Учебная работа. Управление финансами в России 4 № 8272

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (7 оценок, среднее: 4,71 из 5)
Загрузка...

Практическая часть

Вопрос 1. Организация финансов коммерческих организаций (предприятий)

Финансы предприятий (организаций) – это относительно самостоятельная сфера финансов, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота средств организаций, выраженных в виде различных денежных потоков.

Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые в последующем по различным каналам распределяются и перераспределяются в народнохозяйственном комплексе и служат основным источником экономического роста и социального развития общества.

Финансы предприятий – это область практической деятельности, которая как самостоятельный раздел науки сформировалась относительно недавно – в начале 50-х годов 20-го века, как бывшего СССР, так и в развитых капиталистических странах. Основой для этого послужило достижения целого ряда таких научных дисциплин, как «Экономическая теория», «Теория финансов», «Экономический анализ» и др.

Финансовые отношения на предприятии возникают тогда, когда осуществляются денежные отношения: формирование имущества предприятия, получение доходов, привлечение заёмных источников финансирования хозяйственной деятельности, распределение доходов, образующихся в результате этой деятельности, их использование на цели развития предприятия.

Финансовые отношения возникают:

— между предприятиями и организациями в процессе формирования и распределения валового дохода, при оплате поставок, реализации готовой продукции;

— при выпуске и распространении акций предприятия, взаимном кредитовании, долевом участии;

— между предприятиями и отдельными работниками в процессе использования дохода;

— между юридическими, физическими лицами и банковской системой;

— между предприятиями и иностранными партнерами при использовании валютного фонда.

Объективный характер финансовых отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной деятельности, не исключает их государственного регулирования. Это касается налогов, взимаемых с предприятий и влияющих на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, порядка начисления амортизации, формирования финансовых результатов хозяйственной деятельности и образования некоторых финансовых резервов.

Функции финансов предприятия заключаются в проявлении сущности данной категории в действии. Обычно упоминают о трёх функциях предприятия: воспроизводственной, распределительной и контрольной.

Воспроизводственная функция финансов выражается в образовании целевых фондов денежных средств и их совокупности финансовых ресурсов. Таким образом, осуществляется поиск различных доходных источников.

Распределительная функция финансов – это направленная деятельность по распределению и перераспределению денежных доходов предприятия. В условиях товарного производства распределение – связующее звено между производством и потреблением. С помощью финансов происходит распределение общественного продукта:

— поступление выручки от реализации и использование её на возмещение израсходованных средств производства и образование валового дохода;

— дальнейшее распределение полученного дохода в ходе формирования бюджетных средств, внебюджетных фондов, формирование фонда оплаты труда, различных фондов и резервов, т.е. того, что обеспечивает жизнедеятельность и развитие предприятия.

Контрольная функция финансов предприятия — это обеспечение эффективности действия двух первых функций финансов: воспроизводственной и распределительной. Она основана на том, что нормы расходования каждого элемента производственных ресурсов планируется и учитывается в денежной форме, тем самым в стоимостной форме контролируется расход материалов. Кроме того, контрольная функция охватывает все стороны деятельности предприятий, взаимоотношения внутри предприятия, взаимоотношения предприятия и банка, взаимоотношения предприятия и бюджета. Необходимость контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия объективно вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Финансово-хозяйственная деятельность предприятий связана с формированием и расходованием денежных средств, а, следовательно, затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия.

Принципы организации финансов предприятия. Механизм функционирования финансов, формирование финансовой политики любой фирмы (предприятия) должны базироваться на определённых принципах.

Самостоятельность. Данный принцип предполагает свободу выбора действий руководством предприятия на рынке, выборе поставщиков и покупателей. Сбыт, изготавливаемой им продукции осуществляется с учётом развития инфраструктуры рынка на основе договоров. Хозяйственные субъекты самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложения денежных средств и др.

Самофинансирование. Оно является главным условием предпринимательской деятельности, обеспечивающей конкурентоспособность предприятий. Обычно применяются различные варианты самофинансирования. Здесь должны, прежде всего, учитываться поступления и расходы по финансовому балансу.

