Учебная работа. Разработка судовой электроэнергетической системы сухогруза дедвейтом 10000 т

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Разработка судовой электроэнергетической системы сухогруза дедвейтом 10000 т

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА внутренних ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Кафедра уголовно-исполнительного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Криминологическая характеристика организованной преступности»

Автор работы Москалёв М.А.

руководитель: доцент Легенченко Н.А.

МИНСК 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

. Организованная преступность: понятие, причины и тенденции развития

1.1 Понятие, признаки и уровни организованной преступности

1.2 причины и условия, способствующие её развитию

1.3 Современные тенденции развития организованной преступности

2. Предупреждение организованной преступности в Республике Беларусь

Заключение

список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе исторического развития одну из главных проблем для безопасности и социально-экономической стабильности мирового сообщества представляет организованная преступность. Она стимулирует развитие таких пороков человеческого общества, как коррупция, Проблемы противодействия организованной преступности стоят в настоящее время настолько остро, что, несмотря на наличие научных исследований, и концептуальных подходов, основное внимание обращается, как правило, на решение задач сегодняшнего дня.

В целом, научные прогнозы, которые предостерегали общество от его тотальной криминализации, остались без должного внимания. Маховик организованной преступности и коррупции уже набрал обороты и продолжает раскручиваться. Тем самым все больше и больше сфер деятельности современного общества подвержены данному криминальному явлению. Поэтому разработка эффективных мер борьбы с организованной преступностью должна опираться на такие научные концепции, которые, учитывали бы фундаментальные противоречия развития общества и проявление этих противоречий на различных структурных уровнях его организации и, определяли бы наиболее важные сферы, в которых противодействие преступности должно привести к наибольшему эффекту.

Актуальность исследований в данной сфере в полной мере обусловлена тем, что в последнее десятилетие, как во всём мире, так и в отдельно взятых странах наблюдается тенденция продолжающегося роста преступности при одновременном отставании мер социально-правового контроля от растущей криминализации общественных отношений. Данная проблема актуальна как для ведущих мировых стран, таких как США, Германия, Франция, Англия в которых борьба с организованной преступностью ведётся наиболее эффективно, так и для развивающихся стран, для которых эта проблема является существенным тормозом в их развитии. Также исследование данного явления обусловлено свойственным ему характером, исключительной степенью общественной опасности, наличием структурной организации и целями, для достижения которых оно возникло.

Данная проблема требует серьезного исследования и изучения всеми странами мира. процесс исследования организованной преступности необходимо проводить полно и объективно; анализировать причины и условия; формы проявления и сферы влияния; тенденции и цели; прогнозировать характер и степень общественной опасности последствий. Только такое тщательное исследование позволит разработать и реализовать специальные меры противодействия, что в конечном итоге благотворно послужит оздоровлению целого круга общественных отношений, которые, к сожалению, на сегодняшний день находятся под влиянием организованной преступности. Анализируя криминальную ситуацию в современном мире можно сделать вывод, что в ближайшее время сохраняться негативные тенденции, благоприятствующие организованной преступности. Расширению её социальной базы будет способствовать усиливающаяся дифференциация общества, рост безработицы, вынужденной миграций, соответствующее увеличение маргинальных групп населения. При недостаточном противодействии этому опасному явлению мировое сообщество столкнется с ситуацией, при которой преобладающим окажется влияние разветвленных преступных систем, которые будут способствовать криминализации общественного сознания, политической власти, а также экономических отношений. В связи с этими явлениями, действия государств в области борьбы с организованной преступностью, должны носить не спонтанный характер, а быть четко спланированными и организованными.

Объектом исследования выступает организованная преступность и состояние противодействия этому опасному феномену на современном этапе. Предметом исследования выступают особенности организованной преступной деятельности в мире, проблемы применения и совершенствования мер противодействия им, а также соответствующие международно-правовые нормы, касающиеся вопросов борьбы с организованной. Целью работы является анализ природы организованной преступности в современных условиях, рассмотрение особенностей проявления организованной преступности, особенности предупреждение организованной преступности в Республике Беларусь.

Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:

− дать определение организованной преступности с учетом действующего уголовно-правового законодательства и международными договорами;

определить характерные признаки организованной преступности;

− определить причины и тенденции развития организованной преступности;

− проанализировав проблематику рассматриваемой темы, сделать соответствующие выводы.

Глубокое изучение данной проблемы также позволит своевременно определить угрозы безопасности, которые несут в себе деятельность преступных сообществ, разработать и реализовать меры по их нейтрализации. Борьба с организованной преступностью должна стать в ближайшей перспективе приоритетным направлением государственной политики любого государства мира, и органы правопорядка должны играть в ней одну из решающих ролей.

Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в научной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.

1 ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: понятие, ПРИЧИНЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Общепризнанно, что организованная преступность − чрезвычайно опасное социально-правовое явление, которое негативно влияет на устойчивость политической ситуации в стране, экономическое развитие, дестабилизирует общественный правопорядок, существенно снижает авторитет государственной власти, создает напряженность в обществе и в своих наиболее масштабных проявлениях представляет серьезную угрозу национальной безопасности.

Опасность современной организованной преступности заключается в её жесткости, массовости, проникновении во все сферы жизни современного общества, способностью быстро приспосабливаться к определенным условиям.

В связи с этим основной задачей для мирового сообщества является поиск эффективных средств и методов противодействия организованной преступности. Для этого необходимо тщательно изучить природу организованной преступности, причины и условия ее возникновения, формы проявления, а также определить основные направления борьбы с ней.

