1372.Учебная работа :Анализ показателей системы профессионального образования в Республике Казахстан

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...

Анализ показателей системы профессионального образования в Республике Казахстан»,» / Содержание Введение 1. Взаимосвязь профессионального образования и рынка труда: теоретические аспекты 1.1 Профессиональное образование как фактор предложения рабочей силы на рынке труда 1.2 Зарубежный опыт формирования и развития системы профессионального образования 1.3 Роль современной системы профессионального образования в становлении современного рынка труда в Казахстане 2. Анализ показателей системы профессионального образования в Республике Казахстан 2.1 Оценка состояния профессиональной структуры рынка труда в Казахстане 2.2 Анализ состояния начального и среднего профессионального образования в Казахстане 2.3 Анализ показателей системы высшего профессионального образования 3. Пути совершенствования системы профессионального образования и развития рынка труда в Казахстане Заключение Список использованной литературы Введение По последним данным Министерства труда и социальной защиты РК в их базе зарегистрировано свыше 44 тысяч человек, ищущих работу по различным специальностям и квалификации, и всего лишь чуть менее 14 тысяч вакансий, то есть можно сказать, что предложение рабочей силы превышает спрос в три раза. Один только этот факт говорит о высокой степени конкуренции на казахстанском рынке труда. При этом многие работодатели отмечают, что качество подготовки специалистов часто не удовлетворяют запросам и требованиям современного производства и уровня технологий. С учетом этого предлагается в Казахстане модернизировать систему профессионального образования, увеличить эффективность подготовки кадров как высшего -управленческого звена, так и среднего звена — квалифицированных специалистов. «Знания и профессиональные навыки — ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве[Казахстан — Лидера Нации Н. А. Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» от 14 декабря 2012 года// http://www.stat.kz/Pages/poslanya_2013.aspx]» — эти строки из послания Президента РК «Стратегия — 2050» закрепляют мовершенствование профессионального образования как долгосрочный приоритет развития Чтобы решить актуальные проблемы системы профессионального обучения необходимо целенаправленно вести ее реформу, чтобы уровень развития сферы профессиональной подготовки и переподготовки кадров соответствовал уровню развития производительных сил и требованиям работодателей. Но эти цели развития надо решать в комплексном порядке, например, если разрабатывается проект по программе индустриально- инновационного развития, то при обосновании ее ресурсного обеспечения нужно брать во внимание не только наличие сырьевой базы, обеспеченность инфраструктурой, материальными ресурсами, но и наличие резерва рабочей силы. Причем профессиональной структуре спроса по возможности должна соответствовать и структура предложения. Если, например, строиться машиностроительный завод, то понадобятся сначала ресурсы строителей- монтажников, прорабов, архитекторов и механиков. В будущем для работы на таком предприятии понадобятся квалифицированные рабочие- сборщики, токари, слесари, сварщики и т.п. и конечно же, высококвалифицированные инженеры, технологи, менеджеры среднего и высшего звена. И соответственно, необходимо оценить насколько рабочая сила в регионе соответствует по уровню образования, по направлению специализации, по профилю подготовки, по уровню квалификации требованиям к претендентам на вышеназванные рабочие места. Если в регионе слабый уровень подготовки такого рода специалистов, то может остро встать проблема дефицита кадров при избытке рабочей силы в регионе. Чтобы решить эту проблему, надо изначально, на стадии разработки проекта предусмотреть развитие системы профессионального обучения кадров. Здесь необходимо знать имеющиеся предпосылки, создавать условия для улучшения и расширения базы профессионально- технического и гуманитарного образования, привлекать для преподавания специалистов, профессионалов в необходимой сфере. Можно наладить подготовку и переподготовку на базе действующих учреждений профессионального образования, проведя их модернизацию и совершенствование методологической базы под запросы современной практики. Либо можно строить новые центры подготовки кадров. Актуальность темы данной работы обусловлена значением системы профессионального образования в развитии инфраструктуры рынка, в повышении качественных характеристик предложения рабочей силы, расширения рыночных сегментов и повышения мобильности рабочей силы для ее свободного перемещения между регионами, отраслями страны. Рынок, в свою очередь, являясь связующим звеном между работодателями и работниками, зависим от уровня развития системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, которая в идеале должна согласовывать обучение определенным знаниям, умениям и навыкам с требованиями работодателей к профессиональному уровню претендентов на рабочие места. Объектом дипломного исследования является система профессионального образования в Казахстане и ее взаимосвязь с рынком труда. Предметом является механизм воздействия профессионального образования на параметры развития казахстанского рынка труда с учетом современных реалий. Цель работы определить роль и место профессионального образования в развитии рынка труда в современных условиях. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: описать современную систему образования в Казахстане, ее уровни, цели и задачи развития изучить зарубежный опыт совершенствования системы профессионального образования провести анализ современного состояния технического и профессионального образования среднего уровня; проанализировать современное состояние системы высшего образования; выявить проблемы развития профессионального образования в русле обеспечения рынка труда качественными специалистами с требуемыми характеристиками, определить его перспективы. Для раскрытия темы автором были проработаны материалы из казахстанских и зарубежных источников, применены теоретические постулаты и практические исследования видных экономистов, специализирующихся в данном направлении исследования. Также автором использованы данные статистической отчетности, данные Министерства образовании и науки Республики Казахстан. В процессе работы были использованы методы системного, логического, сравнительного анализа, статистические методы анализа. Информационную базу дипломного исследования составили нормативно-правовые акты РК, справочные статистические материалы, публикации в специальных периодических изданиях, материалы научных конференций. Проблемы оторванности системы профессионального образования в Казахстане от запросов практики давно уже стали причиной полемик и на уровнях государственной власти, и полемик среди ученых, и предметом обсуждения общественности. На современном этапе эти проблемы стоят наиболее остро, так как Казахстану требуются высококвалифицированные кадры для реализации инициатив, стратегий и программ в направлении модернизации, индустриально- инновационного развития экономики Казахстана. Методической базой дипломного исследованная послужили монографии и статьи казахстанских и зарубежных ученых в направлении темы дипломного исследования, а именно: оценка современного состояния и проблем профессионального образования в Казахстане, анализ эффективности преобразований в этой отрасли, роль сети учреждений профтехобразования и высшего образования в подготовке кадров новой генерации, которой предстоит стать движущей силой индустриально- инновационного развития. Дипломная работа состоит из введения, основной части из 3 глав, заключения, приложений и списка использованной литературы. профессиональное образование рынок труд 1. Взаимосвязь профессионального образования и рынка труда: теоретические аспекты 1.1 Профессиональное образование как фактор предложения рабочей силы на рынке труда В современный период развития социально-экономических отношений актуальными остаются вопросы, касающиеся разработки механизмов эффективного взаимодействия рынка образования и рынка труда, так как их развитие определяет прогресс общественных отношений в целом, а также является фактором экономического роста и процветания в любой стране мира. Взаимосвязь рынка труда и системы профессионального образования связано с понятием «качество рабочей силы» и «профессиональная структура предложения рабочей силы». Профессиональное образование в идеале должно подготавливать для рынка труда рабочую силу необходимой специальности и квалификации, реагировать на изменения конъюнктуры рынка и сдвиги в профессиональной структуре спроса. В свою очередь рынок труда обеспечивает дополнительный доход с инвестиций в профессиональное образование в виде более высокой заработной платы у специалистов, чем у работников с низкой квалификацией или не имеющих специального образования. Если рынок труда и система профессионального образования взаимодействуют сбалансировано, то снижается риск возникновения структурной безработицы. Структурная безработица вызывается изменениями в структуре спроса и технологии производства. Такие изменения ведут к необходимости новых профессий, а работники, не обладающие этими профессиями, высвобождаются и вынуждены переучиваться[ Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.]. Если же существует несбалансированность между рынком труда и системой профессионального образования, тогда существует несоответствие между профессиональной структурой спроса на рабочую силу и аналогичными параметрами предложения рабочей силы. Может наблюдаться переизбыток предложения специалистов отдельных профессии и квалификации при дефиците кадровых ресурсов по другим профессиональным группам (или определенной квалификации). Система профессионального образования будет оценена как эффективно действующая, если подготовленные ею специалисты будут востребованы на рынке труда и смогут найти соответствующие их профессии и уровню квалификации рабочие места и получать доход в виде заработной платы. Рынок труда в свою очередь дает импульсы для совершенствования системы профобразования, например через такие параметры спроса, как необходимость в специалистах по направлениям (гуманитарного или технического профиля подготовки), по отдельным профессиям (инженеры, учителя, экономисты, юристы и т.п.), по уровню специализации (квалифицированные рабочие, инженерно-технические работники, управляющие среднего и высшего звена). В настоящий момент действующая система профессионального образования в Казахстане построена на основе принципов непрерывности, преемственности образовательных программ и международных требований и предусматривает следующие уровни образования: послесреднее профессиональное образование, высшее образование послевузовское образование Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III ЗРК// http://www.educontrol.kz/ru/content/закон-рк-об-образовании. Послесреднее профессиональное образование охватывает профессиональные образовательные программы для подготовки квалифицированных кадров среднего звена обслуживающего и управленческого труда в области права, экономики, образования, социологии и психологии, медицины и информационных технологий. Продолжительность обучения на базе среднего образования (кроме специальностей: “образование”и “медицина”) — 2 года, на базе технического и профессионального образования — не менее 1 года. Реализация образовательных программ по специальности “культура и искусство” осуществляется с учетом принципа ранней профессионализации и особенностей содержания профессиональных программ. Цель: удовлетворение потребностей общества и экономики в квалифицированных специалистах среднего звена управленческого и обслуживающего труда. Задачи: обеспечение условий доступности и выбора различных уровней профессионального образования с учетом потребностей общества, экономики и граждан на базе среднего образования; подготовка специалистов среднего звена с повышенным уровнем квалификации управленческого и обслуживающего труда с присвоением соответствующей квалификации. Содержание средне-специального профессионального образования предусматривает освоение ассоциированных образовательных программ, включающих наряду с профессиональными, социально-гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, дающие возможность продолжения обучения с 3-го курса в высших учебных заведениях по программам бакалавриата. Основной тенденцией развития высшего образования является повышение качества подготовки специалистов, обеспечение новых направлений подготовки, инновационного развития, интеграция с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесная связь вузовских исследований с потребностями общества на основе совершенствования образовательных и информационных технологий[ Общие требования, предъявляемые к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в организации: Утв. постановлением Правительства РК от 29 нояб. 2007г., № 1147 // Казахст. правда.