Самоокупаемость (самофинансирование). Этот принцип предполагает, чтобы за счёт собственных доходов всё в большей степени обеспечивалось функционирование фирм (предприятий), которые осуществляли, как принято в странах с рыночной экономикой, не менее двух третей.

Материальная заинтересованность. Данный принцип предполагает заинтересованность фирмы (предприятия) и её работников в лучших результатах. Они заключаются в своевременности поступления выручки и справедливость её распределения. Всё это, как правило, регулируется государством путём налогов, учётных ставок ЦБ РФ, норм амортизации и другими рычагами.

Материальная ответственность. Предполагает за нарушение налогового режима возврата ссуд банкам, договорных обязательств и др. Законодательством предусмотрены конкретные финансовые санкции к фирмам (предприятиям).

Финансовый менеджмент – это система рационального распределения управления процессами финансирования хозяйственной деятельности предпринимательской организации. Управление финансами – главная часть общей системы управления фирмой. Финансовый менеджмент – это организация управления финансовыми потоками, в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли.

Управление финансами осуществляется с помощью финансового механизма, состоящего из двух подсистем:

управляющая система. Это субъект управления. Управляющей подсистемой являются финансовая служба, финансовый отдел и финансовые менеджеры.

управляемая система. Это объект управления. Управляемая система включает в себя: финансовые отношения (взаимоотношения с потребителями, поставщиками), источники финансовых ресурсов, финансовые ресурсы организаций, денежный оборот предприятия.

В качестве основного объекта управления в финансах выступает денежный оборот фирмы. Денежный оборот фирмы выступает в роли непрерывного потока денежных выплат и поступлений, проходящий через расчётный и другие счета фирмы.

Финансовый механизм фирмы (предприятия) – это система управления финансовыми отношениями фирмы (предприятия) через финансовые инструменты с помощью различных финансовых методов. Основными элементами финансового механизма являются:

финансовые отношения. Они охватывают отношения с другими предприятиями и организациями по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, реализацию продукции, оказанию услуг; отношения с банковской системой расчётов за банковские услуги, при получении и погашении кредитов, продаже и покупке валюты и другие операции; отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию коммерческих и финансовых рисков; отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами по операциям с производственными и финансовыми активами; отношения с инвестиционными институтами по размещению инвестиций; отношения с филиалами и дочерними предприятиями; отношениями с персоналом и акционерами предприятия; отношения с налоговой службой, аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъектами.

правовое обеспечение действующего финансового управления составляет действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Законодательство, регулирующее финансовую деятельность фирмы, включает в себя: законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы, распоряжения министерств и ведомств, инструкции и методические указания. Государственное регулирование осуществляется по следующими направлениям: регулирование финансовых аспектов создание предпринимательских организаций, налоговое регулирование, регулирование порядка амортизации основных средств и нематериальных активов, регулирование денежного обращения и форм расчётов между фирмами (предприятиями) и организациями, регулирование валютных операций, регулирование инвестиционной деятельности фирм (предприятий), регулирование кредитных операций, регулирование банкротства фирм.

финансовые методы — это методы финансового управления. К ним относятся: финансовый учет, анализ, планирование, прогнозирование, финансовый контроль, финансовое регулирование, система расчетов, кредитование, налогообложение, материальное стимулирование и ответственность, страхование, залоговые операции, трансфертные операции, трастовые операции, лизинг, аренда, факторинг.

информационное обеспечение финансовой деятельности фирмы представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих нормативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности фирмы.

финансовые инструменты — это документы, имеющие денежную стоимость (или подтверждающие движение денежных средств). Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям. Финансовый инструмент — это любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одной фирмы и финансовых обязательств другой. К финансовым активам относятся: денежные средства, контрактное право получить от другой фирмы (предприятия) денежные средства, контрактное право обмена финансовыми инструментами с другой фирмой (предприятием) на выгодных условиях, акции других предприятий.

К финансовым обязательствам относятся: контрактное обязательство выплатить денежные средства и контрактное обязательство обмениваться финансовыми инструментами с другой фирмой (предприятием) на потенциально невыгодных условиях.

