1276.Учебная работа :Анализ основных форм и методов ценовой политики предприятия

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 4,75 из 5)
Загрузка...

Анализ основных форм и методов ценовой политики предприятия»,» / / Введение ценовой экономический политика Совершенно точно, что без разумной, тщательно взвешенной, постоянно при необходимости корректируемой ценовой политики на рынке делать нечего. В условиях социально-ориентированной, рыночной модели нашей страны, ценообразование является весьма сложным процессом, оно подвержено воздействия множества факторов. Но выбор общего направления в ценообразовании, общей политики, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия и услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, роста рентабельности производства и укрепления рыночных позиций предприятия является очень актуальным. Ценовая политика — главная составляющая маркетинговой деятельности, актуальность которой в РБ все более возрастает в последнее время. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить или даже превысить намеченный объем прибыли, а также решить другие стратегические и оперативные задачи. Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной ценовой политики, то есть от применяемых в организации методов и стратегий. Цель курсовой работы заключается в изучении и анализе ценовой политики промышленной организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: -;дать теоретическое обоснование ценовой политики, её этапам и особенностям в РБ; -;оценить роль и значение ценовой политики для организации; -;изучить существующие стратегии ценообразования и методы определения цен на предприятиях; -;провести анализ основных форм и методов ценовой политики на примере конкретного предприятия ЧУП «Радуга» ОАО;«Актамир». Определить пути совершенствования ценовой политики данной промышленной организации. 1. Ценовая политика организации: сущность, этапы формирования и особенности в современных условиях хозяйствования 1.1 Направления государственного регулирования цен в РБ Еще недавно считалось, что единственной альтернативой развития мировой экономики является ничем не ограниченный свободный рынок. В значительной степени понимание того, что для обеспечения стабильности развития рыночного механизма необходимо дополнить его мерами государственного регулирования, способствовал кризис 1929-1933;гг., который основательно потряс экономические основы западного мира. Для того чтобы этого не происходило, государство берет на себя существенную роль в развитии современной экономики. Государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены с целью способствовать стабильному развитию экономической системы. Оно дает возможность преодолеть свойственные рыночной системе недостатки, связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука, культура, здравоохранение и др.). Особое значение государственное регулирование цен и ценообразования приобретает в период экономических преобразований. Несмотря на накопленный развитыми странами опыт государственного регулирования цен и ценообразования и очевидную необходимость его применения в нашей стране, программой перехода к рынку в Республике Беларусь первоначально предусматривалось введение преимущественно свободного ценообразования и активное высвобождение цен на протяжении 1990-1992;гг. Либерализация цен имела своей целью ликвидацию ценовых диспропорций и более полное удовлетворение спроса предприятий и населения в товарах и услугах за счет роста объемов их производства и стабилизации цен. Первым шагом в этом направлении стало разрешение предприятиям с ноября 1990;г. формировать свободные цены на ряд товаров, не оказывающих существенного влияния на жизненный уровень населения (ювелирные изделия, изделия из натурального меха, ковры и ковровые изделия, изделия из хрусталя и некоторые другие). Следующий шаг в направлении перехода к свободным ценам был сделан в апреле 1991;г., когда правительство значительно расширило перечень товаров и услуг, на которые предприятия устанавливали цены самостоятельно. Свободные (договорные) цены применялись на 50% продукции производственно-технического назначения и на 25% товаров народного потребления. В сфере государственного контроля и регулирования остались только розничные цены и тарифы на важнейшие социально значимые товары народного потребления и услуги, оказываемые населению: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочнокислая продукция, детское питание, мясо и мясопродукты, сахар, электро- и теплоэнергия, топливо бытовое, услуги пассажирского транспорта, связи, квартирная плата и некоторые другие. Государственное регулирование было сохранено также на структурообразующую продукцию производственно-технического назначения, определяющую общий масштаб цен: нефть, газ природный и сжиженный, моторное и котельное топливо, тепло энергия, перевозки грузов железнодорожным транспортом, основные услуги связи. В дальнейшем процесс либерализации цен продолжал постепенно развиваться в сторону увеличения доли свободных (договорных) цен. С 1 марта 1993;г. стали реализовываться населению по свободным ценам такие продукты питания, как баранина, мясо птицы, ликероводочные изделия (кроме водки белой, на которую до сих пор действует фиксированная цена). В мае — июне этого же года на свободные цены были переведены основные продовольственные товары, такие, как свинина, говядина, вареные колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, масло животное, мягкие сыры, сахар, которые до этого времени регулировались государством. Однако осуществить серьезные преобразования в экономике и достичь желаемого результата на основе либерализации цен оказалось нереальным. Анализ изменения индекса потребительских цен в Республике Беларусь за 1992-2002;гг. свидетельствует, что наибольший рост цен произошел именно в 1994;г., т.