1530.Учебная работа :Активизация амортизационной политики как фактор экономического роста России

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 4,75 из 5)
Загрузка...

Активизация амортизационной политики как фактор экономического роста России»,» СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Активизация амортизационной политики как фактор экономического роста России 1.1 Использование амортизационных отчислений в развитых странах 1.2 Особенности амортизационной политики в России 1.3 Возможности роста инвестиций в России за счет активизации амортизационной политики Заключение Использованы источники Введение Тема контрольной работы «Активизация амортизационной политики как фактор экономического роста России» по дисциплине «Экономика зарубежных стран». Цель работы — исследовать влияние ускоренной амортизации на развитие экономики; показать превращение амортизационных отчислений в один из основных факторов экономического роста; раскрыть потенциальные возможности ускоренной амортизации для расширения инвестиционной деятельности в России. 1. Активизация амортизационной политики как фактор экономического роста России 1.1 Использование амортизационных отчислений в развитых странах амортизация экономика инвестиционная Амортизация основного капитала — сложный, многогранный, динамично развивающийся процесс. Примерно с середины прошлого века в большинстве промышленно развитых стран амортизация из формальной налоговой меры, призванной фиксировать износ основных фондов с отнесением его стоимости на издержки производства, постепенно превратилась в один из главных инструментов регулирования расширенного воспроизводства; составляя в общих инвестициях около 65— 70%, она заметно потеснила при этом прибыль и заемные средства. В США с 1954 г. регулярно, примерно раз в 10 лет, проводились крупные амортизационные реформы. Как правило, после каждой из них наблюдались ускорение инвестиционной деятельности и увеличение амортизационных отчислений в общих инвестициях. Их доля в целом по стране за 1950-2008 гг. увеличилась с 18 до 74,2%, в результате чего эффективная ставка по налогу на прибыль в корпоративном секторе снизилась за этот период с 34 до 15%. Предпоследняя амортизационная реформа (2002 г.) была направлена по преимуществу на стимулирование развития малого и среднего бизнеса. Спустя 7 лет, с целью преодолеть экономический и финансовый кризис, амортизационную политику вновь модернизировали. По инициативе президента Б. Обамы был принят закон под названием «»Американский акт восстановления и реинвестиций 2009″»; из выделенных под него 787 млрд. дол. предполагается 40% потратить на целевые налоговые льготы. Согласно этому закону, в первый же год после приобретения имущества разрешается единовременно списывать в виде амортизационных отчислений по корпоративному сектору 50% от цены приобретения, а по малому и среднему бизнесу — все 100%. Активное использование в США ускоренной амортизации в течение последних 60 лет явилось одной из важнейших предпосылок к тому, чтобы занять передовые позиции в мире в техническом, технологическом, информационном и многих других аспектах. Экономический анализ показывает, что амортизационные отчисления сегодня являются самым эффективным инвестиционным ресурсом. Так, сравнение внутренней нормы прибыли (IRR) по трем вариантам источников финансирования инвестиций показало, что эффективность использования для этих целей амортизационных отчислений в 2 раза выше, чем прибыли, ив 4 раза — чем банковского кредита. Преобладающая доля амортизационных сумм в инвестициях позволяет снизить цену продукции, чего гораздо труднее добиться при использовании для инвестиций заемных средств или собственной прибыли. При этом данное правило действует на уровне не только отдельных предприятий, но и государства в целом. В то время как, например, Китай, опираясь на свою дешевую рабочую силу, завоевывает мировые рынки при помощи низких цен на товары, таких же целей добиваются те страны, которые используют ускоренную амортизацию. Использование ускоренной амортизации