1225.Учебная работа :Анализ организации хозяйственных связей по поставкам товаров и пути их совершенствования (на примере центра «Торговый комплекс БГЭУ»)

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...

Анализ организации хозяйственных связей по поставкам товаров и пути их совершенствования (на примере центра «»Торговый комплекс БГЭУ»»)»,» / / МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСРУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра управления коммерческой деятельностью на внутреннем и внешнем рынках КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Коммерческая деятельность на тему: Анализ организации хозяйственных связей по поставкам товаров и пути их совершенствования (на примере центра «Торговый комплекс БГЭУ») Студентка ФЭУТ, 3-й курс, ДГГЮ.В. Коновалова Руководитель профессор В.Н. Платонов МИНСК 2012 РЕФЕРАТ Объект исследования — центр «Торговый комплекс БГЭУ». Предмет исследования — организация хозяйственных связей в центре «Торговый комплекс БГЭУ». Цель работы: провести анализ организации хозяйственных связей в центре «Торговый комплекс БГЭУ» и обосновать пути их совершенствования в современных рыночных условиях. Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, АВС-анализ, VEN-анализ, XYZ-анализ, экономико-математические. Исследования и разработки: изучены направления и подходы анализа организации хозяйственных связей, дана оценка организации хозяйственных связей по поставкам товаров в центре «Торговый комплекс БГЭУ», разработаны предложения по их совершенствованию. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • 1. Роль и значение хозяйственных связей в коммерческой деятельности организации общественного питания
  • 1.1 Понятие и сущность хозяйственных связей
  • 1.2 Правовое регулирование хозяйственных связей по поставкам товаров в Республике Беларусь
  • 1.3 Подходы и направления анализа организации хозяйственных связей по поставкам товаров
  • 2. Анализ хозяйственных связей по поставкам товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»
  • 2.1 Организационно-экономическая характеристика центра «Торговый комплекс БГЭУ»
  • 2.2 АВС-анализ и VEN-анализ поставщиков товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»
  • 3. Пути совершенствования организации хозяйственных связей по поставкам товаров в центре «Торговый комплекс БГЭУ»
  • 3.1 Разработка предложений по совершенствованию учета информации, характеризующей организацию хозяйственных связей
  • 3.2 Мероприятия по совершенствованию организации хозяйственных связей с основными поставщиками центра «Торговый комплекс БГЭУ»
  • Заключение
  • Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ хозяйственный правовой поставка товар Переход к рыночной экономике обусловил создание нового хозяйственного механизма, ориентированного на потребителя. Расширилась и укрепилась сфера действия товарно-денежных отношений. Процессы формирования многоукладного хозяйства на основе различных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования организаций торговли и общественного питания, которые получили самостоятельность в управлении и ведения хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда. Организация хозяйственных связей с поставщиками продукции занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности организации. Все операции по организации хозяйственных процессов и управлению ими (с целью достижения высокой экономической эффективности работы) торговые организации и организации общественного питания связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления потребителям. Поэтому на каждом предприятии должна проводиться работа по изучению, поддержанию, анализу и оценке эффективности организации хозяйственных связей с поставщиками. Спрос на продовольственные товары обладает устойчивостью, потребитель привыкает к определенным продуктам, поэтому важно постоянно иметь их в ассортименте, а также обеспечить бесперебойное обеспечение всеми блюдами в соответствии с ожидаемым потребительским спросом. Здесь актуальным становится совершенствование организации хозяйственных связей с поставщиками. Целью данной работы является проведение анализа организации хозяйственных связей, а также предложение конкретных путей их совершенствования. Названная цель будет достигаться путем решения следующих задач: — закрепление, углубление и расширение теоретических знаний в области организации хозяйственных связей; — изучение основных подходов и направлений анализа и оценки хозяйственных связей; — овладение навыками АВС- и VEN-анализа поставщиков центра «Торговый комплекс БГЭУ»; — выработка предложений по совершенствованию организации хозяйственных связей по поставкам товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ». Для выполнения цели и задач работы автором будут использоваться следующие основные методы исследования: метод сравнительного анализа, метод группировок, АВС-анализ, экономико-математические методы и др. 1. Роль и значение хозяйственных связей в коммерческой деятельности организации общественного питания 1.1 Понятие и сущность хозяйственных связей Каждое предприятие в процессе коммерческой деятельности вступает в экономические и юридические отношения со своими клиентами, поставщиками и партнерами. В экономической литературе эти взаимоотношения обычно характеризуются термином «хозяйственные связи». Хозяйственные связи по поставкам товаров — это совокупность взаимоотношений по поставкам товаров народного потребления. Они включают экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками товаров в процессе поставок [1, с. 133]. Система хозяйственных связей включает, в частности: — участие торговых организаций в разработке организациями-поставщиками планов производства продукции посредством предоставляемых заявок и заказов; — хозяйственные договоры; — контроль над соблюдением договорных обязательств; — применение экономических санкций; — участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок; — проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров; — установление административно-правовых норм и другие взаимоотношения [2, с. 103]. С.