Проектирование тяговой подстанции переменного тока
Введение
Эволюция тяговых подстанций на железных дорогах
Франции
В течение последнего десятилетия
оборудование тяговых подстанций электрифицированных железных дорог претерпело
значительное техническое развитие и преобразование (здесь понятие развития
применено к совершенствованию оборудования и материалов, относящихся к так
называемой классической электротехнике, а понятие преобразования — к внедрению
новых технологий в области силовой электроники), что позволило решить некоторые
проблемы, с которыми ранее не приходилось иметь дело. Национальное общество
железных дорог Франции (SNCF) использует оба эти пути для улучшения
технико-эксплуатационных характеристик систем тягового электроснабжения.
Целью является эволюция систем
электроснабжения, в частности тяговых подстанций и их оборудования, для
повышения надежности, снижения потребности в техническом обслуживании, ремонте
и увеличения мощности, с тем чтобы обеспечить возможность роста объемов
перевозок на линиях парижского региона, высокоскоростных и с преобладанием
грузового движения.
Развитие
традиционного электрооборудования
Здесь имеется в виду оборудование как
высокого (63, 90 и 225 кВ), так и среднего напряжения (25 кВ, 50 Гц переменного
или 1,5 кВ постоянного тока).
Трансформаторы и автотрансформаторы
С точки зрения изоляции, например при
работе на номинальном напряжении 25 кВ, действующими в настоящее время
нормативами предусмотрено, что все оборудование, соединенное с контактной
сетью, должно сохранять целостность изоляции в пределах 95 – 250 кВ (т. е.
выдерживать воздействие в течение 1 мин напряжения 95 кВ промышленной частоты и
мгновенного скачка напряжения до 250 кВ, имитирующего удар молнии).
С появлением таких аппаратов, как
автотрансформаторы сухого типа, можно увеличить указанные предельные величины
по сравнению с приведенными в нормативах. Применение этих аппаратов в будущем
имеет хорошие перспективы, поскольку в некоторых местах, например в тоннелях
или там, где принята система электроснабжения 2*25 кВ, существуют жесткие
экологические ограничения. Наглядным примером может служить базисный тоннель длиной
52 км будущей линии Лион — Турин.
Эта концепция может быть
распространена и на трансформаторы малой мощности, не требующие столь высокого
уровня изоляции на первичной обмотке, например, рассчитанные на 20 кВ.
Сухие трехфазные трансформаторы уже
давно применяются на линиях, электрифицированных на постоянном токе напряжением
1,5 кВ (первичная обмотка на напряжение 20 кВ и две вторичные с соединением
треугольник/звезда на 645 В), и следует отметить увеличение числа оснащенных
ими тяговых подстанций. Они отвечают нормам по пожарной безопасности, а также
по сопротивляемости распространению огня и дыма.
наиболее современные трансформаторы
типа С3 мощностью 7300 кВА, устанавливаемые в настоящее время на подстанциях
постоянного тока 1,5 кВ, изготавливаются в герметичном исполнении. Это
означает, что в них нет непосредственного соприкосновения масла с воздухом, как
в системах с осушителями.
существуют герметичные трансформаторы
двух видов:
с
расширителем, который обеспечивает отделение масла от воздуха и оснащен
диафрагмой, способной деформироваться и позволять маслу занимать пространство,
необходимое при изменениях его объема. Такие трансформаторы устанавливаются с
начала 2000-х годов;
с
полным заполнением, находящиеся на стадии изучения. В этом варианте
трансформатор полностью закрыт, не имеет ни расширителя, ни даже осушителя.
Изменение объема масла реализуется через элементы радиатора, которые более
эластичны, чем корпус масляной ванны.
Следует отметить, что эти концепции
уже реализованы в автотрансформаторах на 25 кВ, применяемых в системе
электроснабжения 2*25 кВ, в частности, на высокоскоростной линии TGV Mediterranée.
Вместе с тем полная стандартизация
трансформаторов, которыми оснащаются линии, электрифицированные на напряжении
25 кВ, в настоящее время невозможна, так как диапазон требуемых мощностей, который
может выйти за пределы 10 кВА, очень широк.
Коммутационная аппаратура
В отношении коммутационной аппаратуры
(силовых выключателей и разъединителей) можно отметить, что их развитие следует
за ростом интенсивности движения поездов, т. е. они рассчитываются исходя из
способности разрывать все более высокие токи. Отсюда одним из направлений
эволюции является увеличение размеров аппаратов.
Высоковольтное оборудование
В высоковольтном оборудовании
основные нововведения заключаются в интегрировании и экранировании
оборудования, скомплектованного в модули.
интегрированный модуль имеет
воздушную изоляцию, но помещен в металлический кожух, что позволяет сделать его
более компактным по сравнению с традиционными установками.
Экранированный модуль также размещен
в металлическом кожухе, но изоляция обеспечивается шестифторидом серы
(элегазом), что позволяет значительно сократить занимаемые площадь и объем. В
поставляемых комплектных установках три фазы питания напряжением 63 кВ
размещены в одном отсеке, что дает возможность реализовать два высоковольтных
ввода и пять средневольтных выходов на площади 100 м2.
Можно видеть, что новые технические
решения подходят к электроустановкам, отвечающим жестким экологическим
требованиям с точки зрения габаритов, загрязнения атмосферы и т. п., и
предлагаются в качестве альтернативы общепринятым, когда это необходимо исходя
из условий окружающей среды.
Внедрение силовой
электроники
SNCF и администрация инфраструктуры
железных дорог Франции Réseau Ferre de France (RFF), поставив задачу
оптимизации систем электроснабжения, инвестируют в европейские и национальные
программы научных исследований по этой теме.
Целью разрабатываемых систем является
отказ от строительства дополнительных подстанций, к стоимости которых
прибавляется стоимость подключения к внешним питающим сетям. Для этого новое
оборудование, устанавливаемое на существующих подстанциях, должно стоить
меньше, чем строительство дополнительных подстанций, при сохранении исходной надежности.
Высоковольтные бустеры
Электроснабжение зон пригородного
сообщения, а также обычных линий в целом удовлетворительно обеспечивается
тяговыми подстанциями. однако постоянно повышающиеся мощность электроподвижного
состава и интенсивность движения поездов приводят к недопустимому падению
напряжения на уровне трансформаторов подстанций, а также в контактной сети,
особенно на концах фидерных зон. Для устранения этого явления проведены
исследования по полной компенсации внутреннего падения напряжения в тяговых
трансформаторах, в результате которых создана система компенсации, названная
вольтодобавочной, или бустерной (HVB). Два варианта схемы такой системы,
построенной на силовых полупроводниковых приборах, приведены на рисунке.
Схемы бустерной
компенсации падения напряжения:
а — схема SVC-TCR ; б — схема SVC-TSC
В настоящее время SNCF использует
электромеханическую систему компенсации на первичной обмотке трансформатора.
концепция этой системы изначально предусмотрена для удовлетворения других, не
связанных с железными дорогами потребностей и недостаточно хорошо отвечает
поставленной задаче, так как с запозданием реагирует на падение напряжения и
привносит с собой противоречивые требования по техническому содержанию.
Компенсаторы дисбаланса
Еще во времена проектирования первых тяговых подстанций на
25 кВ, 50 Гц переменного тока возникла проблема их подключения к национальной
энергетической сети.
действительно, тяговые подстанции
соединяются с сетью поставщика энергии (государственной компании Èlectricité
de France, EDF) двумя фазами из трех, что вызывает нарушение равновесия между
фазами (дисбаланс). В случае превышения его допустимого порогового значения
обычно принимают решение о приведении дисбаланса в соответствие с принятыми
нормами путем строительства новой высоковольтной линии, чтобы согласовать
подстанцию с сетью высокого напряжения (225 или 400 кВ).
