1441.Учебная работа :Анализ проблем безработицы в США, России, Западной Европе

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Анализ проблем безработицы в США, России, Западной Европе»,» Введение Сфера труда — важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения — наша действительность. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.[10; ст. 443] Достижение высокого уровня занятости — одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер. В России показатель численности экономически активного населения постоянно снижается. Главная причина — убыль населения, рост безработицы и рост убыточных предприятий. В результате количество предприятий, на которых проходили забастовки все больше возрастает. Цель курсовой работы — изучение и анализ проблем безработицы, проведение сравнительного анализа в США, России, Западной Европы. Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач: 1) Раскрыть понятия безработицы, сущности и её структуры; 2) Проанализировать проблемы безработицы в развитых странах на примере: России, США, Западной Европы; 3) Раскрыть пути решения безработицы в России, США, Западной Европы. 1. Теоретические подходы к понятию безработицы безработица занятость россия европа 1.1 Понятия безработицы и причины её образования Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. На различных этапах развития человеческого общества эффективность использования рабочей силы была различной. Первобытному обществу свойственны были полная занятость всего трудоспособного населения общины и одновременно перенаселение отдельных территорий; отсюда постоянная борьба племен за территорию. При рабстве имела место полная занятость всех рабов и относительное перенаселение свободных граждан, часть которых становилась колонистами или воинами, их основным назначением было пополнение армии рабов. При феодализме и азиатском способе производства имело место абсолютное и относительное аграрное перенаселение, часть людей была скрыто излишней, некоторые из них уходили в отхожие промыслы, другие пополняли армию, назначение которой было в захватывании новых земель. В условиях чистого капитализма на индустриальной стадии его развития, при господстве рыночных отношений возникло новое социально-экономическое явление — армия безработных. Причиной падения спроса на продукцию является сокращение личных доходов, а уменьшение этих доходов вызывается демографическими причинами: темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Следовательно, причину безработицы надо искать в чрезмерно быстром росте населения. Современный опыт социального развития показал однако, что во многих высокоразвитых странах имеет место предельно низкая рождаемость и даже абсолютное сокращение населения, однако безработица существует. Значит, причины безработицы — в другом. Принципиально иное объяснение причин безработицы дал К. Маркс. По его мнению, причиной безработицы является не рост заработной платы, не быстрые темпы роста народонаселения, а накопление капитала в условиях роста технического строения промышленного производства. Другой причиной является банкротство предприятий в условиях рынка. Факторами, усиливающими безработицу, являются кризисы и спады, миграция сельского населения в город. [1,ст. 56] 1.2 Сущность безработицы Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть населения трудоспособного возраста не может найти работу. Безработица расцветает во время экономического спада в стране, когда сокращается число рабочих мест. Но и в нормальных условиях развития экономики имеет место безработица — это так называемая «естественная» безработица — безработица в пределах 4 — 5%, которую можно считать экономически приемлемой. Основными причинами безработицы являются: высокая заработная плата (классическая теория); низкий уровень спроса (кейнсианство); недостаточная гибкость рынка труда (монетаризм). Основными параметрами, характеризующими состояние занятости являются: экономически активное население, экономически неактивное население, занятые, безработные, уровень безработицы. Непосредственно количественно безработица измеряется следующими параметрами: 1. уровнем безработицы — долей официально зарегистрированных безработных от численности всей рабочей силы; 2. продолжительностью безработицы — временем пребывания в качестве безработного. По российскому законодательству, безработным признается любое лицо в возрасте 15-72 лет, которое одновременно удовлетворяет следующим условиям: — не является занятым и не имеет заработка; — занимается поиском работы, т.е. обращается в государственную или коммерческую службу занятости, использует или помещает объявления в печати, непосредственно обращается к работодателю, использует личные связи, или предпринимает шаги к организации собственного дела. Безработица может быть добровольной, существовать при наличии свободных мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы, либо сам характер труда. Вынужденная безработица связана с установлением заработной платы выше точки рыночного равновесия, когда возникает разрыв между спросом на труд и его предложением. Современная Западная экономическая наука выделяет несколько форм безработицы. Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные типы (Рисунка.1.1). Рисунок.1.1 — Типы безработицы Из Рисунка 1.1 следует, что существуют следующие типы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, застойная, добровольная, сезонная. Рассмотрим их более подробно. Начнем с той формы безработицы, о которой можно вести речь фактически в любом обществе и которая во многом является необходимым следствием активных структурных перестроек экономики: Фрикционная безработица. Рабочие имеют различные склонности и способности, а к каждому конкретному рабочему месту предъявляются определенные профессиональные требования. Кроме того,система распространения информации о претендентах на рабочие места является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. В самом деле, поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда, безработный может даже отказаться от первого предложенного ему рабочего места. Помимо этого, рабочие неожиданно для себя, могут оказаться уволенными в случае, если предприятие становится банкротом, если качество их работы признается неудовлетворительным. Безработица, вызванная тем, что установление соответствия между работниками и рабочими местами требует времени, называется фрикционной безработицей .[4ст 463] В какой-то мере эта безработица является желательной т.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест. Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у “фрикционных” безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой. Если речь идет о систематическом высвобождении работников предприятий, которые должны свертывать свою деятельность вследствие ее технологической или экономической неэффективности, вследствие того, что научно-технический и социальный прогресс требует переструктурирования экономической жизни, то такого рода высвобождение рабочей силы должно считаться безусловно позитивным процессом, так как это высвобождение работников в одних сферах всегда сопровождается параллельным появлением значительного числа вакансий рабочих мест в новых отраслях и сферах деятельности, порождаемых научно- техническим развитием. Однако все это воплощается в реальность только при условии, что в обществе действуют социально-экономические отношения, обеспечивающие гибкую занятость, взаимное соответствие структур рабочей силы и производства, при том, что перестройка структуры занятости является не принудительной, а базирующейся на свободном доступе каждого работника к системе переквалификации, получения дополнительного образования, смене места работы, жительства и т.д. Между тем, в конкретных условиях переходной экономики фрикционная, структурная безработица принимает, как правило, иррациональные формы, закрытие предприятий идет гораздо быстрее, чем образование новых рабочих мест в перспективных отраслях, усугубляясь к тому же и опережающим спадом в сферах, которые, напротив, заслуживают наибольшего развития (высоких технологий, наукоемкого производства) и требуют квалифицированной рабочей силы. В результате сегодня в России инженеры и ученые переквалифицируются в продавцов и грузчиков. Другой классической формой безработицы является циклическая безработица. Ее вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше. Однако циклическая безработица в условиях переходной экономики имеет ряд существенных особенностей. В экономике переходных обществ циклическая безработица фактически превращается в перманентную безработицу периода постоянного свертывания производства. Более того, постепенное, временное оживление экономики в гораздо меньшей степени приводит к рассасыванию безработицы, чем это можно было ожидать. Причины этого достаточно понятны: модель «шоковой терапии», приводящая к глобальному спаду, разрешает противоречия экономического роста прежде всего за счет трудящихся. Постепенно, конечно, создаются формы общественных работ или другие механизмы парирования наиболее жестких последствий безработицы. Однако циклическая безработица, связанная с устойчивой тенденцией к спаду экономики, является главной формой безработицы в переходной экономике. Фактически такая стабильная безработица может быть названа скорее застойной, нежели циклической. Застойная безработица наиболее характерная для экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности. Такая безработица включает работников, потерявших надежду найти работу, а подчас и не ищущих ее. Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых “бомжей” не привели к переориентации этой категории населения. Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается безработица), в другие уменьшается (а безработица возрастает). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства (а значит, и занятости), относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство. Наконец, скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя назвать безработными, однако фактически они являются таковыми. Следовательно, скрытая безработица является скорее даже не безработицей, а неэффективной занятостью.Таким образом безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость — нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие «полная занятость» не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.[9; ст. 384] 1.3 Структура безработицы Наиболее естественна и безопасна фрикционная безработица — вызванная постоянными изменениями в структуре производства и потребления товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник — нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, хотя она и относится к той работе потребность в которой уже снизилась. Фрикционную безработицу социологи считают обязательным условием поддержания эффективности экономики и постоянного обновления производства. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность, продолжающаяся до тех пор, пока квалифицированные специалисты не изменят свою специализацию. Потому фрикционная безработица — явление, которое устранить, не только невозможно, но и нецелесообразно. Будем считать этот тип безработицы, неизбежной платой общества за промышленное развитие, то есть в чем-то даже положительным явлением. Куда больше опасна структурная безработица, вызываемая крупными изменениями экономики, когда производство избавляется от предприятий, и даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Поэтому структурная безработица весьма опасна в качестве катализатора социальных волнений. Именно структурная безработица в Англии 80-х привела к масштабной забастовке в горнодобывающей отрасли, имевшей огромный внутренний и международный резонанс. Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике занятости. К сожалению, стоит признать, что в России государство не делает почти ничего для смягчения последствий структурной безработицы, а ведь именно она была основным видом безработицы в период экономического спада и сейчас продолжает угрожать целым отраслям. Особенно в связи с все усиливающейся конкуренцией со стороны дешевых товаров из Китая, а также в связи с возможным вступлением России в ВТО, что грозит похоронить целые отрасли национальной промышленности. Безработица, связанная с экономическими циклами спада-подъема, носит название циклической. Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. Так, например, с циклической безработицей охватившей США в годы великой депрессии правительство Рузвельта боролось созданием специальных организаций общественных работ, которые гарантировали всем безработным рабочее место и заработную плату за счет реализации масштабных государственных программ. Таким способом было построено немало знаменитых американских дорог очень высокого качества, и была обеспечена транспортная связность огромной страны не только за счет железнодорожных средств сообщения. Опять же стоит отметить, что ничего подобного в России не осуществляется и не планируется и в результате серьезных средств для борьбы с циклической безработицей у нас нет. А ведь экономика не может находиться на подъеме бесконечно. Вспомним США, ведь эта страна перед великой депрессией испытывала целую череду лет экономического подъема и роста благосостояния. Характерной чертой безработицы в России является то, что она значительно ниже, чем можно было бы ожидать исходя из уровня спада производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства, а в значительной степени с недостатками системы государственной статистики, о чем мы говорили в прошлой статье. Очень неприятна для общества безработица в закрытых городах в связи с конверсией и «городах одного предприятия» вследствие остановки предприятий. Эти виды безработицы почти не заметны в столице и крупных городах, но для русской провинции и малых городов являются настоящей угрозой ставящей тысячи людей на грань выживания. Очень болезненно воспринимается первичная безработица, когда вчерашние выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов не могут найти работу обеспечивающую им средства к существованию. Это в свою очередь тесно связано с недостаточным развитием производящего сектора промышленности, потому что «»работу в офисе»» могут массово предоставить только крупные города, а работа чернорабочим на стройке непривлекательна для специалиста с высшим образованием, притом, что его потенциал можно использовать куда эффективнее.[2ст,107-108] Последний источник безработицы — экономическая миграция, когда в Россию в огромных масштабах проникают трудовые ресурсы из стран бывшего СССР и благодаря дешевизне рабочей силы эффективно вытесняют русских рабочих с их рабочих мест. К сожалению, дешевая рабочая сила из числа трудовых эмигрантов очень плохо отражается на развитии экономики страны принимающей трудовую миграцию. Ведь помимо кратковременного эффекта связанного с уменьшением затрат мы получаем долгосрочные затраты на ассимиляцию приезжих, на их социальную защиту, обучение их детей. А доходы, которые они получают в России, не остаются работать на экономику нашей страны, а вывозятся за рубеж. Неудивительно, что некоторые сопредельные страны одним из основных источников существования своих жителей имеют поступления средств от уехавших в Россию граждан этих государств.[3 ст 32] Забота государства о достижении в стране полной и эффективной занятости населения является важнейшим аспектом государственной политики на рынке труда. Поэтому трудовая программа правительства должна стать одним из приоритетов развития страны. От того, когда это произойдет и произойдет ли вообще, зависит развитие нашей страны на годы вперед. 2. Проблемы безработицы в США, России, Западной Европы 2.1 Проблемы безработицы в России Источником регулярных данных о занятости и безработице в России служат результаты обследований, проводимых государственными органами статистики, научными учреждениями, общественными организациями и др. Проанализируем статистические данные по динамике безработицы в стране за 2007-2008 гг., представленные в Таблице 2.1. Таблица 2.1 — Анализ безработицы в стране за 2007-2008 гг.