Н. Виноградова также включает в данный перечень и рекламно-информационную работу. Предметом хозяйственных связей выступает поставка или купля-продажа товаров и услуг. В качестве субъектов хозяйственных связей могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели любых организационно-правовых форм, принявших на себя обязательства обеспечения тех или иных условий осуществления хозяйственных связей. Хозяйственные связи отдельных организаций торговли и общественного питания и предприятий промышленности выражают связи между производством и потреблением. Это предопределяет их экономическую сущность, которая заключается в организации производства и доведении до потребителей необходимых им товаров в требуемом ассортименте и количестве. Приобретая или отказываясь от покупки предложенных ему изделий по определенной цене, потребитель осуществляет экономическую оценку эффективности совместной деятельности предприятий промышленности и организаций торговли. Эффективно действующая система хозяйственных связей позволяет обеспечить оптимальное использование всех ресурсов экономики при максимально возможном удовлетворении потребительского спроса [1, с. 134]. Важное значение в системе управления хозяйственными связями имеет их классификация. Все многообразие хозяйственных связей организаций торговли и общественного питания можно объединить в следующие группы: · в зависимости от участия посредника: — простые (прямые); — сложные (опосредованные). Простая (прямая) структура хозяйственных связей характеризуется установлением прямых (двусторонних) договорных отношений между предприятиями-изготовителями и организациями торговли и общественного питания. Главным условием возможности применения прямых хозяйственных связей является величина потребления сырья, материалов и т.п. в месяц или квартал. Если эта величина равна или больше транзитной нормы, возможно использование прямой структуры связей. Основными достоинствами прямых хозяйственных связей являются: а) увеличение источников закупки товаров и возможность их выбора; б) сокращение сроков доставки товаров; в) возможность оперативно воздействовать на производителя в целях обновления ассортимента и повышения качества товаров; г) отсутствие посредников; д) снижение степени коммерческого риска [1, с. 135]. Эффективность прямых хозяйственных связей выражается в закупках товаров у производителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а следовательно, уменьшения величины торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником. Мировой опыт и отечественная практика показывают, что функционирование эффективных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров невозможно без участия оптовых звеньев, выступающих в роли активного коммерческого посредника. Сложные (опосредованные) связи характеризуются тем, что продукция к покупателю поступает через посреднические организации. По тем видам материальных ресурсов, по которым потребность ниже транзитных норм, целесообразно применять сложные хозяйственные связи. Склады посреднических организаций, получив от изготовителей продукцию транзитными партиями, отпускают ее розничным торговым организациям и организациям общественного питания в количествах ниже транзитных норм, т.е в соответствии с действительной их потребностью [2, с. 106]. · по сроку действия различают: — долгосрочные; — среднесрочные; — краткосрочные; — сезонные; — разовые хозяйственные связи. Срок действия долгосрочных связей экономисты определяют по-разному. Так А.Г. Ромина устанавливает срок более 3 лет, Т.Н. Байбардина — более года. 2 — 3 года по А.Г. Роминой характеризуют среднесрочные хозяйственные связи, в то время как Т.Н. Байбардина из вовсе не выделяет в этой классификации. Краткосрочные связи устанавливаются на период менее года. Сезонные связи могут устанавливаться между поставщиками и организациями-покупателями, имеющими сезонный характер работы. Разовые связи устанавливаются для единовременной закупки партии товаров [2, с. 106]. А.Г. Ромина в термине краткосрочные хозяйственные связи подразумевает в том числе и разовые. · в зависимости от состава участников: — межсистемные (внешние); — внутрисистемные (внутренние) хозяйственные связи. Межсистемные (внешние) хозяйственные связи характеризуются их установлением между различными организациями и предприятиями, а внутрисистемные (внутренние) — внутри системы, т.е. между ее структурными подразделениями. · по длительности управления Т.Н. Байбардина выделяет: — стратегические; — оперативные. Стратегическое управление хозяйственными связями — это их установление и регулирование на длительный период, определение стратегии работы с поставщиками, изучение принципов расположения предприятий-поставщиков и складов. Оперативное управление представляет собой завершающий этап процесса управления. Оно органически связано со стратегическим управлением, являясь его продолжением, осуществляемым в ходе выполнения договорных обязательств в краткосрочном периоде. Хозяйственные связи по поставкам товаров могут устанавливаться: 1) через систему единых государственных заказов; 2) путем прямых горизонтальных связей между предприятиями промышленности и организациями торговли и общественного питания; 3) с помощью посреднических фирм, обеспечивающих поставку продукции и оказывающих услуги по установлению хозяйственных связей между изготовителями и покупателями на договорной основе; 4) через систему организованных товарных рынков: товарные ярмарки, аукционы, товарные биржи и другие рыночные образования [1, с. 137]. Хозяйственные связи оформляются путем заключения договоров (контрактов, сделок), подписанных всеми участниками хозяйственной связи [1, с. 134]. Хозяйственный договор — соглашение, заключаемое между предприятиями и организациями с целью обеспечения их хозяйственной деятельности и выполнения взаимных обязательств [1, с. 142]. В практической деятельности торговых организаций и организаций общественного питания используются следующие основные виды хозяйственных договоров: 1. договор купли-продажи — это договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель — принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену); 2. договор комиссии — это договор, согласно которому одна сторона (комиссионер) по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение обязуется совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента; 3. договор консигнации — договор, по которому одна сторона (консигнант) передает свой товар другой стороне (консигнатору) и поручает ей от своего имени осуществлять за вознаграждение дальнейшую реализацию поставленного по договору товара; 4. договор поставки товаров для государственных нужд — договор, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию другому лицу, а государственный заказчик — обеспечить оплату поставленных товаров; 5. договор поставки — договор, согласно которому поставщик (продавец) обязуется передать в обусловленный срок производимый товар или закупаемый им товар покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием, а покупатель обязуется принять и оплатить его. 1.2 Правовое регулирование хозяйственных связей по поставкам товаров в Республике Беларусь При переходе к рыночной экономике в оптимальном сочетании должны использоваться административные и экономические методы управления. Необходимость регламентации всех элементов хозяйственных связей торговли и промышленности отпадает, появляются новые нормативные документы, которые определяют лишь общие принципы поведения партнеров на рынке, на основе которых они принимают самостоятельные коммерческие решения. В условиях рыночных отношений некоторые документы имеют консультативно-методическое значение во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями товаров [1, с. 138]. К основным документам, регулирующим взаимоотношения по поставкам товаров между предприятиями и организациями в Республике Беларусь, относятся Гражданский кодекс Республики Беларусь и Закон о поставках товаров для государственных нужд. Венской конвенцией о международных договорах купли-продажи определяется порядок заключения и исполнения внешнеторговых договоров. Существуют и некоторые подзаконные нормативные акты, к которым относятся: — Положение о поставках товаров в Республике Беларусь; — Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров»; Гражданский кодекс Республики Беларусь устанавливает порядок заключения, изменения, исполнения, прекращения действия договоров поставки. Также в данном документе за Советом Министров Республики Беларусь закреплено право утверждать Положение о поставках товаров. Основные правила и экономические принципы формирования, развития, выполнения заказов на поставку товаров для государственных нужд определены в Законе Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд», согласно которому государственные нужды — это товары, работы и услуги, необходимые для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных и иных задач. Поставка товаров для государственных нужд может осуществляться в целях: — выполнения межгосударственных соглашений, заключенных республикой; — создания и поддержания государственных резервов; — ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; — государственной поддержки образования, здравоохранения, культуры и т.д. Состав республиканских государственных нужд, финансируемых за счет средств государственного бюджета, утверждается высшими законодательными и исполнительными органами. Закон также предусматривает способы стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд и меры их ответственности за выполнение контрактов по поставкам товаров для этих целей [1, с. 139]. На основе рассмотренного Закона постановлением Кабинета Министров было введено в действие Положение о формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских нужд, которое определяет механизм взаимодействия органов государственного управления и субъектов хозяйствования. Оно предусматривает, что формирование заказов на поставку товаров для государственных нужд на очередной год начинается с определения Министерством экономики Республики Беларусь их предварительных объемов и состава. Затем совместно с Министерством финансов Республики Беларусь намечаются объемы финансирования этих поставок за счет средств государственного бюджета и сообщаются государственным заказчикам, определяемым Советом Министров Республики Беларусь, ориентировочные объемы поставок и выделяемых средств [1, с. 139]. Государственные заказчики изучают планируемые объемы поставок, уточняют их на основе собственных сделок и представляют свои предложения в министерства экономики и финансов. Данные предложения рассматриваются с участием заинтересованных сторон (министерств, ведомств, облисполкомов и др.) и предполагаются к включению в экономическую программу Правительства и республиканский бюджет. После того, как утвержден состав государственных нужд и определен объем их финансирования, государственные заказчики размещают заказы на поставку товаров. Обязательным условием размещения заказа является заключение контракта на конкурсной основе с поставщиками товаров, что позволяет расширить круг потенциальных поставщиков и выбрать партнера. Обострение конкуренции среди участников конкурса позволяет добиться наиболее благоприятных условий договора для заказчика. Государственный заказчик не только как непосредственный покупатель, но и как гарант реализации договора поставки между поставщиком товара и иным покупателем. В этом случае государственные заказчики не имеют права передавать свои полномочия по формированию и размещению заказов иным лицам. Для стимулирования поставщиков товаров могут использоваться кредиты на льготных условиях, льготы по налогам и другим платежам в бюджет, целевые дотации и субсидии; приоритетное обеспечение ресурсами и иные льготы. Предложения о мерах стимулирования поставщиков вносятся одновременно с предложениями об объемах поставок товаров для государственных нужд. Данные предложения должны содержать экономическое обоснование размеров и сроков льгот, а также необходимости их предоставления. Действие предоставленных льгот может быть досрочно прекращено при нарушении поставщиками условий контрактов. Положение «О поставках товаров в Республике Беларусь» является ведущим