2976.Учебная работа .Тема:Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...

Тема:Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности»,»

Введение

Актуальность выбранной автором темы для проведения исследования определяется значением пособий по временной нетрудоспособности как основного вида обеспечения из средств социального страхования, который без преувеличения затрагивает интересы большинства граждан Российской Федерации, работающих по трудовому договору, а также лиц, к ним приравненных законодательством Российской Федерации.

В России долгое время действовала система обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, которая сложилась еще в первой половине 80х годов. При этом важно отметить ее неадекватность современным реалиям, в том числе еще и потому, что значительная часть правовых норм, положенных в основу указанной выше системы обеспечения пособиями, были установлены еще в более ранние годы. Это касается, например, правовых норма, определяющих право на пособие, определяющих порядок исчисления непрерывного стажа, а также устанавливающих размеры пособий по временной нетрудоспособности. Но за прошедшие 30 лет, многое изменилось в социальноэкономическом положении страны и граждан соответственно. Поэтому само собой, действовавшая ранее система выплаты пособий по временной нетрудоспособности, морально устарела и требовала активной модернизации.

Началом новой эпохи развития правовой базы, регламентирующей порядок исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, можно, на наш взгляд, считать вступление в силу с 1 января 2007 года Федерального закона от 29.12.2006 255ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». В указанном законе во многом были учтены недоработки и несоответствия сложившимся новым социальноэкономическим условиям прошлой системы пособий по временной нетрудоспособности, и соответственно «темных пятен» прошлых нормативных актов.

Этот базовый и, по мнению автора, революционный закон, наконец, определил новые нормы по назначению, исчислению, определению размера и выплате пособий по временной нетрудоспособности, в том числе по беременности и родам. Кроме того, в развитие данного закона, был принят целый ряд нормативных актов, которые будут рассмотрены в данной работе.

Таким образом, в настоящее время стало очевидным, что от эффективности организации и функционирования механизма исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в России зависит благосостояние населения нашей страны, уверенность людей в завтрашнем дне и в полной реализации их прав на социальные гарантии, что в свою очередь в должной мере будет способствовать повышению заинтересованности работников в результатах труда. Дальнейшее развитие ситуации по выбранному вектору, на наш взгляд, окажет благоприятное влияние в направлении стабилизации социальноэкономической ситуации в России, в том числе будет способствовать росту благосостояния нации.

Итак, можно говорить о том, что в настоящее время назрела потребность в анализе проблемы порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, что и предопределило выбор направления данного исследования, а также его объект, предмет, цель и задачи.

Объектом исследования является система существующих в настоящее время в России пособий по временной нетрудоспособности.

Предметом исследования является порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности.

Цель работы состоит в исследовании теоретических и методических положений, определяющих порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности.

Достижению поставленной автором цели будет способствовать решение следующих задач:

исследовать сущность и содержание понятия «пособие по временной нетрудоспособности»;

обозначить круг граждан, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности;

изучить основания для выплаты пособия по временной нетрудоспособности;

исследовать практические аспекты порядка выплаты пособия по временной нетрудоспособности;

обозначить размеры пособий по временной нетрудоспособности, базу для назначения пособия, а также алгоритм определения общей суммы пособия по временной нетрудоспособности;

рассмотреть документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность;

провести сравнительный анализ положений нормативных правовых документов, регламентирующих порядок расчета и выплаты пособий в соответствии со специальными налоговыми режимами;

исследовать понятие и виды специальных налоговых режимов;

дать краткую характеристику систем налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

изучить порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности работодателями, применяющими систему специальных налоговых режимов порядок организации и документального оформления различного рода удержаний из оплаты за труд.

Последовательное решение указанных задач, на наш взгляд, будет способствовать более глубокому изучению проблемы порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности на основе системного подхода.

При проведении данного исследования автором были использованы общие методы исследования, и специальные методы исследования, в том числе методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации.

В качестве эмпирической базы для проведения исследования были использованы работы как отечественных, так и зарубежных экономистов, юристов, социологов и специалистов в области бухгалтерского финансового учета. Кроме того, при проведении данного исследования в качестве эмпирической базы были использованы нормативные правовые акты, регламентирующие порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, в том числе и электронные ресурсы правовых систем Консультант плюс и Гарант.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения.

1. Пособие по временной нетрудоспособности: общие положения

.1 Сущность и содержание понятия «пособие по временной нетрудоспособности»

Согласно Конституции РФ социальные пособия, одно из которых пособие по временной неспособности, устанавливаются законом (п.2 ст.39).

Трудовой кодекс Российской Федерации, далее ТК РФ, содержит базовые определения, касающиеся темы данного исследования. Рассмотрим ключевые понятия более подробно. Отправной точкой нашего исследования является ст. 183 ТК РФ, согласно которой в случае болезни «…работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности». При этом, если пособие в широком смысле представляет собой денежную выплату (единовременную или периодическую), назначаемую отдельным категориям граждан в порядке и размерах, предусмотренных законодательством, то пособие по временной нетрудоспособности является частным случаем первого и представляет собой денежную сумму, выплачиваемую за счёт средств социального страхования лицам, признанным в установленном порядке временно нетрудоспособными, с целью компенсации утраченного заработка.