Данные по стране: 2007 2008 Численность населения (тыс. чел.) 142009 142538 Экономически активное население (тыс. чел.) 75159 75737 Численность безработных (тыс. чел.) 4588 6050 Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости 1553,0 2035,0 Уровень общей безработицы (%) 7,9 7,7 Уровень, зарегистрированной безработицы (%) 2,7 3,6 Среднемесячная заработная плата (руб.) 13593,4 16453,5 Прожиточный минимум в среднем на душу населения (руб. в месяц) 3859 4005

Итак, как видно из Таблицы 2.1, рынок рабочей силы испытывает постоянные колебания. Численность экономически активного населения в период с 2007 по 2008 гг. постепенно увеличивается на 3346 тыс. чел., наблюдается снижение количества безработных граждан, и, следовательно, уровень безработицы приобретает тенденцию к снижению с 11,7% до 7,7%. Однако в конце 2008-начале 2009 гг., в связи со сложившейся общемировой ситуацией, кадровая ситуация в стране приняла следующий оборот. По итогам декабря 2008 года уровень безработицы в стране составлял 7,7%. В конце 2008 года наблюдался «умеренный рост» безработицы, который обуславливался сокращением занятости в строительстве, торговле, сфере услуг и финансовом секторе. С начала года имеют место массовые сокращения во всех сферах деятельности. На конец января 2009 года, численность безработных составляла 6,1 млн. человек, что составляет 8,1% от всего трудоспособного населения страны. По скромным прогнозам, к концу года число безработных может увеличиться до 7 млн. человек. Что касается Курганской области, проанализировав данные Таблицы 2.2 можно сделать следующие выводы: Общая численность населения постоянно сокращается. Численность экономически активного населения за период с 2007-по 2008 гг. снизилась с 200 тыс. человек до 183,2 тыс. человек, преимущественно в результате большой миграции молодёжи и квалифицированных кадров в другие регионы, а также за счёт снижения рождаемости и увеличения смертности. Число безработных граждан периодически меняется. Уровень безработицы в отдельные годы резко понижается, или, наоборот повышается на 1,5-2%.[11] Таблица 2.2 — Динамика безработицы в Курганской области

Данные Курганской области: 2006 2007 2008 Численность населения (тыс. чел.) 326,0 326,0 321,4 Экономически активное население (тыс. чел.) 185,5 186,0 183,2 Численность безработных (тыс. чел.) 9,3 10,5 16,8 Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости (тыс. чел.) 2,9 2,5 3,4 Уровень общей безработицы (%) 5,0 5,6 5,9 Уровень,зарегистрированной безработицы (%) 1,6 1,4 1,5 Среднемесячная заработная плата(руб.) 8725 10365 12183 Прожиточный минимум в среднем на душу населения (руб. в месяц) 3252 3377 3570

Из данной Таблицы 2.2 следует, что на начало 2009 года количество граждан, зарегистрированных в качестве безработных, увеличилось на 18%, по сравнению с 2008 годом. Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости, сократилась за январь 2009 года на 48% — с 3366 до 1615 вакансий. Общее количество работников, предполагаемых к высвобождению по состоянию на 10 февраля, около 3 тысяч человек, что составляет 5,8% от числа работающих. Большинство из них — работники промышленных предприятий. Пик безработицы в области будет отмечен в марте — апреле. В летние месяцы ожидается снижение уровня безработицы, связанное с организацией в этот период общественных работ (дорожно-ремонтных, полевых, по благоустройству территорий и др.).В целом же, по Курганской области предполагается, что в 2009 году среднегодовая численность безработных граждан не превысит 16,5 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы не выйдет за пределы 4% по отношению к численности экономически активного населения.[8; ст. 201] Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся. Анализ официальной статистики в сфере занятости показывает, что органы государственной власти игнорируют проблемы дискриминации. Имеющаяся статистика отслеживает уровень безработицы по признакам пола; возраста; семейного положения (при этом учитывается факт состояния в браке, а не наличия или отсутствия детей); инвалидности. Не находит отражения в официальной статистике уровень безработицы среди этнических и религиозных меньшинств, беременных женщин и матерей малолетних детей, беженцев, вынужденных переселенцев, просителей убежища, лиц без гражданства, иностранных граждан, лиц без регистрации по месту жительства, лиц, состоящих в профсоюзах и являющихся профсоюзными активистами, освободившихся из мест лишения свободы. Между тем, практически во всех регионах отмечается дискриминация женщин, особенно в связи с беременностью и наличием малолетних детей, инвалидов, пожилых людей. В анкетах, на собеседованиях одним из обязательных для женщин является вопрос о детях и их возрасте, в то время как мужчинам такой вопрос не задается. Большинство вакансий имеют возрастной ценз, причем в отношении женщин более строгий, чем для мужчин. Для мужчин он обычно составляет до 45 лет, в то время как для женщин до 35 лет. Нижний предел, как правило, устанавливается косвенно за счет требования наличия определенного опыта работы, что затрудняет трудоустройство для лиц, впервые ищущих работу. Отмечены случаи дискриминации по национальному признаку в отношении цыган, казахов, лиц других национальностей. Прием на работу инвалидов связан для работодателя с