однако такое решение зачастую
трудноосуществимое и всегда дорогостоящее. наиболее приемлемым способом решения
проблемы является применение компенсаторов дисбаланса, выполненных на элементах
силовой электроники (CER), обеспечивающее достижение технико-экономического
компромисса. К тому же компенсаторы дисбаланса можно изготавливать в модульном
исполнении, что позволяет адаптировать их к неодинаковым нагрузкам разных
тяговых подстанций и структуре сети EDF в конкретном регионе. Их использование
устраняет необходимость в прокладке новых высоковольтных линий, которые всегда
оказывают отрицательное воздействие на чувствительную окружающую среду.
Ограничители токов короткого замыкания
В настоящее время токи короткого замыкания между контактной
сетью и рельсами весьма жестко лимитируются сравнительно малой величиной с
целью обеспечения совместимости между электроподвижным составом и системой
тягового электроснабжения. Это достигается путем искусственного увеличения
импеданса трансформаторов тяговой подстанции и, как следствие, сопровождается
потерями и падением напряжения на их выводах.
Применение ограничителей токов
короткого замыкания позволяет избавиться от этих недостатков, искусственно
увеличивая импеданс трансформаторов только в случае короткого замыкания. Это
дает возможность делать импеданс тяговых трансформаторов при работе в обычном
режиме гораздо меньшим и оптимизировать распределение энергии по сети.
1 Конструкторский
раздел, теоретическое и расчетное обоснование
1.1
Расчет мощности тяговой подстанции переменного тока
Мощность
понижающих трансформаторов тяговой подстанции переменного тока для испытания
тяговой нагрузки определяем по формуле (1):
(1)
где — напряжение на шинах подстанции 27,5
кВ;
— действующее — коэффициент, учитывающий неравномерность нагрузки фаз трансформатора,
равный 0,9;
— коэффициент, учитывающий влияние компенсации реактивной мощности,
равный 0,93;
— коэффициент, учитывающий влияние внутрисуточной неравномерности
движения на износ изоляции обмоток трансформатора, который для двухпутных путей
составляет 1,45.
Мощность
СН без АБ и базы масляного хозяйства (БМ):
,
Мощность
СН с учетом АБ и МХ и ПОД:
Условие
выбора ТСН:
— условие выполняется.
Электрические
характеристики выбранного ТСН сведены в таблицу 1.
электрические
характеристики ТСН
Таблица
1
Тип трансформатора
,
,
,
ТМ-630/27,5
630
27,5
0,4
Расчет
мощностей районных потребителей
максимальная
активная мощность потребителя находится по формуле (2):
(2)
где — установленная мощность потребителя
электроэнергии, кВт;
— коэффициент спроса.
Максимальное Максимальная (3) где, — максимальная активная мощность потребителя
Сумма
По Таблица Часы Потребители Суммарная мощность 3780 1040 660 648 750 1 1890 707 224 227 750 3798 2 1890 728 211 227 450 3506 3 1890 707 205 227 225 3254 4 1890 686 198 227 225 3226 5 2079 707 191 227 225 3429 6 2079 728 198 227 225 3457 7 2075 707 224 227 225 3458 8 2646 853 409 486 225 4619 9 3402 957 607 648 0 5614 10 3780 1040 660 648 0 6128 11 3402 1019 594 616 0 5631 12 3024 978 488 518 0 5008 13 3213 957 462 324 0 4956 14 3402 1019 607 486 0 5514 15 3402 957 568 583 0 5510 16 3213 936 515 518 0 5182 17 3213 957 475 486 750 5881 18 3024 978 554 518 750 5824 19 3024 936 528 583 750 5821 20 2835 915 462 551 750 5513 21 2835 915 475 648 750 5623 22 2457 853 515 616 750 5209 23 1890 728 370 421 750 4159 24 1890 707 251 356 750 3954 максимальное Коэффициент (4) Определяем (5) где — постоянные потери в стали трансформаторов — переменные потери в сетях и Мощность (6) Мощность
Мощность
необходимая , (7) где — коэффициент допустимой На Определяем (8) 1.2 Расчет Для рис. Схема Рис.2 Принимаем и Сопротивления (9)
Сопротивление (10) Для сопротивление линий считаем по (11) где — реактивное сопротивление воздушной Определяем (12) Результаты Рис.3
Пользуясь Рис.4
Рис.5 Преобразуем (13) Находим Находим Находим Расчет ; ; ; ; Расчет ; ; ; ; Расчет
1.3 Вводы (14) где — сумма номинальных мощностей понижающих — коэффициент перспективы развития СШ (15) где — коэффициент распределения нагрузки по шинам первичного напряжения, Первичная — коэффициент допустимой перегрузки Обмотка СШ 10 Питающие (16) где — максимальная мощность потребителей; — коэффициент мощности потребителей. ;
Ввод (17) СШ (18) Питающая (19) Первичная (20) 1.4 Рис.6 Таблица Формула результат, кА²·с Сборные шины РУ-220 кВ
Первичная обмотка трансформатора Сборные шины РУ-10 кВ Вторичная обмотка трансформатора потребитель Сборные шины РУ-27,5 кВ Вторичная обмотка трансформатора Фидер к/с -действующее -время протекания тока до отключения при КЗ. —постоянная времени затухания апериодической 1.5 Выбор , —длительно допустимый ток нагрузки —максимальный рабочий ток выбираемого Сборные ; По справочнику Выбранные -выбранное сечение проводника, мм²; Рассчитываем ; 185>163 — условие Проверка Сборные ; По Выбранные , Рассчитываем ; 370>85 — условие Проверка Сборные По Выбранные ; Рассчитываем ; Условие 1600>346; Проверяем Условие ; -допустимое — — Определяем усилие, ;(21) -ударный -длина -расстояние Определяем изгибающий ;(22) Определяем усилие, (23) — Определяем момент ;(24) -ширина -толщина Определяем (25) ;(26) -расчетное механическое сопротивление в —момент сопротивления, м³; — Коэффициент перевода Па в МПа. 1,3*10-8<80;
Определяем (27) где — ширина и длина шины. Определяем σ σσ 800,41*10-8 Условие 1.6 Выбор , -номинальное напряжение изолятора; -рабочее напряжение изолятора; Для Для Для Изоляторы ; ; выбираем Проходные выбранные ,(28) —наибольшая расчетная нагрузка; -разрушающая мощность по каталогу; 0,6-коэффициент (29) 1800<0,6·30000Н; 1800<18000Н;
Проходные наружной установки: Выбранные изоляторы , 1800Н<0,6·42500Н; 1800Н<25500Н;
Опорные ОФ–10–2000; выбранные изоляторы , Определяем наибольшую ; 3600Н<0,6·7500Н; 3600Н<4500Н;
Условие динамической 1.7 Выбор ; ; выбранный по , -эффективное значение периодической -ток трехфазного КЗ, кА; по , -амплитудное -ударный ток, кА; На , -предельный ток термической стойкости по —время протекания предельного тока Вк выбранный , -номинальный ток отключения выключателя по —ток трехфазного КЗ, кА; Таблица Место установки Тип аппарата Соотношение каталожных и расчетных данных
Ввод 220кВ ЯЭ-220Л-11У4
СМВ — 220 ЯЭ-220Л-11У4
Первичная обмотка трансформатора ЯЭ-220Л-11У4
Ввод РУ – 27,5 кВ ВМК-27,5Э-1000/15
Фидер к/с 27,5 кВ ВМК-27,5Э-1000/15
ДПР ВМК-27,5Э-1000/15
ТСН ВМК-27,5Э-1000/15
СМВ ВЭ – 10 – 40/2500УЗ
Вторичная обмотка трансформатора ВЭ – 10 – 40/2500УЗ
потребители ВЭ – 10 – 40/2500УЗ