Наряду с ТК РФ, базовыми нормативными документами, регламентирующими порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, являются:

Конституция РФ;

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

Федеральный закон от 08.12.2010 № 343ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

Федеральный закон от 16.07.1999 № 165ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

Федеральный закон от 24.07.2009№ 212ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»; а также постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении положения об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию».

Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются также Федеральным законом от 19.05.1995 № 81ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Согласно установленного перечисленными нормативными правовыми актами порядка выплата пособия по временной нетрудоспособности производится в четко установленных нормативными правовыми документами размерах, рассчитываемых пропорционально заработку, иному доходу или в твердой сумме и финансируется за счет средств Фонда социального страхования РФ, а также Фонда занятости населения РФ или из других источников.

Так, для граждан, работающих по трудовому договору и приравненных к ним граждан, пособие выплачивается из Фонда социального страхования РФ. Но, поскольку законодательство России также гарантирует право получения пособия по временной нетрудоспособности гражданам, имеющим статус безработных, в этом случае рассматриваемое пособие выплачивается за счет средств Фонда занятости РФ. Учитывая вышеизложенное, пособие по временной нетрудоспособности безработных рассматривается в особом порядке, наряду с пособием по безработице.

Пособие по временной нетрудоспособности одно из самых первых пособий, которое стало устанавливаться для наемных работников и гарантировало их социальное обеспечение в случае заболевании (травмы), то есть при возникновении случая, влекущего вынужденность прекращения человеком работы на определенный период времени. Как было выявлено в ходе проведенного автором исследования, данное пособие было введено в практику раньше, чем другие виды пособий и пенсии для застрахованных в установленном порядке лиц. Такие пособия в настоящее время являются неотъемлемым условием правового государства и существуют во всех развитых странах. Исторически данный вид пособия зародился на рубеже XIX и XX веков, а в Россию «пришел» в начале XX в.

Понятие «пособие по временной нетрудоспособности» тесно связано с понятием «обязательного социального страхования». Так, согласно порядку обязательного социального страхования, в том числе на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Выплата пособий по временной нетрудоспособности в настоящее время осуществляется непосредственно через работодателей, при этом руководитель и главный бухгалтер несут ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования.

Согласно ст.5 Федерального закона от 29.12.2003 № 255ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в строго определенных случаях.

Перечислим такие случаи:

утрата трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения;

необходимость осуществления ухода за больным членом семьи; осуществление протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;

карантин застрахованного лица, а также карантин ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;

долечивание в установленном порядке в санаторнокурортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения.

Одним из оснований для назначения и выплаты пособия является наступление временной нетрудоспособности. Рассмотрим данное понятие более подробно.

Согласно энциклопедическому словарю медицинских терминов под трудоспособностью понимают совокупность физических и духовных возможностей человека (зависящих от состояния его здоровья), позволяющих ему заниматься трудовой деятельностью.

Выделяют два основных критерия трудоспособности: медицинский и социальный. Под медицинским критерием трудоспособности подразумевается наличие заболевания, его осложнений и клинический прогноз. В то время как социальный критерий трудоспособности призван установить при наличии определенного заболевания трудовой прогноз с учетом определенной должности и конкретных условий труда в каждом отдельном случае. Указанные выше критерии всегда должны быть ясно отражены в амбулаторной карте больного человека. Однако следует отметить, что медицинский критерий всетаки является решающим в установлении факта нетрудоспособности.

Нетрудоспособность классифицируется на стойкую и временную. Первая подразумевает под собой необратимый характер изменения в состоянии здоровья и связана с понятием «инвалидности», которая, в свою очередь, в зависимости от тяжести заболевания подразделяется на 3 группы.

Нетрудоспособность признается временной, если изменения в состоянии здоровья носят временный и главное обратимый характер, а также, если в ближайшей перспективе ожидается выздоровление либо значительное улучшение состояния здоровья или полное восстановление трудоспособности.

Выделяют различные основания для классификации временной нетрудоспособности. Так, по характеру временную нетрудоспособность подразделяют на полную или частичную.

Полная нетрудоспособность подразумевает, что человек вследствие заболевания не может и не должен выполнять никакой работы, и обязательным является соблюдение больным специального лечебного режима.

В случае частичной нетрудоспособности человек признается нетрудоспособным в своей профессии, но допускается возможность сохранения способности выполнения других видов работ. Следует также отметить, что в случае, если человек способен работать в облегченных условиях или может выполнять меньший объем работы, то он признается утратившим трудоспособность частично.

По виду временная нетрудоспособность подразделяется на случаи: заболевания, травмы, беременности и родов, усыновления из роддома, санаторнокурортное лечение, на период медицинской реабилитации, карантин, протезирование, уход за больным членом семьи, переход на легкий труд. Основным документом, подтверждающим временное освобождение работника от производственной деятельности, является листок нетрудоспособности, который выполняет функции финансового и юридического документа.

Вывод: временная нетрудоспособность (исходя из смысла самого термина) рано или поздно прекращается, однако государство заботится о том, чтобы человек, потерявший на время возможность работать и соответственно зарабатывать, имел возможность в этот сложный для него период хоть както существовать, иным словом мог «выжить». Для этого государством и предусмотрены такие социальные гарантии как выплата пособия по временной нетрудоспособности, сущность которого рассматривается в следующем разделе.