возникновением дополнительных обязанностей в части создания соответствующих условий труда, что приводит к значительным трудностям в трудоустройстве инвалидов, отмечаемых во многих регионах. Безработица не является каким-то абсолютно оторванным от экономики страны показателем. Безработица — это один из главных макроэкономических индикаторов, который непосредственно отражает текущее состояние экономики страны. Рост уровня безработицы приводит к снижению доходов населения, а следовательно и снижению покупательской способности. Вследствие падения внутреннего спроса на товары длительного пользования, падают доходы компаний, ориентированных на внутренний рынок. Кроме того, рост безработицы влияет на снижение заработной платы по конкурентным рабочим местам, так как предложение превышает количество вакансий, а соискатели готовы работать и за меньшую заработную плату. Хотя это и приводит к снижению издержек предприятий, но это не меняет общую экономическую ситуацию. Безработица также снижает кредитование физических лиц, кредитование снижается в частности из-за того, что возрастает доля «плохих» кредитов, кредитов по которым существенно задержаны выплаты. Меры по сокращению безработицы: государству довольно трудно регулировать уровень безработицы непосредственно. В России в 2009 году действует федеральные и муниципальные программы занятости на общественных работах и переподготовки кадров за счет государства. Однако это капля в море. Чтобы существенно снизить безработицу нужно создавать предпосылки для создания рабочих мест в частном секторе, нужно создавать преимущества и льготы для открытия малых предприятий. К сожалению, в России этому препятствуют бюрократия и коррупция на местах. Меры по борьбе с произволом чиновников проводятся, но для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему требуется значительное время. Взгляд в перспективу на безработицу в России: начиная с лета 2009 года армию безработных пополнят выпускники ВУЗов. Государство пытается работать опережающими темпами и 27.07.09 был принят закон о разрешении создания малых предприятий на базе ВУЗов, штат которых будет формироваться из выпускников. Однако эта мера является частичной, так как подобные предприятия не смогут работать на полную мощность. У них нет той коммерческой мощи и навыков, которые формируются годами. Конкуренция на внутреннем рынке (а они будут ориентированы именно на внутренний рынок) высока, а спрос небольшой. Поэтому к осени можно ожидать роста уровня безработицы до 11-12%. А затем со второй волной кризиса безработица может вырасти и до 14-15%. Реальный же уровень безработицы в России к концу 2009 года при пессимистичном сценарии может составить 25%. 2.2 Проблемы безработицы в США Массовая безработица во время экономического кризиса 2008-2009 гг. стала настоящим бедствием для американского народа. По оценкам Департамента труда безработица составляла в сентябре 2009 г. 9,8 % и продолжает расти. В ряде штатов безработица гораздо выше, например, в Мичигане она превышает 15 процентов. Бюро статистики при Департаменте труда США систематически публикует данные о масштабах безработицы по штатам и отраслям в США. В отличие от расчета количества безработных в России, Бюро статистики США не учитывает тех, кто не в состоянии найти работу на полный рабочий день или вынужден заниматься малоквалифицированным трудом (например, в ситуации, когда профессиональный токарь работает дворником). Высокий уровень безработицы в штате Мичиган связан с тяжелым состоянием автомобильной промышленности, в Калифорнии — дефицитом бюджета, превышающим 25 млрд. долл. США, в Юте — особенностями религиозного отношения мормонов к работе. Известно также, что в штате Вашингтон и в Вирджинии лучше работают центры занятости и ярмарки труда, что способствовало более низкому уровню безработицы. Во время рецессии 2009 г. безработица охватывает все отрасли экономики и сферы услуг в США: не только промышленность, строительство и транспорт, но и торговлю, финансы, сферу деловых и профессиональных услуг и даже индустрию развлечений и туризма. Наибольшее сокращение штата произошло в таких отраслях как строительство, обрабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля, наименьшее — в горнорудной и нефтегазовой промышленности, сельском хозяйстве. В России также как в США по сокращению штата лидируют промышленная (30,7 %), строительная (12,3 %) отрасли. Отличие в отраслевой структуре безработицы двух стран заключается в том, что в России сельскохозяйственные работники пострадали намного больше. В нашей стране на сельскохозяйственную отрасль приходится 10 % сокращений, в сравнении с 1,3 % в США. При этом наибольший уровень безработицы был зафиксирован среди жителей США, находившихся в возрасте от 16 до 19 лет (18,3 процентов). В отличие от ситуации в России, в США наблюдается высокий уровень безработицы в возрасте 55-59, что связано с дифференциацией приема на работу. Эта дискриминация по возрасту загоняет их в хроническую застойную форму безработицы и ведет к деквалификации. В России же безработица среди данной категории населения минимальная. Безработных мужчин было почти на 2 млн. человек больше, чем женщин. Количество безработных мужчин равнялось 7,2 млн. (или 57,8 %) В феврале 2009 года безработных женщин в США было зафиксировано примерно 5,25 