е. в период их активного высвобождения. Так в 1994;г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года цены увеличились в 23.21 раза, в том числе на товары — в 23,24 и на услуги в 22.84 раза. Главной причиной неудачи явилось то, что предприятия получили возможность достигать своих целей не за счет увеличения выпуска продукции, а за счет повышения цен. Падение производства наряду с ростом цен привело к развитию инфляционных процессов. Рост цен продолжат оставаться основным дестабилизирующим фактором в экономике республики. Он привел к снижению жизненного уровня большей части населения, ухудшению финансового положения предприятий, росту остатков готовой продукции, породил неплатежи, сделал невыгодными и рискованными инвестиции. В результате цены перестали в полной мере выполнять свои функции в экономике. Как положительный момент следует отметить, что в результате проводимых преобразований в системе ценообразования и либерализации цен были сглажены имеющиеся ранее диспропорции в ценах по отраслям экономики и отдельным группам товаров и услуг. Так наиболее высокими темпами росли цены на продовольственные товары и потребительские услуги, которые длительное время были искусственно занижены. Опережающим ростом отличались цены на промышленную продукцию, транспортные услуги. Приведенные данные свидетельствуют, что попытки резкого перехода в начале 90-х гг. к свободному ценообразованию в опережение общеэкономических преобразований не создаёт основу для устойчивого развития экономики. Анализ изменений в области ценообразования позволил сделать вывод, что сама по себе либерализация цен без проведения достаточно жесткой бюджетно-финансовой политики не может решить всех накопившихся проблем и способствовать формированию экономики нового типа. Необходимо комплексное решение проблемы цен и доходов, обусловленное значительной ролью государства в сфере экономических преобразований и проведение государственной ценовой политики, основанной на разумном сочетании свободного ценообразования с государственным регулированием цен. В качестве первоочередных мер для стабилизации экономики республики правительство в течение 1993-1995;гг. приняло ряд хотя и разрозненных, но достаточно серьезных решений с целью недопущения необоснованного роста цен и сдерживания инфляционных процессов. Первым из них стало постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 1993;г. №51 «Об усилении контроля за соблюдением цен», которое утвердило Положение о государственном контроле за соблюдением дисциплины цен. Действие данного постановления было направлено на повышение ответственности субъектов хозяйствования независимо от форм собственности за нарушение дисциплины цен и определило порядок применения к ним экономических санкций в случае выявления фактов необоснованного завышения или занижения цен. В 1994;г. правительство принято постановление от 15 декабря №249 «О порядке формирования и применения цен (тарифов)». Данное постановление определило, что главным направлением ценовой политики следует считать либерализацию цен (тарифов) в сочетании с гибким государственным регулированием их на отдельные виды продукции (товаров, услуг). Важное значение для совершенствования действующего порядка формирования и применения цен и тарифов имело также принятие Министерством экономики постановления от 27 декабря 1995;г. №36 «Об утверждении Положения о порядке формирования применения цен и тарифов». Однако по-настоящему совершенствование ценовой политики в республике и определение основных ее направлений на краткосрочную и долгосрочную перспективу стало возможным с принятием в 1999;г. закона Республики Беларусь «О ценообразовании». Настоящий закон заложил правовые основы государственной политики в области ценообразования в республике, а также сфере применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним. Учитывая финансовую нестабильность национальной экономики, в тактическом плане предусматривается усиление роли государства в сфере регулирования цен. Закон определил ориентир на создание такого рыночного механизма, в качестве принципов ценообразования которого являются: определение основ государственной политики в области ценообразования: сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов); разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов); установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки; государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов). Сферой применения регулируемых цен (тарифов) явились товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр, а также отдельные социально значимые товары (работы, услуги). Государственным органам, осуществляющим регулирование ценообразования, предоставили право принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен (тарифов) исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством. В настоящее время в республике используются следующие основные способы государственного регулирования цен: определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров: обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов; установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий; установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен; ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке: ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок: обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях: индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции; ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства; декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. Одновременно в республике принят ряд законодательных и нормативных документов, которыми определен курс на дальнейшую либерализацию цен. с сохранением государственного регулирования и контроля за ценами лишь в отношении отдельных видов товаров (услуг). Значительно сокращен перечень продукции и товаров, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование. Так, постановлениями Совета Министров из-под ограничения предельными индексами выведены товары (работы, услуги), удельный вес которых