1.2 Круг граждан, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности

Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют лица, работающие по трудовому договору, а также граждане, которые в период своей деятельности подлежат обязательному государственному страхованию.

Законодательство Российской Федерации закрепляет право на получение пособия по временной нетрудоспособности за следующими лицами:

) лица, работающие по трудовым договорам;

) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

) священнослужители;

) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Кроме того, к кругу лиц, имеющих право на получение пособия по временной нетрудоспособности, относятся адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, которые также подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Однако на указанных лиц действие закона распространяется в случае, если лица добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со ст. 4.5 Федерального закона № 255ФЗ.

Право на получение пособия имеют граждане, если их временная нетрудоспособность наступила в период работы, включая и время испытания.

Действующие правила предусматривают, что пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности.

Пособие за прошлое время выдается не более чем за 12 месяцев со дня обращения за ним. Выплата пособия за прошлое время (полностью или частично) по инициативе профсоюзных органов (например, в результате проверки правильности назначения и выплаты пособий) производится с соблюдением тех же сроков. При обращении за пособием по истечении 6месячного срока оно может быть выдано в исключительных случаях исполнительными органами Фонда социального страхования РФ.

1.3 Основания, для выплаты пособия по временной нетрудоспособности

Основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности являются:

листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по установленной форме и в определенном порядке (которые установлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации);

с 01 января 2011 года справка (или несколько справок) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с предыдущего места (или мест) работы, службы, иной деятельности (если застрахованное лицо к моменту наступления нетрудоспособности не отработало у работодателя 2х полных календарных лет).

В соответствии со ст.13 ФЗ от 29.12.2006 № 255ФЗ пособия назначаются по месту работы работника. Если на момент наступления страхового случая работник занят у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах был занят у тех же страхователей, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему по всем местам работы (службы, иной деятельности) (ч. 2 ст. 13 ФЗ от 29.12.2006 № 255ФЗ.

В случае, если на момент наступления страхового случая работник занят у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах был занят у других страхователей (другого страхователя), пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (ч. 2.1 ст. 13 ФЗ от 29.12.2006 № 255ФЗ).

Важно также отметить, что если на момент наступления страхового случая работник занят у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах был занят как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему либо страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (ч. 2.2 ст. 13 ФЗ от 29.12.2006 № 255ФЗ).

Согласно ст.12 ФЗ 29.12.2006 № 255ФЗ «пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности. При этом пособие по временной нетрудоспособности за прошлое время выдается не более чем за 12 месяцев до дня обращения за пособием».

2. Практические аспекты порядка выплаты пособия по временной нетрудоспособности

.1 Размеры пособий по временной нетрудоспособности

Размер пособия по временной нетрудоспособности определяется в статье 7 ФЗ от 29.12.2006 № 255ФЗ. Так, согласно указанной норме, пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторнокурортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере:

) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, 100 процентов среднего заработка;

) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, 80 процентов среднего заработка;

) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, 60 процентов среднего заработка.

Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам в размере 60 процентов среднего заработка в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Важно отметить, что законодательством РФ предусмотрены также льготы по выплате пособия по временной нетрудоспособности, которые устанавливаются следующими нормативными актами:

Федеральный закон от 10.01.2002 № 2ФЗ;

Федеральный закон от 07.11.2000 № 136ФЗ;

Федеральный закон от 17.09.1998 № 157ФЗ;

Федеральный закон от 12.01.1995 № 5ФЗ;

Закон РФ от 09.06.1993 № 51421;

Закон РФ от 19.02.1993 № 45201;

Закон РФ 15.05.1991 № 12441.

Льготы по выплате пособия по уходу за больным ребенком установлены следующими нормативными актами: Федеральный закон 10.01.2002 № 2ФЗ, Федеральный закон от 17.09.1998 № 157ФЗ, Закон РФ от 15.05.1991 № 12441.

Согласно ч.3. ст.7 ФЗ от 29.12.2006 № 255ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается:

) при амбулаторном лечении ребенка за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с ч.1 ст.7, за последующие дни в размере 50 процентов среднего заработка;

) при стационарном лечении ребенка в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с ч. 1 ст. 7.

Кроме того, ч.4 ст. 7 указанного закона гласит, что «пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи при его амбулаторном лечении, за исключением случаев ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет, выплачивается в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица.

При определении размеров пособий по временной нетрудоспособности обязательно подлежит учету и наличие районных коэффициентов, позволяющих значительно увеличить итоговую сумму рассчитываемого пособия в каждом конкретном случае. Порядок применения таких районных коэффициентов при определении размеров пособий по обязательному социальному страхованию обязательному социальному страхованию определяется Письмом ФСС РФ от 02.12.2002 № 0218/058417.

Согласно положениям ч. 6. ст. 7 ФЗ № 255ФЗ «застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов».

В случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.

Федеральное законодательство предусматривает основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности. Так согласно ст. 8 ФЗ № 255ФЗ такими основаниями являются:

) нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;

) неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медикосоциальной экспертизы;

) заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.

При наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов:

) при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 8, со дня, когда было допущено нарушение;

) при наличии оснований, указанных в пункте 3 части 1 статьи 8, за весь период нетрудоспособности.

Кроме того, ст. 9. ФЗ № 255ФЗ устанавливает периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается:

) за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;

) за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата;

) за период заключения под стражу или административного ареста;

) за период проведения судебномедицинской экспертизы;

) за период простоя, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 7 ФЗ № 255ФЗ.

Перечислим основаниями для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности являются в соответствии со ст. 9 ФЗ № 255ФЗ: наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства; наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.

пособие нетрудоспособность налоговый выплата

2.2 База для назначения пособия, определение общей суммы пособия по временной нетрудоспособности

В 2011 году произошли существенные изменения в порядке расчета пособий по временной нетрудоспособности.

Изменения коснулись как расчетного периода, за который будет учитываться заработок застрахованного лица при исчислении пособий, так и порядка определения среднего заработка для их исчисления, а также самой процедуры расчета пособий.

Так, с 2011 года пособия теперь исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, который рассчитывается по новым правилам за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы у другого страхователя (страхователей). Для лиц, которые в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, предусмотрена возможность замены соответствующих календарных годов (календарного года) предшествующими календарными годами (календарным годом) по заявлению застрахованного лица при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Изменен подход к определению страхователя, назначающего и выплачивающего застрахованному лицу страховое обеспечение, в следующих случаях:

) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей:

пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы, и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (без учета заработка у другого страхователя);

ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица;

) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей, вышеуказанные пособия назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица;

) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему:

либо по всем местам работы исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие;

либо страхователем по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица.

Частью 1.1 статьи 14 Закона № 255ФЗ предусмотрена норма об исчислении пособий исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая в случаях:

если застрахованное лицо в вышеуказанные периоды не имело заработка;

если средний заработок, рассчитанный за вышеуказанные периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.

При этом следует иметь в виду, что в практике нередки ситуации, когда на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени. При указанных условиях средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, должен определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Согласно ч.2 ст. 14 Закона № 255ФЗ с 2011 года в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд (в текущем году в средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд).

Вместе с тем следует подчеркнуть, что указанный средний заработок должен учитываться за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд, за период до 1 января 2010 года, а для лиц, работающих по трудовым договорам у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, за период до 1 января 2011 года, предельная величина базы составляет 415 000 рублей за каждый календарный год (ст. 2 Федерального закона № 343ФЗ).

Кроме того, с 2011 года средний дневной заработок застрахованного лица стал определяться путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 (ч. 3 ст. 14 Закона № 255ФЗ).

Следовательно, с 2011 года при исчислении пособий не имеет значения число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

С 2011 года отменена норма об ограничении среднего дневного заработка застрахованного лица при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средним дневным заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд на день наступления страхового случая на 365 (а для ежемесячного пособия по уходу за ребенком норма об ограничении среднего заработка застрахованного лица средним заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования на день наступления страхового случая на 12).

Законом № 255ФЗ установлены дополнительные права, обязанности и ответственность страхователей и застрахованных лиц.

В частности, с 2011 года страхователи обязаны выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы или по его письменному заявлению справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255ФЗ). Форма и порядок выдачи указанной справки утверждаются Минздравсоцразвития России. При этом за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, страхователи будут нести ответственность, что закреплено в новой ст. 15.1 Закона № 255ФЗ.

Важно также отметить, что согласно новому порядку, застрахованное лицо с 2011 года наделено правом получать от страхователя справку о сумме заработка, необходимую для исчисления пособий (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Закона № 255ФЗ). Однако для застрахованных лиц предусмотрена и ответственность за представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия (ч. 4 ст. 15 Закона № 255ФЗ).

Федеральным законом № 343ФЗ предусмотрена возможность перерасчета застрахованным лицам за период с 1 января 2011 года пособий по нормам Закона № 255ФЗ в новой редакции по страховым случаям, наступившим в текущем году и продолжающимся или окончившимся в 2011 году. Такой перерасчет возможен при условии, что размер пособия, исчисленный в соответствии с Законом № 255ФЗ в новой редакции, превысит размер пособия, полагающийся по нормам Закона № 255ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года (ст. 3 ФЗ № 343ФЗ).

Кроме того, новой редакцией закона № 255ФЗ конкретизированы нормы, регулирующие вопросы выплаты пособия по временной нетрудоспособности за период простоя (ч.7 ст.7, п.5 ч.1 ст.9), устанавливающие перечень документов, необходимых для исчисления и выплаты пособий (части 5, 5.1, 6, 7.1 ст. 13).

2.3 Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, ответственность за правильную выплату пособий по временной нетрудоспособности

Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность работника и являющимся основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности, является листок нетрудоспособности, или как его называют в народе «больничный лист».

Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности».

Форма бланка листка нетрудоспособности утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 № 347н (представлена в Приложении 1 к данной работе).

Основные положения и рекомендации, касающиеся порядка заполнения листка нетрудоспособности отражены в письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.08.2011 № 140311/058545.

В Приложении 2 к данной работе представлен перечень лиц, которым согласно действующему законодательству Российской Федерации, должен выдаваться листок нетрудоспособности.