- 2007. — 1 дек. — С.10]. Системе высшего образования в современных условиях необходимо придание нового качества, общественного статуса, и понимание ее как особой сферы, первоочередной задачей которой является опережающая подготовка высококвалифицированных специалистов, гибкость и адаптация. Цель: удовлетворение интересов общества, государства и личности в получении качественного высшего образования, предоставление каждому человеку широких возможностей в выборе содержания, формы и сроков обучения. Задачи: подготовка специалиста новой формации, обладающего широкими фундаментальными знаниями; инициативного, способного адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда и технологий; усиление мотивации всей системы высшего образования на предоставление качественных образовательных услуг через демократизацию образовательного процесса; подготовка отдельных вузов к прохождению международной аккредитации, создание объективных условий для развития элитных вузов; формирование новых принципов и практики управления вузами, внедрение системы стратегического планирования и повышения автономности вузов; укрепление прав студентов на получение качественного образования, разработка и внедрение механизмов, определяющих ответственность руководителей вузов за предоставление качественных образовательных услуг. В целях реализации указанных задач необходимо: 1. совершенствовать систему управления вузами в соответствии с требованиями открытого гражданского общества через усиление общественного контроля за их деятельностью ; 2. ввести механизм распределения государственного заказа на подготовку профессиональных кадров среди лучших вузов; 3. совершенствовать технологию организации учебного процесса, подчинить ее интересам обучающихся и создать конкуренцию среди преподавателей; 4. принять меры, обеспечивающие прозрачность финансово-хозяйственной деятельности вузов для усиления общественного доверия к их деятельности; 5. ввести законодательные нормы, предусматривающие ответственность руководителей вузов независимо от организационно- правовой формы за качество предоставляемых образовательных услуг; 6. стимулировать внедрение системы управления качеством образовательных услуг в вузах, международную и общественную аккредитацию отдельных программ, направлений подготовки кадров, а также вуза в целом. Структура высшего и послевузовского профессионального образования будет трансформироваться в систему подготовки кадров через бакалавриат, магистратуру и докторантуру, которые должны быть взаимно согласованы. Бакалавриат является уровнем высшего образования, в котором первые два курса должны быть максимально унифицированы. На последующих 2 курсах бакалавриата подготовка ведется по базовым дисциплинам, а в рамках вузовской компоненты осуществляется профильная подготовка. Содержание бакалаврского образования предполагает широкую базовую профессиональную подготовку, направленную на достижение фундаментальности предметных знаний будущих специалистов, для обеспечения выпускника-бакалавра общей интегральной методологией профессиональной деятельности, на развитие у них профессионального творчества, формирование потребности в самообразовании. В основе подготовки специалистов высшей квалификации будет использована кредитная технология обучения, которая обеспечит её непрерывность, аккумуляцию учебных достижений и взаимопризнание образовательных программ. Конкретное содержание устанавливается типовыми учебными программами дисциплин с учетом мирового опыта. Нормативный срок обучения в бакалавриате составляет 4 года и завершается итоговой государственной аттестацией с присвоением соответствующей академической степени бакалавра в той или иной области. В дальнейшем выпускники бакалавриата имеют возможность продолжить обучение в 1-2-х годичной магистратуре. Послевузовское образование является высшим уровнем системы непрерывного образования и включает магистратуру и докторантуру (PhD). Цель: создание на основе интеграции образования и науки эффективной системы подготовки научных, научно-педагогических кадров новой формации, способных решать вопросы совершенствования общества, экономики, производства, науки и разработки новых технологий. Задачи: перевод магистратуры на послевузовский уровень и внедрение докторских программ PhD; разработка механизмов внедрения новой модели подготовки научно-педагогических кадров в магистратуре, предусматривающей её функционирование на базе вузов и научных организаций; внедрение целостной трехуровневой системы подготовки профессиональных кадров, основанной на аккумулирующей кредитной технологии обучения; обеспечение целевой подготовки магистров и докторов PhD на основе обновляемых образовательных программ в соответствии с запросами рынка труда; создание на базе нескольких казахстанских университетов центров по подготовке докторов PhD в партнерстве с ведущими зарубежными вузами, имеющими международные аккредитованные докторские программы. В магистратуре подготовка может проводиться по двум направлениям: 1. профильная углубленная подготовка; 2. научно-исследовательская подготовка. Образовательные программы магистратуры должны предполагать научно -методологическую направленность обучения и углубленную специализированную подготовку в соответствующей области. Выпускникам