1303.Учебная работа :Аграрный сектор экономики и его особенности в России

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...

Аграрный сектор экономики и его особенности в России»,» / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Липецкий филиал Кафедра «»Экономика, менеджмент и маркетинг»» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине Микроэкономика ТЕМА «»Аграрный сектор экономики и его особенности в России»» Преподаватель: О.В. Широкова Студентка Н.Н. Панина Липецк 2014 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Аграрный сектор экономики России 1.1 Аграрная экономика 1.2 Особенности аграрного сектора 2. АПК России и аграрный сектор экономики в РФ 2.1 Структура АПК России 2.2 Тенденции развития аграрной экономики 2.3 Основные способы регулирования аграрного сектора в России 2.4. Государственные программы и законы, направленные на развитие аграрного сектора экономики 3. Вступление России в ВТО 3.1 Проблемы аграрной политики России, возникшие на начальном этапе вступления в ВТО 3.2 Способы и методы регулирования аграрной экономики России в новых условиях для сельскохозяйственных товаропроизводителей 3.3 Перспективы развития аграрного сектора экономики России в условиях членства в ВТО ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ аграрный политика россия закон Агропромышленный комплекс России занимает особо важное место в экономической теории на сегодняшний день с учетом всемирной глобализации экономики. Хотя производство сельского хозяйства занимает всего 3,7% ВВП России и примерно 10% всей мировой торговли, развитый конкурентоспособный сельскохозяйственный сектор является залогом продовольственной безопасности существования страны. Существует ряд важных моментов, которые обуславливают необходимость проведения широкомасштабных исследований современных тенденций развития аграрного рынка нашей страны, и основным из них является наше недавнее членство во Всемирной торговой организации (ВТО). Исторически в любой период времени одной из основных задач экономики государства было регулирование аграрного сектора, за счет определенных мер: законы, программы, и т.д. Неотрегулированные документы по поддержанию сельского хозяйства и другие методы регулирования в связи с нарастающим дешевым импортом из стран участниц ВТО дает основания для глубочайшего исследования в этой области экономики. Также, само по себе сельское хозяйство современной России требует проведения экономических программ на федеральном уровне по АПК, связана с рядом факторов, среди которых самыми важными являются: риск природно-экономических катаклизм; низкая степень монополизации сельских товаропроизводителей по сравнению с другими отраслями экономики; высокий уровень капиталоемкости сельского хозяйства и низкая его рентабельность; диспаритет цен в сельскохозяйственной отрасли; высокая конкуренция импорта. Еще одним немало важным моментом является популяризация села. Для этих целей была разработана и утверждена «»Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020гг»». Она включает в себя вопросы обеспечения жильем нуждающихся семей, улучшения социальной сферы жизни: развитие спорта, культуры, постройки новых дорог, улучшение инфраструктуры и т.д. Развития села в целом дает возможность повышать уровень жизни крестьянских хозяйств, ведь в аграрном секторе это достаточно большой сегмент организационно-правовой формы сельскохозяйственных предприятий. 1. АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ РОССИИ 1.1 Аграрная экономика Аграрная экономика — это часть экономической теории. Она включает в себя изучение оптимального использования с максимальной выгодой ограниченных ресурсов сельского хозяйства. В сельском хозяйстве, как и в других секторах, действуют основные принципы и законы экономического развития. Более того, многие закономерности рыночной экономики проявляются в аграрной экономике в более явном виде, чем в других отраслях, поскольку сельское хозяйство представлено многочисленными и сравнительно небольшими фермерскими хозяйствами, действующими относительно автономно друг от друга. Аграрная политика выделяется в особый курс в связи с очень многими факторами, регулировать которые можно только полностью понимая проблемы и особенности данного сектора. Рассмотрим наиболее принципиальные моменты. Аграрная экономика включает в себя несколько направлений для развития АПК страны. Во-первых это программы по поддержанию определенных направлений сельского хозяйства: различные системы субсидирования, дотирования; во-вторых это разработка более упрощённой системы налогообложения; в-третьих различные механизмы по стабилизации проблем сельскохозяйственных производителей одним из них является создание интервенционного фонда; в-четвертых привлечение инвестиций, для создания конкурентоспособной отрасли на мировом рынке. Все эти мероприятия и механизмы должны опираться на особенности аграрного сектора России. 