1.8 Выбор ; ; выбранные по ; -амплитудное -ударный ток, кА; На ; -предельный ток термической стойкости по —время протекания предельного тока Вк Таблица место установки Тип аппарата Соотношения ,кВ ,А ,кА ,кА²·с Вводы РЛНД-220П/110
Сборные шины РУ-220 кВ РДЗ-220У/1000
Линейный 27,5 кВ РДЗ-2-35/1000
Шинный разъединитель РДЗ-1-35/1000
Сборные шины РУ-10кВ (секционный) РВК-10/4000 -II
РВК-10/3000-II
потребитель (линейный) РВК-10/3000-III
ТСН РВЗ-2-35/630
Фидер к/с 27,5 РДЗ-1-35/1000
Линейные 1.9 Тип Выбирают , -номинальное первичное напряжение -рабочее напряжение распределительного выбранный , -номинальная мощность вторичной обмотки -мощность, потребляемая измерительными Для ОРУ-220 ; выбранный , -сумма активных мощностей приборов и реле, — сумма реактивных мощностей приборов и реле, Условие ; . Таблица Наименование Тип Число катушек Число приборов Мощность, cos sin Суммарная
Вольтметр Э378 1 2 2 1 0 4 0 Счетчик СА3У 2 2 4 0,38 0,93 6,08 14,88 Счетчик реактивной СР4У 3 2 4 0,38 0,93 9,12 22,32 Реле напряжения РН-50 1 3 1 1 0 3 0 Реле направления РБМ-171 2 2 35 1 0 140 0 Итого 176,44 37,2 Для ОРУ-27,5 ; выбранный ; Условие Таблица Наименование Тип Число катушек Число приборов Мощность, cos sin Суммарная
Вольтметр Э378 1 2 2 1 0 4 0 Счетчик СА3У 2 2 4 0,38 0,93 6,08 14,88 Счетчик реактивной СР4У 3 2 4 0,38 0,93 9,12 22,32 Реле напряжения РН-50 1 3 1 1 0 3 0 Итого 22,2 37,2 Для ; выбранный ; Условие Таблица Наименование Тип Число катушек Число приборов Мощность, cos sin Суммарная
Вольтметр Э378 1 2 2 1 0 4 0 Счетчик СА3У 2 4 4 0,38 0,93 12,16 29,76 Счетчик реактивной СР4У 3 4 4 0,38 0,93 18,24 44,64 Реле напряжения РН-50 1 3 1 1 0 3 0 Итого 37,4 74,4 1.10 Трансформаторы ; , —максимальный рабочий ток присоединения Выбранные ; , и — коэффициенты и Вк — ударный ток и тепловой tт -время термической стойкости по —ток термической стойкости. Таблица Место установки Тип аппарата Соотношения каталожных и расчетных данных , кВ А кВ кА²·с
Сборные шины РУ-220 кВ ТФЗМ-220А
60 60 Первичная обмотка трансформатора ТФЗМ-110А
60 60 Вторичная обмотка трансформатора10кВ ТПШЛ-10К
——- —- 70 Вторичная обмотка трансформатора 27,5кВ ТФН-35М
150 65 потребители 1 ТПЛ-10К
165 70 Потребители 2 ТПЛ-10К
250 90 Потребители 3 ТПЛ-10К
250 90 потребители 4 ТПЛ-10К
250 90 Потребители 5 ТПЛ-10К
250 90 ТСН ТФН-35М
150 90 Фидер к/с ТФН-35М
100 65 ДПР ТФН-35М
150 65 1.11 защита Для защита Дифференциальная Токовая максимальная Защита Для Защита Трансформаторы Защита МТЗ с ТО Защита Для первая Вторая 1.12 здания Защиту Для В На 1.13 Выбор Выбор Таблица потребители Число Ток одного нагрузка батареи, Длительная Кратко- временная постоянно — Лампы 42 0,065 2,73 Устройства 15 Устройство 1,4 аварийное 10 Привод ШПЭ-33 720 Итого 29,13 720 ток (30) где — ток постоянной нагрузки рабочего режима, — ток временной аварийной нагрузки, А. Ток (31) где — ток, потребляемый наиболее мощным приводом Расчетная (32) где — длительность разряда батареи при аварии, Принимаем Номер ,(33) где — кратковременно допустимый разрядный ток Окончательно Полное , где — напряжение на шинах — напряжение аккумулятора при подзарядке, Выбор В Зарядный (34) Номинальный (35) Зарядное (36) где — полное число аккумуляторов батареи. Номинальное ; . Расчетная (37) Номинальную . В 2 Технологический раздел 2.1 Схема цепей вторичной коммутации На тяговых подстанциях для питания потребителей собственных Трансформаторы собственных нужд ТСН получают питание от В летнее время обычно в работе находится один ТСН, при этом Защищаются трансформаторы от повреждений максимальной токовой МТЗ и Оперативное Включение Включение Оперативное Автоматическое 55—22 Если Вывод Автоматическое максимальная Реле KL замыкает цепь 33—12 отключающей Автоматическое Рис.7 2.2 назначение, принцип действия, основные Разъединители основные 1) Скол опорных изоляторов; 2) Сваривание контактов; 3) Неисправность привода. Виды 1) 2) 3) 4) 2.3 Межремонтные испытания 2.3.1 Электромеханик Электромонтер 2.3.2 Работа 1) 2) 2.3.3 Защитные средства, приборы, Каски 2.3.4 1) Накануне 2) 3) после 4) Оперативному 5) Произвести 6) 2.3.5 Измерение 1) 2) 2.3.6 1) Собрать 2) Возвратиться 3) Сдать 4) 2.4 Организация и охрана труда, Вводный С Вводный Цель вводного При Продолжительность Вводный Лицо, 2.5 Воздушные К особенно Как Таким наиболее Неспецифическое минимальный Ландшафтно-экологические 2.6 Мероприятия по обеспечению К — — — — — — — — — — 2.7 совместно Обеспечить выполнение личного Проводить индивидуальные занятия с Расследовать все случаи брака в рассматривать положения с Обеспечить проведение технических Организовать полугодовой Осуществлять по специальному Уведомлять и инструктировать осуществлять контроль проверок Проводить комиссионную проверку Принимать незамедлительные меры по рассматривать 2.8 Ответственность Начальник — — — Пожарно-техническая основными — — — Территория Вся На Все Для 3 Экономический раздел 3.1 Расчет годового фонда Расчет Устанавливается Он Численность Определим ,(38) где: — среднесетевой норматив численности — региональный коэффициент дороги, — региональный коэффициент дороги, равный чел. Рассчитываем Таблица11 № п/п Наименование должности количество человек на одном ЭЧЭ Опорная Всего 1 Начальник ЭЧЭ 1 1 2 Старший электромеханик 1 1 3 Электромеханик 1 1 4 Электромонтер 5 разряда 1 1 5 Электромонтер 4 разряда 1 1 Всего 5 Таблица Итого 5 4 3 2 1 Статья 407. 1 № п/п Электромонтёр Электромонтёр Электромонтёр Электромеханик Старший электромеханик 2 Наименование по профессиям 5 1 1 1 1 1 3 количество человек 3 4 5 9 10 4 Разряд 1,57 1,78 1,99 3,36 3,82 5 Тарифный 13,8 13,8 13,8 4494 4494 6 Оклад (часовая 533998 43159 48932 54704 181198 206005 7 Фонд 266999 21579,5 24466 27352 90599 103002,5 8 Премия, руб. 9 За праздничные дни Доплаты, руб. 10 За ночные 11 За классность 12 За совмещение 13 За руководство 106799,6 8631,8 9786,4 10940,8 36239,6 41201 14 За вредные условия 907790,6 73370,3 83184,4 92996,8 308036,6 350208,5 15 Общий фонд заработной платы, Статья Рассчитаем ,(39) 1 руб; 2 руб; 3 руб; 4 руб; 5 руб. Определим ,(40) 5 руб. Рассчитаем ,(41) 1 руб; 5 руб. Определим ,(42) 1 руб; 5 руб. список используемой литературы 1. Почаевец B.C. Электрические подстанции. М.: 2. Гринберг-Басин М.М. Тяговые подстанции. Пособие по дипломному 3. Давыдов И.К., Попов Б.Н., Эрих В.Н. Справочник по 4. Прохорский А.А. Тяговые и трансформаторные подстанции. М.: 5. Е.Б. Петров Методическое пособие М.: «Маршрут»,2004. 6. Крючков И.П. и др. электрическая часть электростанций и 7. «Экономика отрасли» Методические http://www.css-rzd.ru/zdm/index.html. http://www.armsib.tomsk.ru/Productions/Line_arm/lines_arm_ogr.htm.
