2894.Учебная работа .Тема:Учет расчетов по налогам и сборам

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...

Тема:Учет расчетов по налогам и сборам»,»

Курсовая работа

по дисциплине «Бухгалтерский учет»

на тему «Учет расчетов по налогам и сборам»

на материалах: Полоцкого районного потребительского общества

Полоцк

Содержание

Введение

. Налоговая система Республике Беларусь

.1 Налоги, основные понятия и функции

.2 Формирование налоговой системы Республики Беларусь

. Учет расчетов по налогам и сборам

.1 Организация учета налогов и сборов в Полоцком районном потребительском Обществе

.2 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым из выручки организации

.3 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым из прибыли

.4 Отчетность по расчетам с бюджетом по налогам и сборам

.Совершенствование учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Заключение

Список литературы

Введение

учет налог сбор

Взимание налогов древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется, суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налоги являются одним из наиболее действенных инструментов государственного регулирования, как национальной экономики, так и международных экономических отношений. Этому способствуют процессы глобализации и роста взаимосвязи экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на микро и макроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа. В связи с этим важнейшим условием функционирования открытой экономики является разработка эффективной стратегии налогообложения, обеспечивающей в равной мере защиту отечественного товаропроизводителя и благоприятный налоговый климат для зарубежных инвесторов.

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансовокредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Таким образом, в настоящее время вопрос о правильной постановке бухгалтерского учета в целях расчетов по налогам и сборам является очень важным, так как существующий механизм налогообложения предприятий состоит из весьма многочисленной и достаточно сложной системы налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, что вызывает определенные трудности у специалистов учетной службы. Законом, методическими указаниями, инструкциями предусмотрены сроки уплаты налогов, порядок предоставления отчетности налоговой инспекции и соответствующим органам, нарушение которых влечет наложение серьезных финансовых санкций. При этом ошибки в налоговых расчетах происходят в основном изза недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерских и финансовых служб предприятия. По некоторым оценкам, 75% ошибок происходит вследствие низкой организации учета, и только оставшаяся часть результат несовершенства законодательства. В связи с этим ведение расчетов с бюджетом является очень ответственным участком работы бухгалтерии. Необходимо также иметь ввиду, что учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, можно выработать наиболее удобный способ учета в целях получения налоговой экономии, наличие и величина которой зависят от правильности ведения бухгалтерского учета в целях налогообложения. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы.

Цель курсовой работы рассмотреть порядок бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

Достижение поставленной цели требует последовательного решения следующих задач:

·рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;

·изучить организацию учета расчетов по налогам и сборам;

·определить основные направления совершенствования учета расчетов с бюджетом.

Теоретической основой курсовой работы являются нормативноправовые акты Республики Беларусь, интернетисточники и учебные пособия по бухгалтерскому учету.

Исследование осуществляется на примере Полоцкого районного потребительского общества.

1. Налоговая система Республики Беларусь

.1 Налоги, основные понятия, принципы и функции

Любое государство может существовать только тогда, когда обладает определенной материальнофинансовой базой. Налог это платеж, связанный с государством. Для выяснения экономического содержания налога необходимо рассмотреть его признаки. Налог представляет собой сложное многогранное явление, будучи одновременно материальной, экономической и юридической категорией.

Налогообложение процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

В материальном смысле налог это определенная сумма денег, подлежащая передаче налогоплательщика государству в обусловленные сроки в обусловленном порядке. В правовом смысле это государственное постановление, порождающее обязательство лица по передаче государству суммы денег в определенных размерах в обусловленные сроки в предписанном порядке.

Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Экономическое понимание налога включает в себя следующие признаки:

. налог выражает распределение совокупного общественного продукта в пользу государства;

. налог, как признак, носит денежную форму;

. налог является безвозвратным платежом;

. уплата налога носит безэквивалентный характер;

. при уплате налога происходит смена форм собственности;

. налог порождает стабильное экономическое отношение.

Юридические признаки:

. налог устанавливается только государством в лице установленного органа;

. может существовать лишь в правовой форме;

. установление налога порождает финансовое обязательство налогоплательщика;

. налог носит принудительный характер;

. осуществляемое посредством уплаты изъятие носит правомерный характер.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) в соответствии с Налоговым кодексом признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Субъектом налога является юридическое или физическое лицо, которое по закону государства обязано платить налог.

Объект налога предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость, передача или продажа имущества и др.), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.

В зависимости от принятого за основу критерия, налоги можно разделить на различные классификационные группы:

а) прямые и косвенные:

Прямой налог налог на отдельные объекты имущества или доходы отдельных физических и юридических лиц. Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов плательщика. Окончательным плательщиком является владелец имущества или доход.

Косвенный налог налог, который включается в цену товара, что увеличивает размер этой цены и в конечном итоге уменьшает доходы конечных плательщиков. Таким образом, налогоплательщики только перечисляют косвенные налоги в бюджет, а фактически их платят потребители товаров.

б) республиканские и местные налоги:

Республиканские налоги устанавливаются высшим органом государственной власти и действуют на всей территории Республики Беларусь. За счет республиканских налогов и сборов могут формироваться доходы как республиканского, так и местных бюджетов.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях. Местные налоги и сборы являются закрепленными доходами местных бюджетов.

в) закрепленные и регулирующие налоги:

Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

Регулирующие налоги налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

г) общие и целевые:

Общие налоги налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.

Специальные целевые налоги налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования и др.).

Налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных налоговым законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, установления прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс.

Основными принципами налогообложения в Республике Беларусь являются:

·Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

·Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым Кодексом.

·Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

·Не допускается установление налогов, сборов и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь.

·Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым Кодексом и таможенным законодательством.

Принцип равенства и справедливости налогов тесно связан с принципами их определенности, однозначности и удобства уплаты. Налоговая система должна быть построена так, чтобы добросовестный налогоплательщик в ней свободно ориентировался и был полностью уверен в правильности своих действий. Такая уверенность дает экономическую свободу и реальные перспективы для развития.

Большой недостаток белорусской налоговой системы существует в зависимости величин платежей друг от друга. Ошибка в исчислении одного из них приводит к цепи налоговых нарушении по другим платежам и к соответствующим финансовым санкциям, которые могут превышать недоплаченную сумму в 5 6 и более раз.

Налоговые законы должны быть законами прямого действия, тогда они будут одинаково трактоваться налогоплательщиками и налоговыми органами. Многочисленные методические указания, письма, разъяснения перегружены ненужными деталями, запутывающими методику, написаны тяжелым для понимания языком. Они идут нескончаемым потоком через печать и не всегда вовремя доходят до своего адресата.

Сложность налоговых инструкций и их множество привело к тому, что для правильного начисления платежей требуется высочайшая квалификация, которую имеют лишь некоторые опытные аудиторы. Рядовые бухгалтеры не в состоянии овладеть всем объемом налоговой информации, уследить за ее изменениями и потому допускают ошибки, чреватые немалыми финансовыми потерями для предприятий.

