

умение показать характер ритма в движении и речи;

определение чувства музыкального ритма.

Для определения связи речи с движением и музыкальным ритмом детям предлагается:

) упражнения на развития дыхания, способствующие выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Подняться на носки, руки потянуть вверх — вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс, длительно тянуть глухой звук с (или ш,ф,х), затем гласные звуки а,о,у,и.

Для определения развития голоса и артикуляции — пение вокализов: у, о, а, и, междометий, выражающих радость, боль, гнев, страх: «А! О! Ах! Ох! Ай-ай-ай!», звуки к/г, б/п, в/ф, д/т.

). упражнения с речью, связанные с координацией движения (дети стоят в кругу — мяч передается по кругу) — бросить мяч со словами: «вверх — себе», «вверх — соседу» и т. д.

). Детям предлагают выразить мысль предложенную в тексте английской детской песенки в переводе С.Маршака «Шалтай-Болтай»

). Для координации пения с движением можно использовать танцы с пением и хороводы. Например, танец-игра «К нам гости пришли» (слова М. Ивенсен, музыка А.Александрова).

). К упражнениям на развитие творчества относятся дирижирование, двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество. Для импровизации детям предлагались песня А.Филиппенко «Вот взяла лисичка скрипку».

Для развития у детей с речевыми нарушениями основных движений хорошо использовать упражнения, регулирующие мышечный тонус и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, ориентировке в пространстве, навыков выразительных танцевальных движений.

Во время упражнения обращается внимание на то, как дети ориентируются в пространстве, насколько четко и правильно выполняют перестроение, следят ли при выполнении заданий за осанкой.

В танцевальных движениях у детей вырабатываются навыки выразительных движений. Для определения навыков выразительных движений детям предлагается игровое упражнение «Зеркало» составитель Р.Борисова, которое проводится под русскую народную мелодию (обработка М. Раухвергера) «Ой, хмель, мой хмелёк». дети по очереди исполняют разные танцевальные движения, остальные повторяют показанное движение.

Для развития мелкой моторики можно предложить детям музыкальную игру «Лиса играет колобком» составитель Н. Щербакова музыка М. Сатулиной. В этой игре дети-«лисички», подняв правой рукой небольшой мячик-«колобок», бегают врассыпную. «Колобок катится»- дети, стоя на месте, быстро перебирают мячик пальцами обеих рук. «Лиса играет колобком» — каждый ребенок играет мячом, используя движения по своему выбору. Это упражнение способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, ориентировки в пространстве. важно обратить внимание детей на то, что «колобок» падать не должен, иначе он может укатиться от «лисы».

Для определения у детей музыкально ритмического чувства можно использовать следующие упражнения:

). упражнение игра «запрещенное движение» составитель Н. Щербакова, музыка Т. Шушенко. Детям показывают серию движений (одно движение на такт), заранее обговаривается какое из них «запрещенное» для повтора. Под музыку дети повторяют все движения, кроме «запрещенного». Затем показывают следующую серию, включающую то же «запрещенное» движение. Дети должны самостоятельно все повторить, кроме «запрещенного».

). Постепенный подъем рук вверх со счетом и усилением звука и постепенное опускание с обратным счетом и понижением звука. Позвать медвежонка громко и шепотом. Здесь же используют акцент, т.е. ударение на определенном слове в связи с логическим смыслом речи и адекватным движением рук: «Дай мне мяч. Дай мне мяч. Дай мне мяч».

). музыкально-ритмический диктант — прохлопать в ладоши, протопать ножками на месте, затем в движении, ритмический рисунок четных тактов вначале под музыку (Д. Кабалевский «Забавный случай»), а затем без музыкального сопровождения.

после проведенной диагностики детей по выше перечисленным направлениям, работу нужно продолжить по следующим разделам:

Общеразвивающие, коррекционные упражнения на пространственную ориентировку.

