Учебная работа. Налог на имущество организаций № 8412

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 4,83 из 5)
Загрузка...

Учебная работа. Налог на имущество организаций № 8412

Налог на имущество организаций

1. Налогоплательщики — 2

2. Объект налогообложения — 7

3. Налоговая база и порядок ее определения — 11

4. Налоговый и отчетный периоды. Ставка налога — 15

5. Налоговые льготы — 16

6. Порядок и сроки уплаты налога — 19

Литература — 21

Налог на имущество организаций

1. Налогоплательщики

Плательщиками налога на имущество являются иностранные и российские организации.

Налог на имущество должны уплачивать все российские организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе органы государственной власти (исполнительной и законодательной), включая все министерства и ведомства, некоммерческие организации, бюджетные организации, государственные унитарные предприятия, Центральный банк РФ и его территориальные учреждения, финансово-кредитные организации, а также внебюджетные государственные фонды.

В законах субъектов РФ о налоге на имущество организаций могут быть установлены льготы по этому налогу для отдельных категорий налогоплательщиков.

Кроме того, налог на имущество не платят организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, плательщики единого налога на вмененный доход (с имущества, которое используется в деятельности, облагаемой ЕНВД) и те организации, которые уплачивают единый сельскохозяйственный налог. Также данный налог не нужно платить и со стоимости имущества, используемого исключительно в деятельности, предусмотренной соглашениями о разделе продукции. В гл. 30 Налогового кодекса РФ эти нормы не прописаны, но о них сказано в гл. 26.1, 26.2, 26.3 и 26.4 Налогового кодекса РФ.

Следовательно, если российская организация не переведена на спецрежим, то она признается плательщиком налога на имущество согласно гл. 30 Налогового кодекса РФ. При этом плательщиком она становится после ее государственной регистрации в качестве юридического лица, которая производится в соответствии со ст. 51 ГК РФ. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, российская организация признается плательщиком налога на имущество со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Иностранная организация признается плательщиком налога на имущество с учетом положений международных договоров Российской Федерации в следующих случаях:

— она осуществляет деятельность в Российской Федерации, приводящую к образованию постоянного представительства в соответствии со ст. 306 Налогового кодекса РФ;

— она имеет в Российской Федерации на праве собственности объект недвижимого имущества; при этом она не осуществляет деятельности в Российской Федерации, или объект недвижимого имущества, которым она владеет, не относится к деятельности, осуществляемой через постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации;

— она осуществляет деятельность в Российской Федерации, приводящую к образованию постоянного представительства в соответствии со ст. 306 Налогового кодекса РФ, и имеет в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации объект недвижимого имущества, принадлежащий ей на праве собственности.

Согласно п. 2 ст. 306 Налогового кодекса РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными соглашениями об избежание двойного налогообложения, для целей гл. 30 Налогового кодекса РФ понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.

Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она поставляет с территории Российской Федерации, принадлежащие ей товары, полученные в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также если она осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным п. 2 ст. 306 Налогового кодекса РФ, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или через любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных п. 9 ст. 306 Налогового кодекса РФ, не рассматривается как фактор, приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации.

В отношении понятий территории Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации необходимо отметить следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Частью 2 этой же статьи установлено, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации установлены Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». В соответствии с п. 1 ст. 1 названного Закона внутренние морские воды Российской Федерации — это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.

Согласно п. 2 этой же статьи к внутренним морским водам относятся воды:

портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

В соответствии с п. 1 ст. 2 названного Закона территориальное море Российской Федерации — это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст. 4 этого же Закона. Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии с положениями ст. 3 Закона о делимитации территориального моря.

Определение территориального моря согласно п. 2 ст. 2 применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Согласно п. 3 этой же статьи внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Статьей 3 названного Закона установлено, что делимитация территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статус континентального шельфа Российской Федерации определен Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», ст. 1 которого содержит следующее:

континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка;

подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема;

определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации;

внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря;

с учетом положений ст. 2 названного Закона о делимитации континентального шельфа внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль;

если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации или норм международного права.

