1308.Учебная работа :Агропромышленный комплекс

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 4,75 из 5)
Загрузка...

Агропромышленный комплекс»,» / Реферат Тема: Агропромышленный комплекс 1. Производство и переработка сельскохозяйственного сырья Агропромышленный комплекс (АПК) — совокупность отраслей национальной экономики, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственного сырья, насыщение внутреннего рынка продовольствием и обеспечивающих экспорт продовольствия и сырья. АПК занимает важное место в экономике Беларуси, на его долю приходится почти пятая часть валового внутреннего продукта страны, около 22% основных производственных фондов. АПК объединяет более 10 отраслей и несколько сфер: три производственных и одну обслуживающую. Управление структурными подразделениями АПК осуществляют: Министерство сельского хозяйства и продовольствия (включает управление собственно сельскохозяйственным производством, мясной и молочной промышленностью, рыбным хозяйством, подготовкой кадров для сельского хозяйства); концерн «Белгоспищепром» (пищевкусовая промышленность); Министерство промышленности (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение) и др. Основным звеном агропромышленного комплекса является сельское хозяйство, оно производит примерно 58% всей продукции. В развитых странах роль сельского хозяйства в создании конечного продукта АПК значительно меньше. Так, в США перерабатывающие и торгово-сбытовые отрасли обеспечивают 70—73% производства продукции АПК, а собственно сельское хозяйство — 13—15%. Переработку сельскохозяйственного сырья осуществляют пищевая промышленность; подотрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти; мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность. Их доля в структуре АПК составляет 21—22%. Разнообразен состав отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и других подразделений АПК: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; производство оборудования для пищевой промышленности; ремонт сельскохозяйственной техники; производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений; добыча торфа для сельского хозяйства; микробиологическая промышленность; сельское производственное строительство (удельный вес в АПК — примерно 12—13%). По мере развития рыночных отношений в составе АПК возрастают значимость и масштабы деятельности отраслей, обеспечивающих заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции. Именно данные отрасли во многом обеспечивают повышение эффективности функционирования АПК в целом, однако их доля невелика — около 4—5%. Для достижения и поддержания продовольственной безопасности необходим такой уровень развития АПК, который бы обеспечивал до 85% спроса на сельскохозяйственную продукцию и занимал не менее 80% внутреннего рынка продовольствия. Однако по таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, картофель, важно иметь 100%-ю обеспеченность (кроме того, необходимо обеспечить возможность их поставки на экспорт), а по маслу растительному, сахару, овощам и фруктам — не менее 70%. Импорт продовольствия не должен превышать 15—20% его реализации, в противном случае создается угроза экономической безопасности и независимости страны. Сельское хозяйство занимается выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводство) и разведением сельскохозяйственных животных (животноводство). Примерно 2/3 розничного товарооборота в Республике Беларусь составляют продукты сельского хозяйства и товары, производимые из сельскохозяйственного сырья. По данным за январь-август 2010 г., на долю сельского хозяйства приходилось 6,9% в структуре ВВП, в нем было занято 9,5% работающих, концентрировалось 14,7% основных фондов. Сельское хозяйство призвано выполнять три важнейшие задачи: 1) обеспечивать население страны высококачественным продовольствием, т.е. быть гарантом продовольственной безопасности. 2) снабжать пищевую и легкую промышленность в достаточном количестве необходимым сырьем. 3) сохранять привлекательными ландшафты в качестве жизненного пространства, территории для расселения людей, создания зон отдыха, зон развития агротуризма. В структуре валовой продукции сельского хозяйства после 1991 г. заметно сократилась доля животноводства. В 2009 г. в животноводстве производено 47,1%, а в растениеводстве — 52,9% валовой продукции сельского хозяйства (все категории хозяйств). С 2000 г. наблюдается устойчивая тенденция роста сельскохозяйственного производства. Растениеводство Среди отраслей растениеводства зерновое хозяйство является основным и на его долю в 2004 г. приходилось 43,1% всех посевных площадей. Валовой сбор за ряд последних лет превышает 7,0 млн. т. Наиболее острой проблемой является обеспечение потребностей Беларуси в пшенице, которые составляют примерно 1,2 млн. т. Одной из основных технических культур является лен-долгунец, который