млн. человек (42,2 процента) В России в отличие от США работники с высшим образованием представляют одну из наименее социально защищенных групп (об этом можно судить как по уровню их оплаты, так и по имеющимся у них гарантиям занятости). В США же эта категория занятых составляет наименее благополучный сегмент (если отбросить лиц, утрачивающих связь с рынком). В условиях активного рынка труда сравнительно большое число лиц по тем или иным причинам попадает в течение года в ряды безработных, однако продолжительность таких периодов в США невелика. Так, США, удерживает первое место в мире по числу создаваемых ежегодно рабочих мест. В США уровень безработицы рассчитывается по следующей формуле: количество безработных людей старше 16-ти лет относительно к общей численности рабочей силы. Однако не каждый человек без работы может считаться безработным и попадать в соответствующую статистику — к примеру, безработным не является трудоспособный житель США, который не ищет работу. Кроме того, официальная статистика не учитывает тех, кто не в состоянии найти работу на полный рабочий день или вынужден заниматься малоквалифицированным трудом (например, в ситуации, когда профессиональный токарь работает дворником). Во все времена, определенные группы людей находились в состоянии вынужденной безработицы, безработица — в нынешнем ее понимании — возникла относительно недавно. Рост количества предприятий, расширение производства и углубление специализации труда способствовали формированию такой системы экономических взаимоотношений в обществе, при которой стало неизбежным образование потенциально уязвимых групп населения. По мере того, как все большее количество людей становится работниками коммерческих структур, тем более зависимы наемные работники от заработной платы, жалованья, гонораров, медицинских и социальных льгот и т.д. Соответственно, в случае финансово-экономических кризисов их выживание, по крайней мере в условиях нынешнего уровня развития системы рыночных отношений, полностью зависит от выплат, совершаемых работодателями. Принято считать, что в развивающихся странах безработица во многом вызывается неконтролируемыми миграциями населения: например, массовым переселением крестьян в города. В индустриально -развитых странах основной причиной массовой безработицы, как правило, становятся экономические проблемы, которые приводят к закрытию предприятий. Рекорд уровня безработицы в США, Великобритании и Германии был установлен в период Великой Депрессии — в начале 1930-х годов в этих странах безработные составляли более четверти трудоспособного населения. Любопытно, что в последние десятилетия в США наблюдается следующая картина: уровень безработицы резко увеличивается после окончания рецессии в экономике: лаг составляет от четырех до 20-ти месяцев. 26 Декабря 2008 Washington ProFile Многие исследования показывают, что наличие пособия значительно уменьшает мотивацию безработного на поиски нового места. Многолетние данные Бюро Статистики Труда СШАBureau of Labor Statistics показывают, что большинство безработных находят себе работу в течение 2-3 недель после истечения сроков получения ими пособия. Причин у этого явления может быть множество: уволившее их предприятие может опять начать набор сотрудников, может измениться экономическая конъюнктура или безработный может согласиться на ранее не устраивавшее его предложение, или вообще переехать в другой город, где есть подходящая работа. Исследование журнала Journal of Public Economics показало, что каждая дополнительная неделя получения пособия по безработице приводит к тому, что срок пребывания без работы увеличивается. 2.3 Проблемы безработицы в Западной Европе В западной экономической литературе причины безработицы исследуются преимущественно на основе чисто экономического подхода. При этом безработица рассматривается как макроэкономическая проблема недостаточно полного использования совокупной рабочей силы. Часто причины безработицы объясняются несбалансированностью рынка труда или неблагоприятными изменениями на этом рынке. Концепция «естественной безработицы» поддерживается практически всеми экономистами, в том числе и неокейнсианцами. Споры идут лишь о том, что вызывает рост безработицы выше естественного уровня, — недостаточность совокупного спроса или регулирующая политика государства, нарушающая «естественный» механизм формирования занятости и заработной платы на рынке труда. Таким образом, западные экономисты признают, что безработица — неотъемлемый атрибут рыночной системы хозяйства, она неизбежна, а в своем «естественном» варианте даже полезна для обеспечения необходимой гибкости рынка труда.[6; ст. 68-69] Но до сих пор не одно экономическое учение не является бесспорным с точки зрения объяснения причин безработицы и занятости. Все имеющиеся взгляды на причины безработицы можно сгруппировать следующим образом. Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо сильно сказывается в развивающихся странах. Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе — в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, так как на смену старым отраслям и производствам (технологиям) приходят новые. В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе» и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица). В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая безработица). Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства — безработица — уменьшение общего уровня доходов — снижение совокупного спроса — падение производства — безработица и т.д. В-пятых, в некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости. Все эти причины безработицы представляют собой скорее факторы, влияющие на размер и динамику безработицы. Основными источниками безработицы являются не рыночные пропорции и условия, складывающиеся на рынке труда т.к. рынок труда лишь отражает существующие в данный момент пропорции между спросом и предложением рабочей силы, но непосредственного участия в их формировании не принимает. Эти пропорции зависят от процессов, находящихся за пределами рынка труда. Рынок лишь обнаруживает их, проявляет безработицу, делает ее видимой для общества. 3. Методы борьбы с безработицей 3.1 Методы борьбы с безработицей в США Попытка исправить ситуацию в финансовой системе США только при помощи монетарной политики обречена на провал, сообщил глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке, комментируя решение о запуске новой программы количественного смягчения. «Политика, которую мы используем, приносит реальные результаты и обеспечивает запас прочности, облегчая финансовую ситуацию и понижая безработицу. Но я повторюсь, сами по себе эти методы не являются панацеей. Мы ожидаем шагов со стороны политического руководства США. Мы выполним свою задачу и постараемся обеспечить снижение уровня безработицы, но в одиночку решить эту проблему мы не можем», — добавил он. Глава Федеральной резервной системы также подчеркнул, что новая программа стимулирования финансовой системы США не имеет конкретной цели по выкупу определенных облигаций, ее ключевыми задачами являются создание рабочих мест и снижение безработицы, а также укрепление экономики. Накануне Федеральной резервной системы США объявила о начале нового раунда так называемого количественного смягчения, в рамках которого будет ежемесячно приобретать ипотечные облигации на 40 млрд долл. Кроме того, ФРС продлила ожидаемый период сохранения учетной ставки вблизи нуля до середины 2015г. Комитет FOMC «обеспокоен, что без дополнительного смягчения кредитно-денежной политики экономический рост может быть недостаточным для того, чтобы обеспечить устойчивое улучшение ситуации на рынке труда». Поскольку, по оценке Федеральной резервной системы, инфляция в среднесрочной перспективе не будет превышать 2% (целевой ориентир), дополнительные монетарные стимулы не скомпрометируют миссию Федеральной резервной системы по поддержанию ценовой стабильности. Федеральной резервной системы планирует выкупать облигации, обеспеченные ипотекой, или MBS со скоростью 40 млрд долл. в месяц. Кроме того, ФРС продолжит до конца 2012г. операции по продлению среднего срока погашения бумаг в своем портфеле (неофициально — операция «Твист»). В рамках этой программы Федеральный резерв продает краткосрочные и покупает на ту же сумму более долгосрочные бумаги. С учетом этих операций портфель долгосрочных бумаг Федеральной резервной системы будет увеличиваться примерно на 85 млрд долл. ежемесячно до конца года. Отметим также, что принятые решения поддержали 11 участников заседания, и лишь один участник — президент Федерального резервного банка Ричмонда Джеффри Лэкер — голосовал против, как и на предыдущих заседаниях в этом году[12]. Напомним, что с 2008г. Федеральный резерв провел два раунда количественного смягчения, закачав в финансовую систему 2,3 трлн долл. через покупку ипотечных облигаций, обязательств правительственных агентств, например казначейских облигаций США.С декабря 2008г. С помощью исключительно мягкой денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы надеется улучшить ситуацию на рынке труда, которая по-прежнему далека от нормальной. Уровень безработицы в стране держится выше 8% с начала 2009г., в последние месяцы рост новых рабочих мест серьезно замедлился и попросту не успевает за ростом населения. Президент США Барак Обама для борьбы с безработицей предлагает продлить налоговые льготы и создать новые инфраструктурные проекты. План Обамы не вдохновил инвесторов: фондовые индексы отреагировали падением. Президент США Барак Обама в обращении к конгрессу предложил выделить сумму денег для создания рабочих мест. Вопрос состоит в том, удастся ли нам перед лицом национального кризиса прекратить политический цирк и реально сделать что-то для помощи экономике. Безработица в США держится на уровне 9,1%. План Обамы, предполагает выделение денег на проекты по развитию транспортной инфраструктуры, строительство дорог и мостов, на страхование граждан в случае безработицы, на модернизацию образования. Президент также предложил в 2012 году продлить налоговые льготы для работающих американцев и для малого бизнеса. Одна из идей — снизить ставку на взносы в социальные фонды до 3,1% с 4,2%, установленных на этот год. Те компании, которые наймут новых сотрудников или увеличат зарплаты, могут быть и вовсе освобождены от налога с высоких зарплат. Ожидается, что законопроект будет направлен в конгресс через неделю, но многие сомневаются, что все пункты плана Обамы пройдут через палату представителей, где большинство у республиканцев. Они могут быть недовольны дополнительными расходами, усугубляющими проблему дефицита бюджета и госдолга, из-за которой США уже потеряли одну ступень в рейтинге. Дефицит госбюджета США в текущем году оценивается в $1,6 трлн, а госдолг в $14,6 трлн. «Вне зависимости от прошлых и будущих аргументов, этот план правильный, это то, что необходимо сделать прямо сейчас», — убеждал республиканцев Обама. Предложения президента «заслуживают рассмотрения», осторожно отреагировал на этот призыв спикер палаты представителей, республиканец из Огайо Джон Бонер: «Мы надеемся, что сможем поработать вместе, чтобы поставить точку в неопределенности, с которой сталкиваются семьи и малый бизнес». Новая программа по стимулированию экономики не воодушевила рынки: по итогам торгов рейтинг упал на 1,06%.Инвесторов разочаровало выступление главы Федеральной резервной системы (ФРС) США Бена Бернанке, который хоть и заверил, что у регулятора есть инструменты для поддержки экономики, но не обозначил четких планов по стимулированию роста ВВП. «Рынки ждут помощи — хотят получить что-то типа инвалидного кресла и того, кто толкал бы его вперед. Инвесторы рассчитывают, что все это обеспечат Центробанки 3.2 Методы борьбы с безработицей в России Рассмотрим основные социально-экономические последствия безработицы, относительно человека и государства. Для наглядности сведем в Таблицу 3.1 проявления безработицы как для человека (микроуровень), так и для государства (макроуровень). Таблица 3.1 — Основные социально-экономические последствия безработицы.

Микроуровень Макроуровень Чувство неуверенности в будущем. Сокращение излишней численности рабочей силы. Потеря самоуважения в связи с потерей работы Рост объемов срытой безработицы Усиление депрессивных состояний Совершенствование профессиональной,структуры рабочей силы Распад семей безработных Сокращение,престижа квалифицированного труда. Рост девиантного поведения Увеличение мобильности рабочей силы. Падение материального достатка семей безработных граждан Усиление социальной напряженности в обществе Потеря квалификации безработными. Дифференциация доходов среди населения. Массовая бедность.

Из данной Таблицы 3.1, можно видеть, что безработица составляет серьезную личную и общественную проблему. Человек, оказавшийся безработным, страдает материально, теряет квалификацию, имеет психологические проблемы. Длительная безработица часто ведет к глубокой личной депрессии, чувству неполноценности, и, в конечном счете, к деградации личности человека. На уровне государства проблемы безработицы проявляются, прежде всего, в снижении ВВП. Кроме того, безработица вызывает социальную напряженность в обществе, может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности и тем самым снижению степени безопасности граждан. За решение проблемы безработицы ответственность несут сам работники, предприниматели, государство. Рынок труда — основной регулятор занятости.[7; ст. 85] Вместе с тем решение проблемы достижения полной занятости требует активного участия государства. В связи с увеличением срока длительности безработицы, принимающей застойные формы, в стране необходимо принимать специальные меры по преодолению длительной безработицы. Для этого целесообразно будет сделать следующее: — принимать программы по социальной и профессиональной реабилитации длительно неработающих граждан; — приобщить безработных к системе общественных работ; — создавать условия для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе финансировать и кредитовать безработных граждан, изъявляющих желание заниматься предпринимательской деятельностью; — создавать новые рабочие места в сельской местности, развивать сельское хозяйство; — обеспечивать условия для повышения качества рабочих мест; — особое внимание следует уделить регулированию трудовых отношений; — организовать социальное партнёрство профсоюзов, предпринимателей и государства — оказывать содействие трудоустройству молодёжи, женщин и лиц с ограниченными способностями (инвалидов); — создавать рабочие места в перспективных отраслях экономики. Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования. Современная политика российского государства в области занятости населения регулируется Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». По сути, он является законом оказания содействия незанятому населению, ищущему работу и зарегистрированному в органах государственной службы занятости. Большую роль здесь имеет государственная служба занятости. Государственная политика на российском рынке труда, характеризуется в основном преобладанием пассивных мер, таких как сдерживание массовой безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безработице, содействие трудоустройству безработных. Главным направлением активной государственной политики в социально-трудовой сфере должно является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы:[13] — обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации; — регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы; — разработка трудового законодательства, с учётом потребностей всех участников трудовых отношений. Жёсткие административные меры, в случае его нарушения; — формирование эффективной структуры занятости населения: повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения; — предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы, развитие системы общественных работ;