электрический привод производственного механизма
Министерство образования и науки
российской Федерации
Государственное образовательное
учреждение
Высшего профессионального образования
"НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ университет"
Энергетический институт
Направление — Электротехника,
электромеханика, электротехнологии
Кафедра — Электропривод и
электрооборудование
Курсовой проект
электрический ПРИВОД
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА
по дисциплине "электрический привод"
Студентка гр.7А86 А.В. Заостровных
руководитель
доцент Н.В. Кояин
Томск — 2011
Содержание
Введение
1. Выбор двигателя на основании технического задания
2. Расчёт и построение естественных механических и
электромеханических характеристик двигателя
3. Выбор способа пуска и регулирования скорости в пределах цикла
4. Выбор ящика сопротивлений
5. Расчёт механических характеристик рабочих режимах и в режиме
динамического торможения
6. Расчёт переходных процессов ω=f (t), м=f (t) за цикл работы
и построение нагрузочной диаграммы электропривода
7. Проверка двигателя по нагреву
Заключение
Список литературы
Введение
электрическим приводом называется электромеханическое
устройство, предназначенное для приведения в движение рабочих органов машин и
управления их технологическими процессами, состоящее из передаточного, электродвигательного,
преобразовательного и управляющего устройств.
Электропривод является преобразователем электрической энергии
в механическую. Кроме функции преобразования энергии, на электропривод
возлагается важная функция управления технологическим процессом приводимого в
движение механизма. Электропривод органически сливается с приводимым в движение
исполнительным механизмом в единую электромеханическую систему, от физических
свойств которой зависят производительность, динамические нагрузки, точность выполнения
технологических операций и ряд других очень важных факторов. Открываются
широкие возможности для формирования путем воздействия на систему управления
электроприводом заданных законов движения рабочих органов машин, осуществления
связанного автоматического управления взаимодействующими в технологическом
процессе механизмами, оптимизации их работы по тем или иным критериям.
В данном курсовом проекте спроектирован электропривод
производственного механизма, на базе двигателя постоянного тока, удовлетворяющий
заданным параметрам и режимам работы. В качестве передаточного устройства
используется редуктор, а в качестве управляющего используется командоаппарат.
1.
Выбор двигателя на основании технического задания
Данные для построения диаграмм:
n1 = — 130 об/мин — частота вращения на 1 рабочей
ступени,
t1 = 16 с — время работы на 1 ступени,
n2 = 60 об/мин — частота вращения на 2 ступени,
t2 = 24 с — время работы на 2 ступени,
t0 =40 с — время паузы.
нагрузка имеет реактивный характер, т.е. момент меняет свой
знак при изменении направления вращения машины.
Ммех. =750 Н×м — момент нагрузки
(механизма) на валу двигателя,
ηперед. = 0.85 — коэффициент
полезного действия передачи,
Јмех. = 85 кг×м2 — момент
инерции механизма.
Построение тахограммы и нагрузочной диаграммы
производственного механизма:
рисунок.1. Тахограмма производственного механизма.
Рисунок.2. Нагрузочная характеристика производственного
механизма для активного характера нагрузки.