Выдача листков нетрудоспособности осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В случае если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам занят у нескольких работодателей и в два предшествующие календарные года до выдачи листка нетрудоспособности был занят у тех же работодателей, выдается несколько листков нетрудоспособности по каждому месту работы.

Согласно пунктам 56 ст. 49 приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности» бланки листков нетрудоспособности регистрируются в первичной медицинской документации с указанием их номера, дат выдачи и продления, выписки гражданина на работу, сведений о направлении гражданина в другую медицинскую организацию. Листок нетрудоспособности выдается и закрывается, как правило, в одной медицинской организации. При направлении гражданина на лечение в другую медицинскую организацию новый листок нетрудоспособности (продолжение) выдается медицинской организацией, в которую направлен гражданин.

Законодательно четко определен порядок внесения записей в листке нетрудоспособности. Важно отметить, что при наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него выдается новый листок нетрудоспособности

Записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке печатными заглавными буквами чернилами черного цвета либо с применением печатающих устройств. При этом допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. Не допускается использование шариковой ручки. Записи в листке нетрудоспособности не должны заходить за пределы границ ячеек, предусмотренных для внесения соответствующих записей, а также не должны соприкасаться с границами ячеек. Все записи в специально отведенных ячейках проставляются, начиная с первой ячейки.

Печати медицинской организации, учреждения медикосоциальной экспертизы могут выступать за пределы специально отведенного места, но не должны попадать на ячейки информационного поля бланка листка нетрудоспособности. Оттиск печати медицинской организации должен соответствовать названию, указанному в уставе медицинской организации. При оформлении листков нетрудоспособности в некоторых медицинских организациях (психиатрических, наркологических организациях, центрах по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями и др.) могут быть использованы специальные печати или штампы без указания профиля организации.

С 1 июля 2011 года в России в порядке эксперимента наряду со всем привычными бланками листков нетрудоспособности введены в обращение и бланки листков нетрудоспособности нового образца. Рассмотрим основные изменения, касающиеся введения новой формы и порядка выдачи и заполнения листка нетрудоспособности. Больничный нового образца, по сравнению со старым, лист по размеру гораздо больше того, к которому все привыкли (теперь это листок формата А4). Изменилось и цветовое решение: на листке появились светложелтые поля, которые будет заполнять врач. Поля расположены на голубом фоне. Оборотную сторону больничного листа заполнять не будут ни бухгалтер, ни врач. На обороте листка размещена информация о том, какие графы и каким образом следует заполнять.

Согласно новому порядку, врач и работодатель должны вносить данные исключительно в предназначенные для их непосредственного заполнения указанными выше лицами разделы на лицевой стороне. Таким образом, листок получается, как бы, разделен на две горизонтальные части. В частности, работодатель должен вносить данные о месте работы сотрудника, его ИНН, СНИЛС, страховой стаж, в том числе нестраховые периоды. Подписывать листок со стороны работодателя должны генеральный директор и главный бухгалтер.

Необходимо отметить очень важное изменение с 2011 года появление двузначных кодов. Их в новый бланк больничного листа необходимо вносить, например, в строках «Причина нетрудоспособности», «Нарушение режима», «Родственная связь», «Иное». Список кодов приведен в приказе № 347н в разделе «Информация по заполнению бланка». Коды в эти строки листка вносит врач.

Отметим, что отсюда для работодателей может возникнуть серьезная проблема. Фонд социального страхования не будет возмещать пособия, если в больничном листе неправильно проставлен код. То, что врачи могут хотя бы поначалу путаться в кодах, сомнений не вызывает. Поэтому бухгалтерам необходимо тщательно проверять коды, прежде чем представлять документы для возмещения пособия. Работодатель, кстати, тоже будет вносить коды в строку «Условия начисления».

Важное замечание: новый бланк теперь является машиночитаемым. Предполагается, что считывать данные с него со временем будут специальные автоматические устройства. А в дальнейших планах и вовсе перевести больничные листы в электронный формат. Их врачи будут заполнять на компьютере. А в настоящее время организацииработодатели должны принимать от сотрудников любые больничные и на новых, и на старых бланках. Они будут действовать на законном основании, пока не закончатся в медицинских учреждениях. Бланки нового образца особо защищены от подделок новыми водяными знаками.

Согласно п.67 положения о порядке выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 № 624н, расчет пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам производится страхователем на отдельном листке и прикладывается к листку нетрудоспособности.

Ответственность за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности несут как медицинские организации, так и работающие в них медицинские работники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При возникновении на практике случая, когда представление недостоверных сведений работником повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такой порядок определен Гражданским кодексом Российской федерации (часть первая) от 30.11 1994 № 51ФЗ (ред. от 06, 04, 2011).

Итак, подведем краткие итоги рассмотренным в разделе нововведениям. Согласно новому порядку выдачи и заполнения листков нетрудоспособности врачи не будут заполнять наименование организации, где работает больной, и некоторые поля, связанные с определением статуса пациента. Кроме этого, будут допустимы три исправления ошибочных записей лечащим врачом и смягчены требования, касающиеся не умещающихся в выделенные графы записей. Таким образом, на наш взгляд, в введением нового порядка выдачи и заполнения листка нетрудоспособности бюрократических проблем с больничными у граждан должно стать намного меньше. Новая форма листка нетрудоспособности будет окончательно введена в обращение во втором квартале 2012 года.

