Тема:Экономическая мысль средневековья»,»
Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Костанайский инженерноэкономический
Университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: История экономических учений
на тему: Экономическая мысль средневековья
выполнил: студент гр. Э41 по специальности
Бухучет и аудит
Качеткова В.И. проверил:________________
________________
________________
Костанай 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
Экономическая мысль средневековья
4
Список используемой литературы
10
ВВЕДЕНИЕ
История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами и услугами.
Экономическая мысль – понятие чрезвычайно широкое. Это и представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки и предписания, касающиеся хозяйственных отношений, и теоретические конструкции ученых, и экономические программы политических партий…
Многообразна сфера экономической мысли, поле приложения размышлений, выводов и практических решений: здесь и общие закономерности экономики, и особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы размещения производства, и денежное обращение, и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и методы ведения учета доходов и расходов, и история экономики, и хозяйственное законодательство – всего не перечислить.
Во всей этой сложной совокупности с многочисленными переплетениями ее отдельных элементов можно с определенной условностью выделить экономические учения – теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющие движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира, базируются на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. По единой причине средневековым экономическим доктринам присуще многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозноэтнического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допускать грядущего утверждения рыночных экономических отношений демократических принципов общественного устройства.
Средневековый тип натуральнохозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в 38 вв. В ряде государств Востока и 59 вв. – в странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и не явно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.
В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств ИбнХальдун, а в Европе – лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский.
ИбнХальдун (13321406).
Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе азиатского способа производства государство сохраняло за собой права владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор, как в начале 7 в. На землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский купец Мухаммед – первый проповедник Корана – возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить
«всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы.
Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что
«Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от
«примитивности» до «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и ИбнХальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой
«социальной физики». Вместе с тем последняя не лишена отдельных поучительных идей и историкоэкономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.
Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ, позволит, по мнению ИбнХальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».
Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы:
С ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города;
Малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ;
Расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.
Фома Аквинский (Аквинат) (12261274).
Этот итальянский монах доминиканского происхождения считается наиболее авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе ее развития. Ее воззрения в области социальноэкономического устройства общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного (353430). При этом на первый взгляд Аквинат, подобно Августину, опирается на те же принципы религиозноэтического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.
На самом же деле Ф. Аквинский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня в день масштабных товарноденежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов прогрессирующий рост городского ремесленного производства, первых торговых и ростовщических операций Ф. Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.
С точки зрения методологических позиций внешне у автора «Суммы теологии» почти нет расхождения с ранними канонистами. Однако если последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных Аретиков, а также метода морально этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф.
Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно использует и так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории.
Вот почему «Сумма теологии» изобилует двойственными характеристиками и схоластическими суждениями, к которым прибегает ее автор в поисках путей примирения и компромисса по многим, Азалось бы, взаимоисключающим теоретическим положениям. Сказанное очевидно из следующих трактовок, которые в современной экономической литературе относят к экономическим воззрениям раннего либо позднего канонизма:
Таблица
|Ранние канонисты |Поздние канонисты |
|(святой Августин) |(Аквинат) |
| |
|Разделение труда |
| | |
|Умственный и физический виды труда |Деление людей по профессиям и |
|равноценны и не должны влиять на |сословиям обусловлено божественным |
|положение человека в обществе. |провидением и склонностями людей. |
| |
|Богатство |
| | |
|Труд людей создает богатство в виде |Золото и серебро рассматриваются как|
|материальных благ, включая золото и |источник приумножения частной |
|серебро. Нетрудовое накопление |собственности и «умеренного |
|последних («искусственного |богатства». |
|богатство») является грехом | |
| |
|Обмен |
| | |
|Обмен осуществляется по принципу |Обмен как субъективный процесс не |
|пропорциональности и является актом |всегда обеспечивает равенство |
|свободного волеизъявления людей. |извлекаемой пользы, поскольку в |
| |результате этого акта случается, что|
| |вещь «поступает на пользу одному в |
| |ущерб другому». |
Продолжение таблицы
| |
|Справедливая цена |
| | |
|Ценность товара должна |Затратный принцип установления |
|устанавливаться в соответствии с |«справедливой цены» считается не |
|трудовыми и материальными затратами |точным, так как он может не |
|в процессе его производства по |доставить продавцу соответствующего |
|принципу «справедливой цены». |его положению в обществе количества |
| |денег и нанести ущерб. |
| |
|Деньги |
| | |
|Деньги являются искусственным |Ценность денег (монет) на внутреннем|
|изобретением людей и необходимым для|рынке должна устанавливаться не по |
|облегчения и ускорения меновых |весу содержащихся в нем металлов, а |
|операций на рынке благодаря |по усмотрению государства. |
|«внутренней ценности» монеты. | |
Продолжение таблицы
| |
|Торговая прибыль и ростовщический процент |
|Торговая прибыль и ростовщический |Крупные доходы купцов и ростовщиков |
|процент, извлекаемые из крупных |лишь тогда допустимы, когда они |
|торговых и ссудных операций, |извлекаются трудом, связаны с |
|превращаются в самоцель и потому |транспортными и прочими издержками, |
|должны расцениваться как не |а также риском, имеющим место в |
|богоугодные и грешные явления. |благопристойной деятельности. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Левита Р.Я. История экономических учений: Полный курс в кратком изложении. – М.:ИНФРАМ, 2001.224 с.
2 Ядгаров Я.С. История экономических учений. М. Инфра,1997.
3 История экономических учений. М.: Издво МГУ, 1994.