составляет сегодня порядка 80%. В результате принимаемых мер по сдерживанию роста цен и тарифов в республике удалось значительно приостановить темпы инфляционных процессов. Начиная с 1996;г. индекс потребительских цен неуклонно снижался и в 2002;г. составил 134.8% Вывод: Таким образом, совершенно очевидно, что правительству необходимо продолжить работу по дальнейшей либерализации цен лишь в отношении отдельных видов товаров с обязательным сохранением государственного регулирования и контроля за ценами и в последующие годы. При этом предусмотреть, что ценовой контроль и ценовые ограничения будут сниматься по мере создания соответствующих экономических предпосылок — стабилизации финансовой ситуации, укрепления денежно-кредитной системы, повышения уровня жизни населения и принятия соответствующих мер по социальной защите слабо защищенных его слоев. В интересах страны необходимо сохранить государственное регулирование цен и тарифов на энергоносители, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного транспорта и связи для населения, отдельные социально значимые продовольственные товары и важнейшие лекарственные препараты. 1.2 Ценовая политика и ценовая стратегия организации: сущность, классификация и этапы формирования Ценовая политика фирмы — это исключительно важный инструмент фирмы-товаропроизводителя, однако его использование сопряжено с риском, поскольку при неумелом обращении с ним могут быть получены самые непредсказуемые и отрицательные по своим экономическим последствиям результаты. И уж совершено недопустимо для фирмы отсутствие ценовой политики как таковой. Под ценовой политикой фирмы понимают систему представлений, концептуальных положений о том, какие принципы должны составлять основу ценовой политики и как маневрировать ценами для достижения конечного генеральных целей фирмы и решения соответствующих маркетинговых задач. Иначе говоря, ценовая политика в маркетинге — это установление определенных цен и способов маневрирования ими в зависимости от положения на рынке, которое позволяет овладеть заданной долей рынка, получить рассчитанную прибыль, а также решить другие стратегические и оперативные задачи. Сущность ценовой политики предприятия заключается в создании и поддержании оптимального уровня и структуры цены, в изменении их во времени по товарам и рынкам с целью достижения максимально возможного успеха в той или иной рыночной ситуации. Ценовая политика является в целом элементом общей маркетинговой политики предприятия. Характер целей и задач фирмы находит отражение в особенностях ценовой политики: чем масштабнее, разнообразнее и труднее для достижения общефирменные цели, стратегические установки и задачи в области маркетинга, тем сложнее цели и задачи ценовой политики, которая, кроме того, зависит от размеров фирмы, политики дифференциации продукта, отраслевой принадлежности фирмы. Различают активную и пассивную ценовую политику на предприятии. При активной ценовой политике предприятие пытается, используя свою цену, реализовать все рыночные возможности и гибко реагировать на изменение цен конкурентами. В этом контексте цена является важной частью маркетинговой политики предприятия. С помощью цен предприятие может завоевать ту или иную долю на рынке конкурентов, получить большую прибыль. При пассивной ценовой политике цена не является важной частью маркетинга предприятия. Предприятие опасается реакции конкурентов на свое изменение цен, поэтому в отношении цен следует исключительно за ценовым лидером. Предприятие готово согласиться на длительное время со своей долей рынка. Можно выделить основные факторы, косвенно или прямо воздействующие на ценовую политику организации. Их перечень, представленный на рисунке далеко не полон. Факторы, оказывающие влияние на ценовую политику Одним из важнейших факторов является тип рынка товара. Если рынок данного товара приближается к рынку совершенной конкуренции, то роль ценовой политики для предприятия ничтожно мала, так как у предприятия отсутствует власть над ценой. В условиях монополии предложения роль ценовой политики велика, хотя и не безгранична, так как цена устанавливается самим монополистом. Другой фактор — это эластичность спроса (прямая, перекрестная, эластичность по доходу). На политику цен оказывают влияние размер предприятия, количество подразделений, выпускающих продукцию, финансовые средства предприятия. Свобода действия ценовой политики выше у тех фирм, которые выпускают потребительские товары, чем те, товары которых производственного назначения. Большей свободой в ценовой политике обладают крупные фирмы. Малые предприятия ввиду ограниченных финансовых возможностей часто связаны в своих решениях. Свобода действия ценовой политики выше у фирм-продавцов, чем у фирм — производителей. Ценовая политика зависит от каналов распределения продукции: продукт распределяется прямо от производителя к конечному потребителю или от производителя к предприятиям розничной торговли. При первом варианте предприятие может самостоятельно принимать решения о цене своего товара и маркетинговых мероприятиях. При втором варианте производитель должен свою политику сбыта соотносить с интересами конечного потребителя. В этом случае производитель может только рекомендовать посреднику ценовую политику. Для ценовой политики важное значение имеет фактор времени. Для формирования уровня цен и ценового имиджа новой продуктовой линии или группы, внедряемой на рынок, требуется длительное время. Для выравнивания цен на товарной бирже необходимо меньше времени. Определение цен на единичные товары осуществляется в конкретный момент времени. Ценовая политика зависит от того, для какого географического района или рыночного сегмента должна быть установлена цена, затрагивает ли ценовая опция отдельный продукт или продуктовую группу или также послепродажное обслуживание. На ценовую политику оказывает влияние и инфляционный фактор. Инфляция уменьшает покупательскую способность денег, причиняет