2832.Учебная работа .Тема:Понятие аудиторского финансового контроля, его задачи

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...

Тема:Понятие аудиторского финансового контроля, его задачи»,»

Оглавление

Введение

1. Понятие аудиторского финансового контроля, его задачи

. Нормативные акты, регулирующие аудиторский финансовый контроль

3. Организация аудиторской деятельности в Российской Федерации

. Случай обязательного проведения аудиторских проверок

Заключение

Библиография

Введение

Потребность в создании института профессионального независимого контроля возникла в результате развития предпринимательства.

Из истории аудита следует, что впервые его прообраз возник в Англии в начале ХIХ в. В 1880 г. в Англии был создан институт присяжных бухгалтеров, который проводил методическую работу и приступил к разработке аудиторских стандартов.

В России к концу 1980 гг. фактически сформировался рынок аудиторских услуг. Заметное место на этом рынке занимают сегодня отечественные компании, крупнейшие из которых имеют весьма устойчивое положение и заслуженный авторитет у клиентов Поэтому в настоящее время можно говорить о достаточном развитии аудита как профессиональной деятельности.

На протяжении более чем семи с половиной лет регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993г. Согласно п. 2 этого Указа Временные правила действуют до момента принятия федерального закона призванного регулировать аудиторскую деятельность.

августа 2001 г. Президентом РФ подписан федеральный закон №119ФЗ «06 аудиторской деятельности», который вступил в силу 09 сентября 2001 г. Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. 164ФЗ «0 внесении изменений и дополнений в федеральный закон «06 аудиторской деятельности». были уточнены отдельные положения Закона об аудиторской деятельности, в том числе его внутренние ссылки, были устранены существовавшие в Законе погрешности. В основном поправки носили несущественный характер и касались допущенных в первой редакции Закона технических и грамматических ошибок. Необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в РФ была вызвана тем, что Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившиеся условия на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни.

Таким образом, можно говорить о том, что с принятием Федерального закона «06 аудиторской деятельности» в РФ начался новый этап развития аудита.

Целью написания данной курсовой работы является раскрытие основных положений касающиеся регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Из данной цели вытекают следующие задачи написания данной курсовой работы, к которым относятся: 1) необходимость раскрыть понятие аудиторского финансового контроля, определить его задачи; 2) проанализировать нормативную базу на основании которой осуществляется правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации; 3)установить случай обязательного проведения аудиторских проверок;

1. Понятие аудиторского финансового контроля, его задачи

Государство не может реализовать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами, а также не осуществляя соответствующий контроль за законным их формированием и расходованием.

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Названая функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных трудовых финансовых ресурсов и природных богатств сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение, расточительности, бесхозяйственности,

Контрольная функция финансов проявляется через многогранную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, те, в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Финансовый контроль это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, что не исключает, а предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью. Он охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования. Финансовый контроль это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности и призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность , выявлять факты злоупотреблений и хищений товарноматериальных ценностей и денежных средств.

Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различным субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами) в значительной степени зависит от их взаимодействия.

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законно закреплены в Конституции РФ и иных нормативноправовых актах.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни другие отрицательные последствия.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре до ведения до сведения граждан в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансовоплановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 7 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает. что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Основными финансво плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда и иных государственных внебюджетных фондов; финансово плановым актом бюджетной организации смета, баланс доходов и расходов финансово плановый акт с производственных организаций.

Наряду с названными общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на соответствующих специфических принципах. Мировое общество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации финансового контроля к реализации которого стремится каждое цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Ламской декларации ИНТОСАИ (международная организация контрольных органов): независимость и объективность, компетентность и гласность.

Независимость контроля должна быть обеспечена: а) финансовой самостоятельностью контрольного органа; б) более длительными по сравнению с парламентским сроками полномочий руководителей органов контроля; в)закреплением в конституции их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров в общественностью и средствами массовой информации.

Их этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе: результативность, четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность и доказательность информации, проведенной в актах проверок и ревизий; превентивность; презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц.

Таким образом базовыми задачами аудиторского финансового контроля являются осуществление проверки организации по своевременному и точному планированию, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

2. Нормативные акты, регулирующие аудиторский финансовый контроль

аудиторский проверка законность финансовый

Согласно ст.2. Закона «Об аудиторской деятельности» Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.

На основании и во исполнение настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности.

Непосредственно Законом об аудите предусмотрено принятие Правительством РФ следующих актов:

·порядка проведения открытых конкурсов на заключение договора оказания аудиторских услуг организациям, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов.

·федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

·положения об уполномоченном федеральном органе, осуществляющем государственное регулирование аудиторской деятельности.

В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Федеральному закону или иному федеральному закону применяется настоящий Федеральный закон или соответствующий федеральный закон. Одним из главных нормативных актов регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации является постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 80

«О лицензировании аудиторской деятельности», согласно которому лицензирование осуществляется Министерством финансов РФ. Лицензия выдается сроком на пять лет при соблюдении ряда установленных требований, в том числе, необходимо наличие квалифицированного аттестата аудитора, осуществление предпринимательской деятельности только в виде аудита и оказания, сопутствующих аудиту услуг, обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну и иные условия. Министерство финансов РФ с целью соблюдения лицензиатами названных лицензионных требований проводит проверки их деятельности. Срок данной проверки не может превышать 45 дней. Лицензирующий орган не вправе проводить более одной проверки аудиторской организации (индивидуального аудитора) в течение одного календарного года по одним и тем же вопросам, за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов. В случае выявлений нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроком их устранения.

Аудиторская деятельность так же руководствуется федеральными правилами (стандарты) аудиторской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696) (с изменениями от 4 июля 2003 г., 7 октября 2004 г.)

Данные правила устанавливают цель аудиторской деятельности и ее принципы основополагающие начала аудиторской деятельности. Правила так же установлены в отношении документирование аудита, планирование аудита, существенности в аудите, аудиторских доказательств, аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности, в отношении внутреннего контроля качества аудита, в отношении оценки аудиторских рисков и внутреннего контроля, осуществляемого аудируемым лицом, в отношении аудиторской выборки и др.

К нормативно правовым актом регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации относится так же Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 «»О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»» , которое утверждает правила обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона «»Об аудиторской деятельности»», на аттестаты, предусмотренные указанным Федеральным законом; Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1560 «»Об аудиторских проверках Государственного фонда занятости населения Российской Федерации»»,Постановление Правительства РФ от 4 июня 1997 г. N 667″»О проведении аудита Пенсионного фонда Российской Федерации»» Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 482″»Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации»» (с изменениями от 21 июля 1997 г., 27 апреля 1999 г.,6 февраля 2002 г.) данное постановление применяется с установленными ограничениями; Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 1998 г. N 1034р (с изменениями от 11 декабря 1998 г.) « О проведении ежегодных аудиторских проверок» и др.

. Организация аудиторской деятельности в Российской Федерации

Как указывалось выше одним из основных нормативно правовых актов регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации является

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119ФЗ «»Об аудиторской деятельности»» (с изменениями от 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г.)

Согласно Закону (ст.1) аудиторская деятельность, аудит предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Безусловной новацией в Законе является разграничение понятий аудита и сопутствующих аудиту услуг. К аудиту отнесена деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц организаций или индивидуальных предпринимателей, Под сопутствующие услуги попали постановка, ведение и восстановление бухучета, составление отчетности, консультирование (бухгалтерское, налоговое, экономическое, финансовое, управленческое, правовое и пр.); анализ финансово хозяйственно деятельности предприятий; автоматизация бухучета; составление бизнес плана; маркетинг; бухучет; обучение аудиту и пр. Соответственно на осуществление каждого из этих видов деятельности требуется получить лицензию (на соответствующие услуги в том случае, когда они подлежат лицензированию в соответствии с законодательством).

Законом определено, что аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданскоправового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Закон содержит перечень прав и обязанностей аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Отдельно отметим пп.3, п. 2 ст. 5, в котором содержится требование представлять клиенту,аудиторское заключение вовремя.

Обязанности аудируемых лиц: вовремя находить себе аудитора и своевременно заключать с ним договор, создавать аудиторской организации условия для работы, предоставлять проверяющим необходимую информацию и разъяснения, не создавать аудиторам неоправданных ограничений, оперативно устранять выявленные аудиторами нарушения и др.

Закон вводит нормы, предусматривающие случай обязательного аудита.

В Законе впервые законодательно закреплено понятие аудиторская тайна.. Дело в том, что большое значение как для аудитора, так и для аудируемого лица имеет вопрос конфиденциальности информации при проведении аудита. Во Временных правилах этому вопросу было уделено недостаточно внимания. Видимо это обстоятельство способствовало тому, что у аудиторов порой возникали сложные ситуации. Само понятие .аудиторская тайна было введено ранее частью первой Налогового кодекса РФ.

Детально был расписан порядок использования информации, получаемой в ходе аудиторских проверок, а также и при осуществлении контроля качества в отношении индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. предусмотрена ответственность за разглашение аудиторской тайны.

Аудит один из немногих видов деятельности, где соблюдение норм морали и нравственности не доблесть, а необходимое условие профессии.

В соотвётствии с законом аудиторы обязаны хранить тайну об операциях проверяемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Аудиторские организации обязаны обеспечить сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций которым оказывались аудиторские или сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Вместе с тем формулировка «случаи, предусмотренные федеральными законами», достаточно размыта. Поэтому обоснованные опасения практикующих аудиторов и их клиентов вызывает отсутствие четкого регламента получения от аудиторов информаций органами государственной власти в рамка осуществления последним своих полномочий.

В соответствии с Законом об аудите предполагается допуск иных нежели сами аудиторы лиц к рабочим документам аудиторской проверки. С целью проверки качества аудита получить право ознакомиться с рабочими документами могут сотрудники так называемого уполномоченного федерального органа или те, кому такой орган делегирует свои полномочия по проверке. В Законе оговаривается, что и в этом случае должна сохраняться конфиденциальность подобных сведений. Закон предусматривает также норму, в соответствии с которой как те, кто аудирует, так и те кого аудируют, вправе потребовать возмещения убытков от тех, кто оказался виновен в разглашении конфиденциальной информации. Помимо проверок качества предусматривается еще один законный способ, передачи аудиторской информации «на сторону» исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ.

Очень важно то, что в Законе приводятся легальное определение и принципы действия такого важного инструмента работы аудитора и контроля за его деятельностью, как правила (стандарты) аудиторской деятельности. Этот вопрос не был освещен ранее.

При этом Положением о Комиссии по аудиторской деятельно при Президенте Российской федерации, утвержденным распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 было определено, что Комиссия имеет право разрабатывать стандарты аудиторской деятельности и связанных с ее осуществлением услуг.

Законом установлено, что правила (стандарты) аудиторской деятельности единые требования к порядку аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. При этом правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Законом установлено, что федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ и обязательны для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано что они имеют рекомендательный характер.

Существенной новацией Закона является понятие «заведомо ложное аудиторское заключение» под которым понимается аудиторское заключение, составленное без аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное заключение признается таковым только по решению суда.

В Законе уделяется внимание вопросам страхования при проведении обязательного аудита. В мировой практике принято в обязательном порядке страховать гражданскоправовую ответственность за причинение вреда в результате выполнения аудитором профессиональных обязанностей. Риск не выявления ошибки существует всегда. Даже признанные во всем мире фирмы порой не избегают участи быть подвергнутыми судебным разбирательствам за непрофессионально проведенный аудит. Так, ст. 13 закона предписывает аудиторским организациям страховать риск ответ ответственности за нарушения договора

В связи с этим активно обсуждается вопрос о порядке применения норм нового Закона, регламентирующих порядок проведения внешнего контроля качества оказываемых аудиторами услуг.

Систему проверки качества работы внешними проверяющим устанавливает уполномоченный федеральный орган, который может проводить такие проверки своими силами или делегировать право их проведения аккредитованным профессионально аудиторским объединениям, правда, только в отношений участников этих объединений.

Законом предусмотрено также создание совета по аудиторской деятельности при Уполномоченном федеральном органе. Указано, что совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений В состав совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, регулирующих профессиональную деятельность организаций, подлежащих обязательному аудиту, Банка России, пользователи аудиторских услуг

Основные функции совета по аудиторской деятельности принятие участия в подготовке документов, подлежащих утверждению федеральным органом, разработка и пересмотр правил (стандартов) аудиторской деятельности. Совет должен также рассматривать обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных объединений и выносить соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа

Аудиторская организация или индивидуальный аудитор, лишенные лицензии, подлежат автоматическому исключению из состава всех аккредитованных объединений, в которые они входят, и в течение некоторого срока аудиторские организации не вправе вступать в такие объединения повторно (п. 5 ст. 20).

Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должна составлять не менее 51% общего состава совета, что позволит представителям профессии активно участвовать в подготовке и принятии решений.

Законом предусмотрена ответственность аудиторов за осуществление своей основной (аудиторской) деятельности, а также в установленных законодательством случаях при оказании некоторых видов сопутствующих услуг без наличия соответствующей лицензии (ст. 21)

Так, аудиторская деятельность аудиторской организацией или индивидуальным аудитором без получения соответствующей лицензии влечет взыскание штрафа с аудиторской организации или индивидуального аудитора в размере от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом.

Уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения и препятствование его проведению влекут взыскание штрафа с организации и индивидуального предпринимателя в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом. Предусмотрен порядок взыскания штрафов.

Закон содержит два основных требования, предъявляемых к соискателям аудиторского аттестата: образование и стаж работы. Образование соискателей должно быть экономическим или юридическим и только высшим. Более того, это образование должно быть получено непременно в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную лицензию (абз. 2 п. 2 ст. 15). В соответствии с Законом предполагается выдавать аудиторский аттестат без ограничения срока его действия

Аудиторская деятельность регламентируется стандартами правилами, опираясь на которые аудитор проводит проверку.

Согласно ст.9 Закона «Об аудиторской деятельности» стандарты аудиторской деятельности единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценке его квалификации. Система стандартов должна содержать два уровня: федеральные стандарты и принимаемые в соответствии с ними внутренние. Федеральные стандарты утверждаются Правительством РФ и обязательны для всех аудиторов и юридических лиц.

4. Случай обязательного проведения аудиторских проверок

Согласно ст.7 Закона РФ «Об аудиторской деятельности» Обязательный аудит ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

) организация имеет организационноправовую форму открытого акционерного общества;

) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи, согласно которой аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

Законом об аудите закреплен на уровне федерального закона перечень случаев осуществления обязательного аудита. Ранее текст Временных правил прямо не определял полный перечень объектов обязательного аудита, а поручал решить этот вопрос Правительству Российской Федерации по представлению Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Указанный перечень был реализован Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1355 и в дальнейшем корректировался. Круг объектов обязательного аудита был существенно расширен Постановлением Правительства РФ от 29 января 2000 г. N 81 «»Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий»».

Закон об аудите в этой части является актом прямого действия. Перечень подобных объектов может быть дополнен только другими федеральными законами.

В качестве примера можно привести следующие федеральные законы, в которых закреплено обязательное проведение аудита: это

·Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156ФЗ «»Об инвестиционных фондах»», который в ст.49 предусмотрен обязательный аудит управляющей компании паевого инвестиционного фонда, независимо от ее организационноправовой формы (она может быть открытым или закрытым акционерным обществом, обществом с ограниченной (дополнительной) ответственностью);

·Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193ФЗ «»О сельскохозяйственной кооперации»» в котором ст.32 предусмотрено проведение обязательной аудиторской проверки деятельности сельскохозяйственного кооператива каждый второй финансовый год, а в кооперативе, балансовая стоимость имущества которого превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, каждый финансовый год;

·Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190ФЗ «»О финансовопромышленных группах»» устанавливает обязательность ежегодного проведения аудиторской проверки деятельности финансовопромышленной группы, а также в соответствии со статьей 17 закона обязательную аудиторскую проверку вправе назначить полномочный государственный орган по регулированию деятельности ФПГ;

·Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164ФЗ «»О лизинге»» устанавливает право лизингодателя назначать аудиторские проверки финансового состояния лизингополучателя в случае нарушения лизингополучателем своих обязательств по лизинговым платежам.

Заключение

Рассмотрев основные положения касающиеся организации аудиторской деятельности в Российской Федерации можно сделать следующий вывод:

В настоящее время основным нормативно правовым актом регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации является Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г.)

С принятием данного закона российские аудиторы получили уточненную правовую базу и эффективная реализация Закона должна способствовать дальнейшему развитию и укреплению аудита в России, повышению его авторитета в мировом сообществе. Успех этого дела будет зависеть от совместной конструктивной работы аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и заинтересованных государственных органов, направленной на развитие аудита в России

Библиография

1.Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г.)

.Постан6овление Правительства РФ от 16.02.2008 N 80 «Об утверждении положения о лицензировании аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 25.02.2008, N 8, ст. 737Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696) (с изменениями от 4 июля 2003 г., 7 октября 2004 г.)

.Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 «»О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»»// «»Собрание законодательства РФ»», 11.02.2002, N 6, ст. 583

.Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1560 «»Об аудиторских проверках Государственного фонда занятости населения Российской Федерации»»// «»Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»», N 8, 1998

.Постановление Правительства РФ от 4 июня 1997 г. N 667″»О проведении аудита Пенсионного фонда Российской Федерации»»// «»Собрание законодательства РФ»», N 23, 09.06.1997, ст. 2695,

.Комментарий к ФЗ «Об аудиторской деятельности», под ред В.Ю, Скобарева и др./справочная правовая система Гарант

.«Правовые основы бухгалтерского, налогового учета и аудита» М.2002г.

.Финансовое право, под ред. Е.Ю. Грачевой,Г.П. Толстопятенко, М.2004г.