.1 Понятие, признаки и уровни организованной преступности

Достаточно много об организованной преступности сказано и написано криминалистами, криминологами, специалистами по уголовному праву и процессу, политиками, экономистами, социологами, писателями, журналистами и многими другими. В широком смысле организованную преступность рассматривают как одну из форм незаконной предпринимательской или коммерческой деятельности.

Эксперты ООН определяют организованную преступность как одну из форм экономического предпринимательства, осуществляемую с помощью противозаконных средств, связанных с угрозой применения физической силы или ее использованием, коррупцией, шантажом и другими методами [1, с. 65].

В итоговом документе международного семинара ООН по вопросам борьбы с преступностью, проходившим в Суздале, говорилось, что «унифицированного определения организованной преступности до настоящего времени не выработано, вместе с тем под организованной преступностью обычно понимается относительно массовая группа устойчивых и управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких противозаконных средств, как насилие, запугивание, коррупция и крупномасштабные хищения» [2, с. 42].

Рассматриваемое понятие «организованная преступность», было, есть и будет одним из многозначно трактуемых и потому наиболее неопределенных.

Трактовок данного понятия множество и все они дополняют друг друга.

Для нас имеет наибольшую значимость и ценность, то понятие, которое закреплено в нормативных правовых актах. В Республике Беларусь понятие «организованная преступность» закреплено в ст.1 Закона Республики Беларусь «О борьбе с организованной преступностью». таким образом, организованная преступность − общественно опасное социальное явление, выражающееся в создании организованных групп, включая банды, преступных организаций, осуществляющих преступную деятельность, характеризующихся признаками, определенными Уголовным кодексом Республики Беларусь [3]. Выработка данной дефиниции и закрепление её в законодательном акте имеет значительную научную и практическую Ценность, поскольку невозможно разработать меры противодействия организованной преступности, не уяснив её сущность и не зафиксировав её в конкретном понятие. Данное определение крайне важно, поскольку только на его основе можно проводить политику криминализации деятельности всех структур организованной преступности.

Дословное толкование термина «организованная преступность» позволяет отнести к данной категории любое преступление с элементами организации (преступление может быть организованно как одним человеком, так и группой лиц) [4, с. 3].

Обобщенная характеристика организованной преступности приведена в докладе Генерального секретаря ООН «воздействие организованной преступной деятельности на общество в целом» на второй сессии Комиссии по предотвращению преступности и уголовному правосудию Экономического и социального совета ООН 13-23 апреля 1993 [5, с. 31].

Организованная преступность − это деятельность объединений преступных лиц или группировок, объединившихся на экономической основе. Экономические выгоды извлекаются ими путем предоставления незаконных услуг и товаров или путем предоставления законных услуг и товаров в незаконной форме Она предполагает конспиративную преступную деятельность, в ходе которой с помощью иерархически построенных структур координируются планирование и осуществление незаконных деяний или достижение законных целей с помощью незаконных средств. Также, большинство организованных преступных групп имеют тенденцию устанавливать частичную или полную монополию на предоставление незаконных товаров и услуг потребителям, поскольку этим обеспечивается наиболее высокая прибыль [4, с. 31-32].

Следует отметить что, организованная преступность не ограничивается лишь осуществлением заведомо незаконной деятельности или предоставлением незаконных услуг. Она включает также такие изощренные виды деятельности, как отмывание денег через законные экономические структуры и манипуляции, осуществляемые с помощью электронных средств. Незаконные преступные группировки проникают во многие доходные законные виды деятельности.

Чтобы уяснить сущность данного явления, необходимо раскрыть его признаки. К этому вопросу обращались как отечественные, так и зарубежные специалисты.

Итальянский юрист Р. Минна пишете что сущность преступной организации определяется непременным наличием пяти признаков:

− сбора и передачи информации;

− нейтрализации действий правоохранительных органов;

− использования основных социально-экономических служб;

− существования внутренней структуры;

− определенной внешней «законности» действий [6, с. 8].

американский криминолог Р. Колдуэлл выделял восемь основных признаков:

− организация группы в целях совершения преступлений как основного способа существования и жизнедеятельности ее членов в течение более или менее длительного срока;

− централизация власти в руках одного или нескольких членов;

− создание общего денежного фонда для нужд организации;

− специализация группы на определенных преступлениях и, в связи с этим, распределение внутригрупповых функций;

− экспансионистские и монополистические тенденции;

− коррумпирование;

установление железной дисциплины, неукоснительного подчинения, жестко регламентированных правил поведения;

− тщательное планирование преступных операций с минимальным риском для их организаторов и исполнителей [7, с. 47].

отечественные криминологи выделяют следующие основные признаки организованной преступности:

наличие руководящего ядра;

− определенная иерархическая структура, отделяющая руководство от непосредственных исполнителей [6 с. 16];

− четкое распределение функций, которые реализуются при выполнении конкретных задач [8, с. 36];

− корысть — это общий родовой признак всей организованной преступности в целом;

− планомерность [8, с. 36];

жесткая дисциплина с беспрекословным подчинением по вертикали, основанная на собственных законах и нормах;

− система жестких наказаний, вплоть до физического устранения;

− сбор информации о выгодах и безопасных направлениях преступной деятельности [9, с. 287];

− нейтрализация и возможное коррумпирование правоохранительных и других государственных органов для получения необходимой информации, помощи и защиты [2, с. 91];

− профессиональное использование основных государственных и социально-экономических институтов, действующих в стране и мире, в целях создания внешней законности своей преступной деятельности [9, с. 286];

− распространение устрашающих слухов о своем могуществе;

− создание такой структуры управления, которая избавляет руководителей от непосредственного участия или организации конкретных преступлений;

− совершение любых преступлений при доминирующей мотивации достижения корыстной цели и контроля в какой-либо сфере;

− политизация преступной деятельности, т. е. стремление членов преступных сообществ к власти или к установлению таких отношений с отдельными представителями органов власти и управления, которые позволяли бы влиять на финансово-хозяйственную и уголовную политику с целью расширения масштабов своей преступной деятельности;

− масштабный, межрегиональный и международный характер преступной деятельности;

− огромный бюджет преступного сообщества;

− осуществление криминально-контрольных функций над легальной банковско-коммерческой деятельностью на определенной территории [10, с. 74];

− проникновение в средства массовой информации и др.