ущерб людям, имеющим фиксированный доход, ухудшает конкурентоспособность товаров в международной торговле. Налоги также воздействуют на ценовую политику. Чем выше налоги, тем больше затраты и цены, тем ниже объем продаж и, соответственно, прибыль предпринимателя. Роль ценовой политики предприятия в реализации его целей зависит и от степени вмешательства государственных органов в процессы ценообразования. Ясно, что там, где цена регулируется государственными органами, роль политики цен сокращается. Прямое вмешательство государства в процесс ценообразования возможно в форме установления фиксированных цен и тарифов, пределов роста цен за определенный период времени. предельного уровня цены, предельного норматива рентабельности, оптово — сбытовых т и торговых наценок. При формировании ценовой политики организации необходимо учесть следующие несколько основных аспектов: определение места цен среди других факторов рыночной конкуренции; применение методов, помогающих оптимизировать расчетные доходы; выбор стратегии лидерства либо стратегии следования за лидером при установлении цен; определение характера ценовой политики на новые товары; формирование ценовой политики, учитывающей фазы жизненного цикла товаров; использование базовых цен при работе на разных рыночных сегментах; учет в ценовой политике результатов сравнительного анализа соотношений «издержки/ прибыль» и «издержки/ качество». Таким образом, ценовая политика предполагает необходимость установления фирмой исходной цены товара, которую она обоснованно варьирует при работе с посредниками покупателями. Цели ценовой политики на предприятии Цели, которые предприятие может ставить при разработке ценовой политики, различны: -;максимизация прибыли -;получение сверхприбыли -;компенсация всех затрат, понесенных предприятием по данному товару -;экономический рост -;стабилизация рынка -;нижение чувствительности потребителя к ценам -;сохранение лидерства в ценах -;предотвращение угрозы потенциальной конкуренции -;«выдавливание» более слабых конкурентов с рынка -;поиск путей обхода государственных ограничений -;поддержание лояльности торговли -;повышение имиджа фирмы и ее товаров -;стремление сформировать репутацию честной фирмы; -;желание возбудить внимание и интерес покупателей; -;желание создать более высокий имидж по сравнению с конкурентами; -;стремление поставит конкурентов перед угрозой ценового давления; -;усиление рыночной позиции отдельных товаров своего ассортимента; -;расширение спроса на свои товары; -;стремление занять доминирующие позиции на рынке; -;проникновение на рынок; -;сохранение или увеличение своей рыночной доли; -;освоение новых сегментов рынка; -;продвижение на рынке всех товаров; -;улучшение загрузки производственной мощности; -;обеспечение выживаемости на этапе. Несмотря на то, что в реализации той или иной цели участвуют и другие маркетинговые инструменты, важная роль принадлежит ценовой политике. Стратегии формирования цен Методы определения цен Методы ценообразования, ориентированного на затраты Методика расчета здесь такова. Рассчитывается полная себестоимость единицы продукта (стоимость рабочей силы, израсходованных материалов и накладных расходов). Необходимую информацию получают из данных производственного учета (расчета себестоимости). Калькуляция в этом случае — методическое средство, связывающее расчеты себестоимости с ценообразованием. Начисление определенной наценки на себестоимость продукта — наиболее простой способ ценообразования. Размеры наценок варьируются в широких пределах в зависимости от вида продуктов. Недостатком калькуляции цен по методам «издержки плюс прибыль» и «издержки плюс накидка» является производительность накладных расходов при подсчете полных издержек и игнорирование фактора спроса. Метод установления «целевой» цены рассчитан на определение цены, которая обеспечивает получение «целевой» нормы прибыли на произведенные затраты при установленных объемах продаж и основывается на графике безубыточности. Недостаток методики — использование оценочной величины объема продаж для определения цены, при котором невольно игнорируется тот факт, что сама цена может являться ведущей детерминантой продаж. В силу этого данная методика наиболее пригодна для рынка с неэластичным спросом. Методы ценообразования, ориентированные на спрос, предусматривают необходимость установления готовности потребителей платить определенную цену (верхняя граница цен), реакции потребителей на изменение цен и возможности дифференцирования цен. При использовании данных методов не прослеживается непосредственная связь между затратами и установлением цен, за исключением случаев необходимости оперировать ценами выше нижней границы цены. Если потребители твердо представляют себе «правильную цену», то ценообразование должно учитывать это обстоятельство. Проблема в процессе использования данных методов состоит в том, что спрос значительно труднее определить, чем издержки. Проблема оценки спроса особенно усложняется для новых товаров в силу отсутствия данных за прошлые годы для проведения расчета. Возможное частичное решение проблемы — изучение спроса на аналогичные продукты, если они существуют. Методы ценообразования, ориентированные на конкуренцию (конкурентов), учитывают возможность применения одной из трех ценовых стратегий: приспособление к рыночной цене, последовательное занижение цен и последовательное превышение цен. Эти стратегии не являются альтернативными, то есть взаимоисключающими. Метод «калькуляционного выравнивания» связывает эти три формы ценообразования и обычно применяется при одновременном формировании цен на многие продукты. Его особенность — отказ от старого затратно-ориентированного ценообразования на товары, определяющие главные рыночные возможности предприятия, который имеют четкие рыночные перспективы. Разновидность конкурентного ценообразования — тендерное, которое определяется спецификой участия в закрытых торгах на поставку