Учебная работа № /8268. «Диплом Современное мифотворчество: социально-философский анализ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Учебная работа № /8268. «Диплом Современное мифотворчество: социально-философский анализ

Количество страниц учебной работы: 124
Содержание:
Введение 3
Глава I. МЕСТО МИФА В СОЗНАНИИ ОБЩЕСТВА
1.1. Миф в контексте человеческого знания 15
1.2. Условия современного мифотворчества и типология возникающих
мифов 43
Глава II. МИФОТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
2.1. Социальный миф как средство манипуляции сознанием общества 67
2.2. Мифотворчество в структуре политических технологий 87
Заключение 110
Библиография
1 Автономова, Н.С. Миф: хаос и логос / Н.С. Автономова // Заблуж¬дающийся разум? Многообразие вненаучного знания — М.: Полит¬издат, 1990.
2 Афанасьев, А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература / А.Н. Афанасьев. — М.: Советская Россия, 1986.
3 Афанасьев, А.Н. Происхождение мифа / А.Н. Афанасьев. — М.: Ин-дрик, 1996.
4 Афанасьев, В.Г. Системность и общество / М.: Политиздат, 1980;
5 Ахундов, М.Д. Картина мира: от мифа к науке / М.Д. Ахундов // Природа, 1987. — № 12. — С. 58.
6 Байбурин, А.К. Семиотический статус вещей и мифология / А.К. Байбурин // Материальная культура и мифология. — Л.: Наука, 1981.-С. 215.
7 Балла, О.А. Религия, магия миф: современные философские ис¬следования / О.А. Балла // Вопросы философии. -1996. — №4. — С. 13.
8 Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.
9 Бонди, Г. Гипотезы и мифы в физической теории / Г. Бонди.- М.: Мир, 1972.
10 Ваганов, А.Г. Мифологическое мышление и сетевые коммуникаци¬онные технологии / А.Г. Ваганов // Мир психологии. — М.- 2003.-№3(35).-С. 62.
11 Винер, Д.Р. Экологическая идеология без мифов / Д.Р. Винер // Во¬просы философии. — 1995. — № 5. — С. 82.
12 Геде, А. Миф и философское знание/ А. Геде // Философские нау¬ки. — 1968. — №6.-С. 18.
13 Голосовкер, Я.Э Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. — М.: Наука, 1997.

114
14 Горячева, А.И., Макаров М.Г. Мифология как форма общественно¬го сознания и ее место в структуре форм сознания /А.И. Горячева, М.Г. Макаров // Актуальные проблемы общественного сознания и духовной культуры. Таллин, 1980.
15 Грачев, Г.В. Личность и общество: информационно — психологиче¬ская безопасность и психологическая защита / Г.В. Грачев. — М.: ПЕР СЭ, 2003.
16 Грушин, Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования / Б.А. Грушин. — М.: Политиздат, 1987.
17 Грушин, Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов обществен¬ного мнения: Очерки массового сознания россиян времен Хруще¬ва, Брежнева, Горбачева и Ельцина / Б.А. Грушин // собр. соч.: в 4-х кн. [Кн.1]: Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева. М.: Прогресс-традиция, 2001.
18 Гуггенбюль-Крейг, А. Наивные старцы. Анализ современных ми¬фов/ А. Гуггенбюль — Крейг. — Спб.: Б.С.К., 1997.
19 Гуревич, П.С. Мифология наших дней / П.С. Гуревич // Свободная мысль. — 1992. — № 11. — С. 16.
20 Гуревич, П.С. Социальная мифология / П.С. Гуревич — М.: Мысль, 1983.
21 Духовное производство и его специфика: Сборник научных статей / Под ред. В. И. Нехаева. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000 г.
22 Евгеньева.Т.В. Социально-психологические основы формирования политической мифологии / Т.В. Евгеньева // Современная полити¬ческая мифология: содержание и механизмы функционирования. -М.-.РГГУ, 1996.-С. 23.
23 Елсуков, А.Н. Познание и миф / А.Н. Елсуков. — Минск: изд-во БГУ, 1984.

115
24 Емельянова, П.П. Социальный миф и психология познания: тради¬ции и перспективы исследований/ П.П. Емельянова // Культура и ценности. -Тверь, 1992. — С. 41.
25 Ермаков, ЮА Социально-политические манипуляции лично¬стью: сущность, технология, результаты: Автореф. дис.докт. фи-лос наук/ Ю.А. Ермаков; УГУ. — Екатеринбург, 1995;
26 Заводюк, В.Г. Политический миф: инвариант и процессы транс¬формации: Автореф. дис.канд. филос. Наук/ В.Г. Заводюк; Высш. Шк. МВД РФ. — Саратов, 1996.
27 Ибрагимова, В.Г. Современная политическая мифология: Автореф. дис…. канд. филос. наук/ В.Г. Ибрагимова; МПУ. — М.; 1993.
28 Ибрагимова, Д.Х. НЭП и перестройка: Массовое сознание сел. на¬селения в условиях перехода к рынку / Д.Х. Ибрагимова / Моск. гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова. М.: Памятники ист. мысли, 1997.
29 Ивушкина, Е.Б., Несмеянов, Е.Е. Современная мифология / Е.Б. Ивушкина, Е.Е. Несмеянов. — Ростов н/Д: СКИАПП, 2000.
30 Ионов, И.Н. Историческое бессознательное и политический миф (историографический очерк) / И.Н. Ионов // Современная полити¬ческая мифология: содержание и механизмы функционирования: [Сб.]/ сост. А.П. Логунов, Т.В.Евгеньева.- М.: РГГГУ, 1996.
31 Канетти, Э. Масса и власть / Э. Канетти. — «Ad Marginem». — М.; 1997.
32 Кара — Мурза, С.Г. Вырвать электроды из нашего мозга / С.Г. Кара-Мурза. — М.: Паллада, 1994.
33 Кара-Мурза А.А. Между «Империей» и «Смутой»: избр. соц -филос. публицистика / А.А. Кара-Мурза. — Рос. акад. наук, ин-т фи¬лософии. — М.: ИФРАН, 1996.
34 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. — М.: Изд-во Эксмо, 2003.

116
35 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Светлый миф о частной собственности / С.Г. Кара-Мурза // Социально-гуманитарные зна¬ния, 2003. — №3. — С. 23.
36 Кара-Мурза, С.Г. После перестройки: Интеллигенция на пепелище родной страны / С.Г. Кара-Мурза. — М.: Былина, 1995.
37 Кассирер, Э. Техника политических мифов / Э.Кассирер // Октябрь. -№7, 1993.-С. 153.
38 Кемпбелл, Дж. Тысячеликий герой / Дж. Кемпбелл. — М.: «Рефл-бук», «ACT», К.: «Ваклер», 1997.
39 Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой филосо¬фии)/Ф.Х. Кессиди. — М.: Мысль, 1972.
40 Коммунистическая партия Российской Федерации: материалы II Чрезвычайного съезда. М.: 1993.
41 Корсаков, С.Н. Цивилизационныи кризис и перспективы новой идеологии в России / С.Н. Корсаков // Полигнозис, 1999, №4. — С. 47.
42 Косарев, А.Ф. Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость / А.Ф. Косарев. — М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.
43 Кощей, Л.А. Общественное сознание: проблемы, решение, поиск / Л.А. Кощей // Алт. гос. ун-т. — Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1995.
44 Кравченко, И.И. Политическая мифология: вечность и современ¬ность / И.И. Кравченко // Вопросы философии, 1999. -№1. -С. 3.
45 Кулакова, Т.А. Противоречия массового политического сознания населения современной России: Автореф. дис. …канд. полит, наук /Т.А. Кулакова; Спб, СпГТУ, 1995.
46 Лебедев, В.П. Научные принципы и современные мифы / В.П. Ле¬бедев. — М.: Знание, 1981.
47 Леви-Брюль, Л. Сверхъестестественное в первобытном мышлении / Л. Леви- Брюль. — М.: Педагогика — пресс, 1994.

117
48 Левин, А.Е. Миф, технология, наука / А.Е. Левин // Природа, 1977. -№ 3. — С. 87.
49 Леви-Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. — М.: Тер-ра-Книжный клуб; Республика, 1999.
50 Леви-Строс, К. Структура мифов / К. Леви-Строс // Вопросы фило¬софии, 1970. — № 7. — С. 152.
51 Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. — М.: Наука, 1985.
52 Лесков, Л.В. Виртуальность мифа и виртуальность синергетики как антиподы / Л.В. Лесков // Вестник МГУ, 2000. — №1. — С. 46.
53 Лифшиц, М.А. Мифология древняя и современная / М.А. Лившиц. -М.: Наука, 1980.
54 Лобок, A.M. Антропология мифа/A.M. Лобок. — Екатеринбург, 1997.
55 Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев // Самое само. — Сочи¬нения. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
56 Лосев, А.Ф. Из ранних произведений / А.Ф. Лосев. — М.: Правда, 1990.
57 Лосева, И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному позна¬нию / И.Н. Лосева // Вопросы философии, 1992. — №7. — С. 64.

58 Малиновский, Б. Магия, наука и религия / Б. Малиновский. — М.: Рефл-бук, 1998.
59 Манхейм, К. Идеология и утопия: Специализир. информ. по обще-акад. прогр. «Человек, наука, общество: комплексные исслед.» / К. Манхейм. — М.: ИНИОН, 1991.
60 Манхейм, К. Человек и общество в век преобразования / К. Ман-гейм. — М.: ИНИОН, 1991.
61 Матвеева, С.Я. Рациональное и мифологическое сознание в куль¬туре советского общества / С.Я. Матвеева // Культура и личность: проблема социальной активности. — М.; 1990.

118
62 Мелетинский, Е.М. Аналитическая психология и проблема проис¬хождения архетипических сюжетов / Е.М. Мелетинский // Вопросы философии, 1991. — № 10. — С. 41.
63 Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. — М.: «Вос¬точная литература», РАН, 2000.
64 Миф и мифологическое сознание / Материалы «круглого стола» // Вопросы философии, №7. — 1986. — С. 149.
65 Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./ гл. ред. С.А. Токарев -М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1997. -Т.1.
66 Могильнер, М. Мифология «подпольного человека»: радикальный микрокосм в России начала XX века как предмет семиотического анализа / М Могильнер. — М.: Новое лит. Обозрение, 1999.
67 Московичи, С. Век толп (исторический трактат по психологии масс) / С. Московичи. — М.: «Центр психологии и психотерапии», 1996.
68 Найдыш, В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание / В.М. Найдыш // Вопросы философии, 1994. — №2. — С. 45.
69 Ницше, Ф. Сочинения: В 2 т.: Т.1. М.: Мысль, 1996.
70 Ницше, Ф. Сочинения: В 2 т.: Т.2. М.: Мысль, 1996.
71 Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. — М.; Харьков: ЭКСМО-пресс; 1998.
72 Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и дополн. -МН.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001.
73 Норман, Д. Символизм в мифологии / Д. Норман. — М.: Мысль, 1997.
74 Оботурова, Г.Н. Философия мифа / Г.Н. Оботурова. — Моск. пед. гос. ун-т., Волог.пед. ун-т. — Вологда: Русь, 1998.
75 Общественное сознание и его формы / под ред В.И. Толстых. — М.: Политиздат, 1986.

119
76 Опенков, М.Ю., Гомаюнов, С.А. Внушаемость и архаическое созна¬ние в истории / М.Ю. Опенков, С.А. Гомаюнов // Истины и ценности на рубеже XX — XXI веков. — М.; 1992. — С. 227.
77 Орлов, Д. Переживание мифа / Д. Орлов // Человек, 1993. — №4. -С. 28.
78 Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / X. Ортега и Гассет // Эстети¬ка. Философия культуры. М; 1991. — С. 16.
79 Парфенов, А.И. Политическая мифология / А.И. Парфенов. — Са¬ратов, 1996.
80 Пашинина, Д.П. Миф как основание и феномен культуры (миф- со¬вокупность базисных бессознательных, коллективных представле¬ний) / Д.П. Пашинина // Мир психологии. — М.; 2003. — №3(35). — С. 57.
81 Пашинина, Д.П. Неопределенность мифа и особенности организа¬ции мифопоэтической картины мира / Д.П. Пашинина // Вестник МГУ. Сер. 7 Философия. — 2000. — № 6. — С. 88.
82 Петеренко, В.Ф., Митина, О.В. Психосемантический анализ дина¬мики общественного сознания: На материале политического мен¬талитета / В.Ф. Петренко, О. В. Митина. — М.: изд-во МГУ, 1997
83 Пивоев, В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира / В.М. Пивоев. — Петрозаводск, 1991.
84 Пивоев, В.М. Функции мифа в культуре мира / В.М. Пивоев // Вест¬ник Моск. Ун-та. — Сер.7- Философия, 1993. — №3. — С. 29.
85 Плотников, Н.С. Кристоф Ямме. Пределы и перспективы совре¬менных философских теорий мифа / Н.С. Плотников // Вопросы философии, 1993. — №5. -С. 188.
86 Полосин, B.C. Миф. Религия. Государство: исслед. Полит, мифоло¬гии / В. С. Плотников. — М.: Ладомир, 1999.

120
87 Попов, Я.Н. Трансформация структур мифологического опыта в политике и политогенезе: автореф. дис. …канд. филос. наук /Я.Н. Попов. — Уссурийск, 2002.
88 Поппер, К. Магия мифа / К. Поппер // Alma mater: Вестник высшей школы, 1994. — №3. — С . 56.
89 Потебня, А.А. Слово и миф. / А.А. Потебня. — М.: Правда, 1989.
90 Прокофьев, В.Ф. Тайное оружие информационной войны: атака на подсознание / В.Ф. Прокофьев. — М.: СИНТЕГ, 2003.
91 Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. -М.: Лабиринт, 2000.
92 Пятигорский, A.M. Мифологические размышления: Лекции по фе¬номенологии мифа / A.M. Пятигорский. — М.: Языки русской культу¬ры, 1996.
93 Радьяр, Д. Планетаризация сознания: от индивидуального к цело¬му / Д. Радьяр. — М.; 1995.
94 Райков, В.Л. Психологические истоки мифа и его эволюционный смысл / В.Л. Райков // Мир психологии, 2003. — №3(35). — С. 42.
95 Райх, В. Психология масс и фашизм / В. Райх. — Спб.: Унив. Кн., 1997.
96 Режабек, Е.Я. Становление мифологического сознания и его когни-тивности / Е.Я Режабек// Вопросы философии, 2002. — №1. — С. 52.
97 Розин, В. М. Миф как понятие и реальность / В. М. Розин // Мир психологии, 2003. — №3(35). — С. 12.
98 Рузавин, А. Наука, паранаука и миф / А. Рузавин // НТП: Мифы и реальность. ИФ АН СССР. М., 1991.
99 Русакова, Н.В. Гениалогия и структура политического мифа: Авто¬реф. дис. … канд. филос. наук / Н.В. Русакова. — Ин-т философии и права Екатеринбург, 1996.

121
100 Сайко, Э.В. Миф — феномен социальной эволюции, этап станов¬ления и способ организации мышления / Э.В. Сайко // Мир психо¬логии, 2003. — №3(35). — С. 3.
101 Свасьян, А.К. Философия символических форм Э. Кассирера / А.К. Свасьян. — Ереван: изд. АН АрмССР, 1989.
102 Серов, Н.В. Хроматизм мифа / Н.В. Серов. — Л.: Васильевский остров, 1990.
103 Сравнительная мифология: Теорет.курс авториз.излож. / Моск. экстер.гуманит. ун-т. М.: Акад. Изд-во МЭГУ, 1994.
104 Стеблин-Каменецкий, М.И. Миф / М.И. Стеблин-Каменецкий. — М.; Л.: Наука, 1976.
105 Судас, Л.Г. Массовое сознание: в поисках новой парадигмы / Л.Г. Судас. — М.; Лабиринт, 1996.
106 Сумерки богов: [сборник] / Ницше Ф., Фрейд з., Фромм Э. И др.; М.: Политиздат, 1989.
107 Тахо-Годи, А.А. От диалектики мифа к абсолютной мифологии / А.А. Тахо — Годи // Вопросы философии, 1998. — №12. -С. 167.
108 Телегин, СМ. Восстание мифа / С.Н. Телегин. — М.: Век, 1997.
109 Терин, В.П. Электронное мифотворчество для всех (мозаичная информация, мифологическая действительность и наше сознание) / В.П. Терин // Мир психологии, 2003. — №3(35). — С. 75.
110 Тимофеев, М.Ю Социально-философское исследование специ¬фики и эволюции мифологического сознания: Автореф дис… канд. филос. наук/ М.Ю. Тимофеев. — ИГУ, Иваново, 1995.
111 Тихомиров, Л.А. Монархическая государственность / Л.А. Тихо¬миров. — СПб., 1992.
112 Топорков, А.Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века / А.Л. Топорков. — М.: Индрик, 1997.

122
113 Тощенко, Ж.Т. Кентавр-проблема как особый случай парадок¬сальности общественного сознания /Ж.Т. Тощенко // Вопросы фи¬лософии, 2002. — №6. -С. 29.
114 Тощенко, Ж.Т. Метаморфозы современного общественного соз¬нания: методологические основы социологического анализа / Ж.Т. Тощенко // Социс, 2001. — № 6. — С. 3.
115 Тощенко, Ж.Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности / Ж.Т. Тощенко // Социол. исслед., 2000. -№2. — С. 37.
116 Турсунов, А. От мифа к науке / А. Турсунов. — М.: Политиздат, 1973.
117 Тэйлор, Э. Первобытная культура / Э. Тейлор. — М.: Соцэкгиз, 1939.
118 Угринович, Д.М. Сущность первобытной мифологии и тенденции ее эволюции / Д.М. Угринович // Вопросы философии, 1980. — №9. -С. 135.
119 Успенский, Б.А., Лотман Ю.М. Миф-имя-культура // Б.А.Успенский Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Гнозис, 1994.
120 Философская энциклопедия. Т.З. М.: Сов. энцикл., 1964.
121 Фирсов, Н.Н. Современные политические партии и архетипы коллективного бессознательного / Н.Н. Фирсов // Современная по¬литическая мифология: содержание и механизмы функционирова¬ния. М.: РГГУ, 1996; С. 63.
122 Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности /ОМ. Фрей-денберг. — М.: Наука, 1978.
123 Фрэзер, Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж. Фрэзер.-М.: Политиздат, 1985.
124 Хевеши, М.А. Массовое общество в XX веке / М. А. Хевеши // Со¬цис, 2001.-№ 7. — С. 3.

123
125 Хевеши, М.А. Политика и психология масс / М. А. Хевеши // Во¬просы философии, 1999. — № 12. — С. 32:
126 Хевеши, М.А. Социально-политические стереотипы, иллюзии, мифы и их воздействие на массы / М. А. Хевеши // Философские науки, 2001.-№2.-С. 5.
127 Хюбнер, К. Истина мифа / К. Хюбнер. — М.:Республика, 1996.
128 Чернов, Г.Ю. Социально-массовые явления: исследовательские подходы/ Г.Ю. Чернов. -Дубна: Феникс +, 2002.
129 Черняк, B.C. Мифологические истоки научной рациональности / B.C. Черняк // Вопросы философии, 1994. — №9. — С.37.
130 Шахнович, М.И. Первобытная мифология и философия / М.И. Шахнович. -П.: Наука, 1971.
131 Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком: психология мани¬пулирования / В.П. Шейнов. — Минск: Харвест, 2003.
132 Шеллинг, Ф.В. Философия искусства / Ф.В. Шеллинг. — СПб., 1996.
133 Шестов, Л.И. Апофеоз беспочвенности (Опыт догматического мышления)/Л.И. Шестов. — М.: «Захаров», 2000.
134 Шестов, Н.И. Социально-политический миф: теоретико-методологические проблемы: Автореф. дис… д.полит.н., Саратов, 2002.
135 Шестов, Н.И. Мифологический фактор российского политическо¬го процесса / под. ред. А.И. Демидова. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999.
136 Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. — Рос¬тов н/Д: Феникс, 1997.
137 Шопенгауэр, А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1: Мир как воля и представление. — М.: Терра — Кн. клуб; Республика, 1999.

124
138 Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой исто¬рии. Т.1: Гештальт и действительность / О. Шпенглер. — М.: Мысль, 1993.
139 Щукин, В.Г. В мире чудесных упрощений (к феноменологии ми¬фа) / В.Г. Щукин // Вопросы философии, 1998. — № 11. — С. 20.
140 Щукин, В.Г. В мире чудесных упрощений (к феноменологии ми¬фа) / В.Г. Щукин // Вопросы философии. — 1998. — № 11. — С. 20.
141 Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. — М.: Инвест, 1995.
142 Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. — М.: Ренессанс, 1991.
143 Юнг, К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов / К. Г .Юнг. — М.: Порт-Рояль, 1997.
144 Юнг, К.Г. Карл Густав Юнг о современных мифах / К.Г. Юнг. — М.: Практика, 1994.
145 Юнг, К.Г. Карл Густав Юнг о современных мифах / Под ред. М.О. Оганесяна, Д.Г. Лахути. — М.: Практика, 1994.
146 Юнг, К.Г. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. — М.: Канон, 1994.
147 Юревич, А.В. Цапенко, И.П. Мифы о науке / А.В. Юревич, И.П. Цапенко // Вопросы философии, 1996. — № 9. — С. 59.
148 Ясперс, К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс. — М.: Мысль, 1990.
149 Cassirer E. the myth of the State, Dobleday and Co, New York. 1955.
150 Jamme С Gott an hat ein Gewand. Frankfurt am Main, 1991.

Стоимость данной учебной работы: 2925 руб.Учебная работа № /8268.  "Диплом Современное мифотворчество: социально-философский анализ
Форма заказа готовой работы

Укажите Ваш e-mail (обязательно)! ПРОВЕРЯЙТЕ пожалуйста правильность написания своего адреса!

Укажите № работы и вариант


Соглашение * (обязательно) Федеральный закон ФЗ-152 от 07.02.2017 N 13-ФЗ
Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.


Введите символы с изображения:

captcha

Выдержка из похожей работы

Точно так же господин
соотносится с вещью через посредство раба; раб как самосознание вообще
соотносится с вещью также негативно и снимает ее; но в то же время, она для
него самостоятельна, и поэтому своим негативным отношением он не может
расправиться с ней вплоть до уничтожения, другими словами, он только
обрабатывает ее,Напротив того, для господина непосредственное отношение
становится благодаря этому опосредованию чистой негацией вещи или потреблением;
то, что не удалось вожделению, ему удается — расправиться с ней и найти свое
удовлетворение в потреблении,Вожделению это не удавалось из-за самостоятельности
вещи, но господин, который поставил между вещью и собой раба [2], встречается
благодаря этому только с несамостоятельностью вещи и потребляет ее полностью;
сторону же самостоятельности [вещи] он предоставляет рабу, который ее
обрабатывает» [3].
О
господстве и рабстве первым внятно сказал Гегель в «Феноменологии духа», но А,Кожев
усматривает начало этой традиции задолго до Гегеля, в учении Аристотеля [4],По
его мнению, первым, кто заговорил о рабстве и господстве, был Аристотель.
Однако если у Аристотеля рабство и господство — это врожденные состояния людей,
то у Гегеля раб может стать господином, а господин может стать рабом,«Человек
не рождается рабом или свободным, но создает себя тем или иным в свободном и
произвольном Действии,Господин — это тот, кто шел до конца в своей Борьбе, с
готовностью умереть или добиться признания, тогда как Раб руководствовался
страхом смерти [5] и добровольно вошел в подчинение Господину, не добившись его
признания» [6],Речь идет о признании другого господином,Таким образом,
Человек может стать господином только за счет другого (Раба),И в этом
отношении Господина не было бы, если бы не было этого другого, поскольку, если
бы все были бы готовы к смерти, желали бы смерти в случае непризнания, то есть
были бы потенциальными Господами, то Борьба за признание осуществила бы это
желание смерти, в результате чего остался бы один потенциальный Господин,
который нуждался бы в признании, но это признание, которое получить было бы не
от кого, следовательно, он должен был бы осуществить свое желание смерти сам.
Но самоубийство есть погружение в телесность (вещность), следовательно, в
Рабство,Таким образом, только Раб, убив Господина, может доказать, что это был
именно Господин,«Смерть и Свобода представляют собой два («феноменологических»)
аспекта одного и того же; и сказать «смертен» — значит сказать «свободен», а
сказать «свободен» — все равно, что сказать «смертен»» [7].
Следовательно,
без Раба не бывает Господина,Господин не меньше зависит от Раба, чем Раб от
Господина,Оба этих состояния вытекают из состояния Человечности, в котором нас
уже застает рождение,Человек рождается уже не совсем животным»