Статус исключительной экономической зоны Российской Федерации определен Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», ст. 1 которого содержит следующие положения об определении и границах исключительной экономической зоны Российской Федерации:

исключительная экономическая зона Российской Федерации — морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным названным Законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности (п. 1);

внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря (п. 2);

внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (п. 3).

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Объект налогообложения

Объекты обложения налогом на имущество для российских и для иностранных организаций имеют свои особенности, поэтому рассмотрим их по отдельности.

Объект налогообложения для российских организаций

В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Исходя из этого определения имущество, подлежащее налогообложению, должно обладать одновременно следующими двумя признаками:

— имущество должно быть движимым или недвижимым;

-имущество должно признаваться объектом основных средств в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

Понятия движимого и недвижимого имущества даны в ст. 130 Гражданского кодекса РФ. Так, к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

К движимому имуществу относятся вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, включая деньги и ценные бумаги.

Из этих определений получается, что под налогообложение может попасть любое имущество организации. Поэтому в данном случае определяющее значение при формировании объекта налогообложения приобретает второе условие — имущество должно признаваться объектом основных средств в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

Иными словами, если какое-либо имущество не признается объектом основных средств по правилам бухгалтерского учета, то оно не подлежит налогообложению. Исключение из этого правила касается специальных случаев, предусмотренных гл. 30 Налогового кодекса РФ. В частности, это предусмотрено в отношении имущества, учитываемого в рамках договора простого товарищества (договора совместной деятельности) (ст. 377 Налогового кодекса РФ), а также имущества, переданного в доверительное управление (ст. 378 Налогового кодекса РФ). Особенности определения объекта налогообложения в рамках указанных операций, а также при аренде имущества будет рассмотрено позднее.

Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств регламентируется Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому

учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н), а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утвержденными Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н).

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

— использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

— организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

— способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков имущество не относится к основным средствам.

Например, к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

Не учитываются в составе основных средств объекты, указанные в п. 3 ПБУ 6/01. Это машины, оборудование и иные аналогичные предметы, числящиеся как готовые изделия на складах организаций-изготовителей, как товары — на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность. Кроме того, не являются основными средствами предметы, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, находящиеся в пути, а также капитальные и финансовые вложения.

Хотелось бы отметить, что под определение объекта по налогу на имущество в полной мере подпадают и транспортные средства, которые в то же время являются еще и самостоятельным объектом налогообложения транспортным налогом.

Данная ситуация может привести к мысли о том, что законодателем нарушен принцип однократности налогообложения, вытекающий из ст. 3 Налогового кодекса РФ. Обозначенный вопрос был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.

Так, в Определении от 14 декабря 2004 г. N 451-О Конституционный Суд РФ отметил, что «налог на имущество организаций и транспортный налог имеют самостоятельные объекты налогообложения и самостоятельные налоговые базы, установленные с учетом дифференцированного подхода к различным характеристикам транспортного средства: по налогу на имущество организаций они определяются его стоимостным выражением, а по транспортному налогу — физическими свойствами, обуславливающими соответствующий уровень воздействия на состояние дорог общего пользования». Таким образом, как указал Конституционный Суд РФ, двойного налогообложения в данном случае не производится.

Объект налогообложения иностранных организаций

В соответствии с п. 2 ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

При этом для целей исчисления налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

Следовательно, основные правила ведения бухгалтерского учета основных средств, рассмотренные выше, должны применяться иностранными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности (п. 3 ст. 374 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Первое исключение применяется в отношении всех налогоплательщиков (как российских, так и иностранных организаций). Оно обусловлено тем, что пользование земельными участками и природными ресурсами связано с необходимостью уплаты других налоговых платежей:

-водного налога;

-налога на добычу полезных ископаемых;

-земельного налога.