подзаконным актом, где определяются принципы организации хозяйственных связей, в том числе и при свободной купле-продаже товаров. Данное положение определяет структуру и содержание договора поставки: 1. предмет договора поставки (любые товары, за исключением подвижного имущества и единых имущественных комплексов, валюты и ценных бумаг, энергетических и иных ресурсов); 2. количество товара (соответствующие единицы измерения, порядок и сроки приемки товаров по количеству, действия сторон при недопоставке товара); 3. ассортимент товара (соотношения по ассортиментным признакам, действия сторон в условиях нарушения ассортимента); 4. качество товара (соответствие условиям договора и нормативно-технической документации, порядок и сроки приемки товаров по качеству); 5. гарантийные сроки на товар (не могут быть меньше сроков, установленных законодательством); 6. комплектность и маркировка товара (действия сторон при поставке некомплектного товара); 7. порядок поставки (момент сдачи товара перевозчику, передача товара на месте нахождения поставщика, действия сторон с случае неполучения товара в установленный срок); 8. срок поставки (период и график поставки отдельных партий). 9. транспорт (вид транспорта, порядок распределения и возмещения транспортных расходов, расходов по погрузке-выгрузке и таре, нормы минимальной отгрузки); 10. цена и порядок расчетов (определяется соглашением сторон в соответствии с законодательством, срок платежа, действия поставщика при неисполнении покупателем обязательств по оплате); 11. тара и упаковка (соответствие требованиям нормативно-технической документации, порядок и сроки возврата многооборотной тары и средств пакетирования); 12. страхование (минимальная сумма страхования, действия сторон при неисполнении обязательств по условиям страхования); 13. порядок извещения о нарушении условий договора (обязанности и сроки по извещению о нарушении условий); 14. ответственность за нарушение условий договора (условия и размеры взыскания неустоек и убытков); 15. срок действия договора. Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» установлено, что торговая посредническая деятельность, которая может осуществляться только при наличии полученного в установленном порядке специального разрешения (лицензии) на осуществление оптовой и/или розничной торговли (или на торговлю отдельными видами товаров), осуществляется путем заключения договоров купли-продажи. Указом установлены: — существенные условия договора; — перечень документов, которые должны прилагаться к договору; — условия реализации товаров за пределы Республики Беларусь; — кому может продавать товар производитель и посредник; — экономическая ответственность за нарушение порядка осуществления посреднической деятельности [1, с. 141]. 1.3 Подходы и направления анализа организации хозяйственных связей по поставкам товаров Эффективность товарного обеспечения в современных условиях во многом зависит от взаимодействия сторон, участвующих в системе хозяйственных связей. У каждой из сторон (производитель, посредник, розничная торговая организация, организация общественного питания) есть собственные цели и стремление обеспечить их выполнение. Если цели партнеров разнонаправлены и противоречивы, это усложняет механизм достижения эффективного товароснабжения и одновременно повышает требования к качеству последнего [3, с. 323]. При этом безусловным элементом повышения эффективности товарного обеспечения является своевременное и качественное проведение анализа организации хозяйственных связей. Для этого необходима разработка системы показателей анализа и оценки эффективности взаимодействия торговых организаций и организаций общественного питания с поставщиками товарных ресурсов. Данные показатели могут быть выражены как количественными, так и качественными характеристиками. Анализ договорных обязательств осуществляется по следующим направлениям: I. оценка выполнения договора по общему объему поставки. При этом фактический объем поставки сравнивается с договорной величиной и устанавливается соответствие или несоответствие в объемах поставки. Р.П. Валевич также отмечает, что данный показатель характеризует степень выполнения договорных обязательств по поставке товаров, и предлагает следующую формулу для расчета: , (1) Где Кпост — коэффициент выполнения объема поставки; Кф — количество (стоимость) фактически поступивших товаров; Кд — количество (стоимость) объема поступления товаров по договору. С.П. Гурская также предлагает формулу расчета абсолютного отклонения объема поставки от условий договора (ДК): ,(2) Следует отметить, что для рыночных отношений характерной чертой должно быть точное и четкое исполнение договоров, и в первую очередь, по объему поставки. Поставка, превышающая размер, установленный договором, и необусловленная взаимной договоренностью, настолько же невыгодна покупателю, как и недопоставка. Излишние товары замедляют товарооборачиваемость, вызывают неоправданные расходы и могут осесть в товаропроводящей системе [4, с. 39]. Т.Н. Байбардина для оценки выполнения договорных обязательств предлагает использовать формулу (3): , (3) гдеКд — коэффициент выполнение договорных обязательств; Кн — количество (стоимость) недопоставленных товаров. II. анализ выполнения договора поставки по отдельным ассортиментным позициям. Часто на практике поставляют одних видов товаров больше и недопоставляют других. Это нарушает условия договора и приводит к нарушению оговоренных широты и глубины ассортимента, а также к отклонениям в ассортиментной структуре, в соотношении отдельных видов и разновидностей товара [4, с. 40]. Здесь возможно применение различных методов ассортиментных отклонений поставки от условий договора. С.П. Гурская предлагает следующие из них: — первый метод — определение абсолютных линейный отклонений (Nасс) поставки от условий договора по каждой ассортиментной позиции. Полученную таким образом необходимо отнести ко всему размеру поставки, предусмотренному договором. Таким образом, можно получить и абсолютную, и относительную величины (т.