финансовые показатели используются при анализе, планировании, управлению финансами фирмы. Для некоторых финансовых показателей нормативы устанавливаются государством либо самим предприятием. Они подразделяются на: показатели оценки имущественного состояния фирмы (предприятия), показатели платёжеспособности и ликвидности фирмы (предприятия), показатели структуры капитала фирмы (предприятия), показатели состояния оборотных средств и показатели рентабельности.

Рыночные условия требуют тщательного учёта производственных расходов и полученных доходов. Поэтому, в бухгалтерском и финансовом учёте, управлению доходами и расходами уделено особое внимание.

Доходы – увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Не относятся к доходам, а следовательно, не приводят к увеличению капитала:

— суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и других аналогичных обязательств сумм, подлежащих перечислению в бюджет;

— поступления по договорам комиссии;

— суммы полученных задатков;

— суммы полученных залогов;

— суммы, полученные в погашении кредита (займа), предоставленного ранее заёмщику.

Расходы – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Не относятся к расходам предприятия затраты, связанные с осуществлением капитальных и финансовых вложений.

В зависимости от характера, условий получения и расходования, направлений деятельности организации доходы и расходы подразделяются на:

— доходы (расходы) от обычных видов деятельности;

— операционные расходы (доходы);

— внереализационные доходы (расходы);

Два последних вида образуют группу прочие доходы (расходы), в которую могут входить и чрезвычайные расходы (доходы).

Доходы от обычной (основной) деятельности. Выручка от продажи продукции и товаров, а так же поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг. Выручка отражается в системе учёта в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

Расходы по обычным видам деятельности. Расходы, связанные с изготовлением (или приобретением) и продажей продукции, а так же возмещение стоимости амортизируемых активов (например, основных средств и нематериальных активов) в виде амортизационных отчислений.

Операционные расходы (расходы) – связаны с предоставлением за уплату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, доходы (расходы), от продаж основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты, продукции, товаров результаты переоценки имущества и обязательств, проценты, полученные (уплаченные) по предоставленным (полученным) кредитам и займам.

Внереализационные доходы (расходы) : штрафы, пени, неустойки, начисленные за нарушение условий договоров; доходы и расходы от безвозмездной передачи либо получения активов; поступления и перечисления в возмещение причинённых организации убытков; убытки и прибыль прошлых лет, выявленная в отчётном году; суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истёк срок исковой давности и др.

Чрезвычайные расходы (доходы) – доходы и расходы, возникающие, как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийные бедствия, пожары, аварии и т.п.). К чрезвычайным доходам, в частности, относятся: страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Выручка от реализации денежные средства, полученные (вырученные) предприятием от продажи товаров и услуг. Следует различать: выручку от реализации продукции товаров и услуг; реализации недвижимого имущества предприятий; реализации товарно-материальных ценностей; от реализации ранее приобретённых ценных бумаг (валюты); реализации паёв, долей в других предприятиях.

Прибыль – это форма чистого дохода, представляющая собой разность между ценой, по которой реализуется продукция, и полной себестоимостью её изготовления и продажи. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.

Капитал – ресурс, создаваемый с целью производства большего количества (приращения) экономических благ. Капитал характеризует финансовые ресурсы компании, приносящей доход, является источником формирования благосостояния собственников (как в текущем, так и в перспективном периоде).

Финансовая система любой фирмы или предприятия предполагает широкий круг методов, основными из которых являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, кредитование, применение финансовых санкций и рычагов экономического воздействия на предприятие, стимулирование, ценообразование, инвестирование, лизинг, аренда. Для осуществления перечисленных методов используются такие инструменты финансового управления, как кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировки валютных курсов, дисконт.

Любая система управления финансами функционирует в рамках действующих законодательных актов и нормативной базы, начиная с законов и указов Президента и кончая ведомственными указаниями и инструкциями. Кроме того, управление подразумевает использование информации финансового характера, содержащейся в бухгалтерской отчетности, поступающей с товарно-фондовых бирж и кредитной системы.

Вопрос 2. Проблема управления финансами в России.

