Расчёт цилиндрической зубчатой передачи
исходные данные
мощность
на ведомом валу: Р3, кВт 5 угловая скорость вращения ведомого
вала: ω3,
рад/с 3∗π
1. Кинематический расчёт
привода
.1 Выбор электродвигателя
Общий КПД привода:
η=ηрем∗ηзуб∗η2пк.
Принимаем следующие значения КПД:
ηрем=0,96
— КПД ременной передачи;
ηзуб=0,98
— КПД зубчатой передачи;
ηпк=0,99
— КПД пары подшипников качения;
η=0,96∗0,96∗0,992=0,92207808;
Требуемая мощность на валу электродвигателя:
Ртр==
=5,422534283
кВт.
Частота вращения последнего вала:3 =
ω3∗
= =90
об/мин.
Общее передаточное число привода:
=uрем∗uзуб,
где uрем — передаточное число
ременной передачи;зуб- передаточное число зубчатой цилиндрической
передачи.
диапазон рекомендуемых передаточных чисел:min=2∗2=4;max=5,6∗3=16,8;
диапазон рекомендуемых частот вращения
двигателя:двmin=umin∗n3=4∗90=360
об/мин.двmax=umax∗n3=16,8∗60=1512
об/мин.
Принимаем во внимание условия выбора
электродвигателя:
. Ртр<Рном,
где Рном — номинальная мощность электродвигателя
по каталогу;
. Ртр>0,8∗Рном;
nдвmin где nc 3. nc Принимаем электродвигатель серии АИР 132М8 с номинальная мощность: Рном=505 кВт; синхронная частота вращения: nc= 750 коэффициент скольжения: s=4,1%; коэффициент перегрузки: К= диаметр выходного вала двигателя: d=38 мм. Проверяем условия выбора электродвигателя: . 5,422534283<5,5( кВт);
. 5,422534283 >0,8∗5,5=4,4 . 360<750<1512
(об/мин) ; . 1000∊(2…3)∗360=(720…1080) .2 Определение передаточных чисел механический привод ротор межосевой Частота вращения двигателя с учётом скольжения дв=nc∗(1-s)=750∗(1-0,041)=719,25 принимаем: nдв=720 об/мин. Передаточное число привода: = распределяем передаточное число по типам рем= .3 Механические параметры на валах Частота вращения: вал двигателя №1:1=nдв=720 входной вал редуктора № 2: 2= выходной вал редуктора № 3: 3= Угловая скорость, 1/с ω= ω1= ω2= вращающие моменты на валах, Н∗м: Тдв=Т1=Ртр∗ Т2=Т1∗uрем∗ηрем∗ηпк Т3=Т2∗uзуб∗ηзуб∗ηпк=139,5508411∗ Мощность на валах, кВт: Р1=Рдв=Ртр=5,422534283 Р2=Р1∗ηрем∗ηпк=5,422534283 Р3=Р2∗ηзуб∗ηпк=5,260942761∗ Таблица механических параметров привода: Параметры n, ω, Т, Вал 720 75,91859468 71,91859468 5,422534283 Вал 360 37,6991118 139,5508411 5,260942761 Вал 90 9,42477795 530,5164776 5,0 проверка отклонений параметров на валу редуктора ω*3=9,42477795 отклонение: Δω= отклонение: Δn= отклонение: ΔТ= Р*3=5кВт; Р3=5кВт отклонение: ΔР= 2. Расчёт цилиндрической зубчатой .1 Выбор материала и термической Назначаем для колеса и шестерни сталь 40ХН ГОСТ улучшение, твёрдость 235…262НВ. 2.2 Допускаемые контактные допускаемые контактные напряжения для шестерни и [σ]н=σHlim∗ σHlim шестерня: НВср= σHlim1=2∗248,5+70=567 колесо: НВср= σHlim2=2∗248,5+70=567 = гдеHG=30∗НВср2,4≤12∗107 шестерня: NHG1=30∗248,52,4=16823044,67; колесо: NHG2=30∗248,52,4=16823044,67.HE HE=μH∗Nk. μH k — частота вращения шестерни или колеса, об/мин;h h=L∗365∗Кгод∗24∗Ксут, Где L = 5 — число лет работы; Кгод =0,7 — коэффициент годового Ксут=0,25 — коэффициент суточного шестерня:к1=60∗360∗7665=165564000;HE1=0,25∗165564000=41391000; колесо:к2=60∗90∗7665=41391000;HE2=0,25∗41391000=10347750. Коэффициент долговечности: шестерня: т.