Расчёт и конструирование электрической машины
Курсовая работа
по электрическим машинам
Содержание
1. Исходные данные
. Определение главных размеров электромагнитных нагрузок
. Определение числа пазов статора, числа витков в фазе обмотки статора и расчет зубцовой зоны статора
. Определение числа пазов ротора. Расчет короткозамкнутой обмотки и зубцовой зоны ротора
. Расчет магнитной цепи статора и ротора
. параметры асинхронного двигателя для номинального режима
. Определение потерь и коэффициента полезного действия
. Расчет рабочих характеристик
. Результаты расчетов
Список использованной литературы
1. исходные данные
Номинальная мощность Р2= 90 кВт
исполнение — закрытое обдуваемое
Линейное напряжение питания сети U1 =380 В
соединение обмотки статора — "треугольник"
Синхронная частота вращения n1 =750 об/мин
Обмотка ротора — короткозамкнутая
Частота питания f1=50Гц
. Определение главных размеров электромагнитных нагрузок
Внутренний диаметр статора непосредственно связан определенными размерными соотношениями, зависящими от числа полюсов, с наружным диаметром статора, в свою очередь определяющим высоту оси вращения, только из стандартных высот, установленных по ГОСТ 13267-73 для серии 4А.
Находим число пар полюсов машины:
(2.1)
Высоту оси вращения предварительно определяем для заданных значений Р2 и 2р в зависимости от исполнения двигателя и принимаем равной h=100 мм. [1].
В зависимости от оси вращения выбираем наружный диаметр статора и внутренний диаметр статора [1].
Находим полюсное
Определяем расчетную мощность асинхронного двигателя по заданной номинальной мощности :
где (большее значение соответствует меньшему числу полюсов).
Предварительные значения коэффициента полезного действия и коэффициента мощности выбираем равным: [1].
Выбираем предварительные значения электромагнитных нагрузок: линейная токовая нагрузка, магнитная индукция в воздушном зазоре [2].
Значения коэффициента полюсного перекрытия и коэффициента формы поля предварительно принимаются равными [2]:
Для двухслойных обмоток при полюсности предварительное Синхронная угловая скорость вала двигателя:
Расчётная длина воздушного зазора:
Правильность выбранных главных размеров и доказываем отношением:
которое находится в заданных пределах для двигателя со степенью защиты IP44 [2].
Для расчётов магнитной цепи определяем полную конструктивную длину стали и длину сердечников статора и ротора.
3. Определение числа пазов статора, числа витков в фазе обмотки статора и расчет зубцовой зоны статора
Число витков фазы обмотки должно быть таким, чтобы линейная нагрузка и индукция в воздушном зазоре как можно ближе совпадали с их значениями, принятыми предварительно при определении главных размеров, а число пазов статора обеспечивало достаточно равномерное распределение катушек обмотки.
Тип обмотки и формы пазов статора выбираются следующими: обмотка статора — однослойная всыпная, пазы статора — трапецеидальные, магнитная индукция при исполнении двигателя со степенью защиты IP44:
Предварительное выбираем равным t1=0,01 м [2].
Число пазов статора:
выбираем ближайшее стандартное пазов [2]
Число пазов на полюс и фазу:
где число фаз статора
Окончательное
Номинальный фазный ток обмотки статора:
Число эффективных проводников на паз:
где число параллельных ветвей
округляем до ближайшего целого Число витков в фазе обмотки статора:
Окончательное
В зависимости от наружного диаметра и числа пар полюсов определяем значение [3].