для обновления основных фондов и финансирования расширенного воспроизводства следует рассматривать как одну из форм косвенного субсидирования развития экономики из бюджета государства. Результатом ускоренной амортизации является своеобразная трансформация поступлений, недополученных госбюджетом от налога на прибыль. При этом приращение инвестиций обычно многократно превышает недополученные суммы, например, при ставке налога на прибыль 20% — в 5 раз, а при ставке 33% — в 3 раза. Кроме того, налоговые «»потери»» государства из-за ускоренной амортизации, если контролируется целевое использование амортизационных отчислений, затем многократно компенсируются, с лагом в 2—3 года, в силу роста темпов развития экономики и производительности труда, улучшения качества продукции, расширения базы налоговых поступлений. Внедряя ускоренную амортизацию и увеличивая ее долю в общих инвестициях, государство тем самым не только стимулирует инвестиционную деятельность, но и усиливает свой контроль за ней. Характеризуя амортизационные отчисления как самый эффективный источник инвестиционной деятельности, следует сказать о некоторых их особенностях, благотворно влияющих на экономику. Во-первых, амортизационные отчисления, в отличие от прибыли и заемных средств, являются самым стабильным источником инвестиций, так как на них гораздо меньше влияют спады производства, повышение ставок по кредитам, изменение цен и т. д. Во время кризисных явлений в экономике объем прибыли может существенно сократиться, а амортизационные отчисления, как правило, сохраняются на докризисном уровне или даже растут, что можно было наблюдать в США в период Великой депрессии и в 2008—2009 гг. Во-вторых, поскольку амортизационные отчисления имеют целевую функцию и потратить их можно только на инвестиционную деятельность, то предприниматель, воспользовавшись налоговыми льготами, освобождающими амортизацию от налога на прибыль, одновременно с этим получает в свое распоряжение «»горячие деньги»», и если они пойдут не на инвестиции, то по ним придется уплатить налог на прибыль. На начальных этапах ускоренного списания основных фондов амортизационные отчисления активно расходуются на замену устаревших машин и оборудования более современными. Затем, когда такая замена состоялась, бизнес, естественно, начинает направлять эти деньги не на приобретение имеющихся в продаже технических средств, а на создание новых, более производительных, то есть на НИОКР. Именно применение ускоренной амортизации в течение длительного времени обусловило увеличение доли ассигнований, выделяемых на научно-технические разработки в крупных американских компаниях. Попутно заметим, что этим объясняются и низкие расходы российского нефтедобывающего комплекса на НИОКР: они в десятки раз меньше, чем у ведущих компаний аналогичного профиля за рубежом. Российский менеджмент уверен, что незачем тратить деньги на науку, когда их выгоднее использовать для обновления архаичной техники и технологий и получить быструю отдачу. Подытоживая, можно констатировать, что амортизационные отчисления в промышленно развитых странах сегодня превратились в один из важнейших системных факторов модернизации экономики. 1.2 Особенности амортизационной политики в России Несмотря на ряд недавних новшеств, амортизационная политика в России в целом слабо выполняет свое главное назначение — стимулировать инвестиционную активность и обновить основные фонды. Степень их износа повысилась с 39,3% в 2000 г. до 45,3% к 2009 г. Доля инвестиций, осуществляемых без учета малого предпринимательства, по отношению к ВВП составляла в 2008 г. всего 16,1%, при этом 60% из них приходилось на здания и сооружения. Если доля инвестиций в ВВП будет и дальше сохраняться на этом уровне, то все разговоры об уходе от сырьевой зависимости и о модернизации останутся просто благими пожеланиями. В 2006 г. в РФ была введена так называемая амортизационная премия: хозяйствующему субъекту предоставлено право списывать единовременно в затраты расходы на капитальные вложения в размере не более 10% их