Налоговая система не может быть абсолютно простой, сведенной до двух трех налогов. Подобные проекты разрабатывались учеными разных стран и не имели успеха. Вместе с тем, усложнения должны быть оправданы реальной необходимостью и приносить бюджету ощутимый эффект. В противном случае от них нужно отказаться, соизмерив результативность с затратами труда на осуществление тех или иных требовании.

Установленные формы налоговых отчетов также не совершенны. Они сверх меры перегружены информацией. Например, при наличии полного объема компьютерных данных о налогоплательщике, каждый расчет должен сопровождаться обязательными реквизитами, включающими номера кодов налоговой инспекции и налогоплательщика, его полное наименование, адрес, номер телефона, фамилию ответственного лица, в то время как достаточно было бы указать лишь учетный номер и наименование предприятия.

С каждым годом налоговая система совершенствуется путем упрощения порядка исчисления налогов и сборов, а также снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

Налоговым учетом признается осуществление плательщиками учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам и сборам. Цель налогового учета исключительно состоит в полной и достоверной информации об объектах налогообложения, о сумме налоговых платежей в бюджет.

Задачами учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам являются:

)обеспечение эффективности расчетов с бюджетом по налогам и сборам;

2)своевременное перечисление платежей в бюджет;

)соблюдение правил ведения налоговых деклараций и других документов;

)своевременное и правильное отражение расчетов в учете;

)своевременное и правильное составление бухгалтерской и статистической отчетности.

Одним из важнейших принципов, построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения.

Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:

·налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;

·налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;

·налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества;

·административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Налоговые системы, построенные и функционирующие на основе вышеназванных принципов, способны стать мощным стимулом развития экономики.

Характерным признаком научной обоснованности и устойчивости национальных систем налогообложения является совпадение провозглашенных в законе и реально действующих налоговых форм. В налоговых законодательствах такого соответствия пока не достигнуто, что связано с трудностями перехода к рынку. Провозглашенные принципы налогообложения остаются пока не реализованными на практике. Не соблюдается принцип однократности налогообложения, эластичности налоговых ставок, равнонапряженности налоговых изъятий. Допускается избирательный подход к определению системы налоговых льгот и санкций для отдельных налогоплательщиков.

Определение целесообразности состава и структуры перераспределения финансовых ресурсов от центра к регионам требует, в свою очередь, тщательной ревизии государственных расходов. Оптимизация этих расходов одно из объективных условий для создания рационального налогообложения.

Принцип стабильности налоговой системы характеризуется не только длительным постоянством состава налогов, условий сбора, но и закреплением за звеньями (уровнями) бюджетной системы в качестве их собственной доходной базы. Во многих зарубежных налоговых системах законодательно определены полномочия центральной и территориальных властей и установлена система их налоговых взаимоотношений. Практически во всех странах, где действует устоявшаяся десятилетиями налоговая система, межтерриториальные налоговые отношения формируются в зависимости от государственного устройства.

Налоговое устройство в любом государстве предполагает сохранение принципа единства налоговой системы, в качестве определяющего при ее изначальной организации и в процессе дальнейшего ее реформирования. Этот принцип предполагает выработку единой стратегии налогообложения, унификацию национальных подходов к организации налоговых отношений, их соответствие требованиям, широко применяемым в зарубежных странах.

Таким образом, налоговая система любого государства создается сообразно общественнополитическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. При построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов, методов и способов их взимания.

1.2 Формирование Налоговой системы Республики Беларусь

Новая, ориентированная на рынок налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 году. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты обложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для изменившейся в стране политической и экономической обстановки зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере.

Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет и поэтому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и недостаточно эффективных способах его осуществления. Ориентируясь на ужесточение налогового режима, разработчики налогов не смоделировали своих решений на платежеспособность налогоплательщиков и получили результат обратный ожидаемому: началось массовое уклонение от уплаты налогов и сокращение налоговой базы. В белорусской экономике явно обозначилась ситуация, когда по образному выражению оказалось, что «налог убит налогом». Это побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового пресса.

С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшили уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. Она все более утяжелялась множеством инструктивных указаний, требований, разъяснений, из дебрей которых выпутаться были способны лишь немногие высокопрофессиональные специалисты.

С целью усиления контроля за исполнением государственных средств большинство внебюджетных фондов с 1998 г. были преобразованы в целевые бюджетные фонды, что, однако не изменило общего уровня налоговой нагрузки. Следует заметить, что непредсказуемость налоговых нововведений вызывает наибольшую негативную реакцию налогоплательщиков, так как лишает их возможности составлять бизнесплан даже на год вперед. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов.

Основой единой налоговой системы является Налоговый кодекс Республики Беларусь, принятый 19 декабря 2002 года. На сегодняшний день вступила в силу, и действует Общая часть кодекса и его Особенная часть (Принятая Палатой Представителей и одобренная Советом Республики 18 декабря 2009 года)[прил.1], которые устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулируют властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливают права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений.

Статья 8 Налогового кодекса Республики Беларусь устанавливает следующие виды республиканских налогов и сборов (пошлин):

·налог на добавленную стоимость;

·акцизы;

·налог на прибыль;

·налоги на доходы;

·подоходный налог с физических лиц;

·экологический налог;

·налоги с пользователей природных ресурсов;

·налоги на имущество;

·земельный налог;

·дорожные налоги и сборы;

·таможенная пошлина и таможенные сборы;

·гербовый сбор;

·оффшорный сбор;

·консульский сбор;

·государственная пошлина;

·регистрационные и лицензионные сборы;

·патентные пошлины.

К настоящему времени в республике практически создана систематизированная нормативнометодическая база налогообложения, которая, несмотря на ее объемность, позволяет плательщику найти ответ практически на любой вопрос, возникающий при исполнении им налоговых обязательств. Все это не означает, однако, что налоговая система и налоговое законодательство достигли своего совершенства. И на сегодняшний день актуальность совершенствования внутренней структуры налогов сохраняется.

Налоговая база (основа налогообложения) часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.

Конечно, следует учитывать, что из всей совокупности налогов и сборов, образующих налоговую систему республики, в качестве основных, зависящих от экономической деятельности налогоплательщиков, должны рассматриваться налоги на прибыль и добавленную стоимость. Основанием для уплаты других налогов является либо соответствующая специфика деятельности, например выпуск подакцизных товаров или ввоз таких товаров на территорию республики, либо совершение налогоплательщиком или в пользу налогоплательщика определенных действий (например, уплата госпошлины). Некоторые налоги имеют четко выраженную стимулирующую направленность (к примеру, экологический налог как инструмент, побуждающий к рациональному использованию природных ресурсов).

Налог на прибыль:

Налоговая база

Объектом налогообложения налогом на прибыль признается валовая прибыль (разница между выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и затратами по производству и их реализации), уменьшенная на расходы, учитываемые при налогообложении.

Ставка

Прибыль организаций облагается налогом по ставке 24 процента.

Налоговый период

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетным периодом календарный месяц. Налоговые декларации представляются плательщиками в налоговые органы не позднее 20го, а налог подлежит уплате не позднее 22го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Сумма налогового обязательства отражается в налоговых декларациях нарастающим итогом с начала года.