Расчет мощности электродвигателя и выбор его по каталогу
Определяем продолжительность включения:
%
Выбираем стандартное (15%, 25%, 40%), ближнее по величине,
Определим диапазон регулирования:
Определяем среднеквадратичное
где m — число рабочих участков в цикле; Определение значений угловых скоростей по ступеням: Определение мощности на i-м первая ступень вторая ступень Определим коэффициенты ухудшения теплоотдачи по ступеням по где Для первого участка Для второго участка Среднеквадратичное значение мощности: Делаем пересчет среднеквадратичной мощности двигателя на выбранное Определяем расчетную мощность электрического двигателя: где kЗ = (1.1÷1.3) — коэффициент запаса; ηмех — КПД передачи при nмакс, Принимаем kЗ=1.2. Выбор двигателя. Выбираем двигатель постоянного тока с независимым возбуждением, Таблица 1. Тип UH, В РН, nН, об/мин IH, A Rя+Rд. п., Ом J, кг×м2 Д-41 220 17.5 1160 90.5 0,072 0,8 Определим передаточное отношение редуктора: где В нашем случае: Принимаем передаточное отношение редуктора из стандартного ряда iр. ст =8 2. Расчёт и Определяем сопротивление якоря горячее: где τ — Определяем коэффициент полезного действия при номинальной Определяем коэффициент ЭДС двигателя Определяем номинальный момент на валу двигателя Определяем электромагнитный момент, соответствующий номинальному Определяем момент трения на валу электродвигателя Определяем скорость идеального холостого хода Определяем скорость вращения по ступеням Определяем момент статический по ступеням. В 1 квадранте (двигательный режим работы) момент ступени М’ с1= М’ с2=М max/iст. р∙η мех=750/8∙0.85=110.29 М с1= М с2= М’ с1 + М с. дв=110.29+13.32=123.61 Проведем расчет естественных электромеханической ω=f (I) и Выражения для расчета электромеханической и механической Т.к. между током и моментом у двигателя постоянного тока Таблица 2. I, A 0 Iн =90.5 2· Iн=181 M, Н·м 0 157.47 314.94 126.45 121.4 116.7 рисунок.3. Естественная электромеханическая ω=f (I) характеристика двигателя. Рисунок.4. Естественная механическая ω=f (М) характеристика двигателя. 3. Выбор Определяем наибольшие пусковые ток и момент. Для двигателей I пуск = (1.5÷2) ∙I н =2∙ I н =2∙90.5=181 А, М пуск =с∙ I пуск =1.74∙181=314.94 Определяем ток и момент переключения из условия I пер =1.2∙ I н =1.2∙90.5=108.6 А, Определяем необходимые сопротивления якорной цепи для пусковых и В момент пуска ω=0, следовательно: R я. А требуемое добавочное сопротивление якорной цепи для первой электрический привод двигатель механизм Сопротивление второй ступени пусковой характеристики выбираем R я. Для рабочих ступеней: Для первой рабочей ступени при моменте нагрузки Мс1=110.29 R я. Для второй рабочей ступени при моменте нагрузки Мс2=110.29 Для полученных значений добавочных сопротивлений построим рабочие Таблица 3. Пусковая М, Н·м 0 Мпер=-225 Мпуск=-315 ω, рад/с -126.44 -36 0 Пусковая М, Н·м 0 Мпер=-225 Мпуск=-315 ω, рад/с -126.44 -64 -36 первая рабочая М, Н·м 0 М ст1 =-110 М пуск =-315 ω, рад/с -126.44 -108 -64 Вторая рабочая М, Н·м М ст1 =-110 330 М ст2 =110 ω, рад/с -108 108 Определяем токи по ступеням: для первой ступени для второй ступени Определяем продолжительности включений. Определяем продолжительность включения для ступеней: Определяем расчетные токи, средние за время работы: Определяем каталожный ток для каждой ступени: 4. Выбор выбираем ящики сопротивлений по наибольшему току, Rст1=0.4134Ом, Rст2=6.3584 Ом R’ст2= Rст2 — Rст1=6.3584-0.4134=5.945 Ом. Ящик сопротивлений №55 продолжительный Сопротивление Сопротивление Число элементов 64 1.1 0.055 6+4+4+6=20 Rст1=4×0.055+4×0.055=0.44Ом R’ст2=5× Rящ+4×0.055+4×0.055=5.94 Ом Rст2= Rст1+ R’ст2=0.44+5.94=6.38 Ом (было 6.36 Ом) Rя. ст1= Rст1+ Rдв гор=0.44+0.0936=0.5336 Ом (было 0.507 Ом) Rя. ст2= Rст2+ Rдв гор=6.38+0.0936=6.4736 Ом (было 6.452 Ом) Расчет электромеханических и механических характеристик для Так как полученные значения сопротивлений практически не 5. Расчёт после работы на двух заданных скоростях (ωи1 и ωи2) двигатель необходимо При реактивном характере нагрузки производственного механизма Определяем необходимое сопротивление якорной цепи для режима Rдв. гор+ Rпв= 11.9 Ом; Rдт=10.75 Rдт= R’1+ R’2+ R’3+ R’4+ R’5=0.7+1.4+2.03+3.64+3.08=10.75 Ом; Данные для построения характеристики торможения заносим в табл.4. Таблица 4. М, Н·м 