определенных видов товара. Вследствие тог, что по условиям торгов участники не имеют возможности изменять цену после ее публичного оглашения, цену назначают, основываясь главным образом на анализе возможных предложений конкурентов и частично на собственных затратах. Анализ возможных предложений конкурентов подразумевает анализ их прошлых предложений и анализ их текущего положения. Существует множество стратегий ценообразования, основные из которых мы рассмотрим ниже. Стратегия высоких цен предусматривает продажу товара по высоким ценам, значительно выше цены производства, а затем постепенное их снижение. Она характерна для продажи товаров-новинок, защищенных патентами на стадии внедрения, когда фирма выпускает вначале дорогой вариант товара, а затем начинает привлекать все новые сегменты рынка, предлагая покупателям различных сегментных групп более простые и дешевые модели. Стратегия высоких цен обеспечивает продавцу быструю окупаемость вложенных средств. Этот вид стратегии находит на рынке все большее применение и практически преобладает. Стратегия низких цен предусматривает первоначальную продажу товаров, не имеющих патентной защиты, по низким ценам с целью стимулировать спрос, одерживать победу в конкурентной борьбе, вытеснить конкурирующие товары с рынка и завоевать массовый рынок и существенную рыночную долю. Фирма добивается успеха на рынке, вытесняет конкурентов, занимает в определенном смысле монопольное положение на стадии роста, затем повышает цены на свои товары. Однако в настоящее время такую политику использовать в качестве ценовой стратегии очень трудно. Практически крайне сложно фирме обеспечить себе монопольное положение на рынке. Стратегия дифференцированных цен активно применяется в торговой практике компаний, которые устанавливают определенную шкалу возможных скидок и надбавок к среднему уроню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей: с учетом разновидностей покупателей, расположения рынка и его характеристик, вариантов товаров и их модификаций. Стратегия дифференцированных цен предусматривает сезонные скидки, скидки за количество, скидки постоянным партнерам; установление разного уровня цен и их соотношен6ия по различным товарам в общей номенклатуре выпускаемых изделий, а также по каждой модификации, представляя собой весьма сложную и кропотливую работу по согласованию общей товарной, рыночной и ценовой политики. Данная стратегия позволяет поощрять или наказать различных покупателей, стимулировать или несколько сдерживать продажи различных товаров на различных рынках. Стратегия льготных цен. Льготные цены устанавливаются на товары для покупателей, в которых фирма — продавец имеет определенную заинтересованность. Кроме того, политика льготных цен может проводиться как временная мера стимулирования продаж, например для привлечения покупателей на распродажи. Льготные цены — это наиболее низкие цены, по которым фирма продает свои товары. Стратегия дискриминационных цен. Дискриминационные цены являются частью общей ценовой стратегии фирмы по отношению к определенным сегментам рынка и устанавливаются на самом высоком уровне, используемом для продажи данного товара. Применяются по отношению к некомпетентным, не ориентирующимся в рыночных условиях покупателям. Такая стратегия возможна при проведении правительством общей дискриминационной политики по отношению к стране, в которой функционирует фирма — покупатель: введение высоких цен пошлин. Стратегия единых цен (установление цены единой для всех потребителей). Эта стратегия укрепляет доверие потребителей, легко применима, удобна, не требует уторговывания, делает возможным продажи по каталогам, посылочную торговлю. Стратегия гибких, эластичных цен предусматривает изменение уровня продажных цен в зависимости от возможности покупателя торговаться и его покупательной силы. Гибкие цены, как правило, используют при заключении индивидуальных сделок по каждой партии неоднородных товаров. Стратегия стабильных, стандартных, неизменных цен предусматривает продажу товаров по неизменным ценам в течение длительного периода. Она характерна для массовых продаж однородных товаров, по которым на рынке выступает большое количество фирм — конкурентов. Стратегия нестабильных, меняющихся цен предусматривает зависимость цены от ситуации на рынке, спроса потребителей или издержек производства и продаж самой фирмы. Фирма устанавливает разные уровни цен для разных рынков и их сегментов. Стратегия ценового лидера предусматривает либо соотнесение фирмой своего уровня цен с движением и характером цен фирмы-лидера на данном рынке по конкретному товару, либо заключение соглашения с лидером на данном рынке или его сегменте, то есть в случае изменения цены лидером фирма также производит соответствующее изменение цен на свои товары. Подобная стратегия весьма привлекательная для фирм, не желающих и не имеющих возможности проводить свои собственные разработки ценовой стратеги. Стратегия конкурентных цен связана с проведением агрессивной ценовой политики фирм-конкурентов со снижением ими цен и предполагает для данной фирмы возможность проведения двух видов ценовой стратегии в целях укрепления монопольного положения на рынке и расширения рыночной доли, а также в целях поддержания нормы прибыли от продаж. В первом случае продавец проводит ценовую атаку на своих конкурентов и снижает цену до такого же или более низкого уровня, стремясь не потерять, а наоборот, повысить долю на рынке. Во втором случае фирма-продавец не меняет цены, несмотря на то, что конкуренты провели снижение цен, в результате чего норма прибыли от продаж для нее сохраняется, но происходит постепенная потеря доли рынка. Стратегия престижных цен предусматривает продажу товаров по высоким ценам и рассчитана на сегменты рынка, обращающие особое внимание на качество товара и товарную марку и имеющие низкую эластичность спроса, а также чутко реагирующие на фактор престижности. Стратегия неокругленных цен