к. для шестерни NHE1>NHG1 колесо:N2= Принимаем: Zv=1, т.к. окружающая [σ]н1= [σ]н2= Допускаемое напряжение принимаем равным целой [σ]н=515 .3 Допускаемые напряжения изгиба Допускаемые напряжения изгиба: [σ]F= σFlim шестерня: σFlim1=1,75∗248.5=434.875 колесо: σFlim2=1,75∗248,5=434,875 N= где для колёс из улучшенной стали= 6 и YNmax=4.FG μF — т.к.NFE1 и NFE2>NFG, При шлифовании и полировании поверхностей для шестерня: [σ]F1= колесо: [σ]F2= Допускаемое напряжение принимаем равным целой 2.4 Межосевое расстояние Определяем предварительное ’w=K∗(u+1)∗ Т2 — вращающий момент на валу Окружная скорость: = Назначаем 8 степень точности передачи, уточняем, Уточняем найденное межосевое расстояние: aw=Ka∗(u+1)∗ a=450 ψba Принимаем: ψba KH=KHv∗KHβ∗KHα — коэффициент нагрузки в расчётах на контактную при v=1,231845638 м/с, степени точности 8, KHβ=1+( где: Принимаем ориентировочно: ψbd по таблице находим: Hα=1+( коэффициент, учитывающий распределение нагрузки при nст=8 степени точности по нормам aw=450∗(4+1)∗ Округляем межосевое расстояние до ближайшего .5 Предварительные основные размеры Делительный диаметр: 2=2∗aw∗ Ширина: 2=aw*ψba=160∗0,4=64 мм. Округляем .6 Из из mmin= Km = 3400 — коэффициент модуля для F=KFv∗KFβ∗KFα коэффициент нагрузки при расчёте по напряжениям При 8 степени точности по нормам плавности для KF=1,0164∗1,123184564∗1,081208661= mmin= Принимаем
2.7 Cуммарное Суммарное число зубьев для прямозубой передачи c zs= 2.8 Число зубьев шестерни и колеса Шестерня: 1= колесо: 2-zs-z1=160-32=28. .9 Фактическое передаточное число ф= отклонение — 0%. .10 диаметры колёс Делительные диаметры: шестерни: 1=z1∗m=32∗2=64мм; колеса: 2=z2*m=128∗2=256 мм; диаметры da1=d1+2∗m=64+2∗2=68 df1=d1-2,5∗m=64-2.5∗2=59 колеса: da2=d2+2∗m=256+2∗2=262 .11 размеры заготовок по таблице определяем предельные значения Dпр, шестерня: Dпр1=200 мм, Sпр1=125 колесо — Dпр2=315 мм, Sпр2=200 Шестерня: заг1=da1+6=68+6=74 колесо: заг2=da2+6=256+6=262 Т. к. диаметры заготовок меньше предельных 2.12 Проверка зубьев по контактным Расчётное
σH= для прямозубых передач: Zв=9600; σH= σН .13 Cилы в зацеплении Окружная: t= принимаем: Ft=4361 Н. радиальная: r=Ft*tgα, для стандартного зуба α=20°, принимаем: Fr=1588 Н осевая: в прямозубой передаче Fa=0. 2.14 Проверка зубьев колёс по Расчётное значение напряжения в зубьях колеса: σF2= FS Для прямозубых передач:β=1;ε=1; σF2= Расчётное
σF1=σF2∗ при z1=25 и коэффициенте смещения при z=30 YFS=3,8FS1=3,91+ σF1= .15 Проверочный расчёт на прочность Коэффициент перегрузки: К=1,8. Для σHmax= [σ]Hmax=2,8∗σт [σ]Hmax=2,8∗640= σHmax= σHmax<[σ]Hmax.
Для предотвращения остаточных деформаций или шестерня: σFmax1=1,8∗243,0041317=437,4074371 колесо: σFmax2= [σ]Fmax= Где YNmax=4st=1,2 — шестерня: [σ]Fmax1= σFmax1<[σ]Fmax1;
колесо: [σ]Fmax2= σFmax2<[σ]Fmax2.