реактивная мощность потребителя определяется по формуле (3):
реактивных мощностей всех потребителей:
типовым суточным графикам нагрузок потребителей определяем активную суммарную
мощность для каждого часа (таблица 2).
2
значение суммарной активной мощности приходиться на 10 ч:
разновременности максимумов нагрузок проектируемой подстанции определяем по
формуле (4):
полную максимальную мощность потребителей с учетом потерь по формуле (5):
равные 1-2%;
трансформаторах равные 6-10%.
на шинах определяем по формуле (6)
на шинах 27,5 кВ:
на шинах 220 кВ:
мощность трансформатора рассчитывается по формуле (7):
перегрузки трансформатора, равный 1,4.
основании расчетов применяются понижающие трансформаторы типа ТДТНЭ –
40000/220.
полную мощность проектируемой тяговой подстанции по формуле (8):
Расчет токов короткого замыкания
относительных сопротивлений до точек короткого замыкания при максимальном
режиме.
расчета относительных сопротивлений до точек короткого замыкания при максимальном
режиме составляется принципиальная схема цепи короткого замыкания (рис.1):
1
замещения (рис.2):
рассчитываем все сопротивления схемы замещения при этой базисной мощности.
до шин районной подстанции РП1 (РП2)определяем по формуле (9):
линий определяем по формуле (10):
формуле (11):
линии равное 0,4 Ом/км.
относительные сопротивления обмоток трансформаторов проектируемой тяговой
подстанции по формуле (12):
расчетов проставляем на схему замещения рис.2, заменим параллельное соединение
последовательным рис.3:
формулами преобразования, сворачиваем схему:
полученную схему замещения (рис.5), заменив параллельное соединение
сопротивлений и последовательным, тем самым находим относительное
базисное сопротивление до точек короткого замыкания по формуле (13):
относительное базисное сопротивление до точки :
относительное базисное сопротивление до точки :
относительное базисное сопротивление до точки :
токов и мощности к.з. в точке :
токов и мощности к.з. в точке
токов и мощности к.з. в точки :
Расчет максимальных рабочих токов
220 кВ (по формуле (14)):
тр-ров,
потребителей, равный 1,3;
220 кВ (по формуле (15)):
равный 0,5-0,7.
обмотка понижающего трансформатора:
трансформаторов, (1,5).
низшего напряжения:
кВ:
линии потребителей 10 кВ рассчитываем по формуле (16):
27,5 кВ (по формулу (17)):
27,5 кВ (по формуле (18)):
линия (фидер) ДПР (по формуле (19)):
обмотка ТСН (по формуле (20)):
Расчет тепловых импульсов тока КЗ
3
составляющей тока КЗ.
Выбор токоведущих частей
шин распределительных устройств осуществляется по максимальным рабочим токам,
при которых температура нагрева токоведущих частей не превышала бы 70°С. Для
этого должно быть выполнено условие:
токоведущей части;
проводника;
шины ОРУ-220 кВ:
выбираем шины АС-185: 510328;
шины проверяем на термическую стойкость:
минимальное сечение проводника:
термической стойкости выполняется.
на отсутствие коронирования для гибких шин сечением более 70 мм2 не
производится.
шины ОРУ-27,5 кВ:
справочнику выбираем шины 2АС-185: 1020840
шины проверяем на термическую стойкость:
минимальное сечение проводника:
термической стойкости выполняется.
на отсутствие коронирования для гибких шин сечением более 70 мм2 не
производится.
шины РУ-10 кВ.
справочнику выбираем пакет шин 2А-100*8: 2390>2309;
шины проверяем на термическую стойкость:
минимальное сечение проводника:
термической стойкости выполняется.
выбранные шины на динамическую стойкость.
механической стойкости проводников при протекании ударного тока
напряжение в материале проводника, МПа;
напряжение в материале шин от взаимодействия фаз;
напряжение в материале шин от взаимодействия полос в пакете одной фазы.
действующее на шину в длине пролета:
ток, кА;
параллельных проводников, м;
между осями проводников, м;
момент:
действующее на полосы в одной фазе:
коэффициент формы;
сопротивления шин при расположении плашмя:
проводника, мм;
проводника, мм;
напряжение в металле пакета шин:
материале проводника, МПа;
момент сопротивления шин при расположении их на ребро:
расчетное напряжение в металле шин:
динамической стойкости шин выполняется, т.е. шины динамически устойчивы.
Выбор изоляторов
изоляторов производится по роду установки и напряжению.
РУ–220кВ и РУ–27,5кВ выбираем подвесные изоляторы типа ПС–70
РУ – 220 кВ выбираем 16 штук,
РУ – 27,5 кВ выбираем 3 штуки.
в РУ-10 кВ.
три типа изоляторов: проходные внутренней установки, проходные внешней
установки, опорные.
внутренней установки ИП-10/3150-30УХЛ2;
изоляторы проверяем на динамическую стойкость по условию:
запаса прочности.
ИП-10/6300-42,5УХЛ1:
проверяем на динамическую стойкость по условию:
проверяем на динамическую стойкость по условию:
расчетную нагрузку:
стойкости выполняется, т.е. изоляторы динамически устойчивы.
Выбор масляных выключателей
выключателей производится по конструктивному выполнению и месту установки, по
номинальным напряжениям и току согласно условиям:
выключатель проверяется по току КЗ на динамическую стойкость:
предельному периодическому току КЗ:
составляющей предельного сквозного тока КЗ по каталогу, кА;
ударному току КЗ :
термическую стойкость:
каталогу, кА;
термической стойкости по каталогу, с;
—тепловой импульс тока КЗ, кА²·с;
выключатель проверяется также по отключающей способности:
каталогу, кА;
4
Выбор разъединителей
разъединителей производится по конструктивному выполнению, количеству
заземляющих ножей и месту установки, по номинальному напряжению и току согласно
условию:
аппараты проверяются по току КЗ:
ударному току КЗ
термическую стойкость
каталогу, кА;
термической стойкости по каталогу, с;
—тепловой импульс тока КЗ, кА²·с;
5
каталожных и расчетных данных
проходных подстанций
разъединитель на
на 27,5 кВ
кВ
разъединители потребителей и ТСН с двумя заземляющими ножами.
Выбор трансформаторов напряжения
выбираемого трансформатора определяется назначением его в электроустановке.