предусматривает установление цен ниже круглых цифр. На практике встречается комбинированный вариант ценовой стратегии, который обычно называют стратегией скорейшего возврата средств. Эта стратегия означает установление цен таким образом, чтобы обеспечить прорыв в сектор рынка, где реализация товара приносит наиболее высокий размер прибыли, позволяющий в кратчайшие сроки вернуть средства, вложенные в организацию производства. Выбор организацией ценовой стратегии предопределяется структурой затрат, мотивами, которыми руководствуются покупатели на рынке, а также ранее завоеванной позицией на рынке и репутацией у клиентов. К числу стратегий, запрещенных законодательством или этикой рынка, относятся: ценовые стратегии: ? установление и поддержание монопольно высоких цен, ? демпинговое ценообразование, то есть установление цен, сознательно заниженных, с целью получения преимуществ перед конкурентами; ? ценообразование, основанное на соглашениях, ограничивающих конкуренцию. 2. Анализ действующего порядка формирования цен и его влияние на финансовые результаты деятельности промышленного организации 2.1 Организационно-экономическая характеристика организации Частное производственное унитарное предприятие «Радуга» открытого акционерного общества «Актамир» является одним из старейших производителей мягкой игрушки в Республике Беларусь. Гомельская фабрика игрушек была основана в декабре 1969 года на базе хлопкопрядильной фабрики и являлась специализированным предприятием по производству мягконабивной игрушки. После реконструкции в 1970-1971 годах проектная мощность по выпуску игрушек составила 10 млн. руб. в год. В апреле 1976 года фабрика вошла в состав Минского производственного объединения по выпуску игрушек «Мир» и была переименована в фабрику «Радуга» МПОИ «Мир». Объединение «Мир» было первым производственным объединением по производству игрушек в Белоруссии и одним из первых в бывшем Советском Союзе. Уже в 1981 году проектная мощность фабрики была перекрыта в 2 раза. В целях увеличения производства игральных средств, согласно Постановлению Совета Министров №310 от 13.04.89;г., фабрика вошла в состав Всесоюзного акционерного общества «Развитие» г.;Москва. В настоящее время фабрика является Частным унитарным предприятием «Радуга» открытого акционерного общества «Актамир». Производственное унитарное предприятие «Радуга» ОАО;«Актамир» зарегистрировано решением Гомельского облисполкома №418 от 14.07.2000;г. в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Организация имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судах, открывать расчетный, валютный и другие счета в уполномоченных учреждениях банков, иметь печати, штампы со своим наименованием. Организация осуществляет хозяйственную деятельность с целью получения прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов учредителя, организации и членов трудового коллектива. ЧУП «Радуга» ОАО;«Актамир» осуществляет следующие виды деятельности: производство игр и игрушек; производство одежды из текстильных материалов; производство столярных изделий; обработка неметаллических отходов и лома; снабжение паром и горячей водой; оптовая торговля непродовольственными товарами потребительского назначения; хранение и складирование; сдача внаем собственного недвижимого имущества; аренда автомобилей; аренда прочих машин и оборудования; сдача внаем собственного недвижимого имущества; хранение и складирование. ЧУП «Радуга» ОАО;«Актамир», как субъект хозяйствования, специализируется на производстве мягконабивной игрушки, карнавальных костюмов и прочей продукции, которая занимает незначительную часть в объеме выпускаемой продукции. ЧУП «Радуга» не имеет на балансе своих собственных основных средств, а арендует их у вышестоящей организации ОАО;«Актамир». ЧУП «Радуга» состоит из производственных и непроизводственных подразделений. Производственные подразделения непосредственно связаны с выпуском игрушки — это цеха и участки, отделы и службы, осуществляющие нормальную работу цехов и участков. Непроизводственные подразделения предназначены для обслуживания работников предприятия. Директор отвечает за всю деятельность организации: производственную, финансовую, плановую, хозяйственную. Директор несет ответственность за совершенствование управления и организации производства и труда, внедрение передовых методов производства, снижение себестоимости и за систематическое улучшение качества продукции. Главный инженер является первым заместителем директора и вместе с ним несет ответственность за работу организации. Главный инженер руководит производственной деятельностью организации, технической подготовки производства, разработкой технологических процессов, проектированием потоков и расширением и изменением ассортимента. Он непосредственно руководит работой всех технических служб. Отдел кадров занимается подбором и изучением кадров, работой по повышению квалификации рабочих, оформляет документы на поступающих и увольняющихся работников. Отдел кадров занимается вопросами текучести рабочей силы, осуществляет контроль над соблюдением трудовой дисциплины и т.д. Центральная бухгалтерия ведет бухгалтерский учет производственно-хозяйственной деятельности организации, составляет финансовые отчеты и балансы, ведет расчеты по заработной плате. Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности организации, контроль над экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, учет издержек обращения, выполнение работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. В составе бухгалтерской службы состоит 3 бухгалтера и 1 экономист, которые непосредственно подчиняются главному бухгалтеру организации. Служба экономики и организации труда составляет текущие и перспективные планы организации по всем технико-экономическим показателям, распределяет годовой план по участкам и контролирует выполнение планов, ведет анализ результатов деятельности организации. Кроме того, служба ведет работу по организации и нормированию труда и заработной платы, составляет балансовые отчеты, подготавливает материалы для заключения коллективных договоров, занимается выявлением и использованием резервов роста производительности труда, составляет штатное расписание и т.