таким образом, сопоставляя признаки этого опасного социального явления, которые относятся к различным периодам его изучения, видно как развивалась организованная преступность, как совершенствовала свою структуру и методы деятельности.

Оценка уровня структуры, динамики организованной преступности весьма затруднительна из-за высокой латентности. зарубежные эксперты определяют латентную часть организованной преступности как в 6-10 раз большую, чем известная правоохранительным органам [11, c. 236].

Организованная преступность имеет свои структурно-функциональные характеристики. Выделяют три основных уровня организованности преступных формирований, обуславливающих особенности их деятельности.

первый уровень − организованная группа. Она имеет элементарную структуру. Ею совершаются преступления, которые не требуют особой подготовки. Данные группы не большие по числу участников, редко имеют коррумпированные связи. Но отмечаются случаи существования организованных групп этого уровня, функционирующих, как квазилегальные юридические лица и осуществляющие относительно эффективную преступную деятельность в случаях столкновения интересов (передел территории, устранение конкурентов). Основными преступлениями становятся убийства и вымогательства [12, с. 45].

второй уровень − преступная группировка. Для нее характерно: более высокая функциональная дифференциация, иерархичность, разделение ролей, наличие коррумпированных связей в государственном аппарате и правоохранительных органах. Ее численность может доходить до нескольких десятков, что позволяет обеспечить структуризацию группы (исполнители −боевики, прикрытие и обеспечение, руководство). Отмечается появление функции контроля над определённой территорией или определённого рода бизнесом (предоставление защиты торговым, финансовым компаниям, захват чёрного рынка наркотиков, участия в контрабандных операциях) [12, с. 46].

Третий уровень − преступное сообщество (организация). Включает в себя несколько группировок [12, с. 46].

Данные формирования имеют характеристики, определяющие эффективность их деятельности и защиты от социального контроля. К этим характеристикам относят:

− иерархичность сообщества, строгую подчинённость низших слоёв высшим;

− эффективную систему обратной связи; наличие нескольких уровней управления;

наличие значительных материально-финансовых ресурсов;

− активная деятельность в экономике;

− наличие системы обеспечения безопасности, коррумпированных связей и др.

однако имеются и другие точки зрения. Например, А.И. Долгова предложила выделять три различных уровня организованности в преступности [13, с. 11].

Первый уровень − самый низший. преступление хотя и совершается организованной группой, но в ней при всей ее сплоченности и устойчивости нет сложной структуры, иерархии, функции организаторов и исполнителей четко не распределены. Подобные одиночные группы заметно уступают другим преступным формированиям, которые включены в более высокие уровни организованности по степени своей опасности.

Второй уровень организованности преступной деятель представляет собой иерархическое построение определенных групп. особенность таких групп в том, что на этом уровне последние активно вторгаются в официальные структуры общества и используют эти структуры в своих криминальных целях. Такие группы можно назвать преступными организациями.

На третьем уровне организованности речь идет об организации преступной среды, консолидации ее лидеров в преступные сообщества [13, с. 11]. На данном этапе завершается отделение функции организации и руководства преступной деятельностью от непосредственного, традиционного соучастия в совершении конкретного преступления. Лидеры преступной среды уже, как правило, не совершают конкретных преступлений, а заняты выработкой общей линии поведения, стратегии и взаимной поддержки.

Таким образом, в структуру организованной преступности, как целостного социального явления входят не любые организованные группы, а лишь преступные организации и преступные сообщества.

Таким образом, в криминологическом смысле в понятие организованной преступности входит наличие имеющих устойчивую внутреннюю структуру объединений преступников, которые в сговоре с коррумпированными представителями органов власти, управления и бизнеса, используя методы насилия и запугивания, устанавливают свой контроль над различными сферами незаконной деятель и осуществляют ее на постоянной основе в целях получения значительных доходов [7, с. 32].

Рассмотрев понятие, признаки и уровни организованной преступности, необходимо сделать вывод, что организованная преступность − это наиболее разрушительный для государства и общества вид преступности. Она оказывает управляющее воздействие на развитие других ее структурных элементов, влияет не только на экономические, но и на социальные, морально-психологические, социокультурные процессы в обществе. Целью её является — консолидация криминального мира, создание новых группировок и образования ядра профессионалов, установление межрегиональных и транснациональных преступных связей, проникновение в экономические процессы и стимулирование коррупции ради извлечения максимальных доходов. Концентрация огромных средств в руках руководителей преступных организаций неизбежно обусловливает их Интерес к политической жизни. На сегодняшний день имеются данные о продвижении связанных с организованной преступностью (или подкупленных) должностных лиц на более высокие посты в аппарате исполнительной власти, выдвижении своих людей в представительные органы, политические партии, общественные движения. Во избежание дальнейшего развития данных процессов, необходимо выработать четкий механизм противодействия организованной преступности, регулярно осуществлять мониторинг складывающейся криминологической ситуации и своевременно вносить коррективы в нормативную базу.