1.2 Особенности аграрного сектора России Первая особенность — в аграрном бизнесе действуют законы совершенной конкуренции. Это проявляется в двух направлениях: во-первых большое количество продавцов на рынке сельскохозяйственной продукции, т.к. рынок достаточно открыт. Из-за этого возможность повлиять на цены практически невозможно; во-вторых свобода во входе на рынок продавцов и выходе их с рынка. Вторая особенность — для сельхозпроизводителей земля является основным ресурсом производства. От качества земельного плодородного слоя, расположения участка относительно транспортных подъездов, и других факторов будет зависеть земельная рента этого ограниченного ресурса. Хотя сейчас новые научные технологии пробуют сократить использования этого природного ресурса — земли — в птицеводстве, она все равно остается основным ресурсом АПК. Третья особенность — сильная зависимость аграриев от природных условий расположения их бизнеса. Территория России имеет много климатических особенностей, поэтому есть ряд районов где развитие аграрного сектора очень затруднительно из-за погодных особенностей. Четверная особенность — конечным продуктом сельско-хозяйственного производства и продовольственного сектора является продовольствие. Но ценовая эластичность спроса на продукты питания, как правило, низка. Потребители приобретают основные виды продовольствия независимо от роста или сокращения цен на них практически в неизменных объемах. В среднем коэффициент эластичности в сельхозпродукции составляет 0,25 %. С другой стороны, спрос на сельскохозяйственные и продовольственные товары является неэластичным и по доходу. Низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию порождает так называемую долгосрочную фермерскую проблему (рис.1). Она заключается в том, что с ростом научно-технического прогресса возрастает предложение S в аграрном секторе, причем быстрее чем спрос D. Из этого следует, что доходы аграриев снижаются. Рис.1. Долгосрочная фермерская проблема. По мере развития аграрного сектора он, в свою очередь, все равно зависит от кривых S и D . С одной стороны, с ростом предложения выручка все равно стремиться к снижению. С другой стороны, с учетом инфляции, быстрее чем цены на продовольствие, растут цены на аграрную технику и другие сопутствующие товары и услуги. В долгосрочной перспективе фермерские доходы всегда отстают от доходов в нефермерских секторах экономики. В свою очередь это должно было бы привести к массовому оттоку фермеров, но этого не происходит. Причина в иммобильности данного сектора экономики. Фермерские хозяйства это не только сфера производства, но и сфера жизненного уклада. Отток не происходит так же быстро, как изменение спроса и предложения на рынке. Возможно поэтому, необходимость в программах поддержания малых и средних фермерств актуальна для аграрной экономики. Все земли не участвующие на данном этапе в воспроизводстве, должны поддерживаться в «»культурном»» виде, для дальнейшего использования. Пятая особенность — ценовая неэластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию в совокупности с большой зависимостью аграрного производства от природного фактора и конкуренцией производителей порождает краткосрочную фермерскую проблему: цены на рынке сельхозпродукции крайне нестабильны. Малейшие колебания в объемах предложения в зависимости от тысячи неподконтрольных фермеру причин (высокий или низкий урожай и т.д.) — и цена падает или взлетает с неадекватной скоростью, как это видно из рис.2 Рис.2 Краткосрочная фермерская проблема. Еще одно отличие аграрного сектора от других секторов экономики заключается в том, что наиболее распространенной формой сельскохозяйственного предприятия является крестьянское хозяйство, семейная ферма. Для этого предприятия целью функционирования является благосостояние семьи, которое не исчерпывается доходом от аграрного производства. Поэтому исходное положение теории фирмы о том, что предприниматель всегда стремится к максимизации своей прибыли, для аграрного сектора в чистом виде неприменимо. Шестой особенностью этого сектора является еще и особое отношение общества к нему. Протекционизм как экономическая политика защиты отечественного производителя присущ, безусловно, не только сельскому хозяйству. Но именно в этом секторе это явление проявляется в более сильном виде. Наряду с общими аргументами в пользу протекционизма (противодействие демпингу, защита становящейся отрасли, безработица и т.