Второе исключение касается только соответствующих федеральных органов исполнительной власти. И то при условии, что в данных органах законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, а имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

К военной службе относится служба в Вооруженных силах РФ, а также в пограничных войсках, во Внутренних войсках МВД России, в Железнодорожных войсках РФ, Войсках гражданской обороны (другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (воинские формирования), Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях. Об этом сказано в ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Кроме того, согласно ст. 8 данного Закона к военной службе приравнивается служба в органах внутренних дел (в том числе миграционной службе), Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Иное имущество указанных федеральных органов исполнительной власти облагается налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке. В целях исчисления и уплаты данного налога федеральные органы исполнительной власти обязаны вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых основных средств.

Следует иметь в виду, что учреждения (лаборатории, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры, другие организации и унитарные предприятия), входящие в состав указанных выше органов, уплачивают налог на имущество организаций в общеустановленном порядке.

3. Налоговая база и порядок ее определения

Согласно п. 1 ст. 375 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. То есть равна разнице между первоначальной стоимостью основного средства и суммой начисленной амортизации.

Кроме того, в этом же пункте указано, что если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то их стоимость для целей налогообложения определяется как разница между первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Амортизация не начисляется по основным средствам, используемым для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и объектам основных средств, которые не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение пользование или во временное пользование.

Кроме того, амортизация не начисляется по основным средствам некоммерческих организаций. Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.).

По объектам жилищного фонда, которые учитываются в составе доходных вложений в материальные ценности, амортизация начисляется в общеустановленном порядке.

Таким образом, четко указаны только три вида объектов, которые не амортизируются. Значит, по другим основным средствам, указанным в прежней редакции п. 17 ПБУ 6/01, в бухгалтерском учете с января этого года амортизация начисляется.

Налоговая база у иностранных организаций определяется в порядке, аналогичном для российских организаций, с учетом некоторых особенностей.

Налоговая база у иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, определяется тоже как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Для этого данные представительства ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в РФ порядком ведения бухгалтерского учета.

Налоговая база по месту постановки на учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, определяется исходя из стоимости следующего имущества:

-стоимости имущества, относящегося к данному представительству;

-стоимости имущества, находящегося в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации).

Налоговая база по месту нахождения объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения постоянного представительства иностранной организации, — исходя из стоимости этого имущества.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

Налоговая база в отношении каждого вышеназванного объекта недвижимого имущества иностранных организаций принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база по месту постановки на учет иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, определяется исходя из стоимости следующего имущества:

-стоимости имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

-стоимости имущества, находящегося в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации).

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, находящегося по месту нахождения:

-организации (по месту постановки на учет в налоговых органах);

-каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

— каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения
организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс.

При определении налоговой базы по налогу на имущество необходимо учитывать то, что по разным видам объектов основных средств на территории одного субъекта Российской Федерации могут быть установлены разные налоговые ставки.

В связи с этим для правильного определения налоговой базы и исчисления суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, организация должна вести обособленный учет таких объектов.

Исключение составляет лишь движимое имущество. Это имущество в соответствии со ст. 376 Налогового кодекса РФ включается в налоговую базу по месту нахождения организации или обособленного подразделения, которое имеет отдельный баланс (если это имущество числится на балансе данного подразделения).

Следовательно, по местонахождению обособленного подразделения организации, не имеющего отдельного баланса, налоговая база будет исчисляться лишь в отношении основных средств, относящихся к недвижимому имуществу (зданий, сооружений).

Другие основные средства, находящиеся в обособленном подразделении, будут включаться в налоговую базу для целей налогообложения по местонахождению организации.

Для объектов недвижимого имущества, которые расположены на территориях разных субъектов Российской Федерации, в частности для таких объектов, как железная дорога, магистральный трубопровод и других подобных объектов, установлен специальный порядок определения налоговой базы.

Налоговая база по этим объектам должна определяться отдельно и приниматься при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости такого объекта недвижимого имущества.