1.2 Причины и условия, способствующие её развитию

организованный преступность противодействие

одной из главных причин появления и быстрого распространения организованной преступности на территории нашей страны и соседей является распад СССР. В связи с этим на политической карте появились новые государства, а изменение государственных границ потребовало пересмотра и сфер криминального влияния. Для организованной преступности Беларусь была интересна, прежде всего, как страна, которая имеет очень выгодное географическое положение, а также как страна, в которой только начался процесс формирования собственных органов власти и своего законодательства. И члены преступных формирований прямо или косвенно влияли на становление государственных органов и принятие законодательства, которое способствовало процветанию преступности.

Организованные преступные формирования очень быстро расширяют свою преступную деятельность вширь и вглубь, проникая все дальше в экономические и политические структуры общества. Тем самым создавая все большую проблему для государства и правоохранительных органов. одной из причин, способствующих появлению и распространению организованной преступности, выделим слабую власть и продажность государственных чиновником. Примером может служить деятельность банд «Морозова», «Пожарников» на территории Гомельской области. На протяжении длительного времени их деятельность не могли пресечь, так как их покровительствовали «отдельные представители правоохранительных органов»[14].

Таким образом, слабое государство и внутри страны, ни на международной арене, является укреплением влияния организованной преступности.

Для защиты собственных интересов участники преступных формирований стали продвигать в органы государственной власти своих людей или же подкупать действующих чиновников. Данными мерами они укрепили свое положение и расширили господство в других сферах, представляющих для них определенный Интерес. На этом они не останавливались, в последствии легализовали свои доходы, полученные от преступной деятельности и вкладывали их в легальный бизнес.

Необходимо выделить, что развитие быстрыми темпами теневой экономики, также способствовало развитию организованной преступности. В нее было вовлечено большинство преступных формирований, которые стремились не только к контролю деятельности определенных структур, но и к созданию собственных предприятий и организаций. Тем самым криминальный капитал перетекал из теневой экономики в легальную сферу экономики [15, с. 63].

А.И. Долгова отметила, что тесное взаимопереплетение законного и преступного предпринимательства, легальных и преступных структур, правомерных и преступных капиталов является причиной появления и столь быстрого развития организованных форм преступности [16, с. 23].

К числу причин стремительного роста организованной преступности в последнее десятилетие относят деморализацию общественного сознания, падение престижа права, законности, деформацию ценностно-нормативных и нравственных ориентаций большинства населения. В сознании многих граждан, особенно у молодых людей, стали преобладать эгоизм, жажда личного преуспевания любой ценной и все это благодаря пропаганде обычаев, традиций преступного мира и уголовной романтики [17, с. 56].

Еще одной из причин, продуцирующих организованную преступность можно выделить криминальное саморазвитие. Это способность преступности к самоорганизации.

Существование организованной преступности невозможно без условий, которые будут способствовать её развитию.

Можно выделить следующие условия, способствующие развитию организованной преступности:

− застой и распад экономики;

− кризис системы существовавших на протяжении многих лет ценностей, базовых моделей экономического и правового поведения, невозможности достижения большинством населения страны официально декларируемых новых ценностей легальным путем [18, с. 53-54];

− образование класса предпринимателей, безопасность которых стала собственной проблемой, что обусловило их высокую виктимность по отношению к организованной преступности;

− разрушение бюрократического аппарата, высокая коррумпированность органов власти, управления, контролирующих органов;

− недостаточная эффективность работы правоохранительных органов, при которой большая часть коррумпированных чиновников остается безнаказанными;

− общее падение нравственности среди населения, переоценка ценностей, конфликт поколений;

наличие запрещенных законом видов деятельности, приносящей огромный доход (проституция, торговля наркотиками, детьми, человеческими органами и т.д.);

− просчеты в борьбе с организованной преступностью;

− бедность, Безработица, нехватка доступного жилья, отсутствие у большинства граждан жизненных перспектив, маргинализация населения, обострение неравенства, негативные последствия миграции, разрушение культурной самобытности;

− укрепляющееся неверие людей в способность органов власти и управления решать возникающие проблемы и обусловленное этим стремление значительной части населения использовать для получения средств любые, в том числе незаконные пути;

− некомпетентный подход к решению вопросов, связанных с укреплением правопорядка, и обусловленное этим длительное невнимание к проблемам развития органов внутренних дел, их материальному, техническому, кадровому обеспечению, разработке правовой базы, направленной на эффективную борьбу с организованной преступностью и коррупцией.

Можно отметить и психологические корни организованной преступности. Так как, безнаказанность преступных группировок формирует в обществе атмосферу страха, неуверенности, заставляет его членов психологически смириться притязаниями преступников и порождает социальную пассивность.

Подводя итог, необходимо обратить внимание на следующие процессы и явления, которые можно отнести и к причинам, и к условиям, приводящие к усилению организованной преступности, а именно:

− сращивание главарей и активных участников организованных преступных формирований с представителями законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, бизнеса, коммерции, средств массовой информации и культуры;

− неспособность государства защитить ряд основных конституционных прав и интересов граждан и общества в целом;

− культивирование идей рынка и частной собственности без надлежащего правового обеспечения, неоправданная затягивание принятия основополагающих, законов, обеспечивающих нормальный переход к рынку, в первую очередь по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;

− обнищание и правовой Нигилизм большинства населения страны;

− лоббирование интересов отдельных групп ответственными должностными лицами в узкокорыстных целях.

Отметим, что белорусский криминалитет окончательно сформировался в преступное сообщество к 1994 году, а вся страна, за исключением воздушного пространства, была поделена между группировками. По данным МВД, в конце 1994 года в Беларуси насчитывалось 150 организованных преступных групп, во главе которых стояли 112 авторитетов. В небольших городах численность группировок, подчиненных «центру», составляла до 35 бойцов, а в крупных — по 100 и более человек. Провинциальные структуры отчисляли от своих криминальных доходов процент в республиканский воровской «общак» [19].