первоначальной стоимости, с 2009 г. — не более 30% по объектам со сроком полезного использования от 3 до 20 лет. Однако, как показала практика, эффективность этой меры была невелика. Так, в 2006 г амортизационные отчисления, осуществляемые за счет этой премии, составили только 2,2% от их общего объема по стране. Сдерживают осуществление данной льготы две причины: во-первых, она фактически не сокращает общую сумму налоговых платежей, а только переносит их уплату на более поздние сроки; во-вторых, амортизационные отчисления облагаются налогом на добавленную стоимость. Сегодня предприятия предпочитают утаить прибыль, и не уплатить налоги ни на нее, ни на добавленную стоимость (в общей сложности 38%). Увеличив отчисления за счет ускоренной амортизации, производитель должен это сразу показать, а значит, данные суммы попадут под обложение НДС. То есть дополнительные амортизационные отчисления выводят часть утаенной прибыли из «»тени»», а это невыгодно предприятиям. Таблица 1. Структура инвестиций в основной капитал в России (в текущих ценах)

Год ВВП (млрд. руб.) Инвестиции в основной капитал Амортизационные отчисления Прибыль Привлеченные средства Млрд. руб. Доля в ВВП (%) начисленные использованные Млрд. руб. Доля в инвестициях (%) Млрд. руб. Доля в инвестициях (%) Млрд. руб. % от ВВП Млрд. руб. Доля в инвестициях (%) 1995 1428,5 267,0 18,6 60,4 22,6 55,7 20,9 136,1 51,0 2000 7305,6 1053,7 14,4 292,4 4,0 190,6 18,1 246,4 23,4 553,1 52,5 2001 8943,6 1355,8 15,2 416,8 4,7 247,5 18,5 319,9 24,0 675,5 50,6 2002 10830,5 1455,7 13,4 560,0 5,2 319,1 21,9 277,4 19,1 801,1 55,0 2003 13243,2 1824,9 13,8 681,7 5,2 440,8 24,2 324,5 17,8 999,8 54,8 2004 16751,5 2205,7 13,2 843,3 5,0 502,9 22,8 423,3 19,2 1204,3 54,6 2005 21620,1 2893,2 13,4 1042,6 4,8 605,5 20,9 681,7 23,6 1606,0 55,5 2006 26781,1 3801,7 14,2 1270,3 4,7 729,6 19,1 872,2 22,9 2203,0 58.0 2007 32987,4 5217,0 15,8 1542,0 4,7 919,8 17,6 1010,0 19,3 3287,0 63,1 2008 41540,4 6706,0 16,1 1908,0 4,6 1159,0 17,3 1232,0 18,4 4315,0 64,4

В структуре российских инвестиций (табл. 1) преобладают прибыль и заемные средства, причем изменения, произошедшие в ней с начала перестройки, носят негативный характер. Если в середине1980-х годов в общей сумме всех источников финансирования капитальных вложений на амортизационные отчисления приходилось около 40%, то к 2009 г. эта доля сократилась более чем в 2 раза — до 17,3% (см. табл. 1). Для сравнения: в США в 2008 г. указанная доля в общих инвестициях в основные фонды составила 74,2%. Такое отставание России в использовании амортизационных отчислений серьезно удорожает производство и снижает рыночную конкурентоспособность товаров, прежде всего готовой продукции. Интересно сопоставить некоторые макроэкономические показатели США и России за последние три десятилетия в связи с проводимой амортизационной политикой. В таблицах 2 и 3 представлены соответствующие результаты проведенного автором анализа. В США в 1990—2007 гг. амортизация, в силу своей превалирующей роли в общей сумме инвестиций и высоких темпов роста, вносила решающий вклад и в объем ВВП, и в наращивание и обновление основных фондов. При этом обращает на себя внимание опережающий рост последних относительно валового внутреннего продукта. В результате коэффициент обеспечения ВВП основными фондами за данный период увеличился с 3,1 до 3,4 (см. табл. 2). С одной стороны, высокий коэффициент и его динамика, с учетом увеличения в основных фондах доли машин и оборудования, свидетельствуют о том, что экономика США опирается на довольно прочный фундамент. С другой стороны, если при расчете этого коэффициента поменять местами числитель и знаменатель, то мы получим такой показатель, как фондоотдача, и увидим, что в динамике она сокращается. Возникают вопросы: насколько прогрессивна такая тенденция? что лучше для экономики — опережающий рост основных фондов к ВВП или повышение фондоотдачи? Таблица 2. Динамика и соотношение роста ВВП, основных фондов, инвестиций и амортизационных отчислений в США (в текущих ценах) (млрд. дол.)