трансформатор по величине рабочего напряжения распределительного устройства
согласно условию
трансформатора, кВ;
устройства, к шинам которого подключается трансформатор, кВ;
трансформатор проверяют на соответствие классу точности согласно условию
трансформатора в соответствующем классе точности, ВА
приборами и реле, подключенными к трансформатору, ВА;
кВ выбираем трансформатор напряжения НКФ 220/58, который удовлетворяет условию:
трансформатор проверяем на соответствие классу точности согласно условию . = 400 ВА в классе точности
0,5, который необходим для нормальной работы счетчиков. Расчет производим в соответствии со схемой.
Определяем расчетную вторичную мощность.
Вт;
вар;
проверки трансформатора напряжения на соответствие классу точности выполняется,
т.к.
6
потребляемая одной катушкой
потребляемая мощность
активной энергии
энергии
мощности
кВ выбираем трансформатор напряжения ЗНОМ-35-65, который удовлетворяет условию:
трансформатор проверяем на соответствие классу точности согласно условию . = в
классе точности 0,5, который необходим для нормальной работы счетчиков. Расчет производим в соответствии со схемой.
Определяем расчетную вторичную мощность:
проверки трансформатора напряжения на соответствие классу точности выполняется,
т.к.
7
потребляемая одной катушкой
потребляемая мощность
активной энергии
энергии
РУ-10 кВ выбираем трансформатор напряжения НАМИ-10, который удовлетворяет
условию:
трансформатор проверяем на соответствие классу точности согласно условию . = в
классе точности 0,5, который необходим для нормальной работы счетчиков. Расчет производим в соответствии со схемой. Определяем
расчетную вторичную мощность:
проверки трансформатора напряжения на соответствие классу точности выполняется,
т.к.
8
потребляемая одной катушкой
потребляемая мощность
активной энергии
энергии
Выбор трансформаторов тока
тока выбираются по месту установки, конструкции, назначению, номинальному
напряжению и току первичной цепи согласно условиям
электроустановки, на котором устанавливают трансформатор тока.
трансформаторы тока проверяются по току КЗ на динамическую и термическую стойкость:
динамической и термической стойкости по каталогу;
импульс тока КЗ в месте установки трансформатора тока;
каталогу;
9
Выбор защит
вводов тяговой подстанции
защиты от многофазных к.з. на землю используют трехфазную трех- или
двухступенчатую дистанционную защиту с блокировкой от качаний, дополненную
токовой отсечкой. защита устанавливают в перемычке 220 кВ подстанции и включают
на сумму токов выключателя в перемычке и понижающего трансформатора на стороне 220
кВ.
силовых трансформаторов
защита применяется для защиты обмоток трансформаторов от к.з. между фазами и на
землю (бак трансформатора). Она защищает от междуфазных к.з. и на землю не
только обмотки трансформатора, но и выводы, и ошиновку в пределах между ТТ,
устанавливаемыми со всех сторон защищаемого трансформатора.
отсечка (ТО) – самая простая быстродействующая защита трансформатора. Принцип
действия ТО основан на большом различии в токах к.з. на первичной и вторичной
сторонах трансформатора. Реагируя только на большие токи к.з., ТО имеет
ограниченную зону действия, в которую входят ошиновка, вводы и первичная
обмотка трансформатора. ТО устанавливают со стороны питания, но при
срабатывании она воздействует на выключатели, установленные со стороны высшего
и низшего напряжения. ТО применяют для защиты двухобмоточных трансформаторов,
не снабженных дифференциальной защитой.
токовая защита (МТЗ) предусматривается на трансформаторах любой мощности для
защиты от внешних к.з. Она полностью защищает трансформатор и является резервной
для ТО и дифференциальной защиты в случае их отказа. Выдержку времени МТЗ
трансформатора принимают на ступень выше, чем у защит присоединений,
подключенным к шинам вторичного напряжения.
сборных шин 10 кВ
защиты от многофазных к.з. на секционном выключателе устанавливают токовую
отсечку с выдержкой времени.
ТСН
собственных нужд от внутренних повреждений защищают ТО и МТЗ, действующих на
отключение масляного выключателя на стороне высшего напряжения и контактора –
со стороны низшего напряжения, а от перегрузки – МТЗ, действующей на сигнал.
одиночных линий нетяговых потребителей 10 кВ
независимой выдержкой времени обеспечивает защиту от многофазных к.з. всей
линии до шин подстанции потребителя, иногда резервируя защиту трансформаторов и
фидеров потребителей. Выдержку времени принимают на ступень выше выдержки
времени основной защиты потребителя.
без выдержки времени защищает от многофазных к.з. не менее 15-20% длины линии.
Для защиты от однофазных замыканий при двух и более линиях, отходящих от
подстанции, используют направленные защиты нулевой последовательности.
фидеров контактной сети.
защиты фидеров контактной сети применяется двухступенчатая электронная защита,
срабатывание которой зависит не только от величины тока короткого замыкания ,но
и от напряжения в месте установки защиты и угла сдвига между векторами тока и
напряжения дополненная токовой отсечкой и телеблокировкой. первая ступень
защиты состоит из измерительного органа полного сопротивления, а вторая ступень
– из измерительного органа полного сопротивления и фазового блокирующего
органа.
ступень защиты – направленная дистанционная защита без выдержки времени,
защищающая(80-85%) зоны подстанция – секционирования и посылающая сигнал на
запуск телеблокировки.
ступень – направленная дистанционная защита с выдержкой времени 0,5с.
Выбор устройств защиты от перенапряжения
и распределительные устройства подстанции защищаются от прямых ударов молнии и
от волн перенапряжений, набегающих с линии, а также от коммутационных
перенапряжений. Защиту от прямых ударов молнии выполняем молниеотводами,
установленными на конструкциях открытых распределительных устройств и отдельно.
от волн перенапряжений, набегающих по воздушным линиям, выполняем тросовыми
молниеотводами, кабельными вставками и разрядниками.
защиты распределительных устройств подстанции используем вентильные разрядники
соответствующих напряжений: РВС-220, РВС-35.
настоящее время разрядники стараются использовать как можно реже. Широкое
применение получают ограничители перенапряжения соответствующих напряжений и
типов: ОПН-П1-35УХЛ1 и др.
проектируемой подстанции я использую более передовые технологии и вибираю для
защиты от перенапряжений ограничители перенапряжений, которые удобны в
эксплуатации. Выбор ОПН производим по величине номинально напряжения РУ, в
котором они устанавливаются и по типу установки: ОПН – П1 – 10УХЛ1, ОПН – П1-
35УХЛ1, ОПН – П1- 220УХЛ1, ОПН-27.5КС УХЛ1.
Выбор аккумуляторной батареи
аккумуляторной батареи производится исходя из аварийного режима работы
электроустановки, когда к постоянной нагрузке батареи добавляется нагрузка
аварийного режима — аварийное освещение, устройства телемеханики и связи и др.,
которые в нормальном режиме работы питаются от шин собственных нужд переменного
тока. При напряжении аккумуляторной батареи 220В постоянная нагрузка составляет
10-20А, нагрузка аварийного режима — 10-15А. исходной величиной для выбора
батареи является её ёмкость.
номера АБ типа СК производится по длительному и кратковременному режимам
(таблице 10).
10
постоянного тока
одновременно работающих
потребителя, А
А
присоединенные приемники
положения выключателей
управления и защиты
телеуправления и связи
освещение
выключателя МКП-110
длительного разряда в аварийном режиме:
А;
кратковременного разряда в аварийном режиме:
при вкл. Выключателя, А.
емкость батареи:
для тяговых подстанций равна 2 ч.