Все эти причины и условия позволили в нашей стране процветать организованной преступности. однако, начиная с 1997 года, когда был подписан декрет президента Республики Беларусь «О неотложных мерах по борьбе с терроризмом и другими особо опасными насильственными преступлениями», она столкнулось с противодействием со стороны действующей власти. Декрет имел силу до 18 апреля 2001 года и фактически подменял Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также дублировал законпреступлений, совершенных лицами, «в отношении которых имеются достоверные данные о том, что они причастны к терроризму или иным особо опасным насильственным преступлениям либо руководят преступной организацией, организованной преступной группой или принадлежат к ним». В 2007 году в нашей стране был принят законновые основы в борьбе с данным явлением.

Таким образом, достаточно важным является наличие в государстве сильной власти, которая могла бы противостоять организованной преступности. А также создать все условия для ее искоренения.

1.3 Современные тенденции развития организованной преступности

Современная организованная преступность обладает такой особенностью, как способность к трансформации, т.е. видоизменяться, приспосабливаться к определенным условиям. В зависимости от того, какие в стране складываются социально-экономические и политические условия, формы ее проявления постоянно видоизменяются, совершенствуются, что еще больше повышает степень ее опасности для общества в целом.

изменения, постоянно происходящие в экономике, приводят к созданию преступных сообществ, которые контролируют отдельные сферы экономики, промышленного производства, бытового обслуживания и т.д. Но наибольшее внимание уделяется именно тем сферам, через которые идут крупные финансовые потоки: государственные программы, финансируемые из государственного бюджета, приватизация, инвестиции, кредитно-финансовая сфера, внешнеэкономическая деятельность, сырьевая и перерабатывающая промышленность, строительная сфера, сфера здравоохранения, сфера обращения драгоценных камней и металлов и т. д.

Необходимо отметить, воздействие процессов глобализации на организованную преступность. Сами по себе они не порождает организованную преступность, а качественно и количественно изменяют, порождают её новые формы. Тем самым организованная преступность модифицируется, принимает так сказать новый облик.

Выделим следующие основные тенденции организованной преступности. Во-первых, само содержание и направленность деятель организованной преступности изменилось. Если в начале 90-х годов для преступных сообществ были характерны рэкет, обман вкладчиков, различные аферы, связанные с жильем, мошенничество с использованием фальшивых документов, то сегодня это ̶ наркобизнес, автобизнес, изготовление и выпуск поддельной продукции, торговля оружием, торговля людьми, торговля человеческими органами. Интерес для криминальных структур также представляет и топливно-энергетический комплекс, Производство и оборот фальсифицированной продукции (прежде всего, алкогольных и табачных изделий), операции с цветными и драгоценными металлами, а также предметами, представляющими историческую, художественную и культурную Ценность.

Деятельность организованных преступных группировок все чаще маскируется под легальную предпринимательскую и иную деятельность. Вместо широко распространенных в 90-ые годы нападений на граждан и организации, криминальные структуры предпочитают действовать под видом юридического лица.

Организованная преступность широко использует кредитно-банковскую сферу для легализации преступных доходов, перевода за рубеж огромных капиталов. За счет этих доходов большинство перешло в легальный бизнес.

Заслуживает внимания мнение О.В. Танкевича, который рассматривал транснациональную преступность как новый вид профессионально-организованной преступности, которая имеет сферы международного базирования и криминального функционирования, извлекающая сверхприбыли из преступных промыслов различных направлений [21, с. 11].

В-третьих, расширяются масштабы деятель организованной преступности. Большинство имеют транснациональные связи. Данная тенденция способствует легализации и проникновению криминального капитала в законный бизнес, широкому распространению наркотиков и оружия, существованию международного терроризма и иных проявлений экстремизма.

В-четвертых, организованная преступность стремится к рычагам власти. Поэтому их действия направлены на продвижение своих представителей в законодательные, исполнительные и судебные органы власти. На эти цели выделяются огромные средства, приобретается влияние в деловых кругах, органах власти и управления, а также устанавливаются контакты с политическими партия. Наблюдаемые в последние десятилетия процессы политизации преступности и криминализации политики наиболее активно осуществляются именно с помощью представителей организованной преступности. Эти процессы, все более углубляются и совершенствуются.

Организованные преступные сообщества уже стремятся напрямую осуществлять легализированные властные полномочия, лоббировать интересы теневого бизнеса во всех органах власти [22, с. 24]. Представители преступных сообществ открыто взаимодействуют с государственными органами власти различного уровня, получают от них всяческую поддержку и помощь. В свою очередь государственные структуры опираются на их финансовую мощь и Авторитет. Поэтому большинство преступлений, совершаемых преступными сообществами, носят латентный характер. В-пятых, организованная преступность одновременно становится все более мощным фактором обнищания нации: она не только присваивает огромную часть национального достояния, но и вывозит присвоенное в основном за рубеж, не инвестируя в развитие отечественной экономики, тем самым умножает ограбление народа. Она последовательно уничтожает саму нацию, ее культуру. Ею поддерживается, финансируется лучшие традиции и т.п. [23, с. 141].

Ещё одной важной тенденцией организованной преступности является активное вовлечение в нее коррумпированных чиновников различного уровня и сфер влияния. При этом, следует учитывать, что преступления, связанные с коррупцией, являются одними из самых высоко латентных. Хоть динамика преступлений коррупционного характера совершенных в составе организованных групп свидетельствует о тенденции снижения, это не означает что данных преступлений стало меньше. Прежде всего это связано с возможностями организованной преступности скрывать факты данных преступлений с помощью коррумпированных чиновников.