п.) в аграрной сфере используют и специфические доводы. Прежде всего, это стремление к продовольственной безопасности нации, которая понимается часто как автаркия, и стремление сохранить традиционный вид сельской местности, так называемый сельский ландшафт. Традиционный сельский ландшафт с его национальными особенностями является национальным культурным достоянием каждой страны. С сокращением численности сельскохозяйственного населения возникает угроза его утраты. Эта проблема особенно актуальна для стран Западной Европы, которые долгое время пытались путем экономической поддержки собственных фермеров решать и эту проблему. Об особой актуальности именно аграрного протекционизма свидетельствует то, что на протяжении всей послевоенной истории проблема его устранения занимает важнейшее место в ряду проблем международной торговли. Специфика экономических отношений в аграрном секторе достаточно сильна, что обуславливает необходимость особого теоретического курса аграрной экономики. 2. АПК РОССИИ И АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ В РФ 2.1 Структура АПК России Сельское хозяйство является одной из самых важных отраслей народного хозяйства России. В рамках АПК условно можно представить взаимодействие нескольких областей в виде схемы, как показано на рис.3. Сюда можно отнести и предприятия пищевой промышленности, но они косвенно относятся к АПК. Рис.3. Основные отрасти предприятий АПК России Агропромышленный комплекс занимает особое положение, в нем сосредоточено около 15,7% основных производственных фондов, на его предприятиях трудиться примерно 10% населения страны. Однако АПК не может позволить себе в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Почему же это происходит? Как уже говорилось выше аграрный бизнес очень иммобилен. В настоящее время, с учетом вступления России в ВТО, прослеживается возросшее внимание государства к проблемам сельского хозяйства, поскольку этот сектор промышленности является особенно незащищенным, а ведь от степени развития и уровня эффективности функционирования сельскохозяйственного производства во многом зависит сбалансированность экономики, политическая обстановка в стране, ее продовольственная независимость, социальное спокойствие. В настоящее время в России плохо развит перерабатывающий сектор АПК, из-за этого потери сельхозпродукции по некоторым пунктам (зерновые культуры) достигают 30%. Также большое влияние на снижение темпов развития и рентабельности животноводческих предприятий оказывает дешевый импорт. Ключевой особенностью сельскохозяйственного комплекса является использование в качестве объекта производства земли и природной сферы. Земля, по сути, является главным средством производства в агропромышленном комплексе. В России засуха 2010 года оказала губительное влияние на обрабатываемые пашни, что серьезно подорвало развитие сельскохозяйственных угодий. Также, не маловажную роль, играют и трудовые ресурсы сельской местности. Последняя перепись населения показала, что численность сельского населения уменьшается в пользу города. Основой производства в сельскохозяйственном секторе является использование природных биологических факторов, которые представляют собой животные и растения. Исходя из вышесказанного, производственный ритм сельского хозяйства во многом зависит от естественных биологических законов. Территориальный объем нашей страны велик, и природно-экономические условия производства во многом имеют разительные отличия. Именно этим и обусловлена территориальная рассосредоточенность экономически выгодных расположений для ведения производств сельскохозяйственной продукции. Средством формирования сельскохозяйственных фондов, в значительно большей мере, чем в других отраслях промышленно-экономического сектора, происходит за счет собственной продукции. Если оценивать потенциал АПК России, то по основным видам ресурсов, необходимых для сельскохозяйственной деятельности наша страна практически в полном объеме самодостаточна. Конечно огромное влияние на АПК России оказало наше вступление в ВТО, но при умелом ведение государственных поддержек и программ и правильной политики в отношении зарубежной дешевой продукции может сделать нашу сельскохозяйственную продукцию вполне конкурентроспособной.