N=3.
батареи по току кратковременного разряда:
аккумулятора СК-1, А.
принимаем батарею СК-18.
число последовательно включенных аккумуляторов батареи:
включения EY1, принимаемое 260 В;
равное 2,15 В.
зарядноподзарядного агрегата (ЗПУ) производится по напряжению, току и мощности
ЗПУ, исходя из первого (формировочного) заряда аккумуляторной батареи.
процессе заряда батареи напряжение ЗПУ поддерживается на 2-3 В выше напряжения
батареи и продолжается до тех пор, пока на всех аккумуляторах установится
одинаковое напряжение, равное 2,15 В и ток заряда будет равен току постоянного
подзаряда, что свидетельствует о восстановлении емкости и покрытии нагрузок
нормального режима электроустановки.
ток батареи:
ток ЗПУ:
напряжение ЗПУ:
напряжение ЗПУ:
мощность ЗПУ:
мощность ЗПУ:
качестве зарядно-подзарядного устройства выбираем выпрямительный агрегат типа
ВАЗП-380/260-40/80, обеспечивающий выпрямленное напряжение от 220 до 260 В при
токе до 80 А и мощности до 20,8 кВт.
трансформаторов собственных нужд
нужд устанавливают по два трансформатора. кроме того, могут устанавливаться по
два трансформатора питания подогрева масла выключателей 110—220 кВ в зимний
период.
разных секций шин РУ-10 кВ (тяговые подстанции постоянного тока) или РУ-27,5 кВ
(тяговые подстанции переменного тока, рис. 5.6, а). Подключение к секции шин
РУ-10 кВ трансформатора собственных нужд ТСН1 осуществляется через
разъединитель QS1, выключатель Q1 и трансформаторы тока ТАа
и ТАb. Шины собственных нужд 380/220 В
разделены на две секции. Мощные трансформаторы собственных нужд, вторичный ток
которых составляет 500 А и более, подключают к шинам двумя контакторами и
рубильниками. Трансформаторы подогрева и ТСН, вторичный ток которых не превышает
500 А, подключают к секциям шин одним контактором КМ2 и рубильником S2 (см. рис. 5.6, а). К трансформаторам
тока TAal, ТАb1, ТАc1, подключены реле перегрузки ТСН1 КА1 (ТСН2 КА2), амперметр
РА и счетчик активной энергии PI.
Контроль напряжения на шинах собственных нужд СН осуществляют реле напряжения 1KV1 и 1KV2 на первой секции, 2KV1 и 2KV2 на
второй.
секционный контактор КМ включен. При отключении рабочего ТСН устройство АВР
включает резервный. В зимний период в работе могут находиться оба ТСН, при этом
секционный контактор КМ отключен. При отключении одного из трансформаторов АВР
включает секционный контактор, обе секции получают питание от оставшегося в
работе ТСН.
защитой
токовой отсечкой ТО. Токовые реле МТЗ КА1а, KА1b,
КА1c и ТО КАa, КАb подключаются к фазам первичной обмотки ТСН через
трансформаторы тока TAa и
ТАb. Защиту трансформаторов от
перегрузки с действием на сигнал выполняют со вторичной стороны ТСН в
однофазном варианте с помощью токового реле КА1. При перегрузке трансформатора
ТСН1 реле КА1 замыкает цепь 1—2 (рис. 5.6, б), а трансформатора ТСН2 реле КА2 —
цепь 3—2 реле времени КТ защиты от перегрузки. Установленное время замедления
реле КТ составляет до 9 с. Реле КТ при срабатывании замыкает цепь 5—4 реле неисправности
подстанции KLНП через катушку указательного реле КН.
включение ТСН осуществляется
путем включения контактора КМ2 и выключателя Q1 при включенных рубильнике S2 и разъединителе QS1. Включение контактора КМ2 происходит при замыкании цепи 13—6 кнопкой
включения SBC2. Катушка КМ2 получает питание,
контактор включается и включает последовательно с катушкой резистор, дешунтируя
его своим контактом. другим контактом КМ2 замыкает цепь 17—6, становясь на самоподпитку
через замкнутые контакты SBT2
кнопки отключения и промежуточного реле защит KL. Контактор замыкает также цепь 73—30 своего повторительного
реле ККМ2.
выключателя Q1 происходит при замыкании цепи 25—10
контактора включения выключателя КМ 1 кнопкой SBC1. Контактор замыкает цепь катушки включения
выключателя YAC1, выключатель включается и
переключает своими блок-контактами цепи 29—10 и 29—12. При этом повторительное
реле KQC1 включается, а реле KQT1 отключается. Одновременно кнопкой SBC1 по цепи 25— 18 переключается реле
фиксации KQQ1, которое фиксирует команду
оперативного включения выключателя Q1.
секционного контактора КМ осуществляется путем замыкания цепи 19— 8 кнопкой SBC. После включения контактор
становится на самоподпитку по цепи 23—8 через контакт кнопки отключения SBT.
отключение ТСН осуществляется
путем отключения контактора КМ2 и выключателя Q1. Выключатель отключается при замыкании кнопкой отключения SBT1 цепей: 31—12 катушки отключения
выключателя YAT, 53—20 катушки отключения реле
фиксации команды KQQ1. При этом
выключатель Q1 и реле фиксации KQQ1 отключаются. Отключение Q1 приводит к переключению его
повторителей: KQT1 получает питание по цепи 29—10; KQC1 теряет питание при размыкании цепи 29—12.
включение резервного трансформатора ТСН2 происходит при отключении рабочего ТСН1. При этом исчезает напряжение
на шинах СН 380/220 В и реле напряжения 1KV1,1KV2 и
2KV1, 2KV2 обесточиваются. Контактами этих реле замыкаются цепи 65—26,
67— 26 промежуточного реле KL1 и
цепи 69—28, 71—28 промежуточного реле KL2. Реле KL1 и KL2 подают питание на реле времени КТ1 по цепи 61—24 и КТ2 по
цепи 63—24, которые замыкают цепь
реле автоматического
включения КСС2 трансформатора ТСН2. В этой цепи контакты переключателя
автоматики включения резерва SA в
позиции В2 замкнуты, т.е. в резерве находится трансформатор ТСН2. Если в
резерве находится трансформатор ТСН1, то переключатель SA в позиции В1 и при этом получает питание реле КСС1. При
работе двух трансформаторов ТСН и отключенном секционном контакторе КМ переключатель
SA в позиции В, реле КТ1 и КТ2 замыкают
цепи 57—22 при отключении трансформатора ТСН1 или 59—22 при отключении трансформатора
ТСН2. При этом получает питание реле КСС, которое замыкает цепь 21—8 секционного
контактора КМ. Контактор включается, становится по цепи 23—8 на самоблокировку
и подает напряжение на секцию шин СН, где оно исчезло при отключении
трансформатора ТСН.
трансформатор ТСН2 находится в работе, а трансформатор ТСН1 — в резерве, то при
отключении трансформатора ТСН2 по цепи 55—22 получит питание реле КСС1, которое
своими контактами замыкает цепи 15—6 контактора КМ2, 27—10 контактора КМ1 и 27—18
реле KQQ. При включении выключателя Q1 и контактора КМ2 в работу
включается резервный трансформатор ТСН, на шинах СН появляется напряжение. Реле
1KV1, 1KV2, 2KV1, 2KV2 получают питание, отключают реле KL1 и KL2, которые размыкают цепи 61—24 и 63—24. Реле времени КТ1 и
КТ2 размыкают цепь 55—22 реле КСС1. На этом процесс автоматического включения
резервного трансформатора заканчивается.