В общей структуре коррумпированных лиц наиболее велика доля работников министерств, ведомств. именно эта категория чиновников является фактическим распорядителем государственной собственности и средств, выделяет помещения, земельные участки, предоставляет государственные контракты и подряды, лицензии на невыгодных для государства условиях. Не случайно, большинство выставляемой на торги на аукционах недвижимости попадает в руки заранее намеченных лиц.

Также, к уже названым видам организованной преступной деятельности добавим попытки хищения и контрабанды ядерного оружия, услуги по «отмыванию» денег, добытых преступным путем, черная трансплантация. Что касается черного донорства, то оно оно имеет место быть так, как из-за дефицита органов 15 — 30 % больных умирают, не дождавшись операции. Также пробелы в законодательстве способствует развитию данного направления деятельности организованной преступности. На примере нашей страны отметим, уголовное законодательство нашей страны в данной сфере не соответствует международным стандартам. В частности, установлена уголовная ответственность за незаконное изъятие органов или тканей от неживого донора (ст. 348 УК), однако отсутствует ответственность за незаконное изъятие органов у живого донора и за их торговлю.[24]. Также непропорционально установлена ответственность: за торговлю людьми с целью изъятия органов или тканей для трансплантации (п.4, ч.2, ст. 181) предусмотрено наказание от 10 до 12 лет лишения свободы, а за принуждение к даче органов или тканей для трансплантации (ч.1, ст. 163) — до 2 лет лишения свободы; за нарушение порядка проведения трансплантации (ч.1, ст. 163) — до 3 лет лишения свободы [25]. Кроме того, в соответствии с законом «О трансплантации органов и тканей человека» у нас действует презумпция согласия, то есть, если, к примеру, в кармане скончавшегося в результате ДТП человека нет письменного заявления об отказе, значит, медики имеют право произвести забор органов и тканей [26]. Вариативность законов создаёт условия для развития рынка черной трансплантации.

Что касается наркобизнеса, то он является той отраслью, где на сегодняшний момент концентрация организованной преступности зашкаливает. незаконная деятельность по продаже наркотиков является крупным источником доходов для большинства преступных организаций [27]. возникновение индустрии наркобизнеса, способной приносить огромные годовые доходы, в значительной степени способствовало развитию транснациональных преступных организаций, а также привело к появлению деятель по легализации денег, полученных преступным путем, которая осуществляется весьма активно. Кроме того, полученные от продажи наркотиков материальные ресурсы становятся главным средством подкупа чиновников во всех ветвях власти с целью обеспечения безопасных условий для осуществления противоправной деятельности организованных преступных наркоформирований. Анализируя деятельность организованной преступности, понятно, что в ближайшие годы сохраняться негативные тенденции, которые будут способствовать развитию данного негативного социального явления. Ее расширению будут способствовать такие факторы как, рост безработицы, вынужденная миграция, дифференциация общества и др.

Подводя итог вышесказанному отметим, что современная организованная преступность активными темпами трансформируется, становится все более изощренной в способах действия. Процессы глобализации стали только толчком и открыли новые возможности для её развития. Организованная преступность переросла в транснациональную. Она стремительно проникает во все сферы жизнедеятельности современного общества, тем самым затрудняет деятельность по противодействию, данному негативному явлению. Перечисленные тенденции в дальнейшем будут совершенствоваться, а также развиваться новые, в связи, с чем необходим учет всех факторов и условий при осуществлении мероприятий, направленных на борьбу с организованной преступностью.

2. Предупреждение организованной преступности в Республике Беларусь

анализ криминогенной ситуации в Республике Беларусь и в других странах СНГ свидетельствует о том, что проблема организованной преступности на постсоветском пространстве по-прежнему имеет актуальность. Это чрезвычайно опасное явление, которое негативно влияет на устойчивость политической ситуации в странах СНГ и их экономическое развитие, дестабилизирует общественный порядок, подрывает авторитет государственной власти и создает угрозу национальной безопасности [28, с. 243]. поэтому необходимо выработать механизм, который буден направлен на предупреждение и на борьбу с организованной преступностью.

Под предупреждением преступности в Республике Беларусь понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, основанных на принципах демократизма, гуманности, законности, научной обоснованности, реальности, конкретности, комплексного подхода и дифференциации, проводимых государственными органами и общественностью в целях борьбы с криминальными проявлениями, а также причинами, их порождающими [29, с. 25].

успех в борьбе может обеспечить лишь системный подход, предполагающий последовательное и энергичное осуществление комплекса взаимосвязанных мер, имеющих научно обоснованных и практически-целесообразный характер.

Основным видом предупредительной деятель является профилактика. Профилактика является сложной, многоуровневой Деятельностью органов, организаций и учреждений, которые как пишет Г.А. Аванесов, оказывает воздействие на социальные объекты в целях предупреждения возможных нарушений уголовно-правовых запретов и устранение факторов, их детерминирующих [29, с. 25]. Особенно большую роль играют правоохранительные органы. В соответствии с директивными указаниями Главы государства, решениями специально уполномоченных коллегиальных органов и должностных лиц, действуя в рамках предоставленных законодательством полномочий, они постоянно наращивают усилия по противодействию организованным формам преступности.

В результате целенаправленной деятельности правоохранительных органов в 2003 году было разоблачено 138 организованных групп, 95 лидеров привлечено к уголовной ответственности [28, с. 243].

В качестве примеров обозначим, пресечение деятель банд «Морозова», «Пожарников» на территории Гомельской области. Обезвреживание банды в Могилёвской области, которая, используя форму сотрудников милиции и оружие, совершали тяжкие и особо тяжкие преступления на автотрассах. Пресечение деятель преступного сообщества в Гродно. Которые похищали автотранспорт в Польше, переправляли через таможенную границу в Беларусь и по поддельным документам продавали их.