Сечение эффективного проводника (предварительно):
Подбираем сечение элементарного проводника и диаметр [3]. Окончательное значение плотности тока в обмотке статора:
где число элементарных проводников
В двигателях серии 4А с высотой оси h=100 мм принимаем систему изоляции класса нагревостойкости — В [2]. По допустимому значению магнитной индукции в зубце статора определяем ширину зубцов:
где коэффициент заполнения сталью магнитопровода статора и ротора:
Высота спинки статора:
Высота зуба:
наименьшая ширина трапецеидального паза в штампе:
где минимальное значение зубчатого деления:
Наибольшая ширина паза в штампе:
где максимальное значение зубчатого деления:
Среднее значение ширины паза:
Ширину шлица, высоту шлица и угол выбираем следующими: Высота клиновой части паза при
Площадь поперечного сечения паза в штампе:
где высота паза:
размеры паза в свету определяются с учётом припусков на шихтовку и сборку сердечников и
где
Площадь поперечного сечения паза, занятая обмоткой:
Площадь поперечного сечения корпусной изоляции:
где односторонняя толщина корпусной изоляции
При однослойной обмотке площадь прокладок в пазу:
Коэффициент заполнения паза:
где
Одним из важнейших параметров обмотки статора является обмоточный коэффициент, который для основной группы гармоник ЭДС обмотки статора равен:
где коэффициент укорочения, учитывающий уменьшение ЭДС, обусловленное укорочением шага обмотки:
где и
коэффициент распределения, учитывающий уменьшение ЭДС, обусловленное распределением обмотки в пазах:
где зубцовый угол:
Магнитная индукция в воздушном зазоре (уточнённая):
где магнитный поток:
Воздушный зазор для двигателей мощностью при
среднее зубцовое деление:
средняя длина катушки:
где среднее электромагнитный двигатель статор ротор
средняя длина лобовой части катушки:
средняя длина витка обмотки статора:
где длина лобовой части обмотки при h=100 мм:
. Определение числа пазов ротора. Расчет короткозамкнутой обмотки и зубцовой зоны ротора В двигателе при и [3]. При исполнении двигателя по способу защиты IP44 при h=100 мм, 2p=4 определяем рекомендуемые значения магнитной индукции: Ширина зубца ротора:
где зубцовое деление определяем по наружному диаметру ротора:
наружный диаметр ротора:
Длина ротора принимается равной длине статора:
ток в стержне ротора:
где коэффициент, учитывающий влияние тока намагничивания от сопротивления обмоток коэффициент приведения токов:
Площадь поперечного сечения стержня:
где плотность тока в стержнях ротора машин закрытого обдуваемого исполнения при заливке пазов алюминием, выбираем равной —
В асинхронных двигателях с короткозамкнутым роторам серии 4А с высотой оси h=100 мм — пазы имеют узкую прорезь: Высота перемычки над зазором в двигателях с 2р=4 выполняют равной Допустимая ширина зуба:
размеры паза. Диаметр в верхней части паза:
диаметр в нижней части паза:
Полная высота паза:
Сечение стержня:
Плотность тока в стержне:
Размеры коротко замыкающего кольца литой клетки ротора определяются выражениями: площадь поперечного сечения:
. Расчет магнитной цепи статора и ротора Магнитная цепь четырех полюсной машины состоит из пяти последовательно соединённых участков: воздушного зазора , зубцовых слоёв статора и ротора, спинки статора . МДС обмотки статора на пару полюсов определяется как сумма магнитных напряжений всех перечисленных участков магнитной цепи:
где МДС воздушного зазора; МДС зубцовой зоны статора; МДС зубцовой зоны ротора; МДС ярм статора и ротора. Магнитная индукция в зубце статора:
Магнитная индукция в зубце ротора:
Магнитная индукция ярма статора:
Магнитная индукция ярма статора:
Расчётная высота ярма ротора при посадке сердечника непосредственно на вал в двигателях с
Магнитное напряжение воздушного зазора:
где коэффициент воздушного зазора: коэффициент воздушного зазора статора:
коэффициент воздушного зазора ротора:
Магнитное напряжение зубцовых зон статора:
где расчётная высота зубца статора:
Магнитное напряжение зубцовой зоны ротора:
где расчётная высота зубца ротора:
Коэффициент насыщения зубцовой зоны:
выбранные значения размерных соотношений и обмоточных данных машины являются правильными. Магнитное напряжение ярма статора:
где длина средней магнитной линии ярма статора:
высота ярма статора:
соответствии с индукцией по кривой намагничивания для спинки марки стали — 2013.