Показатель Год 1990 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 ВВП Годовой темп прироста (%)… 5803 — 7398 5,0 9817 5,3 109613,8 11686 6,6 12422 6,3 13178 6,1 13808 4,8 Основные фонды по остаточной стоимости Годовой темп прироста (%)… 18111 22670 4,6 29917 5,7 34805 5,2 38202 9,8 41894 9,7 45053 7,5 46618 3,5 Инвестиции Годовой темп прироста (%)… 1077 1377 5,0 2040 8,2 2020 -0,3 2261 11.9 2484 9,9 2647 6,6 2593 -2.0 Амортизация Годовой темп прироста (%)… 683 878 5.2 1188 6.2 1337 4,0 1436 7,4 1612 12,3 1624 0,7 1721 6,0 Коэффициент (отношение фондов к ВВП).. 3,1 3,1 3,0 3,2 3,3 3,4 3,4 3,4 Доля инвестиций в основных фондах (%). 5,9 6,1 6,8 5,8 5,9 5,9 5,9 5,6 Доля амортизации (%): — в ВВП — в основных фондах 11,8 3,8 11,8 3,9 12,1 4,0 12,2 3,8 12,3 3,8 13,0 3,9 12,3 3,6 12,5 3,7

Вряд ли на примере одной страны можно дать четкий ответ. Для этого требуется провести комплексное исследование с привлечением статистической информации и параллельным сопоставлением ее по ряду стран. Таблица 3. Динамика и соотношение роста ВВП, основных фондов, инвестиций и амортизационных отчислений в России (в текущих ценах) (млрд. руб.)

Показатель Год 1990 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 1.ВВП Годовой темп прироста(%). 0,6 1429 7306 38,6 13243 21;9 17048 28,7 21625 26,8 26903 24,4 33111 23,1 41668 25,8 2. Основные фонды по остаточной стоимости Годовой темп прироста(%) 1,2 3182 10063 25,9 17530 20,3 18613 6.2 21370 14.8 23927 12.0 29350 22,7 34665 18,1 3. Инвестиции в основные фонды Годовой темп прироста(%). 249,1 267,0 1165 34,3 2186 32,2 2865 31,1 3611 26,0 4730 31,0 6627 40,1 8765 32,3 Аммортизация, использованная на инвестиции Годовой темп прироста(%). 21,1 23,3 14,1 20,4 20,5 26,1 26,0 5. Отношение фондов к ВВП(2:1)(%).. 2,0 2,2 1,4 1,3 1,1 1,0 0,89 0,87 0,83 6. Отношение инвестиций к ВВП (3:1) (%).. 20,8 18,7 16,0 16,5 16,8 16,7 17,6 20,0 21,0 7. Отношение амортизации, использованной на инвестиции, к ВВП (4:1) (%).. 4,2 2,6 3,3 3,0 2,8 2,7 2,7 2,8

Как видно из таблицы 3, в России динамика и соотношение рассматриваемых показателей разительно отличаются от таковых в США. В нашей стране доля амортизационных отчислений, использованных на инвестиции в основные фонды в 2008 г., составила всего 2,8% ВВП и была почти в 4,5 раза меньше, чем в США (12,5%). Поскольку амортизационные отчисления — это прибыль инвесторов, освобожденная от налогообложения, то такое расхождение свидетельствует, что только за счет данного фактора эффективность инвестиционной деятельности в США многократно выше по сравнению с Россией. С середины 90-х годов в России, несмотря на опережающие темпы роста инвестиций по отношению к ВВП, коэффициент обеспечения последнего основными фондами показывает четкую тенденцию к его сокращению. За 1995—2008 гг. он уменьшился в 2,7 раза (с 2,2 до 0,83). В данной связи формально можно утверждать, что в России фондоотдача от основных фондов в 4 с лишним раза выше, чем в США (3,4: 0,83). Однако этот вывод вряд ли можно считать справедливым. Основная причина такого перевеса заключается в медленном обновлении основных фондов, высокой их изношенности и в том, что ВВП России стал формироваться главным образом за счет экспорта сырьевых товаров. Можно сказать, что базой воспроизводства ВВП у нас теперь является конъюнктура мировых цен на сырье. Россия постепенно «»проедает»» свои основные фонды, или, говоря иначе, фундамент ее экономики неуклонно истончается, Еще убедительнее различия процессов воспроизводства в США и России демонстрируются сопоставлением ВВП, основных фондов, инвестиций и амортизации в абсолютном выражении (табл. 4). Так, если США превосходят Россию по ВВП в 10,7 раза, по инвестициям — в 10 раз, то по основным фондам — в 40,7 раза, а по амортизационным отчислениям — в 43,7 раза. Коль скоро сравнение по основным фондам привести в соответствие и по качеству, то перевес США будет еще большим. Таблица 4. Соотношение ВВП, основных фондов, инвестиций и амортизации, использованной на инвестиции, между США и Россией в 2007 г. (млрд. дол.)