В ближайшее время сохранятся основные характеристики и тенденции организованной преступности. Данный факт свидетельствую, о необходимости совершенствовать деятельность правоохранительных органов, повышая ее результативность, расширять и модернизировать их деятельность во всех направлениях.

Отметим, что в нашей стране существует и широко применяется нормативная правовая база. Выделим наиболее значимые: закон «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности»; законзаконзаконзаконоб утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» и др. Следует отнести и Директиву Президента Республики Беларусь «О мерах по усилению борьбы с преступностью», а также указ Президента Республики Беларусь № 485 «О государственной программе по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010-2012 годы». На основе данных документов осуществляется предупреждение преступности и борьба ее различными проявлениями. Поэтому нормативно правовая база должна, постоянно претерпевать изменения, совершенствоваться, чтоб на ее основе можно было эффективно бороться с организованной преступностью.

Мировое сообщество пришло к выводу, чтобы противодействовать организованной преступности необходимо осуществление международного сотрудничества в данной области. И наша страна не является исключением.

Республика Беларусь эффективно осуществляет этот процесс в рамках Содружества независимых Государств. Устав данной организации закрепляет, что в сфере совместной деятель общей задачей является борьба с организованной преступностью.

важным этапом установления сотрудничества является подписание 22января 1993 г. в Миске «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». Данный документ создал основу для взаимодействия и сотрудничества правоохранительных органов СНГ на многостороннем уровне.

значимым также является создание Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными преступлениями на территории государств-участников СНГ. Подписание Соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с организованной преступностью между министерствами внутренних дел государств-участников СНГ. Установлено и сотрудничество прокуратур всех государств-участниц СНГ в борьбе с организованной преступной Деятельностью.

Сотрудничество Республики Беларусь в противодействии организованной преступности не ограничивается рамками СНГ. Наша страна является членом организация уголовной полиции (Интерпол). По мнению Я.М. Бельсона, Интерпол — это универсальная организация международного сотрудничества национальных полицейских систем [21, с. 15]. В отличие от других международных организаций Интерпол имеет национальные центральные бюро (НЦБ) в каждой стране. В нашей стране НЦБ создано 10 ноября 1993 г. Согласно уставу Интерпол обеспечивает и развивает взаимное сотрудничество органов уголовной полиции в рамках действующих в их странах законов, создает и развивает учреждения, которые могут способствовать предупреждению уголовной преступности. В механизме сотрудничества государств-членов Интерпола немаловажное место занимает специальная система международного обмена информацией по борьбе с организованной преступностью, целью которой является осуществление скоординированной работы по установлению местонахождения лиц, причастных к деятель конкретных преступных сообществ, выявлению их связей и пресечению преступной деятельности, ликвидации финансовой базы преступных сообществ одновременно в нескольких государствах-членах Интерпола.

Помимо этого наша страна участвует в международных акциях, проводимых по линии ООН, международных семинарах по данной проблематике.

Событие, которое необходимо отметить является проведение в Минске международного семинара Совете Европы по вопросам борьбы с организованной преступностью. По его результатам, участники пришли к выводу, что борьба с организованной преступностью и ее профилактика не должна оставаться делом только правоохранительных органов. Для этого необходимо широкое сотрудничество с другими структурами, гражданскими организациями и обществом в целом.

Подводя итог, отметим, что организованная преступность становится все более тяжкой, профессиональной, коммерциализованной, корыстной и разветвлённой. поэтому борьба с ней должна стать основной задачей любого государства, а для её эффективности необходимо регулярно осуществлять мониторинг складывающейся криминологической ситуации, своевременно вносить изменения в нормативную базу, постоянно совершенствовать средства и механизмы борьбы и оказывать взаимодействие в борьбе с проявлениями организованной преступной деятельности. Для осуществления мер по предупреждению организованной преступности и борьбе с ней абсолютно необходимо международное сотрудничество государств на универсальном уровне и строгое соблюдение принципов международного права, в частности принципа выполнения принятых на себя обязательств по осуществлению мер по предупреждению и борьбе с организованной преступностью.

Заключение

Организованная преступность — крайне опасное социальное явление, которое подрывает экономические и политические основы любого государства, морально-нравственные устои общества, представляющее стратегическую угрозу безопасности для всех стран. Преступления, совершаемые организованными преступными объединениями, влекут за собой тяжкие, порой необратимые последствия, что создает обстановку неуверенности граждан в своей безопасности и не способности государственной власти ее обеспечить.

Анализируя деятельность организованной преступности, понятно, что в ближайшие годы сохраняться негативные тенденции, которые будут способствовать развитию данного негативного социального явления. Ее расширению будут способствовать такие факторы как, рост безработицы, вынужденная миграция, дифференциация общества и др.

Целью организованной преступности является консолидация криминального мира, создание новых группировок и образования ядра профессионалов, установление межрегиональных и транснациональных преступных связей, проникновение в экономические процессы и стимулирование коррупции ради извлечения максимальных доходов. Пользуясь несовершенством законодательной базы, криминальные структуры, стремятся придать своей деятельности легальный характер. Поэтому борьба с организованной преступностью должна представлять собой четкую систему мер политического, экономического, организационного, правового и иного характера, осуществляемая государственными органами и направленна на нейтрализацию её процессов в обществе, а также сокращения темпов её роста.

государства рассматривают организованную преступность в числе одной из главных угроз, а борьбу с ней в числе одной из глобальных проблем. Поэтому должны приниматься соответствующие меры не только на национальном, но и на международном уровне, поскольку она приобрела интернациональный характер, и ни одно Эффективность борьбы с организованной преступностью возможна только при совместной деятельности правоохранительных органов всех стран мирового сообщества. Потому должна создаваться и постоянно совершенствоваться правовая база для международного сотрудничества, совершенствоваться формы и методы такого сотрудничества.