3. Порядок расчета и выплаты пособий в соответствии со специальными налоговыми режимами

.1 Понятие и виды специальных налоговых режимов

Определение специальных налоговых режимов содержится в ст. 18 Налогового кодекса РФ (часть первая) от 31.07.1998 №146ФЗ (ред. от 19.07.2011) (с изм. и доп. вступающими в силу с 30.09.2011).

Так, согласно указанной статье «специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены этим же Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Далее, специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 15 НК РФ (часть первая).

Согласно положениям ч. 2 ст. 18 Налогового кодекса РФ (часть первая) от 31.07.1998 №146ФЗ (ред. от 19.07.2011) (с изм. и доп. вступающими в силу с 30.09.2011) к специальным налоговым режимам относятся:

) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

) упрощенная система налогообложения;

) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Сущность специальных налоговых режимов и порядок их применения определяется Налоговым кодексом РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №177ФЗ (ред. от 19.07.2011).

3.2 Краткая характеристика систем налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Базовые положения применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей определяются главой НК РФ 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)»

Согласно п.2. ст. 346.1 «организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями имеют законное право добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном главой 26.1 НК РФ».

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 второй части НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с положениям части второй НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, также освобождаются от обязанности по уплате некоторых налогов на доходы.

Так, индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 второй части НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Кроме того, индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии со второй частью НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 второй части НК РФ).

Иные налоги и сборы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой.

В соответствии со ст. 346.2 НК РФ (вторая часть) «…товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8.12.1995 № 193ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов». Часть 2.1 ст. 346.2 НК РФ (часть вторая) содержит перечень и других лиц, которые признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Базовые положения практического использования системы налогообложения для лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, определяются главой НК РФ 26.2 «Упрощенная система налогообложения».

Согласно ст. 346.11 НК РФ «переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном НК РФ.

Ч.2 ст. 346.11 устанавливает, что применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 второй части НК РФ), налога на имущество организаций.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

Согласно ч.3 ст.346.11 «применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает также их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 второй части НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 второй части НК РФ».

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

С практической точки зрения важно отметить, что для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн. рублей. Однако действие абзаца второго пункта 2 статьи 346.12 приостановлено до 1 января 2013 года Федеральным законом от 19.07.2009 N 204ФЗ. Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициентдефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициентыдефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициентдефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Часть 3 ст. 346.12 второй части НК РФ устанавливает ограничения отдельным субъектам хозяйствования на применение системы упрощенного налогообложения.

Так закон запрещает применять упрощенную систему налогообложения следующим хозяйствующим субъектам: организациям, имеющим филиалы и (или) представительства; банкам; страховщикам; негосударственным пенсионным фондам; инвестиционным фондам; профессиональным участникам рынка ценных бумаг; ломбардам; организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающиеся игорным бизнесом и другим хозяйствующим субъектам.

Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения также определяется положениями главы 26.2 второй части НК РФ. Так, согласно нормам указанной главы, организации и индивидуальные предприниматели, желающие перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

Что касается вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, то они, согласно положениям главы 26.2 второй части НК РФ, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 НК РЫ (вторая часть). Следует отметить, что в рассмотренном случае организация и индивидуальный предприниматель имеет право применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Базовые положения применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, определяются главой НК РФ 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно положениям ч.2 ст. 346.26 второй части НК РФ 2 «система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

) оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;

) оказания ветеринарных услуг;

) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);

) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. При этом, розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

) розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

) распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

) размещения рекламы на транспортных средствах и другие виды деятельности.

Важно отметить, что при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом в соответствии с настоящей главой, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Вывод: рассматривая вопрос практического применения специальных налоговых режимов, отметим кратко, что отличие специальных налоговых режимов от общего порядка состоит в том, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие режимы налогообложения согласно главам НК РФ 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», 26.2 «Упрощенная система налогообложения», 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», не являются плательщиками единого социального налога. При этом, суммы единых налогов, уплачиваемых такими налогоплательщиками, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3.3 Порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности работодателями, применяющими систему специальных налоговых режимов

Рассматривая порядок расчета и выплаты пособий в соответствии со специальными налоговыми режимами, отметим, что до 1 января 2010 года в России действовал Федеральный закон от 31.12.2002 № 190ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (далее Закон № 190ФЗ), в соответствии с которым организации, применяющие специальные режимы налогообложения, выплачивали пособие по временной нетрудоспособности своим работникам.

Напомним, что к организациям, применяющим специальные режимы налогообложения, относятся организации, уплачивающие: единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единый налог на вмененный доход по отдельным видам деятельности; единый сельскохозяйственный налог.

В соответствии с действующим ранее законом № 190ФЗ работодатели, применяющие специальные режимы налогообложения, исчисляли пособие по временной нетрудоспособности в общеустановленном порядке. Однако, при этом за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ФСС РФ) пособие выплачивалось в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Оставшаяся сумма пособия выплачивалась работнику за счет средств работодателя.

