Анализ поддержки малого предпринимательства в Чановском районе Новосибирской области»,» / Оглавление
- Введение
- Глава 1. Организационно-правовые основы малого предпринимательства
- 1.1 Понятие малого предпринимательства. История его становления в Российской Федерации
- 1.2 Законодательное регулирование малого предпринимательства
- 1.3 Система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства
- Глава 2. Анализ поддержки малого предпринимательства в чановском районе новосибирской области
- 2.1 Организационно — экономическая характеристика Чановского района
- 2.2 Состояние малого предпринимательства в Чановском районе Новосибирской области
- 2.3 Организация поддержки малого предпринимательства в Чановском районе Новосибирской области
- 2.4 Результаты социологического опроса предпринимателей Чановского района Новосибирской области
- 2.5 Проблемы развития субъектов малого предпринимательства Чановского района Новосибирской области
- Глава 3. Направления совершенствования поддержки малого предпринимательства
- 3.1 Рекомендации по совершенствованию информационно-организационных форм поддержки субъектов малого предпринимательства
- 3.2 Рекомендации по совершенствованию финансово-экономических форм поддержки субъектов малого предпринимательства
- Заключение
- Список использованной литературы и источников
- Приложения
Введение Актуальность темы исследования обусловлена тем, что малое предпринимательство играет существенную роль в развитии экономики. Решение многих социальных и экономических проблем в стране: создание дополнительных рабочих мест, рост занятости населения, увеличение объемов выпускаемой продукции, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, развитие инновационного производства во многом определяется темпами развития малых предприятий. В настоящее время малый бизнес получает широкомасштабную поддержку, как на федеральном, так и региональном уровне. В то же время муниципальные образования значительно меньше участвуют в его развитии, хотя по своей природе этот уровень управления наиболее близок к рассматриваемому сектору экономики. Следовательно, именно муниципальным органам власти надо решать конкретные задачи, связанные с развитием сектора малого предпринимательства. Однако недостаточный уровень организационно — финансового обеспечения является причиной низкой эффективности местного самоуправления в развитии малого предпринимательства. Все это позволяет рассматривать тему дипломного исследования как актуальную. Состояние изученности проблемы. Основополагающие моменты теории малого предпринимательства изложены в работах М.Г. Лапусты, А.В. Бусыгина, Л.Т. Ибадовой, С.В. Шишина, Ю.Л. Старостина, А. О Блинова, В.Я. Горфинкеля, Б.А. Райзберга и других. Вместе с тем значительная часть исследований, как правило, посвящена отдельным (правовым, финансовым, организационно-экономическим, социальным и другим) аспектам функционирования малого предпринимательства. В литературе практически нет исследований, касающихся закономерностей становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Цель исследования: изучение системы поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании и разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне. В соответствии с поставленной целью в работе были определены следующие основные задачи: 1. исследовать сущность малого предпринимательства; 2. изучить систему государственной поддержки субъектов малого предпринимательства; 3. провести анализ системы поддержки малого предпринимательства на территории Чановского района Новосибирской области; 4. выявить проблемы развития малого предпринимательства; 5. разработать рекомендации по совершенствованию муниципальной поддержки субъектов малого предпринимательства. Объектом исследования является поддержка малого предпринимательства на муниципальном уровне. Предмет исследования — информационные, организационные, финансово — экономические аспекты деятельности органов местного самоуправления по поддержки малого предпринимательства. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: общетеоретические методы: анализа, синтеза, индукции, дедукции, абстрагирование, а также анализ документов, наблюдение, опрос. Структура работы: настоящая дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень научной разработанности проблемы, объект, предмет, цель и задачи исследования, методы исследования. В первой главе рассматриваются теоретические подходы к определению сущности понятия малого предпринимательства, нормативно — правовая база регулирования малого предпринимательства и система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Во второй главе проводится описание объекта исследования, анализ системы поддержки малого предпринимательства в Чановском районе Новосибирской области. В третьей главе предлагаются рекомендации по совершенствованию информационно — организационных и финансово-экономических форм поддержки субъектов малого предпринимательства в Чановском районе Новосибирской области. В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Глава 1. Организационно-правовые основы малого предпринимательства
