Расчет трехфазного двухобмоточного трехстержневого трансформатора
задача 1
Трехфазный двухобмоточный трехстержневой
трансформатор включен в сеть с напряжением Uн при схеме соединения Y/Yн.
Дано: Полная мощность SH=40 кВА,
Первичное линейное напряжение U1H=10
kB,
Вторичное линейное напряжение U2H=0,4
kB,
Напряжение короткого замыкания UК=4,5%,
Мощность потерь короткого замыкания РК=970
Вт,
ток холостого хода I0=3%,
Мощность потерь холостого хода p0=170
Вт,
характер нагрузки cosφ=0,9.
1. Начертить электромагнитную схему трехфазного
трансформатора и определить номинальные токи в обмотках, фазное напряжение в
обмотках, коэффициент трансформации фазных напряжений, ток холостого хода в
амперах.
2. Определить параметры схемы
замещения трансформатора
. Построить зависимость КПД
трансформатора от нагрузки η=f(β) при cosφ2=const и
определить оптимальную загрузку его по току βОПТ.
. построить зависимость
вторичного напряжения от изменения нагрузки ΔU=f(β) и внешнюю
характеристику трансформатора U2=f(β) при U1=const
и cosφ2=const
Решение:
1. Коэффициент трансформации
=10/0,4=25
. Силы номинальных токов в обмотках
трансформатора:
первичной1н ==40/(1,73·10)=2,31
А;
вторичной
2н = =40/(1,73 •
0,4) = 57,8 А.
Фазные токи при соединении «звездой»
равны линейным, поэтому I1Ф=I1н=2,31 А; I2Ф =I2н=57,8
А
Рисунок 1 — Электромагнитная схема
трансформатора
. Фазные напряжения обмоток
трансформатора
кВ
В
. Сила тока холостого хода
А
Сила тока холостого хода имеет очень
малое значение, что свидетельствует о высоком уровне конструкции
трансформатора.
5. Сопротивление упрощенной схемы
замещения трансформатора:
Рисунок 2 — Схема замещения
трансформатора
.1. Полное сопротивление к. з.
трансформатора
кз=Uк/I1Н=260,1/2,31=112,5
Ом
где Uк=(U1Ф/100%)*Uк%=(5780/100)*4,5=260,1
В
.2. Активное сопротивление к.з.
970/(3*2,312)=60,5 Ом
.3. Индуктивное сопротивление к.з.
94,86 Ом
.4. Активное сопротивление первичной
обмотки
1R2’=RK/2=60,5/2=30,25
Ом
5.5. Индуктивное сопротивление
первичной обмотки
Х1Х2’=ХК/2=94,86/2=47,43
Ом
.6. Действительные сопротивления
вторичной обмотки
2=R2’/K2=30,25/252=0,048
Ом=48·10-3 Ом
Х2=Х2’/К2=47,43/252=0,076
Ом=76·10-3 Ом
6. Полное сопротивление
холостого хода
=5780/0,07 =83333 Ом.
Активное сопротивление
холостого хода
170/(3*0,072)=11777 Ом
Индуктивное сопротивление холостого
хода
0==82497 Ом
Коэффициент мощности трансформатора
при х. х.
170/(1,73*10000*0,07)=0,14
Коэффициент мощности трансформатора
при холостом ходе очень мал, поэтому работа трансформатора на холостом ходу
крайне невыгодна. Особенно это ощутимо для сельскохозяйственных потребителей в
ночное время, когда трансформаторы разгружены, что приводит к резкому
увеличению Р0 и перегреву трансформаторов.
Активное сопротивление ветви
намагничивания
m=R0-R1
=11777-30,25=11746,75 Ом
Индуктивное сопротивление ветви
намагничивания
m=X0-X1
=82497-47,43=82449,67 Ом
Полное сопротивление ветви
намагничивания
m==83282,1 Ом
. Максимальное значение КПД
соответствует нагрузке, при которой магнитные потери равны электрическим:
, отсюда
=0,419
8. Для построения графиков вычисляем
КПД для ряда значений коэффициента нагрузки , равных 0,25; 0,5; 0,75; 1,0 и
при cos
=0,9 и U1=const
по формуле:
Результаты расчетов сводим в
таблицу:
0,25
0,419
0,75
1
η
0,9750
0,9779
0,9776
0,9742
0,9693
максимальное значение КПД при соs = 0,9 и
‘ = 0,419
равен 0,9779.
По значениям и КПД
строим графики зависимости КПД от коэффициента загрузки.