В нашей стране созданы условия для предпринимательской деятельности. Но недостаток экономических знаний и умения применять их на практике тормозит экономические преобразования. Небольшое количество специалистов приводит к тому, что бюджет у нас составляют и принимают люди, имеющие лишь посредственное представление о том, что такое финансы. Одним из важнейших условий повышения благосостояния граждан и всего государства в целом является повышение экономических знаний, подготовка специалистов имеющих глубокие знания о финансах, их структуре, функциях и умеющих применять эти знания на практике, создание государством благоприятных условий для развития предприятий и малого бизнеса. Проработка вопроса сущности финансов в нашей стране находится в двояком состоянии. С одной стороны сильны административно-командные взгляды, с другой набирают силу рыночные взгляды на сущность финансов.

Финансовая политика любого государства представляет собой комплекс мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

Финансовая политика предполагает разработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Необходимо учитывать многие сопутствующие моменты, и, прежде всего, существующую социально-экономическую реальность, в которой осуществляется финансовая политика. Так даже идеальный бюджет вряд ли будет выполнен, если в период его реализации произойдут события, которые повлияют на базовые условия жизни общества. К таким событиям можно также отнести стихийные бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и целый ряд других. Поэтому следует оказывать необходимое воздействие для устранения или хотя бы снижения негативных и для усиления положительных факторов, от которых также зависит конечный результат финансовой политики. Например, к ним можно отнести обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения и т.д.

Цель финансовой политики должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов РФ. Тогда в качестве такой цели могут быть только общие интересы всего населения — повышение благосостояния каждого человека.

При этом на различных этапах развития экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов. Например, в Москве дальнейшее повышение уровня жизни, значительно более высокого, чем в других регионах страны, неизбежно приведет к излишнему притоку мигрантов в столицу с одновременным обострением всех социально-экономических проблем и, следовательно, к значительным бюджетным расходам для их решения.

Целью финансовой политики государства (и субъекта РФ в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.

При этом возрастает роль и значение разработки и принятия таких нормативов на уровне РФ, которые сегодня разработаны во многих субъектах РФ. В то же время толькоцентрализованно их разработать невозможно. Не могут же быть одинаковыми нормативы наполняемости школьных классов в городах и в сельской местности, нормативы выделения средств на строительство автомобильных дорог в центре России и на Дальнем Востоке. Однако и без разработки и принятия нормативов на уровне государства не обойтись. Поэтому должен быть, как можно скорее, принят закон РФ, который имел бы «рамочный характер» для финансовых и социальных нормативов или стандартов, а также определял методику определения конкретных значений внутри этих показателей.

Формирование целей — это также управляемый (регулируемый) процесс. Например, в настоящее время реальный рост доходов населения пока не приводит к качественным изменениям в целенаправленности его расходов. Среди них, к сожалению, почти отсутствуют долгосрочные потребности: покупка или постройка жилья. И государство пока сделало недостаточно необходимых усилий по развитию жилищного строительства, в том числе на базе становления ипотечного кредитования. Возможные усилия государства в этом деле, направленные на такую корректировку интересов людей и, следовательно, целей финансовой политики способствовали бызначительному притоку средств населения в качестве инвестиций в развитие реального сектора экономики — в сферу строительства и в сферу промышленности строительных материалов. И далее повлекло бы за собой развитие других отраслей экономики. В конечном счете, все это привело бы к увеличению доходов предприятий, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, следовательно, к росту потенциала самой финансовой политики.

Очень важно разобраться с тем, от чего зависит реализация намеченных планов, что является ресурсами финансовой политики. Считать, что в их качестве выступают только поступившие в казну налоги и сборы, было бы не совсем правильным. Ведь в случае наличия запасов разведанных природных ресурсов, развитого промышленного производства и других благоприятных факторов, возможно, привлечь дополнительные финансы в виде банковских кредитов, облигационных займов и других заемных средств.

Ресурсами финансовой политики являются:

— во-первых, величина развития производительных сил, т.е. совокупности людей, находящихся в трудоспособном возрасте, обладающих определенными профессиональными знаниями и пригодных по состоянию здоровья к участию в производственном процессе, основных фондов предприятий всех отраслей экономической деятельности, а также расположенных на данной территории и изученных природных ресурсов;

— во-вторых, величина собственного финансового капитала;

— в-третьих, степень развития финансовой инфраструктуры.