По общему правилу, прописанному в Налоговом кодексе РФ, чтобы определить среднегодовую стоимость имущества за налоговый период (либо среднюю за отчетный), надо сложить остаточную стоимость на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и на 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, затем эту сумму разделить на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

А если организация или филиал открылись или закрылись в середине года? Или в течение года организация приобрел, а либо продала объект недвижимости? То есть возникла ситуация, когда имущество числится на балансе не весь год. Как рассчитать его среднегодовую стоимость и налог? Главой 30 Налогового кодекса РФ не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества для организаций (или их обособленных подразделений), созданных или ликвидированных в течение налогового (отчетного) периода. Поэтому при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется общий порядок, содержащийся в п. 4 ст. 376 Налогового кодекса РФ, с учетом положений ст. 379 Налогового кодекса РФ.

Статьей 379 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами — I квартал, первое полугодие и 9 месяцев календарного года.

Учитывая, что налоговой базой по налогу на имущество является среднегодовая (то есть средняя за календарный год, а не за период деятельности организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс) стоимость имущества организации, при ее определении, а также при определении средней стоимости имущества должно учитываться общее количество месяцев в календарном году и соответствующем отчетном периоде — квартале, полугодии и 9 месяцах календарного года.

Аналогичный порядок определения среднегодовой (средней) стоимости применяется при снятии или постановке на баланс организации в течение налогового (отчетного) периода имущества, по которому налоговая база в соответствии с п. 1 ст. 376 Налогового кодекса РФ определяется отдельно.

Обращаем внимание: для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, объектом налогообложения признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества таких организаций признается их инвентаризационная стоимость по данным органов технической инвентаризации (п. 2 ст. 375 Налогового кодекса РФ) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 5 ст. 376 Налогового кодекса РФ), поэтому таким организациям вести учет имущества по правилам бухгалтерского учета, установленным в РФ, не нужно.

Поскольку налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно (п. 3 ст. 376 Налогового кодекса РФ), а инвентаризационная стоимость имущества по решению местных органов власти время от времени индексируется, то иностранным организациям, не осуществляющим деятельности в РФ через постоянные представительства, но имеющим на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности, целесообразно уточнять его инвентаризационную стоимость в БТИ или отслеживать соответствующие нормативные акты об индексации.

Понятие «средняя стоимость» применяется к отчетным периодам, а «среднегодовая стоимость имущества» — к налоговому периоду. Кроме того, при подсчете среднегодовой стоимости имущества для определения налоговой базы организации следует брать остаточную стоимость основных средств не на 1 января следующего налогового периода (года), а на 31 декабря текущего года.

4. Налоговый и отчетный периоды. Ставка налога

Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период — один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (ст. 55 Налогового кодекса РФ).

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка — один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным.

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. В случаях, указанных в Налоговом кодексе РФ, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных Налоговым кодексом РФ. Налоговые ставки по региональным налогам устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, установленных Налоговым кодексом.

Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента.

Допускается установление дифференцированных (различных) налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В большинстве субъектов РФ установлены максимальные налоговые ставки.

5. Налоговые льготы

В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ устанавливаются два вида налоговых льгот по налогу на имущество организаций: налоговые льготы, предоставляемые на федеральном уровне в виде полного освобождения от уплаты налога; налоговые льготы, устанавливаемые субъектами РФ, которые в основном предусматриваются в законодательных актах о введении налога в действие на территории соответствующего субъекта РФ.

Федеральные льготы по уплате налога на имущество организаций установлены ст. 381 Налогового кодекса РФ.

Установлена льгота по налогу на имущество организаций для резидентов особой экономической зоны. Данные организации освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении имущества, учитываемого на балансе организации, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет (п. 17 ст. 381 Налогового кодекса РФ).

Согласно формулировке Налогового кодекса РФ организация — резидент ОЭЗ может пользоваться данной льготой не только в отношении имущества, которое приобретено после получения статуса резидента ОЭЗ, но и по всему имуществу, имеющемуся у нее на балансе, при соблюдении условия, что с момента принятия имущества к учету прошло не более 5 лет.

Еще одна новая льгота по налогу на имущество организаций предусмотрена п. 18 ст. 381 Налогового кодекса РФ — организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Полностью освобождаются от уплаты налога организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Данная льгота распространяется только на те виды имущества, принадлежащие указанным органам, которые используются для осуществления возложенных на эти органы функций.

