1444.Учебная работа :Анализ проблем занятости и безработицы на рынке труда России

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...

Анализ проблем занятости и безработицы на рынке труда России»,» 17 ВВЕДЕНИЕ безработица занятость рынок труд Актуальность выбранной для изучения и исследования темы безработицы, её видов, причин, последствий и способов борьбы выражается в чрезвычайном значении чёткого качественного анализа текущих ситуаций в сфере занятости населения в целях оптимизации функционирования экономики страны в целом. Такие показатели рынка труда, как занятость и безработица являются одними из наиболее значимых в структуре макроэкономических показателей. Их анализ определяет направления государственного воздействия на общую социально-экономическую ситуацию в России в части приложения результатов исследований к современным условиям становления рыночного хозяйствования в Российской Федерации. Экономические характеристики проблем занятости и безработицы сегодняшней России должны дать возможные рекомендации по совершенствованию трудовых отношений и связанных с ними аспектов. Целью исследования является анализ проблем занятости и безработицы на рынке труда России и перспектив во втором десятилетии XXI века. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи: — рассмотреть теоретические аспекты безработицы и занятости на рынке труда, а также государственной политики в сфере рынка труда России; — охарактеризовать тенденции развития и текущие аналитические показатели занятости и безработицы по данным за 2009-2010 гг. в России; — представить проблемы и перспективы занятости и безработицы на рынке труда РФ в сравнении с трудовыми рынками других европейских стран. Объектом настоящей курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся на рынке труда Российской Федерации в связи с трудоустройством и занятостью. Цели и задачи работы определили её структуру. Курсовая работа состоит из следующих частей: — Введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели, задачи, структура курсовой работы. — Теоретическая часть, в которой излагаются теоретические аспекты безработицы и занятости на рынке труда, государственного регулирования рынка труда. — Практическая часть, в которой рассматривается история развития проблем занятости и безработицы в современной России, анализируются показатели рынка труда РФ текущего периода с использованием цифрового материала и раскрываются перспективы решения проблем занятости и безработицы. — Заключение, содержащее общие выводы и предложения в целом по работе; — Библиографический список — 30 наименований использованных источников. В качестве исходной информационной базы использовались материалы Федеральной службы РФ по статистике, труды учёных в области демографии и рынка труда. Практическая значимость заключается в том, что результаты проведённого аналитического исследования могут быть использованы при разработке стратегии развития рынка труда в России на период до 2015 года и реализации задач государства по значительному повышению уровня и качества жизни населения Российской Федерации. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ. ЕЁ ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ 1.1 Объяснение безработицы и занятости с точки зрения законов рынка труда Проблемы безработицы и занятости необходимо рассмотреть с точки зрения экономических законов функционирования рынка труда. Так, “рынок труда — система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда” Рынок труда и доходы населения: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям. // Под общ.ред. Н.А.Волгина. — М.: Филинъ, 2008 — с. 25. Функционально — организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости. На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли — продажи. Продавцы — это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели — это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется. На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам. Рабочая сила на рынке факторов производства является важнейшим товаром. Как и на любом другом рынке, на рынке труда существует спрос на рабочую силу и ее предложение. Ценой выступает заработная плата. Рынок труда подразумевает Ковалев С.Г. Социально-культурный подход в исследовании рынка труда. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009 — с. 39 [18, с.35]: — наличие добровольного выбора между занятостью и незанятостью (свободу предложения рабочей силы); — свободу найма и увольнения (свободу спроса на рабочую силу) Воспроизводство рабочей силы предполагает объективную необходимость затрат, которая включает в себя четыре элемента: 1) стоимость благ и услуг, обеспечивающих физическое существование самого рынка; 2) содержание членов семьи; 3) расходы на обучение и повышение квалификации; 4) стоимость благ и услуг, обеспечивающих умственное и социальное развитие работника. Заработная плата — есть цена, выплачиваемая за использование труда. Заработная плата является основным источником воспроизводства рабочей силы. Она определяет социально-экономический статус работника, его место на экономической лестнице в общественной системе. Заработная плата регулирует рынок труда и регулирует прибыльность фирмы. Рассмотрим эти два пункта вместе, т.