е. размер и степень) нарушения договорных условий по ассортименту. Используется следующая формула: ,(4) гдеgiф — поставка i-го ассортиментного товара фактически; giд — поставка i-го ассортиментного товара по договору; r — число ассортиментных видов товара. — второй метод — определение степени структурных различий (т.е. устанавливается, в какой мере совпадают или расходятся удельные веса отдельных ассортиментных позиций в общем объеме поставки товара). Для этой цели исчисляется среднее линейное отклонение фактических относительных показателей ассортиментной структуры поставки от предусмотренных договором по формуле: ,(5) гдеdiф — удельный вес (доля) i-го ассортиментного вида товара в общем объеме поставки фактически; diд — удельный вес (доля) i-го ассортиментного вида товара в общем объеме поставки по договору. Расчет удельного веса ассортиментного вида товара производится по формуле: ,(6) — третий метод — анализ равномерности и ритмичности поставки. Равномерность поставки — это поступление товаров равными партиями через равные промежутки времени. Ритмичность поставки — это соблюдение сроков и размеров поставки, оговоренных договором с учетом сезонных и цикличных особенностей производства, продажи и потребления. Неравномерная и аритмичная поставка создает негативные колебания нагрузки на продавцов и покупателей, приводит к возникновению очередей, нерациональному использованию транспортных средств. В результате растут расходы, снижается рентабельность, имеют место нерациональные затраты времени покупателей. Наиболее простой и доступный метод — это отметка размера и даты поступления товаров на ленточном графике, что позволяет оперативно контролировать соблюдение сроков и установленных размеров поставки и дает наглядную картину соблюдения условий договора. Равномерность или неравномерность поставки наглядно отражает линейных график, где уровни поставок выражены в процентах к среднему уровню, принятому за 100 %. Этот метод ценен еще и тем, что он позволяет выявить некоторые динамические закономерности неравномерности поставки. Р.П. Валевич предлагает следующую формулу расчета коэффициента ритмичности (Критм): , (7) Где Пграф — число поставок по графику; Побщ — общее число поставок. С.П. Гурская для оценки ритмичности поставок предлагает формулу расчета коэффициента аритмичности (Каритм) как антагониста показателя ритмичности: , (8) Где Пд — поставка (в натуральных или стоимостных показателях) по договору за i-ый промежуток времени (период); Пф — фактическая поставка (в натуральных или стоимостных показателях) за i-ый промежуток времени (период). Оценка уровня равномерности применяется по расчету показателя колеблемости — коэффициента вариации (V) как антагониста показателя равномерности (g). Поскольку они оба измеряются в процентах и теоретически изменяются от 0 до 100, то коэффициент равномерности определяют как разницу между 100 и коэффициентом вариации: , (9) Коэффициент вариации рассчитывается по формуле (10): , (10) Где Gn — среднеквадратическое отклонение объемов поставки за каждый равный отрезок времени от среднего уровня за весь период; — средний размер поставки за весь период. Поскольку измеряется колеблемость объемных, суммируемых показателей, то для расчета Gn используется формула простого среднеквадратического отклонения: , (11) Где Пi — поставка за отрезок времени. Средний размер поставки за весь период () рассчитывается по формуле: , (12) Где n — число отрезков времени. Помимо приведенных выше показателей для оценки эффективности взаимодействия торговых организаций и организаций общественного питания с поставщиками товарных ресурсов можно Р.П. Валевич включает следующие: · оптимальный размер партии поставки — обеспечивает минимизацию затрат при достаточности товаров. Данный показатель рассчитывается исходя из принятой методики в организации (формула Уилсона и др.); · количество поставок по договору (Nпост/дог) — обеспечивает оптимальное число поставок и рассчитывается по формуле (13): , (13) где — объем поставок по договору; — средний размер партии. · интервал между поставками — обеспечивает оптимальную величину интервала между поставками: , (14) Где Д — количество дней в периоде; П — количество поставок. Ряд показателей, предложенный Р.П. Валевич отражают скорее эффективность решений о поставке товаров на этапе из принятия, что позволяет принять более действенную систему отбора поставщиков. Важное место в системе в системе анализа хозяйственных связей по поставкам товаров в современных условиях занимает АВС-анализ поставщиков товарных ресурсов. Идея АВС-анализа любого объекта (товара, товарной группы, клиентов и др.) строится на основе принципа Парето, который формулируется следующим образом: «За большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин». В настоящее время принцип известен как «правило 20 на 80». Для проведения АВС-анализа поставщиков необходимо соблюдать следующий порядок действий: — выбор параметра (поступление товаров в стоимостном выражении); — отсортировка объектов (поставщиков) в порядке убывания параметра; — рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов; — рассчитать долю с накопительным итогом; — присвоить значения групп (А, В и С)выбранным объектам. Показателям для отнесения к группам является доля поступления товаров от отдельных поставщиков в общем объеме поступления по товарной группе, направлению или организации в целом. Тогда, группу А составляют поставщики, удельный вес поступления с нарастающим итогом которых равен 50 %, группу В — 50 — 80 %, группу С — 80 — 100 %. Некоторые экономисты считают целесообразным введение и группы D, включив в нее так называемых «мертвых» поставщиков, контакт с которыми был однократным и не имел продолжения. Классификация поставщиков на группы позволяет четко определить их место в системе поставок, точнее оценить эффективность сотрудничества с ними и обезопасить от рисков деятельность организации торговли или общественного питания. Так, поставщикам группы А следует уделять наибольшее внимание, особенно если они составляют менее 5 % всех поставщиков. В этом случае торговая организация (или организация общественного питания) может попасть в зависимость от небольшого