Показатель США Россия Соотношение (разы) ВВП Основные фонды по остаточной стоимости Инвестиции Амортизация 13808 46618 2593 1721 1293 1146 258,9 39,4 10,7 40,7 10,0 43,7

1.3 Возможности роста инвестиций в России за счет активизации амортизационной политики Можно ли переломить сырьевую направленность российской экономики и ускорить ее прогресс? Наш анализ показал, что у страны есть колоссальные внутренние резервы для наращивания инвестиционной деятельности. Данные таблицы 5 свидетельствуют, что российская экономическая система выполняет функцию развития ограниченно. Преобладающая масса свободных и заемных средств хозяйствующих субъектов уходит на приобретение новых, часто непрофильных, активов, спекулятивные операции, личное обогащение и т. д. В 2008 г. из общей суммы 33,1 трлн. руб., потраченных корпоративным сектором страны, на инвестиции в основные фонды было израсходовано только 25,4% (6,7 трлн. руб.), остальные средства в размере 26,4 трлн. руб. представляли собой финансовые вложения5. Таблица 5.Динамика и соотношение инвестиций в основные фонды и финансовых вложений организаций в России (в текущих ценах) (млрд. руб.)

Показатель 2000 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Рост в 2008 г. к 2000 г. (разы) 1. Сальдированный финансовый результат (прибыль — убыток). 1191 2485 3226 5722 6041 3801 3,2 2. Инвестиции в основной капитал 1054 2247 2893 3809 5217 6706 6,3 в том числе за счет: а) прибыли 246,4 432,3 587,3 759,6 1010 1232 5,0 б) амортизации 190.6 512.0 605,5 729,6 920,0 1159 6,1 3. Финансовые вложения 1245 4868 9209 14395 18779 26402 21,2 в том числе: а) долгосрочные 283,6 853,5 1849 2278 4432 4545 16,0 б) краткосрочные 961,4 4014 7360 12117 14348 21887 22,8 в) собственные средства — 3318 — 12093 — 17433 — из них за счет: г) накопленной прибыли — 2275 — 6324 — 9451 — д) амортизации — 101,1 — 305.0 — 580.5 — е) привлеченные средства — 1550 — 2372 — 8970 — из них: ж) заемные — 1047 — 1224 — 6419 — 4. Амортизация (начисленная). 312,7 843,3 1043 1270 1542 1908 6.1 5. Общие собственные финансовые средства (2а + Зг + 4) — 4594 — 8353 — 12591 — из них: а) израсходованные на инвестиции ((2а+2б):5) (%). — 20.6 — 17,8 — 19,0 — в том числе за счет: б) прибыли (2а:5).. — 9,4 — 9,1 — 9,8 — в) амортизации (16: 5).. — 11,1 — 8,7 — 9,2 — г) общие собственные финансовые средства без амортизации (5-4).. — 3751 — 7083 — 10683 — 6. Из амортизации израсходовано на инвестиции (26:4) (%).. 61,0 60,7 58,1 57.5 59,7 60,7 — 7. Из накопленных финансовых средств (без амортизации) израсходовано на инвестиции (2а: (5-4)) (%).. — 11, 5 — 10 ,7 — 11,5 —

Финансовые вложения организаций — это ценные бумаги, втом числе долговые облигации, векселя, вклады в уставные капиталы других организаций, предоставленные займы и пр. Как заинтересовать корпоративный сектор России в том, чтобы расходовать преобладающую часть используемых им денежных средств не на финансовые операции, а на инвестиции в основные фонды? Рыночная экономика еще не изобрела более надежный метод привлечения денег, чем обеспечение высокой прибыльности. Наилучшими способами достижения этого являются, с одной стороны, повышение налогообложения финансовых операций, чтобы деятельность на финансовом рынке стала менее прибыльной по отношению к инвестициям в основные фонды, с другой стороны — интенсивное внедрение в хозяйственную практику активной амортизационной политики и целевых налоговых льгот. Учитывая высокую степень износа основных фондов, России сегодня необходима не просто ускоренная амортизация, а «»агрессивная»» амортизационная политика, с элементами экономического принуждения к инвестиционной деятельности. В рамках этой политики необходимо: — ввести обязательный контроль со стороны налоговых органов за использованием амортизационных отчислений. Это диктуется тем, что государство сознательно отказывается от части налоговых поступлений, чтобы стимулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов. Кроме