к., в общем, они, можно сказать, имеют много общего. Естественно, что при прочих равных условиях, работник наймется на работу в ту фирму, где больше платят. Hо, существует и обратная ситуация, что фирме невыгодно платить слишком много, иначе ее рентабельность снижается. Начнем с рассмотрения чисто конкурентного рынка труда. Как и для любого другого конкурентного рынка, для него характерны большие количества независимых фирм, конкурирующих между собой при найме многочисленных рабочих, имеющих одинаковую (или почти) квалификацию, и при этом ни фирмы, ни рабочие не осуществляют контроль над рыночной ставкой заработной платы. А также, как и при любом другом конкурентном рынке, равновесная цена (в данном случае — заработная плата) является точкой пересечения кривых спроса и предложения. Из этого следует, что для выявления равновесной заработной платы нужно выяснить, как формируются кривые спроса и предложения на этом рынке. Имея ввиду, что на рынке труда есть много фирм, предъявляющих спрос на конкретный вид квалифицированного труда, рыночный спрос на данный вид труда можно определить путем суммирования по горизонтали всех кривых спроса на труд. Рассматривая этот пункт, мы должны сказать, что анализируем рынок в идеале, т.е. без безработицы, а также когда на предложение труда не оказывают влияния профсоюзы. Кривая предложения данного вида труда будет подниматься с увеличением количества нанимаемых рабочих, учитывая то, что при отсутствии безработицы, нанимающие фирмы будут вынуждены увеличивать зарплату, чтобы получить больше рабочих. Иными словами, чем больше денег предлагает фирма, тем больше рабочих будут заинтересованы в том, чтобы работать на нее. Это связано в первую очередь с тем, что называют издержками упущенных возможностей. Кривая предложения труда является также и кривой издержек упущенных возможностей потому, что ставка заработной платы всегда должна хотя бы покрывать (если не превышать) альтернативные заработки, которые рабочий мог бы зарабатывать на другой работе, либо в домашнем хозяйстве, либо на отдыхе. Чтобы понять лучше равновесную цену мы покажем график кривых спроса и предложения на труд Рис. 1.1 График кривых спроса и предложения на труд Как видно из графика, количество нанятых рабочих — Qc, а равновесная заработная плата, или зарплата, при которой нанялись рабочие — Wc. Hа практике каждая фирма на рынке нанимает очень малое количество рабочих по сравнению с общим количеством нанятых рабочих, поэтому ни одна из фирм не может влиять на ставку заработной платы. Из этого следует, что кривая предложения для отдельной фирмы будет совершенно эластична. Поскольку для отдельной конкурентной фирмы задана ставка заработной платы, то предельные издержки на данный ресурс (MRC) будут постоянны и равны ставке заработной плате. Каждый дополнительный рабочий добавляет свою ставку заработной платы к общим издержкам фирмы на ресурс. Тогда фирма может максимизировать свою прибыль путем найма рабочих до точки, при которой MRC равны предельному продукту в денежном выражении (MRP). Это и является правилом использования ресурсов, или MRP = MRC. На нашем графике на рисунке 1.2 самое прибыльное количество рабочих достигается в точке b и равно Qc. Рис. 1.2 — Положение равновесия предельных издержек на трудовой ресурс и предельного продукта На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом. Существовавшая ранее в нашей стране административно — командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушало мотивацию к труду. Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. В конкурентно — рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока — развитие экономики (материально — технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание. Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. 1.2 Понятие безработицы, её причины, виды и последствия Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причины данного явления разнообразны Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование: учеб. пособие для студентов факультетов социальной работы. — М.: Академия, 2007 — с.34.: — структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы; — экономический спад или депрессия, вынуждающие работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых; — политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу; — сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики; — изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы. Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные виды. Фрикционная безработица связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. Причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, поэтому требуется определенное время для «»взаимного поиска»». Добровольная безработица связана с увольнением работника по собственному желанию, в связи с неудовлетворительной заработной платой или условиями труда. Структурная безработица связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы либо к переобучению персонала. Вынужденная безработица связана с сокращением объемов производства. Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги на доходы занижены. Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, т.е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие — уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства, относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство. Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся. Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Ее суть заключается в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми. Застойная безработица: в любом обществе существует прослойка людей, которые не хотят работать. Оптимальная безработица — это безработица, уровень которой равен естественной, нормальной. Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства. В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов безработица в России обусловлена следующими факторами: — частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков); — условная безработица (непостоянная работа); — временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания); — потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность); — безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда; — безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство); — вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия); — безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации; — безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии; — безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа; — безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий; — первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов); — безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию; — безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации; — безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию; — безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы) — безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом; — безработица возвращающихся из мест лишения свободы; — безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу; — безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий); — безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест. При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие её негативные последствия Капелюшников Р.И. Российская модель рынка труда: что впереди? // Вопросы экономики. № 4, 2010 — с.27.: — безработица ведет к неполному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от неполного использования производственных возможностей; — при продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок; — рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием чего является подрыв психического здоровья нации. Оценивая, безработицу как потери общества, следует отметить также следующие факторы экономической нестабильности: — снижение покупательного спроса; — сокращение сбережений; — снижение инвестиционного спроса; — сокращение предложения, спад производств. Рост числа безработных служит благоприятным фактором для увеличения числа преступлений. 39% зарегистрированных преступлений в России совершают лица, не имеющие постоянного источника дохода, т.к. рост безработицы на 1% ведет к увеличению числа преступлений на 8%. Начало становлению рынка труда в России и его государственного регулирования формально было положено Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 “О занятости населения в РФ”, провозгласившим, что «гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду», а «принуждение к труду в какой-либо форме не допускается». Закон фактически установил право человека быть собственником своей рабочей силы (владеть, распоряжаться ею, использовать ее), отразив изменение социальных ролей работодателя и работника. С зарождением рынка труда в статистической отчетности появились сведения о безработных, численность которых может быть охарактеризована как абсолютными, так и относительными показателями. Абсолютная численность безработных дается как моментный показатель на начало каждого месяца. Внутри месячного цикла отмечается динамика: сколько безработных снято с учета, трудоустроено, оформлено на досрочную пенсию, направлено на профессиональное обучение, трудоустроено после завершения профессионального обучения. Качественный состав безработных характеризуется по полу, уровню образования, месту жительства. Особо выделяются лица предпенсионного возраста; инвалиды, военнослужащие, уволенные в запас; молодежь в возрасте 16-29 лет. К относительным показателям можно отнести процент безработных в общей численности незанятых трудоспособных граждан, поставленных на учет в службе занятости, и процент получающих пособие по безработице. Представляет интерес и рассмотрение коэффициента безработицы. В мировой практике коэффициент безработицы рассчитывается по следующей формуле: (1.1) Этот показатель отражает степень неудовлетворенности спроса на оплачиваемый труд или избытка предложения рабочей силы над спросом. Кроме общего (стандартного) коэффициента безработицы применяются и другие показатели, характеризующие различные ее стороны. Например, подсчитывают долю безработных среди молодежи, женщин, длительно не имеющих работы, и т.д. Стандартный коэффициент обычно рассчитывается за определенный период, в этом случае берутся средние месячные (годовые) показатели численности занятых и безработных. Возможно и его определение на какую-то дату. Тогда берутся абсолютные данные о числе безработных и занятых на эту дату. Принимая во внимание специфику нашей статистики, использовать стандартный коэффициент безработицы в качестве показателя избытка рабочей силы некорректно. Уровень безработицы в России, соответствующий стандартному коэффициенту, вероятно, следует исчислять по формуле (1.2) Служба занятости Российской Федерации ведет учет не только безработных, но и незанятых граждан, ищущих работу. При этом, по ее данным, численность незанятых почти вдвое превышает численность безработных. По мере развития рынка труда и совершенствования его инфраструктуры, в том числе законодательства, критерии присвоения статуса безработного будут, очевидно, меняться в сторону большего соответствия реальному положению вещей. 