д. Возглавляет службу начальник службы, в подчинении которого состоит 1 работник — экономист службы. Энерго-механическая служба занимается проверкой и ремонтом оборудования, монтажом, электроснабжением и теплоснабжением организации, обеспечивает сохранность оборудования и его бесперебойную работу и т.д. Возглавляет службу ведущий инженер-энергетик. Энерго-механическая служба подразделяется на 2 участка: энергоучасток и теплосиловой участок, возглавляемые мастерами. Отдел маркетинга осуществляет реализацию готовой продукции, снабжение организации всеми необходимыми материалами. В его ведении находится центральный склад. Во главе отдела маркетинга стоит начальник отдела, в подчинении которого находятся ведущий специалист по маркетингу, товаровед, заведующий центральным складом. Хозяйственный отдел отвечает за хозяйственное обслуживание цехов и отделов, осуществляет постоянный контроль за чистотой и порядком в организации, решает жилищно-коммунальные вопросы. Отдел возглавляет заведующий хозяйством. Отдел технического контроля (ОТК) занимается вопросами качества поступающего сырья, выпускаемых готовых изделий, выявляет брак и причины его возникновения, разрабатывает мероприятия по повышению качества выпускаемой продукции. Техническая служба занимается вопросами технологии и организации производства: разработкой технологических схем разделения труда, внедрением новых видов изделий в производство, внедрением прогрессивной технологии и т.д. В состав службы входят художники и технолог, возглавляется начальником службы. Организацией работы по созданию безопасных условий труда в организации, контролем над соблюдением в ней действующего законодательства, инструкций, правил и норм по охране труда, технике безопасности и промышленной санитарии, за предоставлением работникам установленных льгот по условиям труда занимается инженер по охране труда. Транспортный участок возглавляет мастер участка. Транспортный участок занимается организацией бесперебойного транспортного обслуживания подразделений организации и организации в целом для обеспечения ритмичной работы по выполнению планов производства и поставки при наименьших затратах. Управление производственным цехом построено на тех же принципах, как и управление, организацией в целом, с той разницей, что часть задач по управлению цехом осуществляется в аппарате управления фабрикой, например, вопросы заработной платы, планирования, бухгалтерского учета, снабжения и сбыта, приема и увольнения рабочих и т.п. Цеховое руководство занимается вопросами обеспечения бригад работой, укомплектованием бригад, вопросами нормирования времени операций, учета процента выполнения норм выработки рабочим, осуществляет технический контроль над качеством выполнения технологических операций и т.д. Производственным цехом руководит начальник цеха, которому непосредственно подчиняются его заместитель, мастера участков, технолог. Начальник цеха руководит работой технологических потоков, следит за соблюдением технологической и трудовой дисциплины. Он обеспечивает нормальную работу оборудования, соблюдение установленных правил по технике безопасности, охране труда и состоянию помещений. Мастера раскройно-прошивного участка и участка сборки и оформления являются непосредственными руководителями и организаторами производства и труда на порученном им участке. Мастер обеспечивает выполнение участком сменного задания, организует ритмичную сдачу продукции, своевременное обеспечение рабочих потока всем необходимым, проводит инструктаж рабочих по выполнению работ, следит за соблюдением технологических процессов обработки, трудовой и производственной дисциплиной на участке, за чистотой и порядком на рабочих местах. Технолог производственного цеха является непосредственным руководителем технологического процесса производства в цехе. Он осуществляет контроль за качеством поступающих материалов в цех, за соблюдением технологической дисциплины в производственном процессе, за качеством выпускаемой продукции. Динамика основных финансово-экономических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность организации за период с 2010;г. по 2012;г.

Показатели Ед. изм. 2010;г. 2011;г. 2012;г. Темп изменения, % 2011;г. к 2010;г. 2012;г. к 2011;г. 2012;г. к 2010;г. 1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг (за минусом налогов и иных обязательных платежей, включаемых в выручку млн. руб. 2858 5538 9819 193,8 177,3 343,6 2. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг, включая и управленческие расходы и расходы на реализацию млн. руб. 2394 4137 8027 172,8 194,0 355,3 -;себестоимость товарной товаров, продукции, работ и услуг, млн. руб. 2421 4596 7026 189,8 152,9 290,2 3. Объем производства продукции в действующих ценах млн. руб. 2446 5614 10902 229,5 194,2 445,7 4. Среднесписочная численность производственного персонала чел. 88 92 100 104,6 108,7 113,6 5. Выработка на одного работающего: — по выручке от реализации; млн. руб. 32 60 98 185,4 163,1 302,3 -по товарной продукции в действующих ценах млн. руб. 28 61 109 219,5 178,7 392,2 6. Фонд заработной платы производственного персонала с начислениями млн. руб. 712 1356 2687 190,5 198,2 377,4 7. Среднегодовая заработная плата одного работающего млн. руб. 0,7 1,2 2,2 182,5 181,7 331,6 8. Среднегодовая стоимость основных производственных средств — собственных млн. руб. 21 122 216 581,0 177,1 1028,6 -арендованных млн. руб. 6761 7928 17265 117,26 217,77 255,36 9. Фондоотдача основных производственных средств (по выручке от реализации) 0,42 0,69 0,56 163,3 81,7 133,3