АВР из работы производится переключением SA в позицию 0 и отключением реле КСС1, КСС2 и КСС, а также при
размыкании цепи этих реле блокировочным реле по напряжению KBV в результате исчезновения напряжения
на шинах РУ-10 кВ.
отключение ТСН осуществляют
максимальная токовая защита и токовая отсечка. При КЗ в первичной обмотке ТСН1
срабатывают реле КАа и КАb отсечки, замыкают цепи 37—14 и 39—14 промежуточного
реле зашит KL, которое становится на самоподпитку
по цепи 35—14 до отключения выключателя и размыкания этой цепи контактом
повторительного реле KQT1.
Если же токовая отсечка срабатывает сразу после включения трансформатора, то
реле KL выполняет роль блокировочного реле,
размыкая цепи 25—10 и 27—10 контактора КМ1 и становясь на самоблокировку по
цепям 25—14 или 27—14, пока эти цепи не разомкнут контакты кнопки SBC1 или реле КСС1. Срабатывание токовой
отсечки фиксирует указательное реле КН2.
токовая защита срабатывает при КЗ во вторичной обмотке ТСН1. на первой секции
шин СН или на присоединении ТСН1 к первой секции, а также при значительной
перегрузке, опасной для трансформатора. При срабатывании реле КА1a, КА1b, КА1c замыкаются цепи 45—16, 47—16, 49—16 реле времени КТ, которое
замыкает с выдержкой времени цепь 41—14 промежуточного реле KL защит трансформатора через
указательное реле КНЗ.
катушки выключателя YAT1. другим своим
контактом реле KL размыкает цепь
17—6 самоподпитки контактора КМ2. таким образом, трансформатор отключается выключателем
Q1 от шин 10 кВ и контактором КМ2 от
шин СН.
отключение трансформатора ТСН1 по цепи 43—14 происходит перед автоматическим
включением трансформатора ТСН2 с помощью реле КСС2. Это необходимо, например, в
случае исчезновения напряжения на секции шин 10 кВ, к которой подключен
трансформатор ТСН1, в результате чего исчезло напряжение на шинах СН и
автоматика приступила к включению трансформатора ТСН2. Реле блокировки KBV при сохранении напряжения на другой
секции 10 кВ, к которой подключен трансформатор напряжения TV2 (см. рис. 5.7), не будет запрещать
работу АВР. Реле КСС2 включает реле KL, которое становится на самоблокировку по цепи 35—14, подает питание на
катушку отключения выключателя YAT1 и
размыкает цепь 17—6 самоблокировки контактора КМ2. Отключение трансформатора
ТСН1 с помощью реле КСС2 фиксирует указательное реле КН4, катушка которого
находится в цепи 43—14.
неисправности, виды обслужи вания разъединителей
– коммутационные аппараты, предназначенные для замыкания и размыкания
предварительно обесточенных высоковольтных цепей с целью создания видимого
разрыва цепи при производстве работ со снятием напряжения.
неисправности разъединителей:
обслуживания разъединителей:
Осмотры;
Текущий ремонт;
Ремонт привода;
испытания.
разъединителей, короткозамыкателей и отделителей
Состав исполнителей.
– 1;
тяговой подстанции 4 гр. По электробезопасности – 1.
Условия выполнения работ.
выполняется:
Со снятием
напряжения;
По наряду.
инструмент, приспособления и материалы:
защитные, пояс предохранительный, перчатки диэлектрические, коврик
диэлектрический, лестница, мегомметр 1000В, микроомметр типа М246, ключи гаечные,
плоскогубцы комбинированные, отвертки, молоток, удочка, линейка измерительная,
наждачное полотно, Уайт-спирит, смазка ЦИАТИМ, лак изоляционный, обтирочный
материал.
подготовительные работы и допуск к работе
выполнения работ подать заявку на вывод в ремонт присоединения, в цепи которого
находится разъединитель, короткозамыкатель или отделитель;
Проверить исправность и сроки годности защитных средств, приборов, подготовить
инструмент, монтажные приспособления и материалы;
выписки наряда производителю работ получить инструктаж у лица, выдавшего наряд;
персоналу выполнить подготовку рабочего места, производителю работ проверить
выполнение технических мероприятий по подготовке рабочего места;
допуск бригады к работе;
Производителю работ провести инструктаж члену бригады, объяснив ему порядок и
условия выполнения работы.
Последовательность технологического процесса.
сопротивления постоянному току:
Контактной
системы;
Обмоток ЭМУ (при
наличии).
Окончание работ
приборы, инструмент, приспособления и материалы;
в щитовую подстанции;
рабочее место допускающему и закрыть наряд;
Результаты проведенных измерений оформить протоколом.
определение условий труда, вредные и опасные факторы. Техника безопасности при
выполнении работ
инструктаж по охране труда проводят со всеми принимаемыми на работу (в том
числе переводимыми с других предприятий) независимо от их образования, стажа
работы по данной профессии (должности), а также с временными работниками, с
командированными работниками, учащимися и студентами, прибывшими на производственное
обучение или практику.
лицами, переводимыми с одной работы на другую внутри дистанции, вводный
инструктаж не проводят.
инструктаж должен проводить инженер по охране труда и техники безопасности дистанции.
При его отсутствии вводный инструктаж допускается проводить инженеру по обучению,
главному инженеру дистанции или другому специалисту, на которого возложены
обязанности инженера по охране труда. Вводный инструктаж проводят в кабинете
охраны труда с использованием технических средств обучения и наглядных пособий
(плакатов, фотовыставок, макетов, видеофильмов и т.п.).
инструктажа — ознакомление с условиями труда, правилами внутреннего трудового
распорядка в дистанции и общим положением по охране труда, должностными
обязанностями по охране труда. Его проводят по программе, утвержденной
начальником дистанции, по согласованию с профсоюзным комитетом.
разработке конспекта вводного инструктажа необходимо учитывать требования
стандартов ССБТ, правил, норм, положений по охране труда, а также особенности
производства.
вводного инструктажа устанавливают в соответствии с утверждённой программой.
инструктаж проводят перед подписанием приказа о приеме на работу.
проводившее вводный инструктаж, должно сделать соответствующую запись в журнале
регистрации вводного инструктажа, с обязательной подписью инструктируемого и
инструктирующего, а также с записью в личной карточке.
Мероприятия по охране окружающей среды
линии электропередачи (ВЛ) и подстанции (ПС) в нормальном режиме эксплуатации
слабо загрязняют окружающую природную среду. По специфическому воздействию на
экологию электрические сети можно отнести к «мягко» влияющим производствам.
Загрязнение водной, воздушной среды и почвы, как правило, происходит лишь во
время строительства и частично при ремонтных работах.
специфическим воздействиям ВЛ и ПС относятся: электромагнитные поля,
акустический шум, озон, окислы азота, электропоражение птиц, садящихся на провода,
изоляторы и конструкции опор.
отрицательно воздействуют на живую природу (при определенных условиях)
электрические (ЭП) и магнитные (МП) поля. Защитой от этих влияний является
соблюдение предельно допустимых уровней (ПДУ) напряженности ЭП, определенных
«Санитарными нормами и правилами защиты населения от воздействия ЭП,
создаваемого ВЛ промышленной частоты».
гигиенические нормы эти ПДУ имеют смысл, но как экологические – практически
нет, поскольку не учитывают специфику конкретных биоценозов. Оправданием
повсеместного применения указанных ПДУ напряженности ЭП в качестве
природоохранных являются экологически безопасная длительная эксплуатация
большого числа ВЛ сверх- и ультравысокого напряжения. однако влияние ПДУ на
гидроценозы ничем не подтверждено, поскольку гидросфера – не среда обитания человека.