Также следует отметить тот факт, что в настоящее время необходимо наладить взаимодействие правоохранительных органов с наукой. К сожалению далеко не все сотрудники владеют соответствующими знаниями, умениями и навыками. А понимание таких сложных явлений как организованная преступность, невозможно без опоры на науку.

В заключение следует отметить, что проблема организованной преступности — это проблема, в первую очередь, самого государства и общества, а не только правоохранительных органов. сильная организованная преступность — это верный признак слабости государства. Поэтому только государство с сильной властью способно наиболее эффективно организовать и объединить все свои силы в борьбе с этим негативным антисоциальным явлением.

Список использованной литературы

1 Попов, В.И. актуальные проблемы борьбы с наиболее опасными проявлениями организованной преступности: монография / В.И. Попов. — М.:СГУ, 2004. — 435 с.

Топильская, Е.В. Организованная преступность. / Е.В. Топильская. − М.: Издательство «Юридический центр Пресс», 1999. — 256 с.

О борьбе с организованной преступностью: законконсультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014.

Кулик, В.Б. Организованная преступность как социальное и правовое явление: учеб. пособие / В.Б. Кулик. — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. — 240 с.

Полетило, И.И. Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью: научное издание / И.И. Полетило, А.З. Игнатюк. — Минск: БГАТУ, 2004. — 80 с.

Устинов, В.С. понятие и криминологическая характеристика организованной преступности: лекции / В.С. Устинов. — Нижний Новгород: Юрид. лит, 1993. — 92 с.

Басецкий, И.И. Организованная преступность: монография / И.И. Басецкий, Н.А. Легенченко. — 2-е изд. — Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2002. — 551 с.

8 Иванцов, С.В. Обеспечение органами внутренних дел системного подхода в изучении и предупреждении организованной преступности: монография / С.В. Иванцов, С.Я. Лебедева. — М.: ЮНИТА-ДАНА: законЛунеев, В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. / В.В. Лунеев. — М.: Издательство НОРМА, 1997. — 525 с.

Кухарук, В.В. Курс лекций по криминологии / В.В. Кухарук, Н.В. Васильчикова. — М.: Изд-во Юрайт-Издат, 2009. — 144 с.

Шиханцов, Г.Г. Криминология: учеб. пособие. / Г.Г. Шиханцов. — М., 2001. — 361 с.

Кузнецова, Н Ф. Криминология: учеб. пособие / Н.Ф. Кузнецова. — М.: Зерцало. ТЕИС, 1996. — 86 с.

Долгова, А.И. Организованная преступность. / А.И. Долгова, С.В. Дьяков. — М.: Юрид. лит, 1989. — 353 с.

В Гомеле обезврежена банда Морозова // NAVINY.BY [электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа: http: // naviny.by/rubrics/society/2005/03/23/ic_articles_116_136977. — Дата доступа: 03.04.2014.

Годунов, И.В. Организованная преступность. / И.В. Годунов. — Москва: Академический проект, 2008. — 341 с.

Зуев, С.В. Противодействие организованной преступности в россии и за рубежом: монография / С.В. Зуев. — М.: Юрлитинформ, 2013. — 176 с.

Иванников, И.А. Организованная преступность государственная власть в России: монография / И.А. Иванников. — ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2002. — 98 с.

Ананич, В.А. экономическая преступность в Республике Беларусь: характеристика, причины, предупреждение / В.А. Ананич, С.М. Казакевич // вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. — Минск, 2006, — № 1. С. 53-54.

Полозо, А. Из белорусского опыта борьбы с незаконной миграцией и этническими преступными группировками / А. Полозов // Столетие [электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа: #»justify»>Мацкевич, И.М. Преступность в условиях глобализации (доклад в HONGKONG CITY UNIVERSITY в апреле 2008 г.) / И.М. Мацкевич // Международное уголовное Право и международная юстиция. — М.: Юрист, 2009 — № 1. — С. 17-23.

Родевич, В.Ч. Транснациональная преступность: теория и практика борьбы в Республике Беларусь / В.Ч. Родевич, С.С. Тупеко. — Минск : Акад. МВД, 2012. -143 с.

Долгова, А.И. Организованная преступность -2. / А.И. Долгова, С.В. Дьяков. — М.: Криминалистическая Ассоциация, 1993. — 328 с.

Плешаков, В. А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимовлияния организованной преступности и преступности несовершеннолетних: дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.08 / А.В. Плешаков: — Москва, 1998. — 323 с.

«черные трансплантологи» ищут доноров в Беларуси // NAVINY.BY [электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа: #»justify»>Уголовный Кодекс Респ. Беларусь от 9 июля 1999 г. 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: одобрен Советом Респ. 24 июня 1999 года: с изм. и доп. / Консультант Плюс : Беларусь. технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014.

О трансплантации органов и тканей человека: Закон Респ. Беларусь от 4 марта 1997 г. № 28-З: принят Палатой представителей 30 янв. 1997 г.: одобр. Советом Респ. 18 фев. 1997 г: с изм. и доп. // консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014.

Хасан, М. проблемы международного сотрудничества по борьбе с наркотиками / М. Хасан // консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014.

Бажанов, О.И. Борьба с преступностью в Беларуси: научные основы и концептуальные решения. / О.И. Бажанов. — Минск: Право и экономика, 2005. — 403 с.

Ананич, В.А. Предупреждение преступности: зарубежный опыт, международное сотрудничество: учебное пособие / В.А. Ананич, И.М. Серебряков. — Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2000. — 47 с.

Учебная работа. Разработка судовой электроэнергетической системы сухогруза дедвейтом 10000 т