количества агентов, что со временем способно снизить эффективность взаимоотношения. Не стоит упускать из виду и группу В, так как ее представитель — перспективные кандидаты для перехода в группу А. Для организации также не является положительным, если группа слишком разбрасывается (до 50 % общего количества). Это значит, что организация не имеет ключевых поставщиков, ее силы и ресурсы распылены [3, с. 327]. АВС-анализ целесообразно дополнить VEN-анализом поставщиков соответствующих групп (видов) товаров. С этой целью всех поставщиков делят на группы: V — поставщики особо важных товаров, Е — поставщики необходимых товаров, N — поставщики второстепенных товаров. Данный анализ основан на АВС- или XYZ-анализе товаров (товарных групп) организации. Так, к поставщикам группы V относят поставщиков товаров группы X, группы Е — поставщиков товаров группы Y, группы N — поставщиков товаров группы Z. Основная идея XYZ-анализа — группировка объектов по однородности анализируемых параметров, т.е. — по коэффициенту вариации, по которому и проводится группировка: — товары группы Х — товары с коэффициентом вариации менее 10%; — товары группы У — товары с коэффициентом вариации от 10 до 25%; — товары группы Z — товары с коэффициентом вариации более 25%. Классификация поставщиков помогает улучшить работу по товарному обеспечению торговой организации (или организации общественного питания), но не позволяет оценить эффективность связей с этими поставщиками. В этих условиях эффективным методом отбора поставщиков представляется их ранжирование, при котором порядок действий следующий: — формулируются и отбираются критерии, наиболее существенные в конкретных условиях; — выставляются оценки каждому поставщику в соответствии с выбранными критериями, используя например 10-балльную шкалу; — баллы каждого поставщика суммируются, и максимальный балл показывает, с кем из претендентов целесообразно сотрудничать; — если итоговые оценки двух поставщиков совпали, то из перечня критериев исключается наименее значимый и результат пересчитывается либо добавляется еще один принципиально важный критерий и производится переоценка с его учетом [3, с. 329]. Сделать вывод о плодотворности взаимоотношений организации торговли или общественного питания и поставщиков позволяют расчет и анализ эффективности их совместных сделок, где могут использоваться следующие показатели, предлагаемой Р.П. Валевич: · коэффициент рентабельности расходов (КРрен): , (15) Где ЧПр — реальная чистая прибыль по сделке; Р — расходы по сделке. · коэффициент рентабельности закупки по сделке (Кзак): , (16) Где Сзак — закупочная стоимость товара по сделке. · коэффициент рентабельности продаж по сделке (Кпт): , (17) Где Спрод — продажная стоимость по сделке. · реальная чистая прибыль: , (18) Где ЧПн — номинальная чистая прибыль по сделке; Ду — утраченный доход по сделке. · утраченный доход по сделке возникает из-за отвлечения собственных оборотных средств и получаемого кредита в процессе нерационального платежного оборота, превышения прогнозируемого периода реализации закупленных товаров, нарушения условий сделки и ряда других причин и рассчитывается по формуле (19): , (19) Где ОбСс — собственные оборотные средства для финансирования сделки (рассчитываются как произведение необходимых средств для закупки и доли собственных оборотных средств); z — среднемесячная ставка банковского депозита: tинф — среднемесячный темп инфляции; Скр — сумма кредита, используемого по сделке; r — месячная банковская ставка по кредиту; tзак/р — период времени между закупкой и реализацией, месяцев. · Также следует уделять внимание управлению как результатами сделки, так и затратами по ней, основу которых составляют материальные затраты, расходы на оплату труда и обязательные платежи: , (20) Где Ртек — текущие расходы по сделке; Рмат — материальные и приравненные к ним затраты по сделке; РФЗП — расходы на оплату труда; ОП — обязательные платежи (налоги, пошлины) по сделке. 2. Анализ хозяйственных связей по поставкам товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ» 2.1 Организационно-экономическая характеристика центра «Торговый комплекс БГЭУ» Центр «Торговый комплекс БГЭУ» является государственным предприятием и выступает в качестве обособленного структурного подразделения Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет» без права юридического лица, с выделением на самостоятельный баланс, имеющий субсчет для хранения денежных, средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Торговый комплекс БГЭУ, осуществляя свою деятельность, руководствуется Положением о центре «Торговый комплекс БГЭУ», действующим законодательством Республики Беларусь, Уставом БГЭУ, а также другими нормативными правовыми и организационно-распорядительными актами Университета. Организация зарегистрирована по адресу: Республика Беларусь, г. Минск, пр. Партизанский, 26а. Имущество Торгового комплекса БГЭУ является собственностью Белорусского государственного экономического университета и принадлежит Торговому комплексу БГЭУ на праве хозяйственного ведения. Источником формирования имущества торгового комплекса являются: — доходы, полученные от реализации покупных товаров и продукции собственного производства, работ, услуг, а также от других видов деятельности; — внебюджетные средства университета, кредиты банков, капитальные вложения и дотации из бюджета; — иные источники, не запрещенные действующим законодательством Республики Беларусь. Основной целью деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ» согласно Положению о Центре «Торговый комплекс БГЭУ», является хозяйственная деятельность, направленная на: — решение государственной социально-значимой задачи — наиболее полное удовлетворение потребности в питании, товарах и услугах студентов, преподавателей и сотрудников БГЭУ и других потребителей; — удовлетворение социальных и экономических интересов коллектива и интересов собственника имущества структурного подразделения; — получение прибыли. Предметом деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ» является: — организация питания студентов, преподавателей, сотрудников