Анализ прибыли и рентабельности отельных изделий в системе директ-костинг»,» УО БГУИР Кафедра экономики РЕФЕРАТ На тему: «Анализ прибыли и рентабельности отельных изделий в системе директ-костинг» 1 Анализ прибыли от реализации отдельных изделий В отечественной практике при анализе прибыли обычно используется модель в которой все факторы ее формирования изменяются сами по себе, независимо друг от друга: прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельная продукция, и обратно пропорционально — если реализуется убыточная продукция. В ней не учитывается существующая взаимосвязь между объемом производства (реализации) продукции и ее себестоимостью, хотя такая взаимосвязь имеется. При увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных остается, как правило, без изменений, и сумма прибыли увеличивается. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции, и сумма прибыли уменьшается. В зарубежной практике при планировании, учёте, контроле и анализе прибыли используется “система директ-костинг”, при которой затраты, связанные с производством и реализацией продукции, делятся на переменные и постоянные. Для обеспечения системного подхода при анализе прибыли и прогнозирования её величины в зависимости от объёма производства и продаж, издержек производства используется категория маржинальный доход (предельный или максимально возможный доход). Маржинальный доход (МД) — это разность между стоимостью реализованной продукции и общей величиной переменных затрат на эту продукцию () или сумма прибыли (П) с постоянными издержками предприятия (): откуда . Маржинальный доход на изделие: Поскольку деление издержек на постоянные и переменные весьма условно, в зарубежной практике для повышения объективности деления затрат на постоянные и переменные используются такие методы, как графический метод, метод высшей и низшей точек, статистический, метод корреляции, метод наименьших квадратов, упрощённый статистический и др. Для анализа прибыли от реализации i-х изделий можно применять модифицированную формулу где — сумма удельных переменных издержек по i-му изделию, тыс.р./шт. Данная формула позволяет определить изменение суммы прибыли от реализации i-х изделий за счёт количества реализованных изделий, среднего уровня цен реализации изделий, удельных переменных и суммы постоянных издержек предприятия. Расчёт влияния этих факторов способом цепных подстановок приведён в табл. 1.
Таблица 1 Алгоритм изменения прибыли от реализации отдельных изделий
2. Анализ прибыли от реализации продукции В системе директ-костинг прибыль от реализации продукции: При многономенклатурном производстве при определении суммы прибыли от реализации продукции вместо маржинального дохода используется выручка от реализации продукции РП и средний удельный вес маржинального дохода в ней : Средний удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции рассчитывается по формуле где — удельный вес i-го изделия в общем объёме выручки от реализации продукции, в долях; — удельный вес маржинального дохода i-го изделия в выручке от его реализации или в цене i-го изделия, в долях:
Отсюда прибыль от реализации продукции определяется по формуле Она позволяет установить изменение прибыли от реализации продукции за счёт: количества (объема) реализованной продукции; структуры реализованной продукции; цен реализации изделий; удельных переменных издержек на одно изделие; суммы постоянных издержек предприятия. Алгоритм расчёта влияния этих факторов на изменение прибыли от реализации продукции способом цепных подстановок и абсолютных разниц приведён в табл. 11.2. 3. Анализ рентабельности отдельных изделий В соответствии с системой директ-костинг уровень рентабельности реализации отдельных изделий рассчитывается по следующей факторной модели: Влияние факторов на изменение уровня рентабельности отдельных видов изделий можно рассчитать приёмом цепных подстановок (табл. 3.)
Таблица 2 Алгоритм изменения прибыли от реализации продукции
Таблица 3 Алгоритм изменения уровня рентабельности отдельных видов изделий
4. Анализ рентабельности реализованной продукции и рентабельности продаж реализованной продукции
Анализ рентабельности реализованной продукции предприятия производится по следующей факторной модели:
Таблица 4 Алгоритм изменения уровня рентабельности реализованной продукции
Анализ рентабельности продаж реализованной продукции производится по следующей факторной модели
Таблица 5 Алгоритм изменения рентабельности продаж реализованной продукции
5 Анализ рентабельности инвестированного капитала (вариант 2) Анализ рентабельности инвестированного капитала может производиться по следующим факторным моделям: либо
Таблица 6 Алгоритм изменения рентабельности инвестированного капитала
ЛИТЕРАТУРА 1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие — М.: Финансы и статистика, 2005. — 208 с. 2. Сергеев И.В. Экономика предприятия. Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 304 с. 3. Экономика предприятия / Под ред. Е.Л.Кантора. — СПб.: Питер, 2006. — 352 с. 4. Ковалев В., Волкова О Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Издательство: ТК Велби, 2006.