Таблица механических параметров цилиндрической Параметр Шестерня Колесо Материал, 235…262 235…262 Допускаемое 515,4545455 598,0195226 Допускаемое 281,3897059 282,0285586 28 112 Делительный 56 224 Диаметр 60 228 диаметр 51 219 диаметр 66 234 2. Расчёт клиноременной передачи Расчёт передачи сводится к подбору типа и числа Расчётная мощность передаваемая ведущим шкивом: вращающий момент на валу ведущего шкива: Т1=29,37951102 Частота вращения ведущего шкива: n1=705 Передаточное число: iр.п.=2,9375. .1 Выбор сечения ремня По значениям Р1 и n1 высота поперечного сечения ремня: h=11 мм; максимальная ширина ремня: b0=17 мм; расчётная ширина ремня: bр=14 мм; расчётная длина ремня по нейтральному слою:рmin=630 минимальное значение расчётного диаметра: dрmin=125 площадь сечения ремня: А=0,000138 м² масса 1 м длины: q=0,18 кг/м. .2 Определение диаметров шкивов Диаметр Принимаем: диаметр 2=d1∗iр.п.∗(1-ε), где 2=125∗2,9375∗(1-0,015)= принимаем: Уточняем ф= отклонение: Δi= 2.3 Определение предварительных При помощи интерполяции находим предварительное апред=(1,2- принимаем: апред=370 мм. Проверка: 2∗(d1+d2)≥апред≥0,55(d1+d2)+h ∗(125+355) ≥370≥0,55∗(125+355)+11 мм.≥370 мм.≥351 мм. Предварительное
αпред=180°-2∗arcsin 2.4 Определение длины ремня и Длина ремня: L=2∗ L=2∗370+0.5∗3.141592654∗(355+125)+ принимаем: Lф=1600 По длине ремня уточняем межосевое расстояние и а= a= + принимаем: a=407 мм. Угол обхвата ремня: α=180°-2∗arcsin .5 Определение мощности, Рр= где: Рр — номинальная мощность, Ро=1,4 кВт; Са — коэффициент обхвата ремнём по таблице с помощью интерполяции находим: при Са=0,92+ Ср= 1,2 — коэффициент режима Рр= .6 Определение числа ремней = где: P1=2,169013713 кВт;z=0,95 принимаем: Z=3. .7 Определение силы предварительного Fo= Окружная скорость на расчётном = — сила дополнительного натяжения ремня от где ρ=1250 кг/м³ 2.8 Определение силы, передаваемой FrΣ=Z∗2∗Fo∗cos принимаем: FrΣ=820 .9 Ресурс наработки передачи Pесурс наработки для Т=Тср∗К1∗К2 Тср=2000 часов — средний режим К1=1 — коэффициент режима нагрузки К2=1 — коэффициент климатических Т=2000∗1∗1=2000 Таблица механических параметров ременной Параметр Величина Диаметр 125 диаметр 355 Межосевое 407 Угол 147,1745341 Мощность 1,103217016 Число 3 Сила 213,6161594 Сила, 819,646072 Ресурс 2000
— синхронная частота вращения электродвигателя;
=(2…3)∗nдвmin;
параметрами:
об/мин;
=1,8;
(кВт);
(об/мин);
привода
ротора:
об/мин; =
=8;
передач:зуб=4;
=
=2;
привода
об/мин;
= =360
об/мин;=
=
90 об/мин.
:
=75,91859468
1/с;
=37,6991118
1/с;
=
=
71,91859468 Н∗м;
= 71,91859468 ∗2,0∗0,96∗0,99=139,5508411
Н∗м;
4∗0.98∗0.99=530,5164776
Н∗м.
кВт;
∗0,96∗0,99=5,260942761
кВт;
0,98∗0,99=5
кВт.
об/мин
1/с
Н/м
двигателя №1
редуктора №2
редуктора №3
№3
1/с; ω3=9,42477795
1/с100%=
∗100%=0
=
=90
об/мин; n3=
90 об/мин;100%=
∗100%=0
530,5164776 Н/м; Т3=530,5164776
Н/м;100%=
∗100%=0
100%=
∗100%=0.
передачи
обработки
4543-71. Принимаем для шестерни и колеса следующую термическую обработку:
напряжения
колеса:;
— предел контактной выносливости, σHlim=2HBср+70,
МПа;=248,5
НВ;
МПа;=248,5
НВ;
МПа.N — коэффициент долговечности: , при условии 1≤ZN≤ZNmax
— число циклов, соответствующее перелому кривой усталости:
— число эквивалентных циклов, соответствующее назначенному ресурсу
— коэффициент эквивалентности, назначаем для привода типовой режим II — средний
равновероятностный, тогда μH
=0,25k — ресурс передачи в числах циклов перемены напряжений:
=60∗n∗Lh;
— суммарное время работы в часах,
использования привода;
использования;h=5∗365∗0,7∗24∗0,25=7665
ч.
то принимаем: ZN1=1=1,084367381R
— коэффициент, учитывающий влияние шероховатости сопряжённых поверхностей
зубьев. Принимаем: ZR=1 — т.к. для обоих колёс принимаем шлифование
и полирование поверхностей зубьев.v — коэффициент, учитывающий
влияние окружной скорости
скорость неизвестна.H =1,1 — коэффициент запаса прочности.=515,4545455
МПа;=558,9420955
МПа.
части меньшего из допускаемых напряжений шестерни и колеса; принимаем:
МПа.
— предел выносливости при изгибе, σFlim=1,75∗НВср
МПа;
МПа.N — коэффициент долговечности,
,
при условии 1≤YN≤Ynmax,
=4∗106
— число циклов, соответствующее перелому кривой усталости.FE —
эквивалентное число циклов, соответствующее назначенному ресурсу,
коэффициент эквивалентности; для среднего равновероятностного режима и
показателя q= 6 : μF=0,143.FE1=0,143∗165564000=23675652;FE2=0,143∗41391000=5918913;
то принимаем NFE1 и NFE2 равным NFG, тогда YN1=
YN2=1.R= 1,1 — коэффициент, учитывающий влияние
шероховатости перехода поверхности между зубьями.
улучшенных сталей принимаем:A = 1 — коэффициент, учитывающий влияние
реверса при приложении односторонней нагрузки;F=1,7 — коэффициент
запаса прочности для колёс из улучшенной стали;=281,3897059
МПа;=281,3897059
МПа.
части допускаемого напряжения шестерни и колеса: [σ]F=281
МПа.
;
колеса;- передаточное число зубчатой передачи;=10 для Н1 иН2≤350’w=10∗(4+1)∗=163,37822
мм.=
=1,231845638
м/с.
что передача — прямозубая.;
— коэффициент межосевого расстояния для прямозубой передачи;
— коэффициент ширины зубчатого венца относительно межосевого расстояния.
=0,4 при симметричном расположении колёс.
прочность;Hv — коэффициент , учитывающий внутреннюю динамику
нагружения;
твёрдости на поверхности зубьев НВ≤350 по таблице выбираем минимальное
значение при v=1м/с : KHv=1,03 при v=3м/с : KHv=1,09;Hv=1,03+=1,036955369;
-1)∗KHw,
—
коэффициент неравномерности распределения нагрузки, находится в зависимости от
коэффициента ширины зубчатого венца зубчатого колеса относительно диаметра
шестерни ψbd,
схемы передачи и твёрдости поверхности зубьев.
=0,5∗ψba∗(u+1)=0,5∗0,4∗(u+1)=1;=1,02;Hw
— коэффициент, учитывающий приработку зубьев, при окружной скорости v
по таблице выбираем минимальное значение при v=1м/с KHw=0.45;
при v=3м/с KHw=0.46Hw=0.45+=0,451159228;Hβ=1+(1,02-1)∗
0,451159228= 1,009023185.-1)*KHw
между зубьями в связи с погрешностями в шаге зацепления и направления зуба;
плавности для прямозубых передач:=1+0,06∗(8-5)=1,18;Hα=1+(1,18-1)∗
0,451159228= 1,081208661.H=1,036955369∗1,081208661∗1,009023185=1,131281606=161,8224477
мм.
стандартного значения:w=160 мм.
колеса =2∗160∗
=256 мм.
до ближайшего стандартного значения: b2=63 мм.
Модуль передачи
условия не подрезания зубьев:max=2∗ =2∗
=3,764705882
мм.
условия прочности зуба на изгиб: ;
прямозубых передач.
изгибаFv- коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения,
связанную с ошибками зацепления.
прямозубых передач и окружной скорости v=1,231845638
м/с по таблице выбираем минимальное значение при v=1м/с KFv=1.1;
при v=3м/с KFv=1.3Fv=1.1+=
1,123184564;Fβ-
коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания
зубьев по ширине зубчатого венца:Fβ=0,18+0,82∗=0,18+0,82∗1,02=1,0164.Fα-
коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на
распределение нагрузки между зубьями:Fα=KHα=
1,081208661;
1,234312987.
=1,033807852;
число зубьев и угол наклона
учётом того, что угол наклона зубьев в прямозубой передаче β=0
и
:
=
=160
=
=32;
=
=4;
вершин и впадин зубьев: шестерни:
мм;
мм;
мм;
Sпр для стали 40ХН:
мм
мм.
мм,< Dпр1;
мм,< Dпр2.заг=b2+4=63+4=67
мм.
диаметров как для шестерни, так и для колеса, то принимается схема, показанная
ниже:
напряжениям ≤[σ]Н;
=
530,9548334 МПа, > [σ]H=515МПа; =
1,030980259;
удовлетворяет условию: 0,8≤≤1,05.
=
=4360,963785
Н;
tgα=0,364;r=4361
∗0,364=
1587,390818 Н;
напряжениям изгиба≤[σ]F2;
— коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений при z2=112
и коэффициенте смещения х=0 по таблице принимаем: YFS2=3,59;
=
226,947147 МПа, < 281МПа.
;
х=0, YFS1=3,91=3,844;
=243,0041317
МПа, <281 МПа.
зубьев при действии пиковых нагрузок
предотвращения остаточных деформаций или хрупкого разрушения поверхностного
слоя:≤[σ]Hmax;
, где σт=630
МПа — предел текучести материала колеса,
1764 МПа;=705,236873
МПа;
хрупкого разрушения зубьев:Fmax=
≤[σ]Fmax;
МПа;=408,5048645
МПа.,
коэффициент влияния частоты приложения пиковой нагрузкиst=1,75 —
коэффициент запаса прочности;=1192,8
МПа;=1192,8
МПа;
передачи:
НВ
контактное напряжение [σ]H,
МПа
напряжение изгиба [σ]F,
МПа
диаметр, мм
вершин зубьев da,
мм
впадин зубьев df,
мм
заготовки Dзаг,
мм
ремней по методике, изложенной в ГОСТ-1284.3-96. необходимые данные для
проектирования:
Р1=2,169013713 кВт.
Н∗м.
об/мин.
подбираем сечение ремня: Б(В)
мм;рmах=6300 мм;
мм;
ведущего шкива: d1=(38…42)∗1min=38∗
=117,2551116
мм;1max=42∗=129,5977548
мм.
d1=125 мм.
ведомого шкива:
ε=0,015 —
коэффициент скольжения
361,6796875 мм;
d2=355 мм.
передаточное отношение:=
=2,883248731
100%=
∗100%=-1,846851712
%.
значений межосевого расстояния и угла обхвата ремня
межосевое расстояние для диапазона iф=[2…3]:∗(iф-2))*d2=1.2-
(2,883248731-2)∗355=363,2893401
мм;=180-2∗arcsin
=143,7838837°
>120°.
уточнение значений межосевого расстояния и угла обхвата ремня
апред+0.5∗π∗(d1+d2)+==1529,727243
мм,
мм.
угол обхвата ремнём малого шкива:
+=406,7511306 мм;
=180-2∗arcsin
=147,1745341°.
передаваемой одним ремнём ременной передачи,
передаваемая одним ремнём в условиях типовой передачи при α=180°,
i=1, спокойной
нагрузке, базовой длине ремня и среднем ресурсе.
ведущего шкива;
α=140
Са=0,89 =0,911523602t
= 0,91 — коэффициент длины ремня (определяется по графику);i=1,14
— коэффициент передаточного отношения (определяется по графику);
нагрузки.=1,103217016
кВт. ,
— коэффициент числа ремней (для 2÷3
ремней);==2,06955866;
натяжения одного ремня+Fv,
Н.
диаметре ведущего шкива:=
=4,614225 м/с;v=ρ∗A∗v2
центробежных сил,
— плотность
материала ремня.v=1250∗0,000138∗4,614225
2=3,67270998 Н.o=+3,67270998
=213,6161594 Н.
на валы=3∗213,6161594∗2∗cos
=819,6460721H;
H.
эксплуатации при среднем режиме нагрузки:
, где:
нагрузки
условий для центральной зоны;
часов.
передачи:
ведущего шкива, мм
ведомого шкива, мм
расстояние, мм
обхвата ремня, град.
передаваемая одним ремнём, кВт
ремней
предварительного натяжения одного ремня, Н
передаваемая на валы, Н
наработки передачи, часовУчебная работа. Расчёт цилиндрической зубчатой передачи