1.3 Государственные меры регулирования занятости населения Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей: 1) стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников; 2) наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; 3) предоставление работы каждому, кто ее ищет. На рисунке 1.3 представлены основные направления государственной политики регулирования занятости. Рис. 1.3 — Направления государственной политики регулирования занятости Меры государственной политики занятости дифференцируются по: — объекту воздействия (общие и специализированные меры); — источникам финансирования. К методам воздействия на занятость можно отнести: — прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры; — косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика. Типы государственного воздействия на занятость: — пассивный: социальная помощь незанятому населению; — активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных групп населения и т.д.), помощь регионам и т.д. Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. В соответствии с Указом Президента от 09.03.2004 № 314 “О системе и структуре органов исполнительной власти РФ” данная служба переименована в Федеральную службу РФ по труду и занятости и подчинена Министерству здравоохранения и социального развития РФ. Основные принципы работы российской службы занятости населения соответствуют международной практике. В настоящее время в России функционируют более 2,5 тысяч центров занятости. На рисунке 1.4 представлены основные направления воздействия службы занятости в сфере снижения безработицы. Рис. 1.4 — Приоритетные направления служб занятости ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЗРАБОТИЦЫ НА РЫНКЕ ТРУДА РОССИИ 2.1 Анализ показателей безработицы и занятости на территории России за период 2009-2010 гг. Численность экономически активного населения к концу 2010г. составила, по оценке Федеральной службы РФ по статистике, 71,4 млн.человек, или около 50% от общей численности населения страны. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях. В декабре 2010г. на них работало 39,1 млн.человек, или 59,4% общей численности занятых. Кроме того, в крупных и средних организациях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,9 млн. человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в крупных и средних организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в декабре 2010г. составило 41,0 млн. и было меньше, чем в октябре 2009г. на 1,4 млн., или на 3,3% (см. табл. 2.1). Таблица 2.1 Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях

Декабрь2010г.,тысяч В % к 2010г.в % к2009г. 2009г.в % к2008г. декабрю2009г. ноябрю2010г. Всего замещенных рабочих мест 40986,4 97,6 99,2 в том числе: работников списочного состава (без внешних совместителей) 39122,2 97,1 99,8 97,7 99,2 внешних совместителей 970,9 99,8 105,9 99,1 101,7 работников, выполнявших работы по гражданским договорам 893,3 81,1 98,8 93,3 94,8

Общее количество замещённых рабочих мест по итогам 2010 года — 40986,4 тыс.чел. составляет 97,6% от численности замещённых рабочих мест по итогам 2009 года, когда оно составляло 41994,3 тыс.чел. Сокращение составило 1007,9 тыс.чел. 2009 же год характеризовался снижением числа замещённых рабочих мест по сравнению с 2008 годом на 0,8% или же на 336тыс.чел. Число работников списочного состава без внешних совместителей на российских предприятиях составило в 2010 году 39122,2 тыс.чел., что ниже аналогичного периода 2009 года на 2,3% или же на 899,8 тыс.чел. В конце 2009 года число работников списочного состава без внешних совместителей по сравнению с 2008 годом также снизилось на 0,8%. Внешние совместители по итогам 2010 года на всех предприятиях РФ составили 970,9 тыс.чел., что ниже аналогичного периода 2009 года на 0,9% или же на 8,7 тыс.чел. В то же время в 2009 году наблюдалось увеличение числа внешних совместителей в сравнении с 2009 годом на 1,7%. Численность работников, выполнявших в 2010 году в России работы по гражданско-правовым договорам составило 893,3 тыс.чел. или же 98,8% от аналогичного периода прошлого года, когда эта численность составляла 904,0 тыс.чел. Таким образом это снижение составило 10,7 тыс.чел. По итогам 2010 г., по оценке Росстата, в среднем за месяц 5 млн. 943 тыс. человек, или 8,0% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда), в органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано в среднем за месяц 1 млн. 570 тыс. человек, в том числе 324,1 тыс.чел. в Чечне. В Приложении 1 нами представлена таблица по динамике численности безработных в России, а в таблице 2.2 мы представим вариацию этой таблицы с разбивкой по кварталам 2010 года. Таблица 2.2 Динамика численности безработных 2009-2010 гг.

Общая численностьбезработных Численность официальнозарегистрированных безработных тыс.человек в % к тыс.человек в % к соответ-ствующему периоду2009 года преды-дущему периоду соответ-ствующему периоду 2009 года преды-дущему периоду I квартал (в среднем за месяц) 6445 108,3 105,7 1600 123,3 112,0 II квартал (в среднем за месяц) 5879 106,1 91,2 1584 118,6 99,0 III квартал (в среднем за месяц) 5706 106,8 97,1 1523 114,5 96,2 IV квартал (в среднем за месяц) 5744 94,2 100,7 1572 110,1 103,2 Год (в среднем за месяц) 5943 103,6 1570 116,5

Итак по первому кварталу 2010 года средняя общая численность безработных составляла 6445 тыс.чел., что составило 108,3% от уровня 2009 года, когда средняя общая численность безработных (по методике МОТ) выражалась в 6393 тыс.чел. Итого по первому кварталу 2010 года рост общей численности безработных составил 52 тыс.чел. Средняя численность официально зарегистрированных безработных в службе занятости в первом квартале 2010 года составляла 1600 тыс.чел., т.е. на 23,3% выше, чем по итогам первого квартала 2009 года. Абсолютный рост числа официально зарегистрированных безработных по сравнению с первым кварталом 2009 года составил 373 тыс.чел. По II кварталу 2010 года можно сделать следующие выводы: средняя общая численность безработных (по методике МОТ) составила 5879 тыс.чел., что выше показателей II квартала 2009 года на 6,1%. Во II квартале 2009 года этот показатель составлял 5520 тыс.чел. Общий прирост общей численности составил 358,6 тыс.чел. Однако, по сравнению с I кварталом 2010 года произошло существенное снижение данного показателя на 8,8% или же на 566 тыс.чел. Средняя численность официально зарегистрированных безработных во II квартале 2010 года составила 1584 тыс.чел. и возросла в сравнении с аналогичным периодом 2009 года на 18,6% или на 295 тыс.чел. Но произошло уменьшение численности официально зарегистрированных безработных II квартала 2010 года по сравнению с I кварталом на 1,0%, т.е. на 16 тыс.чел. III квартал 2010 года характерен тем, что по его результатам произошло снижение средней общей численности безработных (согласно методике МОТ) по сравнению с предыдущим кварталом 2010 года на 173 тыс.чел., или же на 2,9%. Однако, в сравнении с 2009 годом этот показатель увеличился на 6,8%, что выразилось в увеличении средней общей численности безработных на 388 тыс.чел. Средняя численность официально зарегистрированных в службе занятости безработных по итогам III квартала 2010 года в сравнении со II кварталом 2010 года снизилась на 3,8%, что в абсолютном выражении составило 61 тыс.чел. В последнем IV квартале 2010 года наблюдалось некоторое увеличение средней общей численности безработных по сравнению с III кварталом на 38 тыс.чел., т.е. на 0,7%. Но положительным фактом является то, что в сравнении с аналогичным периодом 2009 года произошло существенное снижение средней общей численности безработных на 5,8% или же в абсолютном выражении на 333 тыс.чел. Официально же зарегистрированные безработные по итогам IV квартала 2010 года увеличились по сравнению с III кварталом на 49 тыс.чел. ( 3,2%). В сравнении же с IV кварталом 2009 года увеличение этого показателя составило 10,1%. Т.е. число официально зарегистрированных безработных в службе занятости возросло по сравнению с IV кварталом 2009 года на 159 тыс.чел. Сделаем общий вывод: в целом за 2010 год средняя общая численность безработных составляла 5943 тыс.чел., что, в основном, было вызвано высоким показателем начала года — I квартала. Наблюдается увеличение данного показателя по сравнению с 2009 годом на 3,6%, когда средняя общая численность безработных (по системе МОТ) составляла 5729 тыс.чел. Произошло общее увеличение средней общей численности безработных на 214 тыс.чел. Также настораживает значительное увеличение численности официально зарегистрированных в органах службы занятости безработных. Данное увеличение по сравнению с 2009 годом составило 16,5%. Это не совсем обнадёживающий показатель. Он говорит о том, что в органах службы занятости зарегистрировалось на 259 тыс.чел. больше, чем в предыдущем году. Как говорилось в первой части работы, забастовки являются одним из методов воздействия на ситуацию на рынках труда. Стоит отметить, что данная форма воздействия больше свойственна всё-таки зарубежным рынкам труда, где роль профсоюзов как организаторов движений в направлении увеличения заработной платы и предоставления социальных гарантий работникам, более высока. Но в России также происходят забастовки, которые в той или иной мере воздействуют на тенденции рынка труда. В Приложении 2 к работе нами приведены аналитические данные Федеральной службы РФ по статистике в отношении забастовок, проходивших на российских предприятиях в 2009-2010 гг. В таблице 2.3 мы проанализируем динамику и тенденции забастовок в Российской Федерации. При организации статистического наблюдения под забастовкой понимается временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей в целях разрешения трудового спора. Началом или окончанием забастовки считается дата принятия решения о начале или окончании забастовки на собрании трудового коллектива. Таблица 2.3 Динамическая характеристика забастовок на территории РФ за период 2009-2010 гг.

№ п/п Число организаций,в которых прошли забастовки,единиц Число участников,тыс.человек Не отработанорабочего времени,тыс.человеко-дней 1 2009 2010 (+/-), ед. 2009 2010 (+/-), тыс.чел. 2009 2010 (+/-), тыс.ч-д. 2 80 67 — 13 3,9 5,7 +1,08 29,1 29,5 + 0,4

Анализируя таблицу 2.3, можно сделать ряд выводов. Так, по итогам 2010 года произошло сокращение общего числа организаций, в которых произошли забастовки на 13 единиц. Относительное снижение числа таких организаций в 2010 году по сравнению с 2009 годом составило 16,25%. Что же касается числа непосредственных работников, участвовавших в забастовках по итогам прошедшего 2010 года, то очевидно, что произошло значительное их увеличение. Абсолютный прирост числа участников забастовок составил в 2010 году 1 тысячу 80 человек. Относительный же прирост, соответственно, составил 27,69%. Этот показатель свидетельствует об активизации забастовочного движения в России в прошедшем году, хотя, всё же, это движение не столь велико в настоящее время. Если рассматривать количество неотработанного времени, вызванного забастовками, то по итогам 2010 года оно составило 29,5 тыс. человеко-дней. Это выше по сравнению с этим показателем 2009 года на 400 человеко-дней или же в относительном выражении на 1,37%. На мой взгляд, такие потери рабочего времени в масштабах Российской Федерации не оказали сколько-нибудь существенного влияния на общий уровень валового внутреннего продукта. Однако, всё равно, данные о забастовочном движении требуют от государственных органов должного внимания и тщательного анализа. 2.2 Сравнительный анализ проблем безработицы и занятости России и стран Центральной и Восточной Европы По прошествии почти двадцати лет экономических реформ со времён распада Советского Союза можно говорить о формировании специфической «»российской модели рынка труда»». Однако, ее ключевые особенности не до конца осознаны экспертами, политиками и общественным мнением.. Но опыт свидетельствует, что рынок труда в России в своих проявлениях не хаотичен, а подчиняется вполне определенной логике. Важно отметить, что эта модель никем не конструировалась по заранее составленному плану. Она складывалась спонтанно, под воздействием решений, которые принимались независимо друг от друга государством, предпринимателями и работниками. “В зарубежных исследованиях приняты две альтернативных модели «»переходного»» рынка труда: первая модель распространена в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), вторая — в России и других республиках бывшего СССР (страны Балтии — промежуточное звено)” Муравьева Н.В. Неформальная занятость в странах Центральной и Восточной Европы. // Труд за рубежом. № 7, 2009 — с.31.. Эволюция трудовых отношений в странах ЦВЕ соответствовала исходным ожиданиям, сопровождавшим старт рыночных реформ. Все они с более или менее существенными вариациями воспроизводили тот тип рынка труда, который хорошо известен из опыта ведущих стран Западной Европы (Бельгии, Германии, Испании, Франции, Швеции и др.) — высокая защита занятости, сложные механизмы заключения коллективных договоров, сегментацией рабочей силы и устойчивой долговременной безработицей. Переходное состояние экономики накладывало отпечаток на функционирование рынков труда в странах ЦВЕ. Многие проблемы, с которыми они сталкивались, были незнакомы странам со зрелой рыночной экономикой (например, изменение заработной платы в связи с резким падением спроса на рабочую силу в условиях трансформационного кризиса, необходимость перемещения значительной массы работников из государственного сектора в частный и др.). Кроме того, они не располагали достаточными финансовыми ресурсами, характерными для «»устоявшихся»» рынков труда. В тех же случаях, когда такой набор институтов механически переносился в переходную экономику, результаты оказывались обескураживающими. Лучший пример такого рода — земли бывшей ГДР, где подобный перенос привел к возникновению крайне высокой и продолжительной безработицы. Однако ориентация стран ЦВЕ на западноевропейский опыт не подлежала сомнению, и чем дальше шло его освоение, тем больше эти рынки труда приближались к западному прототипу со всеми присущими ему достоинствами и недостатками, проблемами и ограничениями. Первоначально ничто не предвещало, что развитие российского рынка труда пойдет по иному сценарию и что его итогом станет формирование специфической модели, во многом отличной от утвердившейся в странах ЦВЕ. С самого начала Россия вслед за другими реформируемыми экономиками начала вводить стандартный набор институтов, действующих в данной сфере: — законодательный минимум заработной платы, — система страхования по безработице, — легализация забастовочной деятельности, — многоступенчатая система коллективных переговоров, — установление налогов на фонд оплаты труда, — политика налогового ограничения доходов, — индексации заработной платы и т.д. Это были стандартные шаги. Отсюда — вполне закономерные ожидания, что в России рынок труда будет работать примерно так же, как и в других постсоциалистических странах, раньше вступивших на путь реформ. Правда, можно было предполагать, что масштаб проблем окажутся иными: «»сброс»» предприятиями рабочей силы — активнее, безработица — выше, трудовые конфликты — многочисленнее, инфляционное давление со стороны издержек на рабочую силу — сильнее и т.д. К тому же, рынок труда РФ сохранил немало советских законодательных норм и ограничений, которые так и не были отменены (старый КЗОТ действовал вплоть до начала 2002 года, когда в действие был введён новый Трудовой кодекс РФ). Первые пореформенные годы прошли под знаком скорой катастрофы, которая, как представлялось, неминуемо должна была разразиться в сфере занятости. Однако этим катастрофическим прогнозам не суждено было сбыться. Как повел себя российский рынок труда в условиях переходного кризиса? 1. Занятость в российской экономике оказалась устойчивой и не слишком чувствительной к шокам переходного процесса. За весь пореформенный период ее падение составило 12-14% и было явно непропорционально масштабам сокращения ВВП, которое, по официальным оценкам, достигало 40% (в нижней точке кризиса). Колебания в занятости были слабо синхронизированы с колебаниями в объемах производства. В большинстве стран ЦВЕ картина была иной: между темпами сокращения занятости и темпами экономического спада поддерживался примерный паритет. Численность занятых уменьшилась в них на 20-25% при сравнимой или даже меньшей величине падения ВВП. 2. По масштабам спада Россия превосходила страны ЦВЕ, естественно было бы ожидать, что и по масштабам незанятости она также окажется в числе «»лидеров»». Но рост безработицы был выражен слабее и носил менее «»взрывной»» характер, растянувшись на длительный период. В странах ЦВЕ старт рыночных реформ ознаменовался взлетом открытой безработицы. Практически везде она быстро преодолела 10%-ную отметку, а в ряде случаев (Болгария, Польша, Словакия) превысила 15-20%. Ситуация стабилизировалась к середине 1990-х годов, когда большинству стран ЦВЕ удалось преодолеть переходный кризис. В России же не отмечалось каких-либо резких скачков в динамике безработицы. Ее рост был медленным и постепенным, и лишь на шестом году рыночных реформ она перешагнула 10%-ный рубеж, достигнув уровня, который установился в большинстве других постсоциалистических стран уже после возобновления экономического роста. Но стоило российской экономике вступить в фазу оживления, как показатели безработицы стремительно пошли вниз, уменьшившись более чем в полтора раза — с максимальной отметки 14,6%, зафиксированной в начале 1999 года, до 8,0% в конце 2003 года. Таких темпов сокращения безработицы не знала ни одна другая переходная экономика. Как видим, характер российской безработицы был очень необычен для переходных экономик: а) траектория ее изменения была плавной, без резких скачков, вызванных разовыми выбросами на рынок труда больших масс безработных; б) ее уровень никогда не достигал пиковых значений, характерных для большей части других постсоциалистических стран; в) с началом выхода из трансформационного кризиса ее сокращение происходило намного быстрее, чем в остальных переходных экономиках; г) если судить о ситуации на рынке труда по более высокому из двух показателей — уровню либо общей, либо регистрируемой безработицы, то Россия с ее контингентом безработных 8-9% входит вместе с Венгрией и Чехией в тройку наиболее благополучных экономик переходного типа. 3. Необычная черта российского рынка труда — резкое сокращение продолжительности рабочего времени. На протяжении первой половины 1990-х годов среднее количество рабочих дней, отработанных рабочими в промышленности, сократилось почти на месяц. Такого не знала ни одна из стран ЦВЕ, где показатели рабочего времени оставались достаточно стабильными. 4. По официальным данным, снижение реальной оплаты труда в России за период 1991-2000 гг. составило около 60%, что было вызвано: повышением номинальных ставок заработной платы в меньшей пропорции, чем рост цен; решениями руководства о невыплате премии и других выплат, предоставляемых по решению руководства предприятий; систематические задержки в ее выплате. Экономики стран ЦВЕ также испытали значительное падение трудовых доходов населения, хотя в большинстве из них оно оказалось менее внушительным (как правило, в пределах 30-35%). Но, например, в Болгарии реальная заработная плата сократилась по сравнению с дореформенным периодом более чем вдвое. 5. Во всех странах ЦВЕ смена экономического режима была сопряжена с усилением неравенства в распределении трудовых доходов. Однако в странах ЦВЕ оно так и осталось достаточно умеренным. В России же углубление дифференциации в заработках было исключительно резким: если в 1991 году значение коэффициента Джини равнялось 0,32, то к концу 1990-х годов — уже 0,45. В настоящее время по этому показателю Россия в полтора-два раза опережает страны ЦВЕ. 6. На протяжении переходного периода в российской экономике происходил интенсивный оборот рабочей силы. Коэффициент валового оборота, определяемый как сумма коэффициентов найма и выбытия, достигал 43-55% для всей экономики и 45-60% для промышленности, что свидетельствует о ежегодном «»перетряхивании»» занятого персонала. В других переходных экономиках интенсивность найма с началом рыночных реформ резко снижалась. В России же найм продолжал поддерживаться на устойчиво высокой отметке. Другая, не менее парадоксальная черта — доминирование добровольных увольнений. В странах ЦВЕ основная часть выбытий приходилась на вынужденные увольнения. В России преобладали увольнения по собственному желанию, достигавшие 16-20% от среднесписочной численности, или 65-74% от общего числа выбывших. 7. На российском рынке труда стали популярны разнообразные нестандартные способы адаптации: работа в режиме неполного рабочего времени, вынужденные административные отпуска, вторичная занятость и занятость в неформальном секторе, задержки заработной платы и теневая оплата труда. Эти приспособительные механизмы были выработаны самими рыночными агентами с тем, чтобы оперативно реагировать на неожиданные изменения экономической и институциональной среды. Конечно же, в различных видах они встречались и в странах ЦВЕ, однако нигде их размах и разнообразие не были столь значительными, как в России, где неофициальная заработная плата достигала 40% от официальной. 8. Как ни странно, забастовочная активность в России поддерживалась на относительно невысокой отметке. В первой половине 1990-х годов потери от забастовок в расчете на тысячу занятых составляли от 3 до 25 рабочих дней, во второй половине число потерянных рабочих дней увеличилось до 45-84, но к концу десятилетия вновь упало до трех дней. По международным стандартам этот уровень достаточно умеренный. Например, в странах ОЭСР в 1985-1992 гг. потери от забастовок достигали в среднем 340 дней в расчете на тысячу занятых. 9. Введенная в России система поддержки безработных с формальной точки зрения являлась в чем-то более щедрой, чем аналогичные системы, принятые в странах ЦВЕ. Если исходить из установленного законодательством процентного отношения пособий к заработной плате по последнему месту работы безработного, то по данному показателю Россия превосходила страны ЦВЕ. Что касается продолжительности выплат, то в России до 2000 года она была единой для всех безработных и равнялась 12 месяцам, и только в 2000 году для некоторых групп это срок был сокращен до полугода. В странах ЦВЕ максимальная продолжительность выплат была короче и сильно дифференцировалась для различных категорий безработных. Таким образом, в России, как ни странно, произошли относительно небольшие потери в занятости. Безработицу в нашей стране в период перехода РФ к рынку можно отнести к категории умеренной. Забастовочная активность в России невысока в сравнении с западными государствами. ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ ДО 2015 ГОДА Россия как и все мировое сообщество в настоящее время испытывает последствия общего финансового кризиса и борется с его негативными эффектами. Уровень жизни жителей России во многом определяет ситуация в сфере занятости. 1. В сфере занятости населения необходимо поддержать общий уровень безработицы в ближайшие 2 года на уровне 8%, а в дальнейшем начать её плановое снижение к 2015 году до естественного уровня безработицы — той норме безработицы, которая устанавливается в равновесном состоянии экономической системы России, когда фактическая инфляция совпадает с ожидаемой. Эта норма для России к 2015 году должна быть выражена в 3 — 3,5 % экономически активного населения. 2. Необходимо признать приоритет социального партнерства по закону над государственным управлением трудом. Необходимо тщательно определить роль государства в обеспечении занятости, включая отказ от попыток унифицировать нормы социальной и экономической «защищенности» от безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной администрации систему активного содействия безработным на основе страховых взносов. 3. Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно чётко распределить явную и скрытую безработицы: передать безработных, лишь имитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации. 4. Возможно некоторое форсирование безработицы до 2013 года (но без выхода её за пределы 8%), т.к. на базе предложения труда формируется мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики. 5. Главным фактором улучшения сферы трудовых отношений должно стать существенное увеличение средней зарплаты россиянина, приведение минимального законодательного размера оплаты труда к уровню прожиточного минимума. В соответствии с Трудовым кодексом размер МРОТ должен соответствовать величине прожиточного минимума, однако на деле выполнения законодательных норм не происходит. 6. Формирование системы трудовых отношений в обществе на основе принципов трипартизма: государство — работодатель — работник. При этом инструменты и механизмы реализации государственной политики не должны терять своей практической значимости при воздействии на реальный сектор экономики и занятость. Целью всех заключаемых коллективных соглашений и договоров должно являться обеспечение непрерывного роста уровня жизни работников данного предприятия (отрасли, страны в целом). Обращаясь к российской практике применения коллективных соглашений можно сказать, что, несмотря на обязательность их заключения, реальная отдача от них носит в настоящее время в большей степени формальный характер. Гарантируемый государством минимальный размер оплаты труда в фактически означает отказ от каких-либо требований к работодателю по уровню заработной платы работников и перенос всей тяжести решения этой проблемы на уровень предприятия. К 2010 г. ситуация такова, что отношение МРОТ к прожиточному минимуму остается находится на уровне 33%, что безусловно выше, чем в 90-е года, когда МРОТ составлял 10—15% от величины прожиточного минимума. В связи с тем, что на основе МРОТ строится большинство социальных выплат и пособий, государственные социальные гарантии не выполняют возложенных на них функций. 7. Разработка грамотной промышленной и инвестиционной политики на федеральном уровне должна привести к ускорению процессов создания рабочих мест не только за счет собственных средств предприятий, но и средств региональных и местных бюджетов. Также для этих целей должны более активно использоваться банковские кредиты. Предприятиям необходимо обновление основных фондов, темп выбытия которых сейчас выше обновления в 3—4 раза, что приводит к сокращению рабочих мест и занятости. Старение оборудования (средний фактический возраст активной части основных фондов превышает 35 лет) вызывает дополнительные издержки на его содержание, усиливая инфляционное давление на экономику. 8. Приоритетное внимание к персоналу — основному фактору производства, центральному резерву экономического роста и конкурентоспособности. Существующий мировой уровень инвестирования в персонал вышел на 5—10% от ФОТ, в России этот показатель не превышает 1—2%. Существовавшая ранее государственная система повышения квалификации и переподготовки кадров так и не смогла трансформироваться во внутрифирменную, хотя частично в решении этой проблемы принимают участие высшие и средние профессиональные образовательные учреждения. 9. Можно рекомендовать проведение на государственном уровне социальную экспертизу инвестиционных проектов и программ с целью определения влияния на занятость и динамику количества и структуры рабочих мест. Целью введения экспертизы должно стать выделение наиболее трудоемких проектов и, одновременно, с наименьшими сроками окупаемости, а также минимальными затратами на создание новых рабочих мест с позиций максимального экономически эффективного спроса на труд.