магистратуры присваивается академическая степень “магистр”. Магистры имеют право продолжить обучение в докторантуре. Докторантура является завершающим образовательным уровнем подготовки научных и научно- педагогических кадров высшей квалификации. В Республике Казахстан прогрессивное развитие и модернизация образования являются возможными благодаря пониманию руководством страны необходимости и важности развития человеческого капитала и всесторонней поддержке при инициировании и проведении реформ в сфере образования. С 2005 года были приняты в сфере совершенствования профессионального образования Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 — 2010 годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 — 2012 годы. Существенным вкладом в развитие человеческого капитала страны стала реализация международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», дающей возможность одаренным молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира. Казахстан в настоящее время является участником основных международных документов в области образования, защиты прав человека и ребенка. Это Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международная Декларация экономических, социальных и культурных прав человека, Лиссабонская Конвенция о признании квалификации, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, Болонская декларация и другие[ О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение // Труд в Казахстане.- 2006.- N 2.- С. 37]. Развитие человеческих ресурсов определено в качестве одного из приоритетов Стратегического плана развития страны до 2020 года. Есть реально достижимые цели качественного развития человеческого капитала посредством инвестиций в образование. В результате реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005 — 2010 годы по состоянию на 1 июля 2010 года все уровни образования институционально обеспечены сетью соответствующих организаций. Структура образования приведена в соответствие с Международной стандартной классификацией образования. Создаются условия для введения 12-летней модели обучения. Реструктурировано техническое и профессиональное образование. Введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр — магистр — доктор Ph.D. Утвержден Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан, содержащий укрупненные группы специальностей[ Тайжанова Ж.А. Конкурентоспособная экономика — конкурентоспособные кадры // ?аз?У хабаршысы. Экономика сериясы = Вестн. КазНУ. Сер. экономическая.- 2007.- № 6.- С. 13-16]. Создана Национальная система оценки качества образования, включающая в себя элементы независимого внешнего оценивания (лицензирование, аттестация, аккредитация, рейтинг, единое национальное тестирование (далее — ЕНТ), промежуточный государственный контроль (далее — ПГК), комплексное тестирование абитуриентов и другие). Техническое и профессиональное образование должно начинаться с широкой общей профессиональной подготовки, тем самым облегчая горизонтальную и вертикальную связь в рамках системы образования и между школой и работой, содействуя таким образом ликвидации всех форм дискриминации, и должно строиться таким образом, чтобы оно: — было неотъемлемой частью начального общего образования каждого в форме приобщения к технике и миру труда; — могла быть избрано по свободному и намеренному выбору как средство, с помощью которого развиваются таланты, интересы и мастерство, позволяющие работать в секторах, перечисленных в пункте 2, или продолжать образование; — открывало доступ к другим видам и областям образования на всех его уровнях, благодаря прочной общей подготовке и — в результате интеграции, упомянутой в пункте 6 (а), — содержало компонент общего образования на всех этапах специализации; — позволяло переходить из одной области технического и профессионального образования в другую; — было доступно всем и для всех соответствующих видов специализации в рамках и за рамками формальных систем образования и в сочетании или параллельно с подготовкой, чтобы обеспечить продвижение с точки зрения образования, профессии и работы в том минимальном возрасте, при котором в соответствии с действующей в данной стране системой образования общее начальное образование уже должно быть закончено; — было доступным на указанных выше условиях и на основе равенства как для женщин, так и для мужчин; — было доступным для инвалидов и лиц, страдающих умственными недостатками, в особых формах, приспособленных к их нуждам, для облегчения включения их в общество[ Рекомендация Генеральной конференции ЮНЕСКО о техническом профессиональном образовании от 19 ноября 1974 года.// http://www.memo.ru/prawo/soc/741119.htm]. Повышение роли инновационных составляющих экономического развития стран в условиях глобализации, неразрывно связанных с развитием информационных технологий, говорит о необходимости подготовки высококвалифицированных специалистов, рабочая сила которых характеризуется превалированием в составе ее функций элементов более высокого, творческого характера. Прежде всего это касается обеспечения подготовки такой рабочей силы, которая способна не только адекватно воспринимать накопленный предыдущими поколениями объем эмпирических и теоретических знаний, усваивать их, но и систематически повышать свою конкурентоспособность, применяя творческий подход к использованию системы полученных знаний. Необходимо отметить, что в условиях формирования конкурентных отношений активизация инновационных процессов в общественном развитии обусловила повышение роли образования и профессиональной подготовки в развитии человеческих ресурсов. Рост уровня требований к качеству рабочей силы по мере развития современных технологий требует постоянного совершенствования собственных знаний и умений личности на протяжении трудовой жизни с целью обеспечения её производительной занятости, профессиональной мобильности и конкурентоспособности. В первую очередь реализация поставленных задач предусматривает необходимость включения её в систему непрерывного дополнительного образования. Повышение качества образовательных услуг, формирование системы непрерывного