долгое время был ведущей культурой сельского хозяйства республики. Однако в связи с высокой трудоемкостью его возделывания и сокращением трудовых ресурсов на селе Беларусь теряет свои позиции как ведущая держава в мире по производству льноволокна. Посевные площади под льном-долгунцом за 1991—2004 гг. уменьшились в 1,9 раза и составили в 2004 г. 79 тыс. га, а валовые сборы льноволокна за этот же период сократились в 1,4 раза. Лен-долгунец высевается во всех регионах страны, но наиболее крупные посевные площади приходятся на Витебскую область (31,6% всех посевов). В дальнейшем развитие льноводства может идти лишь путем интенсификации производства за счет повышения урожайности. В 2004 г. сбор льноволокна с 1 га в Беларуси составил 7,3 ц, в то время как в Западной Европе он достиг 12—14 ц/га. Выращивание сахарной свеклы обеспечивает работу четырех сахарных заводов. Валовой сбор составил 3,1 млн. т при урожайности в 368 ц/га. Возделывание рапса в республике связано с необходимостью обеспечения своих потребностей в растительном масле. Валовый сбор достиг 143 тыс. т. Картофелеводство: по потреблению картофеля на одного человека (141 кг в год) Беларусь занимает первое место в мире, а по производству этой культуры — 7-8 места. Валовой сбор достиг 9,9 млн. т, в том числе в сельскохозяйственных организациях только 1,1 млн. т. Низкой остается урожайность картофеля (195 ц/га в 2004 г.), в то время как в Дании его собирают 386 ц/га, в Швеции — 334, в Бельгии — 457 ц/га. Развитие овощеводства определяется потребностями населения. Валовой сбор овощей составляет до 2,0 млн. т. Импорт овощей и бахчевых составляет ежегодно примерно 250 тыс. т. Животноводство Отрасль дает основную часть товарной продукции сельскохозяйственных предприятий Республики Беларусь. Скотоводство является одной из ведущих отраслей животноводства (в мясном балансе говядина и телятина занимают более 40%). Свиноводство — основная часть поголовья сосредоточена в сельскохозяйственных предприятиях. Птицеводство остается одной из самых интенсивных отраслей в республике. По численности поголовья на 100 га посевов зерновых и зернобобовых и производству яиц на душу населения Беларусь занимает соответственно 13-е и 5-е места в Европе. Для интенсивного ведения сельскохозяйственного производства на всех угодьях страна не располагает достаточными финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, а сохранение экстенсивных методов экономически неэффективно. Следовательно, приоритетное развитие должны получить сельскохозяйственные предприятия, создавшие высокоэффективное товарное производство. В Республике Беларусь принята и осуществляется Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, предусматривающая укрепление аграрной экономики, повышение уровня доходов сельского населения, улучшение социально-бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, рациональное использование государственных и иных инвестиций. 2. Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье Перерабатывающая промышленность АПК включает пищевую промышленность, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой сырья, мукомольно-крупяную и комбикормовую промышленность. Пищевая промышленность — доля в общем объеме продукции АПК составляет почти 17%. Пищевая промышленность в индустриальном производстве занимает второе место после машиностроения — 16,6% общего объема выпускаемой промышленной продукции, 8,1% промышленно-производственных основных фондов, 12,1% среднегодовой численности промышленно-производственного персонала (данные за 2004 г.). Отрасль включает более 2,3 тыс. предприятий, в том числе 478 — на самостоятельном балансе. Характеризуется сложной структурой: в ее состав входит более двух десятков подотраслей, наиболее крупными являются мясная, молочная, хлебопекарная, кондитерская, сахарная. Целью развития АПК Беларуси в долгосрочной перспективе является повышение качества, экспорт продукции и обеспечение продовольственной безопасности страны. Строительный комплекс Строительный комплекс — это межотраслевая система организаций, деятельность которых направлена на создание, реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения. Продукцией строительного комплекса считаются полностью завершенные строительством и сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производственные мощности, объекты социальной инфраструктуры. На долю строительного комплекса, включая промышленность строительных материалов и конструкций -приходится 10,7% объема ВВП страны (в начале 90-х гг. ХХ в. — до 9% ). В строительстве в 2009 г. было занято 420 тыс. чел. (в 1990 г. — 570,4 тыс. чел.), или 9,1% общей численности работников, занятых в народном хозяйстве (1990 г. — 11,1%). Комплекс объединяет более 4,3 тыс. строительных и ремонтно-строительных организаций различных мощностей и форм собственности, в том числе 109 строительных