Освобождаются от налогообложения религиозные организации. В этом случае освобождению от налогообложения подлежит все имущество, используемое для осуществления религиозной деятельности. Религиозной организацией называют добровольное объединение граждан, постоянно проживающих на территории РФ и объединившихся для совместного исповедания и распространения веры, при условии, что данное объединение зарегистрировано в установленном законом порядке как юридическое лицо. Религиозные организации могут иметь в своей собственности землю, здания, сооружения, иное имущество. Любое имущество, используемое этими организациями для осуществления религиозной деятельности, освобождается от налогообложения.

Освобождаются от налогообложения на имущество, находящееся в их собственности, общероссийские организации инвалидов. Общероссийские организации инвалидов могут иметь в своей собственности любое имущество, в том числе хозяйственные товарищества и общества. Общества инвалидов освобождаются от налогообложения на то имущество (в том числе хозяйственные товарищества и общества), которое используется ими для осуществления видов деятельности, указанных в уставе таких организаций (уставной деятельности). Освобождаются от уплаты налога на имущество предприятия, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов. Обязательным условием освобождения таких организаций от уплаты налога является следующее: число инвалидов -работников таких предприятий составляет не менее 50 процентов от общего числа работников этих предприятий, а доля работающих в организации инвалидов в фонде оплаты труда этой организации составляет не менее 25 процентов.

Организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, освобождаются от налогообложения на то имущество, которое используется ими в целях производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.

Не уплачивается налог на принадлежащее предприятиям имущество в тех случаях, когда указанное имущество относится в установленном законодательством порядке к федеральным памятникам истории и культуры. Памятниками истории и культуры в соответствии с законодательством признаются памятники и достопримечательные места. Памятниками принято считать отдельные постройки, здания, сооружения с исторически сл ожившимися территориями (мемориальные квартиры, мавзолеи и др.). Достопримечательными местами считаются культурные и природные ландшафты, творения человека или природы, связанные с историей формирования народов и этнических общностей. Для того чтобы тот или иной объект был признан памятником истории или культуры, он должен быть включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Решение о включении объекта в указанный реестр принимается Правительством РФ или уполномоченным на это государственным органом соответствующего субъекта РФ.

Организации освобождаются от уплаты налога на следующие виды имущества, находящегося в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении: ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов, ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками, суда атомно-технологического обслуживания, железнодорожные пути общего пользования, федеральные автомобильные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, космические корабли, а также технологические сооружения, являющиеся неотъемлемой частью указанных объектов.

Освобождаются от уплаты налога на имущество государственные научные центры, к числу которых относятся государственные научно-исследовательские, научно-технические (инженерные), научно-испытательные, научно-производственные центры. Необходимо добавить, что государственные научные центры освобождаются от уплаты налога на имущество полностью.

Дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество организаций могут быть пред усмотрены в региональном законод ательстве. Законы о налоге на имущество орган изаций принимаются представительными органами субъектов Федерации и только после этого вводятся в действие на территории соответствующего субъекта Федерации. В тех же законах содержатся и нормы о налоговых льготах по налогу на имущество физических лиц.

6. Порядок и сроки уплаты налога

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу. Однако законом субъекта РФ может не предусматриваться уплата авансовых платежей для всех категорий налогоплательщиков, а также может быть установлено освобождение от обязанности вносить авансовые платежи для отдельных категорий налогоплательщиков.

По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают окончательную сумму налога.

Авансовые платежи уплачиваются ежеквартально по окончании отчетного периода как 1/4 суммы налога, исчисленной по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом.

В том случае, если вновь созданная организация начала свою деятельность не с начала налогового периода или приобрела новые объекты основных средств, обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций возникает после его государственной регистрации и принятия на учет в качестве объекта основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Налог на имущество следует уплачивать с начала квартала, следующего за кварталом, в котором указанное имущество было принято на учет, в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.