дополнительного образования “life-long education” с целью совершенствования профессионально-квалификационной структуры рабочей силы выступают одними из действенных направлений повышения уровня её конкурентоспособности. В условиях усиления инновационных процессов, приводящих к повышению инновационности национальных экономик, именно развитие системы образования, качество образовательных услуг выступают необходимой предпосылкой перехода к экономике знаний. Переход к постиндустриальному обществу требует пересмотра не только технологий образования, но и их содержания, уточнения оптимальной структуры знаний для всех возрастных групп населения. Необходимым считается обеспечение систематического обновления для недопущения их быстрого устаревания. Развитые страны уделяют значительное внимание росту образовательной составляющей человеческого капитала, т. к. работодатели заинтересованы в подготовке квалифицированных и образованных специалистов для высокотехнологичного производства. Именно поэтому они помогают учебным заведениям финансированием, выплачивают стипендии талантливым студентам, обеспечивают учебу непосредственно на рабочих местах. Вложение инвестиций в молодых специалистов, которое осуществляет работодатель, означает, что он потенциально заинтересован в закреплении их на производстве. Со своей стороны государство также заинтересовано в конструктивном сотрудничестве с работодателями, т. к. корпоративная оплата обучения позволяет более направлено перераспределять государственные средства и снижать финансовую нагрузку на государственный бюджет. В ряде стран реализуются программы, согласно которым работодателям, предоставляющим первоначальные рабочие места выпускникам, даются субсидии на зарплату на это время. Целесообразным считается также стимулирование работодателей относительно обеспечения постоянных рабочих мест молодым специалистам. В частности, некоторые страны практикуют поддержку работодателей, которые предлагают постоянную работу молодым специалистам, особо в тех случаях, когда во время прохождения производственной практики стажёры успешно проявляют свои способности и реализуют полученные знания. Необходимо учитывать доминирующее влияние образовательного фактора на действенность процесса формирования конкурентной среды на рынке труда. Именно степень адаптации системы образования в плане профессиональной подготовки рабочей силы к динамическим изменениям конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда, профессионально-квалификационные параметры которой отвечают потребностям социально-экономического развития, выступает определяющим фактором роста конкурентоспособности человеческих ресурсов. Функциональными особенностями образования в условиях формирования инновационного общества выступает не только «способность предоставлять тем, кто учится, накопленный в предыдущие годы объем знаний и навыков, но и повышать их способность к восприятию и использованию на практике новых научных идей, технических инструментов и методов производства, формировать у работников новаторские способности, инициативу и предприимчивость[Владимирова Л. П. Экономика труда : Учеб. пос. М. : Издательский дом «Дашков и Ко», 2002. С. 34. ]. Внедрение новых технологий в процессе формирования постиндустриального общества вступает в противоречие с существующими традиционными технологиями, широкое применение которых приводит к постепенному сужению сферы применения неквалифицированной рабочей силы. Более совершенные технологии, которые требуют высокого уровня квалификации и качества труда от работников, создают благоприятные условия для расширения сферы его приложения. В этих условиях происходит увеличение объемов спроса на труд высококвалифицированных работников, которые характеризуются наличием развитых новаторских способностей, сильной мотивацией к повышению образовательно-квалификационного уровня, способностью обслуживать высокотехнологичное производство. Вместе с тем развитие человеческого капитала с повышением образовательного уровня сопровождается повышением качественных характеристик рабочей силы, что, соответственно, означает повышение уровня её конкурентоспособности. Первичные основы конкурентных отношений между участниками трудового процесса формируются на этапе получения начального образования, получения и усвоения знаний. Последующее развитие конкурентные отношения получают в процессе профессионального образования различных видов квалификации, приобретения среднего специального и высшего образования. Однако наиболее весомой в иерархии получения и использования знаний и производственных навыков является сфера трудовой деятельности, в которой непосредственно происходит их реализация. Неадекватность реагирования системы профессионально-технического образования, непосредственно связанного с обслуживанием производственной сферы, на сдвиги в структуре занятости в условиях изменений привела к консервации устаревшей структуры подготовки кадров. В конечном счёте, это ведёт к постепенному обесцениванию накопленных ими знаний и навыков профессионального мастерства, и, соответственно, к ослаблению уровня конкурентоспособности такой рабочей силы. В то же время следует отметить, что объективные причины изменения вида профессиональной деятельности выступают своеобразной формой принуждения к межпрофессиональной мобильности, которая становится наиболее распространенным способом адаптации выпускников учебных заведений к нестабильной ситуации на рынке труда. Нестабильность существующей ситуации на рынке труда связана, в первую очередь, со спецификой современного этапа развития экономики постсоветских стран, которая характеризуется отсутствием чёткой корреляционной связи между уровнем образования работников и размером получаемых ими доходов. Существующая дифференциация доходов является результатом проведения ограничивающей государственной бюджетной политики, т. к. государство, выступая в роли работодателя-монополиста в отдельных сегментах рынка труда, устанавливало монопольно низкие цены на высококвалифицированную рабочую силу. Вместе с тем следует учитывать, что, если производство и технологические