БГЭУ; — доработка, производство и реализация товаров и услуг; — торгово-закупочная деятельность; — коммерческая деятельность; — выполнение других работ. В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 года №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Торговый комплекс БГЭУ осуществляет следующие виды деятельности: — розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия); — общественное питание. Лицензия №50000/0469887 продлена на основании решения Минского городского исполнительного комитета М 391 от 27.02.2009г. сроком на пять лет и действительна до 22.04.2014г.). Торговый комплекс самостоятельно изыскивает поставщиков товаров, формирует пакет заявок и заключает хозяйственные договора от имени БГЭУ. По результатам хозяйственной деятельности Торговый комплекс составляет и в установленные сроки предоставляет БГЭУ бухгалтерский баланс и другие отчетные документы. Центр «Торговый комплекс БГЭУ» на 01. 01. 2011 г. обладает торговой сетью в соответствии таблицей 1. Таблица 1 — Сеть торговых объектов центра «Торговый комплекс БГЭУ»

Наименование торговых объектов Количество посадочных мест Центральная столовая 340 Столовая 4-го учебного корпуса 25 Столовая 5-го учебного корпуса 56 Столовая 8-го учебного корпуса 30 Буфет №1 Капитальный ремонт Буфет №2 40 Буфет №3 24 Буфет №4 32 Буфет №5 36 Буфет №6 36 Буфет №7 — Кафе «Галактика» 35 Кафетерий — Кафе 1-го этажа 60 Буфет учебного корпуса №5 — Буфет общежития №8 24 Буфет «Сладкоежка» — Кондитерский цех — Магазин «Книги» — ИТОГО 753

Примечание — Источник: собственная разработка Столовые и буфеты относятся к третьей наценочной категории. Продажные цены на изделия собственного производства реализуются в столовых и буфетах с наценкой равной 40%. Кафе «Галактика» и кафе первого этажа присвоена вторая наценочная категория, и продажные цены на продукцию собственного производства реализуются с наценкой 70%. В меню столовых с учетом требований ассортиментного перечня включают холодные закуски, первые блюда, вторые блюда, несколько видов гарниров, большой выбор напитков, а также мучные кондитерские изделия и некоторые виды десертов. Организационная структура управления центра «Торговый комплекс БГЭУ» определена в виде линейного типа в соответствии с рисунком. Торговый комплекс возглавляет директор, который назначается и освобождается от должности ректором БГЭУ. В его подчинении находится заместитель директора центра «Торговый комплекс БГЭУ», которому подчиняются инженер-технолог, кладовщик, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности. Кухонные рабочие и повар находятся в подчинении заведующего производством. Рисунок — Организационная структура управления структурного подразделения (Центральной столовой) центра «Торговый комплекс БГЭУ» Примечание — Источник: собственная разработка Основные показатели хозяйственно-экономической деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ» за 2010-2011 гг. приведены в таблице 2. Информационной базой для составления таблицы и расчета показателей является отчет о прибылях и убытках за 2011 г. Таблица 2 — Динамика основных показателей хозяйственной деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ»

Показатель Единица измерения 2010 г. 2011 г. Изменение +/- % 1 2 3 4 5 6 Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в действующих ценах тыс. руб. 4428093,8 7046436,6 2618342,8 159,1 Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в сопоставимых ценах тыс. руб. 4428093,8 4599501,7 171407,9 103,9 Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг тыс. руб. 136935,0 269274,3 132339,3 196,6 Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) тыс. руб. 4291158,8 6777162,3 2486003,5 157,9 Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) в сопоставимых ценах тыс. руб. 4291158,8 4423735,2 132576,4 103,1 Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг тыс. руб. 2515264,9 4001456,3 1486191,4 159,1 Валовая прибыль тыс. руб. 1775893,9 2775706,0 999812,1 156,3 Уровень доходов от реализации в % к обороту 40,1 39,4 -0,7 — Расходы на реализации тыс. руб. 1729114,9 2654227,6 925112,7 153,5 Уровень расходов на реализацию в % к обороту 39,0 37,7 -1,4 — Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг тыс. руб. 46779,0 121478,4 74699,4 259,7 Рентабельность продаж % 1,1 1,7 0,6 — Рентабельность реализованной продукции % 2,7 4,6 1,9 — Убыток от операцонных доходов и расходов тыс. руб. -14087,5 -26150,0 -12062,5 185,6 Убыток от внереализационных доходов и расходов тыс. руб. -3750,7 -1739,4 2011,3 46,4 Общая прибыль тыс. руб. 28940,8 93589,0 64648,2 323,4 Расходы, неучитываемые при налогообложении тыс. руб. 5515,0 5543,0 28,0 100,5 Прибыль до налогообложения тыс. руб. 34455,8 99132,0 64676,2 287,7 Налоги, сборы, прочие расходы и платежи из прибыли тыс. руб. 9054,8 23869,9 14815,1 263,6 Чистая прибыль тыс. руб. 25401,0 75262,1 49861,1 296,3

Примечание — Источник: собственная разработка Исходя из выше приведенных данных, можно отметить существенное влияние кризисных явлений 2011 г. и как следствие девальвации национальной валюты на показатели деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ». Так в 2011 г. по сравнению с 2010 г. выручка от реализации увеличилась в действующих ценах на 2618342,8 тыс. руб. или на 59,1 %, в то время как в сопоставимых ценах рассматриваемый показатель увеличился лишь на 3,9 %, что в стоимостном выражении составляет 171407,9 тыс. руб. Выручка от реализации за вычетом налогов и сборов в сопоставимых ценах в 2011 г. увеличилась на 132576,4 тыс. руб. или на 3,1 %. Доходы от реализации (валовая прибыль) возросли на 56,3 % и составили в отчетном году 2775706,0 тыс. руб., однако уровень доходов от реализации в 2011 г. снизился на 0,7 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Несмотря на рост расходов на производство и реализацию (расходов на реализацию) на 925112,7 тыс. рублей, их уровень в процентах к обороту был снижен на 1,4 п.