Учебная работа № /7136. «Курсовая Нравственность, свобода, право
Содержание:
Введение 3
1.1. Определение и сущность понятий нравственность, свобода, право 5
1.2. Проблемы нравственности, свободы, права и их соотношения в прошлом 9
1.3. Проблемы нравственности, свободы, права и их соотношения в современной философии 22
Заключение 29
Литература 30
1. http://ru/wikipedia — Википедия. Свободная энциклопедия.
2. Белик К.Н. Проблема нравственности и русская философия. — www.vseedinstvo.narod.ru
3. Кохановский В.П. История философии: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 576 с.
4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 519 с.
5. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2004. — 880 с.
6. Нерсесянц В.С. Право и культура: предмет и проблемы юридической аксиологии. – М.: Центр правовых исследований и развития законодательства. – 2005.
7. Прокофьев А.В. Нравственность и свобода воли / Александр Прокофьев // Этическая мысль – 2000. – С.80-96.
8. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 800 с.
9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с.
10. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. — М.: Владос, 1998.- 264 с.
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
щедрости…» [1],Взгляды Аджиты нашли отражение и в других па-лийских
текстах,В «Брахмаджала-сутте» в числе многих философских групп эпохи
Будды названы и «те, кто учат о разрушении» (учч-хедавпдины), и
считают, что человек после смерти полностью распадается на составляющие (со
всеми вытекающими из этого последствиями),А джатака № 491 содержит стих, по
которому «Иные говорят: «Богов нет, жизнь завершается уже здесь на
земле, и добрые и злые получают свою плату»».
Позиция
Аджиты отличается не меньшей цельностью, чем доктрина Пурана Кассапы: его
«этика» полностью соответствует его «логике» и
«физике»,Из того, что органы чувств являются единственным источником
наших знаний обо всем, следует достоверность существования только телесных
образований [2]; телесные же образования полностью разрушимы; значит, от
человека ничего не остается; следовательно, результаты любых хороших поступков
— нулевые (а те, кто считают противоположное, соответственно, либо глупцы, либо
лицемеры),В общей историко-философской перспективе предельно ясное учение
Аджиты позволяет понять, что все последовательно материалистические учения,
которые оставляют место для морали (типа марксизма или фрейдизма) являются в
основе своей непоследовательными, поскольку их «этика» находится в
прямом противоречии с их «физикой».
Противником
Аджита Кесакамбалы был один из выдающихся философских умов шраманской Индии
Пакудха Каччаяна, который полемизировал с материалистами, включая в число
субстанций (а это был первый в Индии опыт построения выверенной системы
«атомарных» — не сводимых друг к другу — первоначал микро- и
макрокосма) и духовное начало,В своем ответе тому же царю Аджаташатру на тот
же самый вопрос Пакудха утверждает: «Великий царь! Имеют-
1
Pali Text Society..,P,55.
2
При этом, как видно из цитированного фрагмента, Аджита считает в сравнении с
четырьмя материальными стихиями в определенной мере иллюзорными даже
воспринимаемые феномены.
ся
семь начал, [никем] не сделанные, не произведенные [непосредственно], не
произведенные [опосредованно], «неплодные» [1], прочные, как вершины
гор, неколебимые, как колонны,Они не движутся, не изменяются, друг с другом не
сталкиваются, не являются друг для друга причинами радости, страдания, а также
радости и страдания [одновременно],Каковы же эти семь? Это начало земли,
начало воды, начало огня, начало ветра, радость, страдание и одушевляющий
принцип — седьмое..,Потому никто не убивает и не заставляет убивать [другого],
не слушает [наставления] и не наставляет [сам], не познает [ничего] и [никого]
не учит,И если даже кто-нибудь раскроит [кому-нибудь] острым мечом череп, он
не лишит его жизни, ибо меч пройдет через «границы» [этих]
начал» [2].
Имморалистическая
позиция Пакудха Каччаяны выражена (в отличие от «откровений» Пурана
Кассапы) контекстно, но никаких сомнений относительно ее наличия быть не может.
Помимо того, что его изысканная философия позволяет оправдать любое злодеяние
(субъект которого, как, впрочем, и объект, по определению являются анонимными),
она имеет весьма солидный онтологический базис — в виде непреодолимости
«границ» между онтологически «разнослойными» конституэнтами
человеческой природы.
От
эксплицитного нравственного нигилизма правомерно отделять и тот имплицитный,
который мы обнаруживаем у общепризнанного лидера адживиков Маккхали Госалы,
изложившего тому же царю Аджаташатру свою детерминистскую космологию, в которой
не нашлось места для результативности человеческого действия,»Великий
царь! — ответил владыке Магадхи на его вопрос о плодах подвижничества Госала,-
Нет ни основания, ни причины нечистоты живых существ: без основания и без
причины становятся они нечистыми»