2.2 Тенденции развития аграрной экономики

В последнее время активно начали создаваться и реализовываться федеральные целевые программы связанные с решением ряда проблем в АПК России. Но, пока это лишь малая часть 8 — 9 % инновационных идей и проектов против 65 % в США и 95 % в Японии. Хотя АПК США очень развитый сектор экономики. Для Японии же в условии практически полного отсутствия сельхозресурсов это жизненная необходимость. Но и России аграрный сектор экономики имеет ряд проблем и трудностей с развитием и конкурентоспособностью, поэтому задача государства развиваться в направлении различных программ и инноваций, особенно с учетом вступления в ВТО. В настоящее время поддержка АПК государством осуществляется по принципу «»Желтой корзины»». К ней относятся прямое субсидирование сельскохозяйственных предприятий, уменьшение по процентным ставкам кредитов, компенсация горюче-смазочных материалов и т.д. Однако, в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию, Россия взяла обязательства снизить господдержку АПК до мер «»зеленой»» корзины. Получается, что в связи со снижением пошлин на ввозимую дешевую сельскохозяйственную продукцию, многие направления АПК, такие как свиноводство, которое только начало развивать обороты по производству, предприятия по производству сельхозтехники, молочное производство подставлено под удар? Но кто сказал, что мы не можем пользоваться всеми теми принципами и механизмами, которые предлагает нам европейские государства. Так в 2013 году для снижения негативных последствий в свиноводческой отрасли были выделены государственные субсидии в размере 10 млрд рублей. Такое же решение было приняло и для предприятий по производству мяса птицы, когда в условиях перехода на мировые цены выросла закупка отечественного зерна. Рентабельность этой отрасли начала резко снижаться и к 2013 году опустилось до нуля. Еще одним очень эффективным направлением в регулировании дешевого импорта это санитарный контроль, который позволяет очистить российский рынок от некачественных и опасных продуктов, а также дает возможность заполнить образованную пустоту на рынке собственной продукцией. 2.3 Основные способы регулирования аграрного сектора в России Для того чтобы создать эффективный механизм государственного регулирования аграрного сектора необходимо действовать в нескольких направлениях, это льготное налогообложение, государственные системы дотирования, компенсации, издержки и субсидирование, ценовая политика, кредитование на особых условиях, система лизинга, закупочные и товарные интервенции на аграрных рынках, страхование, государственные протекции и др. Рассмотрим некоторые из них. Льготное налогообложение. В соответствии с ФЗ № 147 от 11 ноября 2011 года гл. 26.1 российские сельскохозяйственные товаропроизводители и предприниматели могут перейти на упрощенную систему налогообложения — единый сельскохозяйственный налог. Он исключает уплату налога на прибыль, на имущество, налога на добавленную стоимость, госпошлины, единый социальный налог и рассчитывается из площади обрабатываемых с/х угодий. При этом доля реализации сельскохозяйственной продукции и сопутствующих услуг за предшествующий переходу календарный год, включая переработку первичной продукции, в процессе осуществления предпринимательской деятельности должна составлять более 70%. Государственные системы дотирования. Существуют различные методы государственного дотирования. Многие из них рассчитаны на развитие первоначального этапа сельхозпредприятий. Предлагается софинансирование сельскохозяйственных предприятий: компенсации части расходов по оформлению собственности на землю, поддержка начинающих фермеров, финансирование развития семейных ферм, субсидирование кредитов для сельхозпроизводителей. Это осуществляется из федеральных и региональных бюджетов. Закупочные и товарные интервенции. Эта государственная поддержка рассчитана сгладить «»Краткосрочную фермерскую проблему»», т.е. когда на рынке резко повышается предложение на определенный вид с/х продукции, например зерно, и также резко начинает падать цена на нее. Тогда государство закупает этот вид продукции в так называемый интервенционный фонд, тем самым, стабилизируя падение цены. А когда цены на этот вид с/х продукции начинает расти — расходует запасы фонда, тем самым регулируя цену. Эту идею в России первый раз применили осенью в 2001 году в отношении зерновых культур. Страхование. Это очень эффективный механизм гарантированной компенсации при независящих от фермеров обстоятельствах. Для России свойственен рискованный характер ведения аграрного хозяйства. Страхование своего бизнеса от неурожая, от болезней животных, от стихийных ситуаций, от кризиса это один из действенных способов управления рисками в сельском хозяйстве. Данный вид госрегулирования подразумевает под собой субсидию на часть затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам страхования. 