инновации диктуют целесообразность найма на работу дополнительных работников, работодатели могут воздерживаться от него в случае большой величины предельных расходов такого найма. Это может привести к проблеме в системе образования, т. к., с одной стороны, она получает сигналы о наличии потребности рынка в определенных профессиях и пытается адаптировать величину и структуру своего выпуска в соответствии с ними. С другой, выпускники не могут найти постоянную работу по специальности, т. к. для работодателей затраты по их найму излишне высоки, хотя зарплата, которую получают работники, может быть невысокой. Стоит также отметить изменение мотивационных установок работников. На начальных этапах изменений приоритетное значение приобретала материальная мотивация, при которой работа рассматривалась, в первую очередь, как источник получения средств к существованию, т. е. как объективная экономическая необходимость. При этом социально-статусная мотивация, согласно которой работа воспринимается выпускниками как средство обеспечения всестороннего развития личности и в перспективе занятие приоритетных позиций в социальной структуре общества; установка на профессионально-личностную самореализацию, которая предусматривает доминирование в структуре мотивации стремления развить собственные способности в будущей деятельности; коммуникативная мотивация, при которой приоритетной выступает возможность активно общаться с другими членами трудового коллектива, заслуживая их уважение, постепенно отступали на второй план. Вместе с тем в последнее время происходит постепенный переход мотивационных факторов в направлении повышения роли социально-статусной и профессионально-личностной мотивации наряду с материальной. 1.2 Зарубежный опыт формирования и развития системы профессионального образования Прежде, чем перейти к характеристике сегодняшнего состояния профессионального образования в нашей стране и вопросам реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан в части развития профессионального образования и подготовки кадров, вкратце остановимся на мировом опыте подготовки квалифицированных кадров и специалистов среднего звена, технического и обслуживающего персонала. Данное обстоятельство чрезвычайно важно в современных условиях, когда постоянные и сравнительно частые изменения в общественном производстве, которое все больше зиждется на знаниях, настоятельно требуют корректировки и уточнения имеющихся у специалистов знаний и компетенций, а также получения недостающих. Это означает массовую востребованность, доступность, открытость высшего образования, включая необходимость обучения требуемым компетенциям в течение всей жизни граждан. В указанной связи, вполне очевидна инновационная польза новых методов обучения, предоставляющих оптимальный диапазон выбора и придающих гибкий характер началу и прекращению получения высшего образования на основе использования курсов и учебных программ, постоянно адаптируемых к современным и будущим потребностям общества. В данном отношении весьма показательны образовательные успехи Китая, достигнутые с использованием передовых информационно-коммуникационных технологий. Поворотный момент в развитии системы образования Китая наступил в 1986 году, когда произошли серьезные изменения, затрагивающие четыре инновационных направления высшей школы: сдачу вступительных экзаменов, определение целевой аудитории, систему реализации учебного материала, систему управления. Учитывая масштабы страны, оптимальным путем скорейшего вывода образования населения на современный уровень было признано использование комбинаторной системы образования, органично объединяющая в себе как традиционные, так и инновационные формы. При этом первую и главную роль в деле развития высшего образования в КНР сыграло радио и телевидение, которые и сейчас являются, одновременно с интернетом, основными средствами реализации обучающих программ в системе высшего образования Китая (дистанционная форма организации обучения). Следуя этим путем, было принято решение о создании на государственном уровне системы Центральных Радио — и Телевизионных Университетов (CRTVU)[ Инновации высшего образования современного Китая в аспекте применения их модификаций в высшей школе России. // www.mgu-consulting.ru — 14.08.2008.]. Университеты CRTVU (центральный уровень): составляют долгосрочные планы развития системы RTVU и годовые планы приема; руководят системой управления обучением университетов PTVU и координируют академическую работу, проводимую совместно с несколькими университетами PTVU; составляют национальные учебные планы и создают программы для национального внедрения; разрабатывают и издают печатные учебные материалы, а также выпускают и распределяют аудио- и видеокассеты для курсов, проводимых в масштабе страны; готовят единые экзаменационные работы, вступительные и для сдачи в конце семестра, разрабатывают стандарты; организуют подготовку преподавателей, административных работников и технических специалистов для национальной системы RTVU; проводят исследования в области высшего образования и организуют обмен опытом с аналогичными национальными и зарубежными образовательными учреждениями. Университеты PTVU (региональный уровень): руководят системой управления обучением дочерних школ университетов PTVU, системных рабочих станций и прикрепленных к ним образовательных классов; организуют выполнение учебных планов, составленных CRTVU, и составляют учебные планы для курсов, предлагаемых на уровне провинций; создают и реализуют учебные программы в регионах; разрабатывают и издают печатные учебные материалы, а также выпускают и распределяют аудио- и видеокассеты для курсов; организуют проведение экзаменов, вступительных и для сдачи в конце семестра, и проверку экзаменационных работ; руководят допуском студентов и занимаются оформлением дипломов/сертификатов; организуют подготовку преподавателей, административных работников и технических специалистов для региональных RTVU; проводят исследования в области высшего образования и организуют обмен опытом между собой. За четверть века данная система дистанционного