Упражнения на развитие слухового внимания и музыкально-ритмического чувства.

Ритмические упражнения со словом.

Игры-драматизации с музыкальным сопровождением, упражнения для развития творческой инициативы.

.2 Комплекс использованных логоритмических упражнений по устранению нарушений просодической стороны речи старших дошкольников со стертой формой дизартрии, проведение и последовательность

Содержанием занятий служат доступные детям дошкольного возраста разделы курса логоритмики. Сохраняется основной метод: внимательное слушание музыки, эмоциональное ее восприятие, анализ выразительных средств и отражение их в движении со словом.

Для работы можно использовать следующие музыкальные произведения: русская народная песня «По малину в лес пойдем», «Ой, утушка луговая», «Ах, вы, сени», «Калинка»; русская народная попевка (обработка Ломовой) «Лиса»; А.Спадаевсккиа «Полька»; Д.Кабалевский «забавный случай», «Марш», «Народный танец»; Ф.Надененко «Марш.Бег»; Е.Тиличеева «Марш», «Осень — рыжая лиса»; Ф. Шуберт «Экосез», «немецкий танец», «Вальс»; Л.Бетховен «Лендлер», С.Левидова «Колыбельная» и др.

Перед занятием рекомендуется всем детям проверить осанку у стены без плинтуса, затем под музыку заходить в зал в колонне при этом сохраняя осанку. далее — установочные упражнения перед зеркалом для отработки правильной осанки. например, на первом занятии детей слушают «Вальс» Ф.Шуберта, и им предлагают под музыку выполнить упражнения со словами «вверх-вниз, вправо-влево» (используются танцевальные движения вальса), при этом, не забывая сохранять правильную осанку.

Упражнение на различение правой и левой руки. Дети, стоят в кругу, сдвинув пятки вместе и положив руки на пояс. С началом звучания музыки отводят правую руку в сторону и на «раз» 2-ого такта возвращают ее на место. Делают такие же движения левой рукой, затем снова правой и т.д. На вторую часть музыки выставляют вперед на носок правую ногу, возвращают ее на место, затем — левую вперед. Педагог негромко говорит «правая рука», «левая рука», «правая нога» и т.д. затем вместо педагога проговаривает команды ведущий.

На следующем занятии к этому упражнению добавляется вводное «Марш. Бег» Ф.Надененко. дети отмечают разный характер музыки (марш — маршируют, изменение темпа музыки — бегают врассыпную), их внимание обращается на то, что в музыке есть вступление, во время которого предлагается стоять на месте.

часть занятия — речевые упражнения без музыкального сопровождения или с музыкальным сопровождением.

На первом занятии детям предлагались упражнения без музыкального сопровождения. дети идут по кругу топочущим шагом и в такт шагам произносят:

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Затем переходят на нормальный шаг:

Чу-чу, чу-чу, чу-чу,

Бежит паровоз,

далеко, далеко

Ребят он повез.

Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения:

Плыли гусята — красные лапки,

Озером, озером — все по порядку.

серые плыли, белые плыли.

Красными лапками воду мутили.

На другом занятии детям вниманию детей предлагается хоровод «К нам гости пришли» слова М.Ивенсен, музыка А Александровой.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и поют:

К нам гости пришли, дорогие пришли,

Выполняют движения руками «пекут пироги» и поют:

Мы не зря кисель сварили,

Пирогов напекли.

С малинкой пирог.

С капусткой пирог.

А который без начинки — самый вкусный пирог.

Круг открывается, образуется шеренга, дети, держась за руки, плечо к плечу идут вперед топочущим шагом со словами:

Наш детский сад

Дружбой славится,

Приходите в гости чаще,

Если нравится.

С концом музыки кланяются.

часть. Музыкально ритмические игры.

Используются упражнения для передачи ритмического рисунка мелодии. Музыка Д.Кабалевского «забавный случай» или Ф.Шуберта «Экосез» — ритмический диктант. дети отхлопывают ритмический рисунок четных тактов вначале под музыку, затем без музыкального сопровождения.