1.1 Понятие малого предпринимательства. История его становления в Российской Федерации Относительно сущности понятия предпринимательства, в частности малого предпринимательства, существуют различные точки зрения, поскольку с развитием рыночной экономики роль предпринимательства усиливается. В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства. Рассмотрим трактовку понятий «»предпринимательство»» и «»малое предпринимательство»». По мнению американских ученых, предпринимательство — это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. По их мнению, малое предпринимательство — это обязательное стремление сделать что-то новое или улучшить существующее. [38, с.5] Российский ученый-экономист А.В. Бусыгин под предпринимательством понимает стремление и действия к самостоятельному ведению деловой активности по практической реализации конкретной деловой идеи на определенных формализованных началах. По его мнению, предпринимательство есть, прежде всего, искусство деловой активности. [30, с.14] М.Г. Лапуста утверждает, что предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами. [38, с.7] Б.А. Райзберг, Лозовский П.Ш., Стародубцева Е.Б. определяют предпринимательство как инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленную на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. [39, с.495] Согласно «»Современному экономическому словарю»» малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность в небольших масштабах. [39, с.495] Интерес представляет определение термина «»малое предпринимательство»», данное комиссией Боултона, которая указывает 3 основных признака малого предприятия: 1) небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара; 2) правовая независимость — предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или партнерами-собственниками, которые сами контролируют свой бизнес; 3) персонифицированное управление, предполагающее, что собственник или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия всех решений, и свободны от любого контроля извне. [33, с.1] Малым предпринимательством признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг юридическими и физическими лицами, зарегистрированные в качестве субъектов малого предпринимательства в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209 — ФЗ «»О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»». [11] В научной литературе вместо термина «»малое предпринимательство»» часто употребляется термин «»малый бизнес»». Данные понятия практически тождественны. Отличие состоит лишь в том, что термин «»малое предпринимательство»» — это юридический термин, поскольку употребляется в нормативных актах, а «»малый бизнес»» — экономический. Но, в сущности, это одно и то же явление. [33, с.1] Итак, малому предпринимательству присущи все свойства, которые характеризуют предпринимательскую деятельность вообще, однако основной особенностью малого предпринимательства является относительно высокий уровень риска. В настоящей работе мы будем следовать определению М.Г. Лапусты, который под малым предпринимательством понимает предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях). [38, с.7] В разных странах применяются различные критерии отнесения предприятий к малым. Чаще всего это численность работающих и объем реализации. В соответствии с законодательными нормами большинства развитых стран к субъектам малого предпринимательства относят значительно более широкий круг предприятий, нежели в России. В Европейском союзе принята такая классификация малых и средних предприятий: к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 9 человек; к малым — с числом работающих от 10 до 49 человек; к средним — с числом работающих от 50 до 249 человек. Для всех категорий предприятий товарооборот должен быть менее 40 млн. евро либо общий баланс менее 27 млн. евро. Важным критерием является экономическая независимость предприятий. В Австрии, например, к малым относят предприятия с числом работающих не более 50 человек, у них должен быть годовой доход не более 5 млн. евро либо балансовая стоимость активов не более 2 млн евро. Доля внешних собственников в собственности малого предприятия должна составлять не более 25%. [41, с.76] В Германии основными критериями отнесения субъектов экономики к малым предприятиям является численность работающих (человек), объем складочного капитала, размер годового оборота. Так, к малым предприятиям относятся организации, у которых численность работающих составляет 1-49 человек, размер складочного капитала — не более 5 млн. евро и объем годового оборота — не более 40 млн. рублей. [34, с. 19-20] Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «»весьма малые»», до 99 человек — как «»малые»», от 100 до 499 человек — как «»средние»» и свыше 500 человек — как «»крупные»». [38, с.169] Интерес представляет градация действующих предприятий в США. К наименьшим относятся предприятия с численностью занятых от 1 до 24 человек, к малым — от 25 до 99, к промежуточным — от 100 до 499 человек, к крупным — от 500 до 999, а при численности свыше 1000 человек предприятия считаются крупнейшими. В отдельных отраслях вторым критерием отнесения предприятий к определенной категории служит объем годового оборота. [41, с.76] В бывших советских республиках, как правило, критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих, однако в отдельных странах применяются и другие показатели. В Украине, например, критерием отнесения предприятия к малым является только число работающих в зависимости от отрасли: в промышленности, строительстве и на транспорте — не более 100 человек; исследования и разработки — не более 60 человек; оптовая торговля — не более 50 человек; розничная торговля — не более 20 человек. В Молдавии выделяются микропредприятия с числом работающих от 20 до 75 человек. [34, с.23] малое предпринимательство государственная поддержка Во всех странах первым критерием отнесения предприятия к малым является численность работающих, вместе с ним применяются такие критерии, как стоимость активов, объем оборота, объем дохода и др. К субъектам малого предпринимательства по законодательству Российской Федерации относят внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования); 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек; 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. [11] С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия — 60 млн. рублей; малые предприятия — 400 млн. рублей; средние предприятия — 1000 млн. рублей. [17] В экономике развитых стран выделяют следующие виды малых предприятий: коммутанты, патиенты, эксплеренты. Малые предприятия — коммутанты функционируют в сфере промежуточной сборки: изготовление отдельных узлов и деталей. Они тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через системы кооперационных связей и субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного производства. Предприятия — патиенты специализируются на выпуске готовой продукции, ориентированной на локальные рынки сбыта. Предприятия — эксплеренты (рисковые, инновационные предприятия) занимаются научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров. [31, с.81] М.Г. Лапуста выделяет преимущества и недостатки малого предпринимательства (таблица 1). [38, с.171-174] Таблица 1 Преимущества и недостатки малого предпринимательства
1.1 Понятие малого предпринимательства. История его становления в Российской Федерации Относительно сущности понятия предпринимательства, в частности малого предпринимательства, существуют различные точки зрения, поскольку с развитием рыночной экономики роль предпринимательства усиливается. В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства. Рассмотрим трактовку понятий «»предпринимательство»» и «»малое предпринимательство»». По мнению американских ученых, предпринимательство — это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. По их мнению, малое предпринимательство — это обязательное стремление сделать что-то новое или улучшить существующее. [38, с.5] Российский ученый-экономист А.В. Бусыгин под предпринимательством понимает стремление и действия к самостоятельному ведению деловой активности по практической реализации конкретной деловой идеи на определенных формализованных началах. По его мнению, предпринимательство есть, прежде всего, искусство деловой активности. [30, с.14] М.Г. Лапуста утверждает, что предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами. [38, с.7] Б.А. Райзберг, Лозовский П.Ш., Стародубцева Е.Б. определяют предпринимательство как инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленную на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. [39, с.495] Согласно «»Современному экономическому словарю»» малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность в небольших масштабах. [39, с.495] Интерес представляет определение термина «»малое предпринимательство»», данное комиссией Боултона, которая указывает 3 основных признака малого предприятия: 1) небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара; 2) правовая независимость — предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или партнерами-собственниками, которые сами контролируют свой бизнес; 3) персонифицированное управление, предполагающее, что собственник или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия всех решений, и свободны от любого контроля извне. [33, с.1] Малым предпринимательством признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг юридическими и физическими лицами, зарегистрированные в качестве субъектов малого предпринимательства в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209 — ФЗ «»О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»». [11] В научной литературе вместо термина «»малое предпринимательство»» часто употребляется термин «»малый бизнес»». Данные понятия практически тождественны. Отличие состоит лишь в том, что термин «»малое предпринимательство»» — это юридический термин, поскольку употребляется в нормативных актах, а «»малый бизнес»» — экономический. Но, в сущности, это одно и то же явление. [33, с.1] Итак, малому предпринимательству присущи все свойства, которые характеризуют предпринимательскую деятельность вообще, однако основной особенностью малого предпринимательства является относительно высокий уровень риска. В настоящей работе мы будем следовать определению М.