обучения дала Китаю уже несколько десятков миллионов подготовленных специалистов и рабочих, которые и составили основной производственный ресурс небывалого в мировой истории взлета экономики этой прежде отсталой и малограмотной страны. Остается только добавить, что успеху и эффективности указанного образовательного метода во многом послужил всеобщий культ учебы, тщательно и всесторонне поддерживаемый китайским государством среди населения. В США и Японии действуют профессиональные школы, колледжи, университеты, реализуются образовательные программы, которые частично ориентированы на организацию теоретической подготовки кадров, а производственное обучение и повышение квалификации осуществляется на предприятиях. В Республике Корея профессиональное образование и подготовка кадров осуществляются в профессиональных учебных заведениях Министерства образования, а центры профессионального обучения находятся в подчинении Министерства труда. Эти министерства тесно сотрудничают между собой, готовя общими усилиями высококвалифицированные рабочие кадры специалистов. В ряде стран профессиональное обучение осуществляется только на предприятиях. Эффективность работы различных систем профессионального образования и подготовки кадров зависит от социально-экономических условий конкретной страны. В странах Евросоюза большое внимание уделяется доступности технического и профессионального образования, а также усилению его прагматических аспектов, определяющих связь учебных заведений профессионального образования с миром труда. Учреждениям профессионального образования отводится видная роль и в деле развития национальной системы образования. Во Франции существуют лицеи общего и технологического профиля, многофункциональные лицеи профессионального образования. В технических и профессиональных учебных заведениях изучаются общеобразовательные, специальные предметы и проводятся практические занятия. Профессиональную практику учащиеся проходят на предприятиях, которые получают от государства финансовую поддержку за обучение молодежи[ Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П. Экономика и организация управления вузом. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. В.В. Глухова. СПб.: Изд-во «Лань», 2001.- 544 с.]. В Австрии, Германии и Швейцарии главное внимание уделяется профессиональному обучению, которое охватывает до трех четвертей молодежи. Учащиеся в этих странах 3-4 дня в неделю проходят обучение на предприятиях, а 2-3 дня — в учебных центрах, изучая технологию, математику и другие предметы, а также иностранные языки. В Финляндии принят Закон «»О профессиональной подготовке и профессиональном обучении взрослых»» (1998 г.), в Нидерландах — Закон «»О профессиональном образовании и обучении взрослых»» (1996 г.) и Закон «»О дальнейшем развитии профессионального образования»» (2002 г.), которыми регламентированы роль, ответственность и заинтересованность работодателей в организации профессионального образования и подготовке квалифицированных кадров. Западные системы профессионального образования и обучения в настоящее время в большей мере ориентированы на компетенции, на освоение конкретных программ профессионального обучения. Учебные заведения технического и профессионального образования (как правило, технические лицеи и колледжи) во всех странах Европы, Америки и Юго-Восточной Азии повсеместно решают масштабные задачи подготовки специалистов для экономики и социальной сферы. И в структуре занятого населения европейских стран эти специалисты составляют до 60 %. Как видно, выпускники колледжей не только вливаются в ряды студентов вузов, как зачастую представляют это у нас, но и целенаправленно пополняют армию специалистов среднего звена, технического и обслуживающего труда реального сектора экономики. Характерной чертой национальных систем профессионального образования развитых стран является то, что в организацию процесса профессионального обучения, кроме государства, активно привлекаются работодатели и другие социальные партнеры. Это, в свою очередь, оказывает влияние на определение содержания профессиональных образовательных программ, порядок разработки правовых и нормативных документов, на механизм реализации образовательных стандартов профессионального обучения на практике и своевременное оснащение учебных заведений, занимающихся организацией профессионального обучения и подготовкой кадров, новым оборудованием и техникой. В настоящее время в странах Центральной и Восточной Европы принимаются меры, направленные на обеспечение гибкости системы профессионального образования и повышение ее значимости в активной профессиональной жизни человека. Они включают, с одной стороны, разработку и принятие законодательных и нормативных документов, с другой — формирование механизмов оценки качества профессиональной подготовленности и сертификации, которые позволяют централизованно регулировать системы профессионального образования. Соответствующие законы были приняты, в частности, в Венгрии (1993, 2000 гг.), Эстонии (1993,1995 и 1998 гг.), Словении (1996 г.), Литве (1997г.), Польше (1994г.), Болгарии (1999 г.) и т.д. Разработка законодательства и нормативной правовой базы в этой области в указанных странах продолжается. В них формируются институциональные механизмы, регулирующие системы технического и профессионального образования. В 1993 г. в Венгрии были созданы Национальный регистр профессиональных квалификаций, который служит основой для группировки специальностей и рационализации учебных программ, и Национальный центр оценки и сертификации. В Словении с 1995 г. работает Национальный центр по профобразованию, в Болгарии с 1999 г. Национальное агентство по вопросам квалификации, оценки и сертификации, контроля качества обучения. В 1999 г. в Румынии был создан Национальный центр по развитию профессионального образования, в Эстонии — Национальный совет по профессиональному образованию взрослых, в Литве — Национальный совет по развитию профессионального образования. В этих странах профессиональное образование и обучение не коммерциализуется как зачастую нам пытаются объяснять, а