часть. Упражнения для развития творческой инициативы. Тиличеева «Осень — рыжая лиса», русская народная песня «По малину в лес пойдем».

Программное содержание: научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу, в одиночку, парами, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, двигаться по ориентирам, строить шеренги; использовать речевой материал для развития словаря, для автоматизации звукопроизношения; согласование движения рук, ног, туловища с ритмом речи; развитие чувства ритма в движении и включение его в речь; стимулировать воображение и фантазию детей, обращая внимание на различный характер музыки, который по-разному должен быть, оформлен в движении. Регламент данного занятия:

часть — 5 минут.

часть — 10 минут

часть — 7 минут

часть — 10 минут

Итого — длительность занятия 30 — 33 минуты. В конце каждого занятия обязательно подводить итоги, выделить детей, не только тех, у кого хорошо получалось, но и тех, кто старался.

таким же образом проводятся и другие занятия. Слушая музыку, рассматривая иллюстрации к ней, проводить беседы с детьми, выясняя их взгляды на прослушанное. Пусть дети пытаются рисовать музыку, описывать ее словами. кроме этого в работе очень важно не упускать тему: ритмический рисунок и соотнесение движений с ритмом речи.

Проговаривание стихотворных строк с движениями способствуют коррекции не только речи и движения, а также способствуют нормализации деятельности переферических отделов речевого аппарата.

Мы знаем, что на занятиях хуже всего обстоит дело с творчеством детей, импровизацией не только не только у детей, имеющих логопедические дефекты. Так как чтобы двигаться в соответствии с характером музыки и передавать в движениях не только ритмический рисунок, но и такие элементы музыкальной выразительности, как фразировку, динамику, темп, необходимо иметь определенный запас движений, которые заимствуются из физкультуры, сюжетной драматизации, танца, а у наших детей запас движений небольшой. Да к тому же дети часто скованы, стесняются и не могут выразительно показать даже знакомые движения.

Для развития танцевально-игрового творчества рекомендуется проводить досуги с играми, пением, инсценировками песен, создавать условия для самостоятельной музыкальной деятель.

Например, для развития выразительности движений и самостоятельности игровых и танцевальных образов детям можно предложить песню на слова Е.Макшанцевой, музыка А.Филиппенко «Песенка о зверятах», которая очень нравится. Эту песенку дети с удовольствием инсценируют, изображая разных животных.

Пастушок проснулся поутру

Заиграл на дудке: Ту-ру-ру!

Пастушку мы будем помогать,

Пастушку мы будем подпевать!

На лугу коровка: «Му-му-му!»

Розовые свинки: «Хрю-хрю-хрю!»

А козел рогатый: «Ме-ме-ме!»

Воробьи запели: «Чик-чирик!»

Замяукал котик: «Мяу! Мяу! Мяу!»

А собака лает: «Гав! Гав! Гав!»

Из леса кукушка — все: «Ку-ку! Ку-ку!»,

петушок веселый спел: «Ку-ка-ре-ку!»

А в саду зеленом детвора

Распевает песни: «Та-ра-ра!».

более сложное задание, с которым дети тоже справляются с удовольствием, но только после отработки движений со словом — игра «Никанориха» (русская народная песня).

В этой игре поставлена, более сложная задача — самостоятельно выполнить танцевальные движения под музыку. дети, взявшись за руки, идут по кругу, сопровождая движение пением:

Никанориха гусей пасла,

Запустила в огород козла.

Никанориха ругается,

А козел-то упирается.

Далее под музыку «Камаринской» (такты 1-12) дети продолжают движение по кругу, но уже топающим шагом. На такты 13-24 переходят на пружинный бег, в рассыпную. С окончанием музыки стараются быстро подобрать пару и отойти от центра зала, освобождая место для того, кто остался без пары. Хором произносят слова:

Надо быстро пару брать,

Чтобы козликом не стать.