Г. Лапусты, который под малым предпринимательством понимает предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях). [38, с.7] В разных странах применяются различные критерии отнесения предприятий к малым. Чаще всего это численность работающих и объем реализации. В соответствии с законодательными нормами большинства развитых стран к субъектам малого предпринимательства относят значительно более широкий круг предприятий, нежели в России. В Европейском союзе принята такая классификация малых и средних предприятий: к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 9 человек; к малым — с числом работающих от 10 до 49 человек; к средним — с числом работающих от 50 до 249 человек. Для всех категорий предприятий товарооборот должен быть менее 40 млн. евро либо общий баланс менее 27 млн. евро. Важным критерием является экономическая независимость предприятий. В Австрии, например, к малым относят предприятия с числом работающих не более 50 человек, у них должен быть годовой доход не более 5 млн. евро либо балансовая стоимость активов не более 2 млн евро. Доля внешних собственников в собственности малого предприятия должна составлять не более 25%. [41, с.76] В Германии основными критериями отнесения субъектов экономики к малым предприятиям является численность работающих (человек), объем складочного капитала, размер годового оборота. Так, к малым предприятиям относятся организации, у которых численность работающих составляет 1-49 человек, размер складочного капитала — не более 5 млн. евро и объем годового оборота — не более 40 млн. рублей. [34, с. 19-20] Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «»весьма малые»», до 99 человек — как «»малые»», от 100 до 499 человек — как «»средние»» и свыше 500 человек — как «»крупные»». [38, с.169] Интерес представляет градация действующих предприятий в США. К наименьшим относятся предприятия с численностью занятых от 1 до 24 человек, к малым — от 25 до 99, к промежуточным — от 100 до 499 человек, к крупным — от 500 до 999, а при численности свыше 1000 человек предприятия считаются крупнейшими. В отдельных отраслях вторым критерием отнесения предприятий к определенной категории служит объем годового оборота. [41, с.76] В бывших советских республиках, как правило, критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих, однако в отдельных странах применяются и другие показатели. В Украине, например, критерием отнесения предприятия к малым является только число работающих в зависимости от отрасли: в промышленности, строительстве и на транспорте — не более 100 человек; исследования и разработки — не более 60 человек; оптовая торговля — не более 50 человек; розничная торговля — не более 20 человек. В Молдавии выделяются микропредприятия с числом работающих от 20 до 75 человек. [34, с.23] малое предпринимательство государственная поддержка Во всех странах первым критерием отнесения предприятия к малым является численность работающих, вместе с ним применяются такие критерии, как стоимость активов, объем оборота, объем дохода и др. К субъектам малого предпринимательства по законодательству Российской Федерации относят внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования); 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек; 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. [11] С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия — 60 млн. рублей; малые предприятия — 400 млн. рублей; средние предприятия — 1000 млн. рублей. [17] В экономике развитых стран выделяют следующие виды малых предприятий: коммутанты, патиенты, эксплеренты. Малые предприятия — коммутанты функционируют в сфере промежуточной сборки: изготовление отдельных узлов и деталей. Они тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через системы кооперационных связей и субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного производства. Предприятия — патиенты специализируются на выпуске готовой продукции, ориентированной на локальные рынки сбыта. Предприятия — эксплеренты (рисковые, инновационные предприятия) занимаются научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров. [31, с.81] М.Г. Лапуста выделяет преимущества и недостатки малого предпринимательства (таблица 1). [38, с.171-174] Таблица 1 Преимущества и недостатки малого предпринимательства
В процессе проведения рыночных преобразований российской экономики сектор малого предпринимательства проходил специфические этапы развития. 1-й этап — возрождение (1987-1990) Закон СССР «»О кооперации в СССР»» от 26 августа 1988 г. дал первый импульс развитию российскому предпринимательству. Закон СССР «»О кооперации в СССР»» создал привилегированные условия одной форме собственности — кооперативам, у них появилась возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников, отсутствовали платежи в бюджет. [28] В 1989 — 1990 гг. наблюдался резкий рост количества малых предприятий, которые создавались в виде кооперативов практически во всех отраслях хозяйственной деятельности. Так, например, принятие в 1989 г. Советом министров СССР Постановления «»О содействии хозяйственной деятельности Комсомола»» стимулировало возникновение и развитие всевозможных комсомольских молодежных предприятий. Главными задачами были вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность и привлечение средств для финансирования комсомольских мероприятий. Постановлением предусматривались значительные льготы в виде освобождения от уплаты в бюджет налога на прибыль и ряд других. [40, с.30] 6 июня 1988 г. принято «»Положение об организации деятельности малых предприятий»» (Протокол № 6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР), которое ввело упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода. Закон СССР «»О предприятии в СССР»» от 4 июня 1990 г. объявил о равенстве организационно-правовых предприятий любых форм собственности, что привело к росту числа предприятий различных форм собственности во всех отраслях промышленности и регионах страны. [35, с.17; 29] Подавляющее большинство созданных предприятий в начальной фазе своего развития использовали государственный имущественный комплекс. Начавшаяся либерализация экономических отношений дала импульс деловой активности и в известной степени сформировала предпосылки формирования рыночного развития российской экономики. 2-й этап — начало становления (1991-1994) На этом этапе началось регулирование государством организационно — правовых форм деятельности малых предприятий и формирование налогового режима их функционирования. Процессы приватизации государственной собственности, и, в первую очередь, ускоренная приватизация сфер торговли и бытовых услуг, создали дополнительные условия для закрепления малого предпринимательства в этом секторе российской экономики. Постановлением Совета Министров РСФСР «»О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий»» от 18 июня 1991 г. определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России. Законом РСФСР «»О налоге на прибыль предприятий и организаций»» от 27 декабря 1991 г. определены дополнительные льготы для предприятий малого бизнеса. [35, с.18] Получило развитие индивидуальное предпринимательство. В 1991 — 1993 гг., несмотря на неблагоприятные макроэкономические условия в стране, рост числа малых предприятий имел очень активный характер. В первую очередь развивались предприятия торгово-посреднической направленности. В этот же период в рамках международных программ поддержки институциональных преобразований в России начинается разработка специальных программ поддержки частного, в том числе, малого бизнеса. Наибольший вклад на этом направлении вносят программы Европейского банка реконструкции и развития, TACIS и Агентства международного развития США. [36, с.422] 3-й этап — становление малого предпринимательства (с 1994 года по настоящее время) С середины 1994 г. происходит резкое снижение прироста численности малых предприятий. Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий стали: во-первых, резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью; во-вторых, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. Уже к 1995 г. оказались практически исчерпанными ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Отличительной особенностью этого этапа является начало законодательного регулирования мер поддержки и развития малого предпринимательства. В 1995 году был принят Федеральный закон «»О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»» № 88-ФЗ, создан Федеральный Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. [27] C 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон «»О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»» от 24.07.2007 № 209 — ФЗ, заменивший Федеральный закон № 88. Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Изменения коснулись и порядка ведения статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий, уплаты налога на прибыль и др. Законом установлены цели государственной политики, особенности нормативно-правового регулирования, разграничены полномочия между уровнями власти. [36, с.423] В 2002 году создана Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «»Опора России»», целью которой является содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих эффективное развитие экономики. [36, с.423] Действия федеральных властей дали толчок к активизации регионов России. В составе региональных администраций создаются различные подразделения по поддержки малого предпринимательства, одновременно создаются фонды развития малого и среднего предпринимательства. С 2007 года по настоящее время действуют федеральные и региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства, через которые реализуются меры по развитию малого предпринимательства в стране. Меры государственной поддержки малого предпринимательства на современном этапе развития малого предпринимательства будут рассмотрены в параграфе 1.3.