0 -29.321 ω, рад/с 0 101.736 Механические характеристики для полного цикла работы Мпуск — Мпер Мс1 +Мпер рисунок.5. Механические характеристики полного цикла работы Порядок работы двигателя при полном цикле происходит следующим 6. Расчет переходных процессов проводим по выражениям где Мнач, Iнач, ωнач — начальные значения соответственно момента, тока и Мкон, Iкон, ωкон — конечные значения соответственно момента, тока и t — текущее время, с; JΣ — суммарный момент инерции, кг·м2; k= (1.5÷1.3) — Jдв — Jмех — Ri — суммарное сопротивление якорной цепи на Рассчитываем переходные процессы для пуска первой ступени первая ступень пусковой характеристики Rст1=1.215 Мнач=Мпуск=-315 Н·м; Мкон. фикт=Мс2=-110 При расчете переходного процесса М=f (t) для первой пусковой характеристики в ωнач=0; При расчете переходного процесса ω=f (t) для первой Полученные значения начальных, конечных значений момента и Полученные расчетные значения заносим в табл.5. Таблица 5. t, с 0 0.1 0.3 0.4 0.5 0.57 М, Н·м -315 -295.2 -261 -246.4 -223.2 -225 ω, рад/с 0 -7.9 -21.6 -27.4 -32.7 -36 По данным табл.5 строим графики переходных процессов М=f (t) и n=f (t) для режима пуска (см. рисунок.6. График переходных процессов М,ω=f Вторая ступень пусковой характеристики Rя. пуск1=0.84 Мнач=Мпуск=-315Н·м; Мкон. фикт=Мс1=-110 При расчете переходного процесса М=f (t) для второй пусковой характеристики в ωнач=-36; При расчете переходного процесса ω=f (t) для второй пусковой характеристики в качестве конечного полученные значения начальных, конечных значений момента и Полученные расчетные значения заносим в табл.6. Таблица 6. t, с 0 0.1 0.2 0.3 0.39 М, Н·м -315 -287 -263 -242 -225 ω, рад/с -36 -44 -51 -57 -64 n, об/мин По данным табл.6 строим графики переходных процессов М=f (t) и n=f (t) для режима пуска на рисунок.7. График переходных процессов М,ω=f Rя. пуск1=0.507 Мнач=Мпуск=-315 Н·м; Мкон. фикт=Мс2=-110 При расчете переходного процесса М=f (t) для выхода на первую рабочую ступень ωнач= — 64 рад/с; При расчете переходного процесса ω=f (t) характеристики в качестве конечного значения скорости Полученные значения начальных, конечных значений момента и Полученные расчетные значения заносим в табл.7. Таблица 7. t, с 0 0.2 0.5 1.0 1.3 2.1824 М, Н·м -315 -236 -171 -128 -119 -110 ω, рад/с -64 -81 -95 -104 -106 -108 По данным табл.6 строим графики переходных процессов М=f (t) и ω=f рисунок.8. График переходных процессов М,ω=f Переходные процессы в режиме торможение противовключением с Rст2=6.452 Мнач=М’пуск=330 Н·м; Мкон=Мс2=-110 ωнач =108 рад/с. При расчете переходного процесса М=f (t) в качестве конечного значения момента ωнач= 108; ωнач= 0; полученные значения начальных, конечных значений момента и Полученные расчетные значения заносим в табл.9. t, с 0 0.5 1.0 1.5 2.0 3.616 М, Н·м 330 290 253 220 190 110 ω, рад/с -108 -79 -54 -31 -9.9 50 По данным табл.9 строим графики переходных процессов М,ω=f Рисунок.9. График переходных процессов М,ω=f Rдт=0.48Ом; Мнач=Мпуск=-315 Н·м; Мкон=Мс1=110 ωнач =50 рад/с. полученные значения начальных, конечных значений момента и Полученные расчетные значения заносим в табл.9. t, с 0 0.1 0.2 0.4 0.5 0.525 М, Н·м -315 -218 -144 -41.6 -7.2 0 ω, рад/с 50 34 21 3.7 2.1 0 По данным табл.9 строим графики переходных процессов М,ω=f Рисунок 10. График переходных процессов М,ω=f рисунок 11. Графики переходных процессов M=f (t) и ω= f (t) заданного цикла работы: I — разгон двигателя в две 7. Проверка Проверка двигателя по нагреву (метод эквивалентных величин) Метод эквивалентного тока где tр — tпп — Площадь находим, как сумма площадей, показанных на рисунке: например, Рисунок 12. Переходный процесс работы двигателя Рисунок 13. Переходный процесс пуска двигателя и выхода двигателя рисунок 14. Режим перехода двигателя на вторую скорость и работа рисунок 15. Режим динамического торможения со второй рабочей правильность выбора двигателя определяется условием Условие проверки двигателя по нагреву Условие проверки двигателя по нагреву выполняется. Заключение В данной работе был спроектирован электрический привод Был выбран двигатель постоянного тока последовательного список 1. . . кВт,
— время работы на i-м участке
цикла; — коэффициент ухудшения теплоотдачи на i-м участке цикла;
— мощность нагрузки на валу механизма на i-м участке цикла.