Взаимодействие в процессе производства этих трех составляющих и образует все основные финансовые потоки.

В настоящее время плановое регулирование всех составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует. Например, экспортные таможенные пошлины на продукцию, отсутствующие у экономически развитых стран, повышают себестоимость продукции и снижают прибыль отечественных предприятий и тем самым делают их товары менее конкурентоспособными, сдерживают их техническое перевооружение и, следовательно, в конечном счете, фактически помогают зарубежным конкурентам снижать объемы производства в стране, «тормозят» экономическое развитие и приводят, в конечном счете к снижению получаемых государством этих же самых пошлин, т.е. снижают ресурсы финансовой политики.

Российская Федерация, как и ее большинство субъектов, обладает одними из крупнейших в мире производительными силами, включая людской потенциал, находящий далеко не полное полезное применение; производственные мощности предприятий, загруженные, лишь частично.

В то же время по официальной оценке значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и оседают в зарубежных банках. В целом банковская, налоговая и таможенная политики должны достичь такого уровня совершенства, чтобы честно работающему и соблюдающему российское законодательство предпринимателю было невыгодно вывозить свободный капитал за рубеж.

Развитие финансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без нее денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться в основном в Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процесс будет неизбежно приводить к притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению финансовых ресурсов государства.

Еще одним значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование всех средств, в т.ч. тех, которые в настоящее время направляются не по целевому назначению или остаются по различным причинам не собранными у налогоплательщиков. Привлечение этого значительного резерва в основном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департамента государственного финансового контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ, Министерства налогов и сборов РФ, а также их территориальных органов, от их слаженности и согласованности в работе.

Все эти вышеперечисленные ресурсы и являются реальной базой проведения финансовой политики субъекта РФ.

После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также имеющиеся для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях. В этой связи нередко понимают лишь разработку бюджета, его принятие и реализацию. В дополнение к этому предусматриваются лишь частичные изменения валютной, налоговой и таможенной политик. Никогда не приходилось встречать в этой связи серьезных проработок совершенствования политики в области антимонопольной, банковской, страховой и фондовой сферах. Последние реализуются как бы сами по себе, т.е. фактически независимо друг от друга. Думается, что такая практика снижает эффективность проведения единой финансовой политики и нуждается в серьезной корректировке. Так, например, для успешной бюджетной политики не менее важно прогнозировать и закладывать в расчеты правильные цифры не только о мировых ценах на нефть, курсе рубля по отношению к доллару США, уровне ожидаемой в стране инфляции, но и об уровне цен и тарифов естественных монополий, т.к. от их величины прямо зависит степень выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. Но возможность удержания таких цен и тарифов на заданном уровне прямо зависит от антимонопольной, налоговой и таможенных политик.

Вот почему выбор путей реализации финансовой политики должен, с одной стороны, логически связывать все ее направления, а, с другой, все мероприятия данной политики должны быть согласованы по времени их осуществления и проводиться строго в намеченные сроки.

При этом подразумевается под такими путями процесс определения приоритетов достижения поставленных задач, составление примерного графика поступления средств на их решение, принятия мер по своевременному финансированию всех намеченных мероприятий, а также проведения комплекса мероприятий по всем направлениям финансовой политики с целью получения намеченных результатов.

Проблема выбора путей реализации финансовой политики во все времена была и будет ключевой в функционировании любого государства, в том числе на уровне его субъектов. При этом набор решений должен предполагать скоординированные действия по всем направлениям финансовой политики: антимонопольной, банковской (кредитной), бюджетной, валютной, налоговой, страховой, таможенной и фондовой. Например, снижение налогов может привести не к росту прибыли и пополнению на этой основе бюджетов всех уровней, а лишь к увеличению доходов естественных монополий, если не будут приняты соответствующие меры в сфере антимонопольной и таможенной политик.

Таким образом, можно отметить, что финансовая политика требует дальнейшего совершенствования, которое может осуществляться, в том числе и с учетом перечисленных выше теоретических и практических соображений и предложений.

Учебная работа. Управление финансами в России 4 № 8272