рисунок 3 — График зависимости КПД
от коэффициента загрузки
9. Напряжение на зажимах
вторичной обмотки
где — изменение вторичного напряжения
при =0; 0,25;
0,419; 0,5; 0,75; 1 и
где КА=РК/(10*Sн)=970/(10*40)=2,425%
3,79%
Результаты расчетов сводим в
таблицу:
0,25
0,419
0,50
0,75
1
ΔU,%
1,12
1,87
2,24
3,36
4,48
ΔU,
В
4,48
7,50
8,95
13,43
17,91
U2,
В
395,52
392,50
391,05
386,57
382,09
рисунок 4 — График зависимости
падения напряжения от коэффициента загрузки
рисунок 5 — График зависимости
вторичного напряжения от коэффициента загрузки
задача 2
трехфазный трансформатор
асинхронный двигатель
Трехфазный асинхронный двигатель с
короткозамкнутым ротором имеет следующие данные:
мощность на валу двигателя Рн=4 кВт
сила номинального тока Iн=8,8 А
частота вращения вала nном=1430
об/мин
коэффициент полезного действия ηн=83%
коэффициент мощности cosφ=0,82
— сопротивление обмотки статора при
200С R1X=0,81 Ом
ток холостого хода I0=3,5
А
мощность потерь холостого хода р0=270
Вт
мощность потерь короткого замыкания
рКН=540 Вт
напряжение короткого замыкания UК=68
В
номинальное напряжение Uн=380 В
Задание:
1. Начертить электромагнитную схему
асинхронного двигателя
2. Построить рабочие характеристики n, M,
I, P1, η, cosφ=f(P2)
и механическую характеристику n=f(M)
Решение:
рисунок 6 — Электромагнитная схема
асинхронного двигателя
1. Построение рабочих и механической
характеристики двигателя
Активное сопротивление фазной обмотки статора,
приведенное к температуре 750С
0,985 Ом
Активное сопротивление короткого замыкания
двигателя
,
5652 Вт
2,32 Ом
Индуктивное сопротивление короткого замыкания
7,37 Ом
Приведенное активное сопротивление фазы обмотки
ротора
2,32-0,985=1,34 Ом
Индуктивное сопротивление
3,685 Ом
Номинальное скольжение
0,047
Задаемся значениями s=(0,2-1,6)sH с
шагом 0,2 производим расчет рабочих характеристик
Ток ротора
где С1- комплексный
коэффициент, для машин средней и большой мощности С1=1.
Косинус угла между вектором тока
ротора и его активной составляющей
Активная и реактивная составляющие тока
холостого хода
0,409 А
3,476 А
Активные и реактивные составляющие тока статора
Ток статора
Коэффициент мощности
Мощность, потребляемая из сети
электрические потери в статоре и роторе,
добавочные потери
где РДОБН=0,005,
Рн=0,005*4000=200 Вт
Суммарные потери
Полезная мощность на валу двигателя
Угловая частота вращения ротора
где Ω1=314/р=314/2=157,5
рад/с
вращающий момент
М=Р2/ Ω
Коэффициент полезного действия
η=(Р2/Р1)100%
Данные расчетов сводим в таблицу 1
Таблица 1 — Данные для построения рабочих
характеристик двигателя
Величина
Ед.
изм.
Скольжение
0,2sН
0,4
sН
0,6
sН
0,8
sН
sН
1,2
sН
1,4
sН
1,6
sН
А1,5233,0094,4365,7857,0448,2049,26510,227
%0,0250,0400,0540,0670,0800,0910,1010,111
I0A
А
0,409
0,409
0,409
0,409
0,409
0,409
0,409
0,409
I0P
3,476
3,476
3,476
3,476
3,476
3,476
3,476
3,476
I1A
А
0,447
0,529
0,649
0,798
0,970
1,155
1,348
1,540
I1P
А
4,757
6,006
7,202
8,330
9,379
10,343
11,221
12,013
I1
А
4,778
6,029
7,231
8,368
9,429
10,407
11,301
12,112
cosφ
—
0,094
0,088
0,090
0,095
0,103
0,111
0,119
0,127
P1
Вт
3153,489
3979,1
4772,461
5522,86
6223,01
6868,76
7458,75
7993,742
PЭ1
Вт
67,44
107,38
154,46
206,86
262,63
319,96
377,29
433,35
РЭ2
Вт
36,40
79,09
134,51
199,39
270,53
345,00
420,35
РДОБ
Вт
58,96
93,87
135,04
180,84
229,60
279,73
329,84
378,86
ΣР
Вт
335,72
437,65
568,59
722,21
891,63
1070,22
1252,13
1432,56
Р2
Вт
2817,77
3541,45
4203,87
4800,66
5331,38
5798,54
6206,62
6561,19
Ω
рад/с
156,03
154,56
153,09
151,62
150,15
148,68
147,21
145,74
М
Нм
18,06
22,91
27,46
31,66
35,51
39,00
42,16
45,02
η
%
89,35
89,00
88,09
86,92
85,67
84,42
83,21
82,08
По данным таблицы 1 строим рабочие
характеристики двигателя
Рисунок 7 — Рабочие характеристики
двигателя
,
где 58,8 Нм
0,182
Таблица 2 — Данные для построения
механической характеристики
Величина
Ед.
изм.
Скольжение
0,0
0,1
0,2
0,3
0,5
0,7
1,0
М
Нм
0
49,64
58,50
52,10
37,74
28,60
20,68
n2
об/мин
1500
1350
1200
1050
750
450
0
Рисунок 8 — Механическая
характеристика двигателя
Список использованной литературы
1. Копылов
И.П. электрические машины: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 2009. — 607
с.
2. Иванов-Смоленский
А.В. электрические машины: Учебник для вузов. — М.: издательство «Энергия»,
2006. — 652 с.
. Зимин
Е.Н. защита асинхронных электродвигателей: Госенергоиздат, 1962- 56 с.
. Алиев
И.И. Справочник по электротехнике и электрооборудованию: Учебное пособие для
студентов вузов. — М.: МИКХИС, 1999. — 232с.