п. В результате прибыль от реализации составила в 2011 г. 121478,4 тыс. руб., что превышает аналогичный показатель прошлого года на 74699,4 тыс. руб. Благодаря достигнутому размеру прибыли отчетного года рентабельность продаж центра «Торговый комплекс БГЭУ» составила 1,7 % и рентабельность реализованной продукции — 4,6 %, что выше на 0,6 % и 1,9 % соответственно аналогичных показателей в 2010 г. Общая прибыль в 2011 г. возросла более чем в 3 раза, т.е. на 64648,2 тыс. руб. и составила 93589,0 тыс. руб. Чистая прибыль организации в конечном итоге определена на отметке 75262,1 тыс. руб., что превышает данный показатель прошлого года на 49861,1 тыс. руб. 2.2 АВС-анализ и VEN-анализ поставщиков товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ» Центр «Торговый комплекс БГЭУ» тесно сотрудничает с рядом предприятий и организаций, которые являются поставщиками своей продукции либо выступают в роли оптовых посредников. Поставщиками продукции и полуфабрикатов для «Торгового комплекса БГЭУ» выступают: предприятия пищевой промышленности; сельскохозяйственные предприятия; торговые посредники; государственные учреждения и др. Для дачи характеристики организации хозяйственных связей, возникающих между объектом исследования (центром «Торговый комплекс БГЭУ») и поставщиками продукции, необходимо провести анализ организации хозяйственных связей по поставкам товаров. Результаты анализа будут являться основой для выявления проблем в данной области и, как следствие, базой для разработки предложений и выработки конкретных мер по их оптимизации. Так как центр «Торговый комплекс БГЭУ» сотрудничает с огромным множеством организаций по поставке продукции и товаров, тогда, для приобретения практических навыков в учебных целях проведем АВС-анализ по основным поставщикам. Для этого, как отмечалось ранее, в качестве параметра определим стоимостной объем поступления за 1 квартал 2012 г. (продукции, полуфабрикатов и т.п. укрупненных товарных групп); отсортируем основных поставщиков по убыванию параметра; рассчитаем удельный вес поступления от каждого поставщика по отношению к суммарному объему поставок за аналогичный период; а также определим удельный вес с накопительным итогом [см. таблицу 3]. Таблица 3 — АВС-анализ основных поставщиков центра «Торговый комплекс БГЭУ»

Наименование поставщика Поставляемая продукция Поступление продукции Удельный вес с нарастающим итогом, % Группа сумма, млн р. удельный вес в итоге, % 1 2 3 4 5 6 ОАО «Пинский мясокомбинат» мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты 189,8 19,99 19,99 А ОАО «Слонимский мясокомбинат» мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты 155 16,33 36,32 ОАО «Минбакалеяторг» Бакалейные товары 149,6 15,76 52,07 ОАО «Белбакалея» Бакалейные товары 89,7 9,45 61,52 В ИП «Фирусь» овощи и фрукты 63,4 6,68 68,20 ИООО «Мегавита» овощи и фрукты 57,1 6,01 74,22 ТКУП «МОБ» Бакалейные товары 55 5,79 80,01 ООО «Агравиа» овощи и фрукты 52,1 5,49 85,50 С УП «Минский хладокомбинат №1» Молочные продукты 29,5 3,11 88,60 ИП «Кока-кола» безалкогольные напитки 27,7 2,92 91,52 ОАО «Гормолзавод №2» Молочные продукты 21,6 2,28 93,80 ОАО «Гормолзавод №1» Молочные продукты 16,3 1,72 95,51 Рыбокомплекс рыба 11,9 1,25 96,77 ТПКУП «Минский хладокомбинат №2» Молочные продукты 9,6 1,01 97,78 Хлебозавод №4 хлеб и хлебобулочные изделия 9,2 0,97 98,75 1 2 3 4 5 6 Белрыба рыба 8,1 0,85 99,60 С ОАО «Бобруйский мясокомбинат» мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты 3,8 0,40 100,00 Итого 949,4 100,00 —

Примечание — Источник: собственная разработка Как видно из приведенной таблицы 3 более 50 % объема поставок приходится лишь на 3-х поставщиков: ОАО «Пинский мясокомбинат», ОАО «Слонимский мясокомбинат», ОАО «Минбакалеяторг. Названные предприятия составляют 17,6 % в общем количестве приведенных в таблице. А значит, на данном этапе сотрудничества с «Торговым комплексом БГЭУ» риск попадания в зависимость от них со стороны организации общественного питания невысок. 4 поставщика в лице ОАО «Белбакалея», ИП «Фирусь», ИООО «Мегавита» и ТКУП «МОБ» представляют группу В. Концентрация этого числа партнеров в общем объеме поставок составляет около 30 %, что является вполне достаточным для резерва А-группы, а следовательно, поставщики группы В — основные претенденты для попадания в доминирующую группу. Группа С, напротив, слишком разрозненна, так как количество поставщиков ее составляющих (10) составляет почти 60 % от общего их числа. Объемы поставок некоторых из них характеризуют едва ли не единичные контакты с организацией общественного питания. Данный факт отражает, что по отдельным товарным позициям силы центра «Торговый комплекс БГЭУ» распылены, и это может привести к снижению эффективности организации хозяйственный связей с поставщиками данной классификационной группы. Итак, классификация основных поставщиков по группам позволила определить их место в системе поставок центра «Торговый комплекс БГЭУ». Далее дополнить картину анализа хозяйственных связей позволит VEN-анализ, основанный на анализе объемов продаж соответствующих товарных групп за аналогичный период в месячном разрезе по XYZ-классификации. Данный метод представляет собой распределение реализуемой продукции по группам X, Y, и Z в соответствии с выявленными коэффициентами вариации (v), которые рассчитываются по следующей формуле: ,(21) где у — стандартное отклонение; — среднее значение объема поставок. В свою очередь, стандартное отклонение рассчитывается по формуле (22): , (22) где — значение i-го периода; n — количество периодов. Таблица 4 — XYZ-анализ объемов продаж по товарным группам центра «Торговый комплекс БГЭУ»

Продукция Объем продаж в 2012 г., млн р. Средний объем продаж за мес., млн р. Станд-ное откл-ние, млн р. Коэфф. вариации, % Группа январь февраль март 1 2 3 4 5 6 7 8 Мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты 485,9 520,4 549,6 518,63 26,04 5,02 X Бакалейные товары 317 347,2 364,8 343,00 19,74 5,75 Х Овощи и фрукты 148 211,7 185,8 181,83 26,16 14,38 Y Молочные продукты 67,6 99,2 131,4 99,40 26,05 26,20 Z Безалкогольные напитки 66,7 68,8 98,6 78,03 14,57 18,67 Y Рыба 31,7 55,6 30,3 39,20 11,61 29,62 Z Хлеб и хлебобулочные изделия 7,3 9 8,3 8,20 0,70 8,51 X ИТОГО 1124,2 1311,9 1369 1268,30 — —

Примечание — Источник: собственная разработка