Прибыль, освобождаемая от налога на прибыль

От налогообложения налогом на прибыль освобождается в том числе:

·прибыль организаций, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели;

·прибыль организаций (в размере не более 5 процентов валовой прибыли), переданная зарегистрированным на территории Республики Беларусь бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта;

·прибыль организаций от изготовления протезноортопедических изделий (в том числе стоматологических протезов), средств реабилитации и обслуживания инвалидов;

·прибыль организаций, использующих труд инвалидов, если численность инвалидов в них составляет более 50 процентов от списочной численности в среднем за отчетный период, кроме прибыли, полученной от торговой, торговозакупочной и посреднической деятельности.

·прибыль организаций от реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов, декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

·прибыль организаций, полученная от производства продуктов детского питания;

·прибыль, полученная страховыми организациями в результате инвестирования средств страховых резервов по договорам добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни, направляемая на увеличение накоплений на лицевых счетах застрахованных лиц;

·прибыль организаций от оказываемых гостиницами услуг в течение трех лет с начала осуществления этой деятельности на туристических объектах, вводимых в эксплуатацию начиная с 2006 года, по перечню таких объектов, утвержденному Президентом Республики Беларусь.

·Средства, высвобождаемые в результате освобождения от налогообложения налогом на прибыль в соответствии с указанным подпунктом, используются организациями на финансирование строительства, реконструкции туристических объектов, благоустройства прилегающих территорий, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели;

·прибыль, полученная от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса, в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов.

·К объектам придорожного сервиса относятся расположенные на придорожной полосе республиканских автомобильных дорог капитальные строения (здания, сооружения) и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки);

·прибыль от реализации произведенных легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства в течение трех лет с 1го числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу соглашения об условиях производства легковых автомобилей, заключенного в установленном порядке с Министерством промышленности Республики Беларусь;

·прибыль организаций в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Налог на добавленную стоимость:

Налоговая база

Сумма, полученная от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, а также их импорт с учетом акцизов и таможенных пошлин являются объектами обложения налога на добавленную стоимость. Сумма налога к выплате уменьшается на сумму уже оплаченного поставщиками (входящего) НДС по товарам (работам, услугам) использованным в процессе создания или реализации продукта (налоговые вычеты). Если входящий НДС превышает начисленный НДС, то налоговый вычет, переносится на будущие периоды или возвращается.

НДС не уплачивается с:

·имущества, вносимого в качестве взноса (вклада) в уставный фонд организации в размерах, установленных учредительными документами;

·операций по первичному размещению ценных бумаг эмитентами, осуществляемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

·медицинских услуг;

·реализации определенных видов лекарственных средств и медицинского оборудования;

·банковских услуг

·страховых услуг

·операций с ценными бумагами

·и проч.

Ставка

Налогообложение производится по следующим налоговым ставкам:

ноль (0) процентов при реализации:

·товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта, реэкспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в Российскую Федерацию (в том числе товаров, не происходящих с территории государств участников таможенного союза, для постоянного их размещения в Российской Федерации), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь;

·работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, указанных в абзаце втором настоящего подпункта;

·экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

·работ (услуг) по изготовлению товаров (за исключением переработки ввезенных товаров), вывозимых с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации;

·работ (услуг) по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), ввезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь для ремонта (модернизации, переоборудования) с последующим вывозом отремонтированных (модернизированных, переоборудованных) транспортных средств (включая части транспортных средств) на территорию Российской Федерации;

десять (10) процентов:

·при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

·при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

двадцать четыре (24) процента:

·при реализации на территории Республики Беларусь и при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь сахара белого;

двадцать (20) процентов:

·в остальных случаях

Налоговый период

Налоговый период для НДС календарный год, а отчетным периодом календарный месяц. Налоговая декларация представляется не позднее 20го числа каждого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а сам налог исчисляется нарастающим итогом с начала года.

Налог уплачивается не позднее 22го числа месяца, следующего за отчетным, если сумма налога не превышает 40 тыс. евро. Если сума превышает, то налогоплательщики обязаны уплачивать НДС за текущий отчетный месяц шестью частями не позднее 10го, 15го, 20го, 25го и последнего числа текущего месяца, а также не позднее 5го числа месяца, следующего за текущим.

Налог на прибыль в 2012 году уменьшится с 24% до 18%

Налоговая нагрузка в Беларуси в 2012 году уменьшится за счет снижения налога на прибыль с 24% до 18%. Об этом сообщил журналистам министр по налогам и сборам Владимир Полуян, передает корреспондент БЕЛТА.

«»Налоговая нагрузка снизится за счет прибыли, отметил министр. На начальном этапе такое решение принято, налог на прибыль снижается с 24% до 18%. Это предусматривается на следующий год»».

Что касается налога на добавленную стоимость, который, «»по сути, влияет на ценообразование внутри страны»», то он останется на том же уровне. А при экспорте продукции всегда применяется нулевая ставка этого налога, сказал Владимир Полуян.

В настоящее время в Беларуси ставка НДС составляет 20%.

Для Республики Беларусь характерны платежи из выручки и прибыли в целевые бюджетные фонды, наличие которых связано с необходимостью государственной поддержки отдельных отраслей или видов деятельности: сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)).

Исходя из анализа белорусского налогового законодательства можно выделить следующие наиболее характерные структурные элементы, относящиеся к понятию налоговой системы Республики Беларусь:

·виды налогов и сборов, уплачиваемых налогоплательщиками Республики Беларусь;

·основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, а также порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

·принципы установления, введения в действие, а также прекращения действия ранее введенных налогов и сборов;

·права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;

·формы и методы налогового контроля;

·ответственность за совершение налоговых правонарушений;

·порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

2. Учет расчетов по налогам и сборам

.1 Организация учета налогов и сборов в Полоцком районном потребительском обществе

Полоцкое районное потребительское общество является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, руководствуется в своей деятельности законодательством Республики Беларусь, постановлениями, распоряжениями правления Белкоопсоюза, облпотребсоюза и Уставом Общества. Общество на добровольной основе входит в Витебский областной союз потребительских обществ.

Предприятие постоянно ведет расчеты с бюджетом по платежам в бюджет и ассигнованиям из него. При этом основная часть расчетов с бюджетом это платежи. К ним относятся:

·налог на прибыль (доходы);

·налог на добавленную стоимость;

·налог за пользование природными ресурсами(экологический налог);

·налог на недвижимость;

·акцизы

·земельный налог

·отчисления в инновационный фонд

·подоходный налог

В Полоцком РАЙПО для бухгалтерского учета налогов и отчислений используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», где обобщается информация о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с дохода ее персонала.

К счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» открыты субсчета:

·68/1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг»;

·68/2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг»;

·68/3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)»;

·68/4 «Налоги на доходы физических лиц»;

·68/5 «Прочие налоги, сборы и отчисления».

На субсчете 68/1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестомость продукции, работ, услуг» учитываются налоги, которые включаются в себестоимость.

В организации Полоцкое РАЙПО аналитический учет по субсчету 68/1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг» ведется отдельно по каждому налогу:

68/1/1 «Отчисления в инновационный фонд»;

/1/2 «Земельный налог»;

/1/3 «Экологический налог».

На субсчете 68/2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг» учитываются налоги, уплачиваемым из выручки от реализации продукции, работ, услуг.

Аналитический учет на предприятии Полоцкое РАЙПО ведется по каждому налогу:

68/2/1 «Налог на добавленную стоимость»;

На субсчете 68/3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)» учитываются расчеты по налогам на недвижимость, на прибыль, а также часть прибыли (дохода), уплачиваемым из прибыли (дохода) организации.

В организации по данному субсчету аналитический учет ведется по каждому уплачиваемому налогу.

68/3/1 «Часть прибыли (дохода)».

На субсчете 68/4 «Налоги на доходы физических лиц» учитываются расчеты по подоходному налогу с физических лиц и налогу на доходы от дивидендов.

На субсчете 68/5 «Прочие налоги, сборы и отчисления» учитываются расчеты по налогу на доходы иностранных юридических лиц, на приобретение автотранспортных средств, на рекламу и другим налогам и сборам, вводимым местными Советами депутатов на территориях своих административнотерриториальных единиц.

Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов. Объекты налогообложения, принципы определения налоговой базы, ставки НДС, порядок его исчисления и учета изложены в Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (Пост.МНС РБ №16 от 31.01.04).

В организации используется также счет 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».

На счете 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» отражается информация о причитающихся к оплате и оплаченных организацией суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, принятым работам и услугам.

К счету 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» открыты субсчета:

·18/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам»;

·18/2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»;

·18/3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарноматериальным ценностям, работам, услугам»;

·18/4 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам».

На субсчете 18/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к строительству, созданию и приобретению объектов основных средств, причитающиеся к оплате и оплаченные организацией поставщикам или в бюджет Республики Беларусь, в том числе при ввозе основных средств на таможенную территорию Республики Беларусь.

На субсчете 18/2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к приобретению (созданию) нематериальных активов, причитающиеся к оплате и оплаченные организацией поставщикам (подрядчикам) или в бюджет Республики Беларусь, в том числе при ввозе нематериальных активов на таможенную территорию Республики Беларусь.

На субсчете 18/3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарноматериальным ценностям, работам, услугам» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к приобретению сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов производственных запасов, а также к принятию работ и услуг, причитающиеся к оплате и оплаченные организацией поставщикам (подрядчикам, исполнителям) или в бюджет Республики Беларусь, в том числе при ввозе материальных ценностей на таможенную территорию Республики Беларусь.

На субсчете 18/4 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к приобретению товаров, причитающиеся к оплате и оплаченные организацией поставщикам или в бюджет Республики Беларусь при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Для учета по начислению налога на добавленную стоимость по реализованным продукции, работ, услуг в организации используется субсчет 90/3.

На субсчете 90/3 «Налог на добавленную стоимость, исчисляемый из выручки от реализации товаров, работ, услуг» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг в соответствии с законодательством.

Для учета налога на добавленную стоимость от операционных доходов в организации используется счет 91/3 «Налог на добавленную стоимость от операционной деятельности», от внереализационных доходов и счет 92/3 «Налог на добавленную стоимость от внереализационной деятельности».

Порядок исчисления и уплаты налогов регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами.

Все субъекты хозяйствования в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь обязаны вести регистры налогового учета. В указанных регистрах на основе данных бухгалтерского учета отображается и группируется сводная информация об элементах налогового учета.

Регистры налогового учета представляют собой документы для систематизации и накопления учетных данных, которые помещаются в принятых к учету первичных документах об элементах налоговой базы за отчетный период. Это могут быть специально разработанные книги, журналы, карточки и ведомости. Они ведутся ежемесячно со следующим отражением соответственных показателей в расчете налоговой базы. Величина налоговой базы определяется по каждому налоговому платежу в специальном расчете, который составляется плательщиком или другим обязанным лицом как за налоговый, так и за отчетный период.

К налогам, включаемым в себестоимость относят:

·Отчисления в инновационный фонд.

·Земельный налог.

·Экологический налог.

В организации Полоцкое РАЙПО уплачиваются отчисления в инновационный фонд.

Инновационные фонды создаются при республиканских органах государственного управления (объединения, организации).Средства инновационных фондов направляются на создание производств, основанных на новых и высоких технологиях, на научноисследовательские, опытноконструкторские работы, на освоение новых видов наукремкой продукции, отраслевых программ энергосбережения и другие.

Средства инновационных фондов выделяются тем организациям, которые участвуют в образовании этих фондов на безвозвратной и возвратной основе. В случае получения организацией этих средств, в бухгалтерском учете отражается следующим образом:

Дебет счета 51 «Расчетный счет»

Кредит счета 86 «Целевое финансирование».

Отчисления в инновационный фонд осуществляются путем составления расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд [приложение ].

В этом документе содержатся следующие реквизиты: код инспекции Министерства по налогам и сборам, наименование плательщика, его местонахождение, а также учетный номер плательщика, фамилия ответственного лица, период составления расчета. В конце необходима подпись руководителя организации или уполнлмоченного им лица, а также должностного лица инспекции Министерства по налогам и сборам, проставляется штамп или отметка инспекции Министерства по налогам и сборам. Обязательным реквизитом в расчете является дата получения расчета налоговой инспекцией и дата по сроку уплаты. Сумма отчислений в инновационный фонд определяется путем умножения себестоимости продукции, которая является базой расчета, на норматив отчислений в инновационный фонд.

Нормативы отчислений в инновационный фонд, подлежащие отражению в строке 2 расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, устанавливаются распорядителями средств инновационных фондов.

В Полоцком РАЙПО уплачивается земельный налог, основанием, для исчисления которого является акт на земельный участок. Объектом налогообложения является земельный участок, который в установленном порядке предоставлен во владение, пользование или собственность. Размер земельного налога зависит от качества земли согласно кадастровой оценке земель и местоположения земельного участка.

При начислении земельного налога делается бухгалтерская запись:

Дебет счета 20 «Основное производство»

Кредит счета 68/1/2 «Земельный налог»

При перечислении в бюджет:

Дебет счета 68/1/2 «Земельный налог»

Кредит счета 51 «Расчетный счет»

Еще одним налогом, включаемым в себестоимость продукции¸ работ, услуг, является экологический налог. Экологический налог, или налог за пользование природными ресурсами, включает в себя налог за добычу природных ресурсов, налог за переработку нефти и нефтепродуктов, налог за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и налог за размещение отходов производства и потребления.

Объектом налогообложения являются объемы добываемых из природной среды ресурсов.

Экологический налог в пределах установленного лимита относится на затраты производства следующими бухгалтерскими записями.

При начислении налога делается следующая бухгалтерская запись:

Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При перечислении в бюджет.

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит счета 51 «Расчетный счет».

За выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов или без утверждения лимитов налог взимается в 15кратном размере действующих ставок (за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия). В этом случае делаются следующие бухгалтерские записи.

При начислении экологического налога:

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При перечислении в бюджет:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кредит счета 51 «Расчетный счет».