разрабатываются механизмы стимулирования работодателей, вкладывающих финансовые средства в его развитие. Приоритетное внимание уделяется повышению социальной значимости учебных заведений технического и профессионального образования, равно как и удовлетворению культурно-образовательных потребностей личности. Что же касается программ профессионального образования, то они направлены на обеспечение мобильности и готовности выпускников оперативно приспосабливаться к меняющимся условиям рынка труда. Мировой опыт ТиПО: имеется национальная квалификационная система, отраслевая система сертификации, обновляемость квалификационных требований, активное социальное партнерство Внедрение в ТиПО Казахстана: начата работа по обновлению квалификационных требований, разработке профессиональных стандартов, созданию национальной квалификационной системы. Созданы Национальный совет по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров при Правительстве Республики Казахстан, отраслевые советы в 14 регионах республики региональные советы, подписан Меморандум между Министерствами образования и науки, энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан и Объединением юридических лиц «Национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен» о создании Фонда поддержки технического и профессионального образования, внедряется система оценки качества ТиПО с участием работодателей, рассматривается вопрос ведения отраслевой системы сертификации квалификаций выпускников Мировой опыт ТиПО: бесплатность ТиПО, приоритетное финансирование ТиПО, т.к. затраты дают значительно большой социальный и экономический эффект по сравнению с другими уровнями образования. Внедрение в ТиПО Казахстана: Ежегодно увеличивается госзаказ на подготовку кадров (в 2011 году увеличен на 19,6%), разработаны нормативы затрат на одного обучающегося, планируется введение подушевого финансирования, внесены предложения по пересмотру системы оплаты труда преподавателей и мастеров производственного обучения. Мировой опыт ТиПО: превалирование в системе профессионального образования подготовки специалистов технического и обслуживающего труда, государственное лоббирование ТиПО, высокий статус и престиж ТиПО Внедрение в ТиПО Казахстана: пропаганда и создание позитивного образа специалиста технического и обслуживающего труда, проведены конкурсы профмастерства среди обучающихся учебных заведений ТиПО. Внедрение мирового опыта Мировой опыт ТиПО: Законодательно утвержденные механизмы стимулирования работодателей в постоянном вложении средств в развитие ТиПО Внедрение в ТиПО Казахстана: Подготовлен проект Концепции проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам ТиПО», внесены предложения к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об образовании» Мировой опыт ТиПО: Соответствие квалификаций требованиям рынка труда за счет создания современной матбазы учебных заведений, преобладания практических занятий на производстве, гибкости, модульности программ, присвоения нескольких квалификаций Внедрение в ТиПО Казахстана: материально-техническая база> учебных заведений ТиПО обновлена и переоснащена современным оборудованием на 31%, с участием работодателей и международных экспертов разработаны ГОСО по 72 специальностям ТиПО, интегрированные образовательные программы по 65 специальностям ТиПО, типовые учебные программы по 720 специальностям ТиПО. На сегодняшний день европейские работодатели заинтересованы в высококвалифицированных инженерах, специалистах в области машиностроения и программирования, инженерно-педагогических кадрах для учебных заведений технического и профессионального образования. Это те дефицитные отрасли востребованные на европейском рынке труда. Одной из главных причин того, что во многих странах не только активно обсуждается проблема приватизации образовательных учреждений, но и происходит процесс коммерциализации, являются серьёзные недостатки государственной системы образования, лучшее знание деловым сообществом потребностей рынка в специалистах определённого профиля. ЮНЕСКО заявляет, что и государственный, и частный сектор могут внести свой ценный вклад в этот процесс и что посредством соединения усилий и развития партнёрских отношений они сумеют повысить общую эффективность системы образования, но при условии, что ответственность за образование должна быть возложена на государственные органы, поскольку только они стоят на страже общих интересов. Экспертами ЮНЕСКО осуществлён значительный вклад по формулированию терминов и понятий, употребляемых в образовательном процессе. В этом контексте можно назвать доклад Эдгара Фора «Учиться быть» (1972 г.) и формирование концепции «непрерывного образования». Ценным является также опыт стран с открытой экономикой которые в целях признания одной страной аттестатов, дипломов об образовании субъектами другой страны, как фактора способствующего мобильности трудовых ресурсов. В этом плане интересен опыт стран Болонского соглашения. Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Во многих отношениях, Болонский процесс стал революционным в области европейского высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Затем четыре из министров образования, участвовавших в праздновании 800-летия парижского университета Сорбонна в 1998 году, сошлись мнениями о том, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбоннская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998). Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) было оформлено через год в Болонье, представителями 29 стран (Болонская декларация, 1999). В настоящее время очевидно, что это было уникальное соглашение, так как сегодня процесс включает в себя 47 стран-участниц, из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда было подписано Болонское соглашение[ Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. — Москва: Оргсервис-2000, 2006.]. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации[ Казахстан присоединился к Болонской декларации. — 2010. — 12 марта. http://vesti.kz/foundation/43448/]. Казахстан — первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства