2930.Учебная работа .Тема:Методика й організація аудиту розрахунків по оплаті праці

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...

Тема:Методика й організація аудиту розрахунків по оплаті праці»,»

Введение

Стремительно меняющиеся социальноэкономические явления, которые происходят во всём мире, и проблемы, которых необходимо решать человеку в XXI веке, предполагают поиск нетрадиционных способов совершенствования основополагающих факторов, оказывающих особое влияние на становление каждой отдельной личности. К таковым факторам относится система образования в целом и в частности профессионального образования. [1]

Профессиональное образование является одним из фундаментальных прав личности, закрепленных «Всеобщей декларацией прав человека». Отечественная система профессионального образования переживает серьезные перемены. Они обусловлены меняющейся социокультурной ситуацией, ориентацией на общечеловеческие идеалы, реформированием всей системы образования, которую характеризует смена парадигм и образовательных технологий [2]. Закономерно вытекающим из этого является пересмотр места и роли профессионального образования в образовательной системе страны, идеи оптимизации его структуры и управления, формирования личностно ориентированного педагогического процесса, его содержания, форм, методов и технологий.

В связи с этим особое значение приобретают изучение и переосмысление исторического опыта, поскольку накопленные положительные идеи прогрессивных педагогов прошлого, опыт деятельности профессиональных учебных заведений и органов их управления позволит критически осмыслить и заимствовать все наиболее передовое для дальнейшего совершенствования системы профессионального образования. Концептуальноцелостное обобщение и систематизация, выявление ведущих тенденций развития системы профессионального образования должны послужить научной основой для объективной оценки её современного состояния и определения перспектив [3].

Целью исследования является раскрытие особенной профессионального образования в республики Башкортостан, постулирование основных проблем в системе образования, с учётом интеграционных процессов, и предложение методов решения данных проблем.

Объектом исследования является профессиональное образование республики Башкортостан и система образования России в целом.

Предметом исследования становится процесс становления и развития профессионального образования в республике Башкортостан.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выдвигаются следующие задачи:

) раскрыть и охарактеризовать особенности профессионального образования в республике Башкортостан;

) охарактеризовать основные направления развития профессионального образования в республике Башкортостан;

) обобщить изученную литературу.

В исследовании использовались следующие методы: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и систематизация.

Теоретическая значимость данного реферата заключается в обобщении, осмыслении и оценке прошлого опыта, раскрывая специфики развития профессионального образования на основе историкопедагогических аспектов и различных методов исследования.

1. Теоретический модуль

.1 История профессионального образования в Республике Башкортостан

В истории профессионального образования Республики Башкортостан, в целом, следуя логике исторического развития нашей страны, можно выделить три основных периода, каждый из которых, в свою очередь, делится на более мелкие этапы:

) досоветский период: с начала XVIII века до 1917 года;

) советский период: с 1917 года до конца 80х гг. XX века;

) современный период: с начала 90х гг. XX в. до сегодняшнего дня.

История профессионального образования Республики Башкортостан представлена в работах ученых, государственных и общественных деятелей, преподавателей учебных заведений и краеведов. Характерным для всех работ является многообразие подходов к анализу и оценке российской и, в частности, южноуральской истории профессионального образования[4].

Одними из первых теоретиков профессионального образования в России были В.Н. Татищев, В.И. Геннин, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, А.А. Барсов. В их трудах впервые было представлено теоретическое осмысление целевых, содержательных, технологических и организационных аспектов профессионального образования. Методологические и теоретические вопросы профессионального образования досоветского периода разрабатывались такими исследователями, как Е.Н. Андреев, И.А. Анопов, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, Н.К. Вентцель, Н.Х. Вессель, С.А. Владимирский, И.А. Вышнеградский, Г.Ю. Гессе, B.И. Гриневский, П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, С.Н. Кривенко, П.А. Кропоткин, C.А. Левитин, И.М. Максин, А.Г. Небольсин, М.Л. Песковский, Н.И. Пирогов, К.К. СентИлер, И.А. Стебут, К.Д. Ушинский, В.И. Фармаковский, Н.В. Чехов, Е. Шмид, К.Ю. Цируль, И.И. Янжул и др. Официальный взгляд на отечественную школу в целом принадлежит представителям учебного ведомства (И.М.Богданов, А.И.Георгиевский, С.Миропольский, С.В.Рождественский и др.), которые уделяли большое внимание министерским профессиональным школам, законодательным инициативам правительства в области народного образования. Вопросы профессионального образования, деятельность отдельных профессиональных учебных заведений исследовались на фоне народного образования в целом. Положительной стороной этих работ было использование широкого круга документов и материалов, малодоступных исследователям других направлений. Однако специальные исследования, посвященные вопросам профессионального образования, среди них отсутствуют. Гораздо больше было исследований либеральнодемократического направления. К ним можно отнести труды Н.Ф. Бунакова, С.А. Владимирского, Б.Б.Веселовского, Е.А. Звягинцева, П.Ф. Каптерева, Н.А. Корфа, Г.А. Фальборка, В.И. Чарнолуского, Н.В.Чехова и др. Названными авторами шире и многообразнее ставились проблемы народного образования. Они критиковали позиции учебного ведомства в вопросах профессионального образования, призывали к ускорению и демократизации системы просвещения, в том числе при организации профессиональных учебных заведений. Вместе с тем, среди работ этих авторов нет всеобъемлющих исследований, которые раскрывали бы собственно педагогические проблемы становления системы профессионального образования в стране: содержание, формы, методы и другие вопросы подготовки профессиональных кадров[5].

Состояние и развитие образования на Урале и в Башкирии было освещено в трудах следующих дореволюционных исследователей Е. Алякринского, М. Акмуллы, И. Ардашева, К. Белавина, Н.Н. Блинова, А.В. Васильева, П.Н. Григорьева, С.А. Дворжецкого, А.А. Итина, А.О. Кисилева, В. Константиновского, А. Любимова, Н.А. Матвеева, М.И. Обухова, А. Поликарпова, З. Расулева, С. Рыбакова, Д.Д. Смышляева, М. Троицкого, А. Туркина, М. Уметбаева, П. Цыпляева, В. Шишонко, Р. Фахретдинова и др. Названными авторами был собран большой фактологический материал, они уделили внимание отдельным вопросам профессионального образования. Так, башкирские и татарские просветители и педагоги, что естественно, акцентировали внимание на мусульманском секторе образования. Другие авторы обращались к фактам, относящимся к государственным инициативам в области образования. И хотя у названных исследователей отсутствуют обобщающие работы, выводы и заключения, их труды являются ценным источником информации.

В целом исторические исследования до 1917 г. достигли определенного успеха в изучении проблем народного образования, как в общероссийском масштабе, так и в рамках южноуральского региона: был накоплен и систематизирован большой фактический материал, в основном по истории начальной и средней школы, затронуты отдельные вопросы профессионального образования и учебных заведений этой сферы. В то же время недостатками работ авторов досоветского периода являются как локальная ограниченность, отсутствие обобщающих работ в целом по народному образованию, так и невыделенность профессионального образования в качестве отдельной проблемы исследования[6].

Новым этапом в изучении вопросов народного образования в России и в регионе следует назвать период с 1917 г. Основами становления и развития истории образования в целом и профессионального в частности в общероссийском масштабе занимались многие исследователи. Среди них: Т.А. Абдулмуталинова, П.Ф. Анисимов, А.М. Арсеньев, П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, М.В. Богуславский, Г.Д. Бухарова, А.М. Вежлев, В.М. Величкина, Р.Б. Вендровская, А.Н. Веселов, Г.М. Романцев, Е.Ю. Ромашина, К.И. Салимова, В.А. Сластенин, ВЛ. Струминский, В.Э. Смирнов, Н.Н. Смирнов, Е.В. Ткаченко, Х.Ш. Тенчурина, Ф.Ф. Шамахов, П.Н. Шимбирев, М.Ф. Шабаева, М.И.Эскин и др. В трудах этих исследователей есть как обобщающие работы, так и те, которые раскрывают отдельные аспекты становления и развития профессионального образования в России.

К первым исследователям советского периода, освещающим вопросы истории образования в Башкирии, относятся: Ш.К. Абзанов, Г. Газиз, Г. Ибрагимов, А. Салазкин и др. Их работы, которые отличались прямолинейностью и категоричностью оценок, освещали отдельные проблемы начальной русскоязычной и мусульманской школы. Специальные исследования, раскрывающие вопросы профессионального образования, отсутствуют[7]. С середины 30х годов появляются первые диссертации и монографии историкопедагогического характера, которые анализируют вопросы становления и развития начальной школы края. Одной из первых в этом ряду была диссертация К. Идельгужина «К вопросу истории башкирской школы», написанная в 1935 г [2]. В исследованиях 3040х гг. заметно повышение научного уровня, в них широко использованы печатные и архивные материалы. В работах этого периода раскрывается проблема становления особого типа «инородческой» школы для башкир и татар, а также то, а также вопросы подготовки учителей. В начале 50х годов появились работы, освещающие проблемы женской школы и вопросы женского образования и воспитания.

Заметный вклад в современном осмыслении общих проблем всей системы дореволюционного образования внесли исследования М.Н.Фархшатова[8]. В его работах рассматриваются вопросы школьной политики царского правительства, особенности организации русскоязычной общеобразовательной школы в порефрменный период, а также законодательные мероприятия официальной власти в начале XX в. по отношению к мусульманскому образованию. История народного образования Южного Урала в первой половине XIX в. рассматривается в монографии С.Г.Мирсаитовой. Необходимо отметить, что оба названных автора не акцентировали внимания на профессиональном образовании, так как эта проблема не являлась предметом их работ. Также надо назвать работы Г.Б.Азаматовой, посвященные деятельности регионального земства в области больше общего образования и Л.Ш.Сулеймановой, раскрывающие исторические и актуальные проблемы национальных общеобразовательных учебных заведений Башкирии[9].

Исторический обзор свидетельствует о том, что история образования в Башкирии не обделена вниманием со стороны исследователей, представляющих весьма широкий спектр гуманитарного знания. Но, несмотря на это, историография не дает исчерпывающего ответа на многие вопросы теоретического и конкретноисторического характера. В исследованиях нет ни одной обобщающей работы, в которой бы специально и системно рассматривалась история профессионального образования означенного периода.

1.2 Основные этапы становления профессионального образования Республики Башкортостан

Становление и развитие системы профессионального образования в Башкирии включало следующие этапы[10]:

первый доинституциональный этап (с XXI вв. до конца XVI в.), возникновение мусульманских общеобразовательных социальных институтов, начало зарождения теоретического и практического опыта в области профессионального образования;

второй этап становления институтов профессионального мусульманского образования (с начала XVII в. до 1786 г.);

третий начало становления государственного русскоязычного профессионального образования (с 17821786 гг. до начала 60х годов XIX в.);

четвертый государственнообщественный (6070е годы XIX в.), время, когда управление профессиональным образованием приобрело государственнообщественный характер;

пятый (с середины 80х годов XIX в. до 1905 г.) этап оформления системы отдельных направлений профессионального образования, а также интенсивного развития других её отраслей. В данный период формируются следующие направления профессионального образования:

Религиозное,

Педагогическое,

Медицинское,

Коммерческое,

Юридическое,

Горнозаводское,

Техническое,

Ремесленное.

шестой (с 1905 г. до конца 1917 г.) наивысший этап развития профессионального образования, оформление целостной системы названного образования в Башкирии.

1.3 Современное состояние профессионального образования в Республике Башкортостан

Система профессионального образования в Республике Башкортостан включает в себя разветвленную сеть учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, функционирующих во взаимодействии с социальными партнерами в целях удовлетворения потребностей республики и страны в рабочих и специалистах[11].

Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляют 12 самостоятельных государственных учреждений высшего профессионального образования, 17 филиалов вузов, головные учреждения которых расположены в других регионах Российской Федерации, 4 негосударственных самостоятельных вуза и 8 филиалов негосударственных вузов. Сеть государственных учреждений среднего профессионального образования, функционирующих на территории Республики Башкортостан, включает в себя 77 колледжей и техникумов. По числу учреждений среднего профессионального образования Республика Башкортостан занимает второе место в Приволжском федеральном округе. Подготовка рабочих кадров в республике осуществляется в 94 учреждениях начального профессионального образования.

Подготовка кадров в республике ведется по 63 направлениям и 233 специальностям высшего профессионального образования, по 147 специальностям среднего профессионального образования и по 96 рабочим профессиям в учреждениях начального профессионального образования [12].

Общий контингент обучающихся в учреждениях профессионального образования составляет 283,1 тыс. человек, в том числе в вузах 175,5 тыс. чел. (из них 151 тыс. чел. обучается в государственных вузах, 24,6 тыс. чел. в негосударственных), 74,6 тыс. чел. в учреждениях среднего профессионального образования и 33 тыс. человек в учреждениях начального профессионального образования.

В 2009 году показатель количества обучающихся в государственных вузах в расчете на 10 тысяч человек населения достиг 373 человек (в Российской Федерации 432 чел.). По численности обучающихся в ссузах студентов, приходящихся на 10 тыс. населения (184 чел.), республика занимает второе место (Оренбургская область (185 чел.) на первом). Среднее значение данного показателя в Приволжском федеральном округе 164 чел., в Российской Федерации 145 чел.

За последние 15 лет наблюдаются следующие тенденции в развитии профессионального образования республики:

1) отмечаются рост контингента обучающихся в вузовском сегменте образования (с 29% в 1995 году до 58,3% в 2009 году) и снижение в начальном профессиональном образовании (с 35,3% в 1995 году до 12,1% в 2009 году).

Вместе с тем республика попрежнему отстает по показателю численности студентов вузов, приходящихся на 10 тыс. населения, и занимает 10е место в Приволжском федеральном округе (в Республике Башкортостан 371 чел., в Приволжском федеральном округе 415 чел., в Российской Федерации 432 чел.).

В структуре занятого в экономике населения количество специалистов с высшим профессиональным образованием составляет по республике только 17,6% против 26,2% в Российской Федерации; кадров с начальным профессиональным образованием в республике больше (28,2%), чем в среднем по Российской Федерации (18%);

2) отличительной особенностью государственной системы высшего профессионального образования республики является развитие сети крупных вузов, реализующих широкий спектр направлений подготовки. Если в Российской Федерации контингент студентов до 5 тысяч человек имеют 54% вузов, в республике 16% (Уфимская государственная академия искусств им. З.Исмагилова и Башкирская государственная академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан). Вузов с численностью студентов от 5 до 7,5 тысяч в Российской Федерации 20%, в республике 42%, с численностью свыше 10 тыс. в Российской Федерации 16%, в Республике Башкортостан 42%;

) для системы высшего профессионального образования в период с 2000 года характерно увеличение на 39,3% приема в государственные вузы, рост до 64,7% в 2009 году доли внебюджетного приема;

4) с 2000 года изменилась структура подготовки кадров: в 1,4 раза увеличился бюджетный прием в вузы по отрасли «промышленность».

Значительное увеличение бюджетного приема отмечается по геологии, разведке и разработке полезных ископаемых (в 1,4 раза), энергетике, энергетическому машиностроению и электротехнике (в 2,5 раза), авиационной и ракетнокосмической технике (в 3,3 раза), электронной технике, радиотехнике и связи (в 3,8 раза), автоматике и управлению (в 1,2 раза), приборостроению и оптотехнике (в 2,2 раза). В то же время отмечается уменьшение бюджетного приема по металлургии, машиностроению и материалообработке (на 18,3%), сельскому хозяйству (в 1,6 раза).

Подготовка кадров в учреждениях среднего профессионального образования характеризовалась ростом объемов подготовки специалистов в укрупненной группе специальностей «Промышленность» по наиболее востребованным отраслям высокотехнологичного производства: металлургия, машиностроение, металлообработка в 0,5 раза; геология, разведка и разработка полезных ископаемых в 0,5 раза; информатика и вычислительная техника в 0,8 раза.

Подготовка кадров в учреждениях начального профессионального образования в этот период снизилась на 47%, что явилось отражением общей тенденции для Российской Федерации, связанной с резким снижением спроса и престижа на рабочие профессии[13].

В настоящее время в структуре подготовки рабочих кадров в училищах и лицеях ведущее место отведено промышленнотехническому профилю. На долю отраслей «промышленность», «строительство» и «транспорт» приходится 70% от общего приема;

) одновременно с ростом популярности и доступности высшего профессионального образования за последние 15 лет увеличился выпуск специалистов по гуманитарным наукам в 1,8 раза, образованию и педагогике в 4,7 раза, экономике и управлению почти в 10 раз.

Высокий спрос привел к тому, что лишь 1012% студентов направлений «юриспруденция», «экономика и управление» обучаются на бюджетной основе;

6) развиваются новые финансовоэкономические и организационноправовые механизмы управления отраслью. В соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях» началась реструктуризация бюджетной сети Республики Башкортостан. В апреле 2009 года Министерством образования Республики Башкортостан был принят план мероприятий по реструктуризации бюджетной сети министерства, определены учреждения, тип которых изменялся на автономный[14]. В 2009/10 учебном году созданы 11 государственных автономных образовательных учреждений среднего профессионального образования, находящихся в ведении Министерства образования Республики Башкортостан. В целях повышения эффективности расходов бюджетных средств в учреждениях профессионального образования вводится нормативное подушевое финансирование, осуществлен переход на новую систему оплаты труда работников образования;

7) учреждения профессионального образования Республики Башкортостан активно участвуют в приоритетном национальном проекте «Образование». В 20062009 годах 15 учреждений профессионального образования стали обладателями грантов на реализацию инновационных образовательных программ (Уфимский государственный авиационный технический университет, 5 ссузов, 9 профессиональных училищ и лицеев), что позволило привлечь на их развитие из бюджетов всех уровней и средств работодателей 1,5 млрд. рублей;

) отмечается активное развитие инновационного потенциала учреждений профессионального образования.

В Республике Башкортостан активно прорабатываются инициативы по созданию энергомашиностроительного, лесопромышленного кластеров и кластера обеспечения туризма. Наряду с предприятиями и организациями равноправными участниками кластеров являются практически все ведущие вузы Республики Башкортостан, которые обеспечивают научнотехнологическое сопровождение процессов и подготовку для кластеров высококвалифицированных кадров. В настоящее время в вузах ведется работа по созданию малых предприятий и индустриальных парков, деятельность которых связана с научными разработками, инновационными идеями. В целом в государственных вузах создано 38 инновационных структур[15].

Государственные вузы Республики Башкортостан за последние 5 лет привлекли на научноисследовательские работы из различных источников более 2,5 млрд. рублей. За последние годы численность аспирантов увеличилась в 4 раза, кандидатов наук в 1,6 раза, докторов наук в 2,5 раза, количество патентов и авторских свидетельств возросло почти в 2 раза, инновационных структур при государственных вузах в 1,9 раза.

В 2009/10 учебном году 6 учреждений среднего профессионального образования получили сертификаты качества, удостоверяющие соответствие системы менеджмента качества (СМК) в данных учреждениях и были включены в единый реестр организаций, имеющих сертифицированную СМК. В настоящее время в системе среднего профессионального образования республики 12 учреждений имеют сертификаты качества.

В настоящее время на базе учреждений среднего профессионального образования функционируют 19 республиканских и 5 федеральных экспериментальных площадок.

В 2010 году Нефтекамский машиностроительный колледж стал победителем конкурса для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата[16].

учреждений начального профессионального образования работают в инновационном режиме;

9) стабильными остаются показатели трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования;

10) учреждения профессионального образования активно взаимодействуют с предприятиями и организациями республики при координирующей роли отраслевых министерств и ведомств.

В настоящее время между вузами, ссузами и учреждениями начального профессионального образования заключено более 2 тысяч договоров о сотрудничестве в области подготовки кадров с 2300 организациями, в том числе 4,5 тысячи договоров о прохождении практики;

) активно развивается международная деятельность вузов.

Вузами подписано около 300 договоров о сотрудничестве с зарубежными университетами и научными центрами Европы, Азии и США. Разработаны долговременные программы реализации совместных научноисследовательских и внедренческих работ с университетами Германии, КНР, Финляндии, Франции, США, Болгарии, Турции и крупными международными компаниями. В последние годы в соответствии с геополитическими задачами Российской Федерации особое внимание уделяется развитию образовательных и научных связей с университетами ближнего зарубежья: подписаны договоры и осуществляется работа с вузами Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Абхазии[17].

В рамках плана по реализации Болонских соглашений проходят защиты магистерских дипломов по программе «двойных дипломов».

В вузах республики обучаются около 600 студентов и аспирантов из более чем 40 зарубежных стран

2. Методологический модуль

.1 Основные проблемы, риски и вызовы профессионального образования в Республике Башкортостан

Создание инновационной экономики, прогнозирование направлений ее развития, поиск адекватных ей механизмов подготовки кадров это критический вызов системе профессионального образования.

«Мировое развитие в начале ХХI века характеризуется ускорением динамики социальноэкономических процессов и вовлечением в глобальную конкуренцию все новых сфер экономической и социальной жизни, включая образование». Ключевыми вызовами системе профессионального образования являются следующие факторы:

) развитие системы профессионального образования все в большей степени носит «догоняющий» характер по отношению к потребностям развивающейся экономики.

В новых и традиционных отраслях современной экономики возрастает роль инновационных подходов, основанных на управлении знаниями и информацией. Эти подходы позволят обеспечить повышение эффективности производства, появление новой, конкурентоспособной продукции, что, в свою очередь, придаст все более динамичный характер технологическим изменениям[18]. Вместе с тем этот структурный сдвиг и все более динамичный характер технологических изменений при новом экономическом укладе затрудняют формирование прогноза потребности в кадрах и компетенциях на перспективу, четкого заказа системе профессионального образования;

) сложившаяся сеть учреждений профессионального образования и структура оказываемых ими услуг не успевает реагировать на демографические изменения и вызовы.

Демографический спад последних десятилетий привел к минимизации численности детей школьного возраста и, соответственно, к сокращению выпуска общеобразовательными учреждениями и сложностям с набором абитуриентов учреждениями профессионального образования, как по территориям республики, так и по целому ряду профессий и специальностей.

В свою очередь, существующие сегодня демографические показатели влияют на решение кадровых проблем отраслей экономики в перспективе. Дефицит квалифицированных кадров серьезным образом отражается на темпах экономического развития;

) усиление разрыва между предложениями рынка труда и личностными ожиданиями молодежи.

Неравномерность в развитии отраслей экономики, разница в уровне оплаты труда рабочих кадров и специалистов влияют на формирование спроса на профессиональное образование, на престиж рабочих профессий и специальностей среднего звена. Соответственно, происходит переориентация молодежи на получение высшего профессионального образования, что неизбежно снижает его качество и уровень требований[19].

Современное состояние системы профессионального образования в Республике Башкортостан характеризуется наличием комплексных проблем:

) несоответствие материальнотехнической базы учреждений профессионального образования современным требованиям подготовки кадров: во многих учреждениях системы начального и среднего профессионального образования недостаточно модернизируется материальнотехническая и учебнопроизводственная база; обеспеченность образовательного процесса кабинетами и мастерскими не соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

) недостаточное развитие форм и механизмов участия работодателей, профессиональных сообществ и граждан в решении вопросов образовательной политики, в разработке и реализации программ профессионального образования: содержание профессионального образования в значительной степени не соответствует задачам обеспечения конкурентоспособности подготавливаемых кадров изза недостаточного учета учреждениями профессионального образования потребностей рынка труда; у работодателей отсутствует устойчивая мотивация к участию в укреплении учебной базы учреждений, независимой общественной оценке качества образования, поддержке образовательного процесса квалифицированными кадрами мастеров и преподавателей спецдисциплин; бизнессообщество не проявляет в вопросах развития профессионального образования должной социальной ответственности;

) не получает должного развития дополнительное образование взрослых, повышение их квалификации и профессиональной переподготовки на базе учреждений профессионального образования: учреждения профессионального образования перестали быть единственными уникальными центрами производства знаний, формирования умений и компетенций[20]. Одновременно государственные учреждения профессионального образования утратили «монополию» на рынке образовательных услуг, где появились негосударственные, корпоративные и виртуальные образовательные, информационные и исследовательские организации и сетевые коммуникации с низкой социальной ответственностью. В связи с этим рынок дополнительных образовательных услуг получил стихийное развитие, что отражается на организационных и содержательных основах качества дополнительных образовательных программ; работодатель, в свою очередь, не мотивирован и не стимулирован на деятельность по повышению квалификации своих работников;

) функционирование профессиональной школы в условиях недостаточно развитых взаимосвязей элементов системы непрерывного образования: основная причина неразвитости взаимосвязей функционирование в условиях разобщенности элементов системы непрерывного образования, отсутствие четкого сетевого взаимодействия, наличие барьеров между уровнями образовательной системы, что не позволяет концентрировать имеющиеся ресурсы на решение стратегических задач развития;

) дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации: основная причина дефицита низкий уровень заработной платы в системе профессионального образования, который напрямую влияет на привлекательность данной сферы профессиональной деятельности.

Понижение престижа профессии преподавателя и мастера производственного обучения является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.

К числу серьезных рисков развития региональной системы профессионального образования Республики Башкортостан следует отнести:

) возможное усиление миграции выпускников общеобразовательных учреждений в ведущие научнообразовательные центры крупных городов Приволжского и Уральского федеральных округов в связи с развитием на их территории федеральных и национальных исследовательских университетов.

В связи с этим представляется важным создание единой республиканской системы профессионального ориентирования выпускников школ, что позволит избежать излишней миграции будущих профессиональных кадров, сохранить в оптимальном объеме численность преподавательского состава вузов и количество обучающихся, поддержать баланс на рынке труда, обеспечить кадрами различные секторы экономики и социальной сферы республики;

) значительное количество действующих на территории Республики Башкортостан филиалов и представительств, головные вузы которых расположены за пределами Республики Башкортостан[21].

За последние 10 лет коммерческий прием по таким группам специальностей, как «Экономика и управление» и «Образование и педагогика», значительно увеличился.

В настоящее время интенсивное развитие филиалов вузов сдерживается сложной демографической ситуацией, снижением доступности качественных образовательных услуг. Для дальнейшего инновационного развития экономики и социальной сферы республики необходимо готовить высококвалифицированные кадры, что требует сокращения филиалов вузов;

) продолжающийся рост объема платных образовательных услуг требует широкого применения в образовании новых экономических механизмов, обеспечивающих потребителям услуг условия для равного доступа к качественному профессиональному образованию.

2.2 Цели, задачи и направления развития профессионального образования в Республике Башкортостан

профессиональный образование преподаватель

К основным направлениям развития системы профессионального образования Республики Башкортостан заключается в модернизации образования, которая преследует следующие цели:

обеспечение кадрового потенциала отраслей экономики и социальной сферы;

создание условий для развития гармоничной личности, формирование гуманитарных ценностей, воспитание патриота и гражданина.

Основные задачи республиканской системы профессионального образования на современном этапе:

обеспечение динамично развивающейся рыночной инновационной экономики высокопрофессиональными кадрами, обладающими высокой конкурентоспособностью[22];

удовлетворение потребности формирующейся инновационной экономики Республики Башкортостан в научнотехнологических идеях, формирование и реализация инновационных образовательных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи современной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности;

внедрение эффективных механизмов организации непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

обеспечение преемственности всех уровней профессионального образования на основе инновационных образовательных технологий, общих подходов к оценке качества, инструментов социального развития и непрерывного образования;

развитие учреждений профессионального образования как субъектов социальноэкономической модернизации системы подготовки кадров «опережающего типа».

Учреждений профессионального образования рассматриваются в качестве ключевых партнеров органов государственной власти Республики Башкортостан при реализации политики социальноэкономического развития территорий.

В современных условиях ведущие учреждения профессионального образования промышленного, топливноэнергетического, аграрного, педагогического, медицинского, экономического и культурного профиля становятся катализаторами экономического роста, основанного на инновациях, центрами общественной и культурной жизни республики, связующим звеном между обществом, государством, экономикой и производством. Структура профессионального образования призвана обеспечивать возможность для каждого гражданина получить базовую профессиональную подготовку на востребуемом им уровне: краткосрочные программы профессиональной подготовки и профессионального образования, прикладной (технический) бакалавриат, академический бакалавриат. Одновременно образовательными учреждениями будет предложен постоянно обновляемый набор модульных программ освоения профессиональных квалификаций для эффективной адаптации граждан к рынку труда. В целях удовлетворения социальноэкономических потребностей республики, полноправного и полноценного участия республики в глобальных общественных процессах необходимо обеспечить целевую подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров с привлечением интеллектуального потенциала и ресурсных возможностей российских и международных научнообразовательных центров путем организации стажировок и обменов в зарубежных вузах.

Указанные выше цели и основные задачи конкретизируются в следующих основных направлениях развития профессионального образования республики:

развитие сети учреждений профессионального образования; создание модели профессионального образования, учитывающей российские и международные тенденции в данной сфере;

повышение конкурентоспособности, профессиональной компетентности и создание условий для социальной мобильности выпускников учреждений профессионального образования;

реализация инновационных образовательных программ от начального профессионального до высшего и послевузовского образования, интегрированных в российское и мировое образовательное пространство;

обновление содержания профессионального образования;

качественное изменение образовательной среды и модернизация материальнотехнической базы образовательных учреждений;

развитие кадрового потенциала системы профессионального образования;

создание внешней независимой системы оценки качества профессионального образования;

интеграция усилий министерств и ведомств, отраслевых предприятий, объединений работодателей и образовательных учреждений по развитию профессионального образования;

обеспечение стабильного развития Республики Башкортостан как многонационального сообщества путем развития толерантного, межэтнического и межконфессионального взаимодействия.

2.3 Особенности профессионального образования Республики Башкортостан

Становление и развитие системы профессионального образования представляло сложный, противоречивый, не всегда последовательный процесс. Однако в целом процесс характеризуется неуклонным поступательным движением. Эволюция системы происходит в сторону повышения качественных и количественных показателей теоретической и практической подготовки специалистов профессиональной сферы.

Накопленный опыт сферой профессионального образования дореволюционного периода при объективном анализе и критическитворческом отношении представляет научную ценность как в плане изучения истории образования и педагогической мысли, так и в плане современной педагогической теории и практики.

Совокупность основных теоретически обоснованных социальнопедагогических условий, составляющих целостную основу становления и развития системы профессионального образования Башкирии. Развитие капиталистических отношений в пореформенный и последующий периоды обусловил резкое возрастание потребности общества в профессиональном образовании[23]. Названное, в свою очередь, послужило причиной ускорения темпов развития этой сферы и оформлению в итоге целостной системы профессионального образования в Башкирии. Через различные местные органы управления (земства и др.) общественность региона принимала активное участие в организации профессиональной сферы образования. Поэтому управление профессиональным образованием, как и вся эта сфера, имело государственнообщественный характер. Этноконфессиональные особенности Республики Башкортостан отразились и на развитии профессионального образования.

Основными особенностями профессионального образования Республики Башкортостан являются учебные заведения, предназначенные для населения:

а) исповедующего ислам, православие, языческие верования, а также смешанные школы;

б) представляющие разные этнические группы.

3. Технологический модуль

.1 Принципы развития профессионального развития Республики Башкортостан

В основе развития системы профессионального образования в Республике Башкортостан заложена идея создания современных, гибких, вариативных, адекватно и оперативно реагирующих на внешние и внутренние вызовы моделей учреждений профессионального образования Республики Башкортостан по отраслевому и территориальному принципам.

Основными принципами модернизации региональной системы профессионального образования являются:

) принцип непрерывности профессионального образования заключающийся в необходимости создания условий для обеспечения непрерывного процесса становления специалиста любой профессии от общеобразовательной школы до его самостоятельной профессиональной деятельности «образование через всю жизнь»;

) принцип интеграции образования, науки и производства для достижения сверхэффекта в решении задач подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда;

) принцип целостности единого, вертикально и горизонтально структурированного, образовательного пространства;

) принцип управления качеством образования, предполагающий построение образовательной системы профессионального образования в республике на основе многоуровневого мониторинга и оптимального использования информационных, кадровых и материальнотехнических ресурсов для повышения эффективности процесса подготовки специалистов с учетом требований государственных образовательных стандартов и потребностей работодателей;

) принцип гибкости и динамизма системы профессионального образования республики, обеспечивающий каждому обучающемуся возможность формирования индивидуальной образовательной траектории за счет подвижности всех ее структурных элементов;

) принцип ориентированности на компетенции. В республике должен быть принят единый механизм взаимоотношений работодателя и учреждения профессионального образования по определению перечня компетенций, условий их формирования и критериев оценки;

) принцип многоканальности финансирования, предполагающий, что образовательные учреждения в рамках одного кластера финансируются за счет привлечения средств бюджетов разных уровней (федерального, регионального и муниципального) и за счет внебюджетных средств;

) принцип регионализации, выражающийся в обязательном учете при формировании стратегий развития вузов на основе кластерного принципа реальных потребностей экономики и социальной сферы в востребованных кадрах. Признание роли образования как стратегического ресурса устойчивого развития полиэтнического общества; обеспечивающего: единство образовательного и культурного пространства в Республике Башкортостан;

равные права на сохранение и развитие языков ее народов;

сохранение и приумножение национальной культуры, воспитание у студентов и учащихся культуры толерантности и социальной ответственности.

Стратегия развития системы профессионального образования должна учитывать социокультурные задачи образования по формированию интеллектуального, культурного, духовного и нравственного потенциала молодого поколения республики;

) принцип территориального развития системы профессионального образования, связанный с проектированием развития сложной многоуровневой системы, включающей в себя координацию целей, действий всех элементов системы управления учреждениями профессионального образования, расположенных в границах территориальноадминистративных образований муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан[24]. Развитие муниципальных районов и городских округов республики с учетом природногеографических, социальноэкономических, демографических и национальнокультурных особенностей, транспортной и производственной инфраструктуры, определяющих территориальную направленность регионализации системы профессионального образования республики;

) принцип сетевого взаимодействия совместная деятельность двух или более учреждений профессионального образования в области создания и реализации совместных образовательных программ, модулей траекторий, программ повышения квалификации преподавателей и научных работников;

) принцип отраслевого развития системы профессионального образования по основным видам экономической деятельности без учета границ территориальноадминистративных образований муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Подразумевает взаимодействие учреждений профессионального образования различного уровня одной отраслевой направленности.

3.2 Механизмы реализации направлений развития профессионального образования в Республике Башкортостан

профессиональный образование преподаватель

Основными мероприятиями, направленными на реализацию задач развития профессионального образования в Республике Башкортостан, являются:

совершенствование республиканского механизма прогнозирования потребности в кадрах;

формирование эффективной сети учреждений профессионального образования и структуры подготовки кадров;

интеграция науки и образования, создание совместных с Уфимским научным центром Российской академии наук и Академией наук Республики Башкортостан инновационных структур;

совершенствование государственночастного партнерства в сфере подготовки кадров;

концентрация ресурсов на наиболее перспективных направлениях подготовки кадров в образовательных учреждениях лидерах;

внедрение новых организационных и экономических механизмов управления учреждениями образования;

привлечение дополнительных инвестиций в развитие учреждений профессионального образования;

точечное обновление учебноматериальной базы образовательных учреждений, предоставление обучающимся возможности обучения на передовом учебнопроизводственном оборудовании;

создание системы мониторинга качества образования;

создание нормативной правовой основы функционирования независимой системы сертификации профессиональных компетенций выпускников учреждений профессионального образования;

создание системы оказания государственной поддержки молодым специалистам;

создание эффективной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Основным механизмом модернизации системы профессионального образования является формирование государственночастного партнерства в сфере подготовки кадров путем создания образовательнопрофессиональных кластеров, включающих учреждения профессионального образования различного уровня, предприятия, отраслевые министерства и ведомства. Стратегическая миссия образовательнопрофессиональных кластеров развитие конкурентоспособного человеческого потенциала в Республике Башкортостан на основе создания и реализации инновационных услуг и научнотехнологических разработок. Образовательные учреждения, участвующие в реализации кластерной модели, должны стать интегрированными научнообразовательными комплексами, профиль которых определяется совокупностью структурных подразделений, осуществляющих подготовку кадров и проведение исследований для важнейших, отраслей экономики и социальной сферы. Основными задачами кластерной модели профессионального образования являются:

оптимизация объема и структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на основе создания единой, научно обоснованной системы кадрового аудита, мониторинга республиканского рынка труда, прогнозирования перспективных потребностей кадрового обеспечения отраслей экономики, социальной сферы; повышение качества подготовки кадров путем совершенствования кадрового потенциала учреждений, модернизации материальнотехнической базы, внедрения новейших технологий профессионального образования; оптимизация сроков обучения и повышения квалификации кадров системы образования путем разработки и реализации образовательных программ профессионального образования нового поколения, интенсивных технологий повышения профессиональной квалификации. Созданию современной кластерной модели профессионального образования в Республике Башкортостан предшествует ревизия и оптимизация существующей республиканской сети учреждений профессионального образования по территориальноотраслевому принципу с учетом научного и экономического анализа доступности образования, экономического и демографического прогноза развития республики, перспектив социальноэкономического и демографического развития муниципальных районов и городских округов, перспектив развития всех типов учреждений и уровней профессионального образования. Формирование конкурентоспособной инновационной экономики Республики Башкортостан предполагает следующую структуру учреждений наличие федерального университета, национальноисследовательских университетов и федеральных отраслевых центров образования на территории республики.

Создание исследовательских университетов одно из стратегических направлений государственной политики в сфере подготовки конкурентоспособных специалистов для инновационных наукоемких областей экономики.

В Республике Башкортостан имеются предпосылки для формирования инновационной территории широкого профиля технополиса, способного генерировать и внедрять новшества в самых разных сферах: нефтехимии, нанотехнологий, приборостроении, биотехнологий, телекоммуникациях и других высокотехнологичных и наукоемких областях экономики.

Оптимизация сети учреждений высшего профессионального образования может осуществляться следующим образом: укрупнение учреждений высшего профессионального образования путем включения в их состав других вузов, образовательных учреждений начального и (или) среднего профессионального образования, научных организаций и промышленных предприятий; передача филиалов российских вузов, головные учреждения которых расположены за пределами Республики Башкортостан, в состав самостоятельных государственных вузов, расположенных на территории Республики Башкортостан. При оптимизации сети учреждений дополнительного образования, реализующих программы переподготовки и повышения квалификации, предполагается, что они станут важными структурными подразделениями университетов и других образовательных учреждений.

В основу развития системы начального и среднего профессионального образования будет положен территориальноотраслевой принцип структурирования сети учреждений.

В Республике Башкортостан исторически и географически сложились разветвленная сеть учреждений профессионального образования, транспортная инфраструктура, сочетание крупных промышленных узлов с аграрными районами, традиционные связи предприятий с учреждениями образования, значительная доля сельских жителей, что позволяет выделить крупные образовательные регионы, обеспечивающие доступность получения профессионального образования[25].

Образовательный регион определенная территория, обладающая целостностью и взаимосвязью составных элементов расположенных на ней образовательных структур.

В каждом регионе предполагается развитие отраслевых и (или) территориальных базовых ресурсных центров профессионального образования и многоуровневых территориальных и отраслевых образовательных комплексов в целях кадрового обеспечения социальноэкономических потребностей данных регионов.

Базовый (ресурсный) центр профессионального образования учреждение профессионального образования, созданное на базе учреждений начального и (или) среднего профессионального образования по подготовке высококвалифицированных кадров для ведущих отраслей экономики Республики Башкортостан на условиях государственночастного партнерства, в котором сконцентрированы лучшие образовательные, материальнотехнические, производственные, кадровые, информационные и методические ресурсы, с открытым доступом к ним профильных учреждений профессионального образования для осуществления методической помощи.

На базовые ресурсные образовательные центры будут возложены функции повышения квалификации инженернопедагогических работников в сфере применения новых технологий, материалов и приемов труда, внедрения отдельных модулей дистанционного обучения, ознакомления с современной техникой и оборудованием, организации стажировки мастеров производственного обучения.

Таблица

№ п/пНаименование показателяИсточник информацииЗначение показателя20062010201120122013201420151Количество вакансий на 1000 чел. экономически актив. населения с профессиональным образованием, Ед.Обследование рынка труда13,78,68,68,37,5762.Доля безработных в возрасте до 30 лет в общей численности безработных, %40,142,542413835303.Доля экономически активного населения с образованием не ниже начального профессионального, %Обследование населения по проблемам занятости71,87575767778804Отношение уровня дифференциации доходов населения (по коэф. Джини) к среднер. значению показателяОбследование домохозяйств1,011,031,031,021,021,011,05Соотношение доли безработных и занятых по уровням образования: ВПО СПО НПООбследование населения по проблемам занятости Росстат 1,43 1,17 0,9 1,95 1,3 0,76 1,95 1,3 0,76 1,95 1,32 0,8 1,95 1,35 0,9 1,95 1,4 1,0 2,0 1,5 1,2

Заключение

Социально общественный уровень не может существовать без образования. Потомуто с каждым годом возникает новая потребность в профессии и это неслучайно. По этой причине открывают различные профессиональные образовательные учреждения, которые совершенствуются и обновляются в системе образования. Опыт истории показывает, что динамика развития профессионального образования всегда демонстрировала изменчивую позицию, исходя из опыта прошлого. Ведь выпускник должен быть готов не только как специалист, профессионал своего дела, но и должен был готов сотрудничать, взаимодействовать с обществом на высшем уровне.

Безусловно, в развитие профессионального образования большую роль сыграла общественная инициатива, а также другие общественные объединения. Первоначальный контингент специалистов всех сфер деятельности в регионе формировался за счет лиц, получавших соответствующее образование за пределами Башкирии.

Следует также отметить, что профессиональные учебные заведения имели достаточную свободу для собственного проявления, так как не были жестко ограничены официальными учебными планами, программами, учебниками. В учебных заведениях, кроме системы общих и специальных наук и практических знаний, обязательным элементом являлось воспитание, которое в целом было ориентировано на формирование целостной личности. Поэтому связь обучения с воспитанием являлась одним из основных принципов педагогического процесса.

Организация педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях, хотя содержала определенные противоречия, в целом способствовала содействию подготовке достаточно компетентных специалистов. Такие идеи и принципы, как непрерывность и преемственность образования, воспитание через учебный предмет, метод личного примера преподавателей, направленного на привитие качеств аккуратности, трудолюбия, добросовестного выполнения профессиональных и гражданских обязанностей, чувства долга, честности, интернационализма и т.д., не могли не оказывать своего положительного влияния.

Становление и развитие системы профессионального образования Башкирии в целом неразрывно связано с аналогичными процессами, протекавшими в России.

Таким образом, проанализировав и обобщив изученную литературу, мы заметили, что становление профессионального образования в Башкирии опиралось на позитивный исторический опыт, и тем самым в дальнейшем накапливалась и совершенствовалась система исторического и педагогического теоретического знания.

Список литературы

1.Абдулмуталинова Т. А. Соотношение общего и специального образования в профессиональнотехнических учебных заведениях России конца X1. началаXX века: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1998. 162 с.

2.Абзанов Ш. К вопросу по истории народного образования в Башкирии. Уфа, 1934.65 с.

.Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л. Андреев // Педагогика. 2002. № 6. С. 20 29.

.Аминов Т. М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века до 1917 года / Т.М. Аминов. М.: Наука, 2006. 346 с.

.Аминов Т. М. Педагогическое образование в Башкирии и на Южном Урале в дореволюционный период / Т. М. Аминов // История образования в южноуральском регионе Башкортостана: Коллективная монография. Уфа: Издательство БИПКРО, 1996. С. 4454 (0,7 л.л.).

.Асадуллин P.M., Хамитов Э.Ш., Хазиев B.C. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества. Уфа: Китап, 2001.264 с.

.Асадуллин P.M. В лабиринтах педагогики. Размышления о вальдорфской школе. Казань, 1997. 144 с.

.Асадуллин P.M., Бенин B.JI. Антропологические основания педагогического образования. МоскваУфа, 2000. 97 с.

.Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2е изд., испр. и доп. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. 240 с.

.Бенин В. Л. Педагогическая культурология: Курс лекций: Учеб.пос. Уфа, 2004.515 с.

.Бенин В.Л., Фатыхова P.M. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры. Уфа, 1998. 140 с.

.Веселов А.Н. Среднее профессиональнотехническое образование в дореволюционной России. М., 1959. 103 с.

.Ергин Ю.В. Уфимский учительский институт (19091919) // Вестник Башкирского университета. 2003. № 1. С. 99 108.

.Ергин Ю.В. У истоков университетского образования. Очерки о предыстории Башкирского государственного университета. Уфа: РИО БашГУ, 2004.

.Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 184.

.История Башкортостана с древнейших времен до 60х годов XIX века. Уфа: Китап, 1996. 520 с.

.История профессионального образования в России. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. 672 с.

.Ковалёва, Г.С. Состояние российского образования / Г.С. Ковалёва // Педагогика. 2001. № 2. С. 80 88.

.Колесников, В.Н. Коммерциализация высшего образования угроза национальной безопасности России / В.Н. Колесников, И.В. Кучер, В.Н. Турченко // Педагогика. 2004. № 6. С. 99 106.

.Кузьменко, Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, О.Н. Рыжова // Педагогика. 2005. № 3. С. 107 116.

.Лукманова Х.Х. Национальная школа Башкортостана: история и перспективы. М.: Высшая школа, 2003. 184 с.

.Российская Федерация. Законы / Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ОмегаЛ, 2006. 64 с. (Законы Российской Федерации).

.Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 840 с.

.Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. Уфа, 1972. 336 с.

25.