Магнитное напряжение ярма ротора:
где длина средней магнитной линии потока в ярме ротора для двигателей
Магнитное напряжение на пару полюсов:
Коэффициент насыщения магнитной индукции:
Намагничивающий ток:
Относительное значение намагничивающего тока:
. Параметры асинхронного двигателя для номинального режима Активное сопротивление фазы обмотки статора, приведённое к расчётной рабочей температуре:
где удельное электрическое сопротивление меди при температуре 750 С [4]
где коэффициент катушки статора при изолированных лентой лобовых частей. длина вылета прямолинейной части катушек Средняя длина катушки:
где относительное укорочение обмотки статора
Относительное
Активное сопротивление фазы обмотки ротора:
где сопротивление стержня:
— удельное электрическое сопротивление литого алюминия при температуре 750С. полная длина стержня
сопротивление участка, замыкающего кольца между двумя замыкающими стержнями:
Средний диаметр замыкающих колец:
Приведённое активное сопротивление ротора к числу витков обмотки статора:
Относительное
Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора:
где коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния фазных обмоток для однослойной обмотки [4].
коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния:
при открытых пазах статора и отсутствии скоса пазов статора или ротора:
где
Относительное значение индуктивного сопротивления:
Индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора:
коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния короткозамкнутых обмоток [4].
коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния:
коэффициент магнитной проводимости:
где
Приведённое к числу витков статора:
Относительное
7. Определение потерь и коэффициента полезного действия Потери в асинхронной машине подразделяются на потери в стали, электрические, механические и добавочные потери. основные потери в стали:
где потери в стали спинки статора:
удельные потери в стали [4]. масса стали спинки статора:
удельная масса стали
потери в стали зубцов статора:
масса стали зубцов статора:
Механические потери:
при и
Добавочные потери асинхронного двигателя принимаются равными 0,5% потребляемой мощности:
Суммарные потери в двигателе:
Коэффициент полезного действия:
. Расчет рабочих характеристик Сопротивление схемы замещения:
где
Коэффициент схемы замещения:
Активная составляющая тока холостого хода:
Определяем расчётные величины, для построения характеристики:
Для расчёта рабочих характеристик задаём скольжение от 0,005; 0,015; 0,035; 0,045; . Результаты расчетов № п/пРасчётная формулаЕд. изм.Скольжение0,0050,0150,0350,0450,0560,0651Ом1156,2385,4165,2128,5103,2388,942Ом0000003Ом1163,8393172,8136,14110,8796,584Ом11,7211,7211,7211,7211,7211,725Ом1163,9393,2173,2136,6111,4997,296А0,3260,9662,192,783,43,97-110,9980,9970,9940,9938-0,010,030,0680,0860,1050,129А0,4261,0662,292,873,483,9710А1,2431,271,391,481,5971,7111А1,311,662,683,233,834,3212А0,3320,982,232,833,463,9713кВт0,4861,2152,613,273,974,5314кВт0,0390,0620,1620,2350,330,4215кВт0,00180,0160,0830,1340,20,26416кВт0,00230,00380,00980,0140,020,02517кВт0,1870,2260,990,5270,6940,85318кВт0,2990,9892,212,743,283,6819-0,6150,8140,8470,8390,8250,81220-0,3250,6420,8540,890,9090,92 список использованной литературы 1. Проектирование электрических машин. Под. ред. И.Н. Копылова. — М.: Энергия, 1980. . М.М. Кацман. Расчёт и конструирование электрических машин. — М.: Энергоатомиздат, 1984. . Гольдберг О.Д., Гурин Я.С., Свириденко И.С. Проектирование электрических машин. — М.: Высшая школа, 1984. . Кравчик А.Э., Шлаф М.М., Афонин В.И., Соболевская Е.А. Справочник. Асинхронные двигатели серии 4А. — М.: Энергоиздат, 1982. . Алексеев А.Е. Конструкция электрических машин. — Л.: Госэнергоиздат, 1985.
Учебная работа. Расчёт и конструирование электрической машины