Учебная работа № /6935. «Контрольная Контрольная по Философии, часть 4 (Соловьев)
Содержание:
ЧАСТЬ 4
4. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЙ НА ДИСКЕ ТЕКСТ №4.*…
и выполните следующие задания:
Определите примерные (насколько возможно точные) время и место создания приведенного текста, охарактеризуйте вклад его автора в историю мировой философии и культуры (укажите его ключевые идеи и основные произведения).
Определите центральную тему текста. Сформулируйте главный (по вашему мнению) вопрос, на который ищет ответа в данном тексте его автор.
Сформулируйте своими словами несколько ключевых положений, которые (по вашему мнению) в наибольшей степени характеризуют философскую направленность данного текста. Подкрепите свой ответ соответствующими цитатами.
Выделите ключевые философские категории и понятия, используемые и (или) подразумеваемые в данном тексте. Дайте им краткие определения.
Определите философское направление (течение, школу), идеи которого(ой) представлены в тексте. Кратко его(ее) охарактеризуйте, перечислите основных представителей.
Приведите в качестве примера философское направление (течение, школу), идеи которого(ой) альтернативны представленным в данном тексте. Обоснуйте свой выбор.
Приведите в качестве примера какого-нибудь другого философа (кроме автора), которому тоже вполне мог бы принадлежать данный (или похожий на него) текст. Объясните, почему Вы выбрали именно этого философа.
Приведите в качестве примера философа, которому никак не мог бы принадлежать данный (или похожий на него) текст. Объясните, почему Вы выбрали именно этого философа.
В чем Вы согласны с автором данного текста? Аргументируйте ответ.
В чем Вы не согласны с автором данного текста?
Аргументируйте ответ и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию.
ТЕКСТ № ______
___«Оправдание добра. Нравственная философия» – произведение Вл.Соловьева, изданное в 1897 (последнее издание: Соч., т. 1. М., 1988) и призванное, по замыслу автора, стать первой частью системы «положительной» философии «всеединства», которую он подразделял на три части: этическую, гносеологическую и эстетическую, выражающие соответственно нравственную деятельность, теоретическое познание и художественное творчество. Соловьеву удалось завершить только первую часть своей системы. Соловьев Владимир Сергеевич [16 (28) января 1853, Москва – 31 июля (13 августа) 1900, с. Узкое, близ Москвы] – русский философ, поэт, публицист, литературный критик. Сын историка С.М.Соловьева. По окончании в 1873 историко-филологического факультета Московского университета в течение года учился в Московской духовной академии. В 1874 защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов» и был избран доцентом Московского университета по кафедре философии. В течение года (1875–76) занимается в библиотеках Лондона, где изучает гл.о. мистическую и гностическую литературу – Беме, Парацельса, Сведенборга, каббалу, увлекается оккультизмом и спиритизмом. Натура поэтическая, впечатлительная, Соловьев обладал, видимо, медиумическими способностями, несколько раз имел видения Софии, или Вечной женственности, – об одном из них, бывшем в 1875 в Египте, он рассказывает в поэме «Три свидания». По возвращении в Россию вновь читает лекции в Московском университете, но в 1877 из-за раздоров в профессорской среде покидает кафедру и поступает в Петербург на службу в Ученый комитет Министерства народного просвещения, читая в то же время лекции в Петербургском университете и на Высших женских курсах. В 1877 публикует работу «Философские начала цельного знания», а в 1878 выступает с циклом лекций «Чтения о Богочеловечестве». 28 марта 1881, после убийства народовольцами Александра II, Соловьев прочел публичную лекцию о несовместимости смертной казни с христианской нравственностью и, осудив цареубийц, призвал царя не казнить их. Выступление вызвало резкую реакцию, отношения философа с властью были испорчены, и он ушел в отставку, занявшись публицистической деятельностью. В 1890-х гг. пишет статью «Смысл любви» (1892–94), трактат по этике «Оправдание добра» (1894–95, отдельное издание 1897), предлагает новое осмысление теории познания в статьях, объединенных под названием «Первое начало теоретической философии» (1897–99); последняя значительная работа «Три разговора» (1899–1900) посвящена проблеме зла. Он умер в подмосковном имении своих друзей – князей Трубецких.
Философская система Соловьева строится по исторической схеме как история развития мирового духа. Он отказывается от секуляризма, которым проникнута европейская философия Нового времени, и стремится обрести цельное знание, предполагающее единство теории и жизненно-практического действия. Его цель – «ввести вечное содержание христианства в новую соответствующую ему, т.е. разумную безусловную форму». Как и славянофилы, Соловьев критикует отвлеченное мышление, в частности идеализм Гегеля, с позиций спиритуалистического реализма, требующего различать мышление, мыслящего субъекта и мыслимое содержание – моменты, совпадающие у Гегеля в понятии абсолютной идеи. Подлинно сущее, по Соловьеву, – не понятие и не эмпирическая данность, а реальное духовное существо, субъект воли – сущее. Реальностью обладают только духи и души, носители силы и воли, эмпирический же мир Соловьев вслед за Кантом и Шопенгауэром считает лишь явлением. Первое и верховное сущее – Бог определяется Соловьевым в духе неоплатонизма и каббалы как положительное ничто, которое есть прямая противоположность гегелеву отрицательному ничто – чистому бытию, полученному путем абстрагирования от всех положительных определений. Определив сущее как являющееся, а бытие как явление, Соловьев тем самым интерпретирует связь Бога и мира как связь сущности и явления, устанавливая между трансцендентной основой мира и самим миром отношение необходимости, постигаемое рациональным путем – с помощью т.н. органической логики. Соловьев оказал сильное влияние на философскую мысль в России. Под знаком его идей шло развитие религиозной философии конца 19–20 вв., в частности братьев С.Н. и Е.Н.Трубецких, Н.О.Лосского, С.Л.Франка, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева и др. Не меньшее воздействие оказал Соловьев и на русскую литературу, на символистов – Блока, Белого, Вяч.Иванова и др. Именно Соловьеву обязан русский серебряный век той мистико-гностической прививкой, характерной для атмосферы духовной жизни предреволюционного периода в России.
Форма заказа готовой работы
Выдержка из похожей работы
русского самосознания (следовательно, и основой права) должен быть не простой
формализм закона, а благо бытия, исходящее от Бога, — благодать.
Вся
история развития российского общества, вплоть до революции 1917 года,
развивалась сквозь призму православия, и проблема терпимости по отношению к другим
конфессиям, культурам, этносам решалась и контролировалась государством и Церковью.
В
России эта проблема всегда была актуальной в связи с особым географическим
расположением и обширным этническим составом России,Не теряет она своей
актуальности и в наши дни,Как уже было отмечено, в истории России всегда имело
значение соотношение религии и государства, религии и права, в связи с ее поликонфессиональностью.
Уже само перечисление конфессий — буддизм, православие, ислам, наводит на мысль
о не случайном образовании в России своеобразной правовой семьи,В конфессиональной
основе российской культуры есть черты, предрасполагающие к диалогичности,Но, не
смотря на присутствие множества конфессий, Россия общепризнанно считается
именно православной державой и в вопросах взаимоотношений конфессий последнее
слово всегда оставалось за православной церковью и государством,Проблема
толерантности, в современном ее понимании, распространяется далеко за пределы
взаимоотношений религиозных объединений,В этой связи интересен вывод протоирея
Владимира Мустафина о том, что «в основе подлинной нравственности вовсе не обязательно
лежит христианское вероучение, так как христианские нравственные основы имеют
много общего с нравственным учением других религий»1,Особенно важно это
применительно к существующим в России конфессиям, так как влияние
конфессиональных установок и ценностей отражается не только на философско-мировоззренческих
особенностях этноса, но и на его психологии, в том числе и на правосознании, на
способности сосуществовать в едином обществе с другими нациями.
В
современном российском обществе проблема толерантности приобрела несколько иной
характер, да и само понятие терпимости распространяется на более широкие сферы
общества,Согласно Декларации принципов терпимости «Терпимость означает
уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего
мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой
индивидуальности,Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли,
совести и убеждений,Терпимость — это гармония в многообразии,Это не только
моральный долг, но и политическая и правовая потребность,Терпимость — это
добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене
культуры войны культурой мира»2.
Общие
тенденции развития современного демократического общества России
свидетельствуют о том, что принципы терпимости распространились не только в сфере
религии и нравственности, но и особенно в сфере политической и правовой,С точки
зрения построения гражданского общества и обеспечения права каждого на свободу
выбора, совести, очень важно взаимодействие политики с другими подсистемами
общества,В этой связи, как уже отмечалось ранее, на становление и развитие
российской государственности так или иначе большое влияние оказали
философско-правовые концепции русских мыслителей»