того, инвестиции, осуществляемые на базе амортизационных отчислений, стали во всех развитых странах важнейшим фактором национальной безопасности и роста благосостояния граждан; — сократить сроки обновления основных фондов, с доведением нормативов по ним до уровней, которые ныне существуют в США и других промышленно развитых странах, а для малых и средних предприятий, по аналогии с США, — ввести систему амортизационных вычетов, дифференцированных в зависимости от величины вводимых фондов; — восстановить в бухгалтерской отчетности накопительный счет по амортизационным отчислениям. В случае нецелевого их использования в течение определенного срока следует взимать с этой части амортизационных отчислений налог на прибыль, увеличенный дополнительно на 10 процентных пунктов к основной его ставке; — обязать хозяйствующих субъектов при износе основных фондов свыше 30% отчислять в амортизационный фонд, независимо от нормативных амортизационных ставок, от 60 до 80% полученной совокупной прибыли. Чем выше износ, тем большая доля прибыли должна быть отчислена в амортизацию; — при износе основных фондов до 30% для начисления амортизации использовать установленные нормативы по их обновлению. В целях успешного проведения амортизационной реформы необходимо создать специальный «»реинвестиционный фонд»» на базе рентных доходов, получаемых от экспорта топливно-энергетических ресурсов страны. Главное назначение средств этого фонда — стимулировать хозяйствующих субъектов к тому, чтобы они через амортизационные отчисления и налоговые льготы использовали прибыль на ускоренное обновление основных фондов и расширенное воспроизводство. Для осуществления амортизационной реформы может потребоваться около 900 млрд. руб., с расходованием их в течение 3 лет по 300 млрд. руб. Это вполне посильно для экономики страны, с учетом того, что расход составит всего 12% от общего объема валютных запасов России по состоянию на 2009 г. и что эти средства могут окупиться уже на четвертый год после начала реформы благодаря ускорению темпов роста ВВП и повышению на этой основе налоговых поступлений в госбюджет. Кроме того, использование этих средств на стимулирование инвестиционной деятельности является прямым выражением самой сути Стабилизационного, Резервного фондов и Фонда благосостояния будущих поколений, ибо будет способствовать стабильному развитию экономики страны через ускоренное обновление основных фондов и их расширенное воспроизводство. Контроль за использованием амортизационных отчислений, внедрение «»агрессивной»» амортизационной политики и в дополнение к этому — повышение налогообложения финансовых операций могли бы привести, примерно, к удвоению инвестиций в основные фонды страны, исходя из объема средств, потраченных на эти цели за 2008 г. Такой рост вполне реален при выполнении нескольких условий: во-первых, более полного использования амортизационных отчислений. Из таблицы 5 видно, что в 2008 г. в корпоративном секторе России из всей начисленной амортизации в 1908 млрд. руб. пошло на инвестиции 1159 млрд. руб., остальные средства тратились на цели, не связанные с обновлением основных фондов и наращиванием их объема. В частности, 580,5 млрд. руб. — это чисто финансовые вложения; во-вторых, выведения из «»тени»» доходов, которые сегодня утаиваются от налогообложения. Косвенно о высокой их доле свидетельствует превышение из года в год денежных средств, потраченных корпоративным сектором из накопленной прибыли на финансовые вложения (2008 г. — 9,5 трлн. руб.) над официально декларируемой прибылью для налогообложения (2008 г. — 3,8 трлн. руб.) (см. табл. 5, п.