рад/с,
рад/с.
участке работы: кВт,
кВт.
выражению:,
— коэффициент ухудшения теплоотдачи при
неподвижном якоре (роторе), принимаемый для двигателей закрытого исполнения без
принудительного охлаждения β0 = 0.95;,
.
стандартное значение ПВ=40% кВт,
кВт.
имеющий следующие паспортные данные (табл.1).
кВт,
— номинальная угловая скорость вращения
двигателя..
передаточных чисел:
построение естественных механических и электромеханических характеристик
двигателя Ом,
перегрев обмоток двигателя относительно начальной температуры (15°С), град.
Принимаем τ = 75°С.
нагрузке:.
.
Н·м.
току: Н·м.
Н·м.
рад/с.
,
, или
,
.
определяется по выражению
Н·м.
Н·м.
механической ω=f (М) характеристик двигателя (рис.3).
характеристик имеют вид,
.
независимого возбуждения имеется линейная зависимость М=с·I, то для получения механической характеристики достаточно
пересчитать по оси Х численные значения токов на значения моментов. Расчетные
данные сведем в таблицу 2.
способа пуска и регулирования скорости в пределах цикла
обычного исполнения эти величины определяются из условия
Н·м. Н·м.
рабочих ступеней характеристик:
пуск 1=Uн/ I пуск =220/181=1.215 Ом,
ступени пусковой характеристики равно: Ом.
из соображения получения симметричной пусковой диаграммы,
,
пуск 2 =0.84Ом.Ом.
Н·м необходимо обеспечить скорость ωи1=-108.85 рад/с. добавочное сопротивление ступени
определяется из выражения,
ст1=0.507 Ом. Ом.
Н·м необходимо обеспечить скорость ωи2= 50.24 рад/с. добавочное сопротивление ступени определяется
из выражения,
Ом.
Ом.
механические характеристики по ступеням. Расчетные данные сведем в табл.3.
характеристика 1 ступень
характеристика 2 ступень
ступень
ступень А.
А.
.
%;
%.
А;
А.
А;
A
ящика сопротивлений
удовлетворяющему условию Iдоп > Iкат. расч:
ток, А
ящика, Ом
элемента, Ом
двигательного и тормозного режимов.
отличаются от расчетных, то не будем проводить пересчет механических
характеристик двигателя.
механических характеристик рабочих режимах и в режиме динамического торможения
затормозить до нулевой скорости.
примем вид торможения — динамическое. Расчет механической характеристики при
динамическом торможении проводится на основании выражения.
динамического торможения. Для этого режима работы при начальном моменте
торможения М, равному М=Мпуск=315 Н·м, необходимо обеспечить
скорость ω=ωи2= 50 рад/с. добавочное сопротивление
ступени определяется из выражения,
,
двигателя при реактивном характере нагрузки производственного механизма
представлены на рис.5.
+Мпуск
двигателя.
образом: в цепь якоря включается добавочное сопротивление первой ступени,
двигатель выходит на первую, вторую пусковые ступени, затем на первую рабочую,
при этом скорость вращения вала двигателя возрастает. Спустя время t1 в цепь якоря вводится добавочное сопротивление второй
ступени, двигатель выходит на вторую рабочую. По истечении времени t2 двигатель переходит в режим динамического торможения,
скорость вращения вала двигателя падает до полной его остановки.