2.4 Государственные программы и законы, направленные на развитие аграрного сектора экономики В России действует целый комплекс программ направленных на развитие АПК. Одной из самых основных является «»Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020гг»», утвержденная 15 апреля 2014года. В ее нормативно правовую базу входят такие документы: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264 ФЗ, Доктрина продовольственной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 30.01.2010г. №120, Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года (от 17.11.2008г., распоряжение № 1662-р), Методические указания Минэкономразвития России по разработке и реализации государственных программ РФ (Приказ № 690 от 22.11.2013г.). Принципы этой программы: стабильность и преемственность, системность, софинансирование, государственно-частное партнерство. Данная государственная программа разработана для нескольких направлений развития. Представим схематично основные направления государственной аграрной программы: Рис.4 Схема основных направлений «»Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020гг»». В структуру госпрограммы входит несколько федеральных целевых программ (далее ФЦП): 1. ФЦП «»Социальное развитие села до 2013 года»», 2. ФЦП «»Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года»», 3. ФЦП «»Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года»». Также в 2003 году был принят федеральный закон № 147-ФЗ от 11.11.2003года «»О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового Кодекса РФ и некоторые другие акты Законодательства РФ»» и введен единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаро-производителей. Он дает возможность добровольного перехода на уплату ЕСХН по упрощенной системе налогообложения. Признание сельскохозяйственным товаропроизводителем организации осуществляется на основании федерального закона № 264-ФЗ от 29.12.2006 года «»О развитии сельского хозяйства»». 3. ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО 3.1 Проблемы аграрной политики России возникшие на начальном этапе членства в ВТО Всемирная торговая организация (ВТО) в настоящий момент насчитывает 160 стран участниц и охватывает все континенты земного шара. В условиях современной действительности у России практически не оставалось выбора вступать или не вступать в нее. Россия уже не могла стоять в стороне, минуя эту влиятельную организацию. Среди российских и зарубежных исследователей не было единодушного мнения о целесообразности вступления России в ВТО, но все они сходились к одному, что наиболее незащищенным окажется аграрный сектор экономики России. Что же произошло после вступления России в ВТО, какие прогнозы сторонников и противников оправдались? Первая проблема, с которой столкнулась Россия после вступления в ВТО это отсутствия четких понятий и однозначности в интерпретации норм ВТО. Другими словами, нет четких определений те или иные меры и механизмы регулирования экономики и рынка. И здесь действительно возникают споры и вопросы в применении директив ВТО. Например, показательной была история с поставкой нам из стран ЕЭС картофеля. Когда Россельхознадзор затребовал информацию о «»чистых зонах»», то это вызвало массу вопросов. Хотя, тем самым, карантинные органы пытались защитить от некачественных товаров российский рынок и, это всего лишь пользуясь механизмами, предлагаемыми ВТО. Вторая проблема — это нежелание российских властей защищать интересы отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Российские птицеводы могли бы уже на данном этапе конкурировать на мировом рынке со своей продукцией, но они не могут без участия государства решить массу проблем, возникающих при экспорте своей продукции. Не умение квалифицированно защищать свои интересы рождает дополнительные минусы и отсутствие перспектив выхода на мировые рынки. Третья проблема — отсутствие квалифицированных юристов и чиновников, умеющих грамотно оперировать своими правами и механизмами ВТО. И эта проблема сейчас является одной из самых важных и наиболее острой для успешной экономической адаптации страны в ВТО. Четвертая проблема — нет четкого механизма взаимодействия различных государственных структур. Одни запрещают, другие (в лучшем случае) не в курсе. Допустим, был запрещен ввод картофеля из стран ЕЭС Россельхознадзором, а Таможня оказалась не в курсе поставки картофеля по данным Федеральной транспортной службы продолжались. Пятая проблема это отсутствие отработанной аграрной политики в условиях ВТО со стороны