трестов и объединений, более 200 предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, свыше 40 проектных институтов, около 20 научно-исследовательских и конструкторско-технологических организаций. В настоящее время 70,2% общего объема подрядных работ выполняется фирмами негосударственного сектора экономики. Республиканским органом государственного управления строительным комплексом является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. Оно проводит в пределах своей компетенции государственную жилищную и технико-экономическую политику в комплексе, осуществляет управление архитектурной и градостроительной деятельностью на территории страны, координирует деятельность Комитета государственного строительного надзора в сфере контроля за проведением проектных и строительных работ, регулирует деятельность промышленности строительных материалов и конструкций, добычу и переработку нерудных материалов. Развитие строительного комплекса обусловлено проводимой в стране инвестиционной политикой. С ее помощью обеспечивается реализация приоритетных направлений социально-экономического развития страны, осуществляются концентрация капитальных вложений и повышение их эффективности. Капитальное строительство Строительство (капитальное строительство) — это отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основных фондов. Различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и др. В технико-экономическом отношении строительство существенно отличается от других отраслей экономики. Это объясняется особым характером продукции отрасли, условиями вложения денежных средств, их освоения и возврата. Строительная продукция создается на определенном земельном участке в течение всего периода остается нетранспортабельной. Чтобы начать строительство основных сооружений объекта, нужно сформировать на стройплощадке, по существу, специальное производственное предприятие. Большое влияние на технико-экономические показатели строительной продукции оказывает фактор времени. Продолжительность возведения любого объекта исчисляется не только месяцами, но и годами. Это вызывает отвлечение капитала из оборота на длительное время и практическое его «омертвление». Производство строительной продукции в республике стабилизировалось в 1996 г., и с 1997 г. наметилась тенденция устойчивого роста. Дальнейшее функционирование комплекса в 1996—2009 гг. способствовало достижению положительной динамики в жилищном строительстве: ввод жилья в 2009 г. на 10% превысил уровень 1990 г., а индекс инвестиций в основной капитал за тот же период составил 186%. Жилищное строительство в нашем государстве относится к одному из приоритетных направлений социально-экономического развития. Важнейшей государственной задачей в сфере жилищного строительства на перспективный период является обеспечение каждого гражданина комфортабельным, энергоэффективным, относительно дешевым жильем. Промышленность строительных материалов На долю промышленности строительных материалов приходится 4,3% общего объема промышленной продукции, 6,3% промышленно-производственных средств, 5,5% среднегодовой численности промышленно-производственного персонала. Промышленность строительных материалов в РеспубликеБеларусь представляют более 1400 предприятий и производствразличной формы собственности. На самостоятельном балансенаходится 121 из них. Эти предприятия производят свыше 72% товарной продукции отрасли. В общем числе предприятий негосударственные составляют 38%, и на их долю приходится более 68% общего объема производства. Порядка 1300 предприятий, производств и цехов находятся на балансе других отраслей, являясь их подсобными структурами со средней численностью работающих 15 человек. Отрасль объединяет 20 подотраслей и специализируется на выпуске более 150 видов строительных материалов и изделий: цемента, извести, стеновых, облицовочных и отделочных материалов, сборных железобетонных и бетонных конструкций, кровельных материалов. Созданный ранее потенциал промышленности строительных материалов и строительной индустрии в настоящее время превышает в 2—3 раза реальные потребности и инвестиционные возможности республики. В то же время Республика Беларусь развивает экспорт строительных материалов и услуг. В страны ближнего и дальнего зарубежья экспортируются цемент, стеновые, кровельные, облицовочные, нерудные строительные материалы и др. В состав промышленности строительных материалов входит цементная промышленность, производство сборных железобетонных конструкций и изделий, промышленность стеновых материалов, производство облицовочных материалов, производство кровельных материалов, производство известковых и гипсовых материалов, производство нерудных строительных материалов, производство легких пористых заполнителей, производство легких металлоконструкций, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность. Функционирование