п. 1 и 3г); в-третьих, повышения эффективности инвестиций в основные фонды благодаря ускоренной амортизации, если денежные средства, привлекаемые сегодня корпоративным сектором страны со стороны, пойдут именно на эти цели, а не на финансовые операции; в-четвертых, восстановления доверия к экономической политике страны. Российские компании, судя по оценке их активов на мировых финансовых рынках на начало 2010 г., являются самыми недооцененными, проигрывая по этому показателю Китаю и Индии в 2,5 раза. Проведение «»агрессивной»» амортизационной политики покажет, что Россия не на словах, а на деле настроена на модернизацию и диверсификацию своей экономики. Такая политика сделает более привлекательными для иностранного капитала и прямые и портфельные инвестиции. Если допустить, что оценка aктивов показателей Китая и Индии, то это может удвоить приток иностранного капитала в нашу страну (с 103,8 в 2008г. До 200 млрд. дол.). В общем, при соответствующей политической воле со стороны законодательной и исполнительной власти государства, «агрессивная» амортизационная политика и ряд других мероприятий не менее чем на 10 трлн.руб.., если ориентироваться на статистику 2008 г., что вместе с уже осуществленными инвестициями составило бы сумму в 18,8 трлн. руб. (то есть свыше 35% от ВВП за 2008 г.). Почти двукратное увеличение инвестиций в основные фонды позволило бы довести годовой прирост ВВП до 8-9%. Одной из важных причин недопустимо низкой доли амортизационных отчислений в инвестиционной деятельности является трактовка финансовыми властями страны любого их роста как «невосполнимых потерь» для госбюджета. Такая оценка в корне неверна и серьезно тормозит развитие экономики. Стимулирование инвестиционной деятельности в России посредством «агрессивной» политики ускоренной амортизации не должно привести к сокращению поступлений в бюджет государства по налогу на прибыль. Это связано с тем, что увеличение объема инвестиций в основные фонды в преобладающей степени будет происходить за счет средств, по которым государство не собирает налогов. При «»агрессивной»» амортизационной политике утаиваемые доходы должны выйти из «»тени»» и стать целевыми инвестиционными средствами, в результате чего налоговая база государства увеличится. Заключение Активное стимулирование инвестиционной деятельности в России при помощи как амортизационной, так и налоговой политики в целом будет способствовать оздоровлению всей экономической ситуации, ибо уменьшится потребность во всевозможных хитроумных схемах для ухода от налогообложения. Зачем «прятать» прибыль, если государство само гарантирует освобождение ее от налога в обмен на инвестиции? В таких условиях предприниматели направляют свои помыслы на модернизацию и расширение производства, на ослабление конкурента, который «прячет» прибыль, на увеличение массы своей прибыли за счет сокращения ее нормы, а это прямой путь к снижению цен. Таким образом, в стране возникнут совсем другие психологические и экономические установки. Можно сказать, что государство в данных обстоятельствах начинает вести «честную игру» с хозяйственными субъектами. Оно предоставляет предпринимателям дополнительные средства за счет бюджета, а требует взамен только одного — потратить их на инвестиции. В итоге государство получает рост эффективности экономики, ускорение ее развития, создание новых рабочих мест, повышение производительности труда, улучшение качества продукции и т.д. И конечно же, полную компенсацию отвлеченных из бюджета средств в виде возросшего объема собираемых налогов и улучшения их структуры. Использованы источники 1. Абрамов М. Д. Виноват не только кризис. «»Журнал новой экономической ассоциации»» № 3-4, 2009, с. 239. 2. Инвестиции в России. М. 2005, с. 11, 50 3. Инвестиции в России. М., 2007, с. 11, 88,229 4. Инвестиции в России. М., 2009, с. 11, 16,45, 139,217,230 5. Российский статистический ежегодник. М., 2008, с. 717 6. Статистический бюллетень №4(155). Инвестиции в основной капитал в РФ в 2008 г. Росстат РФ, 2009. 7. Statistical Abstract of the U. S. Washington. 2010. Tables 657, 658. 8. Российский статистический ежегодник. М., 2009, с. 32, 326 9. Инвестиции в России. М., 2009, с. 47, 139,217. RUSTUDENTU.RU