Все прочие процедуры назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности работодатели, применяющие специальные режимы налогообложения, соблюдали в общеустановленном порядке. Однако, с 1 января 2010 года указанный выше закон № 190ФЗ утратил свою силу, и на рассматриваемую категорию работодателей теперь распространяется единый порядок финансирования расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренный ст. 3 Закона № 255ФЗ.

Вывод: в 2010 году средства на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за исключением выплаты пособия по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы за первые два дня временной нетрудоспособности) гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на УСН либо являющимися плательщиками ЕНВД или ЕСХН, выделяются указанным организациям и индивидуальным предпринимателям территориальными органами ФСС РФ в порядке, установленном частями 36 ст. 4.6 Закона № 255ФЗ, по месту их регистрации в качестве страхователей (часть 14 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213ФЗ).

Территориальный орган ФСС выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, перечислены в Приложении к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 г. № 951н (заявление, расчет пособия и копии документов, дающих право на получение соответствующего пособия).

Заключение

Как показало проведенное автором исследование, российская система исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности находится в XXI веке в стадии активного развития и совершенствования. Этот факт, безусловно, является следствием глубокого осознания первыми лицами государства и, подчиненных им ведомств, проблемы эффективности организации и функционирования механизма регулирования порядка исчисления и выплаты социальных пособий как проблемы остро актуальной и практически значимой в комплексе взаимосвязанных проблем дальнейшего развития и укрепления рыночной экономики в России условиях постоянных стратегических изменений.

Результаты проведенного исследования еще раз доказывают, что с точки зрения методологических подходов в настоящее время первостепенной задачей является освоение новых, более эффективных подходов к повышению эффективности системы социальных гарантий в России. Также жизненно необходима разработка более совершенного методического обеспечения управления развитием этого процесса для принятия управленческих решений в стратегической перспективе. Именно для реализации такого вектора развития событий в России был принят целый ряд документов, реформирующих систему порядка исчисления и выплаты социальных пособий, и в том числе пособий по временной нетрудоспособности.

Следует отметить, что существующая в настоящее время система выплаты пособий не всегда развивается в направлении удовлетворения нужд трудящихся. Зачастую, вектор ее развития определяется с перевесом интересов организацийработодателей и государства. Так, к примеру, в 2011 году произошли существенные изменения в порядке расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которые фактически в определенных случаях привели к существенному сокращению общей величины пособий, получаемых отдельными категориями граждан. Речь идет о ситуации «из декрета в декрет». При этом следует отметить, что изменения коснулись расчетного периода, за который будет учитываться заработок застрахованного лица при исчислении пособий, и порядка определения среднего заработка для их исчисления, а также самой процедуры расчета пособий.

С 2011 года пособия стали исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, который рассчитывается за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы у другого страхователя (страхователей). Отметим также, что с 2011 года при исчислении пособий не имеет значения число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

Кроме того, в стадии развития и совершенствования в настоящее время находится и порядок выдачи больничных листов. Так, с 1 января 2011 года основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности являются:

листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по установленной форме и в определенном порядке (которые установлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации);

справка (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с предыдущего места (мест) работы, службы, иной деятельности (если застрахованное лицо к моменту наступления нетрудоспособности не отработало у работодателя 2х полных календарных лет).

Важную роль в развитии порядка выдачи листков нетрудоспособности играют вступившие в недавнее время в силу революционные нормативные правовые акты. Так, порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности». Форма бланка листка нетрудоспособности была утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 № 347н. Основные положения и рекомендации, касающиеся порядка заполнения листка нетрудоспособности отражены в письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.08.2011 № 140311/058545.

С 1 июля 2011 года в России в порядке эксперимента наряду со всем привычными бланками листков нетрудоспособности введены в обращение и бланки листков нетрудоспособности нового образца.

Согласно новому порядку, врач и работодатель должны вносить данные исключительно в предназначенные для их непосредственного заполнения указанными выше лицами разделы на лицевой стороне. В частности, работодатель должен вносить данные о месте работы сотрудника, его ИНН, СНИЛС, страховой стаж, в том числе нестраховые периоды. Подписывать листок со стороны работодателя должны генеральный директор и главный бухгалтер.

Необходимо отметить очень важное изменение с 2011 года появление двузначных кодов, список которых приведен в приказе № 347н в разделе «Информация по заполнению бланка».

Отметим, что отсюда для работодателей может возникнуть серьезная проблема. Фонд социального страхования не будет возмещать пособия, если в больничном листе неправильно проставлен код. То, что врачи могут хотя бы поначалу путаться в кодах, сомнений не вызывает. Поэтому бухгалтерам необходимо тщательно проверять коды, прежде чем представлять документы для возмещения пособия.

В настоящее время организацииработодатели должны принимать от сотрудников любые больничные и на новых, и на старых бланках. Они будут действовать на законном основании, пока не закончатся в медицинских учреждениях.

Согласно п.67 положения о порядке выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 № 624н, расчет пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам производится страхователем на отдельном листке и прикладывается к листку нетрудоспособности.

Таким образом, можно сделать вывод, что с введением нового порядка выдачи и заполнения листка нетрудоспособности, на наш взгляд, бюрократических проблем с больничными у граждан может и должно стать намного меньше. Новая форма листка нетрудоспособности будет окончательно введена в обращение во втором квартале 2012 года.

В современных условиях важно полностью осознавать значение моральной составляющей развития системы предоставления социальных гарантий трудящимся. По мнению автора, важная роль полноты и своевременности предоставления социальных гарантий, стабильности системы выплаты пособий по временной нетрудоспособности может играть стимулирующую роль в системе организации труда, так как работник, будучи уверенным, что работодатель и государство не оставит его без поддержки в тяжелых жизненных ситуациях, при наступлении непредвиденных несчастных случаев или же наоборот случаев, связанных с рождением детей и продолжением рода человеческого, будет дополнительно мотивирован на осуществление более производительного труда, что в конечном итоге повлечет общее развитие производства, повышение его эффективности.

Глоссарий

№ п/пПонятиеОпределение1.Пособие в широком смыследенежная выплата (единовременная или периодическая), назначаемая отдельным категориям граждан в порядке и размерах, предусмотренных законодательством2.Пособие по временной нетрудоспособностиденежная сумма, выплачиваемая за счёт средств социального страхования лицам, признанным в установленном порядке временно нетрудоспособными, с целью компенсации утраченного заработка3.Трудоспособностьсовокупность физических и духовных возможностей человека (зависящих от состояния его здоровья), позволяющих ему заниматься трудовой деятельностью4.Временная нетрудоспособностьНетрудоспособность, при которой изменения в состоянии здоровья носят временный и главное обратимый характер, а также, если в ближайшей перспективе ожидается выздоровление либо значительное улучшение состояния здоровья или полное восстановление трудоспособности.5.Полная нетрудоспособностьНетрудоспособность, при которой человек вследствие заболевания не может и не должен выполнять никакой работы, и обязательным является соблюдение больным специального лечебного режима.6.Листок нетрудоспособностидокумент, выданный медицинской организацией по установленной форме и в определенном порядке, удостоверяющий временную нетрудоспособность работника и являющийся основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности7.Специальные налоговые режимыналоговые режимы могут предусматривающие особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 15 НК РФ (часть первая)8.Заработная платавознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты9.Окладфиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.10.Базовый оклад, (базовый должностной оклад)базовая ставка заработной платы минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Список использованных источников

1.Конституция Российской Федерации [Текст]. Принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ // Российская газета, № 7, 21.01.2009

.Гражданский кодекс Российской федерации (часть первая) [Электронный ресурс] от 30.11 1994 № 51ФЗ (ред. от 06, 04, 2011) // #»»left»»>.«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» [Электронный ресурс] от 31.07.1998 №146ФЗ (ред. от 19.07.2011 с изм. и доп., вступающими в силу с 30.09.2011) // #»»left»»>.«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» [Электронный ресурс] от 05.08.2000 №117ФЗ (ред. от 19.07.2011 с изм. и доп., вступающими в силу с 1.11.2011) // www.garant/

5.«Семейный <constitution.garant/act/base/182787/> кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] от 29.12.1995 № 223ФЗ (ред. от 04.05.2011) // www.garant/

.«Трудовой кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] от 30.12.2001 № 197ФЗ (ред. от 19.07.2011) www.garant/

.Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] // www.garant/

.Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [Электронный ресурс] // www.garant/

.Федеральный закон от 24.06.2009 г. № 212ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс] // www.garant/

.Федеральный закон от 08.12.2010 г. № 343ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [Электронный ресурс] // www.garant/

.Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 г. № 375 «Об утверждении положения об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию» [Электронный ресурс] // www.garant/

.Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» [Электронный ресурс] // www.garant/

.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 № 347н «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности» [Электронный ресурс] // www.garant/

.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности» [Электронный ресурс] // www.garant/.

.Приказ Министерства финансов Российской федерации от 29.07.1998 г. «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // www.garant/.

.Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.08.2011 № 140311/058545 «О заполнении листка нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 № 347н «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности»» [Электронный ресурс] // www.garant/

.План счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению [Электронный ресурс], утвержденные приказом Министерства финансов РФ ОТ 31.10.2000г. №94н. // www.garant/

.Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99 [Электронный ресурс], утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6.05.1999г. 33н // www.garant/

.Богаченко, В.М. Бухгалтерский учет: учебник [Текст] / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. М.: Феникс, 2011.

.Бухгалтерский учет: учебник для среднего профессионального образования [Текст] / под ред. Проф. М.В. Мельник, проф. Е.А. Мизилевского. М.: Экономистъ, 2006.

21.Захаров, М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России [Текст]. М., 2001

.Керимов, В.Э. Бухгалтерский управленческий учет [Текст] / В.Э Керимов. М.: Дашков и К?, 2011

.Никонов, Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В. Право социального обеспечения России [Текст]. М., 2003.

.Остапенко, Ю.М. Экономика труда [Текст]. М.:ИНФРАМ, 2003

.Сапожникова, Н.Г. Бухгалтерский учет [Электронный ресурс]: электронный учебник / Н.Г. Сапожникова. М: КноРус, 2010.

26.Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения [Текст]. РостовнаДону, 2003.

.Энциклопедический словарь медицинских терминов (ЭСМТ) [Текст]. М.,1984.Т.З.