промышленности строительных материалов в ближайшем и перспективном периодах будет определяться Основными направлениями развития материально-технической базы строительства Республики Беларусь на период 1998—2015 гг., а также отраслевыми программами. агропромышленный сырье инфраструктура транспорт 3. Транспорт и связь Транспорт и связь являются важнейшими отраслями национальной экономики, обеспечивают перевозки грузов и пассажиров, передачу и распространение информационных потоков, необходимых для удовлетворения потребностей населения, нормального функционирования производственных процессов всех субъектов хозяйствования и управления государством. Транспорт Транспорт — одна из базовых отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Государственное регулирование деятельности объединений предприятий и организаций транспортного комплекса осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Управление предприятиями железнодорожного транспорта проводит Белорусская железная дорога, предприятиями гражданской авиации — департамент по авиации, дорожным хозяйством — департамент «Белавтодор», городским транспортом — местная исполнительная власть. Доля транспорта в валовом внутреннем продукте — 8,0%, структуре инвестиций в основной капитал — 10,3%. В отрасли трудится 6,1% занятых в экономике. Транспорт как направление хозяйственной деятельности делится на транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования предназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт необщего пользования (ведомственный, промышленный, внутрипроизводственный) предназначен для перевозки грузов и пассажиров конкретного предприятия, объединения. Выделяют транспорт личного пользования (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки и т.п.). По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой. Виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естественных или искусственных путей сообщения. Транспорт общего пользования делится на железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный, гужевой. Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Основными показателями, характеризующими эффективность использования того или иного вида транспорта, являют скорость, пропускная способность, маневренность, надежность регулярность, безопасность движения, себестоимость и др. Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок. Разрушение единой транспортной системы бывшего СССР привело к сокращению спроса на услуги всех видов транспорта: резко уменьшилась доля автомобильного, несколько росла доля железнодорожного и существенно увеличилась доля трубопроводного транспорта, который работает наиболее стабильно. Перевозки пассажиров и пассажирооборот также сократились, но в гораздо меньших масштабах, причем это имело место в 1991-1995 гг. При этом в абсолютном и относительном измерениях возросла роль метрополитена, троллейбуса и трамвая. Возросла роль железнодорожного транспорта в перевозках пассажиров в пригородном и междугородном сообщении. Одним из главных направлений развития транспортного комплекса является активизация инвестиционной деятельности, переоснащение парка подвижного состава транспортными средствами, соответствующими мировым требованиям по безопасности, надежности, комфортабельности, ресурсосбережению и другим эксплуатационным характеристикам. Железнодорожный транспорт — отличается от других видов наземного транспорта массовостью потоков, относительно низкой себестоимостью перевозок на большие расстояния. Имеет и другие достоинства: бесперебойно работает круглый год, не зависит от капризов погоды, имеет потенциально высокую скорость движения. Железнодорожный транспорт Республики Беларусь объединяет магистральный и промышленный виды транспорта. Магистральный транспорт представлен производственным комплексом «Белорусская железная дорога». Промышленный железнодорожный транспорт обслуживает сеть подъездных путей крупных и средних предприятий, в его ведении находится путевое хозяйство протяженностью свыше 1,0 тыс. км и приписной парк маневровых локомотивов и специализированных вагонов. Эксплуатационная длина сети железных дорог на территории Беларуси остается постоянной. Поэтому приоритетным направлением развития железнодорожного транспорта является модернизация технического комплекса БЖД. Автомобильный транспорт Осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский. Грузовой автомобильный транспорт перевозит 48,6% всех грузов, главным образом на короткие и средние расстояния. Данный вид транспорта обладает большой маневренностью и гибкостью, обеспечивая перемещение грузов «от двери к двери» — от места производства к месту потребления без помощи других средств транспорта. Становление Республики Беларусь как суверенного государства знаменуется расширением внешнеэкономических связей в ростом автомобильных перевозок в международном сообщении. Пассажирский автомобильный транспорт делится на автобусный и легковой, личный и ведомственный. Развитие автомобильного транспорта, возможности его использования тесно связаны с качественными и количественными параметрами дорожной сети страны. Протяженность автомобильных дорог Беларуси составляет 81,5 тыс. км, в том числе с твердым покрытием — 71,0 тыс. км. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (342 км на 1000 км2 территории) значительно превышает показатели СНГ (в России — 31 км на 1000 км2), но намного ниже, чем в таких европейских государствах как Великобритания (1518 км на 1000 кв. км), Италия (1594 км на 1000 км2), Франция (1620 км на 1000 км2), Польша (771 км на 1000 км2). Приоритетными направлениями развития автомобильного транспорта определены: внедрение ресурсосберегающих транспортных технологий; расширение спектра транспортных услуг, обновление и пополнение парков транспортных средств; совершенствование транспортной системы городов; маршрутных форм обслуживания, оптимизации маршрутной сети; наращивание объемов международных автомобильных перевозок. С целью привлечения транзита необходимо обеспечить повышение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, безопасности движения и придорожного сервиса. Внутренний водный транспорт Постепенно теряет свои позиции в транспортном комплексе страны. Общая протяженность эксплуатационных водных путей Беларуси — около 1800 км. Судоходство транспортом общего пользования осуществляется здесь в течение всей навигации. По габаритам судового хода около 700 км водных путей относится к магистральным участкам рек, остальные — к малым рекам. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям протяженностью менее 500 км. Актуальным для Беларуси является создание и развитие морского флота. В настоящее время разрабатываются (по примеру ряда континентальных стран Европы) предложения по созданию собственного морского торгового флота. Воздушный транспорт Для данного вида транспорта характерны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч). Он используется прежде всего для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния. Ряд иностранных авиакомпаний выполняют постоянные рейсы из европейских городов в Национальный аэропорт «Минск». Кроме того, РУП «Белаэронавигация» предоставляет аэронавигационное обслуживание почти 65 тыс. воздушных судов 563 авиакомпаний из 77 государств. Нынешний парк воздушных судов по своим технико-экономическим и экологическим характеристикам существенно уступает используемым иностранными авиакомпаниями. Важнейшими направлениями являются обеспечение безопасности полетов, рентабельной и прибыльной работы авиапредприятий; расширение объемов применения авиации в экономике страны; обновление регулярных полетов на местных авиалиниях и др. Трубопроводный транспорт Представляет собой вид непрерывного транспорта, осуществляющего передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которое обеспечивается насосными станциями. Предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транспорт. К магистральному от носятся трубопроводы, по которым продукты от мест добычи или производства передаются к местам переработки или потребления. Промышленный используется для транспортиров грузов в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса. Трубопроводный транспорт характеризуется большой экономичностью — дешевизной перевозок и высокой производительностью труда, сравнительно небольшими удельными капиталовложениями. В составе трубопроводного транспорта выделяют газопроводный, нефтепроводный и продуктопроводный транспорт. На территории республики к началу XXI в. сформировалась следующая система магистральных газопроводов, по которой осуществляется транзит российского природного газа: Торжок — Минск — Ивацевичи; Ивацевичи — Долина; Кобрин — Брест — государственная граница; Волковыск — государственная граница; Торжок — Долина; Ивацевичи — Вильнюс — Рига; Минск — Вильнюс; Минск — Гомель. Природный газ транспортируется к крупнейшим промышленным центрам Беларуси, в Украину, Польшу, Литву, Калининградскую область России, западно-европейские государства. В республике получила развитие также система газораспределительных сетей. Транспортирование природного газа осуществляет ОАО «Белтрансгаз». Нефтепроводный транспорт — наиболее эффективный вид транспортировки сырой нефти, представляет собой комилекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. Общая длина магистральных нефтепроводов на территории республики — 3,0 тыс. км, нефтепродуктопроводов по перекачке бензина и дизельного топлива — 1,2 тыс. км. Транспортировку нефти на территории Беларуси обеспечивают Гомельское предприятие транспорта нефти «Дружба» (на участке от границы с Россией к Мозырю и далее в западном и юго-западном направлениях) и Новополоцкое предприятие (участок нефтепровода Сургут — Полоцк с ответвлением на Литву и Латвию). В республике действуют три магистральных продуктопровода, по которым перекачивают дизельное топливо и бензин: Унеча — Полоцк, Унеча — западная граница, Новополоцк — Минск (Фаниполь). Первые два из них проходят в одних коридорах с нефтепроводами и выполняют в основном транзитную перекачку нефтепродуктов за пределы страны. Связь Связь — отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распостранение различных информационных потоков. Развитие систем связи и информатизации стало одним из важнейших приоритетов научно-технической и экономической политики Республики Беларусь. С 1991 г. доля отрасли в структуре валового внутреннего продукта страны увеличилась с 1,0 до 1,8%. Связь в Республике Беларусь делится на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание). Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему — регулярная доставка письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с использованием транспортных средств. Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениям предоставляют 118 городских и районных узлов и около 4 тыс. отделений связи. Благодаря принятию кардинальных мер удалось сохранить сеть почтовых предприятий, осуществить бесперебойное предоставление клиентуре традиционных социально значимых услуг почтовой связи. В 2001 — 2004 гг. в отрасли наметилась тенденция к повышению эффективностп, развитию новых почтовых услуг, в том числе с использованием телекоммуникационных связей, внедрению широкого спектра нетрадиционных услуг, новейших технических средств и технологий. Получила широкое развитие Служба ускоренной почты (международная и внутренняя); объемы ее отправлений за последние 5 лет увеличились в десятки раз. Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество. Телефонная связь. Общепризнанным показателем развития телефонной связи является плотность аппаратов на 100 жителей или на 100 семей. В Беларуси он достиг наибольшего среди стран СНГ значения — 86 аппаратов на 100 семей, значительно опередив Россию и Украину. Устойчиво растет объем междугородных телефонных разговоров. Число междугородных переговоров на одного жителя республики превышает аналогичный показатель по странам СНГ. Телеграфная связь предназначена для передачи на расстояние буквенно-цифровых сообщений — телеграмм или фототелеграмм. Телеграфная связь не выдерживает конкуренции с другими видами электронной связи, количетво отправленных телеграмм после 1991 г. сократилось почти в 10 раз. Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь, предназначенная для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь. Сотовая телефонная связь осуществляется мобильными телефонами через стационарные базовые станции, каждая из которых имеет определенную зону обслуживания (соту) и соединена в единую сотовую сеть. Действующая в Беларуси аналоговая технология соответствует международному стандарту NMT (Nordic Mobil Telephon System). Аналоговую сотовую связь обеспечивает совместное белорусско-английское предприятие «БелСел», которое в 2003 г. освоило новый стандарт сотовой связи Cdma-2000. С 1999 г. в республике запущена сотовая телефонная связь по цифровой технологии, соответствующая международному стандарту GSM (Global for Mobile Communications). На телекоммуникационном рынке Беларуси ее операторами являются предприятия СП «Мобильная цифровая связь» (МЦС, торговая марка VELCOM) и СП «Мобильные ТелеСистемы» (МТС). В стране распространен еще один вид мобильной связи — пейджинговая, сеть которой расширяется. В отличие от сотовой эта связь осуществляется через посредника — оператора, принимающего по телефону информацию от одного абонента и передающего ее на пейджер другому абоненту. Данный вид связи обеспечивают около 10 пейджинговых компаний. Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и дальнейшему освоению таких новых современных услуг связи, как «Электронная почта», международная ускоренная почта EMS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданию нетрадиционных видов услуг, предоставляемых предприятиями связи. Для модернизации материально-технической базы отрасли «Связь» предусматривается построение магистральных внутризоновых волоконно-оптических линий связи, внедрение программно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях электросвязи, постепенный переход от аналого-цифровой к цифровой сети электросвязи, строительство сетей радиовещания и цифрового телевидения. Список литературы 1. Кочергина Т.Е. Мировая экономика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 272 с. 2. Максаковский В.П. Классификация и типология стран мира // География в школе. — 2007 — №1. — С. 4-9. 3. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика. — М.: Проспект, 2012, 248 с. 4. Экономическая география России / Под общ. ред. В.И. Видяпина. — М.: Инфра-М, 2009. — 568 с. RUSTUDENTU.RU