Проигравший ребенок танцует под музыку «Камаринской», а все остальные, помогая ему, прохлопывают ритмический рисунок.

нельзя упускать из виду и индивидуальной работе. особенно с детьми, имеющими такие диагнозы, как дизартрия, дислалия и общее недоразвитие речи.

Заключение

анализ литературы и собственные наблюдения свидетельствуют о необходимости заниматься с детьми логоритмическои деятельностью, поскольку она имеет большое значение для музыкального развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и, в конечном счете, адаптации к условиям внешней и внутренней среды.

Логоритмические занятия развивают психические процессы — восприятие, внимание, память и мышление, развивают эмоциональную сферу.

Большое значение эти занятия имеют и для нравственного воспитания дошкольника, что очень важно в наше время — воспитание умения вести себя во время занятий, формируют чувство такта и культурных привычек в процессе общения с детьми и взрослыми, сопереживать и сочувствовать друг другу.

Подбирая возможные средства и методы проведения коррекционной работы и диагностики по логоритмической и музыкально-ритмической деятель следует помнить, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, следовательно все мероприятия должны проводиться в игровой форме, только тогда они будут интересны детям, а следовательно заинтересуют их и будут давать ощутимый результат и отдачу.

Включение элементов логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи, в повседневные игры детей способствует как собственно музыкальному развитию, так и преодолению речевых и двигательных нарушений.

список литературы

1.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи старших дошкольников. — СПб., 2005.

.Александрова Л.Ю., Спирина Н.П. Гармонизация просодических возможностей детей как педагогическая проблема. — В. Новгород, 2006.

.Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с.

.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: Астрель, 2007.

.Боромыкова О.С.Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением.- СПб., 1999.

6.Бохан О.А. <#"justify">9.Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. — М.: Просвещение, 1981.

10.Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. — М., 2005.

.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М., 2002.

.Волкова Г.А. методика обследования нарушений речи у детей. — СПб., 1993.

.Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании // Материалы всероссийской конференции. — М., 1996.

.Выготский Л.С. мышление и речь. — М., 1996.

.Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. — М., 1997.

.Голубева Г.Г. коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. — СПб., 2000

. то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента»>диагностика просодических различий: Учебн. пособие к спецкурсу «логопедия»/Авт. — сост. Л.Ю.Александрова, Н.П.Спирина. — В.Новгород, 2000.

.Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст]М.: Педагогика, 1994 .

.Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи./Музыкальный руководитель. 2006. № 2, № 3.

.Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям. / Логопед. 2004. № 2.

.Интеграция специалистов при коррекции речевых нарушений у детей / Под общ. ред. М.А. Поваляевой. — ростов — н/Д., 2001.

.Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. — М., 2003.

.Комратова Н.Г. учимся говорить правильно. — М., 2004.

.Копачевская Л.А., Лаврова Е.Ф. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями// Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. — Воронеж, 2003.

25.логопедия / Под редакцией Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. — М.: Владос, 2003.

26.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб: Союз, 2004.

.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. — СПб.: Образование, 1994.

.Максаков А.И. правильно ли говорит ваш ребенок. — М., 2005.

.Максаков А.и. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. -М., 2005.

.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб., 1997.

.Речевые игры: что это такое и как в них играть // Логопед. 2007. № 3.

.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников.- М., 2002.

.Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений Г.Р. Шашкина. — М.: Академия,2005.-192с.

приложение 1

Примеры вводных упражнений

Упражнение 1. Ф.Шуберт, Марш. Соч.51

дети стоят двумя шеренгами друг за другом. 1-я шеренга образует ворота. 3 такта стоят на месте. 2-я шеренга проходит вперед под воротами 1-й шеренги (2 такта) и образует в свою очередь ворота. затем 1 -я шеренга проходит под воротами 2-й (2 такта) и снова образует ворота.

Это поочередное движение шеренгами повторяется два раза. потом в течение 4 тактов обе шеренги отступают к исходному положению.

Упражнение 2. Ф.Шуберт, Марш. Соч.51

дети делятся на две группы, идущие по кругу навстречу друг другу. Одна группа идет колонной по два, образуя ворота, другая — навстречу колонной по одному и, встречаясь с воротами, проходит через них. Обойдя весь круг и встретясь снова, первая группа переключается быстро на маршировку колонной по одному, а вторая — на маршировку воротами и т.д.

Упражнение 3. Э. Таван, Отрывок из гавота.

дети стоят по кругу колонной. Рассчитываются на первый — второй через левое плечо, чтобы определить, кто с кем впоследствии образует ворота. Все идут под музыку колонной по кругу. На начало музыки первая пара образует ворота и идет в обратном направлении, пропуская под свои ворота всю движущуюся колонну. Дойдя до конца, первая пара становится последней в колонну.

Каждые четыре такта образуются следующие ворота, которые повторяют движение первых пар. При повторении музыки образуются по очереди третьи и четвертые ворота и т.д.

Упражнение 4. Э. Таван, Отрывок из гавота.

дети идут под музыку в колонне по одному, через середину. Дойдя до противоположной стороны комнаты, расходятся: один — налево, один — направо в обход зала. Встретившись, идут попарно в колонне через середину. снова расходятся по одному в обход зала и, встречаясь, образуют колонну по одному, как вначале.

Приложение 2

Примеры упражнений регулирующих мышечный тонус

Легкий бег по кругу или в разных направлениях восьмыми — мелкими шагами, четвертями — крупными шагами. Прыжки обеими ногами на месте. В восьмом и шестнадцатом тактах на вторую четверть делается хлопок.

Упражнение 2. М.Глинка, Полька.

Одновременное выполнение руками движений вверх и вниз с приседанием и выпрямлением (по 2 такта). Приседание не глубокое.

Упражнение 3. А. Гедике, Этюд №17.

Дети, стоя перед стульями, исполняют следующие движения: напряженное вытягивание обеих рук в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт). внезапное расслабление кистей и падение рук вниз (2-й такт). Свободное качание рук с легкими четырьмя шагами на месте (3-й и 4-й такты). Подъем правой руки вперед и ее расслабленное падение (5-й и 6-й такты. То же левой рукой (7-й и 8-й такты). Повторение первых четырех тактов. Подъем обеих рук вверх и внезапное падение их (2 такта). Падение на стул в состоянии полного расслабления (последние 2 такта).

Упражнение 4. М. Глинка, Мелодичный вальс (отрывок).

дети держатся попарно за обе руки (спина прямая). Четыре раза поднимаются и опускаются на носки (4 такта) и два раза приседают (4 такта).

Упражнение 5. Белорусский танец «Чарот».

дети сидят по кругу (следить за правильной осанкой). У каждого в руках небольшой мяч. Держа мяч двумя руками, поднимают его высоко над головой (2 такта) и опускают вниз (2 такта). Это движение повторяется два раза. Затем быстро перекладывают мяч из одной руки в другую, то впереди, то за спиной, обводя мяч вокруг корпуса (8 тактов).

Упражнение 6. Н.Любарский, Заключительный танец.

Встряхивание правой кисти (4 такта). Встряхивание левой кисти (4 такта). сильное выбрасывание по очереди правой ноги и левой ноги вперед (4 такта). Кружение кистей одна вокруг другой перед грудью (4 такта). Повторение выбрасывания правой и левой ноги вперед (4 такта) и кружение кистей (4 такта); 2 приседания (4 такта), прыжки на правой ноге (2 такта) и на левой ноге (2 такта) и еще раз на правой ноге (2 такта) и на левой ноге (2 такта).