Рассмотрев все налоги и сборы, включаемые в себестоимость продукции, можно сделать следующий вывод. Это косвенные налоги, так как они в конечном итоге доходят до потребителей произведенных товаров, продукции, работ, услуг. Другими словами, данные налоги являются элементом себестоимости продукции, они формируют отпускную цену товаров, работ, услуг и оплачиваются потребителями этих товаров.

Отчисление в инновационный фонд несет предприятиям некую поддержку со стороны государства, что является стимулом для уплаты таких отчислений.

Таким образом, в Полоцком РАЙПО налоги и сборы, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг, относятся на дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».

Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется в журналеордере «Расчеты с бюджетом», где отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода, а также кредитовый оборот в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов. Записи по дебету в разрезе видов платежей записываются общей суммой. Кроме того, аналитический учет расчетов с бюджетом ведется в ведомости «Ведомость аналитического учета расчетов по налогам и сборам».

2.2 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым из выручки организации

К налогам и сборам, исчисляемым из выручки организации, относятся:

Налог на добавленную стоимость.

Акциз.

Для учета налога на добавленную стоимость в организации используется счет 90/3 «Налог на добавленную стоимость, исчисляемый из выручки от реализации товаров, работ, услуг». На этом субсчете учитываются начисленные суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством.

Организация не позднее 20ого числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляет в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу на добавленную стоимость [приложение ]. Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22ого числа, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налоговая декларация (расчет) по налогу на добавленную стоимость включает в себя:

·титульный лист, часть I, где производится расчет суммы налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

·часть II, где осуществляется расчет суммы налога на добавленную стоимость, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, а также приложения 1 и 2 к форме налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость.

Часть I заполняется нарастающим итогом с начала налогового периода за отчетный период, определяемый в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 108 Налогового кодекса, если иной период не установлен Президентом Республики Беларусь.

Часть II заполняется без нарастающего итога с начала года в целом по всем товарам, ввезенным в отчетном периоде (месяце) на таможенную территорию Республики Беларусь, взимание налога на добавленную стоимость по которым осуществляют налоговые органы. Отчетным периодом является месяц, в котором плательщиком отражено получение товаров на счетах бухгалтерского учета.

При реализации товаров (работ, услуг) налог на добавленную стоимость исчисляется нарастающим итогом по истечении каждого отчетного периода по всем операциям по реализации продукции, товаров (работ, услуг) и всем изменениям налоговой базы в соответствующем отчетном периоде.

Сумма налога на добавленную стоимость исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

При реализации продукции, товаров, работ, услуг налог на добавленную стоимость по ставке 20 % рассчитывается следующим образом:

налог на добавленную стоимость = налоговая база (выручка)*20/120;

по ставке 10 % рассчитывается как:

налог на добавленную стоимость = налоговая база (выручка)*10/110.

Кроме налога на добавленную стоимость по реализованным продукции, работам, услугам относится налог на акциз.

К подакцизным товарам относят спирт этиловый ректификованный технический, алкогольная продукция, непищевая спиртосодержащая продукция, табачные изделия, автомобильные бензины, дизельное и биодизельное топливо, судовое топливо, углеводородный сжиженный газ, природный газ, легковые автомобили и микроавтобусы и другие.

Сумма акцизов по подакцизным товарам исчисляется как произведение налоговой базы и ставки акцизов.

Все организации, которые уплачивают налог на акциз, ежемесячно (или в срок, установленный законодательно) предоставляют налоговую декларацию (расчет) по акцизам в налоговые органы.

Таким образом, налоги и сборы, уплачиваемые из выручки от реализации, представляют собой суммы отчислений в бюджет из полученной выручки. Эти суммы получаются путем исчисления налога от валовой выручки. Для государства они очень важны, так как налоги, уплачиваемые из выручки, это основной источник дохода для страны.

По налогам и сборам, уплачиваемым из выручки от реализации, данные отражаются в регистрах бухгалтерского учета. Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется в журналеордере №8 «Расчеты с бюджетом». Составляются оборотносальдовые ведомости по счету 68.

.3 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым из прибыли

К налогам и сборам, исчисляемым из прибыли, относятся:

)Налог на прибыль.

2)Часть прибыли (дохода) государственного унитарного предприятия, государственного объединения, хозяйственного общества.

)Налог на недвижимость.

В ныне действующей в Республике Беларусь налоговой системе налог на прибыль предприятий и организаций занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников республиканского бюджета, а также региональных и местных бюджетов.

К налогам, исчисляемым из прибыли, также относится налог на недвижимость, однако согласно Налоговому кодексу налог на недвижимость включается в себестоимость продукции, работ, услуг.

Крупным источником дохода бюджета является налог на доходы и прибыль предприятий. Для подавляющего числа предприятий всех форм собственности установлены единая ставка налога на прибыль. Сделано это с целью установления одинаковых экономических условий функционирования предприятий. Одновременно установлены различные льготы, направленные на стимулирование и развитие производств.

В бухгалтерском учете сведения о начисленных и оплаченных суммах налогов обобщаются в журналеордере №8 «Расчеты с бюджетом».

Таким образом, учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в организации Полоцкое РАЙПО ведется в разрезе следующих групп налогов и отчислений: налоги и сборы, включаемые в себестоимость продукции, работ услуг; налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции, работ, услуг; налоги, исчисляемые из прибыли. К каждой группе налогов относятся те или иные налоги, которые организация должна отражать в учете соответствующим образом. По окончании отчетного периода бухгалтер должен заполнять регистры и подавать их в налоговый органы.

Регистры налогового учета представляют собой документы для систематизации и накопления учетных данных, которые помещаются в принятых к учету первичных документах об элементах налоговой базы за отчетный период.

В бухгалтерском учете сведения о начисленных и оплаченных налогах и сборах обобщаются в журналеордере №8 «Расчеты с бюджетом». После данные переносятся в Главную книгу по соответствующим счетам.

.4 Отчетность по расчетам с бюджетом по налогам и сборам

Бухгалтерская отчетность это совокупность показателей, отражающих фактическое состояние стоимости хозяйственных средств и их источников и экономические результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

Ее сущность заключается в обобщении данных бухгалтерского учета в виде экономических показателей, удобных для восприятия и использования внутренними и внешними пользователями.

По видам хозяйственного учета отчетность предприятия делится на оперативную, бухгалтерскую и статистическую.

Оперативная отчетность составляется на основе оперативного учета и представляет собой краткосрочную информацию для оперативного управления хозяйственной деятельностью. Обычно представляется генеральному директору, руководителю, главному бухгалтеру, главному экономисту и другим руководящим должностям.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе синтетического и аналитического учета и отражает сводные показатели хозяйственной деятельности предприятия.

Организация составляет бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.

До составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должна быть проведена большая подготовительная работа: инвентаризация всех видов хозяйственных средств и их источников и отражение в учете результатов инвентаризации; переоценка основных средств и других материальных ценностей; проверка полноты отражения за отчетный период всех хозяйственных операций; проверка равенства данных аналитического учета данным синтетического учета; изучение инструкции, методических указаний по заполнению отчетных форм и их взаимной сверки.

Министерством финансов Республики Беларусь для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству, были утверждены следующие формы бухгалтерской отчетности:

Бухгалтерский баланс [приложение ]

Отчет о прибылях и убытках [приложение ]

Приложение к бухгалтерскому балансу [приложение ]

К бухгалтерской отчетности должны прилагаться пояснительная записка и аудиторское заключение о достоверности отчетности (если организация в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту).

Бухгалтерский баланс заполняется на основе остатков по синтетическим счетам основного регистра бухгалтерского учета Главной книги. Счета, имеющие дебетовое сальдо, записываются в активе баланса, а счета, имеющие кредитовое сальдо в пассиве.

В активе баланса показывается состав и размещение стоимости хозяйственных средств. В пассиве отражаются источники образования стоимости этих же хозяйственных средств. Таким образом, актив должен быть равен пассиву. Актив и пассив подразделяется на разделы, некоторые разделы на подразделы, внутри которых показываются статьи баланса.

Если говорить о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, то в активе отражаются налоги по приобретенным товарам, работам, услугам, а также дебиторская задолженность по налогам и сборам. Налоги по приобретенным товарам и дебиторская задолженность отражаются во втором разделе «Оборотные активы» в строках 220 и 243 соответственно.

В строке 220 приводятся суммы налога на добавленную стоимость, учитываемые по счету 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и подлежащие вычету или отнесению в установленном порядке в следующих отчетных периодах на соответствующие источники ее покрытия и иные аналогичные налоги.

По строке 243 приводятся суммы налогов и сборов, отраженных на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

В пассиве бухгалтерского баланса отражается кредиторская задолженность по налогам и сборам в пятом разделе «Краткосрочные обязательства» в строке 625. Здесь приводятся суммы начисленных налогов, сборов и платежей, предусмотренных законодательством и учитываемых по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Главное назначение бухгалтерского баланса дать фактическую информацию для анализа и оценки финансового состояния организации и ее финансовой устойчивости, в частности определить динамику, состав и структуру источников формирования хозяйственных средств и их рациональность размещения, ликвидность оборотных средств и платежеспособность, прогнозировать финансовое состояние.

В отчете о прибылях и убытках приводятся нарастающим итогом с начала года данные: о доходах и расходах по видам деятельности; об операционных и внереализационных доходах и расходах; общей сумме прибыли (убытка) за отчетный период; налогах и сборах, платежах и расходах, произведенных из прибыли, и нераспределенной прибыли (непокрытом убытке). Справочно в отчете о прибылях и убытках приводится расшифровка отдельных видов внереализационных доходов и расходов.

Отчет о прибылях и убытках состоит из трех разделов.

В первом разделе отражаются доходы и расходы по видам деятельности, предусмотренные уставом организации: выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг; налоги, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ; себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг; управленческие расходы; расходы на реализацию; а также выводится финансовый результат от реализации прибыль (убыток).

Во втором разделе расшифровываются операционные доходы и расходы: операционные доходы; операционные расходы, в том числе по направлениям их осуществления; налоги, начисляемые на полученные операционные доходы, а также прибыль (убыток) от осуществления данного вида операций.

В третьем разделе приводятся данные о внереализационных доходах и расходах: внереализационные доходы; налоги, начисляемые на внереализационные доходы; внереализационные расходы; сумма источников собственных средств, направленных на покрытие убытков; прибыль (убыток) от внереализационных операций.

Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг отражаются в отчете о прибылях и убытках в строке 011. Данные по строке 011 заполняются на основании Главной книги по счетам 90/3 «Налог на добавленную стоимость, исчисляемый из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг», 90/4 «Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции».

Налоги и сборы, включаемые в операционные доходы, приводятся в строке 081. Таким образом, по статье «Налоги и сборы, включаемые в операционные доходы» приводятся суммы налогов и сборов, начисленных в соответствии с законодательством по дебету счета 91 «Операционные доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (по соответствующим субсчетам). Данные в отчет о прибылях и убытках заполняются на основании Главной книги по счетам 91/3 «Налог на добавленную стоимость от операционных доходов», 91/4 «Прочие налоги и сборы от операционных доходов».

Налоги и сборы, включаемые во внереализационные доходы, налог на прибыль, а также прочие налоги и сборы из прибыли учитываются в третьем разделе отчета о прибылях и убытках в строках 131, 250, 260 соответственно.

По статье «Налоги и сборы, включаемые во внереализационные доходы» показываются налоги и сборы, начисленные от доходов в соответствии с законодательством по дебету счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (по соответствующим субсчетам).

По статье «Налог на прибыль» приводится сумма налога на прибыль, исчисленная за отчетный период в соответствии с законодательством и отраженная по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Показатели данной статьи приводятся по данным налоговой декларации.

По статье «Прочие налоги, сборы из прибыли» приводятся суммы соответствующих налогов (кроме налога на прибыль) и сборов, налогооблагаемой базой и источником уплаты для которых выступает прибыль организации, исчисленные и отраженные по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Показатели данной статьи приводятся по данным налоговых деклараций.

Данные по строкам 131, 250, 260 заполняются на основании Главной книги по соответствующим счетам: по счету 92/3 «Налог на добавленную стоимость от внереализационных доходов», по счету 99 «Прибыли и убытки».

Приложение к бухгалтерскому балансу отражает движение заемных средств; также наличие и движение дебиторской и кредиторской задолженности; сведения о платежах в бюджет в разрезе каждого налога и сбора и другие данные.

Статистическая отчетность составляется на основе оперативного, бухгалтерского учета и содержит обобщенную информацию о разных сторонах хозяйственной деятельности: об объеме выпущенной и реализованной продукции (работ, услуг), о составе и динамике основных средств, рабочей силы, производительности труда и т.д.

Все организации должны составлять статистическую отчетность в виде отчета о состоянии расчетов формы 12ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах».

Отчет заполняется на основании данных регистров бухгалтерского учета и гражданскоправовых договоров.

В строке 107 отражается сумма кредитового остатка по счету 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», включая подоходный налог с физических лиц.

После того как составленную отчетность подписывает главный бухгалтер и руководитель организации, она представляется собственникам организации и другим пользователям согласно законодательству или по договоренности. Отчетность может быть опубликована, однако это делается после получения аудиторского подтверждения ее достоверности.

Организации должны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством, а квартальную в случаях, предусмотренных законодательством, не позднее 30 дней по окончании квартала. В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями организации или общим собранием.

Таким образом, бухгалтерская и статистическая отчетность выступает средством наблюдения пользователей за работой организации путем представления в сжатом виде информации об основных показателях ее хозяйственной деятельности.

3.Совершенствование учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансовокредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Для успешного функционирования налоговой системы должны быть созданы соответствующие экономические условия. В связи с развитием рыночных отношений в Республики Беларусь к механизму налогообложения стали предъявляться высокие требования. Он должен содействовать высокой деловой активности предпринимателей, обеспечивать заинтересованность в результатах своего труда производителей и работников. И в то же время побуждать предприятия эффективно использовать фонды, товарноматериальные запасы, сокращать производственные расходы. Налогообложение должно быть предельно простым, легко доступным для восприятия любым плательщиком,
а также должно быть цельным. Отдельные элементы налогообложения должны быть взаимосвязаны, согласованы между собой и дополнять, а не дублировать друг друга.
Организацию работы с налогоплательщиками по выполнению этой задачи ведет Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Качество ее работы предопределяет формирование бюджета страны и развитие предпринимательства в Республике Беларусь. Однако, обилие налогов, сборов, пошлин не всегда поддерживает баланс интересов предпринимателей и государства и не способствуют эффективному пополнению государственной казны. Большое количество налогов и сборов, а также их нестабильность не только создает трудности в финансовом планировании, но и в самих расчетах.

Большое количество налогов усложняет механизм налогообложения в целом, порождает излишний документооборот и увеличивает затраты, связанные с взиманием налогов, ведет к многократному обложению одной и той же налоговой базы (в частности, фонда заработной платы), к инфляционному повышению цен. Особенно негативно отражается на неконкурентоспособности белорусских предприятий многочисленные налоги, исчисляемые на фонд заработной платы и включаемые в себестоимость продукции. Эти налоги выступают мощным фактором роста цен, что ведет к трудностям быта, замедлению оборачиваемости капитала, уменьшению прибыли и другим негативным последствиям для предприятий.

Одним из недостатков существующей налоговой системы является присутствие принципа двойного налогообложения при формировании цены. Это особенно характерно для тех налогов, которые исчисляются от суммы реализации продукции. Получается так, что налоги накладываются на налог, а это ведет к увеличению издержек, себестоимости и в конечном итоге цен на продукцию.

Для налоговой системы Республики Беларусь актуальна проблема увеличения удельного веса косвенных платежей. В республике снижается значение прямого налогообложения. Усиление роли косвенных налогов усиливает социальную несправедливость, поскольку лица с высоким уровнем доходов могут значительную их часть обращать в накопление, а лица с низкими размерами доходов вынуждены полностью направлять их на покупку товаров первой необходимости.

Также сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов, нередки случаи, когда законодательные акты вводятся задним числом, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности в правильности совершаемых действий, и оставляют возможность вольного их толкования. «Разбросанность» налоговых вопросов по многочисленным документам, за появлением или отменой которых трудно уследить, недостаточная ясность правовых предписаний, противоречивость их интерпретации, отсутствие нормативного закрепления применяемых понятий являются основными причинами налоговых нарушений.

Сказывается и сложность, запутанность, нестабильность налогового законодательства. Никаких трудностей в учете налогов нет, если сама система налогообложения построена логично, рационально, без многочисленных усложнений, дополнительных расчетов и корректировок, к которым бухгалтерский учет не очень приспособлен. Но, к сожалению, именно такие усложнения в последние годы получают все большее распространение.

Требует существенной доработки вопрос предоставления налоговых льгот. В большинстве случаев они нарушают принцип справедливости и равнозначности налогообложения по отношению к участникам экономической деятельности, не пользующихся налоговыми привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает увеличение налоговой нагрузки для других. Льготы по косвенным налогам по отдельным видам деятельности или продукции не достигают конечного потребителя, не вызывают желаемого социального эффекта к снижению цен, которые независимо от предоставляемых льгот достигают уровня спроса.

Не совсем правильной является ситуация, когда устанавливаются высокие ставки налогов для тех предприятий и отраслей в целом, которые получают дотации от государства. С одной стороны, государство дает дотации, а с другой, забирает через налоги. Поэтому будет целесообразным снизить налоговые ставки для предприятий, производящих продукцию (товары, услуги), на которую осуществляется государственное дотирование.

Перечисленные недостатки вызывают необходимость совершенствования налоговой системы Республики Беларусь. Таким образом, при совершенствовании учета и налогообложения необходимо:

)Следует больше уделять внимания стимулирующей функции налогообложения, расширению налоговой базы. Постепенно снижая налоговую нагрузку и обеспечивая тем самым стабилизацию экономической ситуации в республике необходимо последовательно сокращать количество налогов с оборота и смещать акценты на прямое налогообложение.

2)Возможность комментировать и разъяснять законодательные акты предоставить исключительно органам, их принявшим.

)Целесообразно осуществить некоторое упрощение налоговой отчетности предприятий: следует ввести один расчет, в котором бы нашли отражение все показатели финансовохозяйственной деятельности предприятия, а компьютерный контроль при приемке расчетов исключил бы возможность арифметических ошибок.

)Система налогообложения должна исключать возможность разного толкования определения налогооблагаемой базы налогоплательщиками и налоговыми органами, а это возможно лишь в условиях, когда налоговые расчеты строятся полностью или в максимальной степени на базе системы бухгалтерского учета.

)Не менее важно формировать у налогоплательщика сознательного отношения к его обязательствам перед государством и это достигается не только продуманным законодательством, но и качеством деятельности налоговых органов, компетентностью их сотрудников, работой средств массовой информации. Таким образом, одним из направлений проводимой в настоящее время в Республике Беларусь налоговой реформы является усиление контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. В решении этой задачи важная роль отводится ведению налогового учета субъектами предпринимательской деятельности как самостоятельного участка учетной работы.

Понятно, что эффективность любой налоговой системы во многом определяется административными затратами на ее обслуживание. Наиболее эффективной будет та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах по их сбору. В связи с этим в ходе совершенствования налоговой системы необходимо освободить ее от платежей, которые при незначительной доле в доходах бюджета требуют достаточно больших затрат на администрирование.

Одним из направлений совершенствования бухгалтерского учета по налогам и сборам должно стать осуществление работы по дальнейшему упрощению механизма взимания и сокращению общего количества обязательных платежей в бюджет и в первую очередь платежей из выручки, или оборотных налогов. Но, учитывая, что с позиций фискального значения эти налоговые рычаги играют важную роль как наиболее стабильный и гарантированный источник поступлений в бюджет, отмена указанных платежей в ближайшем будущем неосуществима и будет возможна лишь по мере их замещения иными источниками финансирования государственных расходов. Причем необходимо не только постепенно сокращать совокупную ставку оборотных налогов, но и не допускать введения новых.

Если говорить о совершенствовании налогового учета в организации Полоцкое РАЙПО, то здесь необходимо развивать оптимизационное налоговое планирование деятельность, направленную на минимизацию налогов, с целью увеличения чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В идеальном варианте налоги должны быть сведены к небольшой сумме. Процесс налогового планирования это совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя. От их деятельности зависит финансовое состояние предприятия в целом.

Согласно рабочего плана счетов в организации аналитический учет ведется по каждому виду налогов. К счету 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» открыты следующие субсчета:

18/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам»;

/2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»;

/3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарноматериальным ценностям, работам, услугам»;

/4 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам».

Так как зачету подлежит только налог на добавленную стоимость уплаченный, то в учете следует открыть субсчета для учета налога на добавленную стоимость, подлежащего к уплате и субсчета по учету налога на добавленную стоимость уплаченного.

Таким образом, для учета налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате, необходимо открыть следующие субсчета:

/1/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам, подлежащий уплате»;

/2/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам, подлежащий уплате»;

/3/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарноматериальным ценностям, работам, услугам, подлежащий уплате»;

18/4/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, подлежащий уплате».

Для учета уплаченного налога на добавленную стоимость организация может открыть следующие субсчета:

/1/2 «Уплаченный налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам»;

/2/2 «Уплаченный налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»;

/3/2 «Уплаченный налог на добавленную стоимость по приобретенным товарноматериальным ценностям, работам, услугам»;

/4/2 «Уплаченный налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам».

Тогда схема учета налога на добавленную стоимость, например, по товарам будет следующая:

·Оприходование товаров на покупную стоимость без налога на добавленную стоимость.

Дебет счета 10 «Сырье и материалы»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

·На сумму налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам:

Дебет счета 18/4/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, подлежащий уплате»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

·Перечисление поставщику денежных средств за приобретенный товар.

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 51 «Расчетный счет».

·Отражение налога на добавленную стоимость уплаченного.

Дебет счета 18/4/2 «Уплаченный налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам»

Кредит счета 18/4/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, подлежащий уплате».

·Принимаем к вычету уплаченный налог на добавленную стоимость.

Дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»

Кредит счета 18/4/2 «Уплаченный налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам».

Еще одним моментом усовершенствования налогового учета в организации является автоматизация работы главного бухгалтера по расчетам налогов и сборов в бюджет. Несмотря на то, что в организации установлена автоматизированная программа 1С Предприятие 7.0 или же 1С Предприятие 8, налогооблажение ведется вручную, так как проследить все изменения, связанные с налогами программа не может, для этого необходимо ее постоянное обнавление.

Исследуемое предприятие может только облегчить себе работу по ведению налогового учета и его планированию, в остальном же состояние организации зависит от налоговой системы государства, так как величина ставок налогов или предоставление тех или иных льгот устанавливается законодательно и соответствует нормативноправовым актам.

Заключение

Налоги обязательные индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Им отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В современном обществе налоги стали основным источником доходов государственного бюджета. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научнотехнический прогресс.

Основным законодательным актом, регулирующим налоговые отношения в Республике Беларусь, является Налоговый Кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года №166З, который устанавливает систему налогов, сборов, взимаемых в республиканский и местные бюджеты, а также основные принципы налогообложения в Республике Беларусь.

Также нормативноправовое регулирование вопросов налогообложения составляют решения Совета Министров Республики Беларусь и нормативные правовые акты уполномоченных органов республиканского и местного управления. К ним относятся постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета», постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 года №19 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь», закон Республики Беларусь от 16 июля 2007 года №259З «О ратификации протокола между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг» и другие.

Налогоплательщики обязаны в установленном порядке перечислять в бюджет и внебюджетные фонды более 20 платежей. Налоговым законодательством, методическими указаниями, инструкциями предусмотрены сроки их уплаты, порядок представления отчетности налоговой инспекции и соответствующим бюджетным и внебюджетным фондам, нарушение которых влечет наложение серьезных финансовых санкций.

В курсовой работе по данным организации Полоцкое РАЙПО изучены основные экономические показатели деятельности предприятия, учет расчетов по налогам и сборам, нормативноправовая база, регламентирующая данный участок бухгалтерского учета, а также изучена отчетность по расчетам с бюджетом.

Предметом деятельности Полоцкого РАЙПО является производство и реализация сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления, выполнение различного рода работ и услуг другим предприятиям и населению.

Полоцкое районное потребительское общество является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, руководствуется в своей деятельности законодательством Республики Беларусь, постановлениями, распоряжениями правления Белкоопсоюза, облпотребсоюза и Уставом Общества. Общество на добровольной основе входит в Витебский областной союз потребительских обществ.

В Полоцком РАЙПО для бухгалтерского учета налогов и отчислений используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», где обобщается информация о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с дохода ее персонала.

В организации уплачиваются следующие виды налогов и сборов:

Налоги и сборы, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг земельный налог, отчисления в инновационный фонд.

Налоги и сборы, исчисляемые из выручки организации налог на добавленную стоимость, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

Налог на добавленную стоимость по приобретенному имуществу.

Налоги и сборы, исчисляемые из прибыли налог на недвижимость, часть прибыли (дохода) государственного унитарного предприятия, государственного объединения, хозяйственного общества.

В бухгалтерском учете сведения о начисленных и оплаченных налогах и сборах обобщаются в журналеордере №8. После данные переносятся в Главную книгу.

По окончании отчетного периода бухгалтер должен заполнять регистры и подавать их в налоговый органы.

Регистры налогового учета представляют собой документы для систематизации и накопления учетных данных, которые помещаются в принятых к учету первичных документах об элементах налоговой базы за отчетный период.

По данным Главной книги в конце отчетного периода составляется бухгалтерская и статистическая отчетность.

Ее сущность заключается в обобщении данных бухгалтерского учета в виде экономических показателей, удобных для восприятия и использования внутренними и внешними пользователями.

Организация составляет бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.

Проанализировав учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в организации Полоцкое РАЙПО можно говорить о том, что здесь необходимо развивать оптимизационное налоговое планирование деятельность, направленную на минимизацию налогов, с целью увеличения чистой (нераспределенной) прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В идеальном варианте налоги должны быть сведены к небольшой сумме. Процесс налогового планирования это совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя. От их деятельности зависит финансовое состояние предприятия в целом.

В учете следует открыть субсчета для учета налога на добавленную стоимость, подлежащего к уплате и субсчета по учету налога на добавленную стоимость уплаченного, так как зачету подлежит только налог на добавленную стоимость уплаченный.

Также еще одним путем усовершенствования в организации учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам должна стать автоматизация учета. Несмотря на то, что в организации установлена автоматизированная программа 1С Предприятие 7.0 или 8, налогооблажение ведется вручную, так как проследить все изменения, связанные с налогами программа не может, для этого необходимо ее постоянное обновление.

Список литературы

1)Заяц, Н.Е. Налоги и налогообложение: Учеб. для вузов / Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, Т.И. Василевская; Под общ. ред. Н.Е. Заяц. Минск: Выш. шк., 2004. 303с.

2)Ладутько, Н.И. Бухгалтерский учет в промышленности: учеб. пособие/ Н.И. Ладутько. Минск: Книжный Дом, 2005. 688 с.

)Налоговое планирование в учетной политике организации и пути оптимизации налогообложения: Бух. учет и анализ/ 2004. №10. С.1619.

)11 Налоговое законодательство Республики Беларусь: каким ему быть: бухгалтерский журнал / Бухгалтерский учет и анализ. 2009, №8. С.32.

)12 Налоговый кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года, одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года, Закон Респ. Беларусь, 19 декабря 2002 г., № 166З

6)Пономаренко, П.Г. Бухгалтерский учет, анализ и аудит: учебное пособие/ П.Г. Пономаренко, А.В. Медведев, А.Н. Трофимова под общей ред. П.Г. Пономаренко. 2е изд.

)Полоцкий районный исполнительный комитет.Официальный сайт

<polotsk.vitebskregion.gov.by/ru/ekonomika/92498442>