Налог на имущество и авансовые платежи уплачивают:

во-первых, в отношении имущества, которое находится на балансе по месту нахождения российской организации, — в бюджет по месту нахождения организации. Заметьте: ст. ст. 384 и 385 Налогового кодекса РФ определены особенности уплаты налога и авансовых платежей в отношении имущества, переданного на баланс обособленного подразделения, а также недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения российской организации и вне места нахождения обособленного подразделения этой организации, имеющего отдельный баланс. Поэтому если у организации есть вышеуказанное имущество, то она должна руководствоваться данными статьями;

во-вторых, в отношении объектов недвижимого имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, налог перечисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации пропорционально стоимости этого имущества, фактически находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Кроме того, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

В отношении отдельных объектов недвижимого имущества иностранной организации налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

Литература.

1. Налоговый кодекс РФ. Части Iи II.

2. Закон РФ № 129-ФЗ от 21.11.1996г. «О бухгалтерском учете»

3. Налоги и налогообложение. 6-е изд. /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — СПб.: Питер, 2007

4. Налоговый практикум. Под ред. И.А. Толмачева. – М.: Гросс Медиа, 2008

Учебная работа. Налог на имущество организаций 3 № 8412

Видео от youtube.com:Налог на имущество организаций 3

Цитата из ru.wikipedia.org: Налог на имущество организаций 3

На оптимизацию налоговых платежей оказывают влияние положения и налоговой, и бухгалтерской учетной политики. Налог на имущество рассчитывается по данным бухгалтерского учета, налогооблагаемой базой является среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Причем имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в порядке ведения бухгалтерского учета, закрепленном в учетной политике организации. Следовательно, порядок оценки и метод начисления амортизации по основным средствам, принимаемый в бухгалтерском учете, влияют на величину налога на имущество.
Прежде чем принять тот или иной способ учета, организации необходимо обосновать свой выбор с помощью расчетов налогов и убедиться в его правильности.
Приведем некоторые положения учетной политики, которые могут помочь налогоплательщику добиться снижения размера налоговых обязательств.
Налог на имущество начисляется на остаточную стоимость основных средств. Следовательно, чем она меньше, тем ниже и налог. Следовательно, для сокращения налоговых платежей нужно — в самые сжатые сроки провести амортизацию объектов. Добиться этого можно, начисляя последнюю, например, способом суммирования чисел лет срока полезного использования (п. 19 ПБУ 6/01).
Однако нужно иметь в виду, что определиться с выбором метода расчета бухгалтерской амортизации следует заблаговременно, а именно при вводе объекта основных средств в эксплуатацию. Менять способ амортизации по уже эксплуатируемым объектам нельзя — об этом говорит п. 18 ПБУ 6/01, а переход на иной алгоритм ее начисления, как это сделано в гл. 25 НК РФ при применении нелинейного метода, в рамках данного Положения почему-то не предусмотрен.
Поэтому право на выбор дается фирме только один раз. Приняв решение, его необходимо документально закрепить. Сделать это можно по-разному: либо прописать в учетной политике способ уменьшаемого остатка, либо там же указать, что по каждой группе основных средств устанавливается свой способ. Второй вариант даст возможность выбирать оптимальные алгоритмы списания для каждой группы основных средств.
В соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 начисление амортизации может осуществляться одним из четырех способов:
=линейный способ;
=способ уменьшаемого остатка;
=способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
=способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Из всех четырех способов начисления амортизации основных средств в бухгалтерском учете с точки зрения налогообложения наиболее предпочтительным оказывается способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
Способ уменьшаемого остатка не позволяет достичь желаемого результата, так как в первый год сумма начисленной амортизации при таком способе равна сумме амортизации, начисленной линейным способом. Следовательно, остаточная стоимость объекта основных средств при применении способа уменьшаемого остатка будет больше, чем при линейном способе. Кроме того, погашение стоимости амортизируемого объекта в убывающей прогрессии означает, что начисленная амортизация никогда не достигнет 100%. Однако это единственный способ начисления амортизации, который допускает применение коэффициента ускорения. Согласно п. 19 ПБУ 6/01 годовая сумма амортизационных отчислений при способе уменьшаемого остатка определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной на основании срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией.