Учебная работа № /8213. «Контрольная Философия права (тест № 1, тесты и вопросы к зачёту)
Содержание:
«Оглавление
1. Тест №1 1. Тест №1
1. Что представляет собой бытие с позиций онтологии? Убрать ненужное:
а) просто существовать;
б) существовать наряду с другими;
в) существовать во взаимодействии;
г) существовать в единстве с мировым целым;
д) существование само по себе.
2. К какому типу реальности относится право?
а) субьективная реальность;
б) объективная реальность;
в) идеальная реальность.
3. Из чего складывается правовая реальность (картина мира права)?
а) правовая идеология;
б) нормативно-правовые акты;
в) божественные заповеди;
г) правовая жизнь, правоотношения;
д) природа и ее законы;
е) космические основания права.
4. При каких условиях возможно существование мира права?
а) признание свободы воли;
б) признание возможности нормы должного (добра и зла);
в) божественного провидения.
5. Каковы необходимые и существенные элементы правовой реальности?
а) божественная мудрость творца;
б) совершенство человеческого разума;
в) естественные права человека;
г) позитивное право (система законодательства).
6. Каковые основные формы бытия права?
а) идея права (мир идей);
б) правовые нормы (законы);
в) правовая жизнь (взаимоотношения между людьми);
г) божественный разум;
д) космический разум.
7. Что составляет сущность и содержание идеи права?
а) минимум требований, который должен поддерживаться в обществе организованной силой государства;
б) воля и мудрость божественных установлений;
в) единство прав и обязанностей.
8. В чем выражается сущность и содержание правовых норм как бытия права?
а) суждение о должном;
б) актуализация и конкретизация правовых идей и принципов;
в) установленная субьектом власти норма поведения.
9. Что такое правовой закон?
Семинар 2. Правовая антропология и аксиология
1. Влияет ли концепция природы (сущности) человека на правопонимание? Если влияет, то как?
I а) да;
б) нет.
II а) человек – это абстрактный индивид, который руководствуется исключительно своими интересами (Г. Гоббс);
б) индивид руководствуется мотивами личного благоразумия, стремлением к самосохранению и счастью (Ж.-Ж. Руссо);
в) человек не «разумный эгоист», а моральное существо (И. Кант);
г) человек открыт миру и обладает уневерсальной способностью к свободным действиям (интерсубьективный)
2. Как из универсальной способности человека быть свободным вытекает возможность (понимание сути правил, способности к суждению), и необходимость (необходимые ограничение свободы) права? Убрать ненужное.
а) право способствует динамическому саморазвитию человека;
б) право препятствует трансформации свободы во вседозволенность;
в) право способствует сохранению природы человека.
3. В чем выражается самоценность и безусловная значимость прав человека? Убрать ненужное.
а) они обеспечивают каждому человеку условия его личной автономии и самореализации;
б) никто и никому не может у человека их отобрать;
в) человек не может сам от них отказаться;
г) права человека изначально присущи человеку, как творенью божьему.
4. В чем выражается «негативный смысл» прав человека, а в чем «позитивный смысл»?
а) свобода от…;
б) свобода для…;
в) свобода как вседозволенность.
5. Имеют ли регулятивное значение правовые ценности и оценки?
а) да;
б) нет;
6. Подлежат ли ценности оценке логической, эмпирической проверке и обоснованию?
а) да;
б) нет.
7. Направленность субъекта на определение ценности связана с достижением…?
а) материального интереса;
б) чувственного удовольствия;
в) постижение и удовлетворение смыслом жизни человека.
8. Что согласно Конституции России является высшей ценностью и как это влияет на создание права и механизм его реализации?
9. Назовите основные правовые ценности (по степени значимости для Вас). 3
2. Тесты и вопросы к зачёту 1. В чём, на ваш взгляд, выражается сущность и особенности философского подхода к изучению права?
а) изучение действующего, позитивного права;
б) изучение основных закономерностей возникновения и развития права;
в) определение внеюридических, предельных оснований права;
г) изучение понятийного аппарата правоведения в целом.
2. Что составляет особенности метода философии права?
а) описание, отражение права таким, каким оно является;
б) оценка права с точки зрения того, каким оно должно быть
3. Выберите из нижеперечисленных элементов те, которые относятся к структуре философии права:
а) социология права;
б) онтология права;
в) система понятий и категорий позитивного права;
г) антропология права;
д) гносеология права;
е) аксиология права.
4. С какими историческими эпохами ассоциируются для Вас следующие типы правопонимания: правовой объективизм, правовой субъективизм, правовой позитивизм, правовой интерсубъективизм?
а) современность;
б) Новейшее время;
в) Новое время;
г) Средневековье;
д) Античность
5. В чём, на Ваш взгляд, состоят мировоззренческо-методологические истоки, основные формы, достоинства и недостатки правового позитивизма?
6. В чём, на Ваш взгляд, состоят мировозренческо-методологические истоки, основные формы, достоинства и недостатки правового субъективизма?
7. В чём состоит гуманистический смысл естественно-правового мышления? Каковы основные типы концепций естественного права?
8. В чём, на Ваш взгляд состоят мировозренческо-методологические истоки, основные формы, достоинства и недостатки правового объективизма?
9. В чём сущность интерсубъективного осмысления права, каковы его мировоззренческо-методологические истоки, основные формы, достоинства и недостатки?
10. Каковы основные структурные элементы правовой реальности?
а) природа человека;
б) божественная сущность;
в) естественное право;
г) государственные предписания;
позитивное право.
11. Назовите основные формы бытия права?
а) воля и мудрость Бога;
б) природа человека;
в) идея права;
г) закон;
д) правовая жизнь (действия и отношения).
12. К какому типу реальности относится правовая реальность?
а) объективная реальность;
б) субъективная реальность;
в) идеальная реальность.
13. Как связаны между собой «образ человека» и «образ права»?
а) эгоистический индивид;
б) морально-автономный индивид;
в) человек, созданный по образу и подобию божьему;
г) право как способ человеческого бытия.
14. Какая, на Ваш взгляд, форма индивидуального бытия человека соответствует понятию «субъект права»?
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) личность;
15. В чем заключается основной принцип обоснования прав человека?
а) моральный критерий при установлении правопорядка;
б) необходимое условие самореализации человека;
в) личная автономия;
г) условия сохранения общества и государства;
д) стандарты для критики действующих законов и политико-правовых институтов.
16. Какое место занимают ценности в структуре человеческой деятельности?
а) основа дозволения, запрета и долженствования;
б) смысловой центр бытия человека;
в) создание, поддержание и укрепление социального порядка.
17. Каковы основные формы бытия ценностей?
а) общественные целевые ценности и идеалы;
б) предметно-воплощенные ценности;
в) божественные заповеди;
г) экзистенциальные
18. Назовите высшие ценности человека и дайте их краткую характеристику?
19. Как понималась свобода в разных исторических системах права: Античности, Средневековья, Нового времени и современности?
20. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «правовой идеал» и какую роль играет правовой идеал в правовой жизни? 9
Список литературы 21
1. Багирков В.С. Конституционное право Российской Федерации – М.:Проспект, 2010. – 330 с.;
2. Грачев Н.И. Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства – М.:Книга, 2009. – 190 с.;
3. Кузнецов В.Г. Философия и учение о праве – М.:Юристъ, 2007. – 179 с.;
4. Нерсесянц В.С. Философия права – М.:Юридическая литература, 2010. – 300 с.;
5. Семенов А.В. Сущность позитивного права – М.:Юрист, 2007. – 120 с.
»
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
что в рамках философии права могут различаться онтология, гносеология,
аксиология и логика[4].
Правовая онтология
определяет природу (сущность, бытие) права.
Правовая гносеология устанавливает, можно ли познать право,Ее задача заключается в том,
чтобы оценить эффективность эмпирического познания права.
Правовая аксиология – это дисциплина, задача которой заключается в систематизированном и
целостном ответе на основные вопросы права: должно ли право претворять в жизнь
ценности, и если должно, то какие? Должен ли человек активно бороться за выбор
этих ценностей и их осуществление или это происходит стихийно, без его
сознательного участия? Существуют ли объективные, бесспорные ценности или они
являются субъективными, произвольными? Правовая аксиология определяет, какие
ценности являются правовыми, т. е,какие ценности должно претворять в
жизнь право, какова их природа, являются ли они субъективными или объективными,
каково их соотношение, отношение к другим, неправовым ценностям, каким образом
и в какой степени они могут быть познаны, могут ли они быть реализованы, и если
да, то в какой мере.
Главная задача правовой логики
– установить, существует ли особая правовая логика, каковы основные логические
правила правового мышления и как они конкретно применяются в области права.
Философское же постижение правовой
реальности началось с разграничения права на естественное и позитивное
(положительное).
Суть идеи естественного права
заключается в том, что наряду с правом, созданном людьми и выраженном в
законах, существует естественное право – сумма требований, в своей исходной
основе рожденных непосредственно, без какого-либо людского участия, самой,
натуральной жизнью общества, «природой», объективными условиями
жизнедеятельности, естественным ходом вещей,К числу таких требований
относятся, например, право первенства, право старшинства, право народов на
определение своей судьбы и т. д.[5].
Естественно-правовой подход связывает
рассмотрение юридических проблем с основными человеческими ценностями:
свободой, правом на жизнь, независимым статусом человека и др,В то же время он
ориентирует на естественную, а, следовательно, живую, развивающуюся
действительность, в том числе и с точки зрения требований и норм, касающихся
взаимоотношений с природой,Как показал Г. В. Мальцев, в отношении
прав человека, обращенных к природе, природной среде, требуется «переосмысление
на базе новейших естественно — научных и общественных знаний идеи естественного
права и естественной справедливости ..,указывающих на меру и нормы, с которыми
должен считаться человек, стремясь установить сбалансированные отношения между
обществом и природой»[6].
Естественно-правовой подход при рассмотрении
вопросов права имеет существенное методологическое значение еще и потому, что
требования естественного права обладают свойствами, близкими к свойствам
явлений природного, естественного порядка,А именно – абсолютной
безусловностью, категоричностью, неподвластностью конкретным ситуациям (в том
числе произволу, усмотрению отдельных лиц), неотвратимостью спонтанного
наступления отрицательных последствий при игнорировании естественно-правовых
требований.
В реальной человеческой жизни некоторые
элементарные требования жизнедеятельности (такие, как императивы «старшинства»,
«первенства», «очередности») действительно довольно прочно утвердились в виде
безусловных, бесспорных,Отсюда и последствия, имеющие важное значение для
позитивного права, понимания его особенностей, существенных для его развития
качеств.
§ 1 Классическая философия права
Кантианская философия права.
Философия права Иммануила Канта (1724 – 1804)
в систематическом отношении примыкает к «Критике практического разума»,Кант
считает возможной независимую от опыта философию права и разрабатывает эту
философию, обосновывая нормативные принципы права a priori,Сначала он ведет речь об априорных
основаниях правового строя.
Согласно Канту, существуют определенные
«чистые» (от опыта) представления сознания, наблюдения и идеи, данные человеку
от опыта (a priori) и необходимые для того,
чтобы опыт был возможен, чтобы он протекал в формах, доступных человеческому
пониманию.
Само понятие права Кант считал априорным,
однако это не означает, что его суть является непосредственно доступной
познанию: «Понятия, данные в a priori,
(например, право, причина, субстанция, справедливость и т. д.), строго
говоря, не поддаются дефиниции»[7].
Кант понимал, что проблема
правопонимания столь важна сама по себе, сколь важно ее правильно поставить,
сформулировать,«Вопрос о том, — писал он, — что такое право, представляет для
юриста такие же трудности, какие для логики представляет вопрос, что такое
истина».
Индивид, по Канту,
есть существо, в принципе способное стать «господином самому себе» и потому не
нуждающееся во внешней опеке при осуществлении того или иного ценностного и
нормативного выбора,Но далеко не всякий использует индивидуальную свободу
только для реализации «категорического императива», сплошь и рядом она
перерастает в произвол,Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по
отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант
называет правом,Оно призвано регулировать внешнюю форму поведения
людей, выражаемые вовне человеческие поступки»