Минсельхоза. Фактически сейчас выработкой аграрной политики занимается правительство. И здесь главной задачей Минсельхоза России является создание влиятельных рычагов воздействия и полным владением реальной ситуации, без фиктивных цифр. Шестая проблема российского аграрного бизнеса заключается в том, что потребовалось какое-то время, чтобы понять, что страны участницы ВТО не всегда соблюдают правил этой организации. Седьмая проблема — раскол власти и аграрного бизнеса. Он сформировался на пути споров, предваряющих вступление в ВТО. Непонимание государственных чиновников проблем аграриев только усугубляется, по заведению участников съезда фермеров России. Все обозначенные выше проблемы возникшие после вступления России в ВТО не стали катастрофой для аграрного сектора экономики, но отсутствие отлаженной политики и четко работающих механизмов регулирования не принесло положительных плодов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для лоббирования своих интересов необходимо освоить искусство манипулировать нормами ВТО, а также четко представлять долгосрочную политику по развитию аграрного сектора экономики. 3.2 Способы и методы регулирования аграрной экономики России в новых условиях Одним из главных условием вступления России в ВТО является уход от мер внутренней поддержки «»желтой корзины»» аграрного сектора экономики и переход к мерам поддержки «»зеленой корзины»». Это означает переход от прямых субсидий, компенсации процентов по кредитным ставкам, компенсации горюче-смазочных материалов, электроэнергии и т.д. искажают действительное положение аграрного сектора и является неэффективным для его развития. То есть меры «»желтой корзины»» фактически подсаживают аграрных производителей на государственные дотации. Меры «»зеленой корзины»» являются более эффективными для долгосрочного развития сельского хозяйства, т.к. направлены непосредственно на прямые выплаты производителями, развитие сельскохозяйственной инфраструктуры, развитие научных исследований, улучшение использования ограниченных ресурсов земли, таким образом, повышается конкурентоспособность самой отрасли, а не рынка товаров в определенный момент времени. Поэтому правительством была разработана и утверждена 15 апреля 2014года «»Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020гг»» (далее Госпрограмма аграрного развития). В ее состав входят федеральные целевые программы именно по развитию сельского хозяйства по принципу мер «»зеленой корзины»». В новой госпрограмме аграрного развития прослеживаются следующие направления инновационных направления по долгосрочному развитию аграрного сектора. Так планируется улучшение инфраструктуры села и увеличение привлекательности этого сектора, обновление и улучшение технического и технологического состояния сельскохозяйственного парка техники, развитие перерабатывающих сельскохозяйственных предприятий, мелиорация сельскохозяйственных земель, развитие поголовья племенного скота, развитие садоводства, развитие ветеринарии и проведение противоэпидемических программ, поддержка малых форм фермерских и крестьянских хозяйств и др. Также, запланировано улучшение управления государственными программами, налогового законодательства, развитие информатизации в сфере АПК. Все эти меры должны вести к более конкурентоспособному сектору аграрной экономики России на мировом уровне. Следующим направлением в реализации улучшения АПК России могут стать такие механизмы: — государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей из расчета на 1 единицу произведенного товара (1 кг мяса, 1 тонна зерна, 1 литр молока), здесь можно получить двойной эффект — производитель будет стараться нарастить производство на тех же ресурсах; — создание специализированных потребительских кооперативов при поддержке государства, в которые будут входить и парки сельхозтехники, и специализированные хранилища, и предприятия по переработке, и собственные торговые точки. Это обеспечит сельхозпроизводителям доступ на отечественный рынок и избавит его от спекулянтов (перекупщиков); — предлагается передавать заброшенные необрабатываемые участки земли и паи, купленные незаконным способом передавать в собственность государства, а далее на конкурсной основе отдавать в аренду, для дальнейшего эффективного их использования. Примером такого механизма служит Белгородская область — там ведено платное землепользование на конкурсной основе. Возможно, стоит изучить опыт Китая, где существует целая государственная Академия, с огромными полномочиями, по изыманию земель и планированию и дальнейшему их использованию. Внедрение действенных мер экономического воздействия, определение со способами и методами развития аграрного сектора экономики должно дать долгосрочные положительные перспективы стабильности и конкурентоспособности АПК России. 3.3 Перспективы развития сельского хозяйства в условиях членства в ВТО Какие перспективы открывает участие во Всемирной торговой организации для сельского хозяйства России. На первый взгляд может показаться, что членство страны в ВТО сделало страну еще более зависимой от импорта сельхоз продукции, отрицательно сказалось на некоторых отраслях АПК России и привело в упадок отдельные регионы. Но это лишь краткосрочный эффект и за ним может последовать финансовое и юридическое выздоровление сельского хозяйства страны. В стрессовом состоянии вступления в ВТО будут открыты все застарелые проблемы, и их надо будет решать, прибегая к механизмам предлагаемым ВТО и разрабатывая внутреннюю стратегию по укрепления аграрной отрасли экономики. 1. Переход на «»зеленую корзину»» принципов поддержки сельскохозяйственных производителей, даст возможность сформировать конкурентоспособную отрасль АПК на уровне лучших мировых стандартов. 2. Обязательство сформулировать долгосрочную эффективную аграрную политику, ориентированную на защиту интересов отечественных сельскохозяйственных производителей, умелое использование экономических, налоговых и юридических механизмов. Здесь хочется отметить возможность повышения роли министерства сельского хозяйства в решении вопросов АПК. 3. Развитие сельскохозяйственных наук, как одного из условий самостоятельности и конкурентоспособности России. Развитие селекции, энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, создание высокопрофессиональной базы специалистов, привлечение зарубежных аграриев. 4. Укрепление малых форм сельхоз производителей — фермерств и крестьянских хозяйств. 5. Повышение уровня жизни сельских жителей и увеличение привлекательности села. 6. Создание государственного аппарата регулирования эффективного использования земель и ресурсов. 7. Привлечение международных и собственных инвестиций, вследствии создания привлекательности аграрного сектора экономики. 8. Увеличение процентной доли АПК к общему количеству ВВП страны. 9. Возможность стать крупным экспортером продовольствия. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вступление России в ВТО стало большим шагом на пути сближения с мировой экономикой наших отраслей народного хозяйства. На данном этапе, как выяснилось, основной проблемой в России является отсутствие высококомпетентных и квалифицированных чиновников и институтов развития и адаптации экономики сельского хозяйства. И это явилось недооцененным риском вступления в ВТО. Также отсутствуют официальные документы разъясняющие правила игры. Российские бизнесмены и государство только учатся манипулировать нормами ВТО для продвижения своих интересов. Неоднозначность применения этих норм для различных стран позволяет сделать выводы, что ВТО скорее набор правил, реализуемых с высокой вариантностью. Аграрный сектор экономики в современных условиях требует развития новых институтов и методов регулирования сельского хозяйства России. Эта проблема особенно актуальна в условии вступления в ВТО. Членство России в ВТО не стало катастрофой для аграрного бизнеса, но требует новые пути экономических и политических решений возникших проблем. Инструменты, предлагаемые ВТО еще требуют изучения и правильного применения, причем существует и ряд проблем аграрного сектора экономики не связанного с вступлением в ВТО. Адаптация к работе в предложенных условиях открыла многие скрытые проблемы Агропромышленного бизнеса и отсутствия их решения. Меры принимаемые государством пока не дают нужного эффекта и ситуация в агропромышленном комплексе еще очень сложная. Суммируя все возникшие проблемы, это, увеличение импорта продуктов животноводства, сокращение спроса на зерно, разорение части сельхоз производителей (около 20-30%) и потерю до 1.5 миллиона рабочих мест, можно прийти к выводу, что необходимо реализовывать меры для адаптации российского сельского хозяйства к условиям ВТО. Основными инструментом здесь служит государственная программа ориентированная на развития села, институтов, связанных с АПК России. Социально-экономические последствия членства России в ВТО пока плохо прогнозируемы. На сегодняшний день рано делать выводы о негативном влиянии этого процесса на экономику России. Хотя многие проблемы аграрного сектора экономики обозначились и, как видно, к ним чиновники не были готовы, пути решения могут лежать и в предлагаемых условиях по государственному регулированию аграрного сектора для России. Государственное регулирование аграрного сектора экономики — сложный механизм. Пути решений для России усугубляются нестабильной экономической ситуацией в целом. Также влияние оказывает тенденция политических давлений на страну извне. Но если правильно выстроить все внутренние механизмы, то ВТО поможет России стать полноправным членом мировой сельскохозяйственной экономики, станет для страны «»пилюлей от собственных болезней»». СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ Нормативные акты: 1. Федеральный закон от 11.11.2003 № 147-ФЗ «»О внесении изменений в гл. 26.1 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации»»: Источник публикации: СПС КонсультантПлюс. 2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «»О развитии сельского хозяйства»»: Источник публикации: КонсультантПлюс. 3. Е.В. Серова Аграрная экономика. Москва: ГУ ВШЭ. 2001.-480с. 4. Е.А. Мукайдек. Перспективы развития сельского хозяйства в условиях вступления России в ВТО // журнал Экономика и управление. 2013. №1. С. 18-20 5. И.А. Морозова, О.В. Орлова. Тенденции развития АПК России в условиях ВТО// журнал Региональная Экономика: теория и практика. 2014. № 44. С. 41-50 6. И.А. Сычева, Ю.А. Тихомирова. Проблемы адаптации механизма господдержки аграрного сектора России к условиям членства в ВТО// журнал Вестник Алтайского Государственного Аграрного Университета. 2013. №7. С. 124-128. 7. С.Ю. Петрова. Механизм государственного регулирования аграрного сектора России// журнал Вестник НГИЭИ. 2012. №11. С. 52-60 8. В.В. Милосердов. Мероприятия и механизмы по обеспечению продовольственной независимости// журнал Агропродовольственная политика России. 2014. №3. С. 2-9. 9. С.Ю. Барсукова. Аграрный бизнес России в условиях ВТО: ожидания и реальность// исследование в рамках Программы «»Научный фонд НИУ ВШЭ»» в 2013-2014гг., проект № 12-01-0027 [Электронный ресурс]. URL: http://institutions.com/agroindustrial (дата обращения 15.12.2014). 10. economy.gov.ru — Министерство экономического развития РФ. 11. www.mcx.ru — Министерство сельского хозяйства РФ. 12. www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики РФ. 13. www.viapi.ru — ФГБНУ Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова 14. www.consultant.ru — КонсультантПлюс. ПРИЛОЖЕНИЕ

Требования к курсовой работе Примечания Колич. баллов максим. Колич. баллов фактич. Структура работы Курсовая работа должна включать: ѕ титульный лист; ѕ содержание (с указанием страниц начала структурных элементов работы); ѕ введение (с обоснованием актуальности темы, указанием цели и задач работы); ѕ несколько глав (2-3), включающих параграфы; ѕ заключение (выводы автора по работе); ѕ список литературы; ѕ приложения. 10 Полнота раскрытия темы Работа должна демонстрировать достижение сформированных целей и выполнение поставленных задач. Все вопросы, указанные в Содержании, должны быть раскрыты. Способствует раскрытию темы освещение сущности исследуемой проблемы, основных точек зрения российских и зарубежных авторов по дискуссионным вопросам, анализ происходящих изменений в законодательных и инструктивных материалах, использование материалов периодической печати. 20 Самостоятельность написания работы Работа должна быть написана студентом самостоятельно, использование материалов литературных источников и правовых актов должно быть оформлено в виде цитат и ссылок. Должна быть раскрыта собственная позиция автора по проблемным вопросам с соответствующей аргументацией. 10 Стиль изложения Стиль изложения должен быть научным, не допускается изложение от первого лица, а также разговорная или публицистическая стилистика. 5 Правильность и аккуратность оформления Работа должна быть аккуратно оформлена: напечатана на компьютере, прошита, страницы пронумерованы. Оформление работы должно соответствовать методическим рекомендациям (шрифт, отступы и интервалы, ссылки, таблицы и рисунки, список использованной литературы и т.д.). 10 Качество расчетно-аналитической части работы Расчетно-аналитическая часть курсовой работы должна быть выполнена на основе статистического и фактического материала за последние 2-3 года, представленного в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д. По результатам анализа должны быть сделаны выводы. 20 Сроки представления Работа должна быть представлена в установленные кафедрой сроки -10* Замечания по работе Оценка защиты курсовой работы 25 Предварительная оценка 75 Оценка с учетом защиты 100 Итого баллов (по 100 балльной шкале) Итого баллов (по 5-ти балльной шкале) 86-100 — «»отлично (5)»»; 70-85 — «»хорошо (4)»»; 51-69 — «»удовлетворительно (3)»»; менее 50 — «»неудовлетворительно (2)»»

* Помеченный звездочкой пункт является дополнительным; он не включается в общую 100-балльную оценку курсовой работы, однако может уменьшать фактическое количество баллов, набранное студентом. Научный руководитель курсовой работы _______________(подпись) RUSTUDENTU.RU