приложение 3

Примеры речевых упражнений без музыкального сопровождения

Упражнение 1. дети маршируют по кругу. В середине «пруд». Шаги совпадают с указанными акцентами.

По дорожке вдоль пруда

Я гуляю иногда,

Но подальше от воды,

Чтобы не было беды!

Упражнение 2. Дети образуют одну колонну. Ведущий ведет колонну по кругу.

Марш, ребята, марш вперед.

Я сейчас начну обход,

Слева, справа я пройду

И порядок наведу.

На слове «обход» вся колонна останавливается и ведущий идет змейкой до конца колонны и встает последним. Ведет следующий ребенок. Шаги совпадают с указанными акцентами.

Упражнение 3. Дети два раза поднимаются на носки и возвращаются в исходное положение, затем два полуприседа; опять два раза на носки и одно глубокое приседание. Выполнять движения соответственно словам:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка,

Приседай-ка, приседай-ка.

Будь послушен, ишь какой,

Нам не справиться с тобой!

Упражнение 4. Дети делают движение рук, изображая паровоз.

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

Упражнение 5. дети стоят по кругу. Играют в мяч.

Мячик мой, лети высоко (бросок вверх),

Мячик мой, лети далеко (бросок через круг),

По полу беги скорей (перекатывают через круг),

Скок об пол, смелей, смелей! (бросок четыре раза об пол)

Упражнение 6. Все дети стоят по кругу. Двое детей становятся друг за другом.

Первый идет по кругу очень большими шагами (через круг или обходя каждого ребенка). Одновременно говорит:

«Дядя Степа, длинноногий, по дороге зашагал».

второй должен бежать точно по тому же пути, что и «Дядя Степа», только вдвое быстрее. И одновременно говорит:

«Мальчик с пальчик по дорожке вслед за дядей побежал».

Первый:

«Дядя Степа оглянулся, но ни слова не сказал».

второй:

«Мальчик с пальчик усмехнулся — дядю Степу он догнал»

приложение 4

Примеры упражнений, активизирующих внимание

Упражнение 1. Д. Кабалевский, Клоуны.

дети становятся в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку на начало каждого такта исполняют два противоположных движения. Одна шеренга делает приседание и выпрямление с подъемом на носки, а другая, наоборот, выпрямление с подъемом на носки и приседание.

Упражнение 2. Д.Кабалевский. веселое путешествие.

Дети стоят по кругу и рассчитываются на первый, второй, третий. Все первые идут по кругу под музыку в правую сторону, одновременно с ними все вторые идут налево по кругу. В это же время третьи стоят на месте и хлопают в ладоши. Потом меняется движение: вторые идут направо, третьи налево, первые хлопают. И, наконец, третьи направо, первые налево, вторые хлопают. Перемена движения происходит после каждых 8 тактов (ходить четвертями).

Упражнение 3. Парашкев-Хаджиев, Прелюдия XII.

дети стоят по кругу и рассчитываются по порядку номеров. Перекатывают (без музыки) мяч от соседа к соседу по номерам и запоминают, кому они катают мяч. затем все дети меняются местами по желанию и опять образуют круг. Под музыку перекатывают мяч по номерам в должном направлении, в зависимости от того, куда попали номера (2 такта) и каждый раз поймавший мяч бросает его себе вверх и ловит, говоря: «бросай» и «лови» (2 такта). 4 такта вступления в музыке каждый раз будет перерывом в движении.

Упражнение 4. Музыка импровизированного характера.

Дети идут цепочкой в разных направлениях. На неожиданный акцент в музыке ведущий цепочки опускается на одно колено. остальные продолжают движение. Снова звучит акцент в музыке, идущий впереди опускается на одно колено. Так продолжается до тех пор, пока все дети не встанут на одно колено. затем это упражнение дети проделывают в обратном порядке, пока все не встанут с колена и не образуется вновь цепочка.

Учебная работа. Релейная защита блока &#039;генератор-трансформатор&#039