Расчёт переходных процессов ω=f (t), м=f (t) за цикл работы и
построение нагрузочной диаграммы электропривода,
,
,
скорости;
скорости; — электромеханическая постоянная времени, с;
;
коэффициент, учитывающий момент инерции редуктора, принимаем k=1.4;
момент инерции двигателя, кг·м2;
момент инерции механизма, кг·м2; — передаточное число редуктора;
соответствующей характеристике, Ом; кг·м2.
(характеристика 1,2,3,4 рис.9):
Ом; с;
Н·м.
качестве конечного значения момента берется величина Мкон. =-225 Н·м рад/с.
рабочей характеристики в качестве конечного значения скорости берется величина ωкон. фикт, а расчет ведется до значения скорости
равной: рад/с.
скорости подставляем в выражения для расчета переходных процессов.
рис.6).
(t) для первой ступени
пусковой характеристики (t пп = 0.57 с).
Ом; с;
Н·м.
качестве конечного значения момента берется величина Мкон. фикт, а
расчет ведется до значения момента, равному Мпер =-225 Н·м. рад/с.
значения скорости берется величина ωкон. =-64 рад/с
скорости подставляем в выражения для расчета переходных процессов.
второй ступени (см. рис.7).
(t) для второй ступени
пусковой характеристики (t пп = 0.39 с).
Ом; с;
Н·м.
характеристики в качестве конечного значения момента берется величина Мкон.
фикт, а расчет ведется до значения момента, равному. рад/с.
берется величина ωкон.
фикт, а расчет ведется
до значения скорости, равной:
скорости подставляем в выражения для расчета переходных процессов.;
(t) для выхода на первую
рабочую ступень (см. рис.8).
(t) для третьей ступени
пусковой характеристики с выходом на первую рабочую ступень (t пп =2.1824с).
выходом на вторую рабочую ступень
Ом; с;
Н·м.
берется величина Мкон. фикт, а расчет ведется до значения момента,
равному Мc1 =110 Н·м. рад/с;
рад/с;
скорости подставляем в выражения для расчета переходных процессов
(t).
(t) для перехода на вторую
рабочую ступень (t пп =3.616 с).
с;
Н·м. до М=0рад/с до ω=0
скорости подставляем в выражения для расчета переходных процессов
(t) (см. рис.10).
(t) в режиме динамического
торможения (t=0.525c)
ступени с выходом на первую рабочую ступень; II — работа на первой
ступени; III-выход двигателя на вторую рабочую ступень; IV-работа на второй
ступени; V
— режим динамического торможения до нулевой скорости.
двигателя по нагреву,
— определяем через площадь графика I2=f (t) (см. рис.24,25,26);
суммарное время работы на скоростях ωи1 и ωи2;
суммарное время переходных процессов.
Sa=S1a+S1b=t1∙ (32500-16800) ∙0.5+t1∙16800=4456
+9537=13993 A2∙c
на первую рабочую ступень и работа на ней
на ней
ступени до нулевой скорости. Имеем
А2;
А.
,
=
А.
производственного механизма с параметрическим регулированием скорости
двигателя.
возбуждения типа Д-41, рассчитаны и построены естественные и регулировочные
механические и электромеханические характеристики двигателя, выбран реостатный
способ пуска, регулирования скорости и торможения в пределах цикла, рассчитаны
и выбраны по каталогу ящик сопротивлений №55; рассчитаны и построены переходные
характеристики ω=f (t) и М=f (t) за цикл работы,
произведена проверка выбранного двигателя на нагрев. Выбранный двигатель
удовлетворяет требованиям производственного механизма.
литературы
А.Ю. Чернышев, Н.В. Кояин. Проектирование электрических приводов: Учебно —
метод. пособие. — Томск: Издательство ТПУ, 2005. — 120 с.
Р.Ф. Бекишев, Ю.Н. Дементьев. Общий курс электропривода: Учебное пособие. —
Томск: Издательство НИ ТПУ, 2010. — 302с.
Н.В. Кояин. Проектирование электрических приводов. Ящики резисторов:
Техническая информация. — Томск: Издательство ТПУ, 2005. — 13 с.
Учебная работа. Электрический привод производственного механизма