образом, требуется разработка системы объективных экологических нормативов,
определяющих допустимые границы вмешательства человека в ход естественных
процессов на соответствующей территории и других средах. Устанавливая ПДУ по ЭП
и МП, нужно иметь допустимые средства измерения нормируемых величин. Такие
измерители напряженности ЭП и МП, а также метрологические установки для их
аттестации разработаны СибНИИЭ. В настоящее время выпущена партия измерителей
ЭП, но ими оснащены далеко не все сетевые предприятия и санитарные службы.
существенно ВЛ и ПС влияют на орнитофауну. Выбор трасс ВЛ и размещение ПС
следует производить с учетом мест расселения и путей миграции птиц, а также в
зависимости от их состава и ценности. защита птиц заключается в создании
условий, исключающих их гнездование на опорных конструкциях ВЛ и ПС, а также в
реализации технических решений, препятствующих перекрытию изоляционных
промежутков тушками птиц. кроме того, необходимо региональный видовой состав
орнитофауны.
отрицательное воздействие на окружающую природу оказывается в основном при
сооружении ВЛ и ПС в результате вырубки леса, отчуждения определенной
территории под конструкции ВЛ и размещении ПС, нарушении устойчивости
поверхностного слоя почвы в тундре, лесотундре, полупустынях, горных районах, развития
эрозионных и оползневых процессов, ограничения использования земли в охранной
зоне.
ущерб для природной среды обеспечивается ландшафтно-экологическим
сопровождением ВЛ на всех стадиях ее сооружении и функционирования. Основой
такого сопровождения является региональная ландшафтно-экологическая информация
многоцелевого назначения.
карты могут служить основой выбора природоохранных мероприятий на всех стадиях
проектирования, строительства и эксплуатации электрических сетей, в том числе
при ее расширении и техническом перевооружении. Природоохранные мероприятия
должны не только обеспечивать защиту природных систем от воздействия ВЛ и ПС,
но и исключать негативное влияние окружающей среды на нормальную работу электропередачи.
безопасности работы оборудования
персоналу на тяговой подстанции, предъявляются следующие требования:
персонал должен
быть не моложе восемнадцати лет, пройти медицинское освидетельствование, а так
же электротехническую подготовку;
персонал должен
пройти проверку знаний и получить практические навыки для оказания первой
медицинской помощи пострадавшим от воздействия ; электрического тока и других
чрезвычайных факторов;
персонал должен
выполнять при производстве работ организационные мероприятия, требуемые для
производства той или иной категории работ:
оформление работы нарядом-допуском, распоряжением или перечнем работ,
выполняемых в порядке текущей эксплуатации или приказом энергодиспетчера;
проведение лицом, выдающим наряд или распоряжение инструктажа производителю
работ;
выдача разрешения на подготовку рабочего места (приказ или согласование);
допуск бригады к работе;
инструктаж членам бригады;
надзор во время работы;
оформление перерыва в работе, переводов на другое рабочее место.
Мероприятия по обеспечению безопасности движения поездов
с профсоюзной организации провести собрание с руководителями цехов и
представителями общественности с разбором итогов работы по безопасности
движения поездов;
норматива по укреплению дисциплины и повышению уровня безопасности движения поездов;
работниками связанными с безопасностью движения поездов;
поездной и маневровой работе, а так же в случае нарушения нормальной работы
устройств электроснабжения, вызвавшей задержке поездов;
обеспечением безопасности движения поездов, выполнение планов усиления и
модернизации устройств, в т.ч. противокоррозионной работы;
ревизий и внезапных комплексных проверок цехов и бригад в соответствии с
графиком;
комиссионный осмотр моторно-рельсового транспорта;
графику выезда энергодиспетчеров в линейные цеха для изучения действительного
положения устройств электроснабжения;
организации, по территории которых проходят кабельные трассы, о недопустимости
работ в охранных зонах без разрешения дистанции;
отсутствия перекрытия сигналов главных и второстепенных путей, по которым
предусматривается безостановочный пропуск поездов;
состояния токоприемников ЭПС выборочно;
устранению замечаний из «Книги замечаний машинистов;
ход противокоррозионной работы и принимать меры направленные на повышение
несущей способности опорного хозяйства.
Мероприятия по пожарной безопасности
за противопожарное состояние электроустановок приказом по ЭЧ возлагается на
лицо, ответственное за электрохозяйство.
дистанции электроснабжения обязан:
создать пожарно-техническую комиссию;
разрабатывать годовые планы по повышению пожарной безопасности с выделением
средств на их реализацию;
назначить ответственных лиц за пожарную безопасность по каждой электроустановке.
комиссия назначается приказом начальника дистанции электроснабжения в составе:
ответственного за электрохозяйство или лица его заменяющего, начальников ЭЧЭ,
РРУ, лабораторий.
задачами ПТК являются:
выявление пожароопасных нарушений и недостатков на объектах;
рассмотрение и изучение всех случаев загораний и пожаров и разработка по ним
противопожарных мероприятий, исключающих их повторение;
проведение осмотра всех объектов не менее 2-х раз в год с целью выявление нарушений
противопожарного режима. По результатам осмотров разрабатывают мероприятия и
устанавливают сроки устранения выявленных недостатков.
электроустановок должна содержаться в чистоте, очищаться от сгораемых отходов.
Запрещается загромождать материалами и оборудованием проезды вокруг зданий и
дороги, в коридорах ЗРУ устраивать кладовые, хранить электрооборудование,
запасные части емкости с горючими жидкостями.
территория должна иметь капитальное ограждение и оборудованные контрольно – пропускные
пункты, а также наружное освещение в соответствии с действующими нормами.
территории следует регулярно скашивать и вывозить траву, сжигание мусора и
отходов необходимо производить в специальных устройствах (печах). Запрещается
разведение для этой цели костров.
подъездные дороги должны содержаться в исправном состоянии.
очистки электротехнического оборудования от грязи и отложений должны
использоваться, как правило, пожаробезопасные моющие составы и препараты.
заработанной платы работников тяговой подстанции
численности персонала тяговой подстанции.
среднесетевой норматив численности, чел/тп.
включает в себя старших электромехаников и электромехаников. Общая численность
персонала определяется исходя из численности персонала на одну тяговую подстанцию.
начальников тяговых подстанций определяем в зависимости от категорийности
тяговой подстанции по объему переработки электрической энергии и внедрении
кустового метода организации обслуживания.
численность персонала тяговой подстанции по формуле:
начальников тяговых подстанций, равный 0,48 чел/тп;
учитывающий организацию обслуживания тяговой подстанции кустовым методом,
равный 1,19;
1,01.
персонал работников тяговых подстанций.
12
Текущий ремонт и техническое обслуживание тяговой подстанции
групп работников
коэффициент
тарифная ставка)
заработной платы
профессий
труда
руб.
407. Текущий ремонт и техническое обслуживание тяговой подстанции.
фонд заработной платы для всех категорий работников:
размер премии для всех категорий работников. Она составляет 50% от фонда
заработной платы по основной ставке:
доплаты за сложные и опасные условия труда для всех категорий работников. Она
составляет 20% от фонда заработной платы по основной ставке:
общий фонд заработной платы по всем категориям работников:
Желдориздат, 2001.
проектированию. М.: Транспорт, 1986
эксплуатации тяговых подстанций и постов секционирования. М.: Транспорт, 1978
Транспорт, 1973
по дипломному и курсовому проектированию.
подстанций: Справочные материалы для курсового и дипломного проектирования.
М.:Энергия, 1978.
указания по выполнению курсовой работы, Москва, 2003Учебная работа. Проектирование тяговой подстанции переменного тока