Анализируя хозяйственную деятельность предприятия за 2010-2012 годы видно, что организация работает эффективно, о чем говорит увеличение объема выпуска продукции, выручки и рост прибыли, за счет эффективности использования средств труда, роста производительности труда. Рассчитанные коэффициенты показывают, что предприятие финансово устойчивое и независимое от внешних кредиторов. 2.2 Комплексный анализ доходов и прибыли организации Прибыль является показателем эффективности деятельности организации, поскольку сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности организации. Прибыль;- это основной побудительный мотив осуществления любой предпринимательской деятельности, поскольку обеспечивает рост благосостояния собственников организации через доход на вложенный капитал. Прибыль обладает стимулирующей функцией, она является основным источником прироста собственного капитала. Руководители организаций, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении организации, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой организацией с учетом перспектив ее развития. Прибыль является источником социальных благ для работников организации. Наемные работники заинтересованы в прибыльности организации, поскольку ее наличие является не только гарантом их занятости на долгосрочную перспективу, но и обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение труда работников и удовлетворение их социальных потребностей. Прибыль служит источником формирования доходов государственных бюджетов различных уровней. Прибыль организации через систему налоговых платежей позволяет формировать доходную часть бюджетов, создавая тем самым базу экономического развития государства в целом. Основная ставка налога на прибыль до 2012;г. была 24%, с 2012;г. установлена в размере 18%. Основными источниками формирования прибыли ЧУП «Радуга» ОАО;«Актамир» является выручка от продажи мягконабивной игрушки. Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения. Основными источниками анализа являются ф. №1 «Бухгалтерский баланс» и ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках». Анализ финансовых результатов деятельности предприятия начнем с изучения состава, структуры и динамики показателей прибыли по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности — ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках. Данные для оценки динамики показателей прибыли приводятся в табл. Анализ динамики финансовых результатов деятельности ЧУП «Радуга» ОАО;«Актамир» за 2011-2012;гг.

Наименование показателя За предыдущий год За отчетный год Изменение за год сумма в млн. руб. в% к итогу сумма в млн. руб. в% к итогу сумма в млн. руб. (5=3-1) в% к нач. года (6=5/1*100%) Прибыль, убыток (-) от реализации товаров, продукции, работ, услуг 1401 98,6 1792 99,6 +391 +27,9 Прочие доходы по текущей деятельности 102 7,5 450 27 +348 +341,2 Прочие расходы по текущей деятельности 170 12,6 580 34,8 +410 +241,2 Прибыль (убыток) от текущей деятельности 1333 98,6 1662 99,6 +329 +24,7 Доходы по инвестиционной деятельности в т.ч. 2 0,2 2 0,2 0 0 доходы от участия в уставном капитале других организаций 1 0,1 1 0,1 0 0 проценты к получению 1 0,1 1 0,1 0 0 Расходы по инвестиционной деятельности 0 0 0 0 0 0 Доходы по финансовой деятельности в т.ч. 32 2,4 106 6,4 +74 +231,5 курсовые разницы от пересчета активов и обязательств 32 2,4 106 6,4 +74 +231,5 Расходы по финансовой деятельности в т.ч. 15 1,1 101 6,1 +86 +215,6 курсовые разницы от пересчета активов и обязательств 15 1,1 101 6,1 +86 +215,6 Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности 19 1,4 7 0,4 -12 -63,2 Прибыль (убыток) до налогообложения 1352 100 1669 100 +317 +23,4

По данные табл. 2.2.1 видно, что сумма прибыли до налогообложения выросла на 317 млн. руб. или на 23,4%, Прирост общей суммы прибыли обусловлен увеличением прибыли от продажи продукции на 391 млн. руб., или на 27,9%. Увеличение расходов по текущей деятельности негативно отразилось на сумме прибыли. Как и в прошлом году, негативное изменение на сумму прибыли оказали курсовые разницы от пересчета активов и обязательств. Анализ структуры прибыли позволяет установить, что основную ее часть составляет прибыль от продажи продукции — 99,6% за отчетный год, что на 1% больше по сравнению с предшествующим периодом. Отрицательным фактором является увеличение расходов от текущей деятельности на 22,2%, а также снижение на 11,8% доходов от иной деятельности. Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются: -;изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли; -;изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли; -;изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов; -;изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения. Для расчета влияния факторов на уровень доходов анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг проведем на основе следующих данных (табл.). Данные для факторного анализа прибыли от продаж ЧУП «Радуга» ОАО;«Актамир»

Показатели За предыдущий год За отчетный год Абсолютный прирост (3=2-1) В % к предыдущему году (4=3/1*100%), % 1. Выручка от продажи продукции, работ, услуг, млн. руб. 5538 9819 +4281 +77,31 2. Себестоимость продукции, работ, услуг, млн. руб. 3926 6406 +2480 +63,17 3. Управленческие расходы, млн. руб. 0 1336 +1336 +100 4. Расходы на реализацию, млн. руб. 211 285 +74 -30,34 5. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, млн. руб. 1401 1792 +391 +27,91 6. Индекс изменения цен, % 1,0 1,50 +0,50 +15 7. Объем реализации в сопоставимых ценах, млн. руб. 5538 6546 +1008 +18,21

Определим влияние факторов на сумму прибыли. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода). Чтобы привести объем продаж отчетного периода к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода. Объем реализации за отчетный период в ценах базисного периода составил 6546 млн. руб. (9819/1,50). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 118,21% (6546/5538*100%), т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 18,21%. За счет увеличения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг увеличилась: