1440.Учебная работа :Анализ проблем безработицы в России и Калужской области

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...

Анализ проблем безработицы в России и Калужской области»,» / / Введение безработица экономический рынок труд Изменение социально-экономической структуры общества, структурная перестройка общественного производства привели к ухудшению состояния рынка труда, к росту безработицы в России. Проблема занятости и безработицы стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. И, к сожалению, в начале нового XXI века эта проблема не исчезла. Можно даже сказать, что она приобрела новую окраску. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную дефадацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Речь идет о том, чтобы минимизировать, значительно снизить социальные последствия рыночного негатива, особенно в области реализации права на труд как одной из важнейших составляющих человеческой жизни. Наша страна, как и большинство стран с рыночной экономикой, столкнулась со все более обостряющейся проблемой занятости населения, решение которой требует как значительных практических усилий, так и глубоких теоретических проработок. Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы. Она представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, который соединяет в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Психологами и социальными работниками подтверждается, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на состоянии здоровья, средней продолжительности жизни, пристрастии к алкоголю, долголетии и уровню смертности, теряется самоуважение людей, осознается ощущение безнадежности. Человек теряет ориентиры и смысл жизни, у многих рушатся жизненные планы. Цель курсовой работы заключается в изучении проблем безработицы населения, ее социально-экономическим последствиям и разработки мероприятий по ее устранению. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: -;рассмотреть теоретические основы безработицы в условиях рыночных отношений; -;проанализировать состояние современного рынка труда Российской Федерации и Калужской области; -;составить прогноз развития рынка труда на перспективу и разработать мероприятия по снижение уровня безработицы. Объектом исследования курсовой работы является рынок труда и занятость населения России и регионов, а предметом — теоретические и практические проблемы безработицы в современных условиях. Основными методами, применяемыми при написании курсовой работы явились: монографический, графический, табличный, анализа и синтеза. В ходе написания курсовой работы были использованы труды зарубежных и отечественных ученых по вопросам организации рынка труда и механизма его регулирования, а также материалы периодических изданий и Интернет-ресурсы. 1. Теоретические основы безработицы в условиях рыночных отношений 1.1 Сущность, понятие и виды безработицы Развитие экономики характеризуется тем, на сколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и, прежде всего, рабочая сила. Поддержание занятости — важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год. Рынок труда рабочей силы — важная и многоплановая сфера экономической и социально политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе и величина заработной платы, условий труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантия занятости. Рынок труда отражает некоторые тенденции в динамике занятости, ее основных структур, то есть в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. В экономической и социальной литературе для определения понятия «безработица» используются различные термины: «Термин «безработица» — сложное, многоаспектное социально экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть населения не занята в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия (абсолютной или относительной нехватки) подходящих рабочих мест и лишается вследствие этого заработанной платы как основного источника необходимых средств к жизни». Безработица — не просто отсутствие работы. Она, как неизбежный спутник свободного предпринимательства, ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Безработица достаточно широко распространена и оказывает мощное и разрушительное влияние на людей. Это явление на нашем рынке труда обостряет социальную напряженность в обществе, способствует росту преступности, наркомании, болезней. Немалый урон безработица наносит жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том или ином роде деятельности, в каком можно наибольшим образом проявить себя. Очень длительный период отсутствия работы заканчивается серьезным психологическим стрессом. И хотя она может оказаться мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы несколько месяце. Безработица — это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Безработица — явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. К безработным, согласно статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течение предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда. К безработному по определению МОТ (Международная Организация Труда) относится индивид, который: 1) не имеет работы в данный момент; 2) предпринимает конкретные и активные попытки найти работу; 3) в данный момент готов приступить к работе. Как известно, для любой работы нужен стимул. Он может быть позитивным и негативным. Позитивным стимулом называется расчет на материальное или моральное вознаграждение. Негативные стимулы можно условно подразделить на прямые и более «утончённые», косвенные. К прямым негативным стимулам относятся, например, угроза голода, физическая расправа и т.д. Все чаще теперь используется косвенное принуждение: работай как вздумается или как сумеешь, но если появится человек, способный работать лучше, то уступи ему своё место и иди в очередь, за пособием или за подаянием. Этот негативный косвенный стимул действует безотказно. Негативные косвенные стимулы особенно эффективны, когда сформирован и достаточно развит рынок труда. Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая; упоминается также скрытая, сезонная и т.д. Структурная — безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Фрикционная безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. Еще один из видов безработицы — сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

1.2 Количественная оценка и способы расчета уровня безработицы

Анализ экономических показателей дает возможность оценить издержки безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объема производства на 2% норма безработицы имеет тенденцию к снижению на 1%, и наоборот.

Количественная оценка безработицы осуществляется с помощью ряда показателей. Показатель численности безработных рассчитывается в зависимости от того, кто учитывается в их составе. Исходя из методологии Международной организации труда (МОТ) к безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые:

-;не имеют работы (доходного занятия в сфере оплачиваемой занятости);

-;способны работать;

-;активно ищут работу в течение последних четырех недель (через службы занятости или самостоятельно, читая или размещая публикации в прессе, путем личных контактов с работодателями, через знакомых, пытаясь создать свое дело);

-;готовы приступить к работе.

Отметим, что обязательно наличие всех перечисленных критериев. Помимо этого, по методологии МОТ, к безработным относят и проходящих обучение (переподготовку) по направлению службы занятости. Этот показатель в системе российского учета часто называют показателем общей безработицы. Данные для его определения получают путем систематических массовых выборочных опросов населения, при этом респондент не обязан документально или иным путем подтверждать достоверность ответов. Еще один показатель — регистрируемой (или официальной) безработицы получают на основе обобщения сведений служб занятости. Он включает трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу и готовых приступить к ней.

На основе Методика расчета общей численности безработных, уровня общей и зарегистрированной безработицы, которая разработана и утверждена Госкомстатом России 4 октября 1995;г. выполняются два способа расчета уровня безработицы:

(1)

(2)

Для пояснения расчета этого показателя необходимо выделить группы населения по экономической активности — неактивности, занятости — незанятости. Эти данные представлены на рисунке 1.

Рис.;1. Распределение населения по критериям экономической активности — неактивности, занятости — незанятости

Отметим, что численность желающих работать (рабочая сила, предложение труда) зависит от целого ряда факторов, таких, как прирост населения в трудоспособном возрасте, миграция, физическая способность быть производительным работником, законодательные границы трудоспособного возраста. Имеют значение доступность других, помимо заработной платы, средств существования (пенсии, пособия, субсидии, проценты с капитала, дивиденды и т.п.); законодательное ограничение продолжительности рабочего времени; длительность времени обязательного обучения; национальные традиции (особенно в части женского труда); психологические стереотипы поведения и пр.

Помимо этого личный выбор индивида в части занятости-незанятости во многом определяется ставкой заработной платы. Высокие ставки могут повлечь снижение предложения труда (эффект дохода — более высокий доход позволяет потреблять больше благ, в том числе такого блага, как свободное время). Однако повышение ставок увеличивает «упущенный доход», и в иных случаях это обусловит рост предложения труда (эффект замещения, когда замещаемым благом является свободное время).

1.3 Социально-экономические последствия безработицы

На показатель регистрируемой (официальной) безработицы воздействуют следующие факторы:

-;общая экономическая ситуация в регионе;

-;государственная политика в отношении безработных, т.е. законодательно определенный порядок регистрации и условия предоставления пособий;

-;эффективность и стиль работы территориальных органов занятости;

-;особенности трудового законодательства, в том числе пенсионного;

-;законодательные инициативы местных и региональных властей.

Перечисленные факторы существенным образом влияют как на стимулы к регистрации безработных, так и на объективные возможности получения статуса безработного, а значит, способствуют увеличению или уменьшению доли безработных, получающих официальный статус.

Безработица — это динамический процесс, а не статистический показатель. Потоки рабочей силы на рынке труда представлены на рисунке 2.

Рис.;2. Потоки на рынке труда

Из рисунка видно, что уровень безработицы зависит от шести переменных:

U = f (L1, L2, L3, L4, L5, L6).

Например, если студент, окончивший университет, сразу найдет работу (поток L2), уровень безработицы снизится (рост LF при постоянном U). Наоборот, если домохозяйка, занимавшаяся только домом и детьми, захочет вернуться к работе и не сможет сразу найти место (поток L4), уровень безработицы возрастет, так как U в процентном отношении изменится больше, чем LF. Скорость движения этих потоков на рынке труда тоже различна. Поэтому безработица зависит не только от количества людей, потерявших работу, но и от того, как скоро они смогут найти новые места.

Хочется отметить, что социальные последствия безработицы — это еще одна животрепещущая проблема. Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял.

Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем — нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.

Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.

Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.

Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ.

Таким образом, безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических учреждениях, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т.д.

Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход из одной социальной группы в другую. Исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформизм, пессимистичность и осторожность в поведении; недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние.

2. Анализ проблем безработицы в России и Калужской области

2.1 Анализ ситуации на рынке труда в России 20082010;гг.

Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные и банковские учреждения.

По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008;г. на 8%. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опросов, проводимых ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6% всего трудоспособного населения.

Снижение спроса на труд привело к тому, что численность занятых в экономике в 2009 году снизилась на 1,5 млн. человек и составила 69,4 млн. человек.

Эти люди пополнили собой ряды безработных. Именно на 1,5 млн. человек возросла среднегодовая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, которая составила в 2009 году 6,3 млн. человек (8,4% экономически активного населения).

Численность официально зарегистрированных безработных в среднем за 2009 год выросла на 685 тыс. человек и составила 2,1 млн. человек (2,8% экономически активного населения).

В течение 2010 года рынок труда постепенно восстанавливался.

По итогам обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в декабре 2010 года составила 75 млн. человек или около 53% от общей численности населения страны. В целом за год численность экономически активного населения составила — 75,4 млн. человек, что на 0,3 млн. человек меньше, чем в 2009 году.

Оживление в экономике привело к увеличению спроса на рабочую силу. По данным обследования, в 2010;г. в экономике страны было занято 69,8 млн. человек, что на 0,4 млн. человек больше, чем в 2009 году.

По данным мониторинга ситуации на рынке труда в разрезе субъектов Российской Федерации, численность работников, находящихся в вынужденных отпусках по вине администрации и простое, работающих в режиме неполного рабочего времени, по состоянию на 29 декабря 2010 года составляла 0,5 млн. человек.

В среднем за 2010 год численность безработных, определяемых по методологии МОТ, на основании обследования по проблемам занятости составила 5,6 млн. человек или 7,5% экономически активного населения, что на 0,7 млн. человек меньше, чем в 2009 году. В конце 2010 года численность граждан, не имеющих работы, составила 5,4 млн. человек или 7,2% экономически активного населения, что на 0,8 млн. человек меньше, чем в конце 2009 года. Снижение численности безработных объясняется улучшением экономической ситуации в стране и восстановлением спроса на трудовые ресурсы (рис.;3).

Рис.;3. Уровень общей безработицы в 2008-2010;гг.

Таким образом, как показывают данные рисунка уровень общей безработицы в 2010 году практически вернулся к уровню 1 квартала 2008 года, т.е. к докризисному.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения на конец 2010 года составила 1,6 млн. человек, что на 0,6 млн. человек меньше, чем аналогичный показатель 2009 года (рис.;4).

Рис.;4. Численность официально зарегистрированных безработных в 2010;г.

Число вакантных рабочих мест в органах службы занятости населения за декабрь 2010;г. снизилось на 99 тысяч и по состоянию на конец 2010 года составило 1,0 млн. вакантных рабочих мест.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости и рисунка 5, 64% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости.

Рис.;5. Способы поиска работы безработными (в% к общей численности безработных)

При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в августе 2010;г. составила 34%, среди безработных женщин — 38%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых — его используют более половины безработных.

Средний возраст безработных в августе 2010;г. составил 34,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных одну треть, в том числе в возрасте 15-19 лет — 8,4%, 20-24 лет — 23,0%. По сравнению с июлем численность безработных в возрасте 15-19 лет сократилась на 56,5 тыс. человек (или на 11,3%), в возрасте 20-24 лет — на 63,3 тыс. человек (или на 5,0%), 25-29 лет — на 83,1 тыс. человек (или на 10,3%). Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (31,5%) и 20-24 лет (14,6%) (рис.;6)

Рис.;6. Уровень безработицы по возрастным группам в 2010 году (в% от экономически активного населения)

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в августе 2010;г. составил 17,1%, в том числе среди городского населения — 16,1%, среди сельского населения — 19,2%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения — 3,5 раза, сельского населения — 2,3 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 32,7% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,3% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в августе 2010;г. составила, соответственно, 33,2% и 27,2%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 29,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В августе 2010;г. их численность составила 1,5 млн. человек и сократилась по сравнению с июлем на 0,2 млн. человек или на 12,2%. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (23% — за счет молодежи до 20 лет, 47% — от 20 до 24 лет, 13% — 25-29 лет).

В августе 2010;г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 21,9%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию — 25,2%.

Результаты анализа, проведенного кадровым холдингом АНКОР, показывают, что с первого по третий квартал 2010 года по количеству открываемых позиций лидировали следующие рынки: сектор товаров народного потребления, медицина и фармацевтика, информационные технологии, банки и финансовые услуги, промышленный сектор, недвижимость и строительство.

В целом, динамика увеличения потребности в персонале в 2010 года выглядит следующим образом: во втором квартале активность работодателей увеличилась на 16% по сравнению с началом года, а в третьем выросла еще на 10%, зафиксировав самую высокую активность с сентября 2008 года. По сравнению с самой нижней точкой падения (февраль-март 2009), когда количество открываемых вакансий сократилось в среднем по России на 50%, к началу осени 2010 года рынок отыграл примерно 70% от максимума докризисной активности. Указанные цифры характеризуют общую тенденцию на рынке труда России (рис.;7).

Рис.;7. Сравнение спроса на персонал в 2009-2010;гг.

По данным портала Superjob, в ноябре 2010 сохраняется тенденция роста числа вакансий и резюме, причем, количество вакансий в два раза превышает докризисный уровень. Прирост вакансий за месяц составил 3,6%, резюме — 3,1%. Количество вакансий в ноябре 2010;г. превысило уровень прошлогоднего ноября в 2,8 раза, уровень октября 2008;г. в два раза.

В 2010 году продолжилось осуществление начавшихся в 2009 году мероприятий по поддержке рынка труда. Из федерального бюджета было выделено 39,5 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на снижение напряженности на рынке труда в рамках соответствующих региональных программ.

Модернизация российской экономики, переход ее на инновационный путь развития, формирование благоприятного инвестиционного климата Российской Федерации предполагает дальнейшее развитие стимулирующих механизмов регулирования трудовой миграции, направленных на привлечение в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов.

2.2 Анализ безработицы в Калужской области 20082010;гг.

По данным выборочных обследований, проведенных Калужским областным комитетом государственной статистики, общий уровень безработицы, определяемый по методологии Международной организации труда (далее — МОТ), в 1992 году составлял 4,1% от экономически активного населения Калужской области (23 тыс. безработных), а в 1999 году — 11,5% (60,7 тыс. безработных).

Начиная с 1999 года в экономике Калужской области наметились позитивные тенденции, которые выражались в росте объемов промышленного производства, подрядных работ, увеличении товарооборота, повышении численности занятого населения, снижении регистрируемой и общей безработицы. Улучшение ситуации на рынке труда продолжалось вплоть до 2008 года, когда в начале ноября численность безработных достигла самого низкого значения (2439 человек), а уровень регистрируемой безработицы составил 0,44%. Общий уровень безработицы, определяемый по методологии МОТ, в это время составлял 4,7% от экономически активного населения Калужской области (24 тыс. безработных).

В ноябре-декабре 2008 года начало сказываться негативное влияние на экономику Калужской области мирового финансового кризиса, которое на рынке труда нашло выражение в увеличении числа высвобождаемых работников, широком применении работодателями режимов неполного рабочего времени, простоев, направлении работников в вынужденные отпуска.

В Калужской области обстановка на регистрируем рынке труда в целом соответствовала общим тенденциям развития социально-экономической ситуации. Так, численность безработных (по методологии МОТ) к концу 2008 года по оценке составила 24 тыс. человек (около 4,7% от численности экономически активного населения — на 0,8% меньше, чем в начале года).

В период с октября 2008 года по декабрь 2009 года в государственную службу занятости населения Калужской области представлена информация о планируемом высвобождении 13514 работников 633 организаций.

В 70 организациях высвобождение работников носило массовый характер.

Наибольшее количество сокращений происходило в организациях вида экономической деятельности «Обрабатывающие производства» — 116 организаций: численность предполагаемых к увольнению — 49,7% от общего количества, численность уволенных — 57,2% от общего количества уволенных.

На втором месте строительные организации и предприятия промышленности стройматериалов — соответственно 47 организаций: 7,2% от числа работников, предполагаемых к увольнению, и 5,5% от числа уволенных. Заметный удельный вес имели образовательные учреждения всех уровней, организации энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи. Значительную долю в численности предполагаемых к сокращению работников (более 12%) имели сотрудники военных организаций. Режимы неполного рабочего времени вводились в 235 организациях для 36,7 тыс. человек. Суммарные потери рабочего времени составили почти 708 тыс. человеко-дней, что в среднем на одного работника, работавшего неполное время, составляет 19 человеко-дней. В 102 организациях суммарный период неполного рабочего времени составлял 6 и более месяцев (вводился неоднократно). Наибольший удельный вес среди организаций, применявших неполное рабочее время, имели организации обрабатывающих производств (28%), строительные организации и предприятия строительной индустрии (14,5%), организации сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности (11,5%).

В 46 организациях происходили приостановки производства для части или всех работников, причем в 9 из них суммарный период простоя составлял 6 и более месяцев. Совокупные потери рабочего времени составили 62,3 тыс. человеко-дней, или в среднем на одного работника, находившегося в простое, 32 дня.

В 39 организациях часть работников направлялась в отпуска без сохранения заработной платы. Совокупные потери рабочего времени составили 62,3 тыс. человеко-дней, или в среднем на одного работника, находившегося в вынужденном отпуске, 62 дня.

Нестабильная ситуация на рынке труда вызвала заметное увеличение количества граждан, нуждающихся в услугах государственной службы занятости населения Калужской области.

Официальный статус безработного в течение года получили 9500 человек (в 2009 году — 10701). Удельный вес граждан, признанных безработными, от общего числа обратившихся в службу занятости составил 25,1% (в 2005 году — 25,6%). Соотношение количества женщин и мужчин по сравнению с предыдущим периодом изменилось и составило 61% и 39% (в 2007;г. — 63% и 37%). Возросла относительная численность инвалидов — с 10,7 до 11,9%, доля безработных, проживающих в сельской местности — с 25,5% до 27,7%, а доля молодежи уменьшилась с 35% до 32,6%.

За государственными услугами в 2009 году обратились почти 126 тыс. человек, в том числе 2013 инвалидов (каждый пятый житель Калужской области в трудоспособном возрасте). Это в полтора раза больше, чем в предыдущем году. Наибольшее количество обратившихся нуждались в подборе подходящей работы.

Численность безработных на 01.01.2009 года составила 3790 человек, а уровень регистрируемой безработицы — 0,69% (на 1.01.2008;г. — соответственно 3543 и 0,65%). 2,9% из них состояли на учете по безработице более года (на конец 2007 года — 4,8%). Средняя продолжительность безработицы граждан, состоявших на учете на конец отчетного периода, уменьшилась с 4 месяцев в 2007 году до 3,2 месяца в 2008;г.

Количество вакансий, имевшихся в распоряжении службы занятости в течение января — декабря 2008 года, составило 75115 единиц (102% к 2007 году). В их структуре доля вакансий для рабочих осталась практически на том же уровне (80,5 — в 2007;г. и 80,1% — в 2008;г.). Сохранилась тенденция сокращения доли вакансий, поступивших с предприятий государственной формы собственности (с 21,4 до 16,4%).

В отраслевой структуре заявленных свободных рабочих мест произошло заметное увеличение их доли в строительстве (на 4%), образовании (на 1,9%), в обрабатывающем производстве (на 1,5%), в организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (на 1,1%), на транспорте и в связи (на 0,9%), здравоохранении (на 0,4%). В то же время на 6% уменьшился удельный вес вакансий в торговле, по 1% снижение составило в сельскохозяйственном производстве, в области добычи полезных ископаемых, предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг.

Несмотря на усилившийся к концу года процесс отзыва заявок на работников на 01.12.2008 года имелось 9949 вакансий (лишь на 1% меньше, чем 01.12.2007;г.), 16% из них оставались незаполненными более полугода. Более чем в 80% вакансий заявлена оплата труда в размере выше прожиточного минимума по региону. Однако выборочная оценка показывает, что только в 6% из них предлагалась заработная плата выше, чем в среднем по области. Предложение на областном рынке труда имеет существенные структурные отличия от спроса.

Однако благодаря созданному в регионе потенциалу развития, в 2008 году экономике области удалось избежать тяжелых экономических ударов и сохранить положительную динамику (рис.;8).

Рис.;8. Численность занятых в экономике в Калужской области

В определенной степени стабилизировать ситуацию помогла реализация региональной программы по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2009 году, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 13.01.2009 №2 (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 10.02.2009 №36, от 12.08.2009 №321, от 11.09.2009 №364, от 02.11.2009 №444, от 25.12.2009 №546).

В мероприятиях указанной региональной программы участвовало около 6,5% экономически активного населения Калужской области. В среднем по Российской Федерации этот показатель составил 2,8%. В результате реализации ее мероприятий в целом достигнуты следующие основные результаты:

-;обеспечена занятость, в первую очередь за счет общественных работ, значительной части работников организаций Калужской области, работавших в режиме неполного рабочего времени, находившихся в простоях, а также вынужденных отпусках. В общественных работах участвовало почти 33 тыс. человек (6,5% экономически активного населения Калужской области), 765 из них находились под угрозой увольнения. При этом решены многие вопросы, касающиеся в первую очередь благоустройства населенных пунктов, приведения в порядок территории организаций и прилегающих территорий, и другие важные проблемы. Необходимо подчеркнуть и положительное влияние, которое оказала на стабилизацию социально-экономической обстановки в регионе поддержка доходов населения, реализованная в рамках этого мероприятия;

-;за счет опережающего обучения в основном сохранен кадровый потенциал, повышен профессиональный уровень работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, сохранена их занятость. Из 3142 человек, завершивших обучение, 3120 сохранили рабочие места в своих организациях;

-;стажировка 458 выпускников образовательных учреждений, испытывающих затруднения в поиске работы, позволила приобрести первоначальный опыт профессиональной деятельности. Часть из них осталась работать по месту прохождения стажировки, а большинству из остальных приобретенные навыки помогут в трудоустройстве;

-;удалось оказать заметное положительное влияние на развитие малого бизнеса, причем в большинстве случаев в нужных и перспективных для Калужской области сферах экономической деятельности. Оказано содействие в организации самозанятости 500 безработным гражданам;

-;оказана финансовая поддержка 1592 организациям, находившимся в сложном финансово-экономическом положении. Объем расходов консолидированного бюджета Калужской области на поддержку организаций составил 417559,2 тыс. рублей.

Вместе с тем к концу 2009 года не удалось в полной мере стабилизировать ситуацию на рынке труда Калужской области. В период с начала декабря 2009 по конец февраля 2010 года численность безработных увеличилась с 6856 человек до 8708 человек, а уровень регистрируемой безработицы — с 1,2% до 1,59% от численности экономически активного населения. В дальнейшем происходит медленный спад этих показателей, и на конец июня 2010 года численность безработных сократилась до значения около 7 тыс. человек (уровень безработицы — 1,25%).

Ситуация с безработицей в Калужской области к концу 2010 года улучшилась, что обусловлено как позитивными изменениями в экономике, так и реализацией региональной программы по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2010 году, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 28.12.2009 №568 (далее — дополнительные мероприятия).

По предварительным данным итогов обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в среднем за 2010;г. составила 553,6 тыс. человек (55,3% от общей численности населения области). В числе экономически активного населения — 517,5 тыс. человек (93,5%) заняты в экономике, 36,1 тыс. человек (6,5%) — не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией Международной Организации Труда, классифицировались как безработные. По оценке, женщины составляли 50,3% занятых в экономике и 58,6% безработных.

В государственные учреждения службы занятости населения области в поиске подходящей работы в декабре 2010;г. обратилось 2,2 тыс. граждан незанятых трудовой деятельностью. В качестве безработных было зарегистрировано 1295 человек.

К концу декабря 2010;г. на учете состояло 6,5 тыс. граждан незанятых трудовой деятельностью, из них 5,4 тыс. (83,1%) имели статус безработного, из которых 4,9 тыс. получали пособие по безработице. Среди безработных, которым было назначено пособие по безработице, 36,4% граждан получали его в минимальном размере.

Всего за 2010;г. в органы государственной службы занятости по вопросу трудоустройства обратилось 34,3 тыс. граждан, из них 50,9% составляли женщины, 47,1% — молодежь в возрасте 14-29 лет, 19,2% — несовершеннолетние в возрасте 14-17 лет. Безработными было признано 16,3 тыс. человек.

Распределение численности граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, по отдельным категориям (на конец декабря 2010 год) (рис.;9).

Рис.;9. Распределение численности граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, по отдельным категориям

За 2010;г. численность трудоустроенных граждан составила 24,7 тыс. человек или 70,8% от числа снятых с учета в органах службы занятости (2009;г. — 75,1%). Численность трудоустроенных безработных составила 11,4 тыс. человек или 62,1% от числа безработных, снятых с учета (2009;г. — 63,3%).

Движение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости рисунок 10.

Рис.;10. Движение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости

На конец 2010;г. заявленная организациями потребность в работниках составляла 7,2 тыс. свободных мест (вакантных должностей), 65% которых составляли места рабочих профессий.

Нагрузка незанятого населения в органах службы занятости на одну заявленную вакансию в конце 2010;г. составляла 0,9 человека.

В течение 2010;г. снято с учета 34,9 тыс. человек, в том числе 18,3 тыс. безработных. На профессиональное обучение направлено 1586 человек (88,2% к 2009 году). В общественных оплачиваемых работах в 2010;г. принимало участие 1,8 тыс. человек (2009;г. — 31,8 тыс. чел.). По предложению органов службы занятости, досрочно назначена трудовая пенсия 134 безработным.

Таким образом, мероприятия по борьбе с безработице на региональном уровне преследовали стратегические и тактические цели. Среди них можно назвать следующие:

— устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;

— подготовка и переподготовка рабочей силы;

— поддержка (налоговая и другая) деятельности по созданию рабочих мест;

— расширение диапазона общественных работ;

— государственная поддержка (административная, налоговая и другая) привлечения иностранного капитала в регионы, в том числе для развития малого бизнеса, подготовки для него рабочей силы и т.п.

2.3 Мероприятия в сфере борьбы с безработицей

В период преодоления последствий экономического кризиса сдержать рост безработицы в регионе помогла региональная программа по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда области в 2010 году

В рамках указанной программы была реализована организация общественных работ, опережающее обучение специалистов, стажировка выпускников учреждений профессионального образования, оказано содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости.

Содействие организации собственного дела (самозанятости) стало постоянной формой поддержки начинающих предпринимателей. В 2010 году появились новые возможности: если вчерашний безработный — индивидуальный предприниматель трудоустраивает на вновь созданные рабочие места граждан из числа безработных, то ему выплачивается финансовая поддержка в размере максимального годового пособия по безработице (около 60 тыс. рублей). Практика показала, что помощь требуется и на развитие бизнеса, на создание новых рабочих мест.

Реализация дополнительных мероприятий также оказала значительное влияние на ситуацию на региональном рынке труда. Приступили к работе и учебе, организовали собственное дело более 17,8 тыс. человек. В рамках региональной программы по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2010 году израсходовано 266,4 млн. рублей, в том числе субсидий федерального бюджета — 236,7 млн. рублей, областного бюджета — 29,6 млн. рублей. Проводимые дополнительные мероприятия способствовали устойчивому снижению уровня регистрируемой безработицы.

Численность зарегистрированных безработных на начало декабря 2010 года составила 5351 человек, а уровень регистрируемой безработицы — 0,95%. Официальный статус безработного с начала года получили 14963 человека.

Динамика численности безработных граждан, состоявших (в среднемесячном исчислении) на учете в государственных учреждениях службы занятости населения Калужской области в 2009-2010 годах, и прогноз на 2011 год приведены в таблице 1.

Таблица 1. Динамика численности безработных граждан, состоявших (в среднемесячном исчислении) на учете в государственных учреждениях службы занятости населения Калужской области в 2009-2010 годах, и прогноз на 2011

Период 2009 год 2010 год 2011 год (с учетом реализации Программы) 2011 год (без учета реализации Программы) Январь 4076 7810 5725 5900 Февраль 5026 8421 5975 6250 Март 6066 8665 6050 6250 Апрель 6357 8338 5900 6100 Май 6280 7928 5650 5850 Июнь 6302 7410 5300 5585 Июль 6338 6819 4950 5410 Август 6461 6474 4750 5375 Сентябрь 6545 6006 4725 5425 Октябрь 6392 5463 4775 5475 Ноябрь 6555 5296 4850 5570 Декабрь 7171 5400 4950 5720 Среднегодовая численность X 6131 7003 5300 5743

В соответствии с долгосрочной целевой программой «Содействие занятости населения Калужской области на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 09.09.2010 №359, планируется:

-;трудоустроить при содействии учреждений службы занятости 26,5 тыс. ищущих работу граждан, в том числе на общественные работы — 1,4 тыс. человек, в рамках организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений, ищущих работу впервые, — 260 человек;

-;направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации не менее 1600 безработных граждан;

-;содействовать самозанятости 230 безработных граждан.

Указанных мер недостаточно для поддержания в 2011 году стабильной ситуации на рынке труда Калужской области. Мероприятия Программы позволят обеспечить занятость порядка 2,7 тыс. человек, в том числе предполагается создание более тысячи постоянных рабочих мест за счет самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Традиционно служба занятости населения и органы управления образованием проводят профориентационную работу среди школьников. К вопросам грамотного выбора школьниками будущей профессии в службе занятости населения сформировано серьезное отношение, поскольку основная задача службы — снижение дисбаланса на рынке труда.

С учетом тенденций экономического развития области и потребностей рынка труда открываются новые специальности и направления подготовки кадров: был создан Центр подготовки и переподготовки специалистов для автомобильной промышленности на базе Калужского колледжа информационных технологий и управления, открыты специальности автомобильного профиля в Калужском филиале МГТУ им. Н.Э.;Баумана, получил новый статус педагогический университет имени К.Э.;Циолковского, став государственным.

К сожалению, сегодня на учете в центрах занятости населения — более 100 выпускников профессиональных учебных заведений. Некоторых из них сразу проходят профессиональное переобучение для дальнейшего трудоустройства. 170 выпускников в рамках региональной программы по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда направлены на стажировку, т.е. на временную работу с целью получения опыта.

Приблизить профессиональное образование к потребностям регионального рынка труда, обеспечить подготовку только востребованных специалистов — одна из главных задач министерства образования и науки области на ближайшие годы.

Сегодня, к сожалению, школьники, студенты, их родители и учителя еще недостаточно знают о современных предприятиях региона, о перспективах их развития (в этом признались участники областной профориентационной акции «Выпускник — 2010», которая проводилась в апреле текущего года). Поэтому в целях информирования выпускников о возможностях трудоустройства в нашем регионе был выпущен справочник «Учись. Работай. Живи в Калужской области», подготовленный министерством совместно с ИД «Работа для Вас» и кадровым агентством «Карьера».

Остается актуальным вопрос обеспечения занятости инвалидов. При этом данные статистического наблюдения свидетельствуют о тенденции к снижению числа обращений инвалидов в учреждения службы занятости. В течение января-ноября 2010 года зафиксированы обращения 1,47 тыс. граждан с функциональными нарушениями, что составило 80,2% к аналогичному периоду 2009 года.

По предварительной оценке, общая численность инвалидов, обратившихся в учреждения службы занятости за содействием в поиске работы в 2010 году, составит 1,6 тыс. человек. На конец 2010 года продолжают состоять на учете в учреждениях службы занятости более 700 инвалидов. В 2011 году ожидается относительная стабилизация числа обращений граждан данной категории — на уровне, незначительно превышающем показатели докризисного периода.

Определенную динамику процесс трудоустройства инвалидов может получить в 2011 году благодаря увеличению до 50 тыс. рублей суммы средств, предназначенных для возмещения работодателю затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специального рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида. Из числа граждан с функциональными нарушениями доля инвалидов, имеющих медицинские показания к созданию специального рабочего места, невелика.

В рамках Программы планируется возместить работодателям затраты на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения 180 специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, рабочих мест (в том числе надомных) для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и многодетных родителей.

Калужская область вступила на путь активизации инновационных процессов пять лет назад. Ключевым моментом стало принятие в сентябре 2005 года областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Калужской области на 2005-2010 годы», главная задача реализации которой — повышение эффективности региональной экономики с помощью внедрения инноваций в традиционные для Калужской области отрасли и кадровое обеспечение инновационной деятельности, а также повышение эффективности и конкурентоспособности промышленности региона.

Для области, которая не богата природными ресурсами, курс на инновации открыл новые перспективы. Руководство региона провело целенаправленную работу по привлечению в область крупнейших инвесторов. Были достигнуты договоренности о строительстве предприятий известных иностранных фирм: Самсунг, Нестле, Крафтвэй, Л’Ореаль, Джон Дир, Лафарж, Лотте, Дженерал Электрик и многих других. Благодаря появлению в регионе автогигантов Фольксваген, Вольво, Пежо-Ситроен, Мицубиси обеспечиваются передовые позиции Калужской области в автомобилестроительной отрасли России. Отражением нового подхода к инвестиционному развитию региона стало создание кластеров, технопарков, бизнес-инкубаторов с использованием принципов маркетинга территорий и развитие «точек роста» — индустриальных парков.

Помимо автомобильного кластера в регионе активно развивается фармацевтический и медицинский кластер. Одним из результатов модернизации высшего профессионального образования явилось открытие курсов обучения новым специальностям в уже существующих вузах области: «Лечебное дело», «Биоинженерия и биоинформатика». На базе калужского филиала МГТУ им. Н.Э.;Баумана открыты специальности (магистратура) «Энергомашиностроение», «Автоматизация и управление», проходят лицензирование специальности «Автомобиле- и тракторостроение», «Управление и информатика в технических системах».